Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАНДА Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Мон-рь Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) [груз. ], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный. Основан при древней, находившейся в запустении церкви в с. Дранда , к-рая в XIX в. привлекла внимание ученых. По свидетельству С. Саблина, «окрестные жители-абхазцы, не только христиане и магометане, но даже не исповедующие никакой религии (а в Абхазии весьма много таких), имеют особенное уважение к этому храму и во всех важных случаях прибегают к нему» ( Саблин. 1846. С. 4). В 1860 г. мон-рь обследовал груз. историк Д. Бакрадзе ( Бакрадзе. 1875. С. 65). 20 мая 1868 г. церковь осмотрел обозревавший Абхазскую епархию еп. Имеретинский св. Гавриил (Кикодзе) , поставивший перед Обществом восстановления православного христианства на Кавказе вопрос о возобновлении храма. Усилиями святителя восстановительные работы были завершены в 1871 г., 21 окт. еп. Гавриил освятил храм ( Гавриил (Кикодзе). 1872. С. 12-14). Известны имена первых священнослужителей в храме - это Иоанн (Гегенава), Иоанн (Кереселидзе), причетник Петр Пилия, миссионерствовавшие среди местных мусульман и язычников. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. выступившие на стороне турок абхазы-мусульмане разорили церковь. В 1880 г. рус. насельники афонского мон-ря Ивирон иеромонахи Модест и Варлаам обратились к российскому правительству с просьбой об устройстве мон-ря на развалинах церкви. Просьбу поддержал главноуправляющий Кавказом кн. А. М. Дондуков-Корсаков, лично разработавший порядок устройства общежительного мон-ря. Руководствуясь Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г., Святейший Синод определил учредить Д. с условием основания при нем учебного и благотворительного заведения. 9 мая 1883 г. доклад Синода получил Высочайшее утверждение ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 23-25). В том же году с Афона прибыли иеромонахи Модест и Варлаам и 10 чел. братии и приступили к восстановительным работам. Из Иверского мон-ря они привезли копию чудотворной Иверской иконы Божией Матери , часть Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, мучениц Веры, Надежды, Любови, св. равноап. Марии Магдалины. Согласно местному монастырскому преданию, в 1885 г. при расчистке храма в земле был обретен список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , к-рую датируют 80-ми гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков, без Младенца и страждущих ( Боярский. 1894. С. 15). Восстановительные работы в Д. были завершены в 1886 г. При еп. Агафодоре в Москве был заказан и изготовлен иконостас.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Помимо автокефальной Кипрской Церкви во главе с архиепископом, со времени императора Юстиниана существовала также автокефальная Церковь Новой Юстинианы, предстоятель которой титуловался архиепископом; с ней преемственно связана Охридская архиепископия. 28.4. Католикосаты Христианские общины от древности существовали и за восточными пределами Римской епархии. Возглавлялись они епископами, среди которых первенство принадлежало епископу Селевкии Вавилонской. В качестве первого епископа Церкви в пределах Персии он титуловался Католикосом. Впервые титул Католикоса упоминается в документе 410 года. Возглавляемый Католикосом Селевкии католикосат не имел автокефального статуса и находился в зависимости от Антиохийского архиепископа, впоследствии Патриарха, однако обладал широкой автономией. После отпадения католикосата в несторианскую ересь Католикосы Селевкии Вавилонской усвоили себе титул Патриархов, притязая на полную автокефалию. Кроме того, Католикосами стали титуловаться первоиерархи Армянской Церкви, оказавшейся, как известно, после Халкидонского Собора вне Вселенской Православной Церкви. Впоследствии сан Католикоса усвоили себе Грузинские Первосвятители. История Грузинской Церкви восходит к IV веку, когда, благодаря апостольскому подвигу святой равноапостольной Нины, новую веру принял грузинский царь Мириан. Матерью Грузинской Церкви была Антиохийская Церковь . В 467 году Предстоятель Иверской Церкви, кафедра которого находилась в Мцхете, получил от Антиохийского престола титул Католикоса. С середины VIII века Грузинская Церковь стала фактически самостоятельной, хотя её автокефалию не признавали в Константинополе и Антиохии. В XIV столетии в Западной Грузии был образован новый католикосат с резиденцией сначала в Бичвинте (Пицунда), а потом в Кутаиси. Последний Абхазско-Имеретинский Католикос Максим в конце XVIII века удалился на покой в Россию, в Киев. После страшного разгрома Грузии персидскими полчищами в 1795 году, когда численность населения в прошлом великого государства, во время царицы Тамары, сократилась до нескольких десятков тысяч, грузинский народ увидел своё спасение в подданстве России. В 1801 году Грузия была присоединена к Российской империи. Вскоре после этого, в 1811 году, упраздняется и грузинская церковная автокефалия. Вместо ушедшего на покой Католикоса Антония V Святейший Синод назначил в Грузию Экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

