[S. l.], 1702; Histoire des contestations sur la diplomatique. P., 1708; Ouvrages posthumes/Éd. V. Thuillier. P., 1724. 3 vol.; Correspondance inédite de Mabillon et de Montfaucon avec l " Italie/Éd. M. Valery. P., 1846. 3 vol.; Неизданные письма Мабильона/Публ.: Л. Г. Катушкина//СВ. 1966. Вып. 29. С. 276-288; Brèves réflexions sur quelques règles de l " histoire/Préface et notes par B. Barret-Kriegel. P., 1990; Œuvres choisies/Éd. D.-O. Hurel, H. Leclercq. P., 2007. Лит.: Jadart H. Dom Jean Mabillon (1632-1707): Étude suivie de documents inédits sur sa vie, ses œuvres, sa mémoire. Reims, 1879; Broglie E., de. Mabillon et la société de l " abbaye de Saint-Germain-des-Prés à la fin du XVIIe siècle, 1664-1707. P., 1888. 2 vol.; Mélanges et documents publiés à l " occasion du 2e centenaire de la mort de Mabillon. Ligugé; P., 1908; Denis P. Trois dissertations de Dom Mabillion. Ligugé, 1909; Bergkamp J. U. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Wash., 1928; D é ries L. Un moine et un savant: Dom Jean Mabillon, religieux bénédictin de la Congrégation de Saint-Maur (1632-1707). Ligugé, 1932; Heer G. Johannes Mabillon und die Schweizer Benediktiner: Ein Beitrag zur Geschichte der hist. Quellenforschung im 17. u. 18. Jh. St. Gallen, 1938; Leclercq H. Dom Mabillon. P., 1953-1957. 2 vol.; Fohlen J. Chifflet, d " Achery et Mabillon, une correspondance érudite dans la deuxième moitié du XVIIe siècle (1668-1675)//Bibl. de l " École des Chartes. P., 1968. Vol. 126. N 1. P. 135-186; Barret-Kriegel B. Jean Mabillon. P., 1988; eadem. La querelle Mabillon-Rancé. P., 1992; Fatouros G. Jean Mabillon//BBKL. Bd. 5. Sp. 511-514; Érudition et commerce épistolaire: Jean Mabillon et la tradition monastique/Éd. D.-O. Hurel. P., 2003; Stratford N. Jean Mabillon et Cluny//CRAI. 2007. Vol. 151. N 4. P. 1779-1791; Delumeau J. Dom Mabillon, le plus savant homme du royaume//Ibid. P. 1597-1604; Dom Jean Mabillon, figure majeure de l " Europe des lettres: Actes des 2 colloques du tricentenaire de la mort de Dom Mabillon: Abbaye de Solesmes, 18-19 mai 2007, Palais de l " Institut, 7-8 déc. 2007/Éd. J. Leclant, A. Vauchez, D.-O. Hurel. P., 2010; Aris R. Jean Mabillon (1632-1707)//Medieval Scholarship: Biogr. Stud. on the Formation of a Discipline/Ed. H. Damico, J. B. Zavadil. L.; N. Y., 20132. Vol. 1: History. P. 16-32. А. В. Русанов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561116.html

Мон. Йотсальд упоминает о том, что О. был известен как мудрый наставник и праведник, поэтому все желали, чтобы он, «словно второй Соломон, был им другом, отцом и заступником перед Богом» ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 7). Аббон из Флёри называл О. «знаменосцем благочестия» (totius religionis signifer - PL. 139. Col. 431), «превосходнейшим в нашем монашеском чине» (in nostra professione singularis - Ibid. Col. 437). Рассматривая монашество как равноангельский чин, Фульберт Шартрский назвал О. «архангелом монахов» (illo sancto monachorum archangelo Odilone - PL. 141. Col. 251; ср.: Iotsaldus. Vita Odilonis. I 10; см. также: Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 166-167). Множество людей добивались вступления в монашескую общину Клюни, так что О. «принимал и детей, и молодых, и стариков» ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 10). Среди насельников мон-ря были уроженцы Испании ( Rodulfus Glaber. Historiae. III 3; IV 22). Наваррский кор. Санчо III Великий, питавший исключительное уважение к О. ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 6), направил для изучения клюнийских «обычаев» мон. Патерна, к-рый по возвращении в Испанию ввел их в мон-рях Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Сальвадор-де-Онья (Recueil. 