Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в. Абó Тбилисский [Тбилели; груз. , от араб.   - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси), мч. (пам. 8 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. По происхождению араб, жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. В 775 г. А. Т. прибыл в Тбилиси, столицу Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату, в свите правителя Картли Нерсе, возвращавшегося на родину после трехгодичного пребывания в тюрьме в результате клеветнического доноса. Познакомившись с христианами, А. Т. выучил груз. язык и письмо, стал изучать Свящ. Писание, вести аскетический образ жизни, посещать богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, т. к. боялся соплеменников-арабов. В 781 г. А. Т. вместе с Нерсе, вновь вызванным халифом в Багдад и во избежание расправы бежавшим в Хазарию, покинул Тбилиси и в Хазарии «принял Крещение от рук пресвитеров, ибо... в северной этой стране много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере Христовой» (Кекелидзе. С. 34). Спустя нек-рое время А. Т. попал в Абхазию, где жила семья Нерсе (его мать была вдовствующей царицей). Увидев благочестие жителей Абхазского царства, А. Т. принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, А. Т. уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром. На суде он подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. На 10-й день, в праздник Крещения Господня, А. Т. был обезглавлен во дворе эмирских палат, а тело его отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура) и во избежание возможных слухов о воскресении мученика тело А. Т. сожгли. Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку. Ночью над этим местом взошла яркая звезда, а над водой «воссиял, как молния, столпообразный свет» (Кекелидзе. С. 57).

http://pravenc.ru/text/62468.html

В праздник прекрасный Крещения Спасителя Во второе рождение великого мученика Або Возрадовались реки И возликовали потоки. Ибо благоволил Господь на водах Тогда исцелил Он немощи человеческие И радостью исполнил верных, И ныне испрашивает душам нашим Великую милость .   Служба основывается на житии Иоанна, однако в ряде деталей отличается от него. Гимнографические тексты с одной стороны, соответствуют житийному повествованию, с другой достаточно часто расходятся с ним. Так, в стихирах на «Господи воззвах» отчасти отражается апостольский подвиг св. Або: О преславное чудо святаго И мужественного Христова Або, когда был он пред судьями исмаильтянскими, ревностью исполнился он святаго апостола Павла. Ибо свыше воспринято имя его всеми концами мира .   По свидетельству жития, в течение целых трех лет св. Або открыто исповедывал Христа в Тбилиси и его окрестностях среди мусульман, несмотря на угрозу гибели. Сравнение с апостолом Павлом не случайно: Або – в прошлом мусульманин, подобно тому как апостол Павел был «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Галат.1, 14). И в том, и в другом случае раскаявшийся новообращенный проповедует среди своих бывших единоверцев, от которых он принимает либо смерть, как св. Або, либо гонения, как св. ап. Павел. Параллель с апостолом Павлом напрашивается еще и потому, что св. Або был казнен по приговору того же самого тбилисского судьи, который отпустил было его на свободу, подобно тому как Апостол языков был вначале оправдан на суде кесаря Нерона, но затем был обезглавлен по его приказу. В общих чертах служба соответствует житию и в рассказе о суде над св. Або. Вот как повествуется о начале суда над св. Або в житии: Тогда пришли служители судьи и, схватив св. Або, представили на суд. Судья спросил его: « что это такое я слышу, Або? Говорят, что ты, будучи рожден в магометанстве, оставил правую веру и прельщен христианами? Образумься! Молись так, как научили тебя твои родители-мусульмане». Святой же Або, укрепляемый твердой верой во Христа, отвечал: Эмир, правду сказал ты: я действительно родился от магометан и воспитан своими родителями в законе мусульманском, но веру эту я исповедовал до того только времени, пока не знал христианского закона. Когда же Богу было благоугодно отделить меня от моих братьев и родных и ввести в царство Христа Иисуса, Сына Своего и Бога моего, тогда я оставил закон Магометов, выдуманный людьми, последовал Богу истинному и принял дарованную христианам веру в Пресвятую Троицу ».

