Материальными средствами монастыри Экзархата вообще не богаты. Ни значительных денежных вкладов, ни особенно доходных угодий, они не имеют; пожертвования богомольцев – ежегодные обыкновенно ничтожны. Средствами содержания монастырей служат: небольшое жалованье из казны, незначительные доходы, получаемые от небольших арендных статей и незначительные пожертвования богомольцев. На эти средства ремонтируются и поддерживаются церкви и монастырские здания и содержится монастырская братия. Постройки монастырские вообще не отличаются ни обширностию, ни внешним благолепием. Только Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии обстроен хорошо и продолжает заботиться о приобретении зданий для приюта богомольцев и братии. При монастырях нет ни школ, ни благотворительных учреждений. Исключение в этом отношении составляет Симоно-Кананитский монастырь, учредивший школу в своих стенах для обучения абхазских детей грамот и ремеслам. В прочих монастырях только послушники готовятся к причетническим должностях. Отсутствие школ и благотворительных учреждений при монастырях в Грузии объясняется частию бедностию монастырей, частию пустынностию местностей, в которых они существуют. 5) Церкви В Экзархат в отчетном году состояло церквей: соборных 22, приходских 1688, домовых 14, при заведениях 6, кладбищенских 28, приписных 433, заштатных 6, а всего 2197. В частности: 1) В Грузинской епархии состоит всех церквей самостоятельных и приписных 983. Все церкви каменные. Строилось в отчетном году 15 церквей, окончено постройкою 3. 2) В Имеретинской епархии всех церквей было 1028, в том числе 4 соборных; из них каменных 566, деревянных 462. Строилось церквей 9, окончено постройкою 10 церквей прежних лет. 3) В Абхазской епархии было 54 церкви, из них каменных 14 и деревянных 40; строилась 1, окончено прежних лет каменных 2. 4) В Гурийской епархии было всех церквей 132, в том числе 1 собор; из них каменных 102, деревянных 30; строилась церковь 1, окончена постройкою 1 каменная церковь. Во всех епархиях Грузии церкви строились и строятся по преимуществу на средства прихожан, при содействии доброхотных – посторонних благотворителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_21.html

В 14 столетии в Западной Грузии был образован новый католикосат с резиденцией сначала в Бичвинте (Пицунда), а потом в Кутаиси. Последний Абхазско-Имеретинский католикос Максим в конце 18 в. удалился на покой в Россию, в Киев. В начале 19 в. Грузинская Церковь утратила свою автокефалию и была включена в состав Российской Церкви в статусе Экзархата. Начало этому процессу положило заключение в 1783 г. при императрице Екатерине Великой и царе Ираклии II Георгиевского трактата в связи с тем, что существованию Грузинского царства угрожала смертельная опасность со стороны соседних мусульманских государств, Турции и Ирана. Этим трактатом Грузия признавала над собой российский протекторат. В него было включено следующее положение: «О управлении же Грузинския Церкви и отношении, каковое должно к Синоду Российскому, о том составится особливый артикул» (Георгиевский трактат, 8-й артикул, с. 74); и далее: «Ее Императорское Величество соизволяет, чтобы католикос или начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена» (Георгиевский трактат, 8-й артикул, с. 74). Таким образом, уже в 1783 г. католикос-патриарх Антоний II, который по происхождению принадлежал к царской династии Багратионов и который после кончины последнего католикоса Абхазского Максима в 1795 г. распространил свою юрисдикцию также и на Западную Грузию – Имеретию, Гурию, Сванетию и Абхазию, – был включен в состав Российского Святейшего Синода, и это стало началом многоступенчатого процесса включения Грузинской Церкви в состав Российской. После захвата Тбилиси персидскими полчищами Али-Магомед-хана в 1795 г., когда жители столицы, как, впрочем, и других городов и сел Грузии, подверглись массовому истреблению, так что численность населения в прошлом (при святой царице Тамаре в 13 веке) великого государства сократилась до нескольких десятков тысяч и само существование грузинского народа оказалось под угрозой, грузинский народ увидел свое спасение в подданстве России. В 1801 г., при императоре Александре I, Картлийско-Кахетинское царство (Центральная и Восточная Грузия) было включено в состав Российской империи. За этим последовало присоединение к России Мингрелии в 1803 г., Абхазии в 1810 и Имеретии в 1814 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В последние же два десятилетия абхазы были просто-напросто предоставлены