1888. T. 4. N 2891). Т. о., при О. клюнийцы впервые установили связи с Испанией. Однако не все церковные иерархи положительно воспринимали деятельность О. Так, еп. Адальберон Ланский (977-1030), обращаясь к кор. Роберту Благочестивому, сетовал на неподобающее поведение клюнийцев: они укрепляли свое положение за счет полномочий короля и прелатов, присваивая властные права. Епископ представлял «воинственный чин господ монахов» как армию, покорную воле «короля» и «военачальника» О. ( H ü ckel G.-A. Les poèmes satiriques d " Adalbéron//Mélanges d " histoire du Moyen Âge/Éd. A. Luchaire. P., 1901. P. 129-167). Адальберон с негодованием отзывался о том, что клюнийцы посягали на прерогативы епископов, испрашивая привилегии у папы Римского. Убеждение О. в превосходстве монашества над церковной иерархией проявилось в его отказе выполнить повеление папы Бенедикта IX , к-рый в 1031 г. назначил его на Лионскую архиепископскую кафедру ( Rodulfus Glaber. Historiae. V 4). Корпоративный дух клюнийцев, их убежденность в собственном превосходстве вызывали отторжение и у Родульфа Глабера, к-рый, однако, восхищался их усилиями по сохранению бенедиктинской традиции и насаждению уставной дисциплины (см.: Idem. Historiarum libri quinque. Oxf.; N. Y., 1989. P. LVIII-LXIII).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Среди ученых одни приписывают его Евсевию Верчельскому, другие Афанасию Синаиту, иные некоторому безымянному французскому богослову времен Пипина или Карла (Natalis–Alexandre, loc. cit.). Патер Кесне, в своем четырнадцатом рассуждении о творениях св. Льва, приписывает этот символ Вигилию Тапскому. Антельми опровергает это мнение и приписывает упоминаемый символ Викентию Лиринскому . Но это мнение отвергнуто всеми учеными или почти всеми. Между многочисленными доказательствами, которыми подтверждается, что символ приписываемый св. Афанасию, не принадлежит этому учителю, западные писатели дают значение одному, но самому решительному, то есть, тому, что содержащееся в нем учение о Filioque противоречит учению св. Афанасия, изложенному в его подлинных творениях, и в частности в его письме к Серапиону о Святом Духе. Из указания на различных авторов, которым приписывают, так называемый, символ св. Афанасия, достаточно ясно, что ученые не согласны относительно эпохи, когда составлено было это исповедание веры. Воссий (Dissert. de tribus Symb.) положительно утверждает, что первый писатель, присвоивший его св. Афанасию, есть Аббон, аббат монастыря Флёри, в десятом столетии. Но Тиллемон замечает, что он цитируется подобным образом в девятом столетии Гинкмаром Рейнмским, Ратрамном и Энеем в сочинениях, составленных ими в защиту прибавки к Никейскому символу Filioque. Поэтому лишь со времен этого разногласия символ стали приписывать св. Афанасию. Он появился прежде этой эпохи; и Тиллемон говорит: " полагали, что четвертый и шестой Толедский соборы, в 633 и 638 г.г., заимствовали из него различные выражения». Таким образом, самое раннее происхождение, которое можно приписать, так называемому, символу св. Афанасия необходимо полагать в седьмом столетии. Тиллемон думает, что он миг появиться в шестом столетии, но в то же время сознается, что некоторые выражения его попадаются лишь на соборах Испанских, в седьмом веке. Замечательно, что первое появление его в истории совпадает с эпохой, когда возбужден был вопрос о Filioque; и что появление это имело место в Испании, на тех самых Толедских соборах, где учение о Filioque было провозглашено в первый раз. Другой равно достоверный и имеющий высокую важность факт состоит в том, что ученые вообще допускают, что он писан по латыни и не мог происходить от грека, не знавшего этого языка; потому что в нем не встречается эллинизмов. Более того, на греческом языке существует много различных текстов этого символа; а это доказывает, что он не был составлен на этом языке, но переведен с латинского многими различными авторами; и что Восток принял его от Запада, за исключением слов Ex Filio.