Грузинская/Публикации HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Шио Отарашвили Сердце Тбилиси Фотогалерея Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. По преданию, однажды грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах и застрелил сокола. Когда царь добрался до своей добычи, то увидел ее сваренной в теплых серных источниках, обильно истекающих в этих местах. Впоследствии и сам город стал называться Тбилиси, что переводится как «теплые воды». К XIII веку на территории квартала было около 65 бань. Свидетельства этому оставили арабский историк Тибериади и русский купец Василий Гагара. В XVIII-XIX веке каждая баня имела свое название, например, баня Эрекле, Бебута, Мелики, Мейтри, Коколо, Ходжа, Грили, Чрели и др. Сохранившиеся на данный момент бани построены иранскими архитекторами. Помимо прямого своего назначения бани использовались как место отдыха: жители города приходили сюда, чтобы отмечать праздники. Бани действуют и поныне. Район Метехи    Баня    Бани    Баня    Древний водопровод    Дом на скале    Уличные эмали    Игра в нарды Рядом с церковью 40 мучеников Новопостроенная церковь 40 Севастийских мучеников    Вид с Метехи на церковь 40 Севастийских мучеников (внизу)    Церковь Метехи и статуя св. Вахтанга    Могила св. мц. Шушаники Эмалевая икона свв. благ. Тамары, равноап. Нины и мц. Шушаники Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Церковь св. Або Тбилисского    Святой Або Тбилисский Церковь св. Або Тбилисского    Вид от церкви св. Або Тбилисского Смотри также: Комментарии читателей 2016-03-06 16:45 Нина : Лет в 12 узнала о Святой равноапостольной Нине, и с тех пор на уровне подсознания всегда было желание побывать в Грузии, пройти теми путями, по которым ходила просветительница Грузии Святая Нино. И вот в 2015 сбылась моя мечта, я побывала паломнической поездкой в Грузии, поклонилась Нине, искупалась в ее источнике. Воспоминания незабываемые! Принимали очень душевно! Снова хочется побывать в Грузии, но уже не группой, а частным образом, чтобы без суеты побывать в благословенных местах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

В конце 785 года святой Або был схвачен и приведен на суд к эмиру. Его заковали в тяжелые цепи и бросили в тюрьму. Там он десять дней постился, непрестанно молился и воссылал благодарения Господу. В последний день мученик объявил находившимся в заключении узникам, что близится час его соединения со Христом. Он продал свою одежду и попросил, чтобы во всех храмах города за него поставили свечи и зажгли кадильницы – так он будет укрепляться молитвами Церкви. Всю ночь перед праздником Богоявления он провел стоя посреди темницы и держа в руках две большие свечи, которые догорели к восходу. Наутро святой сказал: «Подобно тому, как Господь и Бог мой Иисус Христос в этот день нагим сошел в воды Иордана, чтобы принять крещение, и я сейчас сойду в город, словно в святые воды, чтобы принять крещение огнем и Духом в моей собственной крови». Он омыл лицо, помазался благовониями и стал воспевать: «Вслед Тебе в воню мира Твоего течем» (Песн. 1: 3). Затем, причастившись Пречистого Тела и Крови Христовой, он послушно пошел за палачами, по дороге утешая плакавших христиан. Он говорил им: «Не плачьте обо мне, но радуйтесь, ведь я иду ко Господу моему». Когда со святого Або сняли цепи, он внезапно сорвал c себя рубашку. Нагой, как во время крещения, он сложил перекрещенные руки на груди и склонил голову под меч, призывая имя Христово. Из страха, что христиане будут приходить поклоняться святым мощам, мусульмане сожгли тело мученика и бросили его останки в реку вместе c окровавленной землей. Но на этом месте над водой вскоре появился огненный столп. Тогда христиане нашли и c честью похоронили святые мощи. 21 января 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии римма 21 января 2022, 10:26 Святой мученик Або, помолись об исцелении моих внуков Анны, Зои, Захара, научи моих детей жить праведной жизнью. Спасибо тебе за помощь, моя крестница работает, мои болезни частично ушли, дома мирно и спокойно. Не остави нас грешных и в дальнейшем своим предстательством. Фаина 19 января 2017, 15:40