сами себе: сами завоевывали свою независимость, сами восстанавливали разрушенную экономику, сами налаживали религиозную жизнь. Конечно, не без помощи России, но, необходимо признать, эта помощь зачастую поступала лишь в самый последний момент. Но вернемся к вопросу церковному. Стоит отметить, что еще в начале XX века в Святейший Правительствующий Синод неоднократно поступали просьбы выделить Сухумскую епархию из состава Грузинского Экзархата. Многие русские священнослужители, в том числе и в архиерейском сане, понимали, что возрождение Абхазского Православия – дело чрезвычайно важности, в том числе и в миссионерском отношении. Ведь ни для кого не секрет то, что среди народов Северного Кавказа, в особенности, адыго-черкесских народов, абхазы издревле имели высочайший авторитет. Однако синодальный бюрократический аппарат так и не решил этого насущного вопроса, а потому, когда после Февральской революции 1917 года Грузинская Церковь самовольно провозгласила свою автокефальность, территория Абхазии впервые оказалась в неурегулированном каноническом состоянии. Разумеется, с тех пор об Абхазском Православии забыли. На абхазский язык не переводились богослужебные и богословские книги, практически не рукополагались священники-абхазы. И то, что в 1943 году Русская Церковь директивно признала автокефальность Грузинской, лишь усугубило проблему, которая долгие годы зрела нарывом и прорвалась в ходе Грузино-абхазской войны 1992-93 гг., когда все грузинское духовенство, окормлявшее только одну воевавшую сторону, в итоге было изгнано с территории завоевавшей свою независимость Абхазии. И вот сегодня, когда абхазский народ вот уже два десятилетия находится без малейшего церковного попечения со стороны Грузинского Патриархата, его Синод делает очередную попытку восстановить свою каноническую «территориальную целостность». Делает это декларативно, поскольку отлично осознает, что даже Святейший Илия II, несмотря на свой глубочайший духовный авторитет (в 1967-1977 годах он уже управлял Сухумо-Абхазской епархией), едва ли будет допущен на землю Республики Абхазия. А если и будет допущен, то мне несложно представить, как будет воспринято его служение в том же Сухумском соборе. Пусть даже и в сослужении с русскими и абхазскими клириками. Более того, мне меньше всего хотелось об этом писать, но ведь и элементарную безопасность грузинским клирикам гарантировать будет практически невозможно!

http://pravmir.ru/gruzino-abxazskaya-sxi...

Русская Православная Церковь ХХ век 9 апреля 1917 год – Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви. В то же время тифлисский Союз русских клириков и мирян, посчитав восстановление автокефалии Грузинской Церкви свершившимся фактом, обратился в Святейший Синод с просьбой об учреждении в Закавказье Русского Экзархата, куда бы вошли русские и абхазские приходы и монастыри, не желавшие выходить из юрисдикции Русской Православной Церкви. 1919 год – Власти попытались лишить органы церковного управления средств к существованию. Наркомат юстиции постановил, что разрешенные властью добровольные сборы-складчины верующих можно производить «лишь на нужды определенного храма, часовни, молитвенного дома». Сборы же в общецерковную казну или епархиальную кассу были признаны незаконными. Однако реализовать это требование в условиях Гражданской войны и становления аппарата советской власти на местах было, по существу, невозможно. Духовенство и верующие фактически полулегально продолжали делать на общецерковные и епархиальные нужды специальные сборы, а также отчисления от различных церковных доходов. Митрополит Агафангел (Преображенский) с группой духовенства. 1920­е гг. 1922 год – Святейший Патриарх Тихон подписал «Обращение к епархиальным архиереям». В обращении указывалось на недопустимость сопротивления изъятию церковных ценностей. 1924 год – Состоялась встреча Святейшего Патриарха Тихона с председателем ЦИК СССР М. И. Калининым. Патриарх Тихон просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он указывал на преимущественное положение обновленцев, органы управления которых зарегистрированы и которым разрешено проводить съезды, совещания. Святитель также обратил внимание на расхождение между действующим законодательством и практикой властей в отношении Церкви. Кроме того, Его Святейшество ходатайствовал об освобождении 25 архиереев, находившихся в тюрьмах и лагерях. Пасхальное богослужение. 1992 г. 1992 год – Священный Синод Румынской Православной Церкви выразил свою позицию «…Никогда не признавал расформирование Бессарабской митрополии».

