Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Герман (Гоголашвили), хиротонисанный из архимандритов Абхазских 8 сентября 1851 года. 2) Геронтий (Папиташвили), хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 6 октября 1857 года. 3) Александр (Окропиридзе), хиротонисанный из архимандритов Абхазских; управлял Абхазскою епархией с 4 марта 1862 года. После него, с 30 мая 1869 г., Абхазская епархия была присоединена к Имеретинской, в каковом состоянии и находилась до 12 июня 1885 г., когда в силу мнения государственного совета, высочайше утвержденного в указанный день, была восстановлена под именем Сухумской епископии, с кафедрою при Сухумском Александро-Невском соборе. Тогда же утвержден штат Сухумского епархиального управления, измененный в 1891 году в силу Высочайшего повеления 3 июня того же года 71 . Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Геннадий (Павлинский), хиротонисанный из архимандритов Троице-Сергиевской лавры 28 декабря 1886 года, умер 31 марта 1889 года в Симоно-Канонитском Ново Афонском монастыре, где имел пребывание, и там погребен. 2) Александр (Хованский), хиротонисанный из архимандритов Владимиро-волынского Христорождественского монастыря 29 мая 1889 года; скончался 12 февраля 1891 года и погребен в Сухумском Александро-Невском соборе. 3) Агафодор (Преображенский), из епископов Балахнинских, с 2 марта 1891 года; ныне управляет Ставропольскою епархией. 4) Петр (Другов), хиротонисанный из архимандритов-ректоров Киевской духовной семинарии, с 21 марта 1893 года; ныне епископ Смоленский. 5) Арсений (Изотов), хиротонисанный из архимандритов Московского Ставропигиального Симонова монастыря; управляет Сухумскою епархией и ныне. Осетия, входящая ныне в состав епископии Владикавказской, до 1811 года входила в состав епископии Цилканской, затем с 21 декабря 1870 года управлялась, епископом Моздокским, викарием епископа Ставропольско-Кавказского. Апреля 3 дня 1875 года была учреждена епископия Владикавказская, которая до 23 апреля 1885 года входила в состав Грузинского экзархата, как викариатство, с этого же времени, в силу высочайше утвержденного доклада Святейшего Правительствующего Синода, преобразована в самостоятельную епархию, с присоединением к ней Моздокского епископства и Терской области от епископии Ставропольско-кавказской и Дагестанской области от Грузинского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/389493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_110.htm...

2) Иоанн (Иосселиани), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 11 октября 1853 г.; уволен 19 августа 1858 года на покой в тот же монастырь, где и умер в 1871 году. 3) Гавриил (Туские), хиротонисанный из архимандритов Удабно-иоанно-крестительской пустыни 25 марта 1859 года, уволен на покой 1 августа 1881 г., в каковом году 11 сентября и умер. В 1878 году епархия эта значительно расширилась чрез присоединение к ней новых областей, отошедших к России от Турции по Берлинскому трактату и подчинявшихся в церковном отношении Трапезундскому митрополиту. 12 июня 1885 года Гурийская епархия соединена с Мингрельскою под наименованием Гурийско-мингрельской, причем тогда же высочайше утверждены штаты Гурийско-мингрельского управления, остающиеся в силе и в настоящее время 69 . Первым епископом вновь образовавшейся епархии был преосвященный Григорий (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 25 марта 1886 года с кафедрою в Поти, (Александро-Невский собор) и в Мартвили (Успенский собор). За назначением епископа Григория, в силу высочайше утвержденного в 20 день марта 1898 г. всеподданнейшего доклада Святейшего Правительствующего Синода, членом Московской Святейшего Синода Конторы, Гурийско-мингрельская епархия вверена преосвященному Александру, бывшему до того епископом Горийским, первым викарием Грузинским, каковым она управляется и в настоящее время. Абхазия присоединена к России в 1810 году. Начало православной иерархии в этой области восходит к первым