Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16-19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина – фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы – иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, c. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет », то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее... А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Если будем придавать речи пророка исторический смысл, будем считать ее воспоминанием о древних чудесах, то должны будем допустить указание на события, случившиеся в разное время. Стояние солнца и луны было при Иисусе Навине, а молнии сопровождали Синайское законодательство ( Исх. 19:16 ). Пророк вспоминает различные, наиболее величественные, чудеса из жизни Еврейского народа, и питает веру, что и в будущее 187 время Господь может совершить для Своего народа подобные же чудеса. Из представленного анализа песни пророка Аввакума (2–11), видно было, что к воспоминанию древних чудесных событий он везде довольно ясно присоединял надежду на повторение их в будущее время, и на будущее спасение Иудеев. Тем с большей ясностью просвечивает эта надежда в следующем отделе его песни (12–15). Чудесные события, имеющие сходство с древними чудесами, пророк здесь описывает уже, или как современные ему, или как будущие. Авв. 3:12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Если физическая природа трепетала и болела при явлении Господа на землю, то тем больший трепет вызван был явлением Господа в человеческом мире. Людям естественно было трепетать, потому что Господь, шествуя по земле, попирал и молотил 188 народы языческие 189 . Как измолоченный хлеб развеивается, так и измолоченные Господом народы должны рассеяться и навсегда потерять свою самостоятельность (ср. Мих. 4:13 ; Ис. 21:10 ). Поражение, при помощи Божией, врагов Иудейского народа совершалось неоднократно. В частности, пророк Аввакум, если был современник царя Езекии, мог быть свидетелем такого поражения Ассирийских войск у Иерусалима ( Ис. 36–37 ). Пророк, впрочем, шествие Господа и поражение врагов считает еще будущими событиями 190 . Авв. 3:13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Как прежде, описывая грозные явления природы, сопровождавшие шествие Господа по земле, пророк указывал на спасительный характер Его шествия, так и теперь, пророк оправдывает гнев Господа на языческие народы спасительными Его целями по отношению к Иудеям. Господь выступает, по пророчеству Аввакума, для спасения Своего народа, для спасения Своего помазанника 191 , т. е. Иудейского народа. С этой целью Господь попирает 192 главу нечестивого дома и обнажает нечестивый дом с основания – до верха 193 . Первая половина образа заимствована пророком от употребительного у древних народов обычая наступать на головы пленных врагов. ( Нав. 10:24 ). Этот обычай быль символом крайнего унижения порабощенных народов (ср. Мих. 7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

38:36 Кто премудрость... Перевод по конъектуре Ф. Штира. Темное место допускает самые различные толкования. 42:7 Стихи снова сменились прозой; этим подчеркнуто, что книга кончается так, как она началась, – идиллией. Поразительно, что автор после картин предельной патетики с высокой поэтической дерзостью решается кончить повесть в тонах сказочного юмора (чего стоят хотя бы «говорящие» имена трех дочерей!). Комментарии к Псалмам Давидовым 1:1 слова закона в уме его... Буквально – «шепчет он». 3:3 Села. Евр. [сэла] (с ударением на первом слоге). Общепризнано, что перед нами какая-то музыкальная или литургическая помета (встречающаяся в Псалтири 71 раз и в Книге Пророка Аввакума 3 раза); но ее значение до сих пор не выяснено. Во всяком случае, она лишний раз напоминает, что речь идет о тексте, предназначенном не просто к чтению глазами, но к проговориванию и выпеванию. 8:1 На гиттит. Предположительно музыкальный термин. Остается вопрос: есть ли это название музыкального инструмента или обозначение мелодии? 10/11:7 и праведник узрит лик Его! Возможно понимание: «праведника зрит лик Его» 19/20:10 Господи, спаси царя... По другому возможному пониманию, принятому, например, М. Бубером и А. Шураки – «спаси нас, Господи, Царь»; в таком случае речь идет о царском достоинстве Самого Бога. 21/22:1 На «Лань зари». По-видимому, речь идет о мелодии, на которую должен был исполняться псалом. 