Таковым, обогащающим себя без меры не своим и возвещено было пер­вое горе. Ограбленные народы и города будут петь эту насмешливую песнь Вавилону: Горе тебе, обогатившийся без меры не своим, горе! горе! Далее возвещается, в чем проявится это горе Навуходоносору и великому городу Вавилону, в чем будет состоять наказание: Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Все это сбылось на преемниках Навуходоносора. Надменный человек кличет горе часто не на себя только, но еще более на своих детей и внуков. Им приходится сполна хлебнуть за надменность своего родителя. Кстати, дети нередко наследуют надменность своего родителя, не имея его досто­инств. Это явно на примере Навуходоносора и Валтасара. Книга пророка Даниила повествует, как в одну ночь был повержен еще бо­лее чем сам Навуходоносор надменный сын его Валтасар. Повержен и убит, а царство его принял иной 267 . В 539 г. до Р.Х. Кир, царь Персидский, взял Вавилон. Вавилонское царство рухнуло. В конечном счете обогащение без меры стало достоянием грабителей, досталось им на расхищение. Ва­вилон, на века ставший олицетворением хищнического обогащения, превра­тился в руины. Причина печальной участи царства Навуходоносора – в его деяниях. Так как ты ограбил многие царства, то и тебя ограбят все остальные на­роды. Грабителю – ограбление от ограбленных. За пролитие крови человеческой – кто измерил потоки крови, пролитой Навуходоносором в его хищнических войнах?! За разорение страны, за Иудею, за разорение ее! За разорение... города Иерусалима и всех живущих в нем. Все это вопи­яло к Богу об отмщении, и оно не замедлило прийти. Не подобное ли постигло и Вечный город Рим с его надменными прави­телями? Когда до тла был разорен Карфаген, соперник Рима, то победитель Сципион Эмилиан плакал. Он плакал, думая о том, что вот так же некогда будет разорен и сам Рим. Пришло время. Через 622 года Рим пал. Варвары разоряли все награбленное, разоряли и величайшие шедевры столицы мира. Такая же участь постигла Наполеона, Гитлера. Такая же участь постигает всех, кто обогащает себя не своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. Так же и в славянском, там нет расхождений. Есть некая решимость, мужество выйти из кустов: вот я, вот мои грехи. Стыдно? — Стыдно. Страшно? — Страшно. Больно? — Больно. Но вот я сказал свои грехи, и «Ты снял с меня вину греха моего». Ваша личная молитва тоже может быть Таинством. Когда вы молитесь, вы можете приближать к себе Господа Бога, Он приближается к вам по мере вашей молитвы. Есть молитва холодная, механическая, сухая — молитва языком, тарабарщина такая, а есть молитва горячая или, по крайней мере, тёплая, усердная, внимательная, слёзная. Она притягивает к себе — как ребёнок маленькими ручонками тянет к себе маму или папу — Отца, и Отец слушает тебя. Скажи Богу беззакония твои и оправдайся, и Господь снимет с тебя беззакония твои. 6 За то помолится Тебе каждый праведник (по-славянски — преподобный) во время благопотребное... Т.е. человек знающий, что Господь реально приближается к тебе, реально слушает тебя и ты слышишь это; чувствуешь, что говоришь, а Он слушает; каешься, а Он принимает покаяние. Вот за это помолится Тебе всяк преподобный в благоприятное время. 6 ...и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Т.е. кающегося человека. 7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. Дальше Господь говорит человеку кающемуся. До сих пор говорил Давид, но от лица кающихся. 8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». Т.е. ты каешься, но ты ещё не правильно идёшь; принёс покаяние, теперь Я буду тобой командовать: вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому идти, око Моё над тобою. Нераскаянного, не управленного, Господь сравнивает с конём и лошаком: 9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Так же и по-славянски. Кони в Писании у пророков упоминаются как животные похотливые. Осия пишет: «Каждый из вас ржёт на жену ближнего своего, как похотливый лошак», — как молодой конь каждый смотрит на жену ближнего. Кони — это, с одной стороны, некий образ херувимов, которые носят Господа: «Сел Господь на коней Своих и поехал на конях Своих...» — псалмы об этом поют, книга пророка Амоса говорит об этом. Т.е. апостолы, как бы они вседшие на кони — Аввакум об этом говорит. С другой стороны, конь — это животное сильное, гордое, необузданное и похотливое. А ещё больше — молодой лошак, который ещё не знает ярма на себе, узды не знает, не знает седла, не знает всадника, он бесится, скачет. «Вразумлю тебя, не будешь как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Т.е. Господь Бог наш обуздывает нас некой уздою. Если мы сами себя не обуздаем, Он нас обуздывает, чтобы мы не были как лошак несмысленный, как конь похотливый, сильный и безумный.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

