Книга пророка Аввакума Аввакум рассуждает, почему зло остаётся безнаказанным, и Господь открывает ему, что злодеев ждет Божий суд. Пророк сообщает о нашествии халдеев как о своего рода Божьем биче. Кроме того в книге содержится важное для христианского богословия положение: «праведный верой жив будет». Последняя, 3я глава – представляет молитву, пророческую песнь, восхваляющую Бога, в том числе за спасение. 1 Грабительство и насилие господствуют. 5 Господь приготовляет Халдеев против народа. 12 Те, кого Господь назначил для наказания, злодействуют. 1 Аввакум на башне получает ответ от Господа. 5 «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим». 9 Разрушение домов, 12 и его городов. 15 «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье». 18 Горе идолопоклоннику. «Господь — во святом храме Своем». 1 Молитва Аввакума, 3 о славе и ужасе пришествия Господа, 12 о спасении Его народа, 17 о веселии, о Боге спасения. Книга пророка Софонии Софония пророчествовал во дни Иосии, царя Иудейского. Он предсказал будущее запустение земли, наказание Иудеи, в частности за поклонение Ваалу, и других стран за их нечестие. Однако те, кто взыщут Господа, будут помилованы. Придёт время, и служить Господу будут представители разных народов. Всего 3 главы. 1 Слово Господне к Софонии. 2 Полное истребление всех живых существ, 4 Иуды и Иерусалима. 14 «Близок великий день Господа». 1 «Смиренные земли» должны «взыскать Господа», чтобы избежать грядущего разрушения. 8 Моав и сыны Аммоновы будут разрушены. 12 Ефиопляне будут избиты мечом. 13 Ниневия будет «обращена в развалины». 1 Мятежный Иерусалим. 5 Господь праведен в суде Своем. Посреди будет оставлен народ, который будет «уповать на имя Господне». 14 «Господь Бог твой среди тебя». Книга пророка Аггея Аггей пророчествовал после Вавилонского плена. Он обличил народ за нерадение о строительстве храма Господнего, за что постигла их скудость, и предсказал будущую славу Второго Храма, который будет более славным, чем первый — в него пришёл Сам Иисус Христос. Всего 2 главы.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

выше, F.I), число двенадцать тонко ассоциируется с народом Израиля, возникшим из двенадцати сыновей Uakoba. LXX , приводя название Δωδεκαπρφητον (Додекапрофетон=книга двенадцати пророков), подчеркивает что речь идет об одной книге. В Вульгате книга носит имя «Prophetae minores», что легло в основу общепринятого немецкого 68 названия «малые пророки» («minores», или «малые», по той причине, что отдельные сочинения Книги двенадцати пророков имеют гораздо меньший объем, чем Ис, Иер, Иез; объем Книги двенадцати пророков в целом примерно соответствует объему Ис). В иудейском и христианском предании «двенадцать» рассматриваются и цитируются как одна книга (ср. в трактате Бава Батра 14b/15а в Вавилонском Талмуде и предисловие Иеронима к Вульгате, где он недвусмысленно отмечает: «unum librum esse duodecim prophetarum» 69 ). В библейской критике за последние два столетия этому аспекту не уделялось должного внимания. И только в последнее время делаются попытки исследовать и комментировать Книгу двенадцати пророков как единое целое. При этом исходным пунктом может являться как синхроническая модель осмысления книги (единая композиция всей книги в целом и единые для всей книги цепочки ключевых слов), так и диахроническая (история развития и редакций). Расположение двенадцати книг следует хронологическому порядку в соответствии с датировками, которые указываются в отдельных книгах в начале текста и/или эксплицитно или имплицитно даются по ходу изложения. Как показано в следующей таблице, книги разделяются по тому, к какой эпохе они принадлежат: первые шесть пророков относятся к VIII в., следующие три – к концу VII в. и последние три – к концу VI в. Система заголовков в Книге двенадцати пророков VIII в. Слово Яхве, которое было к Осии, сыну Береину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Слово Яхве, которое было к Иоилю, сыну Вафуила Слова Амоса... которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Видение Авдия И было слово Яхве к Ионе, сыну Амафиину Слово Яхве, которое было к Михею… во дни Иоафама Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Аввакум Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Софония Слово Яхве, которое было к Софонии, сыну Хусии..., во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через пророка Аггея Захария В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Яхве к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку Малахия Пророчество слова Яхве к Израилю через Малахию Такая хронологическая последовательность не во всех книгах соответствует действительной хронологии, или времени появления книги, о которой мы можем говорить, исходя из новых исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