векам христианства, так как известно, например, что епископ Севастопольский, или Никопсийский, присутствовал на IV вселенском, Халкидонском соборе, в 451 году, а св. мученик Ипатий, епископ Гагрский, даже на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.). Затем она прекратилась и вновь возникла в 536 году, когда в древней Никопсии (Анакопии) или Пицунде образована была епископская кафедра, в скорости возвышенная на степень архиепископии, с подчинением её Константинопольскому патриарху. Около 840 года Бичвинские или Никопсийские архиепископы приняли название Бичвинских и Абхазских, усвоив себе с 1050 года до некоторой степени права автокефалии. В 1390 году, по разделении Грузинского царства, Бичвинские архиепископы провозгласили себя автокефальными, каковыми и признаны были Константинопольским и остальными восточными патриархами. В 1795 году Абхазия, по прекращении Абхазо-имеретинского католикосата, присоединена к митрополии Цагерской, а потом Чкондидской, которой и подчинялась в церковном отношении до 30 апреля 1851 г., когда древняя епархия была восстановлена под именем Абхазской епископии. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (основана 23 июня 1829; с 16 мая 1874 - вик-ство; с 12 июля 1885 в составе Гурийско-Мингрельской епархии Грузинского Экзархата). Охватывала территории княжества Мегрелия (Самегрело, в рус. традиции XIX в.- Мингрелия) в Зап. Грузии (Зугдидский, Сенакский, Лечхумский уезды Кутаисской губ.), на которые в древности распространяли юрисдикцию Чкондидская, Цаишская и Цагерская епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Образование М. е. связано с политическими процессами, происходившими на территории Грузии в 1-й пол. XIX в., когда отдельные грузинские царства и княжества входили в состав Российской империи. В 1803 г. владетельный князь (мтавар) Мегрелии, находившейся в составе царства Имерети, не согласовав с имеретинским царем вопрос о присоединении к России, вступил под покровительство Российской империи. После упразднения Имерети в 1810 г. Мегрелия до 60-х гг. XIX в. сохраняла автономные права. Епархии с входившими в их состав церквами и мон-рями оставались в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. После его упразднения в 1814 г. мегрельские епархии нек-рое время оставались вне церковных реформ, к-рые осуществляла РПЦ на вошедших в ее состав территориях. Опираясь на решение Синода РПЦ от 28 дек. 1818 г., экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) пытался провести в Зап. Грузии церковные реформы, в рамках чего послал в Мегрелию архимандрита мон-ря Кватахеви Афанасия (Петриашвили). В Имерети вспыхнул т. н. церковный бунт, к-рый поддержало население Гурии и Мегрелии. Мегрельский мтавар Леван V Дадиани (1805-1840), несмотря на то что признавал подданство Российской империи, противился описи имущества церквей и мон-рей на территории княжества. Реорганизацию церковных ведомств, запланированную экзархом Грузии на территории Мегрелии, он считал вмешательством во внутренние дела автономного княжества. Вопрос о церковной реорганизации в Мегрелии был отложен.

http://pravenc.ru/text/2563254.html

В 1823 г. Цаишская епархия была упразднена, ее территории стали частью Чкондидской (с 23 июня 1829 Мингрельская) епархии. В 1857 г., с вхождением Сванети и Одиши в состав Российской империи, епархия перешла в юрисдикцию Грузинского Экзархата РПЦ ; в 1886 г. территории Мингрельской и Гурийской епархий были объединены в Гурийско-Мингрельскую епархию. В 1917 г. территории З.-Ц. е. вошли в состав восстановленной Чкондидской епархии ГПЦ, а постановлением Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. выделились как новообразованная З.-Ц. е. Со дня образования до окт. 1998 г. временно управлялась митр. Сухумско-Абхазским Даниилом (Датуашвили); 11 окт. 1998 г. на кафедру был назначен еп. Герасим (Шарашенидзе; с июня 2007 митрополит). На территории З.-Ц. е. в разное время было возведено ок. 200 церквей. До 1998 г. в епархии было открыто 5 храмов; по состоянию на окт. 2008 г.