расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРЬЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО предыдущая статья следующая статья печать библиотека 42 , С. 610 опубликовано: 1 декабря 2020г. МАКАРЬЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии - см. Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 - Горьковской) епархии. Рубрики: Русская Православная Церковь. Епархии. История экзархатов, митрополий, епархий (см. также по периодам) Ключевые слова: Епархии Русской Православной Церкви Макарьевское викариатство Нижегородской епархии - см. Лысковское викариатство См.также: АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви АБХАЗСКАЯ ЕПАРХИЯ ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА см. Сухумо-Абхазская епархия АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ образована в 1700 г. АЗОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ростовской епархии, учреждалось дважды Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2561490.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛЬСКО-УССУРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО предыдущая статья следующая статья печать библиотека 50 , С. 703 опубликовано: 7 ноября 2022г. НИКОЛЬСКО-УССУРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Владивостокской епархии - см. Уссурийское викариатство Владивостокской епархии . Ключевые слова: Епархии Русской Православной Церкви Никольско-Уссурийское викариатство Владивостокской епархии - см. Уссурийское викариатство Владивостокской епархии См.также: АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви АБХАЗСКАЯ ЕПАРХИЯ ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА см. Сухумо-Абхазская епархия АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ образована в 1700 г. АЗОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ростовской епархии, учреждалось дважды Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2566214.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Сухумо Абхазскую епархию» найдены статьи: АБХАЗСКАЯ ЕПАРХИЯ ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА см. Сухумо-Абхазская епархия ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Сухумо-Абхазскую ...

Имеретинская Основана ок. 1027–1072 гг. Древняя Кутаисская митрополия. В 1455–1795 гг. существовала Имеретинская и Абхазская Католикосия. «...По смерти Имеретинского Католикоса Максима, скончавшегося в 1795 г. в Киеве, вакансия сия осталась праздной; а потому уже заведовал делами, касающимися до Церкви Грузинской и Имеретинской, один Католикос Карталинский и Кахетинский Антоний...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. С. 15). Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1820 г. (присоединена к Никорцминдской епархии). Возобновлена 19.11.1821 (с присоединенной, в свою очередь, Никорцминдской). Местопребывание – в г. Кутаис. 16 .07.1828 присоединена Хонская епархия. Хонская епархия вскоре была возобновлена, переименована в Мингрельскую, после чего соединена с Гурийской, и вместе они составили отдельную, самостоятельную Гурийско-Мингрельскую епархию (см.). С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Викарные кафедры: Сухумская, Мингрельская. 30.08.1814 08.03.1820 Досифей, кн. Церетели 19.11.1821 08.11.1841 07.08.1843 18.01.1853 11.04.1853 04.04.1856 02.09.1856 02.07.1860 02.07.1860 25.01.1896 06.06.1898 04.08.1900 12.08.1900 01.02.1908 Леонид Окропиридзе 01.02.1908 03.1917 Георгий Аладов Инсарская, пенз. Основана в 1919 г. (?) Именование – по г. Инсар (Пензенская губерния, Мордовская АССР). Пензенское викариатство. 1919 (или 1922) 1637 Ставленник Владимира (Путяты), лишенного архиерейского сана определением Судной Комиссии Поместного Собора 1917–1918 гг. Путята «хиротонисал» его единолично. Ставленник был в брачном состоянии. По ММЛ Каталог... первая дата иная: 1922 г. Позднее пытался примкнуть к обновленцам, но те его почему-то не приняли. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время Церкви Закавказья имели огромную собственность. Кроме этого, топорность включения Католикосатов Закавказья в РПЦ видна в " торпедировании " самих процессов. Все эти факторы вызвали болезненные процессы как в церковной среде, так и среди народа. Вплоть до ряда вооруженных восстаний, подавленных военной силой, что еще больше усилило напряжение. Еще один фактор " топорности " упразднения, который Вы все никак не можете понять. Упразднение ДВУХ Церквей и создание одного Экзархата нарушило и без того хрупкое этническое равновесие в Закавказье. Абхазы сопротивлялись сильней и получили в Рос. Империи статус " виновного народа " . Мцхетский Католикосат, трансформированный первым в Грузинский Экзархат фактически получил в свое управление в 1817 г. территории другой Поместной Церкви с коренным неселением которой итак были разногласия. Это сжало пружину напряженности еще больше. Пользуясь сумятицей 1917 года, Грузинский Экзархат отделился, прихватив наследие, полученное с помощью России. Провозглашали автокефалию ГПЦ не в границах упраздненного в 1811 г. Мцхетского Католикосата! Почему бы и тут не заявить о неканоничности? И, кстати, ни у кого не вызывает порывов оспорить передачу в 1943 г. ГПЦ от РПЦ православных приходов в Армении, на которые ГПЦ вообще никогда не распространялась. " Грузины тоже старцы между прочим... " Про этногенез грузинского народа история отдельная. При желании расскажу. :-) Алэксандрос 23 апреля 2016г. 02:29 Я давно ответил. Не пропустили. пишу заново. +++Во-вторых, без уточнения того, что Митрополия Константинополя, просуществовавшая до конца 17-го века, имеет и определенное начало в... НАЧАЛЕ того же 17-го века+++ Не понимаю о чем вы говорите. С крещения Руси до конца 17-го века это была каноническая территория Константинопольской Церкви. +++Улавливаете разницу между " неканонически " и " неправильно " ?+++ С моей греческой точки зрения никакой разницы не существует. канон=правило по гречески. Не канонически=неправильно. +++Грузинский Экзархат отделился, прихватив наследие, полученное с помощью России. Провозглашали автокефалию ГПЦ не в границах упраздненного в 1811 г. Мцхетского Католикосата! +++ Так разве грузины виноваты в таком повороте сюжета? Почему не воспринимать это как восстановление исторической справедливости? +++И, кстати, ни у кого не вызывает порывов оспорить передачу в 1943 г. ГПЦ от РПЦ православных приходов в Армении, на которые ГПЦ вообще никогда не распространялась.+++

http://bogoslov.ru/article/4875748

Не доезжая до м. Лыхны, владыка посетил новое русское селение, где осматривал церковную школу и наметил место для постройки церкви, на котором было отслужено молебствие и водружен большой крест. Отсюда не более 4 верст до м. Лыхны, этого древнейшего абхазского поселения, расположенного в возвышенной местности, среди богатейшей растительности, у подножия снеговых гор. Здесь жили до последнего времени владетельные абхазские князья; здесь их разрушенный дворец, здесь же они погребены у древнейшего храма, построенного, как видно из уцелевшей надписи, Леоном, царем Абхазии в XI веке. Население этой местности замечательно тем, что никогда не изменяло христианству. Абхазия образует собой географически треугольник между берегом моря от Гагр до реки Ингура и главным хребтом Кавказских гор. В древности, под именем страны лазов или Лазики, она входила в состав Византийской империи, но в ней оставались абхазские цари. Они в VII–IX вв. настолько усилились, что управляли всей западной Грузией. Царь Баграт III в XI столетии соединяет Абхазию и Грузию под одним скипетром. Когда при царе Александре в XV в. совершилось оказавшееся столь гибельным для Грузии разделение ее на уделы, Абхазия на короткое время вновь становится самостоятельной, но быстро затем подчиняется Турции, которая до начала XIX в. и держала ее под своим владычеством. В это-то печальное время и подавлено было в Абхазии христианство, насажденное еще при апостолах и достигшее цветущего состояния в VI–VII вв. при византийских императорах. Довольно посмотреть на такие храмы, оставшиеся памятниками эпохи греческого господства, как Пицундский, Лыхненский, Моквинский, Драндский, Бедийский, чтобы судит, как высоко здесь в свое время стояло христианство. В Пицунде жил католикос, в Мокве, Бедии – митрополиты; было несколько епископских кафедр. Христианские предания живы и доселе среди абхазцев, которые отступили от древней веры и числятся мусульманами, но и христиане-абхазцы, как выше замечено, усвоили себе много обычаев и воззрений из мусульманства и язычества. Судя по отчетам Общества восстановления православного христианства на Кавказе (см., наприм., отчеты за 1896–1897 гг.), религиозно-нравственное состояние абхазцев-христиан представлялось до самого последнего времени в самом безотрадном виде. Только назначение образованных священников, преимущественно из природных абхазцев, улучшение их материального положения, организованная правильно миссия и, главным образом, открытие школ по приходам – вот что поможет здесь делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Контора собирает ведомости о разных по епархиям предметах составляемые и в свое время доставляет их Святейшему Синоду. (28 Декабря 1818 г. Выс. утв. док. Св. Синод. П. С. 3. 