3. Гимн Богоявления (3). Основная мысль книги сводится к тому, что человек перед лицом испытаний может найти опору только в полном доверии к Богу. Как бы долго ни длилось время невзгод, Бог совершил Свой суд и дарует верным спасение. Гимн пророка Аввакума положен в основу ирмоса 4-й песни канона утрени. Память пророка празднуется Церковью 2 февраля. 7. Сомнения пророка. Торжество веры. Книга открывается сетованием Аввакума, который скорбит о состоянии народа после смерти Иосии: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, Буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу и суда правильного нет; Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. (1,2-4) Пророк Аввакум ставит вопрос о страдании невинного, и в этом его книга перекликается с Кн. Иова. Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия. Ответ Бога поначалу малоутешительный: Он указывает пророку на новые бедствия — появление халдеев (1,5-11). Это повергает Аввакума в еще большее отчаяние. Он знает, что враг послан «для наказания», но такой ответ его не вполне удовлетворяет (1,12-17). Аввакум поднимается на башню, ожидая иного Откровения (2,1), «чтобы пророческими очами узреть решения изыскуемого» (бл. Феодорит), и там он получает ответ, для поверхностного взгляда несколько загадочный: Вот, душа надменная не успокоится, А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ. (2,4) В буквальном переводе первая строка означает: «Вот душа в нем поднимается клубами неправо». Смысл изречения в противопоставлении человека, который полагается на себя, и человека, целиком вручившего себя Богу. Господь не объясняет Своих замыслов. Он лишь призывает верных возложить на Него все свое упование. В этом сущность библейской веры. Праведность, которая определяется доверием к Богу, ориентирована не на внешнюю действительность. Она стоит, как на камне, на знании, что Бог есть Добро и что на Него можно положиться. Следуя по пути Авраама, пророк «поверил Богу». Он обретает жизнь, ибо только вера дает ее. В новозаветном Откровении слово «жизнь» равнозначно понятию «спасение, участие в Царстве Божием». Продолжая мысль пр. Аввакума, Павел учит, что спасение даруется человеку верой в Бога, воплощенного в Иисусе Христе (Гал 3,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Михей (VIII в. до Р.Х.) — еще один пророк Южного царства (Иудеи), так же как Исайя. Неудивительно, что его речи перекликаются с речами его более известного современника. Та же мессианская идея, выраженная словами, которые цитируются в Евангелии от Матфея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Софония (VII в. до Р.Х.) — пророк, проповедовавший в Иудее после длительного перерыва, связанного с «мрачным» правлением царя Манассии. Подобно Амосу столетием раньше, Софония изрекал суровые пророчества о беспощадном суде Божием над грешным Израилем. Аввакум (VII в. до Р.Х.) — пророк, предположительно проповедовавший в самом конце VII века до Р.Х. Довольно убедительно выглядит версия о том, что поводом к его речам послужила бессмысленная гибель праведного царя Иосии (612 г. до Р.Х.), который провел реформы в Иудее, направленные на очищение религии от язычества. Его книга начинается так, как до этого не начиналась ни одна пророческая книга — с упреков Богу: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» ( Авв.1:2 ). В этом Аввакум предвосхитил Иеремию, своего великого современника. Наум (VII в. до Р.Х.). Его книга целиком посвящена падению Ниневии, столицы Ассирийского царства, в 612 г. до Р.Х. Это событие, прежде всего политического значения, имело и духовный смысл: ведь Ассирия представляла собой постоянную угрозу Южному (Иудейскому) царству, грозя лишить его как политической, так и религиозной независимости (участь, постигшая в 721 г. до. Р.