люди, превозносите Его во веки.   Тогда разъярился мучитель из-за этого, и гнев лица его обратился против святого и мужественного Христова Або. Священники благословите Укрепившего его Люди, превозносите Его во веки.   На «Величит». Глас 4 побочный (т.е. 8) Днесь возопил Або посреди множества язычников: Как возьмут у меня жизнь человеческую, и как отсечена будет голова Або? Как направится на нее меч, будто на спелый плод? Как истечет сердце кровию, подобно как у жертвы? Избави меня, Господи, от агарян. Но множество агарян возопило к Або: «Прими закон наш, и будешь превыше всех».   Но Або возопил и изрек: «Не приму я от вас взятки, ни золота, ни карбункулов, не стремлюсь я к этой временной жизни. Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца, Ибо слова его сладостны паче меда сотового. Но как Он изволил, язычники, посвятитесь, ибо никто не приял (из вас) Духа Святаго.   Когда Або был истреблен тираном, и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. Видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти в царствие небесное и жизнь вечную.   Стихира на «Хвалите». Глас 1 побочный (т.е – 5) Страдания ты претерпел от исмаильтян, Або, и от искусителей избавился, и в жертву принес плоть свою, и Христа проповедал. Как светило небесное, и как подвижник за весь мир подвизался, и смерть презрел, и печаль о мире оставил, и о Едином ты благоволил. И ныне молись о душах наших, Даровать им великую милость.   Возлюбил (или возжелал) пришествие Господа Своего блаженный мученик Христов Або, стал пред мучителем своим и видел острый меч поднятый, и не устрашился от страха его, но совлек одежду свою, и преклонил под острие главу свою. И ныне испрашивает душам нашим Великую милость.   Облекся в одежду преподобных отцов возлюбленный Христов Або. Четверицею был приведен, как на колеснице, на место жертвоприношения. И как жертва благая, и кадило приятное, и как миро драгоценное, кровью принеслся,

http://bogoslov.ru/article/2368300

Сравним эти слова со следующим местом из службы св. Або: «Когда приказал тиран Привести святого Або И спросил его: Почему это так, Або? Чего ради ты оклеветан? Священники, благословите Даровавшего Ему силу, Люди, превозносите Его во веки .   Однако, различия не менее интересны и важны, чем сходства. Во-первых, согласно житию, св. Або судит один эмир. Между тем, в стихирах и двупеснце говорится о судьях и старейшинах. См. первый тропарь на «Благословите»: Когда собрались старейшины исмаильтянские на площади (на собрание) их и помыслили они против святого мученика Христова Або . Подобное разночтение имеет два объяснения. Во-первых, неизвестные клеветники могли быть переосмыслены в службе, как старейшины мусульман. Во-вторых, введение судий и старейшин несет христологический подтекст: подобно тому, как против Христа собрались старейшины израильского народа, сообразно пророчеству псалма «Князи людскии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» так против св. Або собираются старейшины исмаильтян Следующее различие – речь Або на суде: Когда разъярился гневом тиран, и ярость лица его обратилась на святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил: Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, не отрекусь от Троицы Святой». Приидите, верные, прославим память его и воспоем … ибо достойно увенчан он . В житийном тексте Або не говорит этих слов. Возможно, эти слова навеяны угрозами доносчиков и мучителей, которые, согласно житию, приходили к нему и говорили: «Кто избавит тебя от наших рук? Огонь и мучения уже готовы, и ты будешь предан им, если не обратишься в нашу веру ». Возможно, эти слова связаны с библейским текстом, конкретно – с 3 главой книги пророка Даниила (см. ниже). Однако, не исключена и возможность того, что служба отражает недошедшее до нас предание о том, что перед смертью св. Або был подвергнут пытками огнем. Косвенным подтверждением подобного предположения являются слова из тропаря на умовение рук: И презрел он огонь и мучения ради имени Христова .