27605. Указ. 4 Февраля 1819 г. 819.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 28 Декабря 1818 г. докладу Святейшего Синода положено быть: 1) в Грузии одной епархии – с наименованием ее Карталинскою и Кахетинскою, 2)   в Имеретии, Мингрелии и Гурии – в каждой области, по одной епархии. (Там. п. 2 и 4.) Примечание. 1) В помощь Экзарху назначен Викарий с производством ему жалованья по 1500 р. (Там. п. 11.) Примечание. 2) В 1875 году при Грузинском Экзархате учреждено Владикавказское викариатство, викарий которого под управлением экзарха непосредственно заведывает церквами и причтами г. Владикавказа, Северной Осетии и Аласурского Завода. Назначаемый на это викариатство епископ именуется епископом Владикавказским, вторым викарием Грузинского Экзархата, и имеет местопребывание в г. Владикавказ. (3 Апреля1875 г. Выс. утв. докл. Св. Сииод. П. С. 3. 54, 553.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 30 Мая 1860 г. определению Святейшего Синода, управление Абхазской епархией 31 и церквами Самурзарканского благочиния вверено епископу Имеретинскому (Гавриилу) на тех же основаниях, на которых он управляет епархией Имеретинской, с производством ему, в дополнение к получаемому им по этой епархии содержанию, определенных по штату в жалованье епископу Абхазскому 1500 р., и с предоставлением ему, в вид временной меры, права расходовать остальные деньги из положенной по штату на содержание Абхазской кафедры суммы. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 16 Мая 1873 г. докладу Святейшего Синода, вследствие присоединения Мингрельского владения к Кутаисской губернии и незначительности его населения, положено: 1) существовавшую в Мингрелии самостоятельную архиерейскую кафедру упразднить, присоединив к Имеретинской кафедре; 2) при последней учредить викариатство, с тем, чтобы викарий именовался епископом Мингрельским, а местопребывание имел в архиерейском помещении при Мингрельском Успенском Соборе; 3) на содержание викарию этому назначить по 1500 р. в год из сумм Мингрельского церковного казначейства, отпускавшихся епархиальному Мингрельскому Преосвященному, а также предоставить Викарию пользоваться доходами с угодий, принадлежавших Мингрельскому архиерейскому дому; 4) архиерейскою ризницею и прочими принадлежностями архиерейского служения снабдить викария из того же дома, и по мере возможности от кафедрального собора Имеретинской епархии, и 5) находящуюся ныне в управлении Преосвященного Имеретинского Абхазскую епархию оставить в управлении этого Преосвященного на прежнем основании. (16 Мая 1873 г. П. С. 3. 52270. Указ. Июня 1873 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Заканчивая сим краткий очерк деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, считаем нужным сказать, что в 1901 году на попечении и содержании Общества состояло всех приходов 89, из них в Грузинской епархии: а) по Тифлисскому благочинию 7, по пшаво-хевсурскому – 10, по ингилойскому – 4, в городе Тифлисе 3, в Нухинском уезде – 1, по кобийскому благочинию – 7, по ахалцихскому – 4; в Сухумской епархии: а) по абхазскому благочинию 20 приходов, б) по самурзаканскому благочинию 18; в Имеретинской епархии: по сванетскому благочинию 15. На содержание этих причтов в 1900 году израсходовано 41423 р., кроме того постройка православных церквей и ремонт причтов и школьных помещений, покупка ризницы, икон и других принадлежностей для церквей, выписка богослужебных книг для последних, содержание миссионеров и т.д. потребовали расходов за тоже время 31 тысячу рублей 113 . Что касается учебной части, то на иждивении Общества в том же 1900 году состояло всего школа (приходских) 58, из них мужских 51 и женских 7, по районам они распределялись следующим образом в Абхазии состояло 9 школ, в Сванетии – 7, Ахалцихском уезде 4, в северной Осетии (владикавказской епархии) 18, южной Осетии – 6, в Закатальском округе – 3, в Тионетском уезде – 8, Душетском – 2, в Тифлисе – 1. На содержание их израсходовано 26960 рублей. Кроме этих школ, в заведывании и содержании Общества находились Александровская миссионерская духовная семинария с расходом в 11125 р. Владикавказское осетинское женское училище, ежегодно требующее от Общества по 5740 р. расхода. В эту сумму входят также 1680 р., отпускаемые на содержание 24-х стипендиаток Общества. В 1900 году на счет Общества, воспитывались в Казанской духовной академии 2 стипендиата, в Санкт-Петербургской – 1, в Тифлисской духовной семинарии – 2 полу стипендиата и 1 полный пансионер, в Кутаисской семинарии 1, в Тифлисском духовном училище 2 полных пансионера, в Кутаисском училище 4 стипендиата, в Тифлисском епархиальном женском училище 8 пансионерок; помимо этого в двухклассной школе при Бодбийском женском св. Нины монастыре воспитывалось и содержалось несколько стипендиаток из ингилоек, принявших православие. Вообще же учебное дело в 1900 году потребовало от Общества расхода в 46545 руб 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1944. 