Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Его преемником стал Николай (Манвелашвили; 40-е гг. XVII в.), далее Джуматскими епископами были Малахия II, сын гурийского кн. Кайхосро I Гуриели (50-е гг. XVII в.); Максим I (Мачутадзе; 60-е гг. XVII в.- 1676), впосл. занявший Болнисскую кафедру; Максим II (Шарвашидзе; 1677-1685); Иоанн (Беридзе; 80-е гг. XVII в.); Гавриил (Чиковани; нач. XVIII в.), одновременно занимавший также Чкондидскую и Гелатскую кафедры; Максим III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), восстановивший храм Эркети; Евфимий (Шарвашидзе; 50-60-е гг. XVIII в.) ( Бакрадзе. 1878. С. 152; Такаишвили. 1909. Т. 2. С. 522). В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. епархии на территории Гурии были упразднены, в т. ч. и Д. е. В 1777 г. Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Максим II (Абашидзе ; 1776-1795) с согласия гурийского кн. Георгия V Гуриели (1776-1788) восстановил Д. е. и поставил епископом Симеона II (Абашидзе; 1777-1778). В 1780 г., после захвата турками территорий Хиноцминдской епархии, еп. Хиноцминдский Иоанн (Цуцунава) перешел на Джуматскую кафедру (ПГП. Т. 6. С. 722), в 1788 г. Д. е. возглавил также преследуемый турками митр. Шемокмедский Иосиф (Такаишвили), именовавшийся митрополитом Шемокмедско-Джуматским ( Бакрадзе. 1878. С. 318, 321). Впосл. эта титулатура закрепилась и за остальными архиереями Д. е. В 1794 г. митр. Иосифа сменил митр. Максим IV (Нижарадзе), в 1811 г.- митр. Николай II (Шарвашидзе), после смерти к-рого с 1827 г. кафедрой управлял архим. мон-ря Шемокмеди Арсений (Мгалоблишвили) (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1854. Л. 17). В 1833 г. Д. е. была упразднена и ее территории вошли в состав Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1844 г. епархия была восстановлена как Гурийская с кафедрой в Джумати. В 1878 г. Гурийской епархии были подчинены территории, перешедшие от Турции России по Берлинскому миру. 12 июня 1885 г. Гурийская и Мингрельская епархии были объединены в Гурийско-Мингрельскую . После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917) территории Д. е. вошли в состав Батумской, а в 1920 г.- Батумско-Шемокмедской епархии. С 1995 г. территории исторической Д. е. находятся в юрисдикции Шемокмедской епархии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года. Кафедра во Владикавказе Имена Сведения Иосиф (Чепиговский), епископ бывший епископ Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое; 24.07.1890 Петр (Лосев), епископ бывший епископ Сумской, викарий Харьковской епархии с 22.07.1889 по 03.05.1891 епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии; 30.03.1902 Иоанникий (Казанский), епископ бывший епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 03.05.1891 по 23.08.1892 епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии; после 1917 Феодосий (Рождественский), епископ бывший епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии с 23.08.1892 по 12.06.1893 член Московской синодальной конторы; 23.01.1895 В 1894 году вышла из состава Грузинского экзархата. Сформирована самостоятельная епархия. Гурийская 42 Восстановлена 1 апреля 1844 года. Кафедра в Озургетах Имена Сведения Николай (Шервашидзе), митрополит рукоположен Евфимий (Цулукидзе), епископ рукоположен с 29.06.1844 по 11.04.1853 епископ Имеретинский Иоанн (Иосселиани), епископ рукоположен с 08.09.1853 по 19.08.1858 на покое; 19.10.1867 Гавриил (Туския), епископ рукоположен с 25.03.1859 по 01.08.1881 на покое; 11.09.1881 Гурийско-Мингрельская 12 июня 1885 года соединена с Мингрельской епархией. Кафедра в Поти Имена Сведения Григорий (Дадиани, кн.), епископ рукоположен с 25.03.1886 по 20.03.1898 уволен от управления; около 1907 или 1903 Имеретинская С 19 ноября 1821 года Кафедра в Кутаиси Имена Сведения Софроний (Цулукидзе), архиепископ бывший архиепископ Рачинский (Никорцминдский) c 19.11.1821 08.11.1841 Давид (Церетели), митрополит бывший митрополит Мингрельский с 07.08.1843 14.02.1853 Евфимий (Цулукидзе), епископ бывший епископ Гурийский с 11.04.1853 04.04.1856 Герман (Гоголашвили), епископ бывший епископ Абхазский с 02.09.1856 по 02.07.1860 на покое; 11 08.1868 бывший епископ Горийский, викарий Грузинской епархии с 02.06.1860 с 30.05.1869 до 1886 управлял Абхазской епархией; 26.04.1896