http://bogoslov.ru/article/2368300

Святой мученик Або Тбилисский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Святой мученик Або Тбилисский Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников. Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу. Святой мученик Або Тбилисский Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. «або» - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

люди, превозносите Его во веки.   Тогда разъярился мучитель из-за этого, и гнев лица его обратился против святого и мужественного Христова Або. Священники благословите Укрепившего его Люди, превозносите Его во веки.   На «Величит». Глас 4 побочный (т.е. 8) Днесь возопил Або посреди множества язычников: Как возьмут у меня жизнь человеческую, и как отсечена будет голова Або? Как направится на нее меч, будто на спелый плод? Как истечет сердце кровию, подобно как у жертвы? Избави меня, Господи, от агарян. Но множество агарян возопило к Або: «Прими закон наш, и будешь превыше всех».   Но Або возопил и изрек: «Не приму я от вас взятки, ни золота, ни карбункулов, не стремлюсь я к этой временной жизни. Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца, Ибо слова его сладостны паче меда сотового. Но как Он изволил, язычники, посвятитесь, ибо никто не приял (из вас) Духа Святаго.   Когда Або был истреблен тираном, и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. Видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти в царствие небесное и жизнь вечную.   Стихира на «Хвалите». Глас 1 побочный (т.е – 5) Страдания ты претерпел от исмаильтян, Або, и от искусителей избавился, и в жертву принес плоть свою, и Христа проповедал. Как светило небесное, и как подвижник за весь мир подвизался, и смерть презрел, и печаль о мире оставил, и о Едином ты благоволил. И ныне молись о душах наших, Даровать им великую милость.   Возлюбил (или возжелал) пришествие Господа Своего блаженный мученик Христов Або, стал пред мучителем своим и видел острый меч поднятый, и не устрашился от страха его, но совлек одежду свою, и преклонил под острие главу свою. И ныне испрашивает душам нашим Великую милость.   Облекся в одежду преподобных отцов возлюбленный Христов Або. Четверицею был приведен, как на колеснице, на место жертвоприношения. И как жертва благая, и кадило приятное, и как миро драгоценное, кровью принеслся,

http://bogoslov.ru/article/2368300

Сравним эти слова со следующим местом из службы св. Або: «Когда приказал тиран Привести святого Або И спросил его: Почему это так, Або? Чего ради ты оклеветан? Священники, благословите Даровавшего Ему силу, Люди, превозносите Его во веки .   Однако, различия не менее интересны и важны, чем сходства. Во-первых, согласно житию, св. Або судит один эмир. Между тем, в стихирах и двупеснце говорится о судьях и старейшинах. См. первый тропарь на «Благословите»: Когда собрались старейшины исмаильтянские на площади (на собрание) их и помыслили они против святого мученика Христова Або . Подобное разночтение имеет два объяснения. Во-первых, неизвестные клеветники могли быть переосмыслены в службе, как старейшины мусульман. Во-вторых, введение судий и старейшин несет христологический подтекст: подобно тому, как против Христа собрались старейшины израильского народа, сообразно пророчеству псалма «Князи людскии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» так против св. Або собираются старейшины исмаильтян Следующее различие – речь Або на суде: Когда разъярился гневом тиран, и ярость лица его обратилась на святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил: Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, не отрекусь от Троицы Святой». Приидите, верные, прославим память его и воспоем … ибо достойно увенчан он . В житийном тексте Або не говорит этих слов. Возможно, эти слова навеяны угрозами доносчиков и мучителей, которые, согласно житию, приходили к нему и говорили: «Кто избавит тебя от наших рук? Огонь и мучения уже готовы, и ты будешь предан им, если не обратишься в нашу веру ». Возможно, эти слова связаны с библейским текстом, конкретно – с 3 главой книги пророка Даниила (см. ниже). Однако, не исключена и возможность того, что служба отражает недошедшее до нас предание о том, что перед смертью св. Або был подвергнут пытками огнем. Косвенным подтверждением подобного предположения являются слова из тропаря на умовение рук: И презрел он огонь и мучения ради имени Христова .