Х. Северное царство). Если эти речи звучали как пророчество о падении Ниневии, то их можно датировать концом VIII — началом VII века. Если же перед нами описание этого падения как свершившегося факта, то это конец VIII в. до Р.Х. Иеремия (VII–VI вв. до Р.Х.) — великий пророк, на чью долю выпало быть свидетелем величайшей катастрофы Ветхого Завета — падения Иерусалима (586 г. до Р.Х.), разрушения храма, построенного Соломоном, и увода иудеев в Вавилонский плен. По времени служение Иеремии не ограничивается только этими событиями, оно началось задолго до них. За свои «неудобные» речи Иеремия влачил существование изгоя общества, на что весьма выразительно жалуется он сам в своих речах, вошедших в книгу, особенно в так называемых исповедях или молитвах, в которых он доходит почти до ропота на Бога за свою незавидную участь пророка (см. Иер.20:14-18 ; также см. Иер.11:18-12:6; 15:10-21; 17:12-18; 18:18-23; 20:7-18 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Мы уже видели, как у Осии и Михея уравновешиваются эти два чувства милости и правды, и мы также должны соединять их в нашей мысли и нашей вере, и не ослаблять одно их них, преувеличивая другое; потому что если в другие эпохи признавали в Боге только Его величие и правду, то в наши дни живое чувство Его любви и милосердия заставляет многих забывать, что Он есть также судия всякой плоти, и что в Новом Завете, как и в Ветхом, Он есть огнь пожирающий, который истребляет все нечистое. Наум, возвещая суды Бога над Ниневией, не теряет из вида Его милосердия к своим; он напоминает о нем общим образом, непосредственно после того описания всемогущества, которым начинается книга: благ Господь, убежище в день скорби и знает надеющихся на него (I, 7); и в гл. V ст. 12; до II, 2, в той части книги, которая составляет как бы тему всего пророчества, милосердие Божие к Иуде три раза сменяется поочередно с наказаниями на Ниневию. Он конечно не упоминается здесь явно о Мессии, но тем не менее эти обетования освобождения, радости и славы, должны быть причислены к Мессияническим обетованиям, хотя бы и косвенно относящиеся к Мессии, потому что они могли исполниться только во время земного пребывания Спасителя и благодаря Его Евангелию примирения. Какие же общие уроки даст нам книга Наума? 1-е. Нет ничего на столько высокого, чего бы Бог не мог унизить, и все, великое в очах плоти, гнусно пред Богом. 2-е. Он губит Своих врагов всецело; Он карает своих только для того, чтобы возвратить их к Себе и даровать им славу их. 3-е. Единое вечное царство есть царство небесное. 4-е. Бог есть Судья и Спаситель. Таким образом пророчество Наума, которое, на первый взгляд, кажется совершенно частным, занимает важное место среди откровений, дарованных Богом Еврейскому народу, и в общем своем смысле, это пророчество направлено ко всем врагам Бога и ко всем Его служителям. Пророк Аввакум Книга пророка Аввакума Глава I Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. 2. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах… Пророк описывает страшный голод в Иудейской стране, вследствие Божьего неблаговоления к Иудеям. Хотя бы смоковница не зазеленела 204 и не было ростков на виноградных лозах, и маслина своим бесплодием обманула 205 своего хозяина и нива не дала пищи. Хотя бы крупный и мелкий скот остался без корма и, таким образом, от бескормицы 206 опустели стойла, но и все эти признаки Божия неблаговоления к Иудеям не поколеблют веры пророка (18 ст.). Новые толковники считают описываемое пророком бесплодие следствием Халдейского нашествия на Иудею. Но древние иудейские толковники считали речь Аввакума пророчеством о голоде в Иудее. С последним мнением, как основывающимся на подлинном тексте 207 , необходимо согласиться. Авв. 3:18 …но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Несмотря на все признаки Божия неблаговоления к Иудеям, пророк выражает надежду на радость и веселие о Боге Спасителе. Теперь уже, верит пророк, ничто не поколеблет его и не заставит трястись и трепетать. Божии откровения укрепили его навсегда и приготовили ко дню бедствия. Да и будущий день бедствия не принесет пророку вреда, потому что он будет спасен и защищен Господом (19 ст.). Авв. 3:19 Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора.] Необычайную бодрость и душевное веселие среди будущих страданий отечества пророк надеется