http://pravoslavie.ru/5412.html

1 А. Хаханов, Источники по введению христианства в Грузии, М. 1893. 42. Гав. Ивериа 1893 г. 159. 4 Histoire de la Georgie... par M. Brrosset p. 1 p. 292 n. 1. .et. 2; p. II livr. 2 p. 432. cp. Д. Бакрадзе «История Грузии» 88, 146. 10 Предлагаемый очерк, составляющий часть одной из глав более обширного сочинения, писан нами в том же году (1891), в котором явился и труд г. Такайшвили, оказавший нам не малую услугу. В настоящее время мы имеем Ефремово «известие» в сравнительно лучшем издании г. Ф. Жордания. См. его «Хроники и другие материалы для истории и литературы Грузии». Тифлис 1893 г. стр. 33–37, 75–76, 47 и 53–54. 11 Новый вариант жития св. Нины, изд. под редакцией Е. Такайшвили. Тифлис 1891 г. ст. XXXVIII–LVII. 13 По изданию г. Жордания: Иоанн Квирикэ, ст.33. Г. Жордания склонен думать, что этот Иоанн есть не иной кто, как католикос Грузии Иоанн Сафарский ibidem, примечание, а также и его Абхазские католикосы, Ставрополь 1893 г. стр. 6. 21 Рай Грузии M. Сабинина СПБ. 1882 г. стр. 96 Е. Такайшвили, Новый Вариант XLIV–XLV, примечание: Катол. Николай неправильно приписывает блаж. Феодориту мнение, будто в Грузию ездил св. Евстафий антиохийский . Легко извиняемая по отношешю к к. Николаю ошибка эта вовсе не простительна позднейшему аэтору «Очерков из истории грузинской церкви в ХИ и ХИИ веках», который, ничтоже сумняшеся, уверяет, что Феодорит на основании слов Руфина утверждает, что первым епископом, прибывшим в Грузию, был св. Евстафий антиохийский («Дух. Вест. Груз. Экзархата 18 за 1893 г.). Можем уверить г. А. Гзелиева, что Феодорит ничего подобного не «утверждает»... Нечего говорить о Руфине... 22 Три статьи к Русскому палестиноведению, изданные арх. Леонидом; Православный Палестинский Сборник, вып. 16, стр. 46–49. 23 Восток христианский – Сирия. Прибавления к «Трудам Киевской духовной академии» за 1874 г. т. II; стр. 368–369, 399–401. Путешествие патр. Макария печатается в новом переводе в «Православном Собеседнике» за 1905 г. 27 Новый вариант E. Такайшвили табл. III и Жордания,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гермоген, архиеп. Методы католической пропаганды в Грузии//ЖМП. 1948. Джавахов И. А. История церковного разрыва между Грузией и Арменией в начале VII века//Известия ИАН. 1908. Джавахов. Проповедническая деятельность апостола Андрея и св. Нины в Грузии//«Журнал министерства народного просвещения». Петербург, 1901, январь. Джанашвили М. Г. Грузинские обители вне Грузии. Тифлис, 1889. Джанашвили М. Г. История Грузинской Церкви. Тифлис, 1898. Джанашвили М. Г. Каталог предметов церковного музея грузинского духовенства. Тифлис: Комитет церковного музея грузинского духовенства, 1914. Джанашвили М. Г. К материалам по истории и древностям Грузии и России. Заметки, переводы и комментарии. Тифлис, 1912. Днепров Р. Церковь Иверской земли//ЖМП. 1950. 10. Дубровин Н. Георгий XII, последний царь Грузии и присоединение ее к России. Дурново Н. Н. Исторический очерк автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской, со списками 120 епархий и Католикосов Мцхетских и Имеретинско–Абхазских. М., 1910. Егоров Владимир, свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917. Жмакин В., прот. Грузинский католикос Антоний II в России//«Хр. Чт.». 1905. Ч. 1. Захарьин И. Кавказ и его герои. Кн. I: Святыни, богатства и народы. СПб., 1902. Знаменский Ф. Преосвященный митрополит Иона, Экзарх Грузии//«Церковные ведомости». 1906. Прибавление 12. И. К. Обозрение карталйнских церквей высокопреосвященным Владимиром, Экзархом Грузии//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1897. 