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

345-351 МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) 351-357 МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви 357-362 МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом 362-366 366-369 МОКИЙ мч. Эмесский (пам. 29 янв.) - см. в ст. Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец, священномученики и мученик Эмесские 369-370 370-371 МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед 371-372 372-374 374-399 МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества 399-422 МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии 422-469 МОЛДОВИЦА монастырь (до 1785 мужской, с 1932 женский) в честь Благовещения Пресв. Богородицы (нач. XV в.) 469-472 МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи 472-475 МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) 475-479 МОЛЕБЕН в совр. рус. церковной терминологии обобщающее название целого ряда литургических чинов, имеющих различное происхождение и содержание и занимающих промежуточное положение между службами суточного богослужебного круга и требами 479-490 МОЛИВДОВУЛ свинцовая вислая (подвесная) печать для скрепления письменной документации, писем и т. д., имевшая хождение в Византии (с IV по XV в., особенно широко в VI-XIII вв.)

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_174.htm...

С. 193). Еп. Софроний (Цулукидзе), близкий родственник митр. Германа (Цулукидзе), был последним никорцминдели. При нем произошло упразднение Мцхетского (Восточногрузинского) (1811) и Абхазского (Западногрузинского) (1814) Католикосатов ГПЦ, эти территории были введены в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . В Зап. Грузии процесс реформирования Церкви был более болезненным, чем в Восточной: в 1819-1920 гг. вспыхнул т. н. церковный бунт, восстание возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели), митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), еп. Хонский Антоний (Чиджавадзе). Священномученики Досифей и Евфимий погибли, еп. Антония отстранили от управления епархией. В состав Имеретинской епархии, включавшей территории Имерети и Рачи, были включены территории Кутаисской, Гелатской, Хонской епархий и Н. е. Еп. Софроний принял сторону российских властей, что было ими оценено. После подавления восстания 19 нояб. 1821 г. он был официально утвержден архиеп. Имеретинским, хотя фактически управлял Имеретинской епархией с кон. марта 1820 г. (Описание груз. рукописей: А. 1954. С. 390). Б. Гаприндашвили После 1917 г. В связи с провозглашением автокефалии ГПЦ в 1917 г. в числе др. епархий была восстановлена и Н. е. Согласно Положению об управлении Грузинской Церковью, принятому на 1-м Поместном Соборе ГПЦ (9-17 сент. 1917), в состав территории Н. е. вошел Рачинский у. (Онский и Амбролаурский районы), кафедрой стал храм Никорцминда, резиденцией архиерея - г. Они. Однако архиерей на Никорцминдскую кафедру назначен не был, окормление епархией было поручено митр. Кутаисскому и Гаенатскому Антонию(Гиоргадзе; до 1918). До кон. 70-х гг. XX в. Н. е. окормляли либо Кутаисско-Гаенатские архиереи, либо католикосы-патриархи всей Грузии. После советизации Грузии в 1921 г. антирелиг. кампания развернулась по всей стране; к апр. 1923 г. в Раче было закрыто 117 церквей, к 1937 г. почти 80 священнослужителей были репрессированы или лишены сана. В июле 1978 г.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Сухум Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 43.003852; 41.019151 Абхазия, Сухум Абхазия Благовещенский кафедральный собор (Сухум) Сухум (абх. Аа/акуа/, груз. /сохуми/; с 1936 по 1992 гг. — Сухуми, название иногда используется и в настоящее время, в том числе Грузией) — крупнейший в Абхазии город. Столица, город республиканского значения частично признанной Республики Абхазии , согласно административному делению Грузии — столица, город республиканского значения Абхазской Автономной Республики. Содержание Православие в Сухуме [ править править код ] По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии». Святыни [ править править код ] Благовещенский кафедральный собор (Сухум) : Храмы [ править править код ] Благовещенский кафедральный собор (Сухум) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Сухум

