Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕТУЛИЙ, АМАНТИЙ, КЕРЕАЛ И ПРИМИТИВ [лат. Getulius, Amantius, Cerealis, Primitivus], мученики Римские (пам. зап. 10 июня), современники имп. Адриана (117-138). Согласно Житию (BHL. T. 1. N 3524-3525), Г. был знатным человеком из Тибура (ныне Тиволи, Италия), где находилась загородная резиденция имп. Адриана. Г. оставил жену и детей и отправился проповедовать веру во Христа в Габии (обл. Сабина; 50 км по Соляной дороге от Рима). Амантий, брат Г., трибун рим. армии, тайный христианин. По приказу имп. Адриана, знакомый Амантия трибун Кереал должен был арестовать Г., но сам обратился ко Христу и принял крещение. Император приказал арестовать всех троих вместе с их другом Примитивом. В тюрьме они не отказались от веры во Христа и были приговорены к сожжению, но огонь не коснулся Г., и он был обезглавлен. Мощи Г. покоились в одном из его имений в Сабине. Совр. исследователи считают Житие Г. легендарным; по стилистическим и композиционным признакам оно сближается со «Страстями св. Симфорозы» (BHL. T. 2. N 7971; VI-VIII вв.). У Жития Г. есть множество текстологических совпадений и с Житием св. Зотика (BHL. T. 2. N 9028); при этом остается неясным, какое из житий следует считать первичным, а какое - заимствованием. В рим. традиции поздней античности Г. и Амантий поминались в храмах на Лабиканской дороге 10 февр. вместе со св. Зотиком. Св. Примитив в Мартирологе блж. Иеронима упомянут под различными датами; сообщается, что его могила находилась на Пренестинской дороге. В эпоху поздней античности известен культ некоего святого в Сабине, но его имя нигде не упоминается. Ист.: MartHieron. P. 122, 311-312; MartRom. P. 232, 251, 252; ActaSS. Iun. T. 2. P. 261-264; Mara M. G. I martiri d. Via Salaria. R., 1964. Лит.: Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 542-543; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 278, 286, 288, 295; DHGE. T. 12. Col. 163; T. 20. Col. 1123-1124. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/164917.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАЦИАН [лат. Gratianus; франц. Gratien] († ок. 285), мч. (пам. зап. 23 окт.), пострадал в г. Амбиан (совр. Амьен, Франция). Источниками сведений о Г. являются проповедь в честь его, созданная в 1115 г. анонимным монахом из аббатства Кулон в диоцезе Шартр, и послание этого же времени еп. Амьенского Ингельрамна к аббату Кулона Турольду. Поводом для написания этих сочинений послужило чудо, совершившееся над местом казни Г., когда в одну ночь накануне дня памяти мученика на растущем неподалеку от этого места орешнике появились почки, затем листва, а к утру на дереве выросли плоды. Как еп. Ингельрамн, так и анонимный автор проповеди сообщают, что чудесным образом плодоносивший орешник был некогда посохом Г., к-рый он воткнул в землю, когда молился перед казнью. Подлинная история мученичества Г. неизвестна. По предположению болландистов, Г. мог пострадать в рим. пров. Белгика при президе Риктиоваре, правившем в 285-287 гг. Память Г. впервые фиксируется в кодексе XI в. из аббатства Корби (Bibl. Nation. lat. 12410), содержащем Мартиролог блж. Иеронима с позднейшими интерполяциями. Место, где находилось его захоронение, уже к XI в. носило имя Г.- Сен-Грасьен, что подтверждает Хариульф в «Хронике Центульского аббатства», где первоначально пребывали мощи Г. В этом же столетии аббат Центулы (совр. Сен-Рикье) св. Гервин основал здесь пустынь с часовней во имя Г. Ист.: ActaSS. Sept. T. 10. P. 18-22; Corblet J. Hagioraphie du diocèse d " Amiens. P., 1870. Vol. 2. P. 494-581; Mabillon J. Annales ordinis st. Benedecti. Lutetiae Parisiorum, 1713. Vol. 5. P. 619-620, 694-696; Hariulf d " Oudenbourg. Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier/ed. F. Lot. P., 1894. P. 246. Лит.: Augert R. Gratien 1//DHGE. T. 21. Col. 1229-1230. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/166403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (нач. IV в.), мч. (пам. зап. 24 дек.) в г. Сполетий (совр. Сполето, Италия). «Мученичество» Г. принято датировать 2-й пол. V - нач. VI в. Согласно этому памятнику, Г. был пресвитером, пострадал в гонение императоров Диоклетиана и Максимиана . Будучи схвачен и приведен к судье Флакку, исповедал себя христианином, за что подвергся пыткам: его били палками по спине и животу, а затем жгли на решетке для жарки. При этом произошло землетрясение, и в одном из кварталов Сполетия рухнул языческий храм, задавив 300 язычников, совершавших там жертвоприношение. Позднее мученика в оковах бросили в темницу, где он сподобился посещения ангела. На следующий день Флакк приказал опять пытать Г., но, не сумев склонить его к отречению, повелел некоему Тиркану отвести мученика в амфитеатр и обезглавить. После казни на арену были выпущены голодные звери, чтобы растерзать тело Г., однако животные не прикоснулись к нему. Благочестивая матрона Абунданция забрала тело мученика, дав Тиркану взятку, и погребла его за городской стеной. Память Г. впервые фиксируется в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.), откуда она перешла в Мартиролог Узуарда и Римский Мартиролог. В X в. Флодоард Реймсский в соч. «О победах Христа в Италии» (De triumphis Christi apud Italiam. 8. 12) создал стихотворную версию «Мученичества» Г., также известно краткое поэтическое переложение этого памятника, сделанное Винцентием из Бове (XIII в.). «Мученичество» Г. представляет собой пересказ сюжета, общего для житий мн. др. мучеников. Одна из лат. версий «Мученичества св. Георгия Победоносца» (BHL, N 3387) почти дословно повторяет «Мученичество» Г.: изменено лишь имя святого, время и место страдания. Почитание Г. больше распространено в Германии, поскольку в X в. его мощи были перенесены в Кёльн архиеп. этого города свт. Бруно . Известна икона Г. на титульном листе Кёльнского Миссала, изданного в 1626 г., где, как и на витраже XIII в. в Кёльнском соборе, Г. изображен в пресвитерском облачении, с книгой и пальмовой ветвью в одной руке и с мечом - в другой. Ист.: BHL, N 367; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 737-740; Surius L. De probatis vitis sanctorum. Coloniae, 1618. T. 12. P. 307-308. Лит.: Caraffa Ph. Gregorio di Spoleto//BiblSS. Vol. 7. Col. 212-213. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/166593.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция). Житие Г. было написано вскоре после открытия мощей в ходе Собора, проходившего в Анзи (1021). Автор Жития, вероятно монах аббатства Сен-Мартен в Отёне, использовал документы об основании приората Анзи, сведения из Лекционария мон-ря Сен-Мартен, а также предания о Г., сохранившиеся как в Отёне, так и в Анзи. Согласно Житию, Г. происходил из среды аквитанской военной знати, его отец принадлежал к первым гражданам г. Пуатье (vir spectabilis curiae), был крупным землевладельцем. В возрасте 7 лет Г. был отдан в качестве облата в мон-рь Сен-Савен близ Пуатье, где воспитывался, получил образование и был рукоположен во пресвитера. Позднее в числе др. монахов Г. был приглашен восстанавливать аббатство Сен-Мартен, переданное кор. зап. франков Карлом Лысым гр. Бодилону. В обители Г. стал главным помощником аббата Арнульфа. Высокий нравственный образ жизни братии привлекал сюда новых ревнителей благочестия, среди к-рых был св. Бернон . Мон-рю благоволили мн. представители австразийской знати. Гр. Бодилон, духовный сын Г., принял здесь монашеский постриг. В 910 г. Г. помогал Бернону в основании мон-ря Клюни . Позднее аббат Арнульф призвал Г. в Отён и направил его в Анзи, поручив ему учредить приорат аббатства Сен-Мартен. Ок. 876 г. имение Анзи было передано мон-рю сеньором г. Брион Летбальдом и его женой Альтасией. Г., прибыв туда с неск. монахами из Отёна, построил в Анзи церковь и открыл странноприимный дом. Прожив в приорате еще неск. лет и стяжав дар чудотворения, преподобный скончался. В 1562 г. мощи Г. были сожжены гугенотами. Память Г. отмечена только в мартирологах бенедиктинского ордена. Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 761-770. Лит.: BHL, N 4003-4004; Van Doren R. Ugo d " Anzy-Le-Duc//BiblSS. T. 12. Col. 748-749; Terret V. Anzy-le-Duc//DHGE. Vol. 3. Col. 911-912. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/168245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУММАР Гуммар [Гунтмар; лат. Gummarus, Guntmarus] († ок. 775), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель общины каноников в Нивесдонке (совр. Лир, Бельгия). Помимо краткого упоминания в «Камбрейской хронике» Бальдериха из Камбре, еп. Нуайонского, сохранились 2 Жития, в стихах и прозе, составленные мон. Теобальдом в 1-й пол. XII в. Существует также сказание о чудесах, происшедших при открытии мощей Г. в 1475 г. Г. род. в поместье Эмблехем (ныне Эмблем, близ Лира) во Фландрии, принадлежал к франк. аристократии, с юности воспитывался при дворе майордома Пипина Короткого . По настоянию последнего Г. женился на Гриммаре, жадной и жестокой женщине. С 752 по 768 г. Г. сопровождал Пипина в военных походах. В это время жена, к-рая осталась управлять хозяйством в Эмблехеме, довела поместье до полного упадка, перессорилась со всеми родственниками мужа, жестоко обращалась с рабами и крестьянами. Когда Г. вернулся в имение, его встретил бывш. раб, избитый Гриммарой. Г. сдержал гнев, но, как сообщает Теобальд, решил покинуть Гриммару, избрав путь целомудрия. Он хотел отправиться в паломничество в Рим и уже тронулся в путь, однако во время первой же стоянки ему явился ангел и повелел основать ц. апостолов Петра и Павла. Г. построил небольшую деревянную церковь в мест. Нивесдонк, при к-рой подвизался, раздавая милостыню. Позднее он учредил здесь общину каноников. Ведя подвижнический образ жизни, Г. не принял монашеский обет. Святой был погребен в Эмблехеме, вскоре его тело было перенесено в Нивесдонк и погребено в основанной им церкви. Между 835 и 837 гг., когда территория Фландрии часто подвергалась нападениям норманнов, вожди Регинар и Реольф пытались сжечь церковь, где хранились мощи Г. Однако по заступничеству святого огонь погас. Впосл. церковь была разрушена и восстановлена в 891 г. гр. Фландрии Арнульфом. В XIV в., во время перестройки храма, мощи Г. были обнаружены нетленными. В 1475 г. их перенесли в новую коллегиальную церковь в Лире, где они хранились до 2-й пол. XVI в., когда были частично уничтожены кальвинистами. Почитание Г. было широко распространено в Нидерландах и Прирейнском регионе Германии уже к XIII в. Ист.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 682-697; BHL, N 3694-3699. Лит.: Paaps T. De heilige Gummarus in de literatur, de liturgie en de volksverening: Crit. studie. Antw, 1944; D " Haenens A. Gummaro//BiblSS. Vol. 7. Col. 521-524. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/168320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАГ [древнеирл. Daig; лат. Dega, Daigeus] († 586), св. (пам. зап. 18 авг.), ирл. мон., основатель мон-рей. Житие Д. сохранилось в т. н. Саламанкской рукописи (XIV в.- Brux., Bibliothèque royale. 