21/22:13 Васан (Башан) – удобное для скотоводства высокое плоскогорье к востоку от Иордана. 21/22:17 ...пронзили они руки мои... Глагол [каари], допускает различные понимания («связали» и др.); традиционное «пронзили», находящееся в согласии и с версией Септуагинты ρυξαν, букв, «прокопали», ср. ц.-слав. ископаша рц мои), относится к числу вполне возможных. 21/22:19 и мечут жребий об одежде моей! Эти слова уже с времен начального христианства особенно непосредственно соотносились с участью Христа на Голгофе. Ср. Ио 19:23–24: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части [...]; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании» – следует цитата из Псалма. Надо сказать, что из двух лексем, употребленных в тексте Псалма, первая ( [бэгэд] обозначает скорее верхнюю одежду (в переводе Септуагинты μτια «плащи»), и в таком случае вторая ( [левуш]) может относиться именно к хитону, т. е. к рубахе. Поздневизантийский толкователь говорит в этой связи: «...Заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. Прочие одежды они разделили на части, а хитон – нет, но дело о нем предоставили жребию». (Св. Евангелие от Иоанна с толкованием блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, Московское подворье Троицкой Сергиевой Лавры, 1996, с. 675).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

6.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? Второе вопрошание пророка (также имеющее целью обличить помышления современников) заключается в том, что халдеи, которые должны исполнить волю Божию, совершить наказание, более грешны, чем те, кого они придут наказывать за грехи. То, что делают они, гораздо более требует наказания, чем дела тех, кого они придут наказывать. Господь указывает на то, что каждый понесет ответственность за свои дела. То обстоятельство, что халдеи будут призваны для совершения суда над Израилем, еще их самих от этого суда не уводит. Ответ пророк должен записать, чтобы не только его современники его услышали, но и те, кого будут одолевать сомнения в последующих родах. « Отвечал мне Господь и сказал: “Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жить будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь...” » (Авв. 2:2-6). Здесь звучат слова: праведный верою жив будет. Это еще одна ступень к новозаветному откровению. Это пророчество апостол Павел цитирует дословно в трех своих посланиях: к Римлянам, Галатам и к Евреям, указывая на них как на основу жизни новозаветной Церкви. Напротив, надменность, которая приводит человека к тому, что он отвергает веру в Бога и начинает жить по своим собственным законам, свою силу поставляет себе богом, не дает успокоения, не дает жизни, сводит во ад. «Кто оказывает сомнения предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нем попечения. А кто верует изрекаемому Мною, и сообразно с сею верою проходит жизнь, тот пожнет плоды жизни. Посему, зная это, с верою прими предвозвещаемое тебе о царе Вавилонском» т.30, с. 28]: « Как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы... » (Авв. 2:8) Непреложный закон, о котором говорили все пророки, остается в силе.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Вот уже совсем бедный народ на краю гибели; но про­рок восклицает: Ты пронзаешь копьями его головы вождей его, (когда) они, как вихрь ринулись разбить меня в радости, (думая) поглотить бедного тайком, скрытно. Слово (от гл. – прорезывать, бороздить, разнимать, разбирать, разрешать) означает – судия, правитель. Это слово Gesenius15, собственно отказывается разбирать (unsicheres Wort), указывая на δυνατν у LXX-mu и bellatorum в Вульгате. – значить колоть, прокалывать, просверливать, пронзать ( 4Цар. 12:10 ; Иов 40:24, 26 ). – единственный раз в Библии является такою формою множественного числа от – с суфф. и значит сук, прут, палка, здесь в значении дротик, копьё. LXX перевели это слово чрез ν τει, ничего общего по значению с ним не имеющее, и догадаться, какое стояло здесь слово для LXX-mu, или по­чему в тексте LXX-mu появилось ν τει, мы отказываемся. Вульгата считает за прямое дополнение (baculos). Добавим только, что поправка суффикса третьего лица на суффикс второго, предлагаемая некоторыми новейшими учеными 216 , согласуется с общим смыслом текста и весьма подходила бы как параллель – стиха 15. – взято здесь собирательно, ибо пророк здесь говорит вообще о главах предводителей