1886. 31. С. 1-2). Подлежащие рассмотрению вопросы касались положения духовенства, духовных учебных заведений И. е. и т. п. В период архипастырства свт. Гавриила (Кикодзе) увеличилось число церковноприходских школ, были открыты Кутаисская ДС и жен. епархиальное уч-ще. В 1-й пол. XIX в. жалованье представителей духовенства И. е. было в неск. раз ниже того, что получали в Вост. Грузии. Усилия, предпринятые правительством во 2-й пол. XIX в. с целью увеличения годовой выплаты до уровня 300 р., не избавили мн. церковно- и священнослужителей Зап. Грузии от бедности. В 80-х гг. свт. Гавриил создал для нуждающихся представителей духовенства кассу помощи, куда поступали пожертвования от частных лиц и различных орг-ций; в 1891 г.- Братство царя св. Давида IV Строителя для нуждающихся учащихся уездного ДУ (Дроэба. 1891. 71. С. 3-4). Помимо И. е. свт. Гавриил с 30 мая 1869 по 1886 г. управлял также Абхазской епархией Грузинского Экзархата. В кон. XIX в. И. е. подчинялись 8 мон-рей и 478 церквей; в 1901 г. в И. е. действовали 6 муж. монастырей: гелатский Успения Пресв. Богородицы; Джручский ( Джручи ) вмч. Георгия; Кацхский ( Кацхи ) Вознесения Господня; Моцаметский ( Моцамета ) св. мучеников Давида и Константина Аргветских; Намарневский Иоанна Крестителя; Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы - и женский Мгвимский (Мгвимеви) Спасский ( Рункевич. 1903. Т. 4. Стб. 736-750). В отличие от внутрироссийских епархий И. е. долгое время не имела своего офиц. печатного органа. В 1883-1910 гг. благочинный Шорапанского у. прот. Давид Гамбашидзе на собственные средства издавал еженедельный религ. ж. «Мцкемси» (Пастырь), в котором помимо офиц. церковной информации печатались статьи на духовные темы. В 1908-1915 гг. журнал выходил на рус. языке ( Бубулашвили. 2003. С. 47). В 1908-1915 гг. свящ. Симеон Мчедлидзе на частные средства издавал в Кутаисе еженедельную газ. «Шинаури сакмееби» (Дела домашние), к-рая освещала в т. ч. и церковные темы. В нач. XX в. духовенство И. е. активно включилось в политические процессы, происходившие в Грузии.

