Открывайте Аввакума пророка, Амоса – пророк веры. Не хотим попробовать. Взяли бы, да и встали. Нет. Это программа, а что там? «Окна», надо посмотреть. Чего вы смотрите «Окна»? Не нужно туда смотреть, в эти окна. Нет, смотрят. А вот встали бы пораньше, и это усердие, эта маленькая жертва Богу. Человек жертвует самым, можно сказать, драгоценным: после снов своих – и вдруг он Богу уделяет какие-то полчаса, как дар Богу, чтобы помолиться, когда весь спит. И вот в этот-то момент надо встать бы и помолиться, как делали наши предки. Как они любили ночную молитву! И Господь по их молитве давал. Смотрите, 2-я глава Аввакума: «На стражу мою стал я [были сторожевые башни, на которых стояли на страже. Стража длилась 3 часа, допустим. Менялись стражники, был пароль, крепостные стены, на углах башни сторожевые – и так стерегли город, – на стражу мою стал я, – на молитву], и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать [на башне можно стоять и в комнате: ты как страж встал на башню, встал у себя перед иконами, – наблюдал, чтобы узнать], что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?» ( Аввак. 2:1 ). Что скажет Он во мне, опять-таки – не вне меня, а во мне. Вот это метода богопознания. Всё сводится к внутреннему: и вся внутренняя моя имя святое Его. Нет, вне себя. Чего ссылаться на чужой религиозный опыт? Это опыт того человека, и вы, как человек, его не повторите никогда. Индивидуум неповторим. Господь запечатлел каждую личность Своим образом неповторимым, поэтому нужно исходить из себя. Тому нужно идти, а вам нужно сидеть дома. Этому нужно идти в народ, а для вас спасительнее дома. Вот и нужно выяснить, и Господь скажет обязательно внутри: что скажет Он во мне. Вот они  и не принимали сво , они отличали свою рефлексию – то, что рождается плодом его собственного размышления, – от того, что говорил ему Господь. Никогда пророк не говорил – истинный пророк: «Так говорит Господь». А говорил бы своё. Никогда. Бог предупредил Иеремию, что если ты скажешь не то, что Я повелю тебе, Я поражу тебя первым в глазах их (см. Иер. 1:17 ). Вот пророки и боялись такого, хотя они и обладали вон какими силами – им было будущее открыто, монархии – но им было сказано, что если исказишь хоть одно слово, Я поражу тебя в глазах их. Кому это было сказано? Иеремии при его призвании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Потом во Второзаконии написано: И я молился ( δεθην) вторично ко Господу как в первый раз ( Втор 9,18 ). И в Книге Эсфирь: И молился ( δεθη) Мардохей Господу, воспоминая все дела Господин и говорил: Господи, Господи, Царю Вседержителю ( Эсф 4,17 ). И Эсфирь молилась ( δετο) Господу, Богу Израилеву, и говорила: Господи мой, Царь наш ( Эсф 4,17 ). Примерами второго выражения служат следующие места. У Даниила: И став Азария молился ( προσηξατο), открыл свои уста среди огня и говорил ( Дан 3,25 ) 74 . И в Книге Товии: И в печали я молился ( προσηυξμην), и сказал: Праведен Ты, Господи, и все дела Твои; и все пути Твои милости и истина, и судом истинным и праведным судишь Ты во век ( Тов 3,1–2 ). Так как вышеприведенное место из Даниила снабжено обелом 75 в знак того, что в еврейском тексте его нет, и так как Книга Товии иудеями не признается за каноническую 76 , то приведу я место об Анне из первой Книги Царств: И молилась ( προσηξατο) она и горько плакала. И дала она обет, говоря: Господи воинств! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и т.