в крепости Георгиевск дружественного договора-трактата между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1768, 1789-1790 гг. католикос-патриарх Максим II дважды побывал в России в качестве посла имеретинских царей Соломона I и Давида II . Из второго путешествия он не вернулся, скончавшись в 1795 г. в Киеве (похоронен в Киево-Печерской лавре ) и завещав своим преемникам вновь окрестить народ Абхазии и восстановить Бичвинтский храм. Тяжелые последствия вторжения иран. шаха Ага Мохаммед-хана Каджара и разорение в 1795 г. Тбилиси создали кризисное положение в стране. В 1801 г. Вост. Грузия была присоединена к России, в 1803-1864 гг. в состав Российской империи были включены земли Зап. Грузии. В 1814 г. (по другим данным в 1820 г.) А. К. был упразднен Российской империей, а Церковь в Зап. Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ, к-рым и управлялась до 1917 г. Храмы и мон-ри (см. карту). Одним из крупнейших духовных центров Грузии долгое время являлся кафедральный Гелатский мон-рь (Имерети), основанный в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем. В ансамбль мон-ря входят неск. строений, в основном XII-XIII вв. Здесь погребены цари Грузинского царства: блгв. кн. Давид III Возобновитель , св. царь Давид IV Строитель, царь Димитрий I, царь Георгий III, св. царица Тамара, цари Имерети Баграт III, Георгий II, Александр V, Соломон I, Соломон II . На территории княжества Имерети находилось еще неск. известных груз. мон-рей и храмов: Джручский мон-рь, XI в. (Сачхерский р-н, 80 км от Кутаиси), с купольным храмом; Моцаметский мон-рь, VIII в. (Ткибульский р-н, в 5 км от Кутаиси), в к-ром покоились мощи святых мучеников Давида и Константина , князей Аргветских; мон-рь Шио-Мгвимский , XIII в. (около с. Чиатура), примечательный росписями XIII-XIV вв. и двухнефной структурой храма; Кацхский мон-рь, XI в. (Чиатурский р-н), значительный памятник груз. архитектуры с росписями XIV в.; храм Баграта в Кутаиси - Кутаисский Сиони, XI в., построенный царем Багратом III и служивший кафедрой Кутаисской епархии; Хонский кафедральный собор, IX в., и однонефный Убисский храм вмч.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Поездка на Всероссийский церковный собор» прот. Георгия Голубцова Как актуальный исторический источник 17.08.2021 894 Время на чтение 4 минуты Как человек, горячо переживающий за православную Абхазию, которую вследствие неурегулированности правового статуса Абхазской Православной Церкви поразил церковный раскол, и специалист по проблемной государственности, настоятельно рекомендую прочитать дневник протоирея Георгия Голубцова «Поездка на Всероссийский церковный собор», который он, как делегат Собора от Сухумской епархии, вел с 29 января по 18 апреля 1918 года. Дневник интересен не только описанием впечатлений высокопоставленного очевидца судьбоносных событий – участника работы Поместного собора: о встрече с патриархом Тихоном, посещении обстрелянного большевиками Кремля, поездке по московским приходам, путешествии по охваченной братоубийственной войне России, о документах, принятых советской власти в отношении Церкви. Но также о ситуации в православной Абхазии, которую пытались захватить грузинские автокефалисты. Его автор – настоятель Сухумского кафедрального собора, переживающий за свою паству, уделяет значительное внимание вопросам церковного единства на Кавказе, нарушенного грузинским экзархатом, стремящимся к автокефалии. По прочтению Дневника прот. Георгия Голубцова проясняется сущность абхазо-грузинских противоречий; становится обидно за не совсем дальновидную политику российских властей, поддерживающих грузин больше, нежели абхазов; осознаешь непростой характер взаимоотношений греков и русских, препятствующий православному единству; больше узнаешь об истории создания и становления Ново-Афонского монастыря, который и тогда, и сейчас являлся и является камнем преткновения между различными религиозными структурами. Что касается противоречий между православными абхазами и грузинами того периода, то прот. Георгий видит их корень в том, что православные абхазы, тесно связанные с Российской Церковью, не желали переходить под юрисдикцию грузинского католикосата, созданного грузинскими националистами в рясах, которые воспользовавшись кризисом российской государственности 1917 года, явочным порядком провозгласили автокефалию и встали на путь «церковного большевизма», захватывая имущество Грузинского экзархата Российской Церкви, а также русских и абхазских православных общин.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/17/...

