Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕРИЙ И РУФИН [лат. Valerius et Rufinus] († после 285), мученики Свессионские (пам. зап. 14 июня). В. и Р. были рим. чиновниками фиска в Галлии в округе г. Свессиона (совр. Суасон, Франция). Обратившись в христианство, проповедовали Евангелие среди местного населения. В 285 г. имп. (август) Максимиан после победы над багаудами у г. Паризии (совр. Париж) передал управление Галлией префекту претория Риктиовару, которому было поручено принять меры против христиан. Когда Риктиовар прибыл в Свессиону, ему донесли, что 2 имперских чиновника В. и Р. являются христианами. После приказа об их аресте В. и Р. попытались укрыться, но были схвачены и приведены к Риктиовару. На допросе святые открыто исповедовали себя христианами. Ни уговоры Риктиовара, ни пытки на дыбе не смогли поколебать их веры. В. и Р. были брошены в темницу, где им явился ангел Божий, исцеливший их раны и возвестивший об их скорой мученической кончине. Когда святые вновь предстали перед Риктиоваром, тот, увидев, что от их ран не осталось и следа, приписал это действию магии и приказал казнить В. и Р. как колдунов. Мученикам отрубили головы, а их тела были брошены в нечистоты. Впосл. христиане похоронили останки В. и Р. на месте их казни, где в ср. века возник замок Базош, а при базилике, посвященной В. и Р., существовала община каноников, из к-рой вышел ряд известных епископов. В период норманнских вторжений мощи В. и Р. неск. раз переносились в Суасон и Реймс, но были возвращены в Базош. В нач. XVII в. они находились в ц. св. Стефана (Сент-Этьен) в Суасоне, а в 1617 г. были перенесены в кафедральный собор этого города. Память В. и Р. по мартирологу Узуарда и по Римскому мартирологу приходится на 14 июня, однако в еп-стве Суасон она отмечается 15 июня. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 796-797. Лит.: Sauser E. Valerius und Rufinus//BBKL. Bd. 12. Sp. 1089-1090; Wasselynck R. Rufino e Valerio//BiblSS. Vol. 11. Col. 483. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРИССИМ, МАКСИМА И ИУЛИЯ [лат. Verissimus, Maxima et Iulia] (III - нач. IV в.), мученики Олисипонские (Лиссабонские) (пам. зап. 1 окт.). Наиболее ранним свидетельством почитания этих мучеников является гимн в честь них, восходящий к VII в. и вошедший в мосарабскую литургию. В IX в. их имена вошли в Мартиролог Узуарда , к-рый следовал в данном случае устной испан. традиции. К периоду араб. завоевания Испании (VIII-IX вв.) относится упоминание об этих мучениках в надписи из Ла-Мореры, близ Бадахоса (Испания). С X в. имена В., М. и И. появляются в большинстве испан. календарей; к тому же столетию относится и составление их «страстей» (passio). Согласно «Страстям», В., его сестры М. и И. были жителями г. Олисипо. Их схватили по приказу префекта скорее всего в период Диоклетианова гонения в 303-305 гг. Префект предлагал святым различные почести и награды, если они отрекутся от Христа, однако они смело исповедовали себя христианами, не прельстившись почестями и не устрашившись угроз. После этого их заключили в темницу, подвергли различным пыткам, а затем привязали к лошадям и протащили по городу, побили камнями и обезглавили. Тела мучеников были оставлены на месте казни без погребения на растерзание диким зверям, но те не причинили им никакого вреда. Тогда тела были брошены в море, и первый же корабль, вошедший в гавань Олисипо, привез их обратно; позднее их похоронили местные христиане. Почитание В., М. и И. известно с VII в., большое распространение их культ получил с сер. XIII в., когда Лиссабон стал столицей Португалии. В городе существовал храм, посвященный мученикам, перестроенный в 1475 г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 26-29. Лит.: Fábrega Grau A. Pasionario hispánico. Madrid, 1953. T. 1. P. 216 sqq.; García Rodrígues C. El culto de los santos en la España Romana y visigoda. Madrid, 1966. P. 279 sqq.; Jiménez Pedrajas R. Verissimo, Massima e Giulia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1035-1037. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/150423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОН И ВЕРОНА [лат. Veronus et Verona] (IX в.), святые (пам. зап. Верон - 31 янв. и 30 марта; Верона - 29 авг.). Первый письменный памятник, сообщающий о Вероне восходит к 1020 г.- это принадлежащее перу Ольберта из Жамблу († 1048) соч. «История обретения мощей и чудеса святого Верона» (Historia inventionis et miracuorum Sancti Veroni). В нем описано, как в 1004 г. священнику прихода Лембек (близ г. Халле в Брабанте) в сонных видениях явился некий святой, к-рый указал место своего погребения, желая, чтобы его мощи были явлены верующим. Священник поступил по слову святого и обнаружил в указанном месте тело юноши с табличкой, на к-рой было написано имя Верон и дата смерти - 15 дней до февральских календ (18 янв.). Чудесно обретенные мощи привлекли в Лембек множество паломников. В 1012 г. их перенесли в общину каноников св. Вальтруды в Монс, но впосл. большая часть мощей была возвращена в Лембек. Чудесное обретение мощей и отсутствие к.-л. исторических фактов о жизни святого породило легенду, согласно к-рой В. и его сестра были детьми кор. вост. франков Людовика II Немецкого († 876). Оставив дворец, В. странствовал, позднее 5 лет работал прислужником в таверне в Лембеке, где и скончался в возрасте 20 лет ок. 863 г. В иконографии изображается как пилигрим. На 2-й день после Пасхи в Лембеке в честь В. устраиваются торжественные процессии. Его сестра Верона, чудесным образом узнав о смерти брата, отправилась искать его могилу. В дер. Лефдал, близ совр. Лёвена (Бельгия), ей рассказали, что могила находится в Лембеке. Побывав на могиле брата, она вернулась на родину, приняла монашеский постриг и стала основательницей ряда мон-рей в Германии. Скончалась в Бертемском аббатстве в Майнце в 870 г., но погребена в Лефдале, где в ср. века существовала часовня в ее честь, известная под названием Вроненберг (гора Вероны). Раскопки 1951 г. показали, что эта часовня существовала уже в X в. и здесь находился саркофаг каролингской эпохи. Ист.: Acta SS. Mart. T. 3. P. 845-850. Лит.: v an den Bergh K. Verono e Verona//BiblSS. Vol. 12. Col. 1056-1057; Moreau É. , de. Histoire de l " Église en Belgique. Brux., 1945. T. 2. P. 209. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/150441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИАННЕЙ Ж. М. Вианней. Скульптура. Кон. XIX в. Мастер Э. Кабюше (Базилика в Арс-сюр-Форманс). Фрагмент Ж. М. Вианней. Скульптура. Кон. XIX в. Мастер Э. Кабюше (Базилика в Арс-сюр-Форманс). Фрагмент [франц. Vianney] Жан Мари Батист (8.05.1786, Дардийи, близ Лиона - 4.08.1859, дер. Арс (совр. Арс-сюр-Форманс), деп. Эн, Франция), католич. св. (пам. 4 и 8 авг.). Род. в католич. крестьянской семье. Только в 17 лет научился читать и писать, поступив в начальную школу в родной деревне. Учился в начальной семинарии в Верьере, в высшей Лионской духовной семинарии св. Иринея Лионского. 