В 50-60-х гг. X в. был дополнен раздел великопостных песнопений Нового И. (Иельский И.; Sinait. iber. 59 и 64) и полная редакция Нового И. получила окончательный вид (Sinait. iber. 64-65). Особый тип Нового И. представлен рукописями 70-х гг. X в.- Sinait. iber. 49 и 59 старой коллекции и 39 новой; здесь содержатся только те песнопения, к-рые были переведены после 1-й пол. X в.; эти списки не составляют отдельной редакции, и их следует рассматривать как дополнение к Новому И. типа Sinait. iber. 1. Песнопений груз. авторов синайские рукописи Нового И. почти не содержат, лишь в рукописях Sinait. iber. 59 и 64 выписаны груз. песнопения св. равноап. Нине и св. Або Тбилисскому. Напротив, созданные в груз. монастырских центрах редакции Нового И., сохранившиеся лишь в сборнике Микаела Модрекили и в малом фрагменте (Кекел. A 190) сходного кодекса, включают в свой состав множество песнопений груз. гимнографов: Иоанна Минчхи, Иоанна Мтбевари, Микаела Модрекили, Стефанэ Сананоисдзе-Чкондидели, Эзры, Иоанна Конкосисдзе, Курдана, Василия Хандзтели. Мн. песнопения этих авторов впосл. будут включены в груз. афонские редакции литургических книг, благодаря чему уцелеют; несмотря на то что немало таких песнопений известно только по позднейшим Минеям, Триодям и Октоихам, их все равно следует считать материалом созданных в пределах Грузии редакций Нового И. X в. Ирмологий в составе Нового И. Особое значение Новый И. имеет для исследования истории развития Ирмология (см.: . 1971; см. также статьи Ирмологий , Ирмос , Канон ). Оно состоит в том, что сборники ирмосов, вошедшие в списки Нового И. X в., древнее сохранившихся греческих и славянских списков Ирмология. Формирование груз. Ирмология началось с малых сборников Ирмология типа КаО (англ. Kanones Order - ирмосы сгруппированы по своим канонам). Малые сборники данного типа сохранились в рукописях Sinait. iber. 26, 34, 20. Древнейшие сборники обычного для позднейшей традиции типа OdO (англ. Odes Order - ирмосы сгруппированы по номерам песней) сохранились в рукописях Sinait. iber. 1 (фрагментарно) и Sinait. iber. 14 (полностью).

http://pravenc.ru/text/200125.html

В основе структуры Древнего И. лежит структура доиконоборческого Лекционария Иерусалимской Церкви. В него входят календарь, службы, песнопения различных жанров, основанные на псалмах и поэтических монострофах (см.: Leeb. 1970). Выделение Тропология-И. из Лекционария, вероятно, было вызвано формированием нового типа гимнографии - многострофных стихир и канона . Как и в Лекционарии, календарь Древнего И. открывается Рождеством Христовым (25 дек.), однако перед ним, в самом начале сборника, помещены песнопения праздника Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта). Подобная особенность цикла неподвижных праздников, когда перед его началом выписаны благовещенские тексты, встречается и в древних груз. рукописях Евхология и Многоглава (сборник учительных чтений); М. ван Эсбрук связывал возникновение этой особенности с окончательным отделением праздника Рождества Христова от Богоявления в VI в. (см.: Esbroeck, van. 1968; Idem. 1994). Др. особенность календаря Древнего И.- наличие предварительного поста ниневитян в пятницу мясопустную (он упом. и в календаре Sinait. iber. 34), широко известного у нехалкидонитов. Кроме того, в Древнем И. в отличие от Лекционария сдвинут счет великопостных воскресений: мясопустная неделя названа 1-й, а Неделя ваий - 8-й. Как и в Лекционарии, песнопения подвижных периодов Великого поста и Пятидесятницы помещены в одном ряду с текстами неподвижных памятей - между мартом и апрелем. После праздников Обновления иерусалимского храма Воскресения и Богоявления следуют 7-дневные праздничные периоды (ср. ст. Попразднство ). Структура церковного года сохраняет традиц. деление на 7-недельные периоды. Календарь памятника краток: он в основном включает последования Господских и др. великих церковных праздников, составляющих ядро литургического года Лекционария, и неск. памятей святых (первомч. Стефана, св. Або Тбилисского, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Феодора Тирона, 40 Севастийских мучеников, св. Феклы). Однако краткость календаря Тропология не обязательно является свидетельством его большей древности по сравнению с Лекционарием. Последования нек-рых праздников (вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу Великого поста, сщмч. Афиногена в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, св. отцов 28 янв., архангелов 14 нояб. и др.) использовались в качестве общих песнопений, относящихся к тем или иным ликам святых.