испытывать, потому что Господь Бог составляет его силу и бодрость 208 . Господь сделает ноги пророка, по быстроте, подобным ногам оленя. Быстрота в ногах потребуется пророку для скорейшего удаления от Халдейского преследования. В грядущую тяжкую годину пророк будет сокрыт Господом на особенных высотах, безопасных от вражеского нашествия. На этих-то высотах, в уединении и тишине, он надеется прославлять Господа постоянным пением, во славу Его, песней и играть их на своей псалтири 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Аще усумнится, не благоволит душа моя в нем: праведник же [мой] от веры жив будет. По-русски: Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Продолжая укреплять веру пророка в исполнение обещанного Откровения, Господь и утешает, и смиряет людей. Он проливает свет утешения в сердца верующих людей той истиной, что верующий человек, благодаря своей непоколебимой вере, всегда будет жить. Неверующих людей Господь смиряет той мыслью, что Он будет относиться неблагосклонно, не будет благоволить к людям малодушным и сомневающимся. Это общее положение пр. Аввакум должен был к себе приложить. Если он сам не поверит Откровению, которого ожидал, то и он не будет жив, и не будет иметь благоволения в очах Божиих 92 . Нельзя не остановиться на глубоко справедливом учении о значении веры. Это учение впоследствии подробно раскрыто ап. Павлом. Ап. Павел доказывал, что все ветхозаветные праведники были живы и спасались, благодаря своей вере. Одушевляемые ею, они побеждали царства, заграждали уста львам, угашали силу огня, избегали острия меча. Благодаря ей, они получали и обетования ( Евр. 11 ). Но не только ветхозаветные праведники жили верою, а и все лучшие люди из всех народов жили и живут при помощи веры. Она спасает людей не только среди опасностей, но и в спокойное время. Она бережет нравственные идеалы людей. Без веры в, какие бы то ни было, высшие нравственные принципы, нет жизни для человека. Скептицизм у народов – предвестник их политической и социальной смерти; скептицизм у отдельных лиц – предвестник самоубийства. Авв. 2:5 Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает: иже разшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки и приимет к себе вся люди. По-русски: Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Как сам пророк Аввакум высказывал Божественные откровения только после того, как настраивал слушателей к восприятию их (cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И отвеща Господь ко мне и рече: впиши видение, и яве на дске, яко да постигнет читаяй я. По-русски: И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать... Ожидания пророка скоро исполнились, томления прекратились; Господь ответил ему и велел записать видение на досках, которые выставлялись на площади для объявлений. Видение должно быть записано ясно 83 , так, чтобы всякий легко и скоро 84 мог его 85 прочесть Не трудно понять значение Господня повеления, по сопоставлению его с поступками Моисея и других пророков. Пр. Аввакум получает от Господа повеление записать видение на твердых досках, на каких, некогда, было записано десятословие. Как Моисеевы скрижали, благодаря своей твердости, могли долго сохранять написанные на них законы, так и доски должны были сохранять начертанное на них видение Аввакума. Видение должно быть написано ясно и точно. Оно не должно содержать дельфийских двусмысленностей, никому непонятных. Всякий грамотный Еврей, в последующее время, может быстро прочитать видение и убедиться в могуществе Иеговы и предведении Его истинных пророков. Авв. 2:3 Зане аще видение на время и просияет в конец, а не вотще: аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит. По-русски: Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и, хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Ничто в планах Божественного домостроительства не происходит случайно. И повеление о записи видения Аввакума дано не без цели. Господь указывает причины его. Видение относится к отдаленному, но строго определенному, времени 86 , оно исполнится 87 в конце дней 88 , о каких пр. Аввакум мог лишь думать. Видение не обманет 89 , как нередко обманывали ложные пророчества ( Втор. 18:22 ; Иер. 6:13–14 ). Посему, непременно нужно ждать исполнения его, хотя бы последнее замедлило 90 , согласно воле Божией. Видение неизменно исполнится 91 . Видение, открываемое пророку Аввакуму, имеет сходство с видениями, которых передко удостаивались и другие Богоизбранные Еврейские мужи. Напр., пророк Даниил получал повеления записывать видения, относившиеся к отдаленному будущему времеии ( Дан. 12:4 ). Пр. Исаия получал такое же повеление ( Ис. 8:1–4 ). Служение Иудейских пророков относилось не только к современникам, но и к будущим поколениям. Авв. 2:4