http://pravoslavie.ru/58876.html

А 59, отличается полнотой, памяти приведены по слав. Прологу, в книгу внесены переработанные синаксарные жития из слав. Пролога. Есть в календаре и груз. памяти: св. равноап. Нины, преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев, память Петра Ивера (она попала в груз. книги в XVII в. благодаря груз. переводу (очищенному от монофизитских намеков) его сир. Жития; впосл., когда стало ясно, что Петр Ивер был монофизитом, по настоянию католикоса Антония I (Багратиони) эта память была изъята ГПЦ из употребления), памяти святых Або Тбилисского и Илариона Грузина. Примерно тем же путем пошел католикос Доментий IV (Багратиони), но отличительной чертой его сборника (Кекел. А 425) является полнота груз. праздников, к-рые включают в себя памяти вмц. Кетеван, святых Исаака (Сахака) и Иосифа, праздник Хитона Господня, памяти прп. Григория Хандзтийского, мц. Шушаник, святых Давида и Константина Аргветских, Константина-Кахи, Авива Некресского, Михаила-Гоброна и Илариона Грузина, память Петра Ивера, памяти святых Або Тбилисского, равноап. Нины, Иоанна Зедазнийского, преподобных Арсения Икалтойского, Евфимия и Георгия Святогорцев, св. Антония Марткопского, преподобных Шио Мгвимского и Давида Гареджийского. Почти такой же полнотой груз. памятей отличаются минейные части двух Гулани нач. XVIII в. (Кекел. А 111 и А 366-379-380). Эти рукописи отражают тенденцию к возрастанию значения груз. памятей в Месяцеслове - тем же Виссариону и Доментию принадлежит создание специальных сборников, состоящих только из житий и последований груз. святых (Кекел. А 170 и А 130). Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Грузии Илия II у раки с мощами святых Давида и Константина Аргветских. Фотография. 80-е гг. ХХ в. В нач. XVIII в. был заново переведен на груз. язык греч. Евхологий. Работу осуществил еп. Киприан Самтависский (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XVII-XVIII, 221-225). Перевод чинов Требника был обусловлен накопившимся расхождением груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Гарнизон крепости вместе с народным ополчением оказали решительное сопротивление захватчикам. О победе над иноверцами совершались непрестанные молитвы в крепостном храме в честь мч. Феодора Тирона перед чудотворной, нерукотворной иконой Божией Матери. « И предстали… перед той святой иконой пречистой богородицы, молились ей преклонившись, и сказали: “Выступим с надеждой на Сына Твоего, Господа Бога нашего, Который рожден Тобою, помолись Ему за нас и пусть сопутствует нам милость Твоя”» [xix] . По заступничеству Царицы Небесной Господь явил чудо – арабское войско поразила кровяная холера, унеся за одну ночь около 35000 воинов. « Господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло тридцать пять тысяч сарацин, а от меча — три тысячи» [xx] . « Не будет преувеличением, если это Анакопийское сражение мы сравним со знаменитым сражением Карла Мартелла с арабами при Пуатье. Как при Пуатье в 732 году была предотвращена опасность дальнейшего продвижения арабов на север Европы, так и под Анакопией было остановлено их продвижение на Кавказ» [xxi] . Следует отметить, что христианство в Абхазии в VIII cm. процветало не только внешне, но имело глубокие корни в благочестивой жизни народа. VIII bek – это время расцвета христианства в Абхазской земле. Вот как повествует об абхазах современник и автор жития мученика Або Тбилели (Тбилисского): « Больше всех благодарил бога блаженный Або, ибо он нашел страну ту процветающей в вере Христовой, в ее пределах нельзя было найти ни одного неверующего» [xxii] . Благочестивая жизнь христиан Абхазии вдохновляла на духовные подвиги. Так, « увидев благочестие жителей Абхазского царства, Абó Тбилисский принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, Абó Тбилисский уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром» [xxiii] . Государственные успехи Абхазии начиная с VIII cm. и одновременно политический кризис Византии начала VIII b., вызванный войнами с болгарами, арабами и постоянными восстаниями, вынудил предводителей Абхазии на поиск путей получения церковной автокефалии.