3. С. 6–19. Протокол 9 от 13.12.1906 г. л. 71 об]. Пальмов И. С. «Бесспорный исторический факт существования автокефальной Иверской Церкви до времени ( и несколько еще далее) добровольного присоединения Грузии к России не постулирует с необходимостью к восстановлению автокефалии бывшей Иверской Церкви в новых государственно-политических границах, ибо то, что было, не может считаться безусловно обязательным для другого времени, места и вообще при иных исторических условиях». Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163–172. Щелкачев А., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 93–102. ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 151. 3. ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 451. Впоследствии Католикос-Патриарх с 1921 по 1927 г. В этот период положение русских приходов оставалось прежним. К тому же Католикос-Патриарх Амвросий не был сторонником установления высшей церковной властью лояльных отношений с органами советской власти, что не поддерживала часть грузинского епископата. Было организовано Высшее церковное управление под председательством митрополита Сухумского и Абхазского Христофора (Цицкишвили), которое заменило Католикосский совет, приступило к делам по управлению Грузинской Церковью. Католикос Амвросий был оставлен на месте и его имя произносилось в церквях за богослужениями. Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в.//Материалы XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2011. Т. 2. С. 60–68. Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Тифлис, 1920. Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г.

http://bogoslov.ru/article/6193220

Кроме отпусков на новооткрытые приходы в Закавказье, о чем уже вышесказано, духовенству Черноморского округа отпущено было пособие за понесенные им во время русско-турецкой войны 1877–78 гг. труды и убытки (в 1883 г.). Затем в 1884 – 1885 гг. отпущены постепенными отпусками крупные суммы на содержание духовенства Имеретинской и Гурийско-Мингрельской епархий, так что с 1 января 1887 года на этот предмет вместо прежних 55 000 руб. повелено было из государственного казначейства отпускать по 111 000 рублей в год. В том же 1887 году последовали первые отпуски на содержание некоторых (двух) причтов Карсской области; обеспечение всех греческих причтов Карсской области не успело пройти при жизни Государя Александра III и осуществлено уже в нынешнее царствование, вскоре после смерти Государя. В 1891 году значительно увеличено содержание причта г. Сигнахаи вновь назначено жалованье из казны 16 причтам Абхазских и Сдаурзаканоких приходов Сухумской епархии (в селениях: Репы, Николаевском, Баргеты, Мараоули, Абалаквинском, Беслагубы, Отобаевском, Шемелеты, Царче, Мухури, Баркепы, Писанское, Бармыши, Звандрунпш, Атары, Гудауты). На эти причты отпущено по 10 400 руб. в год. Справедливость требует сказать, что о таких отпусках и в таком количестве совершенно не слыхано во внутренней России, где духовенство живет исключительно на местные средства. В 1887 году состоялось общее по Империи весьма важное распоряжение о принятии пенсии священнослужителям и их семействам на счет общего пенсионного кредита. Как ни малы были пенсии духовенству (130 руб. в год священнику за 35 лет службы), но и этих пенсий духовенство своевременно не получало за недостаточностью отпускаемого в распоряжение Святейшего Синода на этот предмета кредита. Указом 1887 года (2-го июня) прекращен отдельный счет пенсионному кредиту духовного ведомства, и выслужившие сроки духовные лица стали немедленно удовлетворяться пенсией, не ожидая, как прежде, в течение долгих лет, пока до них дойдет очередь. 1893 год был особенно счастлив для духовенства в смысле его обеспечения. В этом году решено правительством окончательно обеспечить все причты Империи, и преступлено к ежегодным отпускам крупных сумм в распоряжение Святейшего Синода на этот предмет. В 1893 году отпущено было 250 000 руб., в 1894 году – 500 000 руб. Отпуски продолжались и в следующие годы. Из этих сумм ежегодно известная часть отчислялась и на приходы Грузинского экзархата. Иногда эти отпуски на экзархат достигали 10% общего ежегодного ассигнования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010