6:16)” 74 . По закону она должна умереть, а по слову Иисуса может жить! Вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку кокну (2:18). Алой веревке, сохранившей жизнь Раав и ее дому, в традиционной экзегетике уделяется большое внимание: Отцы усматривают в ней яркий прообраз искупления, даруемого грешнику кровью Христа. Уже у мужей апостольских мы находим истолкование значения этого элемента в истории о Раав. “Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, — и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровию Господа. Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество” 75 . И согласно святому Иустину Мученику красная веревка — прообраз искупительной крови Христа: “…и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более” 76 . Ориген пишет: “Она вешает красную веревку на своем доме, благодаря которой должна будет спастись при разрушении города. Она не получила никакого знака, кроме этого алого, который имел вид крови. Действительно, она знала, что нет ни для кого спасения, кроме как в крови Христа” 77 . Отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неена кровле (2:6). И этот штрих не остался незамеченным древними церковными писателями. “Называется кровлей (sola­rium), потому что наполнена солнцем. А кто есть солнце сердца человеческого, если не Тот, о Ком сказано устами пророка: А для вас, благоговеющие пред именемМоим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал 4:2)? О том же восходящем солнце проповедует в Евангелии Захария: Посетил насВосток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78–79). Действительно, также и пророк Аввакум говорит о вознесении Христа и основании на Его заповедях Церкви, используя для этого образы солнца и луны так: Солнце и луна остановились на месте своем (Авв 3:11).

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

LXX: «Ибо смоковница не принесет плода и не будет плодов (или: отпрысков) на виноградных лозах; дело маслины обманет и поля не породят пищи: не достало того, что могли бы несть овцы, и нет волов в стойлах». Соответственно Еврейскому, – по которому мы выше сказали: «Разрушение да проникнет в кости мои, и гной пусть ползет из-под ног моих, чтобы я остался спокоен в день страдания моего, чтобы я присоединился к народу моему», или нашему, готовому в путь, – предшествующее с последующим связывается так: Я потому захотел в настоящее время перенести страдания, а затем подняться к народу крепкому, что придет день страдания и нужды; и когда прочие будут находиться в утеснении, я буду радоваться о величии Твоем: «ибо смоковница не даст цвета, и не будет отпрыска на виноградных лозах: дело маслины обманет, и поля не дадут хлеба», и проч. Так как эти слова только в немногом отличаются от перевода LXX, то мы будем рассуждать о них одновременно. Когда придет день страдания, и я поднимусь к народу моему, который некогда странствовал со мною, или когда придет день разгрома иудейского и народа первого, и когда будет оставлена дочь Сиона, как палатка в винограднике и как хижина на огороде, и как город, который берут приступом, я, избранный из среды погибающего народа, о котором у Исаии сказано: «Если бы Господь... не оставил нам семени, то мы были бы как Содом и уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ), присоединюсь к ученикам Христовым; а так как Он учит их на горе, то я приступлю к горам, оставив внизу смятение и изнемогающих. Ибо не дала плода смоковница, к которой пришел алчущий, как говорит Евангелие, Господь и не нашел на ней плодов и проклял ее словами: «не принесешь плода во век» ( Мф.21:19 ). Тщательно рассуди о словах: «не принесешь плода во век»; не говорит: «во веки веков», но только пока минет век этот, и войдет полнота язычников; тогда и эта смоковница принесет плод свой, и весь Израиль будет спасен. Это та смоковница, к которой в третий раз проходит Господин и хочет уничтожить, как не приносящую плода, и о которой садовник, имевший наблюдение за нею, умоляет, чтобы Господин дал ей время, и говорит: Господи, «оставь ее еще на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, может быть она принесет плод; а если...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   В тот день святой Павел произнес речь, которая состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и святой Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям («мужие Израильтяне»), но и к прозелитам врат («боящиеся Бога»), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на три части:    1) Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;    2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру (Деян. 2:27—31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;    3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38—41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (Деян. 1:5). Успех проповеди Апостола Павла и гонение со стороны иудеев (Деян. 13:42—52) Деян.13:42. При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Деян.13:43. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.    Проповедь Апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что «многие Иудеи последовали» за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