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Этому способствовал в т. ч. глубокий личный интерес О. к духовной жизни, его стремление покровительствовать выдающимся интеллектуалам и христ. подвижникам. При дворе О. особое внимание уделялось лит. творчеству. Известны поэтические строки в письме О. Герберту Орийакскому (997), по-видимому, принадлежащие перу государя. О. отмечает, что прежде не занимался стихосложением, но теперь чувствует в себе стремление и способность сочинить «столько песен, сколько людей обитает в Галлии» ( Gerbert von Reims. 1966. S. 223). В этом можно видеть влияние его наставника, Герберта Орийакского, автора мн. поэтических произведений, в т. ч. посвящения Оттону II и западнофранк. кор. Лотарю III, а также стихов, прославляющих философа Боэция . Мн. церковные авторы восхваляли в стихах величие О. Помимо вышеупомянутого стихотворения еп. Льва Верчелльского «О Григории и августе Оттоне» сохранилось также и его посмертное восхваление О. в стихотворении «Об Оттоне и Генрихе» (ок. 1003). Примечательна написанная в 997 г. «Песнь-акростих к императору Оттону» (Carmen acrostichum ad Ottonem imperatorem) аббата Аббона из Флёри. Это стихотворение необычайной технической сложности представляет собой еще и своеобразное графическое произведение. Первая строка, напоминающая молитвенную формулу обращения к О., вплетена в текст 6 раз, повторена в средней (18-й) и в финальной строках, а также составлена по вертикали из первых, центральных и финальных букв каждой строки. Тем самым автор «зашифровал» в своем тексте изображение обрамленного креста, а кроме того, так же по вертикали, спрятал слова «Оттон цезарь» (Otto Caesar) и «Аббон аббат» (Abbo abba). Обращение к императору как к защитнику католич. Церкви здесь представлено как особый, сакральный, акт, стихотворение явно подразумевало не только прямое прочтение, но и медитативное размышление над мистическим смыслом зашифрованных христ. символов. Расцвет переживала житийная литература, чему способствовало распространение почитания новых христ. подвижников: Ульриха Аугсбургского, Адальберта Пражского, 5 монахов-отшельников (последователей св.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Filippo Neri nel codice vaticano latino 3798 e in altri esemplari nell " archivio dell " Oratorio di Roma/A cura di G. Incisa della Rocchetta, N. Vian. Vat., 1957-1963. 4 vol.; La corrispondenza del cardinal F. M. Tarugi col cardinal F. Borromeo/A cura di C. Marcora//Memorie storiche della diocesi di Milano. 1964. T. 11. P. 123-175; Corrispondenza tra S. Carlo e F. M. Tarugi/A cura di C. Marcora//Ibid. 1967. T. 14. P. 231-283. Лит.: Gallonio A. Vita beati P. Philippi Nerii Florentini Congregationis oratorii fundatoris in annos digesta. R., 1600; Bacci P. G. Vita di S. Filippo Neri... raccolta da " processi fatti per la sua canonizzazione. R., 1622, 1745; ActaSS. Maii. T. 6. P. 456-649; Manni D. M. Ragionamenti sulla vita di S. Filippo Neri. Firenze, 1785; Capecelatro S. E. A. La vita di S. Filippo Neri. R.; Tournai, 1889. 2 vol.; Belloc J. T., de. St. Philippe de Néri. Sienne, 1895; Ponelle L., Bordet L. St. Philippe Néri et la société romaine de son temps (1515-1595). P., 1929; Dupront A. Autour de St. Filippo Neri: De l " optimisme chrétien//MArHist. 