13 авг. 1815 г. рукоположен во пресвитера. В 1818 г. стал викарием в дер. Арс. В 1823 г. храм в Арсе получил статус приходского, и В. был назначен его настоятелем. Ежедневно В. посещало более тысячи человек. Трудами В. в приходе была открыта бесплатная школа (1824), приют для сирот (1827). Скончался В. 4 авг. 1859 г. в Арсе, на его погребение прибыли ок. 300 священников и 6 тыс. верующих. Похоронен В. в своем приходском храме. Папа Пий X 8 янв. 1905 г. провозгласил В. блаженным. 31 мая 1925 г. папа Пий XI канонизировал его. В 1929 г. В. был провозглашен небесным покровителем всех настоятелей приходов в католич. Церкви. Соч.: Избранные проповеди и уроки катехизиса. Брюссель, 1969; Поучение о гордыне//Покров: Альманах рос. католиков. М., 2001. 10. С. 3-8; Поучение о зависти//Там же. 11. С. 3-12; Поучение о равнодушии//Там же. 12. С. 3-10; Поучение о прелюбодеянии//Там же. 2002. 13. С. 3-14; Поучение о злословии//Там же. 14. С. 3-9; Поучение об опрометчивом осуждении ближнего//Там же. 15. С. 13-20; Поучение об искушениях//Там же. 2003. 16. С. 7-16; Поучение о смертном грехе//Там же. 17. С. 7-17. Лит.: Сикари А. Жан-Мари Вианней//Портреты святых. Милан, 1987. Т. 1. С. 81-99; Trochu F. Le curé d " Ars: St. Jean-Marie-Baptiste Vianney. Résiac, 199319. А. А. Крысов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ [лат. Vincentius; франц. Vincent] (III в.), мч. Агинский (пам. зап. 9 июня). О мученической кончине В. рассказывают анонимные «Страсти св. Викентия» сер. VI в. Согласно этому памятнику, в окрестностях г. Агин (совр. Ажен, Юж. Франция), на берегу реки, находилось святилище друидов. Здесь во время празднеств, посвященных богу солнца, появлялся огненный круг, спускавшийся к реке и вновь поднимавшийся к храму, что привлекало в это место множество язычников. Христианин В. осенил этот огненный круг крестным знамением, после чего он исчез и не появлялся вновь. Исчезновение огня вызвало гнев и раздражение язычников. Присутствовавший на празднике правитель (praeses) города немедленно вызвал В. в суд. После того как В. исповедал христ. веру и отказался поклониться языческим богам, он был приговорен к смертной казни и обезглавлен. Спустя 150 лет мощи В. были обретены и перезахоронены в Каструм Помпеякум (вероятно, совр. Помпие), в районе Агина, где впосл. был воздвигнут храм в честь святого. В IX в., во время набегов норманнов, мощи В. были перенесены в Сент-Фуа-д " Ажен, а впосл. в аббатство Конк, в диоцезе Родез. Свт. Григорий Турский сообщает о диаконском сане В. (leviticae stolae) и о том, что он был замучен местными жителями (De gloria martyrum 104//PL. 105). Венанций Фортунат в 2 поэмах, посвященных св. Леонтию, еп. Бурдигальскому, упоминает о 2 базиликах в честь В. в окрестностях Агина, одна из к-рых была воздвигнута св. Леонтием между 542 и 545 г. в мест. Вернемет (вероятно, совр. Комон-сюр-Гарон к югу от совр. г. Марманд) на месте языческого храма и кончины В. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 164-170; Greg. Turon. Hist. Franc. 35//PL. 71. Col. 439-440; idem. De gloria beatorum martyrum//PL. 71. Col. 797-798; Venantius Fortunatus. Caput 8-9//PZ. 88. Col. 70-71. Лит.: Maillé A., de. Vincent d " Agen et St. Vincent de Saragosse: Étude de la Passio Sancti Vincentii martyris. Melun, 1949; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 142-144; Griffe É. La Gaul Chrétienne à l " époque romaine. P., 1964. T. 1. P. 137, 141, 147; Viard P. Vincenzo d " Agen//BiblSS. Vol. 12. Col. 1135-1138. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР МАВР [лат. Victor Maurus] (IV?), мч. Медиоланский (пам. зап. 8, 14 мая). Свт. Амвросий , еп. Медиоланский упоминает его в ряду др. мучеников, пострадавших в Медиолане (совр. Милан) в толковании на Евангелие от Луки (PL. 15. Col. 1746C), в его гимне в честь мучеников В. М. и Феликса сообщается, что они по происхождению из Мавритании, но проходили военную службу в Медиолане, где находилась имп. резиденция. Погибли мученики в г. Лаус Помпея (совр. Лоди-Веккьо), и их тела были перенесены в Медиолан и погребены там. Не позже VIII в. были созданы «Страсти св. Виктора Мавра», представляющие собой более подробный рассказ о мученичестве В. М. Согласно этому памятнику, он решил оставить военную службу в Медиолане, т. к. она была сопряжена с необходимостью отправлять языческий культ. После того как В. М. объявил себя христианином, его арестовали. Через 6 дней он был доставлен в цирк, где присутствовал имп. Максимиан , к-рый убеждал святого принести жертву богам, но тот отказался. В. М. был подвергнут пыткам, но его тело оставалось неповрежденным. Однажды, когда стражи, охранявшие В. М., уснули, двери темницы отворились. Узник бежал и нек-рое время укрывался в конюшне близ цирка. Вновь схваченный, В. М. был отведен в лес за город и обезглавлен. Позднее еп. Матерм и др. христиане нашли его тело и погребли в усыпальнице близ места страдания святого, совершив при этом 2-дневное бдение. В сер. V в. в Медиолане, близ кафедрального собора, была построена небольшая базилика Сан-Витторе ин Чель д " Оро, украшенная мозаиками, часть к-рых сохранилась до наст. времени. Почитание свт. Амвросием В. М. было столь велико, что он похоронил рядом с ним своего брата св. Сатира. В. М. почитался как покровитель заключенных и изгнанников. Его память впервые зафиксирована в италийской редакции Мартиролога Иеронима. Позднее день 14 мая стал праздноваться в Милане как день перенесения мощей В. М. в церковь Сан-Витторе аль Корпо. Кроме того, в Милане этому святому посвящено еще неск. церквей: Сан-Витторе аль Ольмо - на месте казни, Сан-Витторе аль Карчере - близ старой миланской тюрьмы, Сан-Витторе аль Театро - близ древнего театра. Ист.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 286-290; BHL, N 8580. Лит.: Goffredo di Bussero. Liber notitiae Sanctorum Mediolani/Ed. M. Magistretti, H. Monneret de Villard//Storia di Milano. Mil., 1959. T. 1. P. 392-393, 448, 466, 531, 557, 659, 677-678; Tamborini A. I Santi Milanesi. Mil., 1927. P. 121-123. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР [франц. Vittre] (VII в.), св. (пам. зап. 26 февр.) подвижник Трикасский. В основу жития В., изданного болландистами в Acta Sanctorum , положены 2 проповеди в честь этого святого, составленные в XII в. Бернардом Клервоским . Ему же принадлежит служба, посвященная В. и написанная по просьбе Гвидона (Видона), аббата мон-ря Монтьераме. Сам Бернард в послании к Гвидону сообщает, что он пользовался нек-рыми сочинениями древних писателей о В., к-рые ему послал Гвидон ( Bernardus Clarevallensis. Epistula 397, 3). В. происходил из Трикасс (иначе Трека, совр. Труа, Франция) из знатной семьи; был крещен сразу после рождения. Получив хорошее образование, он решил стать священником, к неудовольствию своих родителей, поскольку В. был единственным ребенком в семье. После смерти родителей вел отшельническую жизнь, удалившись во владения некоего Сатурния. Тихую жизнь подвижника изменила случайная встреча с франк. кор. Хильдериком II (662-675), к-рый был восхищен праведной жизнью и даром чудотворения В. (чтобы угостить короля подобающей ему трапезой, В. чудесным образом обратил воду в вино и камни в хлеб). После этого события В. стал известен, вокруг него собирались ученики и желающие общения со святым. По молитвам В. многие приходящие к нему исцелялись от различных недугов. В. мирно скончался в глубокой старости. В день его смерти свершилось чудо - с некоего узника спали оковы и он смог уйти из темницы, впосл. он посвятил свою жизнь Богу, став священником. Чудеса над могилой святого неоднократно совершались и позже. В 834 г. мощи В. были перенесены в Арремарский мон-рь (впосл. аббатство Монтьераме), чьим покровителем он считается. С 1791 г. мощи находятся в г. Арси-сюр-Об. Подлинность мощей была подтверждена рекогницией 1564 г. Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 664-665; Bernardus Clarevallensis. Officium de sancti Victore confessore//PL. 183. Col. 775-778. Лит.: BHL, N 856; Garrigues M.-O. Vittore di Arcis//BiblSS. Vol. 12. Col. 1250-1251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (пам. зап. 6 нояб. и 17 дек.), 60 визант. солдат во главе со стратигом Каллиником из гарнизона Газы , к-рые в 637 или 638 г. были казнены арабами за отказ принять ислам. Греч. оригинал мученичества Г. м. утрачен, видимо, еще в древности, сохранился лишь краткий лат. перевод. В ходе арабских завоеваний после победы мусульман на р. Ярмук в 636 г. и сдачи им Иерусалима в нач. 637 г. Газа оставалась одной из многочисленных визант. крепостей в Палестине и Сирии, нек-рое время еще оказывавших сопротивление арабам, несмотря на их решительный перевес. Гарнизон состоял из скифской когорты регулярных войск и когорты добровольцев, жителей Газы и расположенного неподалеку г. Элевтерополя. Солдаты отказались капитулировать на почетных условиях и, после того как город был взят силой, были закованы в цепи и брошены в тюрьмы Газы и Элевтерополя; затем 60 чел. перевезены в Иерусалим. Согласно мученичеству Г. м., в Иерусалиме араб. полководец Амр ибн аль-Ас предложил Каллинику и еще 9 воинам принять ислам и перейти на службу к арабам. После их решительного отказа он приказал 11 нояб. для устрашения обезглавить всех десятерых у городских ворот на глазах у др. воинов. Перед казнью Каллиника и его товарищей посещал свт. Софроний I , патриарх Иерусалимский, укрепляя их в решимости пострадать за веру. Остальных Г. м. Амр отправил в цепях в Элевтерополь, где им публично в присутствии их жен и детей было предложено принять ислам, получить свободу или умереть. Воины проявили твердость в вере и 17 дек. были казнены. На Востоке о почитании Г. м. неизвестно. На Западе они впервые включены в Мартиролог Флора Лионского (IX в.), в к-ром указана ошибочная дата поминовения - 6 нояб. Она возникла из-за путаницы между рим. цифрами XI и VI, но утвердилась в церковной традиции. Ист.: AnBoll. 1904. T. 23. P. 289-303; ActaSS. Nov. T. 3. P. 247-249; MartRom. P. 500, 589. Лит.: Pargoire J. Les 60 martyrs de Gaza//EO. 1905. Vol. 8. P. 40-43; BHL. Suppl., N 5672m; DHGE. Vol. 20. Col. 177-178. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/161425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИДОН [лат. Guido; фламанд. Gewijde; франц. Guidon, Guy] ( 1012), св. (пам. зап. 12 сент.), «бедняк из Андерлехта» (ныне район Брюсселя, Бельгия). Согласно анонимному житию, написанному вскоре после обретения мощей Г., род. в Брабанте в крестьянской семье, с юности отличался благочестием и нищелюбием. Решив посвятить жизнь Богу, покинул родные места и поселился в Лакене (ныне в черте Брюсселя), где исполнял служение алтарника в приходской церкви, вел подвижническую жизнь, занимался земледелием. Желая увеличить средства для раздачи милостыни, Г. занялся торговлей совместно с неким купцом из Брюсселя, однако это начинание потерпело неудачу (затонул корабль с грузом), в чем Г. увидел предупреждение свыше о том, что он предназначен для иного образа жизни. Впосл. совершил паломничество в Палестину и в Рим, продолжавшееся 7 лет. По возвращении жил у некоего священника в Андерлехте, к-рый и похоронил святого после его кончины. Могила Г. долгое время находилась в забвении, но когда стали совершаться чудеса, местные жители выстроили над ней часовню во имя Пресв. Богородицы. 