7672-11. Fol. 212-213v). Согласно Житию, Д. род. в Бреге, где в то время жил св. Молаше, к-рый крестил его, а впосл. взял в свой мон-рь. Когда Д. и его воспитатель прибыли к еп. Мохте, произошло чудо: дом, где беседовали Мохта и Д., был охвачен необыкновенным сиянием. Д. исцелил больного епископа, и тот в благодарность благословил его руки, после чего Д. стал искусным кузнецом и ювелиром, а также переписчиком книг. Получив первоначальное образование у Молаше, Д. направился к св. Комгаллу, чтобы приобрести опыт монашеской жизни. Д. выполнял для своего наставника различную работу. Вместе с паломниками, следовавшими в Клонмакнойз, он пришел к св. Киарану. По дороге он не принимал ни пищи, ни питья, объяснив это отсутствием духовного наставника: «Как может пить тело, не имеющее головы?» По благословению Киарана Д. вернулся на родину и построил мон-рь Иниш-Кан-Дега (ныне сел. Иннискин, графство Монахан). Д. был милостив к обиженным и притесняемым женщинам, для к-рых он создал при обители общину монахинь. Услышав об этом, Аэну, настоятель Клонмакнойза, решил проверить чистоту жизни святого. Д. и монахини выдержали испытание, но святому пришлось отослать их в дальние мон-ри. Впосл. Д. основал др. мон-ри, воспитал множество учеников. Д. упоминается в Месяцеслове Энгуса (ок. 830), в глоссах приводится родословная Д.; сообщается, что он был епископом, личным ювелиром св. Киарана и изготовил 300 колокольчиков, 300 посохов и 300 Евангелий. Мон-рь в Иниш-Кан-Дега подчинялся церковным властям в Клонмакнойзе, что позволяло ему сохранять независимость от влиятельных местных церквей. Он упоминается в анналах до XII в., во главе его стоял епископ. В наст. время на месте древнего церковного поселения в Иннискине находится кладбище и круглая башня, служившая колокольней. Ист.: Vita S. Dagaei mac Cairill abbatis de Inis Cain Dego//Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 389-394; Vita S. Mochtei episcopis Lugmadensis. 19-21//Ibid. P. 400; The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. Dublin, 19842. P. 176-177, 186-187. Лит.: Kenney J. F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929. Vol. 1. P. 383-384; Meegan L. The Inniskeen Story. Inniskeen, 1988. P. 1-7; Kehnel A. Clonmacnois: The Church and Lands of St. Ciarán. Münster, 1997. P. 77-79; Harrington C. Women in a Celtic Church: Ireland, 450-1150. Oxf., 2002. P. 109, 229-230, 242, 251. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/168602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [лат. Daniel] (нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 3 янв.), диак. из г. Патавий (совр. Падуя, Италия). О жизни Д. ничего не известно. В 1076 г. в Падуе были обретены его мощи. Д. явился во сне некоему слепцу из Тосканы и повелел идти в Падую, в ц. св. Просдокима, где находилась забытая могила Д. Слепой добрался до Падуи и после молитвы у его гробницы прозрел. Это событие привлекло внимание Падуанского еп. Ульдериха (Удальриха), к-рый повелел вскрыть захоронение. В саркофаге было обнаружено нетленное тело, лежащее на спине, прибитое гвоздями к деревянной доске. Найдена табличка с надписью: «Здесь покоится тело Даниила, мученика и диакона». Несмотря на протест монахов аббатства св. Иустины, к-рому принадлежал ораторий св. Просдокима, епископ велел перенести саркофаг с мощами мученика в кафедральный собор Падуи, а близ ц. св. Просдокима воздвигнуть часовню в честь новопрославленного святого. В 1592 г. саркофаг Д. был помещен в хоре перестроенного собора. Позднеантичный саркофаг изготовлен из каррарского мрамора и украшен изображениями языческого характера, надписи не расшифрованы. Краткое описание чудесного обретения мощей (Legenda minor) было составлено в кон. XI в. В XII в. Франциск де Доноктис из Мантуи написал пространную версию сказания об обретении мощей Д. Вероятно, Д. был диаконом местной церкви, пострадавшим во время гонения имп. Диоклетиана (303-305). Согласно