д. ( 1Цар 1,10–11 ). И у Аввакума: Молитва ( προσευχ) Аввакума пророка, для пения. Господи, я рассматривал Твои дела и ужаснулся. Посреди двух животных познан будешь, при приближении лет откроешься ( Ав 3,1–2 ) 77 . Но преимущественно именно этой молитвой доказывается данный определении понятия о ней признак, тот именно, что προσευχ (хвалебная молитва) творима бывает молящимися с прославлением Бога. Но и у Ионы говорится: И помолился ( προσηξατο) Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня во глубину, в сердце моря, и течения окружили меня ( Ион 2,2–4 ). Для третьего выражения примеры у апостола (Павла), который по всей справедливости молитву ( προσευχ) усвояет нам, а ходатайство ( ντευξιν) Святому Духу, своим могуществом и правостью превосходящему того, за которого ходатайство Он принимает на Себя, ибо мы не знаем, о чем должны молиться, говорит апостол, и как надлежит молиться; но Сам Дух ходатайствует ( περεντυγχνει) за нас пред Богом воздыханиями неизреченными.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Ис. 28:16; 8:14 ). Как смотреть на 12-й стих в общей логической и психологической связи речи пророка? Естественнее всего понимать его, как уступку чувству любви пророка к соотечественникам. После того, как пророк изобразил весь ужас и страдания, которые должны испытать иудеи от халдеев, смирил и поверг в печаль иудеев, он проливает в сердца их мир и успокоение. Пусть иудеи, скажем мысль пророка, не пребывают безмятежно в своих грехах, пусть они ждут грозных халдеев и трепещут при имени их, но, когда они поверят пророчеству, то пусть не отчаиваются за свое спасение. Пусть они не забывают, что у них есть Иегова, любящий их и всемогущий, святый израилев. Он пошлет халдеев, верит пророк, не для истребления своего избранного народа, а для суда и обличения грешников и беззаконников. Эта светлая вера была необходима и для самого пророка, она должна была подкреплять его в тяжком служении. Авв. 1:13 Чисто око еже не видети зла, и взирати на труды болезненныя: Вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши, егда пожирает нечестивый праведного? По-русски: Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев, и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его... Пророк продолжает свое обращение к Богу. Он ранее признал, что халдейское нашествие должно быть судом для иудейских беззаконников. Это признание переносит теперь мысли пророка к современному нравственному состоянию еврейского народа, вызывавшему и прежде (2–4 ст.) его жалобы. Среди еврейского народа пророк видит распространение злодейства и притеснений 59 . Правосудный Иегова, требующий от людей правды и добра, не может, по верованию пророка, допускать беззаконий среди еврейского народа. Иегова чист очами, т. е. имеет чистый духовный взор, не помраченный собственными беззакониями, и не могущий смотреть на грехи других. Как телесный слепец не может видеть физических недостатков у себя и у других, так и духовный слепец, нравственно-преступный человек, не может замечать преступлений своих и чужих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Толковательные пособия у нас были: святоотеческия толкования: Ефрема Сирина (по рус. пер. 6-я часть его творений. М., 1887 г.), не на все книги; блаж. Феодорита (по рус. пер. 4-я и 5-я чч. его творений. М., 1857 г.), Кирилла Александрийского (частию по рус. переводу 9—12 чч. его творений, но переведены не все толкования, а частию по Миню 71—72 tt.), Феофилакта Болгарского (Migne. 126 t. — не на все книги), блаж. Иеронима (по рус. пер. его творений 12—15 чч. Киев, 1890 г.). Новые толковательные труды: Еп. Палладий. Толкование на 12 пророков. Вятка. 1872—1877 гг. Смирнов. Рязань, 1872—1874 гг. Толковая Библия (VII т. СПб., 1910 г.). Монографии на некоторые книги: Бродович. Книга прор. Осии (К., 1901 г.); Тюрпин. Книга пророка Софонии (Сергиев. Пос., 1897 г.), Тихомиров. Книга пророка Малахии (Сергиева Лавра, 1903 г.) и наши монографии на книги пророков: Амоса (К., 1897 г.), Михея (1890 г.) и Аввакума (М., 1887 г.). Иностранные труды: Keil und Delitzsch. Die zwölf kleinen Propheten. L. 1888 г. Knabenbauer. Com. in prophetas minores. Par. 1886 г. Филологические труды: еврейский словарь Гезениуса (Leipz. 1905 г.) и Шлейснера: Novus Thesaurus sive lexicon in. LXX. Leipz. 