1932. Vol. 49. P. 219-260; Bouyer L. St. Philippe Néri: Un Socrate romain. P., 1979. Gen., 20152; Pap à sogli G. Filippo Neri: Un secolo, un uomo. Mil., 1989; Cistellini A. S. Filippo Neri: L " Oratorio e la Congregazione oratoriana: Storia e spiritualità. Brescia, 1989. 3 vol.; Сикари А. Св. Филипп Нери// Он же. Портреты святых. Милан; М., 1998. Т. 3/4. С. 55-72; S. Filippo Neri nella realtà romana del XVI sec.: Atti del Conv. di Studio in occasione del IV Centenario della morte di S. Filippo Neri (1595-1995) (Roma, 11-13 maggio 1995). R., 2000; Tercic H. Filippo Neri: L " amore vince ogni paura. R., 2000; Bella L. G. Filippo Neri: Padre secondo lo spirito. Mil., 2006; Danieli F. S. Filippo Neri: La nascita dell " Oratorio e lo sviluppo dell " arte cristiana al tempo della riforma. Mil., 2009; L " esprit de St. Philippe de Néri, fondateur de l " Oratoire romain, et son école ascétique. P., 2013. Дж. Дэвис, А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Страдания святого короля и мученика Эдмунда, покровителя Англии (Память 20 ноября/3 декабря) Святой и ученый монах Аббон В правление короля Этельреда к святому архиепископу Кентерберийскому Дунстану приехал один ученый монах из монастыря святого Бенедикта, что находится на юге, за морем. Монаха звали Аббон . Это было за три года до кончины святителя Дунстана. Однажды святой Дунстан поведал Аббону о святом короле Эдмунде. Это был тот самый рассказ, который в молодости Дунстан слышал от старого оруженосца короля Эдмунда, когда тот передавал его королю Этельстану . Монах Аббон записал его как житие святого Эдмунда, а когда оно дошло до нас несколько лет назад, мы перевели его на английский язык. Прожив в Англии два года, монах Аббон возвратился в свой монастырь, где его почти сразу назначили игуменом . Страдания святого короля и мученика Эдмунда, покровителя Англии Святой Эдмунд , король восточных англов , был мужем мудрым и честным. Вся жизнь его была во славу Господа. Кроткий и благочестивый, он жил, следуя христианскому учению, удалялся греха и ересей, воздерживался от совершения беззаконий и никогда не откланялся с избранного им праведного пути. Эдмунд знал, что, став королем, он не должен возноситься перед своим народом, но быть первым среди равных. Он был щедр к нищим и заботился о вдовицах, словно любящий отец; великодушный во всем, он вел свой народ к благочестию, усмиряя ожесточенных сердцем. Его жизнь была благой, ибо основывалась на истинной вере. Случилось так, что в Англии высадились датчане и тотчас принялись, по своему обыкновению, грабить и убивать. Предводительствовали датчанами Ингвар и Убба, породнившиеся с диаволом. Их суда пристали к берегу в Нортумбрии, и вскоре вся страна уже была разорена ими, а многие жители умерщвлены. И вот Убба, жестокостью и насилием подчинивший себе Нортумбрию, решил тут остаться, Ингвар же повел свои корабли на восток. Армия Ингвара добралась до Королевства восточных англов – в то время принцу Альфреду , будущему славному королю западных саксов, был 21 год . Подобный злобному волку, Ингвар стремительно пронесся по Королевству восточных англов, беспощадно убивая мужчин, женщин, невинных детей и бесстыдно предавая всяческим пыткам беззащитных христиан. Затем он отправил королю Эдмунду грозное послание, требуя, чтобы король склонился перед ним, если дорожит своей жизнью. Посланник, придя к королю, передал ему такие слова: «Ингвар, наш могущественный правитель, одержал много побед на море и на суше, завоевав многие народы. Он только что ступил на эту землю и останется здесь со своим войском на всю зиму. Он приказывает тебе не мешкая отдать ему всю твою казну и богатства предков, которые ты хранишь сокровенными. И если ты не хочешь умереть, то должен признать его власть над собой, поскольку ты все равно недостаточно силен, чтобы ему противостоять».