А относительно γαπιν можно предположить, что LXX придали слову (от прятать, лелеять, ласкать) по аналогии с употреблением его в этом смысле во Втор. 33:3 , значение «любовь», хотя с такой этимологией трудно согласиться. Вен. и Синод. переводят – «пред лицем Его идет язва, а по стопам Его жгучий ветер» (Вен. убийственный зной). При таком чтении – язва, чума (5-я казнь, язва египет­ская, Исх. 9:3 ) представляется здесь как бы олицетворением суда или наказания Иеговы по отношению к Его врагам ( Иез. 28:23 ), а должно быть понимаемо, как знойный, жгучий ветер. Приход Господа для суда представляется как бы сопровождаемым ужасными, невыносимыми явлениями в природе, поражающими и спереди и сзади. Таким образом, Господь приходит с ужасными спутниками, и Его приход – время страданий и уничтожения. Мы готовы согласиться, что Иегова внушал к Себе страх и благого­вейный ужас, но вряд ли можно отожествлять Иегову с Тифоном, который, действительно, представлялся носителем всяких дурных атмосферных явлений и в резуль­тате их – болезней. Иегова страшен и велик, но уместно говорить о благоговейном трепете пред Ним природы, как и идёт речь в 6 стихе, и странно, что Он Сам являлся виновником бедствий и болезней. А между тем, в описании Синайского законодательства при таком толковании опускается весьма важный момент – дарование самого закона. Дело в том, что, не корректируя самого текста в его существе (в согласных), мы можем читать, следуя LXX-mu, вместо . Тогда смысл первой половины стиха будет – «пред лицем Его идет слово». Под словом можно разуметь трубные звуки, бывшие пред Синайским законодательством, но лучше разуметь самые слова закона, а также и грозное слово Иеговы на врагов Израиля ( Исх. 23:27 ). Намёки на перевод второй половины стиха можно найти в указании стиха 4-го на сокровение Господом Своей славы. Для перевода четвертого стиха не безразличен смысл Исх. 33:1823 : Моисей просил Господа: «покажи мне славу Твою». И сказал Бог: «Я проведу все величие Мое () пред тобою»... И сказал Он: «не можешь видеть лица Мо­его; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». И сказал Господь: «вот место у Меня: стань на этой скале. Когда же будет проходить слава Моя, Я по­ставлю тебя в разселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда, сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо». И стало сиять лучами лице Моисея оттого, что Бог говорил с ним (34:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

В самом деле, в Вавилоне глагол «покоиться» по отношению к луне означает «затмение». И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума: «О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего» (Авв.З, 10) В случае Иисуса Навина солнце, возможно, померкло, давая таким образом отдых и новые силы израильтянам. А померкло оно потому, что скрылось за мощными тучами с каменным градом, которыми осыпал бегущих врагов. Такой смысл можно придавать тем текстам, с которыми мы ознакомились, читая книгу Иисуса Навина. В конце своей книги Иисус Навин дает завещание, обращаясь к израильтянам со словом назидания и благословения. Сначала он говорит слова назидания двум с половиной коленам, затем говорит назидание остальным девяти с половиной коленам. Основная мысль этого назидания сводится к тому: «Вот, – говорит Иисус Навин – я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им: то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.» ( Нав. 23:14–16 ) Не случайно – только что вошли, начинают жить и сразу такое предупреждение: помните о высоком служении! Господь не случайно истребляет народы пред лицом вашим и дает вам возможность жить. В завещании Иисус Навин рассматривает весь исторический путь Израиля, начиная с патриархов и кончая вхождением в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В царствование Манассии, отличавшееся необыкновенными жестокостями ( 4Цар 21:16 1219 ), народ, конечно, выведен был из терпения, громко роптал на свою судьбу и порицал Божественное промышление. Как бы усвояя себе таковые суждения соотечественников, пророк Аввакум от лица народа произносит жалобу на долготерпение Божие, коим только злоупотребляют нечестивые. Доколе, Господи, буду взывать – и Ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии – Ты не спасешь? Сего ради закон потерял силу… нечестивые преодолевают праведного, сего ради и суд происходит превратный (1:2–4). В успокоение этого ропота и малодушия пророк презорливым судиям путей Промысла указывает на судьбу языческих народов, у которых, по попущению Божию, бывало еще хуже…, и вот теперь на глазах их будут совершаться происшествия еще более возмутительного свойства; а именно: появятся Халдеи; будут попирать все и всех; наберут себе пленников, как песку, будут издеваться над царями, и никакие крепости не остановят их. Тогда надмевается дух его и он ходит и буйствует, т. е. потом постигнет его исступление ума, преступит пределы природы и исчезнет (1:5–11; Деян 13:41 1220 ). В виду такого страшного врага, нарушающего законный порядок в мире, пророк взывает к Богу Правосудному и Святому о заступлении своего народа: для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в воде, как пресмыкающихся у которых нет властителя? (1:12–14). Враг этот непобедим, и его