12 июня 1112 г. при участии Одоарда, еп. Камбре, были открыты и перенесены в отдельный склеп мощи Г.; впосл. на этом месте над мощами была выстроена ц. во имя ап. Петра. Недостоверные во мн. аспектах сведения из Жития Г. не позволяют установить точное время его жизни и дату смерти. По мнению большинства исследователей, святой жил не ранее X и не позднее XII в. Г. считается покровителем алтарников и звонарей, а также земледельцев и крестьян: ему молятся о сохранности лошадей, упряжи и сельскохозяйственных орудий. В Андерлехте в дни памяти Г. ежегодно устраиваются процессии, во время к-рых благословляется домашний скот, телеги и повозки. В иконографии Г. до XIV в. было распространено изображение святого в паломнической одежде, с посохом и дорожной сумой, позднее его атрибутами стали лошади или быки в упряжи с плугом и бороной. Ист.: ActaSS. Sept. T. 4. P. 36-48; BHL, N 8870-8872. Лит.: Bergh K. , van den. Guido di Anderlecht//BiblSS. Vol. 7. Col. 496-501. Н. Е. Новиков Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/161787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРУЛЬФ [лат. Gerulphus; франц. Gérulfe, Gérou] († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей). Житие Г. было составлено в X в. и сохранилось в рукописи того же столетия (Le Haye Bibl. Royal. ms. X. 73) с посвящением св. Герхарду Бронскому в предисловии. Составителем Жития является, видимо, ученик Герхарда Бронского, однако, возможно, он лишь воспроизвел более древний несохранившийся текст. Существует также проповедь (sermo) «О перенесении мощей св. Герульфа», составленная в XII в. (BHL, N 3508). Г. род. в паге (сельском округе) Мемписк (на востоке Фландрии). Его родители Леутгольд и Ратгуэра владели здесь имением (villa) Мерендра. Юношей Г. отправился с дядей в мон-рь св. Петра (в черте совр. г. Гента), для того чтобы получить благословение прибывшего туда еп. Новиомага (совр. Нуайон, Франция) и Турнака (совр. Турне, Бельгия) Елисея. На обратном пути дядя вонзил меч в бок Г. без всяких объяснений. Автор Жития приписывает этот поступок исключительно проискам диавола, хотя, вероятно, его мотивация связана с наследством (автор Жития упом., что впосл. убийца умер «гнусной смертью»). Г. упал с лошади, на к-рой ехал, но она сама пришла в Мерендру. Увидев кровь на лошади, Леутгольд понял, что его сын убит, и пошел разыскивать тело Г. Недалеко от Трунхиния он обнаружил умирающего сына. Г. попросил отца передать назначенную ему часть наследства в дар ц. Девы Марии в Трунхинии, возле к-рой он был убит. Святой был погребен в фамильном имении Мерендра, однако между 923 и 932 гг. Эрард, еп. Новиомага и Турнака, перенес его мощи в мон-рь Трунхиний, восстановленный в 884 г. гр. Фландрии Балдуином I после разрушения норманнами. В 1088 г. была перестроена часть ц. Девы Марии, где хранились мощи Г. Во время «иконоборческого восстания» в Нидерландах в 1566 г. мощи были уничтожены протестантами. Сохранилась только глава святого в приходской церкви Дронгена. Ист.: BHL, N 3507-3510; ActaSS. Sept. T. 6. P. 250-270; MGH. SS. T. 15. P. 907; AnBoll. Vol. 4. 1885. P. 203-206. Лит.: Huyghebaert N. Gerulf//DHGE. T. 20. Col. 1071-1072. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/164885.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010