http://pravoslavie.ru/57826.html

Святому Эдмунду составлена православная служба на английском языке. Частично сохранились и древние гимны и службы святому, относящиеся еще к саксонскому периоду. Рейтинг: 9.5 Голосов: 22 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Король Этельред, прозванный Нерешительным, правил Англией с 978 по 1016 год. Он стал королем после ужасного убийства его единокровного брата короля Эдуарда Мученика († 978; память 18/31 марта). – Здесь и далее прим. прот. Андрея Филлипса. Святитель Дунстан (909–988; память 19 мая/1 июня) был архиепископом Кентерберийским с 960 года. Известный церковный деятель. Его особенно почитали за святую жизнь, совершенные им многочисленные чудеса и предсказания. Святой и ученый монах Аббон (945–1004; память 13/26 ноября) был родом из Орлеана во Франции. Он принял монашество в монастыре св. Бенедикта во Флери-сюр-Луар. В 985 году по приглашению святителя Дунстана Кентерберийского (или, возможно, святителя Освальда Вустерского) приехал в Англию и стал настоятелем монастыря Рамси (в нынешнем графстве Кембриджшир). В Англии св. Аббон написал на латыни житие св. Эдмунда, которое игумен Эльфрик вскоре перевел на староанглийский язык. Св. Аббон покинул Англию в 987 году и в следующем году стал игуменом монастыря Флери-сюр-Луар, где в то время пребывали мощи св. Бенедикта Нурсийского. В 1004 году св. Аббон принял мученическую кончину в городке Ла Реоль в Гаскони. Этельстан был внуком благоверного короля Альфреда Великого и королем Англии с 924 по 939 год. Это небольшое предисловие, как и перевод публикуемого жития, составленного Аббоном, сделано игуменом Эйншемским Эльфриком (ок. 955 – ок. 1020), известным духовным писателем и ученым. Эльфрик знаменит своими переводами на староанглийский язык книг Ветхого Завета, он также перевел на староанглийский латинскую грамматику. Автор многочисленных письменных творений: проповедей, житий святых, комментариев к Библии. – Ред. Благоверный Эдмунд, король восточных Англов и мученик (841–869). Альфред Великий (849–899) правил королевством Уэссекс с 871 по 899 год. Он спас Англию от датских завоевателей, славился подвижнической жизнью и ученостью. Создал знаменитый свод законов. Известен как духовный писатель, философ и переводчик.

http://pravoslavie.ru/57826.html

По свидетельству Иоанна Салернского, отец О., Аббон, был приближенным Гийома I Благочестивого († 918), герц. Аквитании. Святой рассказывал, что Аббон был образованным человеком, знатоком рим. права. О матери О. сведений нет. Ко времени рождения О. его родители были уже немолоды и не рассчитывали иметь детей ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3-5). Родившегося сына Аббон поручил молитвенной защите св. Мартина (Ibid. I 6). Когда мальчик подрос, отец отдал его на обучение «некоему своему пресвитеру». Потом О. воспитывался при дворе Фулька I Рыжего († 942), в то время вице-графа Анже, затем - в окружении герц. Гийома I Благочестивого. С 16-летнего возраста О. страдал от приступов головной боли, из-за к-рых ему пришлось покинуть герцогский двор и вернуться к родителям. Болезнь, продолжавшаяся 3 года, повлияла на решение юноши стать клириком в базилике св. Мартина, к-рому некогда его посвятил отец. Предположительно в 897 или 898 г. О. был торжественно принят в число каноников. Продолжив образование, он изучил лат. грамматику Присциана и приступил к чтению классической поэзии, но из-за страшного сна отказался от этого намерения (Ibid. I 12) и стал читать церковную лит-ру, в т. ч. комментарии на Свящ. Писание и Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ). Возможно, О. ознакомился с основами рим. права ( Ros é . 2008. P. 72-74). В Париже под рук. Ремигия Осерского он изучал «диалектику» и «свободные искусства» в изложении Марциана Капеллы ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3, 19). Анализ сочинений О. показывает, что он получил фундаментальное образование, был знаком не только с творениями отцов Церкви, но и с классической лат. лит-рой, разбирался в богословской проблематике ( Ros é . 2008. P. 87-107). Согласно поздним источникам, в турском капитуле О. якобы занимал должности руководителя хора (прецентора) и преподавателя (схоластика) (Ibid. P. 74-76). В годы жизни при базилике О. стал почитать св. Мартина как своего покровителя (см.: Rosenwein. 1978; Ros é . 2008. P. 80-86).