позднему преданию, Д. был помощником св. Просдокима, 1-го еп. Патавия, к-рый жил в кон. I в. и был учеником апостолов. Эта традиция нашла отражение в поздней иконографии Д. (напр., на картинах Тициано Аспетти (1565-1607), воспроизводящих сюжеты из Жития св. Просдокима, рядом с к-рым непременно находится Д.). В более раннее время Д. изображался в облачении диакона, с литургическим сосудом в руках. Ист.: Franciscus de Donoctis. Inventio S. Danielis (Legenda maior)// Dondi dall " Orologio F. S. Dissertazioni sopra l " istoria ecclesiastica di Padova. Padova, 1807. N 36; Gloria A. Codice Diplomatico Padoviano. Venezia, 1879. Vol. 1. N 227, 229, 230. Лит.: Daniele I. Daniele di Padova//BiblSS. Vol. 4. Col. 474-477; Barzon A. Padova cristiana: Dalle origini all " anno 800. Padova, 1955. P. 237-251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/171204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕОДАТ (VI-VII вв.), св. (пам. зап. 24 апр.), отшельник в Блезском округе (историческая обл. Блезуа). Сохранились 3 редакции Жития Д., самая поздняя из к-рых (сокращенная) относится к XI в. В Житии заметно влияние соч. Григория Турского. Согласно Житию, Д. происходил из знатной семьи, проживавшей в г. Битуриги (совр. Бурж). Желая посвятить себя Богу, он еще в юности ушел к св. Филетру в мон-рь Икций близ г. Карнут (совр. Шартр). Однако братия завидовала подвижнической жизни Д., и святой решил покинуть мон-рь, чтобы стать отшельником. Очевидно, Д. ушел из монастыря без благословения св. Филетра. В Икций прибыл Бадемир, пресвитер из Карнута, к-рый поведал Д., что в Блезском окр. есть пустынные места, в одном из к-рых живет большой змий (дракон). Святой попросил Бадемира проводить его к этому месту, и по молитве Д. дракон бежал. Святой поселился на этом месте. Через некоторое время молва о монашеских подвигах Д. распространилась по округе, и к нему стали приходить те, кто хотели жить как он, возник небольшой монастырь. Король франков Хлодвиг, узнав о Д., посетил его и получил благословение, а впоследствии сделал крупные пожертвования монастырю. Согласно Житию, это был Хлодвиг I (481-511), который направлялся в поход против вестготов (507) и впоследствии якобы приписывал победу над ними молитвам Д., но речь может идти о Хлодвиге II (638-657). День кончины святого неизвестен. Согласно Житию, он впоследствии был открыт в видении мон. Блодесинду. После смерти Д. к монастырю собрался народ, желавший почтить память святого. Монахи раздавали всем частицы одежд Д. При короле западных франков, затем имп. Карле Лысом (843-877) аббат Аврелиан возвел над могилой святого базилику, к-рая была перестроена в XV-XVI вв. В XVIII в. монастырь был обращен в приходскую церковь; возникшее в этом месте поселение названо в честь Д. (Сен-Дье-сюр-Луар). Ист.: BHL, N 2128-2129; Acta SS. Apr. T. 3. P. 273-276. Лит.: Martonne A. , de. Nouvelles recherches sur la vie de St. Dié//Revue des sciences ecclésiastiques. Arras etc., 1863. Vol. 8. P. 332; Bataille G. Deodato di Blois//BiblSS. T. 4. Col. 570-571. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/171719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [лат. Dionysius] († нач. IV в.), св. (пам. зап. 26 февр.), по легенде, 1-й еп. г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург, Германия). Вероятно, Д., управлявший христ. общиной г. Августа Винделиков, происходил с о-ва Кипр и был пресвитером. Д. упоминается как дядя мц. Афры в повести об обращении святой епископом г. Герунда (совр. Жерона, Испания) Нарциссом (Conuersio Afrae. 8). Нарцисс превратил дом матери Афры, св. Иларии, в церковь и рукоположил Д. во пресвитера. Д. похоронил мц. Афру, после чего был схвачен и принял мученическую смерть во время гонения при имп. Диоклетиане (303-304). После Миланского эдикта в Августе Винделиков была учреждена епископская кафедра. 