Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ [греч. Ελϒιος; лат. Eulogius] († 364-378), мч. К-польский (пам. зап. 3 июля). Согласно Римскому Мартирологу, пострадал с др. мучениками в К-поле при имп. Валенте (364-378). Кард. Цезарь Бароний, внесший имена этих мучеников в Римский Мартиролог, указал, что основанием для этого послужил бывший у него некий греч. месяцеслов. Однако ни в одном из известных в наст. время визант. календарей этих святых нет. Напротив, имя Е. присутствует во мн. зап. мартирологах. В Мартирологе блж. Иеронима под 3 июля оно повторяется трижды в различных дружинах (группах) мучеников. Относительно 2 из них нет топографических указаний, местом страдания 3-го назван К-поль. Имя Е. упоминается здесь с др. мучениками, из к-рых вмц. Евфимия (пам. 11 июля) и мч. Акакий (пам. 10 мая) особо почитались в К-поле. Проч. имена, фигурирующие в этой дружине,- Аммоний, Фома, Трифон, Менелай, Кериал, Ираклий и Е.- остаются неизвестными. Имя Фома скорее всего появилось под влиянием памяти «ап. Фомы в Эдессе», к-рая также значится в Иеронимовом Мартирологе под 3 июля. Имена Трифон, Менелай и Ираклий, так же как и Е., повторяются и в 2 др. дружинах. По предположению И. Делеэ, имя Ираклий появилось в результате искажения названия города Ираклия (видимо, Гераклея Фракийская близ К-поля, древний Перинф). В таком случае Е. не связан с почитаемыми К-польскими святыми Евфимией и Акакием, а является местным Ираклийским мучеником, чья память впосл. была забыта в Византии. Это подтверждается и данными из каролингских мартирологов, упоминающих Е. только как мученика, пострадавшего в К-поле, не давая о нем других сведений. Так, его память находится в Древнем (Малом) Римском Мартирологе (PL. 123. Col. 161), у Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 295), Узуарда (PL. 124. Col. 221), а также у Флора Лугдунского. Неясно, на каких основаниях Вандальберт Прюмский называет Е. епископом. Видимо, это связано с поэтической формой его календаря, где он объединил Е. с Анатолием, еп. Лаодикийским, чья память празднуется в этот же день. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 638; MartHieron. P. 349-350; MartRom. P. 267-268. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 673, 710; Janin R. Euloge (1)//DHGE. T. 15. Col. 1388; Burchi P. Eulogio e compagni//BiblSS. Vol. 5. Col. 218. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/187182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ († IV в.), мч. Палестинский (пам. зап. 14 авг.). Мученичество Е., написанное анонимным автором на лат. языке, было издано в нач. XVIII в. Э. Мартеном и Ю. Дюраном в «Thesaurus novus anecdotorum» ( Martene, Durand. T. 1. Col. 1649-1652), а затем болландистом И. Пинием в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Aug. T. 3. P. 150-151). Согласно тексту Мученичества, Максенций, наместник Палестины при имп. Максимиане (286-305), повелел на основании указа императора казнить христиан. В это время некий Е. открыто исповедовал Христа. По доносу он предстал перед наместником и смело порицал нечестие язычников, говоря, что их боги - дерево и камни, не способные ни слышать, ни видеть. Разгневанный Максенций приказал растянуть Е. на дыбе, а затем бросить в огонь. На следующий день наместник доложил императору, что нашел человека, к-рый не поклоняется идолам, смущает других и многих уже обратил в христианство. Когда Е. пришел к императору, с неба раздался голос: «Мужайся, Евсевий, тебе уготованы венец и победа над врагом!» Максимиан был поражен смелыми и разумными ответами Е. и не осудил его на смерть, а вновь отправил к наместнику. Максенций тщетно пытался склонить Е. принести жертвы богам. Он приказал отрубить Е. голову. Когда мученик молился перед казнью, божественный глас с неба объявил, что Е. достоин Царствия Божия. Е. был усечен мечом. Итал. исследователи предположили, что Е. пострадал во время правления имп. Максимина Дайи (305-313). В Римском Мартирологе 14 авг. поминается Евсевий, пресв. и исп. Римский, пострадавший при имп. Констанции II (337-361), стороннике ереси Ария. В Мартирологе Узуарда, изданном Гревением в нач. XVI в., Е. назван пресвитером. Этот титул, вероятно, был приписан ему из-за ошибочного смешения с Евсевием Римским, в др. зап. мартирологах Е. не упоминается. В греч. и рус. церковных календарях память Е. отсутствует. Ист.: BHL, N 2739; Martene E., Durand U. Thesaurus novus anecdotorum. P., 1707. Farnborough, 1968r. T. 1. Col. 1649-1652; ActaSS. Aug. T. 3. P. 150-151. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 679, 711; Van Doren R. Eusèbe//DHGE. T. 15. Col. 1430-1431; Janin R. Eusebio//BiblSS. Vol. 5. Col. 259. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/187336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ († 356/7), мч. (пам. зап. 26 марта), иподиак. Александрийской Церкви. Сведения о нем передает свт. Афанасий I Великий в соч. «История ариан» ( Athan. Alex. Hist. arian. 60). Е., характеризуемый как «прекрасный служитель Церкви», был схвачен арианами во время преследования православных в Александрии при поддержке дукса Севастиана, присланного рим. имп. Констанцием II . Севастиан был назначен дуксом в июне 356 г., наиболее жестокие притеснения православных с его стороны имели место при возведении на Александрийскую кафедру Георгия Каппадокийца (356-361), избранного арианами на место свт. Афанасия. Еп. Георгий в сопровождении военного отряда под командованием Севастиана прибыл в Александрию 24 февр. 357 г. Свт. Афанасий в «Защитительном слове о бегстве своем» ( Athan. Alex. Apol. de fuga sua. 6) описал гонения на православных после Пасхи и Пятидесятницы, инициированные Севастианом и еп. Георгием. К этому времени, как правило, исследователи приурочивают и мученичество Е. Иподиакон был до полусмерти избит воловьими жилами, после чего, не давая ему залечить раны, гонители направили его на рудники Фено (Палестина), отличавшиеся особо суровыми условиями. От полученных ран Е. скончался в дороге. Заступившиеся за него 4 мужа, в т. ч. некий Ермий, ухаживавший за лежачими больными, также подверглись жестокому бичеванию, но в конце концов были освобождены. На основании рассказа свт. Афанасия память Е. «с дружиной» была включена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 26 марта. Возможно, на выбор даты повлияло указание Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.), где в нек-рых рукописях 27 и 28 марта значится память некоего «епископа Евтихия», сведения о котором отсутствуют (SynCP. Col. 564-566). Ист.: Athan. Alex. Hist. arian. 60; idem. Apol. de fuga sua. 6; MartRom. P. 113. Лит.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 620-621; Mai. T. 5. P. 27-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 654; Janin R. Eutychius (3)//DHGE. T. 16. Col. 92; Bertocchi P. Euthichio di Alessandria//BiblSS. Vol. 5. Col. 320-321. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1525318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ [греч. Ελευθριος; лат. Eleutherius; сир.  ] († 303), мч. (пам. зап. 2 окт.), первым пострадавший в Никомидии после издания имп. Диоклетианом (284-305) указа о гонении на христиан. Церковное предание отождествляет Е. Н. с христианином, о котором рассказывает Евсевий Кесарийский (IV в.): в Никомидии был некий муж самого высокого звания, «движимый горячей ревностью по Боге», он сорвал со стены указ императора о гонении на христиан и порвал его. За это он был подвергнут различным пыткам, к-рые перенес с величайшим мужеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 5). Лактанций (ок. 250-330), так же как и Евсевий, сообщает об этом событии, не называя имени мученика и добавляет, что тот человек высмеивал мнимые победы имп. Диоклетиана над готами и сарматами, за что был схвачен, подвергнут пыткам огнем и принял смерть на костре ( Lact. De mort. persecut. 