http://pravenc.ru/text/200125.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя тридцать третья по Пятидесятнице, по Богоявлении, глас 8, воскресенье, 21 января 2024 года: что будет в храме? 9 мин., 20.01.2024 На воскресенье 21 января в 2024 году приходится попразднство Богоявления. В этот день Церковь вспоминает преподобных Георгия Хозевита, Домнику Константинопольскую, Паисия Угличского, Илию Египетского, Григория, чудотворца, и Григория, затворника, Печерских. В тридцать третью Неделю по Пятидесятнице мы молитвенно обращаемся к священномученику Исидору Юрьевскому и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, Картерию Кесарийскому, диакону Феофилу и мученику Елладию, мученикам Иулиану, Келсию, Антонию, Анастасию, Василиссе и Марионилле, семи отрокам и 20-ти воинам, а также мученику Або Тбилисскому и исповеднику Емилиану, епископу Кизическому. 21 января 2024 года Церковь также чтит память священномучеников Виктора Усова, Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого, Василия Архангельского, преподобномученика Пафнутия Костина, мучеников Михаила Новоселова и Иоанна Малышева, а также исповедника Михаила Розова. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 21 января. Воскресенье, 21 января 2024 года, попразднство Богоявления Воскресенье 21 января называется Неделей по Богоявлении, потому что в этот день совершается попразднство Крещения Господня. Недавно в праздник Крещения Господня Церковь вспоминала событие, описанное в Евангелии, когда Спаситель пришел к реке Иордан, чтобы пророк Иоанн Предтеча крестил Его. В момент крещения на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба был глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Евангелие от Луки, глава 3, стих 22). Таком образом Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — Сын Божий. Праздник получил название Богоявления, поскольку в событии Крещения явили Себя все Лица Святой Троицы.

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. К.- автор ряда историко-публицистических статей, написанных в форме диалога и рассчитанных на широкий круг читателей: к их числу относятся очерки, посвященные груз. царям и политическим деятелям Баграту III, Георгию V Блистательному, Липариту Багваши и др. Особого внимания заслуживают составленные К. жизнеописания деятелей и святых ГПЦ - вмц. Шушаник (1887), св. равноап. Нины (Мцкемси. Тифлис, 1888. 16, 18; 1889. 1, 4-6), царя св. Мириана (Там же. 1889. 23-24; 1890. 1-2), прп. Георгия Святогорца (Иверия. 1895. 105. С. 1-2), царицы св. Тамары (Там же. 116. С. 1-2), прп. Антония Марткопского (1899), мч. Або Тбилисского (1899), царя св. Давида IV Строителя (ДВГЭ. 1898. 5. С. 16-22; Цнобис пурцели. Тифлис, 1899. 789. С. 2-3; 790. С. 3; 791. С. 3-4 (отд. отт.: Тифлис, 1899)), прп. Давида Гареджийского (1901), Петра Ивера (Кавказ. 1901. 280), прп. Стефана Хирсского (2001) и др. К. писал о роли иудеев в распространении мессианских идей в Др. Грузии и о перенесении ими в Мцхету хитона Господня (Мцкемси. Тифлис, 1888. 1-3), об одном из гвоздей Креста Христова (Там же. 1892. 1. С. 13-14; 3/4. С. 21-22), о Камне благодати (1899), о кресте св. Нины (1912) и др. Речи, проповеди и поучения К., посвященные церковным праздникам, публиковались в газетах «Цнобис пурцели» (1898), «Иверия» (1904), в ж. «Светицховели» (1917, 1918), в Богословском сборнике (ГПЦ) (1985), в ж. «Джвари вазиса» (1988), в ж. «Сахалхо ганатлеба» (Народное образование) (1989), в «Сахалхо газети» (Народная газета) (1998), в ж. «Сапатриаркос уцкебани» (Вестник Патриархии) (2009) и др. Отдельного внимания заслуживает рецензия К. на сочинение Тамарашвили «История католичества среди грузин» (Тифлис, 1902), получившая восторженные отклики грузинской общественности. Критически рассмотрев исследование и отметив уникальность обнаруженных автором документальных материалов, значительным образом обогативших грузинскую историографию, К. не поддержал некоторых выводов, сделанных автором, в частности о том, что после схизмы (в 1054) ГПЦ не отделилась от Римско-католической Церкви. Для подтверждения своего мнения Тамарашвили цитировал несколько грузинских источников XIII-XIV вв., в которых ГПЦ упоминалась вслед за Римско-католической Церковью. К. трактовал эти сведения как отражение ситуации до раскола Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289). 16/29 марта — прп. Пимена юродивого (XIII). 15/28 апреля — мч. Сухия и с ним 16 грузин: Андрея, Анастасия, Фалалея, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора и Зосимы (II).