http://bogoslov.ru/article/4875748

Максим, инок Афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. 24 2007 р. 20:41 27 января — память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского [Стаття] Святитель Савва, основатель Сербской Церкви, почитается во всем православном мире. Память святого отмечается в Русской Православной Церкви 25 января, а в Сербской — 27 января. 23 2007 р. 20:27 24 января — память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника [Стаття] Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. При жизни он совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. 22 2007 р. 16:13 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского [Стаття] «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. 21 2007 р. 14:46 Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс [Стаття] 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал 27-летний владикавказский башмачник Абдул-оглы. 21 грудня 2006 р. 15:57 22 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» [Стаття] Икона, в которой так ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, была всегда чтима в России. И в наши дни православные люди в теплой сердечной молитве к ней получают утешение в скорбях и бедах. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В период владычества арабов-мусульман число мучеников ГПЦ и соответственно мартирологических текстов резко возросло. В этот период пострадали св. мученики Давид и Константин Аргветские († 740), Або Тбилисский († 786), блгв. царь Арчил († 787), картлийский кн. Костанти-Каха († 853), военачальник Гоброн-Михаил и 133 воина с ним († 914). Мученичество святых Давида и Константина (Кекел. Q 762, XIII-XIV вв.; Кут. 4, 1565 г.; 34, XVII в.; РГБ. Н 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. А 518, 1708 г.; 6 рукописей XVIII в.- Памятники древнегруз. агиогр. лит-ры. 1971. Т. 3. С. 248-263) создано анонимным автором во 2-й пол. XI в., в царствование груз. царя Баграта IV, и описывает вторжение в Зап. Грузию в 1-й пол. VIII в. араб. военачальника Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Кру, т. е. Глухого). «Мученичество Або Тбилели» (Кекел. А 1109. Л. 7-14 (фрагментарно), IX в.; А 19. Л. 202-218 об., X в.; Sinait. iber. 11 (3-я гл.), X в.; Ath. Iver. 8, X в.; 10 рукописей XI-XVIII вв.- Раннефеодальная лититература Грузии. 1935. С. 55-80; ПГП. Т. 1. С. 48-81), написанное в 786-790 гг. по поручению католикоса Картли Самуила очевидцем событий Иоанном Сабанисдзе. По композиции, художественному языку и отражению национального сознания признано одним из лучших агиографических произведений не только груз., но и общехрист. лит-ры. Как источник для изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. это Мученичество восполняет краткие сведения груз. хроники «Картлис Цховреба», содержит много описаний, характеризующих эпоху, гос-во, общество, Церковь. Мученичество Костанти-Кахи было описано в 853-856 гг. анонимным автором, современником, но не очевидцем событий, и дошло в очень поздних рукописях (РГБ. Н 22, XVII в.; Кекел. А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; 5 рукописей XVIII в.- ПГП. Т. 1. С. 164-172; пер. на рус. язык: 1978 г., Н. Вачнадзе, К. Кукия; на латинский - 1925 г., Пеетерс). Повествование разворачивается на фоне картины разорения Тбилиси в 853 г. араб. военачальником Буга-Турком; считается, что автор происходил из Византии, поскольку в сочинении довольно плохо поданы исторические события Грузии ( Джавахишвили. 1977. С. 89).

http://pravenc.ru/text/639853.html

229 Основные сведения взяты: Vaporis N. М. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period, 1437–1860. N. Y., 2000. P. 288–290. Прославлен Сербской и Элладской Православными Церквами. Память 23 сентября/6 октября. 230 В грузинской транскрипции – Або. Житие см.: Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 164–175. Память 8/21 января. Датировка по: Никитин В. А. Або Тбилисский//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 45. 234 Основные сведения почерпнуты: Storia di Rawah al-Qurasi. Torino, 2001; Панченко К. А. Антоний-Равах//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 675. Память 6/19 января. 236 Случай со святым Антонием очень быстро стал известным. Его современник, епископ Феодор Абу Курра (f 830), известный богослов и полемист против ислама, писал в своей «Книге о иконах»: «В наше время жил один хорошо известный мученик. Он был родом из знатной мусульманской семьи, и многие знают о его истории. Пусть вспомнит он о нас в молитвах ко Христу! Звали его Антоний. Он рассказывал, что стал христианином из-за чуда, которое видел от иконы святого мученика Феодора» (Griffitz S. Н. A treatise on the veneration of the holy icons written in arable by Theodore Abu Qurrah, Bishop of Harran. Peeters, 1997). 237 Основные сведения почерпнуты: Жития русских святых. М., 1992. Т. 1; см. также: Колчуринский Н. Ю. Путь из Москвы в Дивеево//Воскресная школа. 2001. 17. Память мученика 1/14 апреля. 239 См.: Журавский А. В., Романова А. А. Авраамий Болгарский//Православная энциклопедия. Т. 1. С. 173. 243 Основные сведения почерпнуты: Филарет, архиепископ Черниговский. Жития святых. Т. 3. Память 27 июня " 10 июля. 244 Можно вспомнить в этой связи причисленного к лику святых Римо-католической Церковью мученика Иеронима, который, будучи мусульманином-арабом, попав (кстати, в то же время, что и Турсас) в плен к испанцам, добровольно принял христианство и получил при Крещении имя Херонимо (Иероним). Когда в 1569 году он снова был пленен, на этот раз пиратами-берберами, и вывезен в Алжир, то отказался вернуться в ислам и был приговорен к смерти. Связанного по рукам и ногам, его швырнули внутрь опалубки, залив сверху жидким цементом. Цементный блок, внутри которого находилось тело юноши, впоследствии был использован при строительстве форта Двадцати четырех часов в городе Алжир. В 1853 году форт был снесен французскими саперами, которые в месте, точно указанном летописцем, обнаружили бетонный блок, внутри которого находился человеческий скелет. Останки Иеронима Католическая Церковь признала нетленными мощами, а сам он был канонизирован как мученик за веру. Мощи святого Иеронима были перезахоронены в соборе святого Филиппа в Париже. С полости внутри бетонного блока специалисты сняли гипсовый слепок, с которого скульпторы изваяли статую для надгробия, изображающую агонизирующую фигуру связанного юноши. Гипсовый слепок сейчас выставлен в Алжирском историческом музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