Архиепископ Феофилакт начал с укрупнения епархий по русскому образцу. Из 11 епархий осталось только 4: Карталинская и Кахетинская (во главе с экзархом), Имеретинская, Гурийская, Мингрельская. Сокращено было и число приходов, и материальное положение духовенства заметно улучшилось. Через месяц после прибытия в Тифлис преосвященный Феофилакт открыл в своей резиденции Духовную Семинарию, а в провинции несколько Духовно-светских училищ. Благодаря трудам экзарха в Грузии построено было более 30 храмов. Архиепископ Феофилакт потребовал строгой отчетности от архиереев и клириков. Возведенный в сан митрополита в 1819 году он скончался во время объезда своей епархии 19 июля 1821 года в период неутомимых трудов по устроению церковной жизни экзархата. После него экзархами в Грузии обыкновенно назначались самые заслуженные и талантливые иерархи, и среди них Иона (Васильевский), Моисей (Богданов-Платонов), Исидор (Никольский) , Иоанникий (Руднев), Палладий (Раев) , Владимир (Богоявленский) . Ранг экзарха был весьма высоким: он занимал по чести четвертое место после Петербургского, Московского и Киевского митрополитов. Включение Грузинской Церкви в состав Русской Православной Церкви открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению Православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за непомерного давления ислама . В 1814 году Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в XVIII веке, наименовав ее Осетинской Духовной комиссией. Уже при митрополите Феофилакте вновь почти весь крещен был осетинский народ. Митрополит переводил на осетинский язык богослужебные тексты и Катехизис. В 1824 году вышло Евангелие на осетинском языке. В 1860 году Комиссия была преобразована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В течение XIX века крещено было большинство абхазов. В осетинских и абхазских селениях строились церкви и открывались школы. Гораздо скромнее были успехи миссии среди народов Кавказа, принявших ислам несколько веков назад, – чеченцев, кабардинцев, адыгейцев. В начале XIX века на Западе России среди униатов усилилось тяготение к возвращению в праотеческое Православие. При Александре I правительство весьма благожелательно относилось к Католической церкви и не склонно было поощрять эти стремления. В западных губерниях иезуитский орден открывал школы, через которые вел католическую пропаганду среди русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_4.html

В то же время Тифлисский союз русских клириков и мирян, посчитав восстановление автокефалии Грузинской Церкви свершившимся фактом, обратился 27 марта 1917 года в Святейший Синод с просьбой об учреждении в Закавказье Русского экзархата, куда бы вошли русские и абхазские приходы и монастыри, не желавшие выходить из юрисдикции Русской Православной Церкви 278 . Уже 14 июля 1917 года были изданы временные правила об управлении приходами на Кавказе, сохранившими верность Русской Церкви. В Тифлис был назначен епископ Феофилакт, однако жесткая позиция грузинской иерархии не позволила епископу Феофилакту долго оставаться в Грузии, и вскоре он был вынужден покинуть Тифлис. 8 сентября 1917 года грузинское духовенство избрало католикосом всея Грузии епископа Кириона (Садзаглишвили), почтенного церковного историка, бывшего епископа Полоцкого и Витебского. Таким образом, состоялся окончательный канонический разрыв отношений Грузинской Церкви с кириархальной Русской, и даже послание патриарха Тихона 29 декабря 1917 года с призывом к грузинским иерархам передать вопрос об автокефалии на суд Всероссийского Поместного Собора не способно было изменить ситуации. Церковной автокефалии способствовали и политические события, происходившие в Грузии. Однако вопрос о создании Русского экзархата представлялся по-прежнему актуальным, не терялись надежды и на восстановление