1820—1821 гг. Handwörterbuch der griechisehen Sprache. Schneider und Passow (Leipz. 1826 г.). Книга пророка Осии Глава 1 Ос. 1 :1. Слово Господне, которое было к Осии, сыну Веириину, во дни Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. Ос. 1 :2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу, и (роди) 2 детей блуда, ибо сильно соблудила земля (отступив) 3 от Господа. Ос. 1 :3. И пошел он и взял Гомерь, дочь Девилаима, и она зачала и родила ему сына. Ос. 1 :4. И сказал Господь ему: нареки ему имя; Иезраель, потому что еще не много (пройдет) 4 , и Я отомщу кровь Иезраеля 5 на доме Иудином, и упраздню 6 царство дома Израилева. Ос. 1 :5. И будет в тот день: сокрушу лук Израилев в долине Иезраелевой 7 . Ос. 1 :6. И зачала еще и родила дочь. И сказал ему (Господь) 8 : нареки имя ей: «непомилованная», ибо Я не буду более миловать дома Израилева, но буду всемерно противодействовать им.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. По связи с предыдущими стихами, нетрудно определить историческое событие, давшее повод для речи пророка. Пророк говорит о проложении Господними конями дороги через море и пучину великих вод. Очень ясно речь пророка напоминает чудесный переход Евреев через Чермное море. Господними конями пророк мог назвать Божию силу, помогшую Евреям перейти через море, в соответствии коням и колесницам Фараона, погубившим его войско. Древнее чудо давало и пророку повод надеяться на возможность повторения его и в будущее время. Так пророк Аввакум заканчивает ряд утешительных воспоминаний и ожиданий будущего спасения Иудеев. От ожиданий будущего спасения, мысль его невольно переносится к современному состоянию народа, и грядущим на него бедствиям. Он смущается, но вера в Господа скоро побеждает его смущение и вселяет веселие и радость в его сердце, несмотря ни на какие невзгоды отечества (16–19). Авв. 3:16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Очень резкий переход в речи пророка всегда затруднял толковников. Содержание настоящего стиха может быть понято только при сопоставлении его со вторым стихом. Оно может быть понято не в логической, а в психологической связи с предыдущей речью пророка. Пророк вспоминает о своем трепете, при получении Божия Откровения. По аналогии с трепетом, испытанным пророком неоднократно прежде, при получении Откровения о порабощении Иудеи Халдеями (1:12, 2:1, 3:2), можно думать, что и этот трепет вызван Откровением, о том же предмете. После ободрения себя верою во всемогущество Божие, неоднократно явленное в истории иудейского народа, пророк снова вспоминает о ближайшем будущем состоянии отечества и возвращается к тому душевному состоянию, какое описано им во втором стихе своей песни. Пророк повествует, что, услышав Божие Откровение о падении Иудеи, он вострепетал; вся внутренность 199 его, т. е. душа, со всеми своими силами и способностями, задрожала от страха; в устах зазвенело 200 , они стали бездейственны, как бездейственны бывают уши, оглушенные сильным звоном. Трепет и дрожь 201 проникли в кости и нижние члены тела 202 . Этот невольный трепет мучителен для пророка потому, что в, наступающий для его отечества, день бедствия, он должен быть спокоен. Верою в Бога он должен утешать и ободрять своих соотечественников, когда прийдет на них грабитель, т. е. Халдейский народ (cp. 1:6) 203 . Употребленное пророком описание собственного страха так естественно, что каждым переживается лично, а потому, и отдельные черты его речи не нуждаются в объяснении. От необычайного страха, пророк, впрочем, скоро оправился и в следующих стихах выражает свою вполне непоколебимую веру. Авв. 3:17

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