1-м епископом стал Зосим, о к-ром ничего не известно. Впосл. его отождествили с Д. Это произошло после обретения мощей Д. в базилике святых Ульриха и Афры в Аугсбурге (нач. XII в.). В диптихах Аугсбургского еп-ства (XI в.) имя Д. предшествует перечню епископов с уточнением, что он был пресвитером, однако в списке Аугсбургских епископов (ок. 1167) сообщается, что Д. был 1-м епископом города и до обращения в христианство носил имя Зосим. Окончательное утверждение почитания Д. произошло в 1252 г., когда еп. Гартман фон Диллинген (1248-1286) с согласия Римского папы Александра IV положил мощи Д. под алтарем святых Д., Кириака и Иларии в базилике святых Ульриха и Афры. День освящения алтаря (26 февр.) стал днем памяти Д. (с нач. XVI в.). Ист.: Conversio et Passio Afrae//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 61; Catalogus episcoporum Augustensium et abbatum S. Afrae//MGH. SS. T. 13. P. 278-279; Series episcoporum et abbatum Germaniae: Ser. episcoporum Augustanorum//Ibid. P. 333-335; ActaSS. Febr. T. 3. P. 361-363. Лит.: BHL, N 112; Bigelmair A. Die Afra-Legende//Archiv für die Geschichte des Hochstifts Augsburg. Augsburg, 1911. Bd. 1. S. 139-221; Falkenstein L. Die heilige Afra//Lebensbilder aus dem bayerischen Schwaben. Weissenhorn, 1952. Bd. 1. S. 1-29; idem. Dionigi di Augusta//BiblSS. T. 4. Col. 637-638; Van Doren D. Denys d " Augsbourg//DHGE. Vol. 14. Col. 253. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/178347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (кон. IV в.), св. (пам. зап. 17 нояб.), диак. Флорентийской епископской кафедры. Е. упоминается в Житии св. Зиновия, еп. Флорентийского, к-рое было составлено во Флоренции на рубеже XI и XII вв. (в Житии, записанном ок. 1030 Лаврентием Амальфийским, Е. не упом.). Согласно Житию (2-я пол. XI в.), Е. род. во Флоренции, получил церковное образование в Медиолане (ныне Милан) под рук. свт. Амвросия , с которым познакомился во время посещения тем Флоренции. Свт. Амвросий рукоположил Е. во диакона и направил к свт. Зиновию. Вместе с Зиновием и субдиак. Крискентием святой вел подвижническую жизнь при ц. св. Лаврентия во Флоренции. Кончина Е. совпала с приездом во Флоренцию свт. Амвросия, по просьбе к-рого Зиновий послал умирающему освященную воду. Дар святителя принес Е. облегчение, и он мирно скончался на руках свт. Амвросия, свт. Зиновия и Крискентия. Е. был погребен в ц. Спасителя, ставшей во 2-й пол. VI в. кафедральным собором. О Е. повествуется в более поздних Житиях свт. Зиновия (BHL, N 9016) XIII в. и в Житии, составленном в XV в. Дж. Тертеллино из Ареццо (BHL, N 9018). Имя святого упоминается в «Хронике» Антонина Пьероцци, архиеп. Флоренции (1389-1459). Во время понтификата Римского папы Евгения IV (1431-1447) во Флоренции были открыты мощи святых Зиновия, Е. и Крискентия. В 1584 г. по повелению архиеп. Флорентийского кард. Александра Медичи была проведена каноническая рекогниция мощей. В некоторых средневек. списках епископов Флорентийских после имени свт. Зиновия стоит имя Евгений, однако епископ с таким именем неизвестен. Вероятно, имеется в виду Е., чье имя было внесено для поминовения в диптихи, на основании к-рых были составлены поздние списки епископов. Ист.: BHL, N 2681-2683; ActaSS. Mai. T. 6. Col. 50-51, 53-54, 56, 66; MartRom. Comment. P. 529; Brocchi G. M. Vite de " santi e beati fiorentini. Firenze, 1742. Pt. 1. P. 52-56. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 580; Caraffa F. Eugenio di Firenze//BiblSS. Vol. 5. Col. 191. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/186959.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010