http://bogoslov.ru/article/2368300

Облекся в одежду преподобных отцов Возлюбленный Христов Або . Это не случайно: если христианское сознание осмысляло монашество, как бескровное мученичество, то возможно и обратное переосмысление: мученичество как подвижничество. Эту аналогию провести тем легче, что для самого апостола Павла мученичество – подвиг: «Подвигом добрым я подвизался, течение (т.е. бег) я окончил, веру соблюл. А теперь готовится мне венец правды». (2 Тим. 4, 7-8). Однако, в этом сравнении есть и известные биографические черты, напомним, что Або подвизался в посте и молитве еще до крещения, а в Абхазии наложил на себя трехмесячное молчание и пост. Для службы характерен своеобразный «тираноборческий» пафос: судья Або называется тираном (мдзлаври) термин, соответствующий греческому tuvranno " . Характерно, что так называется не только мучитель, но и незаконный правитель. Можно привести множество аналогий: в житиях мучеников начала IV в. так называли Диоклетиана, Галерия, Максимина. В «Мученичестве св. Конона» так называется правитель города Наодор, беспощадно мучивший святого .Наконец, в гимне Ефрема Сирина «Семь сынов Самоны» так называется царь Антиох Епифан . Возникает вопрос: признает ли Або законность того, что над ним совершается? При внимательном рассмотрении текста следует ответить отрицательно, так как Або не приемлет мусульманский закон (рджули), который соответствует арабскому понятию «дин», включающему в себя религию: Но множество агарян возопило к Або: «Прими закон наш, И будешь превыше всех». Но Або возопил и изрек: «Не приму я от вас взятки, ни золота, ни карбункулов, ни стремлюсь я к этой временной жизни . но да увижу Духа Святаго. В тропаре на умовении рук прямо говорится, что Або «презрел порядок агарянский» (шеурацкхо ганцкхобибелбаи иги Агарентаи). Примечательно, что в исповедании св. Або особенно подчеркиваются триадологические и христологические моменты. Або не желает «отрекаться от Троицы Святой» и от Сына Божия. Когда предстал он пред тираном сим агарянским, То исполнился ненависти к нему и сказал.

http://bogoslov.ru/article/2368300

  Гораздо более серьезное различие содержится между житийным текстом и первым тропарем на «Величит»: Днесь возопил Або посреди множества язычников. Как возьмут у меня жизнь человеческую и как отсечена будет голова Або? Но множество агарян возопило к Або: Прими закон наш, И будешь превыше всех.   Этих и подобных слов в житийном тексте нет. Окончание этого тропаря отчасти напоминает слова судьи: «Если ты последовал христианам из-за того, что ты беден, я дам тебе больше сокровищ и больше почестей, чем могут дать они». И вот тогда-то св. Або отвечает своей бессмертными словами, приведенными выше. Согласно житию, св. Або изначально отвергает любую возможность для спасения и нисколько не жалеет себя. Когда ему предлагают остаться в единоверной Абхазии, говоря, что мусульмане не оставят его в покое, поскольку он был одним из них он отказывается: «Не оставляйте меня здесь, ибо что за радость мне быть там, где нет опасности умереть за Иисуса Христа? ». При угрозе ареста, вызванной доносчиками, ему предлагают бежать. Он отказывается. В осмыслении данного тропаря перед нами открываются две возможности: либо перед нами сугубо поэтический прием, призванный подчеркнуть ужас страданий и смерти, либо житийная традиция донесла до нас далеко не все сведения о страдании св. Або и он мог испытывать и ужас смерти, известные колебания (хотя и не связанные с сомнением в вере) и понятным человеческим желанием спастись. Первая возможность не исключена. Однако, известным топосом является непреклонность мученика пред лицом смерти Соответствует житийному тексту и рассказ о казни, и сожжении тела Або: Когда вооружились беззаконники сии на битву против святого мученика Христова Або, тогда он с радостью приклонил под меч шею свою, ибо возжелал пришествия Господа своего .   Когда Або был истреблен тираном и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти

http://bogoslov.ru/article/2368300

и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. Видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти в царствие небесное и жизни вечной .   Подведем итоги.   Приложение. Служба святому Або Тбилисскому (Иадгари. С. 57-59). Стихиры на «Господи воззвах». Глас 4. О преславное чудо святаго и мужественного Христова Або. Когда был он пред судьями исмаильтянскими, ревностью исполнился он святаго апостола Павла. Ибо свыше воспринято имя его всеми концами мира. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, Ибо достойно увенчан он   Когда предстал он пред тираном сим агарянским, то исполнился ненависти к нему и сказал: Как я отрекусь от Христа, когда он Сын Божий, и не отрекусь от Троицы Святой. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, ибо достойно увенчан он   Когда разъярился гневом тиран, и ярость лица его обратилась на святого мученика Христова Або, тот еще сильнее восклицал и говорил: «Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, не отрекусь от Троицы Святой. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, ибо достойно увенчан он   Когда вооружились беззаконники сии на битву против святого мученика Христова Або, тогда он с радостью приклонил под меч шею свою, ибо возжелал пришествия Господа своего, и предварил пришествие Царствия его. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, ибо достойно увенчан он     На «Благословите». Тогда собрались старейшины исмаильтянские на площади (на собрание) их, и помыслили они против святого мученика Христова Або. Священники благословите Укрепившего его, Люди, превозносите Его во веки.   Тогда приказал тиран привести святого Або И спросил его: «Почему это так, Або? Чего ради ты оклеветан?» Священники, благословите Даровавшего Ему силу, люди, превозносите Его во веки.   Отвечал святой мученик Господень Або и рек ему: Родители мои – исмаильтяне. Я же – служитель истинного Бога. Священники благословите Укрепившего его,