вражеских армий. Образ здесь напоминает 1Цар. 14:20 , где говорится о филистимлянах, направлявших меч друг против друга от страха и ужаса пред Саулом и Ковчегом Завета. Также и в 2Пар. 20 повествуется, что в царствование верного Гос­поду Иосафата Моавитяне, Аммонитяне и некоторые другие народы пошли войной на благочестивого царя. Постом и молитвою народ снискал милость Божию, и Господь сказал устами пророка (Иозиила): не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша это война, а Божия... Не вам сражаться на сей раз. Вы станьте, стойте и смот­рите на спасение (помощь, победу) Господне вам... И когда Иудеи были лицом к лицу с врагом, во время их усердной молитвы, восклицаний и славословий, «Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и оби­тателями горы Сеира, пришедшими на Иудею и были они по­ражены, ибо возстали Аммонитяне и Моавитяне на обитате­лей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

И если мы посмотрим книгу пророка Исаии, мы увидим несколько мест, где Исаия говорит о Боге как об Отце, где Бог говорит о Мессии как о Своем Сыне. Мы увидим несколько мест, где будет особым образом появляться Дух Божий как особое действующее лицо. То есть, уже в Ветхом Завете есть это откровение о Боге как Троице, все это мы тоже увидим. Пророк Аввакум Есть замечательный кусочек в пророке Аввакуме –  Авв.2:4 «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Для Ветхого Завета характерно, что праведный жив своей праведностью, и, раз он праведный, он исполняет закон, значит, все в порядке. Нет. Праведный принадлежит жизни верою своею, потому что именно верою своею он становиться праведником. И это совершенно новозаветное понимание, о котором будет очень много говорить апостол Павел. Пророк Михей И наконец, книга пророка Михея. Маленькая цитата оттуда –  Мих.5:2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».  Вифлеем — это городок неподалеку от Иерусалима. Если Вифлеем – это родина Давида, то значит, оттуда должен произойти тот, кто должен быть владыкой в Израиле, по обетованию, данному Давиду, его потомок, тот самый царь, тот самый мессия. Но  происхождение из начала, от дней вечных , то есть вечности принадлежащий, не времени, а вечности, это только кто-то не сотворенный Богом, а Его Сын. А дальше посмотрите –  Мих.5:3 «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их». Итак, есть некто Предвечный, которого  начала от века , который на какое-то время оставляет это до времени, пока не родит некто, кто должна родить. И тогда через это рождение Он приходит –  Мих.5:3-5  « тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) В том же смысле говорится о В. и в Ис 28. 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Глагольная форма   употреблена здесь абсолютно (ср.: Ис 7. 9) и указывает на внутреннюю уверенность, твердость, внешнее выражение к-рой - «покой» и «успокоение» (Ис 28. 12; 30. 15). Этот текст был известен кумран. общине (1QS 8. 7 и сл.). В НЗ Ис 28. 16 воспринимается через перевод LXX (κα πιστεων π ατ ο μ καταισχυνθ) как пророчество о Спасителе (Рим 9. 33; 10. 11; 1 Петр 2. 6). В Ис 43. 8-13 Господь называет Свой народ свидетелем для всех народов в том, что Яхве - Бог и нет, кроме Него, др. Бога. При этом сами иудеи призываются к В.: «...чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Здесь «верить» значит признавать истинность некоего утверждения и сознательно его исповедовать. В том же смысле о В. говорится в Ис 53. 1. Книга пророка Ионы В этой книге речь идет о В. неизраильтян. Этим обстоятельством обусловлены особенности, отличающие отраженное здесь понятие В. Ниневитяне поверили в ответ на проповедь Ионы, содержанием к-рой было возвещение скорой гибели (Иона 3. 4). Их В. проявляется в посте, покаянии и отказе от злых дел (3. 8). Эта В. есть прежде всего обращение (   - 3. 8, 10), что не имеет аналогий в евр. Библии (исключение: 4 Цар 17. 13 и слл.), но характерно для второканонических книг (Юдифь 14. 10; Прем 12. 2) и НЗ. Ниневитяне принимают слова пророка как исходящие от Самого Бога (Иона 3. 5), хотя буквально в его словах о Боге не упоминается (3. 4), и т. о. оказываются способны на то, что было недоступно народу Израиля, проявляющему В. лишь на основании чудес и знамений (Исх 4. 31; 14. 31). Это во многом объясняет причину использования данного эпизода в новозаветной проповеди (Мф 12. 41; Лк 11. 32). Аввакум 2. 4.