[xxi] Дорофей (Дбар), иером., кандидат богословских наук. Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2005 г. [xxii] Сабанисдзе Иоанн. Мученичество Або Тбилели. Памятник грузинской литературы VIII cm., цит. по: Мученичество Або Тбилели [Электронный ресурс]//  Электронная библиотека «Bookscafe.net». URL: (дата обращения: 23.02.2016). [xxiii] Абó Тбилисский [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/62468.html (дата обращения: 8.10.2014). [xxiv] Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма " хазарского периода " . Симферополь, " АнтиквА " , 2007. [xxvi] Дорофей (Дбар), иером., кандидат богословских наук. Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2005 г. [xxvii] Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. [xxviii] Летопись Картлии, XI в., цит. по: Абхазское царство [Электронный ресурс]//Посольство республики Абхазия в Российской Федерации. URL: обращения: 26.08.2013). [xxx] Дорофей (Дбар), иером., кандидат богословских наук. Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2005 г. [xxxi] Абхазское царство [Электронный ресурс]//Посольство республики Абхазия в Российской Федерации. URL: обращения: 26.08.2013). [xxxii] Баграт II: Биографический указатель [Электронный ресурс]//Хронос: Всемирная история в Интернете. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bagrat2.php (дата обращения 29.10.2015). [xxxiii] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005, rл.XVII. [xxxv] Грузинская Православная Церковь [Электронный ресурс]//Древо: Открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/10.html (дата обращения: 12.10.2013). [xxxvi] Антиохийская Православная Церковь [Электронный ресурс]//Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/4875748

Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви Православие.Ru , 15 октября 2003 г. Михаил (Гоброн) Павлович Сабинин — один из известнейших церковных деятелей и просветителей XIX века. Родился в 1845 году (по всей вероятности, в Тифлисе). По некоторым источникам, его отец был тверским священником, женившимся на грузинке. Одно из неопубликованных писем Сабинина позволяет установить имя его матери — Екатерина. Фамилия ее доподлинно не известна. Принято считать, что она была Мирзашвили; но аналогичная фамилия ее зятя (мужа сестры самого Сабинина) позволяет подвергнуть это положение сомнению. Приблизительно в 60-е годы XIX века Михаил потерял отца, и мать вторично вышла замуж за тифлисского почтового чиновника Г. Панова. Известно также, что у Михаила были брат и сестра. В начале 60-х годов мальчик был отдан в Тифлисскую классическую гимназию, где проучился до 1868 года. Уже в ученические годы Михаил проявил свои незаурядные способности и пристальный интерес к истории Грузии. Он много ездил по стране, собирая церковные древности, записывая древние легенды и сказания, копируя росписи старинных церквей и монастырей. В фонде канцелярии экзарха Грузинского Экзархата (Центральный государственный архив Грузии) хранится один чрезвычайно интересный документ, из которого явствует, что 20 октября 1867 года, будучи еще учащимся гимназии, Сабинин составил рапорт на имя экзарха Грузии Евсевия, где ходатайствовал о благоустройстве часовни святого мученика Або Тбилисского подле церкви Метехи в Тбилиси, на месте мученического подвига святого. Михаил настойчиво требовал создания подобающей атмосферы возле будущей часовни, а именно — упразднения бакалейных лавок и «ретирадных» (отхожих — В. К.) мест. Также Сабинин принял активное участие в создании новой иконы святого Або. Архивное дело констатирует довольно неблагоприятную реакцию тифлисского благочинного Иоанна (Басхарова), недовольного как самим ходатайством, так и его поддержкой в лице главного священника военного ведомства Стефана Гумилевского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архив Пн Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс 21 января 2007 г. 14:46 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы. Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса. Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др. На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа. По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его. Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер. «Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/185471.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010