16.12.2014. Прямой эфир. Протоиерей Андрей Ткачёв. 26.12.2014 09:44:51 Протоиерей Андрей Ткачев       Добрый вечер, друзья мои. С вами протоиерей Андрей Ткачёв. Наша встреча посвящена пророку Божию Софонии и его книге.        Память пророка Божьего Софонии празднуется 16-го декабря по григорианскому календарю. Существует правило, что если в литургическом календаре присутствует день памяти святого - автора книги, вошедшей в Библейский канон - допустим, Иов, или Павел, или Моисей, или Давид, или Софония -  то почтить этого священного писателя  лучше всего участием  в Литургии, а также чтением книги, написанной им или записанной с его слов. Таким образом, мы соединяемся с духом этого человека и открываем для себя слова Божии, которые были сказаны через него. Люди Божии, это некие ретрансляторы, если говорить современным языком, они принимают и передают внушения Господни. Софония - один из них. Он - один из малых пророков. Мы приближаемся к Рождеству. Уже была память пророка Аввакума, потом будет Захария, Аггей и т. д. И вот Софония. Его место здесь. Лишний раз я хотел бы подчеркнуть своё всегдашнее желание, обращённый к людям призыв, чтобы мы читали Священное Писание. Потому что оно есть Сила Божия ко спасению всякому верующему.        Итак, мы читаем книгу пророка Софонии, в которой всего лишь три главы. Этот пророк Божий (еврейское произношение его имени звучит как Цфания), современник пророка Иеремии. Он жил в вавилонскую эпоху, когда главным врагом Израиля был Вавилон. В эту эпоху и было пленение. Мы будем читать не все подряд, плотным текстом, а по стихам, и не все стихи; некоторые стихи я буду подвергать остановке, чтобы мы полюбили Писание и почувствовали его вкус.        Итак, первая глава. Начинается книга пророка Софонии словами: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Перечисляются четыре человека в роду Софонии. Т.е. напоминаются отец, дед, прадед и прапрадед. Таким надписанием характеризуются далеко не все книги Священного Писания.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Авв. 3:8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Пророк объясняет причину и цель грозных явлений природы, предшествовавших и следовавших за Синайским законодательством. Пророк отвергает мысль, что чудеса на реках и на море служили выражением гнева Господня на эти неодушевленные и неразумные предметы природы. Соответственно контексту, естественно видеть у пророка воспоминания о чудесном переходе Иудеев через Чермное море и Иордан ( Исх. 14–15 ; Нав. 3–4 ). Эти чудеса, нарушавшие обычное течение воды в море и реке, вызваны, по мнению пророка, спасительным шествием Господним. Господь восшел на Своих спасительных коней и на колесницы, т. е. воспользовался теми средствами, какие употребляют люди во время путешествий. Подобным образом, нередко библейские поэты описывают шествия Господни. Напр., Давид говорит о шествии Господа на крыльях херувимов и ветра ( Пс. 17:11 ), на тысячах колесниц ( Пс. 67:18 ). Коням и колесницам Господним пророк придает спасительный характер, потому что шествие Господне имело целью спасение Иудейского народа (Исх. 14:13), выполнение клятв, данных иудейским патриархам о спасении их и всего человечества (см. 9-й ст.). Как в предыдущем, так и в настоящем стихе, пророк воспоминает весь период спасительного шествия Господа с Иудеями из Египта в обетованную землю. В выражениях пророка о спасительном характере древних чудес, более и более проясняется смысл речи пророка; своим воспоминаниям он придает значение надежды на будущее 179 спасение Иудеев от всех опасностей. Авв. 3:9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Пророк точнее определяет спасительный характер древних Господних чудес. Подобно тому, как люди употребляют различные военные орудия для защиты себя и поражения врагов, так пророк приписывает и Господу обладание употребительным в древности военным орудием – луком. Лук Господень, по взгляду пророка, обнажался, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Книга открывается глубоко