12. Илия (Шиолошвили), иерод. Грузинская Церковь и попытки подчинить ее Римскому престолу//«Православная мысль». Прага, 1959. 1. Илия (Шиолошвили), исром. История Иверского монастыря на Афоне. (Курсовое сочинение). МДА, 1960. Машинопись. Илия, еп. св. Георгий Мтацминдэли (Святогорец)//ЖМП. 1966: 6. Иосселиан П. Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью. Тифлис, 1850. Иосселиан П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849. Иосселиан Платон, канд. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАЛАХИЯ I (Абашидзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1519 - 40-е гг. XVI в.) Грузинской Православной Церкви, последний предстоятель Церкви в Зап. Грузии, резиденция к-рого находилась в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (Пицунде) НАУМ (Шавианидзе Наум Григорьевич; 1889 - 1969) митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОЛАЙ (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695) НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИКОЛАЙ (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви НИКОЛАЙ V католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1479-1488), 1-й предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) после разделения Грузии НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589) НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121448_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_22.html

Хозяин изумленно слушал молитву молодого духовника ко Господу о его грехах, и она так ошеломила его, что он раскаялся и начал совсем иную жизнь. Таких примеров в жизни духовника было множество, и когда его спрашивали, как преобразовывается человек, он отвечал: «Когда ко мне приходит обремененный грехами человек, который не видит свои проступки и не сожалеет о них, я стараюсь вникнуть в его духовный мир, исходя из той мысли, что мы плоть от плоти и кровь от крови друг друга. Я начинаю покаянную молитву за него и за себя, и этот человек начинает постепенно преобразовываться по Божией милости». Я надеюсь, что, несмотря на многочисленные проблемы, Грузия вынесет испытание времени и заступничеством Пресвятой Богородицы в нашей стране всегда будет торжествовать дух, славящий Господа. Паства Церкви Господней! Помните, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного... дабы нам получить усыновление... Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Так радуйтесь, мои любимые духовные дети: грузины, абхазы, осетины, греки, русские, езиды, удины, армяне, азербайджанцы – все дети святой Православной Церкви Грузии; радуйтесь, любящие Господа, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). В знак вашей верности Ему встречайте Его с зажженными свечами, надеждой и любовью приветствуйте! С любовью молящийся за вас Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II Пасхальные послания святейшего и блаженнейшего Илии II, католикоса-патриарха всея Грузии Богоизбранным преосвященным митрополитам, архиепископам, епископам, пастырям, честному иночеству и всем благословенным чадам Автокефальной Святой грузинской Православной Апостольской Церкви, живущим в Грузии, и соотечественникам, живущим вне пределов нашей родины 1978 Дорогие и возлюбленные во Христе Иисусе богомудрые архипастыри, пастыри, диаконы, оставившие мирскую суету честные иноки и инокини, по крови и по духу братья и сестры – чада Грузинской Апостольской Церкви, живущие в уделе Пресвятой Богородицы – благословенной Иверии и за пределами нашего отечества, приветствую вас и поздравляю с великим и радостным праздником, с торжеством из торжеств, с Пасхой вечной и спасительной и возглашаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010