http://pravoslavie.ru/39719.html

Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение Быть может, твое сердце говорит: «Не знаете, что вы творите, люди. Придите ко мне как гости, и накрою вам стол с лучшим кахетинским вином, заколю для вас отборного тельца, угощу хлебом и солью». И уподобишься гостеприимному Аврааму. А если чужеземцы больны, то такое сердце и такая молитва способны исцелять любую немощь. И уподобишься ты, Николоз, святым врачам-бессеребреникам. О, если бы эти чужеземцы искали истину, то ты, Николоз, поведал бы им, Кто есть Истина, Путь, Жизнь и Любовь, и что первые святые христианские мученики Грузии – Ражден и Евстафий – были персами, а духовным покровителем столицы является Або Тбилисский – по происхождению араб. И уподобился бы ты просветителям и учителям вселенским. А может, ты уподобился многострадальному Иову, лишившемуся дома, богатства, детей и здоровья, но не возроптавшему, а благодарившему Бога за все: «Бог дал, Бог взял, да будет Имя Его благословенно отныне и до века» (Иов. 1, 21). Ответь нам, Николоз. Но молчит смиренно Николоз, молчит и тот, кто донес до нас его мужество – праведный Илия Чавчавадзе. Вверили они себя в руки Божии, вверили Родину свою – Иверию – и ближних. Вверили и врагов. Хотя нет у них врагов. Из врага сотворили друга. Закончили они свое повествование. Перешли они с земли на Небо. Оставили они нас – земнородных – со своими вопросами. Или не оставили? Но нам отвечает другой гигант духа, живший через 200 лет после этих событий – старец Силуан Афонский . И как отвечает. «Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу. Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”, и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая… Наученный любви от Духа Святого – всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь».

http://pravoslavie.ru/121730.html

Прозрачное утро, нежная зелень и белое, как пена, цветение ранней весны, тишина живая, хранящая тайну веков и ушедших поколений, к которой верою и любовию чудесно приобщаешься в кроткой молитве к Богу Живому. Были и в центре Тбилиси на берегу бурной реки Куры, где в XIII веке пострадали от турок 100 ООО верных, и Кура была красной от их крови, там же место, где пострадал Або Тбилисский — перс, принявший христианство, и где были сожжены его мощи. Аповыше Мехетский храм, где мощи великомученицы Шушанник, а напротив маленький монастырь в честь великомученицы Шушанник, далее маленький монастырь в честь сорока севастийских мучеников… И так на каждом шагу — храм, часовня, монастырь, святой — это и есть священная сокровенная летопись Иверской земли, Духом Святым, кровьми и слезами написанная. А Светицховели — это сердце Иверии, там Хитон Господеньи милоть Илии пророка. А в Самтавро покоится великий старец наших времен Гавриил Ургебадзе (1995). Уникален и русский храм в честь св. блгв. князя Александра Невского, куда в годы советского лихолетья Матерь Божия, как в свое время сирийских отцов, на-правила глинских старцев Зиновия, Виталия, Андроника и их воспитанников. И они в тяжелейшие времена сохранили истинный дух преемственности, и к ним идут сейчас все скорбящие, болящие и обездоленные за утешением… Итак, идешь по городу, и переплетаются планы бытия — кругом шум, реклама, машины, но словно во сне идешь, тайно внемля глубинному гласу веков: не то раздается плач и рыдание и вопль мног — «Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть», не то звучит победная песнь жизни вечныя Христу распятому и воскресшему: Кристэ агсдга мквдретит! Конечно, бывают и глубочайшие проблемы, самая насущная и болезненная — это безумный национализм и планомерное вытравление всего русского и всего негрузинского, что полностью противоречит вселенской проповеди Православия. На всю Грузию остался всего один русский храм, и все негрузины — русские, армяне, ассирийцы, азербайджанцы и т. д. — считаются людьми второго сорта, и отношение к ним соответствующее. И это ужасно и ни к чему хорошему не может привести. И в силу этого миссионерство и просвещение стоят на очень низком уровне, очень много суеверий… также и монашество не совсем благополучно…