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Эта работа по выявлению взаимосвязи пророческих и исторических книг не только нужна для понимания определенной реакции пророка на события. Она важна потому, что сама история оценивается пророками как место встречи Божественной и человеческой воли, и народ в любом случае должен научиться извлекать правильный духовный урок из поражений и бед. Этому, в частности, посвящена замечательная книга " малого " пророка Аввакума, в некотором смысле пересекающаяся с кн. Иова. Аввакум, современник вавилонских завоеваний в Палестине, задает Господу два вопроса. Первый: почему Господь допускает зло по отношению к Своему народу? " Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, ...восстает вражда ...поднимается раздор... закон потерял силу ... суд происходит неправедный. "/Авв. 1, 2-4/. Господь отвечает пророку: " ... внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь... Я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Быстрее барсов кони его ... весь он идет для грабежа, устремив лицо свое вперед/именно так, кстати, изображались месопотамские воины на древних барельефах/, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается... над всякою крепостью он смеется ... сила его - бог его. "/1, 5-11/. Итак, Бог объясняет Аввакуму, что нашедший на них враг есть на самом деле орудие Божие для наказания/т.е. в конечном итоге для исправления/. Этот урок актуален и сегодня: в случившихся бедствиях не столько внешний враг виноват, сколько собственное безверие и забвение заповедей, за которые и насылает Бог на Свой народ сокрушительное бедствие. Подобная мера крайняя, но в случае абсолютно бездуховной жизни только она способна через страдание привести к покаянию. Второй раз вопрошает Господа Аввакум: " Но не Ты ли издревле Господь мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи только для суда попустил его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

4:17). И Есфирь молилась Господу, Богу Израилеву, и говорила: Господи мой, Царь наш (Есф. 4:17). Примерами второго выражения служат следующие места. У Даниила: И став, Азария молился, открыл свои уста среди огня и говорил (Дан. 3:25). И в книге Товии: И в печали я молился, и сказал: Праведен, Ты, Господи, и все дела Твои; и все пути Твои милость и истмна, и судом истинным и праведным судишь Ты вовек (Тов. 3:1—2). Так как вышеприведенное место из Даниила снабжено обелисом (надстрочным знаком, обозначавшим в «Гекза–пах» Оригена пропуск в еврейском тексте. — Прим. ред.) в знак того, что в еврейском тексте его нет, и так как книга Товии иудеями не признается за каноническую, то приведу я место об Анне из первой книге Царств: И молилась она и горько плакала. И дала она обет, говоря: Господи воинств! Если Ты призришь на скорбь вдовы твоей и т. д. (1 Цар. 10:11). И у Аввакума: Молитва Аввакума пророка для пения. Господи, я рассматривал Твои дела и ужаснулся. Посреди двух животных познан будешь, при приближении лет откроешься (Авд. 3:1—2). Но преимущественно именно этой молитвой доказывается данный в ее определении признак, согласно которому хвалебная молитва сопровождается прославлением Бога. Но и у Ионы говорится: И помолился Иона Господу, Богу своему, из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и течения окружили меня (Ион. 2:2—4). Для третьего выражения находим примеры у апостола [Павла], который по всей справедливости молитву считает нашим делом, а ходатайство — делом Святого Духа, своим могуществом и право–стыо превосходящего того, о ком ходатайство Он принимает на Себя, ибо мы знаем, говорит апостол, о чем должны молиться и как надлежит молиться; но Сам Дух ходатайствует за нас пред Богом воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим. 8:26—27). Дух ходатайствует и вступается за нас, а мы молимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010