канонического единства. Эти вопросы могли быть разрешены Всероссийским Собором. Участник Поместного Собора протоиерей Георгий Голубцов 21 марта 1918 года в своем дневнике писал, что митрополит Платон (Рождественский) сообщил ему о своем переводе на Одесскую кафедру и о решении Святейшего Патриарха Тихона назначить экзархом Грузии архиепископа Кишиневского Анастасия или архиепископа Тамбовского Кирилла: «Конечно, – писал отец Георгий, – наиболее подходящим был бы архиепископ Кирилл, так как, в бытность свою законоучителем Елисаветпольской гимназии, он отлично изучил все условия жизни в Закавказье. Да и человек-то он прямой и решительный! А такой только и нужен сейчас у нас в Закавказье!» 279

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Феофилакт начал с укрупнения епархий по российскому образцу. Из 11 епархий осталось только 5: Карталинская и Кахетинская (во главе с экзархом), Имеретинская, Гурийская, Мингрельская. Сокращено было и число приходов –и материальное положение духовенства заметно улучшилось. Через месяц после прибытия в Тифлис преосвященный Феофилакт открыл в своей резиденции духовную семинарию, а в провинции несколько духовно-светских училищ. Благодаря трудам экзарха в Грузии было построено более 30 храмов. Архиепископ Феофилакт потребовал строгой отчетности от архиереев и клириков. Возведенный в сан митрополита в 1819 г., он скончался во время объезда своей епархии 19 июля 1821 г. в период неутомимых трудов по устроению церковной жизни экзархата. После него экзархами в Грузии обыкновенно назначались самые заслуженные и талантливые иерархи, и среди них Иона (Василевский), Моисей (Богданов-Платонов), Исидор (Никольский) , Иоанникий (Руднев), Палладий (Раев) , священномученик Владимир (Богоявленский) . Ранг экзарха был весьма высоким: он занимал по чести четвертое место после петербургского, московского и киевского митрополитов. Включение Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за непомерного давления ислама . В 1814 г. Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в 18 в., наименовав ее Осетинской духовной комиссией. Уже при митрополите Феофилакте вновь был крещен почти весь осетинский народ. Митрополит переводил на осетинский язык богослужебные тексты и катехизис. В 1824 г. вышло Евангелие на осетинском языке. В 1860 г. комиссия была преобразована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В течение 19 в. крещено было большинство абхазов. В осетинских и абхазских селениях строились церкви и открывались школы. Гораздо скромнее были успехи миссии среди народов Кавказа, принявших ислам за несколько веков до ее открытия, – чеченцев, кабардинцев, адыгейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Епископами Горийскими состояли следующие лица: 1) Досифей (Пицхелаури), хиротонисанный из архимандритов Квабтахевского монастыря 30 января 1812 года; с 30 августа 1814 года архиепископ Грузино-кавказский. 2) Гервасий (Мачавариани), бывший епископ Цилканский, с 30 августа 1814 года; умер 5 февраля 1817 года. 3) Стефан (князь Джорджадзе), архиепископ, из архиепископов Руставских, с 28 декабря 1818 года; умер 18 ноября 1839 года. 4) Никифор (князь Джорджадзе), хиротонисанный из архимандритов Хирского Стефановского монастыря 5 апреля 1842 года; скончался 3 декабря 1851 года и погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 5) Иоанн (Авалиани), хиротонисанный из архимандритов и членов Грузино-имеретинской Синодальной Конторы 13 апреля 1852 года; скончался 6 апреля 1858 года и погребен в Тифлисском Сионском соборе. 6) Гавриил (Кикодзе) , хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 18 января 1859 года; с 2 июля 1862 года епископ Имеретинский, каковым и состоял до кончины своей, последовавшей в ночь на 26 января 1896 г. 7) Геронтии (Папиташвили), из епископов Мингрельских, с 19 мая 1862 года, уволен на покой в Гелатский монастырь 30 мая 1869 года, где после смерти своей, последовавшей 1 июля 1871 года, и погребен. 