- 19; действуют 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских). В штате епархии насчитывается 29 священнослужителей, из к-рых 4 диакона. Корцхельский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (в 8 км к северо-востоку от г. Зугдиди, женский) был основан в XVII в. женой мегрельского кн. Левана II Дадиани (1624-1639) Нестан-Дареджан и ее сыном Александром. В 1995 г. возобновлен. Настоятельница - мон. Нана (Самелия), подвизаются 6 монахинь. Мон-рь Лиа во имя царицы св. Тамары (с. Лиа, Цаленджихский р-н, женский) был основан в 2001 г. Настоятельница - мон. Рахиль (Робакидзе), подвизаются 3 монахини. Муж. монастыри: во имя вмч. Георгия (2003) в с. Диди-Недзи, настоятель - иером. Серафим (Джикия); Преображенский (2007) в с. Скуриа, настоятель - иером. Исаия (Бечваия). Кафедральная Влахернская ц. в Зугдиди была выстроена по указу российского имп. Александра I в 1825-1830 гг. «для хранения» Влахернской иконы Божией Матери (ГМИГ) из мон-ря Бедиа (с XVI в.- в семье Дадиани, в 1800-1806 - при имп. дворе в Москве); в 1817 г. император выделил на строительство храма 2 тыс. червонцев. В З.-Ц. е. действуют также: церкви вмч. Георгия в селах Анаклиа, Джгали, Кахати, Коки, Кулишкари, Лиа, Махариа, Мужава, Ткаиа, Чкадуаши; ц. Рождества Христова в с. Лешамуге; ц. Всех святых в с. Джвари; ц. «Врата Спасителя», в честь Воскресения Господня, и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Зугдиди; ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Корцхели; ц. Рождества Христова в с. Скуриа; ц. вмч. Георгия и ц. Благовещения в с. Читацкари. В Зугдиди открыта православная гимназия вмч. Георгия (1997), выходит богословский ж. «Сапарвели» (Покров).

http://pravenc.ru/text/200109.html

Сам патриарх Илия всегда с большим уважением вспоминал и вспоминает годы учебы в МДА, а академия всегда с гордостью вспоминает своего выпускника 16 февраля 1978 года Ученый совет присвоил ему звание почетного члена Московской Духовной академии. И по сей день во время визитов в Москву патриарх часто посещает свою альма-матер. В 1963–1967 годах епископ Илия возглавлял Батумско-Шемокмедскую епархию, а с 1 сентября 1967 года с благословения Ефрема II стал епископом Цхум-Абхазским. Цхум-Абхазская епархия в XIX веке считалась самой сложной для грузинского экзархата. После отмены автокефалии Грузинской Православной Церкви (30 июня 1811 года) русское правительство проявляло большой интерес к этой епархии. Начался процесс перестановки кадров, грузинских священнослужителей стали заменять русскими. В начале XX века на фоне активной борьбы за восстановление автокефалии Грузинской Церкви царское правительство попыталось вывести Сухумскую епархию из экзархата. Но из-за сопротивления грузинского населения осуществить это не удалось. После восстановления Грузинской Церковью своей автокефалии (25 марта 1917 года) русские приходы, находящиеся на территории Цхум-Абхазской епархии, отказались подчиняться ее юрисдикции и грузинским епископам, назначенным Католикосом-Патриархом. Ситуация еще более осложнилась в 20–30-х годах XX века, когда партийное руководство Абхазии на фоне антирелигиозной борьбы начало особенно ущемлять права грузинских священнослужителей. Так, в 1937 году арестовали и выслали митрополита Цхум-Абхазской епархии Варлаама (Махарадзе), который в 1944 году скончался в ссылке. Ситуация немного улучшилась после 1943 года, когда Русская Церковь официально признала территориальную автокефалию Грузинской Церкви (19 ноября 1943 года). Русскоязычные приходы, находящиеся на территории Цхум-Абхазской епархии, вынуждены были смириться с новым положением вещей. В 1938–1952 годах Цхум-Абхазской епархией управлял митрополит Антоний (Гигинеишвили), а в 1957–1964 годах – епископ Леонид (Жвания). В это время в епархии было всего семь действующих храмов. Большинство священнослужителей были русскими, и литургия проводилась на русском языке. Ситуация не изменилась