http://bogoslov.ru/article/2368300

Вскоре после его мученической смерти Иоанэ Сабанисдзе , свидетель мученичества, написал его житие – «Мученичество Або» (Цамеба Абоиса) , получив на это благословение католикоса Карталинии Самуила. . Житие Або связано с похвальным словом свят Василия Великого Севастийским мученикам, а также «Мученичеству Стефана Первомученика». На него также оказали влияние «Мученичество Евстафия Мцхетского» и «Мученичество Шушаник». В учении об именах Божиих заметны заимствования из Ареопагитик. Автор Жития Або был не только глубоко образованным человеком, но и подлинным патриотом Грузии: в Житии проводится мысль о возрождении христианской Грузии и ее освобождении от мусульманского ига, а мученический подвиг святого Або, араба по происхождению представляется укором и назиданием грузинам, которые «держат христианскую веру уже пятьсот лет» и тем не менее некоторые из них отрекаются от нее. Не позднее 820 года была написана древнейшая служба св. Або, дошедшая в древнейшем сборнике грузинских песнопений - Древнем Иадгари, или Иадгари первой редакции . В составе службы находятся четыре стихиры на «Господи воззвах» (Пс. 140-141, Пс. 129, Пс. 116), которые пелись на 4 глас, двупеснец (строфы на библейских песнях Трех отроков и Богородицы), четыре стихиры на «Хвалите» (Пс. 148-150), певшиеся на 1 побочный (пятый глас) и тропарь на умовение рук (2 глас). Первая стихира на «Господи, воззвах», имеет начало «О преславное чудо» (Эи дидебули саквирвели), что соответствует известному подобну – стихиры на «Хвалитех» Воздвижения – О преславнаго чудесе (Ω το παραδξου θαματος). Три стихиры на «Господи, воззвах начинаются на «Тогда» (машин), но все они имеют общи припев: Приидите, верные, прославим память его и воспоем, Ибо достойно увенчан он. Среди гимнографических конструкций службы особенно примечательна конструкция двупеснца: день мученичества св. Або приходился на Богоявление, 6 января и только в силу величия праздника Крещения Господня память Або переносилась на следующий день. Поскольку вплоть до октавы Богоявления (восьмого дня после праздника) в Иадгари находились неполные каноны древнейшего типа – двупеснцы, то и неполный канон, посвященный св. Або, также был написан по этому образцу. Более того, двупеснец, посвященный св. Або, содержит целый ряд стилистических и смысловых параллелей с прочими богоявленскими двупеснцами. Приведем хотя бы строфу на «Величит» (т.е. – на песне Богородицы), третий тропарь:

http://bogoslov.ru/article/2368300

Как я отрекусь от Христа, когда он Сын Божий, и не отрекусь от Троицы Святой. Здесь наиболее четко выстроены принципиальные вопросы, которые разделяли ислам и христианство. Стоит вспомнить хотя бы слова Мухаммеда в Коране: «Да будут осуждены те, кто придумывает Богу соучастников». Но с другой стороны, здесь присутствуют и житийные аллюзии, ибо в житии св. Або говорит: «Я оставил закон Магомета, выдуманный людьми, последовал Богу Истинному и принял дарованную христианам веру в Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Я крещен и поклоняюсь Христу, ибо Он есть истинный Бог» . Особо значимо богословие мученичества как жертвы: Страдания ты претерпел От исмаильтян Або И от искусителей избавился, И в жертву принес плоть свою. Особо подчеркивается кровавый аспект жертвы: Днесь возопил Або посреди множества язычников. Как возьмут у меня жизнь человеческую И как отсечена будет голова Або? Как направится на нее меч, Будто на спелый плод? Как истечет сердце кровию, подобно как у жертвы? Избави меня, Господи, от агарян. Не исключено, что этот образ мог быть навеян как мусульманским жертвоприношением (курбан), так и локальным грузинским христианским обычаем приносить в жертву животное . Богословие мученичества как жертвоприношения развивается при сравнении смерти Або с жертвой благоприятной, кадилом и миром многоценным: И как жертва благая, И кадило приятное, И как миро драгоценное, Кровью принеслся, Возможно, сравнение с миром многоценным (груз. нелсацхебели патиосани) связано с ремеслом мировара, которым занимался св. Або. Мученичество осмысляется как явление эсхатологическое, непосредственно связанное со Вторым пришествием, ибо Або …возжелал пришествия Господа своего, И предварил пришествие Царствия его . Четверо палачей, приводящих его на казнь, уподобляются апокалиптической колеснице Иезекииля (Иез. 1), которую несли четыре животных: Четверицею был приведен, Как на колеснице, На место жертвоприношения . После казни Або возносится ангелами на небеса и встречает Христа: Когда Або был истреблен тираном