http://pravenc.ru/text/150359.html

Присвоенное Халдеями чужое богатство, приточники считают бременем для них 102 , потому что оно должно возбуждать мучения совести и беспокойство. Богачи должны во всякую минуту ждать, чтобы законные собственники не явились возвратить себе имущество. Причина напрасного обременения Халдеев чужим имуществом раскрывается приточниками далее, в следующих стихах. Авв. 2:7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Приточники считают очень естественным и даже неизбежным 103 тот факт, что порабощенные Халдеями народы, подобно должникам платившие им, как бы, проценты 104 , подати, внезапно восстанут 105 на своих поработителей. Народы, трепетавшие 106 перед Халдеями, разграбят 107 и унизят 108 своих поработителей – Халдеев. Откровение, влагающее в уста приточников эту мысль, опирается на общечеловеческую законную точку зрения, подтвержденную Новозаветным наречением: какою мерою мерите, такою же отмерится и вам ( Лк. 6:38 ). Что Халдеи делали своим пленникам, то же должны получить и сами, из рук последних. Они наводили на всех ужас, они грабили всех и имущество всех народов сносили к себе, как бы, в залог, за это их имущество будет расхищено, и сами они будут унижены. Эта истина часто подтверждается в истории народов. Подчиненные народы, в рабстве крепнут и нравственно растут, а поработители от покоя и изнеженности растлеваются. Между поработителями и порабощенными начинается столкновение, исход которого не трудно угадать. Подобное столкновение на наших глазах происходит в Турции, и результат его не трудно предвидеть. Авв. 2:8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. Откровение начинает более и более проясняться для пророка. Доселе в пророчестве о Халдеях была допущена обоюдность: содержание притчи могло быть отнесено не к народу, а к отдельному человеку. Теперь оно определяется частнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего определения; увидев, как всем, что ни делается, распоряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивле­нии 228 . Пророка тревожила мысль о страданиях праведников ( Авв. 1:14 ). «Согласно смыслу перевода LXX-mu, здесь говорится об общей жалобе святых людей к Богу, по­чему против них совершается суд несправедливый, они во время преследований проливают кровь неповинную; и при этом если они когда-либо предстоят пред лицом судей своего времени, то судья, получив подарки, осуждает невинного и оправдывает виновного... От этого и про­исходить жалоба, что суд бывает извращённым. Но мы не должны смущаться не справедливостью такого по­рядка вещей, видя, что и в начале мipa нечестивый Каин убил праведного Авеля ( Быт. 4 ), и позднее Исав господствовал в доме отца, изгнав из него Иакова ( Быт. 28 ), а Египтяне обременяли потомков Израиля выделкою глины и кирпичей; так же как и Господь наш, против Которого ныне выражается жалоба, был рас­пят Иудеями, а разбойник Варавва был отпущен на свободу. Мне было бы недостаточно целого дня, если бы я захотел исчислить, сколь много в этом мipe от превосходства в силе нечестивых происходит угнетение для пра­ведных» 229 . Так, по толкованию блаженного Иеронима, пророк примиряется на твёрдом уповании, что все дела Господни праведны, что всё, что ни делает Господь, спра­ведливо. Но удивляется пророк еще более тому, что Господь проявил великую силу любви своей к человече­скому роду. Рози в руках его, и положи любовь державну крепости своея (3:4b). Всё то, что положил исполнить Гос­подь по отношению к человечеству, Он «сделал... по ве­ликой любви к естеству человеческому. И сам Господь сказал это в священном Евангелии: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы ( Ин. 10:11 ); и: больши сея любви никтоже может показать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ). А рогами пророк называет силу, потому что рога составляют оружие снабжённых ими животных 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Таким же образом и под землею мы понимаем то, что те, которые изначала вследствие образа земли назывались землею, и которым было сказано: «Ты земля и в землю пойдешь» ( Быт.3:19 ) во время пришествия Христа наполнятся хвалениями Господа. Когда же небеса будут покрыты силою Божиею (именно совершенно покрыты и одеты со всех сторон), и когда вся земля будет наполнена хвалениями Бога, тогда сияние Его будет, как свет солнца, А что Бог Спаситель есть образ Бога и сияние славы Его, об этом говорит и Апостол: Он после того, как открыл нам сияние славы Божией, возвратился к прежнему величию ( Евр.1:3 ). Ибо хотя мы «и знали Христа по плоти, но теперь уже не знаем» Его по плоти ( 2Кор.5:16 ), но уже по духу, ибо без Него не было ничто что было. «В Нем была жизнь, и жизнь была» светом людей ( Ин.1:3–4 ) Показывая это, Спаситель более ясно говорит в Евангелии: «Отче! прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде чем начал быть мир» ( Ин.17:5 ), так что после восшествия на небеса сияние стало тем, чем был свет, т.е. Сын начал быть тем, чем был Отец. А следующие затем слова: «Рога в руках Его» обычны в Писании, так что всегда употребляется слово «рога» вместо царствования; ибо и слова Анны в первой книге царств: Возвысил «рог Христа Своего» ( 1Цар.2:10 ) обозначают величие царства Христова, и в книге пророка Даниила десять рогов обозначают десять царств ( Дан.7:17–25 ). Также и теперь говорится: «Рога в руках Его, – как и в другом месте мы читаем написанное: «Сердце царя – в руке Божией» ( Притч.21:1 ), в том значении, что ум и управление сердца мужа святого, который стремится к царству небесному и который, еще находясь на земле, господствует над телом без грехов, не блуждает во вне, но находится под покровом Божиим. А так как и в еврейском, и в других изданиях не стоит: «Рога в руках Его», а: «в руке Его», – что выражено словом Jado, то мы должны понимать под сильною и крепкою рукою Его – Сына Его, и говорить, что в этой руке положены все царства небесные и царства тех, которые стремятся восходить к небесам; об этом говорит и Исаия: «Виноградник был у Возлюбленного на отроге, в месте плодородном» ( Ис.5:1 ), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010