http://pravenc.ru/text/389493.html

В Лыхнах владыка посетил церковь ; пели ученики и ученицы здешних трех школ, из которых одна – церковная, две – министерские. По окончании молебна владыка обратился к народу с речью. Представители общества просили владыку оказать им помощь определением их детей в какие-либо учебные заведения, чтоб из абхазцев выходили учителя, учительницы, священники. Затем владыка подробно осмотрел храм, расположение его частей, греческие фрески с черными древними надписями, древнейшую икону Тайной Вечери, замечательную тем, что на ней изображено таинство причащения под двумя вицами. В храме хранятся две древние иконы владетельных князей Абхазии; один из них, брат бывшего владетеля Абхазии Сафар-бея, погребен здесь же в церкви. Владыке показали и нишу, в которой во время последней русско-турецкой войны было скрыто церковное имущество; она была снаружи заложена камнями и замурована. Турки, оказывается, вошли в храм, обшарили все уголки, но вещей не нашли; с досады они натащили в храм сена и зажгли его. При наружном осмотре храма обнаружилось замечательное явление: камни, по происхождению раковичные, от ветхости дали трещины и небольшие отверстия внутрь; этими ноздреватыми камнями воспользовались пчелы и обратили стены храма в один большой улей. Летом от сильного зноя часто воск растапливается и течет по камням храма. В церковной ограде отслужена была панихида об упокоение иерея Божия Иоанна, здесь погребенного; он замучен был турками в последнее их нашествие на Абхазию за твердость христианских убеждений. При осмотре школ владыка обратил внимание на сочувствие всего населения изучению русского языка; немногочисленная интеллигенция абхазская в этом отношении идет впереди и показывает пример единоплеменникам. На пути из Лыхны архипастырь остановился в Гудаутах и возвратился в Новый Афон. 22 апреля назначен был отъезд из Афона. Пред самым отъездом владыка зашел в главный собор, куда собралось все братство. Здесь архипастырь простился с иноками глубоко прочувствованным словом. Путь от Нового Афона к Сухуму пролегает берегом моря. Всюду видны новые дачи, сады, культурные участки; множество новых сооружений. Еще немного времени – и все побережье моря, несомненно, будет представлять сплошное поселение. Сухумская епархия приобретает все большее и большее значение. В 1886 году деялся сюда первый русский епископ преосвященный Геннадий, и с того времени сколько здесь сделано! Теперь в епархии два больших мужских монастыря, два женских, 120 церквей, 104 прихода, до 110 церковных школ. В район епархии входят: богатый Новороссийск, Анапа, Гагры, Сухум; возрастают русские поселения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

с 22.07.1889 по 3.05.1891 еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии, † 30.03.1902 Иоанникий (Казанский) епископ, бывший еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 3.05.1891 по 23.08.1892 еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии, † после 1917 Феодосий (Рождественский), епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 23.08.1892 по 12.06.1893 член Московской синодальной конторы, † 23.01.1895 В 1894 году вышла из состава Грузинского экзархата. Сформирована самостоятельная епархия. Гурийская 84 Восстановлена 1 апреля 1844 года Кафедра в Озургетах Николай (Шервашидзе) митрополит, рукоположен Евфимий (Цулукидзе) епископ, рукоположен с 29.06.1844 по 11.04.1853 еп. Имеретинский Иоанн (Иосселиани) епископ, рукоположен с 8.09.1853 по 19.08.1858 на покое; † 19.10.1867 Гавриил (Туския) епископ, рукоположен с 25.03.1859 по 1.08.1881 на покое; † 11.09.1881 Гурийско-Мингрельская 12 июня 1885 года соединена с Мингрельской епархией Кафедра в Поти Григорий (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 25.03.1886 по 20.03.1898 уволен от управления † ок. 1907 или 1903 Имеретинская С 19 ноября 1821 года Кафедра в Кутаиси Софроний (Цулукидзе) архиепископ, бывший архиеп. Рачинский (Никорцминдский) с 19.11.1821 † 8.11.1841 Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. Мингрельский с 7.08.1843 † 14.02.1853 Евфимий (Цулукидзе) епископ, бывший еп. Гурийский с 11.04.1853 † 4.04.1856 Герман (Гоголашвили) епископ, бывший еп. Абхазский со 2.09.1856 по 2.07.1860 на покое; † 11.08.1868 Гавриил (Кикодзе) епископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии со 2.06.1860 с 30.05.1869 до 1886 управлял Абхазской епархией; † 26.04.1896 Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии с 6.06.1898 † 4.08.1900 Викарии Имеретинской епархии Мингрельский (Чкондидский) епископ Кафедра в Мартвили (Чкондии) Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874 по 12.06.1885 уволен, с 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 Чкондидская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010