сокрушительными жалобами пророка и Церкви к Богу на безнаказанное господство нечестия (1, 2–4). Эти жалобы высказываются прямо и отрывочно, без всякого исторического указания на какое-нибудь обстоятельство, послужившее поводом к ним, потому что такой повод был для всех слишком известен и они высказывались, очевидно, не в первый раз, как показывает и начальное слово: доколе. «Доколе, Господи, взывать мне, – и Ты не слышишь» (1, 2)?... То же – кратко, что подробнее в Псалмах: «доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь сокрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать в душе своей советы, томиться в сердце моем день и ночь? Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися. Возвысься Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе нечестивым, Господи, доколе нечестивым торжествовать? Они изрыгают хулы; говорят дерзко; величаются все, делающие беззаконие... Вдову и пришельца убивают и сирот умерщвляют. И говорят: не увидит Господь и не узнает Бог Иаковлев» ( Пс.12:2,3 ; Пс.93:1–4,6 ). Видно, что пророк не мог утешиться в своей молитве, доколе не приблизилась она к Богу, и не отступал, доколе не посетил Вышний, не малодушествовал, не унывал в молитве ( Сир.35:17,18 ; Сир.7:10 ; Лк.18:1 ) по написанному: надейся на Господа, будь мужествен; да будет сердце твое крепко, надейся на Господа ( Пс.26:14 ). О содержании и основании дерзновенных вопросов пророка достаточно сказано уже выше, и мы можем здесь привести только назидательное, по поводу их, примечание Иеронима: «Подобные речи, говорит бл. учитель Церкви, высказываются людьми, незнающими непостижимых судов Божиих и глубины богатства, премудрости и разума Божия; ибо не так видит Бог , как видит человек. Человек смотрит только на настоящее, а Бог знает будущее и вечное. И бывает здесь то же, что с больным горячкой, когда он требует холодной воды и говорит врачу: терплю я насилие, мучусь, горю, нахожусь при последнем издыхании; доколе же, врач мой, я буду вопиять и ты не услышишь? Премудрый и милосерднейший Врач отвечает ему: я знаю, в какое время должно дать тебе, чего ты требуешь; не оказываю милости тебе сейчас же, потому что эта милость была бы жестокостью и что желание твое идет против тебя. Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, иногда не слышит вопиющего, дабы испытать его, дабы более побудить его к молению и, как бы искусив огнем, сделать его праведнейшим и чистейшим. Это-то разумел Апостол, сподобившийся помилования от Господа, когда говорил: не будем унывать в скорбех ( Еф.3:11 ), когда благословлял он Бога во всякое время ( Пс.33:2 ) и знал, что претерпевый до конца той спасется» 44 , и т. д. VI. Первое отделение книги (1, 5–17): а) его изложение

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Здесь дано описание полного оскудения земли израиль­ской вследствие её расхищения и опустошения. Природа по­трясена, растительность исчезает, земля теряет своё плодородие, стада стали добычей победителя, полное опустошение и оскудение поразило плодородную землю, текущую молоком и мёдом. И вот, хотя все это будет, «хотя () смоков­ница не расцветёт, и не будет плода на виноградных лозах, и дело маслины обманет, будет изведён мелкий скот из загона, и крупный скот из стойла (ст. 17), но и тогда, говорит пророк, о Господе (собственно – в Господе) буду радоваться и веселиться о Боге спасения моего (ст. 18)». Вера пророка преодолевает страх бед и несчастий. Успокоение во всех бедах пророк обретает в Боге, как Иегове и своём Боге-Спасителе ( ); как и в стихе 14, это – местоимение первого лица ед. числа, сле­довательно, в лице пророка представляется весь народ. Таким образом, для пророка приносит отраду, успокоение и твёрдую уверенность сознание, что Бог есть Бог Завета, неизменно верный Себе () и Бог-Спаситель, Который избавил Израиля от всех врагов его, поможет ему (ср. напр., выразительные места – 1Цар. 14:6 ; 2Пар. 32:11 ; Пс. 3:8; 17:4749; 139:8 ; Ис. 17:10; 19:20; 49:26; 60:16 ; Иер. 3:23 ; Мих. 7:7 ; Соф. 3:17 ; Зах. 9:9 ). Пророк говорит, что он будет радоваться ( от ) и веселиться ( от ), восторгаться и лико­вать (ср. Пс. 29:11 ; Пс. 34:9; 63:11 ). Так снова возвещает пророк свою крепкую веру в Господа, веру, которая не смотря на ужасы и бедствия народа, пригибающие его к земле, их преодолевает. Но это потому, что свою радость и силу он находит в Боге. Аввакум близок к Исаии в молитвах своего творчества; и, кажется, следующие слова Исаии могут быть наилучшим объяснением ст. 18. «Господь... даёт силу ослабевающему и подкрепляет изнемогающего. Ослабевают юноши и утомляются и находящиеся в полной готовности () падают; а надеющиеся на Господа – обно­вятся в силе (Венск., – получат новую силу), поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся» ( Ис. 40:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

328 Пр. Аввакум в 2:18–20, говоря о бесполезности идолов, употребляет и и . Отсюда, он имел пред собою всю теперешнюю книгу пр. Исаии, в которой находились оба выражения, – и пользуясь 40-ю и другими главами, вспомнил из 1-й характеристическое название идолов – собственно: «ничтожный». Ср. еще Пс.96:7 и 95:5, написанные, вероятно, во время нашествия Сеннахерима. 331 43:12: «Я предрек и спас, и нет Спасителя, кроме Меня». Здесь предсказание будущего представляется, как доказательство силы Господа спасать. 333 44:3, 4: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих; и будут расти между травою, как ивы при потоках вод»; 58:11: «и будет Господь вождем твоим всегда и во время засухи всегда будет насыщать душу твою и утучнять кости твои; и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут»; ср 66:14 и 56:3...; о народах в 40:24 говорится: «едва они посажены, – едва посеяны, едва укрепился в земле корень их» – , как в 5:24; 14:30, ср. 6:13. 334 На эти образы, напоминающие конец 6-й главы, нарочно обращено особенное внимание, чтобы легче можно было убедиться в действительном полном единстве словесного выражения во всей книге. Всего более оснований судить о характеристических особенностях последнего по 6-й главе, так как там описывается «видение», бывшее пророку при призвании, положившее, как само собою понятно, самые глубокие следы на мысли и на словесном выражении пророка. Но следует только прочитать главу последовательно, чтобы видеть, что действительно вся книга написана пророком, находившимся под неотразимым влиянием этого видения, а не подражавшим лишь приемам другого писателя. Так, ст. 1: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» ср. с 2:2, 11–12; 5:15–16; 13:4; 19:1; 26:21; 33:5, 10; 57:15; 60:13 (о храме, как месте обитания Господа), 66:1, 6, ср. 14:13; 40:22, 26 и др. Ст. 3-й и 5-й: «свят, свят, свят, Господь Саваоф, вся земля полна славы Его!» «Глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ср с 2:10; 3:8; 12: 4, 6; 24:14, 23; 28:5; 33:17, 22; 35:2; 40:5; 41:21; 44:6; 60:19, 1; 66:5... и со всеми теми местами, где Господь называется «Святый Израилев», «Святый», «Господь Саваоф». Стих 5-й: «я человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами» ср. с 3:8; 9:17; 29:13; 59:3 и 21... Стихи 6–9-й – о «прикосновении к устам», «очищении греха» (или «удалении») и «посланничестве» пророка со «словом» к Израилю ср. особ. с тою же 59:21; 55:11; 48:16; 9:8; 61:1 и др. О стихе 9-м: «очами смотреть будете и не увидите» и т. д. нет нужды снова говорить; «ушами с трудом слышат» ср. с тою же 59:1; «не обратятся» ср. с повторяемым по всей книге выражением «остаток обратится» и 1:27; 9:13; 19:22; (22:12); 31:6; 44:22; 49:6; 55:7; 59:20; «чтобы Я исцелил их» ср. с 19:22; 30:26; 57:18; 58:8; 61:1... О последних трех стихах главы 6-й также нет нужды упоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010