и в 1965–1967 годах, когда епархией управлял митрополит Романоз (Петриашвили). Такой принял епархию в 1967 году епископ Илия. Уполномоченный по делам религии Абхазской Автономной Республики ущемлял права священнослужителей. В одном из секретных отчетов, который он послал председателю Совета по делам религии Совмина СССР, говорилось о необходимости построить в селе Каманы 5 свиноферму или птицеферму. «Эта территория считается святой землей, а ферма займет всю территорию, и у прихожан не будет возможности поклоняться святым мощам и использовать целительный источник», – писал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1962. Т. 1. С. 139, 141, 143). В 1810 г. российский имп. Александр I присоединил к Российской империи Имерети. В 1814 г. была формально упразднена автокефалия Церкви в Зап. Грузии, фактически Абхазский Католикосат перестал существовать в 1820 г. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ , окормлявший Церковь в Зап. и Вост. Грузии. Временно оставались на своих кафедрах митрополиты Кутаисский сщмч. Досифей и Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) . В 1819 г. экзарх Грузии Феофилакт (Русанов) предпринял решительные шаги по проведению церковных реформ в Зап. Грузии, целью к-рых было изменение церковной структуры в соответствии со структурой РПЦ. Для этого нужно было сократить численность священно- и церковнослужителей и количество храмов (в 1819 в Имерети насчитывалось 12 908 дымов в приходах, 633 церкви и мон-ря, было 693 священника, 79 монахов, 179 диаконов, всего 951 священнослужитель) (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 418-419; Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 235), провести секуляризацию церковного имущества, заменить натуральный церковный налог денежным. Вспыхнуло восстание в Шорапанском крае, затем оно охватило всю Имерети, Гурию, Самегрело и Рачу; в Имерети были введены регулярные войска и казачьи полки. Митрополиты Досифей и Евфимий и архимандрит монастыря Табакини Григорий (Цкитишвили) были арестованы, сщмч. Досифей умер от кровотечения 8 (или 6) марта 1820 г. в пути между Гори и Сурами (похоронен в церкви в Ананури ), сщмч. Евфимий сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы монастырь , скончался 21 апр. 1822 г. 19 нояб. 1821 г. путем объединения Кутаисской, Гелатской, Хонской и Никорцминдской епархий в юрисдикции Грузинского Экзархата РПЦ была образована Имеретинская епархия , главой к-рой стал архиеп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе). Территория К. е. входит в юрисдикцию совр. епархий ГПЦ: Кутаисско-Гаенатской , Маргветско-Убисской , Ванско-Багдатийской и Терджольско-Ткибульской . Кутаисские архиереи Архиепископы: Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.); Самуил (Чорчанели; 10-30-е гг. XI в.); Арсений (50-е гг. XII в.); Николай (2-я пол. XII в.); Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178); Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191); Павел (90-е гг. XII в.); Иоанн (2-я пол. XIII в.); Герасим (Чхетидзе; 1529); Симеон (Чхетидзе; 1529-1562); Василий (1562-1574); Симеон II (Чхетидзе; 1637-1666); Симеон III (Чхетидзе; возможно, то же лицо, что и Симеон II; 1666 - приблизительно 1694); Евдемон (приблизительно 1696-1725); Максим (Иашвили; приблизительно 1725-1737); Тимофей (Габашвили ; 1737-1740, 1743-1747); Антоний (Багратиони; 1740-1743; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I ); митрополиты: Максим (Абашидзе; 1759-1781); сщмч. Досифей (Церетели; 1781-1820). Святыни К. е.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