http://bogoslov.ru/article/2368300

Облекся в одежду преподобных отцов Возлюбленный Христов Або . Это не случайно: если христианское сознание осмысляло монашество, как бескровное мученичество, то возможно и обратное переосмысление: мученичество как подвижничество. Эту аналогию провести тем легче, что для самого апостола Павла мученичество – подвиг: «Подвигом добрым я подвизался, течение (т.е. бег) я окончил, веру соблюл. А теперь готовится мне венец правды». (2 Тим. 4, 7-8). Однако, в этом сравнении есть и известные биографические черты, напомним, что Або подвизался в посте и молитве еще до крещения, а в Абхазии наложил на себя трехмесячное молчание и пост. Для службы характерен своеобразный «тираноборческий» пафос: судья Або называется тираном (мдзлаври) термин, соответствующий греческому tuvranno " . Характерно, что так называется не только мучитель, но и незаконный правитель. Можно привести множество аналогий: в житиях мучеников начала IV в. так называли Диоклетиана, Галерия, Максимина. В «Мученичестве св. Конона» так называется правитель города Наодор, беспощадно мучивший святого .Наконец, в гимне Ефрема Сирина «Семь сынов Самоны» так называется царь Антиох Епифан . Возникает вопрос: признает ли Або законность того, что над ним совершается? При внимательном рассмотрении текста следует ответить отрицательно, так как Або не приемлет мусульманский закон (рджули), который соответствует арабскому понятию «дин», включающему в себя религию: Но множество агарян возопило к Або: «Прими закон наш, И будешь превыше всех». Но Або возопил и изрек: «Не приму я от вас взятки, ни золота, ни карбункулов, ни стремлюсь я к этой временной жизни . но да увижу Духа Святаго. В тропаре на умовении рук прямо говорится, что Або «презрел порядок агарянский» (шеурацкхо ганцкхобибелбаи иги Агарентаи). Примечательно, что в исповедании св. Або особенно подчеркиваются триадологические и христологические моменты. Або не желает «отрекаться от Троицы Святой» и от Сына Божия. Когда предстал он пред тираном сим агарянским, То исполнился ненависти к нему и сказал.

http://bogoslov.ru/article/2368300

  Гораздо более серьезное различие содержится между житийным текстом и первым тропарем на «Величит»: Днесь возопил Або посреди множества язычников. Как возьмут у меня жизнь человеческую и как отсечена будет голова Або? Но множество агарян возопило к Або: Прими закон наш, И будешь превыше всех.   Этих и подобных слов в житийном тексте нет. Окончание этого тропаря отчасти напоминает слова судьи: «Если ты последовал христианам из-за того, что ты беден, я дам тебе больше сокровищ и больше почестей, чем могут дать они». И вот тогда-то св. Або отвечает своей бессмертными словами, приведенными выше. Согласно житию, св. Або изначально отвергает любую возможность для спасения и нисколько не жалеет себя. Когда ему предлагают остаться в единоверной Абхазии, говоря, что мусульмане не оставят его в покое, поскольку он был одним из них он отказывается: «Не оставляйте меня здесь, ибо что за радость мне быть там, где нет опасности умереть за Иисуса Христа? ». При угрозе ареста, вызванной доносчиками, ему предлагают бежать. Он отказывается. В осмыслении данного тропаря перед нами открываются две возможности: либо перед нами сугубо поэтический прием, призванный подчеркнуть ужас страданий и смерти, либо житийная традиция донесла до нас далеко не все сведения о страдании св. Або и он мог испытывать и ужас смерти, известные колебания (хотя и не связанные с сомнением в вере) и понятным человеческим желанием спастись. Первая возможность не исключена. Однако, известным топосом является непреклонность мученика пред лицом смерти Соответствует житийному тексту и рассказ о казни, и сожжении тела Або: Когда вооружились беззаконники сии на битву против святого мученика Христова Або, тогда он с радостью приклонил под меч шею свою, ибо возжелал пришествия Господа своего .   Когда Або был истреблен тираном и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти

http://bogoslov.ru/article/2368300

Преподобный отец наш Ахила диакон (XIV b.), возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергши мир, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Здесь он принял на себя ангельский образ и проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников, ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи, зелие же употреблял весьма редко и то в малом количестве. Обыкновенно пищей его была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от «порабощения чревных страстей» (от чревоугодия) и желающие научиться воздержанию (3-я песнь канона преподобным, почивающим в Дальних пещерах). Память преподобного Ахилы совершается также 28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах, преподобного Феодосия, почивающих) и в неделю 2-ю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских). Январь, 8 Або Тбилели (Тбилисский), мученик Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в XIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучал грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он принял святое крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Он часто призывал святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси, и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу. В Тбилиси, находившемся тогда под властью магометан, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На девятый день заточения Ангел Господень возвестил святому Або о близком дне его мученической смерти. В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Таин и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить его отречься от Христа, святому трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, в пятницу, 6 января 786 года (по другим источникам, 8 января 790 г.). Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена Тбилисская Метехская церковь. Господь послал на то место звезду, светящуюся как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более и освещала собой весь Тифлис. Кости святого Або были брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Григорий, затворник Печерский, преподобный Преподобный Григорий подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Он прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги преподобный сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеления. Память преподобного Григория совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Григорий, чудотворец Печерский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вскоре после его мученической смерти Иоанэ Сабанисдзе , свидетель мученичества, написал его житие – «Мученичество Або» (Цамеба Абоиса) , получив на это благословение католикоса Карталинии Самуила. . Житие Або связано с похвальным словом свят Василия Великого Севастийским мученикам, а также «Мученичеству Стефана Первомученика». На него также оказали влияние «Мученичество Евстафия Мцхетского» и «Мученичество Шушаник». В учении об именах Божиих заметны заимствования из Ареопагитик. Автор Жития Або был не только глубоко образованным человеком, но и подлинным патриотом Грузии: в Житии проводится мысль о возрождении христианской Грузии и ее освобождении от мусульманского ига, а мученический подвиг святого Або, араба по происхождению представляется укором и назиданием грузинам, которые «держат христианскую веру уже пятьсот лет» и тем не менее некоторые из них отрекаются от нее. Не позднее 820 года была написана древнейшая служба св. Або, дошедшая в древнейшем сборнике грузинских песнопений - Древнем Иадгари, или Иадгари первой редакции . В составе службы находятся четыре стихиры на «Господи воззвах» (Пс. 140-141, Пс. 129, Пс. 116), которые пелись на 4 глас, двупеснец (строфы на библейских песнях Трех отроков и Богородицы), четыре стихиры на «Хвалите» (Пс. 148-150), певшиеся на 1 побочный (пятый глас) и тропарь на умовение рук (2 глас). Первая стихира на «Господи, воззвах», имеет начало «О преславное чудо» (Эи дидебули саквирвели), что соответствует известному подобну – стихиры на «Хвалитех» Воздвижения – О преславнаго чудесе (Ω το παραδξου θαματος). Три стихиры на «Господи, воззвах начинаются на «Тогда» (машин), но все они имеют общи припев: Приидите, верные, прославим память его и воспоем, Ибо достойно увенчан он. Среди гимнографических конструкций службы особенно примечательна конструкция двупеснца: день мученичества св. Або приходился на Богоявление, 6 января и только в силу величия праздника Крещения Господня память Або переносилась на следующий день. Поскольку вплоть до октавы Богоявления (восьмого дня после праздника) в Иадгари находились неполные каноны древнейшего типа – двупеснцы, то и неполный канон, посвященный св. Або, также был написан по этому образцу. Более того, двупеснец, посвященный св. Або, содержит целый ряд стилистических и смысловых параллелей с прочими богоявленскими двупеснцами. Приведем хотя бы строфу на «Величит» (т.е. – на песне Богородицы), третий тропарь:

http://bogoslov.ru/article/2368300

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010