8) Александр (Окропиридзе) из епископов Абхазских, с 30 мая 1869 года; с 20 марта 1898 года епископ Гурийско-мингрельский, каковым состоит и в настоящее время. 9) Леонид (Окропиридзе), хиротонисанный из архимандритов Иоаннокрестительской пустыни и членов Грузино-имеретинской Синодальной Конторы, с 20 марта 1898 года; с 12 августа 1900 года епископ Имеретинский. 10) Бирион (Садзагелов), из епископов Алавердских, с 12 августа 1900 года. Заканчивая настоящий очерк перемен и преобразований, имевших место в епархиях Грузинского экзархата и его управлении, необходимо упомянуть об учреждении при Алавердском Крестовоздвиженском соборе Алавердского епископства, второго викариатства Грузинской епархии. Надо заметить, что Алавердская кафедра получила свое начало еще в 557 году; 30 августа 1814 года она переименована в Телавскую и Грузино-кавказскую, с кафедрой в Телаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учреждение при экзархе Грузии особой канцелярии как личного органа, при посредстве коего он входит непосредственно в сношения с различными учреждениями по церковным делам, не входящим в круг ведения Грузино-имеретинской Святейшего Правительствующего Синода Конторы, относится к 1814 году» 61 . 25 октября 1865 года высочайше утвержден новый штат канцелярий экзарха Грузии 62 . Штаты эти остаются в силе и в настоящее время, хотя Грузино-имеретинская Синодальная Контора еще в сентябре месяце 1898 года возбудила пред Святейшим Правительствующим Синодом ходатайство о расширении их, а равно и об увеличении содержания чинам канцелярии, приравняв последних в служебном положении с служащими в других государственных учреждениях Закавказского края. II. Церковное управление в западной Грузии (Имеретинский католикосат): а) Имеретии; б) Гурии; в) Мингрелии; г) Абхазии и д) и на Северном Кавказе. Указав на перемены, произведенные русским правительством в первые годы водворения своего владычества в епархиях грузинского (иверского) католикосата, коснемся преобразований, сделанных в Имеретии, Гурии, Мингрелии, Абхазии и Северном Кавказе. Православная церковь в этих областях первоначально зависела от Константинопольского патриарха, от которого затем перешла в ведение Иверского католикоса. В 1390 году, существовавшая в Пицунде, Бичвинтская архиепископия провозглашена автокефальною, под именем католикосата Абхазского и Бичвинтского. Абхазскому католикосу, по своему служебному положению, ставшему равным Иверскому, подчинялись епархии в Имеретии, Раче, Мингрелии, Абхазии и Сванетии. В 1455 году Бичвинтские католикосы стали называться Абхазскими и Имеретинскими, а по перенесении кафедры в Гелат (близ Кутаиса) в 1657 г., Имеретинскими и Абхазскими. В 1783 году, т.е. когда Ираклий II, царь Карталинский и Кахетинский формально признал над Грузией покровительство России, католикос имеретино-абхазский Максим Нижарадзе удалился в Киев, где 30 мая 1795 года и умер, оставив кафедру свою (католикосскую) никем не замещенную. Высшее управление Имеретинскою церковью (т.е. Имеретиею, Гуриею, Мингрелиею и Абхазией) перешло к Гаэнатскому митрополиту. В силу соборного постановления, в 1759 г. была восстановлена Кутаисская митрополия 63 . После недоразумений, возникших между имеретинским царем Соломоном II и русским правительством, следствием чего было бегство первого в 1814 году в Турцию, Имеретия окончательно была присоединена к России. С этого именно времени Имеретинский католикосат входит под непосредственное влияние Святейшего Правительствующего Синода и экзарх Грузии, в силу Высочайшего указа, данного Синоду 30 августа 1814 года, получает наименование экзарха и Имеретинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010