13). Имя Е. Н. появляется в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сделанном Руфином Аквилейским (ок. 345-410) в нач. V в., на основании которого Адон Вьеннский (IX в.) составил жизнеописание этого святого. Древность почитания Е. Н. зафиксирована в Сирийском Мартирологе 411 г. и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V), где говорится о существовании его Мученических актов. Возможно, редактор имел в виду главы «Церковной истории» Евсевия-Руфина, поскольку сами акты неизвестны. По крайней мере их не было уже в IX в., когда Флор Лионский , составивший свой Мартиролог незадолго до Адона, ограничился воспроизведением заметки о Е. Н. из Мартиролога блж. Иеронима. Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 2 окт. память Е. Н., к-рый назван воином, пострадавшим в Никомидии в начале гонения (303) при имп. Диоклетиане среди проч. христиан, придворных и евнухов, обвиненных в поджоге имп. дворца. По мнению нек-рых исследователей ( Delehaye. Origines. P. 148), рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского относится к мч. Евефию, к-рый упоминается в Сирийском Мартирологе в числе др. Никомидийских мучеников под 24 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 13). Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 321-323; MartRom. P. 430; MartHieron. Comment. P. 538; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 632, 686; Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. T. 75. P. 17-47; Aubert R. Éleuthère (5)//DHGE. T. 15. Col. 147. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМИЛИЙ, ФЕЛИКС, ПРИАМ, ФЕЛИЦИАН [лат. Aemilius, Felix, Priamus, Felicianus], мученики (пам. зап. 28 мая), почитаемые на Сардинии. Их имена упоминаются в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и других Мартирологах. В XVI в. кард. Цезарь Бароний , основываясь на Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.), внес имена мучеников в Римский Мартиролог (в нем вместо Фелициана назван Лукиан). П. и Феликса, вероятно, следует идентифицировать с Примом и Фелицианом, рим. мучениками, днем памяти к-рых является 9 июня. По мнению И. Делеэ , имя Феликс является дубликатом имени Фелициан и было внесено в Мартиролог ошибочно. О Е. ничего не известно. Делеэ полагал, что топографическое указание «на Сардинии» следует отнести к записи под 30 мая, где речь идет о мч. Габине, действительно пострадавшем на этом острове. Указание на Сардинию как на место мученичества этих святых ошибочно. В 1620 г. на острове были найдены останки П., Лукиана (вероятно, ошибочное написание имени Фелициан) и Емилиана (вариант имени Емилий). Однако на Сардинии известны случаи ложной идентификации останков, найденных в церквах, и фальсификации эпитафий. Почитание Е. широко распространилось на Сардинии. Вместе с П. он является патроном еп-ства Альгеро-Боза. Близ Сесту в пров. Кальяри находится ц. св. Гемилиана (вариант имени Е.), который, по местному преданию, был 2-м епископом г. Каралы (ныне Кальяри) и мученически скончался на этом месте. Сохранившийся до настоящего времени храм был построен в XIII в. при бенедиктинском монастыре, принадлежавшем к конгрегации св. Виктора. В сел. Самасси в пров. Медио-Кампидано сохранилась ц. св. Гемилиана (Санту-Миллану), построенная во 2-й пол. XII в. Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 745-746. Лит.: Martini P. Storia ecclesiastica di Sardegna. Cagliari, 1839. Vol. 1. P. 15-16; MartHieron. Comment. P. 278-279; MartRom. Comment. P. 212-213; Filia D. La Sardegna cristiana. Sassari, 1909, 1995r. Vol. 1. P. 52-53; Lanzoni. Diocesi. P. 656-657; Delogu R. L " architettura del Medioevo in Sardegna. R., 1953; Arce J. España en Cerdeña. Madrid, 1960. P. 258, 429; Burchi P., Bonu R. Emilio, Felice, Priamo e Feliciano//BiblSS. Vol. 4. Col. 1194-1195. О. И. Ф. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИМАХ И АЛЕКСАНДР [греч. Επμαχος, Αλξανδρος] (пам. зап. 12 дек., 20 февр.), мученики Александрийские. О мученичестве Е. и А. при рим. имп. Деции (249-251) рассказывает свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский, в послании к Фавию , еп. Антиохийскому, которое приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (IV в.). После длительного тюремного заключения, бичевания и пытки железными когтями мученики были сожжены негашеной известью. Память Е. и А. зафиксирована в зап. Мартирологах IX в.: у Флора Лионского - под 20 февр. среди др. Александрийских мучеников, упомянутых в письме свт. Дионисия; у Адона , архиеп. Вьеннского, и Узуарда - под 12 дек. вместе с памятью мучениц Аммонарии , Меркурии , Дионисии и Аммонарии. Повествование о первых 3 мученицах следует за рассказом о Е. и А. в послании свт. Дионисия, а повторение имени Аммонария, вероятно, является следствием ошибочного истолкования текста письма. Их память под 12 дек. впосл. была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В греч. и слав. источниках под 6 июля значится память одноименных мучеников Епимаха и Александра (Александриона), иногда по отдельности, иногда совместно друг с другом и с мучениками Аполлонием , Онисимом , Архиппом и Филимоном (в различных сочетаниях). В Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), в стишном синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223), а также в греч. и слав. Минеях отмечено совершение памяти мучеников Аполлония, Александра, Епимаха и Онисима в ц. Св. Троицы в Эксакионии (квартал К-поля в районе 7-го холма). Если в источнике сообщается род казни, то говорится, что Епимах был усечен мечом, а Александр казнен колесованием, поэтому их отождествление с Е. и А. представляется маловероятным. Др. сведения об этих мучениках отсутствуют. Ряд исследователей без достаточных оснований отождествляли Е. с мч. Епимахом Новым Александрийским (Пелусийским). Неизвестно, к какому из этих одноименных мучеников следует отнести свидетельство анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 41. 17; SynCP. Col. 804; MartRom. P. 578-579; MartUsuard. P. 737-739; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 413; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 88; Mateos. Typicon. T. 1. P. 332-333; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 35-36. Лит.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 706-708; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203; Т. 3. С. 450-451; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 34, 84-85, 89-90; Amore A. Epimaco e Alessandro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1271; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 134. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/190027.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНА [лат. Epiphana] (сер. III в.), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. зап. 12 июля, 12 мая). Сказание о Е. (BHG, N 58) содержится в добавлениях к Мученичеству Алфия, Филадельфа и Киприна (Кирина) (см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14 ) и не имеет собственной рукописной традиции. Полный корпус греч. текстов о Леонтинских мучениках не издан. В Acta Sanctorum опубликован лат. перевод значительной части этих текстов, в т. ч. Мученичество Е. (ActaSS. Mai. T. 2. P. 528-531). Е. жила во время правления имп. Валериана (253-260). Она была супругой Александра, советника при наместнике Тертилле в Леонтинах (ныне г. Лентини) на Сицилии. После того как братья Алфий, Филадельф и Киприн были доставлены на остров и переданы под охрану Александру, он, увидев сотворенные ими чудеса и поразившись их мужеству, обратился ко Христу. Братья наставили супругов в вере и посоветовали Александру покинуть город, а Е. предсказали мученическую кончину. Когда к Е. пришли солдаты Тертилла и потребовали сказать, где скрывается ее муж, она отказалась отвечать. Представ перед наместником, Е. исповедала Христа. После неск. допросов и пыток, во время к-рых Е. непрестанно обличала идольское служение, Тертилл приказал отсечь ей груди, а тело мученицы спрятать в пещере. Однако 2 благочестивым женщинам удалось выкупить тело Е. и похоронить рядом с могилой Алфия, Филадельфа и Киприна. Супруг Е. Александр впосл. стал 1-м епископом в Леонтинах с именем Неофит (см. Неофит , еп. Леонтинский). Мощи Е. вместе с мощами др. мучеников были обретены в Лентини в 1517 г. В греч. Синайском канонарии IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 205) Е. упоминается 10 дек. без к.-л. уточнений о времени и месте кончины (греч. μνμη τς ϒας Επιφανς). В более поздних греч. синаксарях и Минеях память Е. не отмечена. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память Е. содержится под 12 июля с указанием, что мученица пострадала при имп. Диоклетиане и наместнике Тертилле. Е. также поминается 10 мая вместе с Алфием, Филадельфом и Киприном. В Лентини память Е. празднуется 12 мая. В календаре РПЦ память Е. не отмечена. Ист.: BHG, N 58; ActaSS. Mai. T. 2. P. 502-506, 528-531; Iul. T. 3. P. 245; MartRom. Comment. P. 284. Лит.: Van Doren R. Epiphana//DHGE. T. 15. Col. 610; Morabito G. Epifania (Epifana)//BiblSS. Vol. 4. Col. 1256; Heyer F. Die Heiligen auf den Inseln: Viten und Hymnen aus Ägäis und Adria. Erlangen, 1991. P. 253-254; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Т. 3. С. 637; Sauser E. Alphio, Philadelphio u. Cirino//BBKL. Bd. 14. S. 696. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/190059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКИНФ, АЛЕКСАНДР И ТИВУРТИЙ [лат. Hyacinthus, Alexander, Tiburtius], мученики Сабинские (пам. зап. 9 сент.). В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) память мучеников отмечена 9 сент. с топографическим указанием: в Сабинской обл., на 30-м миллиарии от Рима. Эта заметка перешла в Мартирологи IX в. (Флора, Адона, Узуарда). В Liber Pontificalis содержится упоминание, что папа Лев III (795-816) передал драгоценные одеяния в дар базилике Иакинфа, где покоились мощи святого. Невозможно точно сказать, имеются ли в виду мощи И. или др. рим. мученика с таким же именем, поскольку 11 сент. в Мартирологе Иеронима упомянуты мученики Прот и Иакинф в катакомбах на старой Соляной дороге (MartHieron. Comment. P. 502), а 3 авг. значится мч. Иакинф на Лабиканской дороге (Ibid. P. 417). Вполне возможно, что в Сабинскую обл. были перенесены мощи или частицы мощей одного из этих 2 мучеников. Кроме того, сообщается о мч. Иакинфе в Римском порту (пам. зап. 25 июля), к-рый в Мартирологе Рабана Мавра (сер. IX в.; PL. 110. Col. 1167) отождествлен с И. (впрочем, для этого Мартиролога характерны необоснованные отождествления). А. упоминается только в Мартирологе блж. Иеронима. И. Делеэ , опираясь на указания ряда рукописей, предпочитает в данном месте читать «в Александрии» вместо «Александра», что вполне обоснованно, поскольку в Мартирологе топонимы нередко путаются с именами. Что касается Т., то речь идет о римском мученике с Лабиканской дороги (MartHieron. Comment. P. 434-435; пам. зап. 11 авг.). Однако возможно и др. толкование этого места: за именем Т. скрывается искаженное название г. Тибур (ныне Тиволи, Италия), где, по данным эпиграфики, в VI в. существовала ц. (ораторий) Александра, но какого именно - неизвестно (CIL, N 3898). Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 364-365; MartRom. P. 387; MartHieron. Comment. P. 497-498; PL. 110. Col. 1167; CIL, N 3898; LP. Vol. 2. P. 13, 42. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 354-355; Delehaye. Origines. P. 314; Gordini G. D. Giacinto, Alessandro e Tiburzio//BiblSS. Vol. 6. Col. 331-332. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/200145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [лат. Iacobus] († до 765), св. (пам. зап. 23 июня, в наст. время 2 марта), еп. г. Тулл (ныне Туль, Франция). В хронике аббатства Сен-Бенинь в Дижоне (сер. XI в.) приводится рассказ о кончине И. Согласно этим сведениям, святой совершил паломничество в Рим и, привлеченный славой чудес св. Бенигна , на обратном пути посетил мон-рь. Здесь И. скончался и был погребен рядом со св. Бенигном. В хронике указывается, что в качестве платы за захоронение И. в мон-ре его сестра Лилиоза даровала аббатству имение, находившееся на границе округов Тулл и Лингоны (ныне Лангр), где в XI в. существовал приорат мон-ря св. Бенигна. Подпись «грешного епископа Иакова» стоит под привилегией, выданной мон-рю Горце свт. Хродегангом , еп. Меттиса (ныне Мец, Франция), и одобренной в 757 г. на Соборе в Компендии (ныне Компьень). Между 760 и 762 гг. в актах Собора в Аттиниаке (ныне Аттиньи) также значится имя И.