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Когда историк Уильям Мальмсберийский посещал монастырь Торни в первой половине XII в., он назвал это место «поистине райским». Впоследствии норманны выстроили на месте построенного свт. Этельвольдом монастыря огромное аббатство, освятив его в честь св. Марии (Пресвятой Богородицы) и св. Ботольфа. В этом аббатстве хранилось огромное количество мощей святых (как английских, так и подвизавшихся в других странах), среди которых братья-миссионеры прп. Ботольф и Адольф, прп. Бенедикт Бископ и прп. Кисса Кроулендский. Сегодня от древнего монастыря сохранилась лишь большая церковь свв. Марии и Ботольфа, являющаяся лишь частью нефа первоначальной церкви! «Реформаторы» уничтожили практически все реликвии, которые только могли. Каким-то чудом сохранились старинные витражи, изображающие события, связанные со Страстями, смертью и Воскресением Христа, а также 9 средневековых статуй на фасаде. В Торни также действует интересный музей. Примечательно, что это далеко не все значимые святые места на территории бывшего «края болот»! Упомянем также прославленное аббатство Рамси (Ramsey), первоначально расположенное на островке. Первую общину на его месте основал свт. Освальд Вустерский в 969 году. Монастырскую школу в Рамси в том же веке учредил святой и ученый игумен Аббон Флёрийский (Abbo of Fleury) из Франции: он занимался арифметикой, астрономией, философией, логикой, писал трактаты и составил свою версию жития мч. Эдмунда. В этой огромной обители хранились мощи страстотерпцев принцев Этельберта и Этельреда Кентских, а также свт. Феликса, апостола восточных англов. Сегодня от бывшего монастыря сохранился сторожевой дом, а рядом стоит построенная 840 лет назад самим монастырем городская церковь св. Томаса Бекета, в которой имеется большой витраж с изображением свв. Этельдреды и Феликса. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 27 января 2023, 21:05 Всегда с большим интересом читаю статьи Дмитрия. Очень интересное повествование, невозможно оторваться от чтения. Великолепные фото прекрасно иллюстрируют статью.

http://pravoslavie.ru/150533.html

Кроме сочинений Григория Турского (созданных в 70-80-х гг. VI в.) о распространении почитания Г. свидетельствует Мартиролог блж. Иеронима; в его 2-й галльской редакции, созданной в 596 г. в Автиссиодуре, впервые появляется память Г. То, что память святой была распространена за пределами Паризиев, подтверждается и наличием ее в Лекционарии из Люксёя, датируемом кон. VII - нач. VIII в. Ко 2-й пол. IX в. относится похвала Г., созданная неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев в Париже. Автор рассказывает о 2 перенесениях мощей, вызванных угрозой нападения на Париж норманнов: в 845 г. мощи Г. были перенесены в монастырское поместье Дравей, в 857 г.- в Маризи. Во всех местах, где они пребывали, совершалось множество чудес. Обширный пролог повествует о чудесах, происходивших по благодати Г. в Париже до первого нападения норманнов. Наиболее известно чудо с неугасимой лампадой у гробницы Г.; ее масло имело благодатную силу исцелять недуги (Miracula S. Genovefae post mortem 1). Это сочинение неоднократно переписывалось и копировалось и сохранилось до наст. времени в 2 редакциях (BHL, N 3341-3342). Во время осады Парижа норманнами под предводительством Сигурда, длившейся целый год с нояб. 885-го, мощи святой были перенесены из аббатства и укрыты за городскими стенами. Их носили вдоль крепостных сооружений, при этом, как сообщает Аббон из Сен-Жермен-де-Пре, Г. вместе с Богоматерью и др. святыми помогала осажденным, не раз заставляя норманнов отступить. Возвращение мощей Г. в ц. апостолов Петра и Павла 29 окт. 886 г. стало поводом для учреждения еще одного празднества в честь святой - 28 окт. В 1130 г. Париж был спасен заступничеством Г. во время эпидемии болезни, к-рую называли «священная горячка». Жители приносили и приводили больных в собор Парижской Богоматери, ожидая милости от Бога. Когда туда были внесены мощи Г., начали происходить исцеления и вскоре эпидемия прекратилась. Сохранилось сказание об этом чуде, составленное неизвестным монахом из аббатства Сент-Женевьев (BHL, N 3344-3345). Прибывший через год в Париж папа Иннокентий II (1130-1143) засвидетельствовал исцеление и учредил празднество в честь Г. (26 нояб.), к-рое офиц. именовалось «Прославление св. Геновефы» (Excellentia s. Genovefae), народное название - «Св. Геновефа воспаленных» (Сент-Женевьев-дез-Ардан). То же название получила и церковь, выстроенная в честь этого события на о-ве Сите недалеко от собора Богоматери и именовавшаяся также «Св. Геновефа Малая» (Сент-Женевьев ла Птит). Впосл. народное предание связало местонахождение этой церкви с домом Г. в Париже.

http://pravenc.ru/text/162115.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010