торжество тем более непонятно, что он не хочет знать Всевышнего, а в упоении своими успехами боготворит орудия своего могущества: за то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему (1:15–17). Ожидавшему решения на вышеизложенную жалобу народа и свое недоумение пророку Господь повелел записать следующий ответ, – записать самым удобовразумительным образом, чтоб во время нашествия и торжества Халдеев, может быть и не скоро имеющего начаться, читающий не впадал в уныние и сомнение, праведник же верою жив будет (2:1–4; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Все это произошло в скинии собрания (ст. 16:24). Но Святой Дух не ограничен небольшой комнаткой. Он также почиет на двух – Елдаде и Модаде – в стане (ст. 26). Однако ортодокс Иисус Навин хочет, чтобы это прекратилось (ст. 28). Непреклонность умирает трудно. Такая же позиция была присуща Иоанну: «Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами» ( Лк. 9:49 ). Бог уважил стремление людей отведать острых блюд. Однако, в отличие от 16-й главы Книги Исход, за это нужно было заплатить цену. В тот самый момент, когда они наслаждались сочными кусками мяса, была выпущена на свободу язва (ст. 33). Псалом 105:15 отмечает: «Он исполнил прошение их, но послал язву надуши их». Бог соглашается, но не оправдывает. Третий случай отражен в 12-й главе. Если в 11-й главе Моисею косвенно был брошен вызов, то здесь показана лобовая атака. Первое обвинение направлено против правильности его выбора жены. Он женился на «ефиоплянке» (12:1). Обвинение, по всей видимости, в большей мере исходило от Мариами, чем от Аарона. Поскольку 12:1 буквально звучит так: «И она говорила, Мариамь, и Аарон, против Моисея». Глагол стоит в третьем лице, женском роде, единственном числе – не во множественном. (Эта же конструкция встречается в Книге Судей (5:1): «В тот день воспела Девора и Варак».) Вероятно, по этой причине Мариамь становится прокаженной, хотя множественное число подразумевает также и Аарона: «Как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» Кросс указывает, что если слово «хуситка» (в русском переводе «ефиоплянка») подразумевает черноту, или эфиопку – как это слово обычно и переводится в Библии, –то история представляет «побелевшую кожу Мариами как единственное подходящее наказание за ее возражения против жены хуситки» 178 . С другой стороны, Книга Чисел (12:1), вероятно, просто сообщает, что жена Моисея была из племени Хуша – области, параллельной земле Мадиамской в Книге Пророка Аввакума (3:7): «Шатры Ефиопские ... палатки земли Мадиамской». Тогда это вполне соответствовало бы Книге Исход (2:21), что Моисей женился на Сепфоре, мадианитянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Горе тебе, диавол, или антихрист, или извращенное учение еретиков, так как ты опьяняешь учениями своими и мутным питьем (или: опьяняя, или ниспровергая, или даешь) народы обманутые, и ниспровергаешь веру их, давая им питье не от Силоама, не от Иордана, но от источников Израиля, но от потока Кедрона и от реки Египетской, о которой Иеремия говорит: «Что тебе и пути Египта, чтобы пить воду Геона» ( Иер.2:18 )? В Еврейском вместо этого написано sior ( ), т.е. «мутную» или «грязну»; в самом деле, хотя мы веруем, что реки Египта вытекали из рая, однако так как они были попираемы ногами фараонов, то утратили свою чистоту и оскверненные грязью Египетскою обратились в потоки, спасаясь от которых святой муж с радостью говорит: «Души наша перешла чрез бурный поток» ( Пс.123:4 ). Но если бы кто-либо противопоставил поток Кораф, из которого пил Илия ( 3Цар.8 ) и другой поток, из которого Господь пил на пути, – ибо так написано: «Из потока на пути будет пить» ( Пс.109:7 ), – то на это должно сказать следующее. Кто бы ни был в Египте и на пути века сего, тот, – хотя бы это был Моисей и Аарон, или Иеремия и Илия – во всяком случае необходимо должен испить чашу испытаний Египта и пустыни; посему и Господь, для того и восприявший плоть, чтобы пить от потока, в созерцании Своего величия говорит: «Отче... если возможно пусть пройдет мимо Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ). Но потом видя Себя в Египте и зная, что не могут быть очищены воды, если Он Сам не будет пить их, Он говорит: Однако же «не так, как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). Это потому, что диавол развращением и мутным питьем и некоторыми превратными учениями будет опьянять ближних, т.е. животных разумных и заставит их обманутых им смотреть в пещеры свои. В самом деле догматы Церкви свободны: они радуются дневному яркому свету: «Упивающиеся же, ночью упиваются» ( 1Сол.5:7 ), а опьяняющие их ведут их не в обители Господни, которые не потемняются никакою тенью покровов, но в пещеры. Ибо они сделали дом Отца Моего, – дом молитвы, – вертепом разбойников ( Мф.21:13 ), так как обещали сообщать нечто сокровенное и посвятить в тайны неведомые, известные только еретикам, о чем говорит и Исаия: «Все дела рук своих они будут скрывать, снося в пещеры и в расселины скал и в овраги земли» ( Ис.2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010