- епископа, пребывавшего в мон-ре Гамундий (ныне Хорнбах, Германия). Вслед за болландистами исследователь Э. Мартен предположил, что ок. 760 г. И. оставил кафедру в г. Тулл и удалился на покой в мон-рь Гамундий. Однако об И., аббате Гамундия, говорится в одной из дарственных грамот мон-рю под 754 г., тогда как преемник И. на кафедре в г. Тулл впервые упомянут лишь под 765 г. в связи с перенесением мощей мч. Горгония (см. ст. Горгоний и Дорофей ) в аббатство Горце. Скорее всего И. одновременно был епископом в Тулле и аббатом в Гамундии. Предположение о том, что речь идет о 2 разных людях, представляется менее вероятным. Почитание И. сложилось поздно. Впервые его память появляется в бревиарии еп-ства Туль, изданном в 1628 г. В наст. время поминовение И. совершается в архиеп-стве Нанси 2 марта. Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 583-585; Concilium Compendiense//MGH. Leg. Concilia. T. 2. Pt. 1: Concilia Aevi Karolini (742-817)/Ed. A. Werninghoff. Hannover, 1906. P. 59-63; Concilium Attiniacense//Ibid. P. 72-73; Chronica S. Benigni Venerandorum Abbatum//PL. 162. Col. 828. Лит.: Martin E. Histoire des diocèses de Toul, de Nancy et de Saint-Dié. Nancy, 1900. T. 1. P. 91; Sch ü tte A. Handbuch der deutschen Heiligen. Köln, 1941. S. 185; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. B., 19548. Tl. 2. S. 53; Doren R., van. Giacomo di Toul//BiblSS. Vol. 6. Col. 422. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/200247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДА [Ида Булонская, Арденнская; лат. Ida; франц. Ide] († 1113), блж. католич. Церкви (пам. зап. 13 апр.), мать Готфрида Бульонского , одного из предводителей 1-го крестового похода и основателя Иерусалимского королевства , и Балдуина I , кор. Иерусалима. Краткое анонимное Житие И. было составлено через 20 лет после ее смерти в мон-ре Сен-Мишель-дю-Ва (Ле-Ва, близ Булони, ныне Булонь-сюр-Мер). Вероятно, агиограф опирался на свидетельства тех, кто знали И. при жизни. Род. после 1040 г. Дочь герц. Н. Лотарингии Готфрида Бородатого, представителя Арденнского дома и потомка династии Каролингов, и Воды (Доды), принадлежавшей к местной лотарингской знати. Образование и воспитание получила в мон-ре Мюнстербилзен (ныне в черте г. Билзена, Бельгия). В 17 лет вышла замуж за гр. Булонского Евстахия II, от к-рого имела 3 сыновей - буд. гр. Евстахия III, Готфрида и Балдуина. Была известна как благодетельница ряда мон-рей во Фландрии, в т. ч. аббатства Сен-Бертен. После смерти супруга (1087) получив в распоряжение крупные материальные средства, И. основала мон-рь Сен-Вюльмер в Булони, приорат Ле-Ва и бенедиктинский мон-рь клюнийского типа Нотр-Дам-де-ла-Капель близ г. Кале. Состояла в дружеских отношениях с нек-рыми деятелями клюнийской реформы и видными богословами своего времени, переписывалась с архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Почиталась как святая еще при жизни. После кончины право захоронить И. в своих стенах оспаривали мон-рь Сен-Вюльмер и ц. Богоматери в Булони, восстановленная благодаря ее стараниям. В соответствии с предсмертным распоряжением похоронена в приорате Ле-Ва. В Житии содержатся сведения о чудесах у гробницы И., однако ее почитание долгое время оставалось локальным. В 1669 г. ее мощи были открыты и перенесены в Париж, в мон-рь бенедиктинской конгрегации Вечного поклонения Св. Дарам. В период Французской революции 1789-1799 гг. мощи И. хранились у частных лиц. В 1808 г. их почитание было возобновлено, святыня хранится в бенедиктинском мон-ре Св. Троицы в г. Байё. Ист.: BHL, N 4141-4142; ActaSS. Apr. T. 2. P. 139-105; Anselmus Cantuarinensis. Ep. 18, 56, 58//PL. 159. Col. 43-44, 90, 92. Лит.: Ducatel F. Vie de S. Ide de Lorraine, comtesse de Boulogne. [Arras], 1900; Van Doren R. Ida//BiblSS. Vol. 7. Col. 636-637; Aubert R. Ide de Boulogne//DHGE. T. 25. Col. 644-646; Ide de Lorraine, comtesse de Boulogne: Une Vie sainte en des temps difficiles (1040-1113). Bayeux, 1978; Dickès J.-P. S. Ide de Boulogne. Versailles, 2004. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/293535.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010