По соизволению Государя Императора, управление новою епархией поручено было преосвященному Софронию, архиепископу рачинскому, с присвоением ему титула архиепископа Имеретинского. Оставшемуся же без кафедры преосвященному митрополиту Давиду, из рода князей Церетели, поручено было управление Джручским монастырем, в Шорапанском уезде, с предоставлением ему права пользоваться получаемыми с оного доходами пожизненно. Впрочем, этот архипастырь не долго оставался в означенном монастыре, так как в 1829 году назначен был, в звании Чкондидели, управляющим Мингрельскою епархией, а в 1843 году, по смерти преосвященного архиепископа имеретинского Софрония, ему вверена была и Имеретинская епархия, во время управления которою он, за полезные свои труды и деятельность, получил орден Св. Владимира 2 степени, удостоенный еще раньше за заслуги пред русским правительством ордена св. Анны I степени, с пожалованием пожизненной пенсии в размере 1000 рублей ежегодно 66 . Преемниками высокопреосвященного Давида, митрополита имеретинского, по управлению Имеретинскою епархией, были следующие епископы: 1) Евфимий (князь Цулукидзе), из епископов Гурийских, с 11 апреля 1853 года, умер 4 апреля 1856 г. 2) Герман (Гоголашвили), из епископов Абхазских, с 2 сентября 1856 года, 2 июля 1860 года уволен на покой в Гелатский монастырь, а с 23 февраля 1863 года в Хобский, где и скончался 11 августа 1868 года, 3) Гавриил (Кикодзе) , из епископов Горийских, со 2 июля 1860 года, скончался в ночь на 26 января 1896 года, после 35 летней плодотворной архипастырской своей службы. 4) Виссарион (князь Дадиани), из епископов Алавердских, с 6 июня 1898 года, умер 4 августа 1900 года. 5) Леонид (Окропиридзе), из епископов Горийских, с 12 августа 1900 года. Для делопроизводства и письмоводства по делам епархиальным при Имеретинском епископе положена епархиальная канцелярия, учрежденная, как нами уже выше было замечено, вместо предполагавшейся к перенесению сюда из Тифлиса грузинской духовной дикастерии. Последние штаты канцелярии и вообще Имеретинского епархиального управления высочайше утверждены 12 июня 1885 года, одновременно со штатами для Гурийско-мингрельского и Сухумского епархиальных управлений; они действуют и поныне 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80-х гг. XVII в. «в Одиши было бедствие большое... особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и по суше и опустошали и захватили (земли - Авт.) вплоть до Эгриси (р. Галидзга.- Авт.) и поселялись абхазы сами, и в Дранде и Мокви не стало больше епископов» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 845). Святыни М. е. были перевезены в церкви Илори , Зугдиди, Цаленджиха, Хоби, Обуджи, Мартвили . В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Одиши от р. Келасури до р. Ингури перешла под власть абх. князей Шарвашидзе. В 30-х гг. XVIII в. территория М. е. подверглась разорительному нападению турок; кн. Шарвашидзе принял ислам (Там же. С. 886-887). М. е. была упразднена до кон. XVIII в. (Там же. С. 781; Список епархий Зап. Грузии, 1770// Мачарадзе. 1988. Т. 3. Ч. 1. С. 553). В нач. XIX в. церкви и монастыри на территории между Галидзгой и Кодори были заброшены или лежали в руинах ( Нордман. 1838. С. 426-427). При активном участии мегрельских князей Дадиани М. е. временно была восстановлена. Последним архиереем был бывш. архимандрит мон-ря Ларгвиси Пафнутий (Хозиашвили). В 1804 г. он перешел в Зап. Грузию и за верную службу кн. Григолу Дадиани был хиротонисан и управлял М. е. до своего переезда в Москву (1811) ( Иоселиани. 1936. С. 149). Территории М. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Драндской епархий были присоединены сначала к Цагерской, затем к Чкондидской епархиям. В 1851 г., с вхождением Абхазии в состав России, была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви , в юрисдикцию к-рой вошли в т. ч. и территории М. е. В 1917 г. была восстановлена автокефалия Грузинской Православной Церкви, территория М. е. вошла в состав новообразованной Сухумско-Бедийской (с 1920 Сухумско-Абхазской) епархии. Церковь Киачи. План Л. Рчеулишвили Церкви и монастыри М. е. сильно руинированы. В 1955 г. археологическая экспедиция под рук. М. М. Трапша обследовала разрушенные храмы на сев. окраине с. Мокви, на зап. окраине пос. Джал-Апсуа (на левом берегу р.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010