http://bogoslov.ru/article/2368300

Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси, и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу. В Тбилиси, находившемся тогда под властью магометан, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На девятый день заточения Ангел Господень возвестил святому Або о близком дне его мученической смерти. В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Таин и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить его отречься от Христа, святому трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, в пятницу, 6 января 786 года (по другим источникам, 8 января 790 г.). Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена Тбилисская Метехская церковь. Господь послал на то место звезду, светящуюся как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более и освещала собой весь Тифлис. Кости святого Або были брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Григорий, затворник Печерский, преподобный Преподобный Григорий подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Он прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги преподобный сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеления. Память преподобного Григория совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Григорий, чудотворец Печерский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святой мученик Або Тбилисский Аудио Память 8/21 января MP3 (MP3 файл. Продолжительность 5:08 мин. Размер 3.7 Mb Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Або, араб из Багдада, жил в VIII веке. Он был воспитан в мусульманской вере, обучен арабской грамоте и искусству изготовления благовоний. В 18 лет он стал слугой князя Грузии Нерсе Куропалата, который в то время был в опале и жил как заложник в Багдаде. Новый халиф освободил Нерсе (776), и тот снова стал правителем христианской Грузии. Або последовал за ним в эту далекую землю, выучил ее язык, стал интересоваться ее обычаями и, пораженный кротостью нравов христиан, принялся c усердием изучать Священное Писание и учение Церкви. Вскоре он понял, что именно здесь обрел истину. Однако Або не мог принять святое крещение, опасаясь, что его сразу же убьют мусульмане, и поэтому стал жить как христианин тайно. Тремя годами позже Нерсе вновь утратил милость халифа и бежал на Северный Кавказ в земли хазар, дикого и жестокого народа, который тем не менее верил в Единого Бога-Творца и хорошо принял грузинского царя. Або сопровождал его. Здесь он мог принять крещение во имя Святой Троицы и свободно подвизаться в посте и молитве, повсюду следуя за господином в его злоключениях. Даже живя в городе, святой Або вел духовную брань во время Великого поста, подобно великим отцам пустыни, подчиняя устремления плоти духу и отражая наступления бесов длительным постом, безмолвием и бдением. Пробыв некоторое время в Абхазии, Нерсе получил разрешение вернуться в родные места, в Картли (Восточная Грузия). Або настоял на том, чтобы сопровождать его и открыто исповедать свое обращение перед мусульманами. «Какая мне польза оставаться в этой стране, где нет ни опасности, ни возможности умереть за Христа?» – говорил он. Добравшись до Тбилиси, святой Або открыто исповедовал христианскую веру в течение трех лет, невзирая на оскорбления и запугивания. Но никаких серьезных испытаний в это время ему не пришлось претерпеть, ибо его час еще не настал (ср.: Ин 7: 30; 8: 20).

http://pravoslavie.ru/58876.html

В 782 г. узнав, что халиф посадил управлять Картли его племянника Стефаноза, Нерсе при условии отказа от политической деятельности наконец смог вернуться домой. Князь абхазский не желал отпускать от себя св. Або, убеждая его, что арабы не простят ему, их брату по крови, отказа от исконной их веры, но мученик ответил ему словами Христа: " Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме " (Мф., 5:15). В Тбилиси Або уже открыто стал проповедовать соплеменникам учение Христа, что в условиях активной исламизации арабами грузинского населения считалось государственным преступлением. Спустя 3 года Або, которого долго и безуспешно пытались отговорить от исповедания Христа знавшие его горожане, был заключен в тюрьму новым тбилисским эмиром, однако через несколько дней эрисмтавару Картли Стефанозу удалось освободить его. Тогда противники святого вновь подали жалобу на него во дворец эмира. Або был предупрежден о готовящемся аресте, но отказался покидать пределы города, сказав: «Я готов не только страдать за Христа, но и умереть». Будучи схваченным и представленным на суд эмира 27 декабря 785 г., в день памяти св. первомученика Стефана, Або подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. Проведя в темнице 10 дней, Або все это время пребывал в непрерывной молитве и посте, продал все, что у него было, и кормил находившихся с ним в заключении узников. Продолжая подвергаться и там уговорам и угрозам со стороны служителей эмира, Або остался непоколебим. Накануне своего мученического подвига юноша сказал заключенным вместе с ним, что на следующий день разлучится с телом, продал свою одежду и купил ладан и свечи, разослав их по всем церквям города с просьбой молиться об укреплении его духа. 6 января, в день Крещения Господня, Або был проведен по всему Тбилиси до дворца эмира. По дороге мученик пел псалмы и утешал сочувствующих и плачущих по нему христиан. Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников (совр. участок дороги, ведущей от тбилисских серных бань к ботаническому саду). Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и был усечен мечом.

http://pravicon.com/info-1600

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010