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Однако некоторые представители русского и грузинского духовенства обструкцировали «Рай Грузинской Церкви». В личном письме своему другу, историку Захарии Чичинадзе, Сабинин с горечью писал, что «грузины сомневаются в его искренности, а русские считают его предателем, хотя он не сделал зла ни одному из народов». В 1883 году в Петербурге М. Сабинин и В. Мачабели организовали для грузинских студентов театральное представление на исторические темы, а доходы распределялись среди неимущих студентов. Возвратившись на Родину, Сабинин счел своим долгом вплотную заняться делом благоустройства самых почитаемых святых мест Грузии. Собранные им пожертвования со всей России позволили в 1888 году восстановить обитель Бодбе, где был возобновлен женский монастырь, а также устроено мраморное надгробие над гробницей святой равноапостольной Нины. По его заказу и эскизу была написана икона святого Або Тбилисского, установленная в устроенной в одноименной скале подле Метехи часовне. Также стараниями Сабинина была перестроена гробница святого Шио Мгвимского в монастыре Шио-Мгвиме близ Мцхета, обновлен иконостас монастыря Зедазени. Интересно отметить, что колокол для этого монастыря был выслан по просьбе Сабинина святым Иоанном Кронштадтским. Но особое попечение проявлял Михаил о Давид-Гареджийской лавре, для которой выписал из Москвы и Петербурга дубовые иконостасы, мраморные трапезы, золототканые покрывала и облачения, бронзовые паникадила, драгоценные предметы церковной утвари и др. Средства, по его же собственному признанию в письме епископу Александру (Окропиридзе), Сабинин собрал у «зажиточных людей по всей России» (например, он приводит имя одного из меценатов — московский купец 3-й гильдии Байков), которым испрашивал у епископа возможности выслать в знак признательности и отличия, награду грузинской Церкви крест святой Нины. Однако, судя по всему, его просьба так и не была выполнена. До наших дней дошел сильно поврежденный надгробный мраморный камень с гробницы святого Давида Гареджийского. Камень хранится в Армазском филиале Государственного исторического музея Грузии и содержит надпись на грузинском языке заглавным письмом: «Завидуем тебе, достойный отец Давид, и воздаем дань святой памяти (твоей)! Предводитель монахов, с ангелами пребывающий, помилуй Сабинина в ссылке! (1893)» (перевод – В. К.). Дважды, в 1890 и 1898 годах, по представлению Экзархов Грузии Владимира и Флавиана, считавших его «ненадежным элементом», Сабинина высылали из Грузии. Однако и в ссылке он не забросил своих занятий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Тбилиси. Часовня Або Тбилисского. . Часовня Або Тбилели /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Або Тбилисского Год постройки:Между 1848 и 2006. Адрес: Грузия, Тбилиси, под метехской скалой на берегу Куры Координаты: 41.690442, 44.81055 Проезд:Около Метехского моста Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Внизу, под Метехской скалой, у самой воды, находится храм Або Тбилисского и мозаичная икона святого. На этом месте в 70-е годы VIII века  сожгли тело убитого святого Або Тбилисского. Храм построен давно, но в советское время при постройке моста он был разушен, а часть скалы взорвана. В постсоветскую эпоху храм отстроили заново. Новый храм построен из серого камня, но отдельные кирпичные фрагменты - это остатки того - первого. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22296

Изображение иконы Або Тбилисский, мч. #21219 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Або Тбилисский, мч. #21219 Эта страничка относится к разделу   Або Тбилисский, мч. Скачать или распечатать изображение 21219.jpg 635x1066, 0.68 MPix, 108 Kb. 5.4x9cm @ 300DPI (8.1x13.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (186) , (6) . в этом году (за прошлые годы с 2013-06-02) Происхождение изображения: Загружено 2013-06-02 участником [ apolinarije ]. Описание: sveti abo iz tbilisija.jpg Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Або Тбилисский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-21219

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010