В затворе помимо молитв и богослужений М. С. занимался учеными изысканиями, связанными с хронологией Свящ. истории. С 1072 г. и до кончины работал над «Хроникой» - единственным известным сочинением М. С. (обоснование датировки см.: Baran-Kozlowski. 2008. P. 328-335). Отправной точкой его изысканий стали расхождения между основными трудами по библейской хронологии и истории Церкви, такими как «Хроника» Евсевия Кесарийского (ок. 303), переведенная с греч. языка на латынь и продолженная блж. Иеронимом (до 378), более поздние хроники Проспера Аквитанского (455), Кассиодора (519), Исидора Севильского (1-я версия закончена ок. 615) и Беды Достопочтенного («Малая хроника» (703) и «Большая хроника» (725)). Сохранился рукописный сборник, который М. С. использовал при расчетах (Paris. lat. 4860, сер. IX в.; ркп. создана в мон-ре Райхенау; вероятно, с Х в. хранилась в б-ке архиепископа Майнцского). Рост интереса к проблемам хронологии в кон. Х - XI в. был вызван, в частности, завершением в 1063 г. 2-го после Рождества Христова 532-летнего пасхального «великого цикла», что требовало продолжения существовавших таблиц для определения дат Пасхи и др. переходящих праздников. Работая над ними, нек-рые ученые осознавали несовершенство общепринятой в католич. мире пасхалии Дионисия Малого и предложенной им даты Рождества Христова. Так, Аббон из Флёри († 1004), составивший пасхалию на 1064-1595 гг., приравнял «реальный» год Страстей Христовых к 13-му г. «эры Дионисия»; при этом дата Рождества отодвигалась на 21 год назад по сравнению с датой, предложенной Дионисием Малым (In circulos beati Cyrilli et Dionysii Romani ac Bedae studiosi cuiusdam praefatio//PL. 139. Col. 573-577). Современник Аббона Херигер, аббат мон-ря Лоб († ок. 1007), предложил др. хронологическую систему, расходившуюся с дионисиевой на 7 лет ( Herigeri abbatis Lobiensis Epistola ad quemdam Hugonem monachum//PL. 139. Col. 1129-1136). Однако их труды не получили широкой известности в отличие от сочинения М. С. ( Cordoliani A. Abbon de Fleury, Hériger de Lobbes et Gerland de Besançon sur l " ère de l " Incarnation de Denys le Petit//RHE. 1949. Vol. 44. P. 463-487; Verbist. 2010).

http://pravenc.ru/text/2562008.html

Сохранились адресованные Д. письма Римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII , Видона, настоятеля мон-ря св. Петра в Генте (совр. Бельгия), и др. лиц. (Д. свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей - от Эадмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике. Самое раннее из Житий Д. (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Д. содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности - св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом), и св. Этельвольда, еп. Уинчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Д. акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри . Аббон ссылался на Д. и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эадмунда. 2-е Житие Д. было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 10-х гг. XII в. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эадмером. В 20-х гг. XII в. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Д. неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма - «Деяниях английских королей». Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий). В XIV в. в Исландии мон. Арни, сын Лаврентия, написал на исл. языке «Сагу о Дунстане». Самое позднее из лат. Житий Д. было создано на основе сочинения Осберна богословом и историком мон.-августинцем Джоном Капгрейвом († 1464).

http://pravenc.ru/text/180586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том I  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том I А первая буква всех европ. (кроме герм. рунического) и большинства ближневосточных алфавитов A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения «AAMUN KOITTO» (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган Финляндской автономной Православной Церкви ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии АБАГАР печатный или цельногравированный молитвенник-амулет, распространенный у болгар и сербов в XVII–XVIII вв. АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом АБДАЛЛАХ ИБН АЛЬ-ФАДЛ АНТИОХИЙСКИЙ православный арабский церковный деятель, одна из ключевых фигур в истории арабо-христианской литературы АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АБИЯ ЭГЗИЭ аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица

http://pravenc.ru/vol/i.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББОН ИЗ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар ( Флёри ), сторонник клюнийской реформы , ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда , архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp.//MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii//Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi//Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio/Ed. A. Van de Vyver// Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d " Abbo de Fleury//Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Орега inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis//PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement//Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62422.html

ВАНИНГ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНИНГ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 6 , С. 550 опубликовано: 23 ноября 2009г. ВАНИНГ [лam.Vaningus; франц. Waneng, Vaneng] († ок. 688, мон-рь Фенан), св. (пам. зап. 9 янв.). В юности начал светскую карьеру, управлял обл. Калетов (Civimas Caletorum - ныне географическая обл. Ко, Франция), занимал видное положение при дворе королевы Батхильды , был наставником и другом буд. кор. Нейстрии Хлотаря III. Впосл., оставив двор, присоединился к св. Вандрегизилю и помог ему в строительстве аббатства Фонтенель. Позднее основал мон-рь Фекан, где был аббатом. Ист.: Acta SS. Jan. T. 1. P. 90-94. Лит.: Daoust J. Fecamp // DHGE. T. 16. Col. 793; Starllings M. J. Waningus // NCE. T. 14. P. 79. К. Жуньеви Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Ванинг († ок. 688), святой (пам. зап. 9 янв.) См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (haч.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/154055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла AD PETRI CATHEDRAM [лат.- К кафедре св. Петра], первая энциклика папы Иоанна XXIII от 29 июня 1959 г., в к-рой был представлен план основных церковных мероприятий его начинающегося понтификата: созыв Ватиканского II Собора, проведение Римского епископского синода, обновление Кодекса канонического права. Собор должен был стать средством обновления католич. Церкви, приближения ее к требованиям эпохи. Особое внимание в энциклике уделено обрядовому и доктринальному единству католич. Церкви, к-рое основывается прежде всего на Свящ. Писании, а также на устной и письменной традиции, подтвержденной документами пап и Вселенскими Соборами. Иоанн XXIII выразил беспокойство о судьбе людей, живущих в нищете. В его энциклике социальная справедливость объявляется христ. добродетелью, призванной смягчать отношения между различными социальными категориями: защита прав трудящихся связывается с нормами социальной доктрины католицизма, особенно с понятием о справедливом распределении богатств. Лит.: Титте le encicliche dei Sommi Pontifici/Rac. e annot. da E. Momigliano. Mil., 1959. p. 1509-1532; Markiewicz S. Polityka Jana XXIII i Pawa VI. Warsz., 1964. p. 75-78; Hebblethwaite P. Jean XXIII: Le pape du Concile. P., 1988. p. 365-368; Гергей E. История папства. М., 1996. с. 397; Knopp G. Vatican: Die Macht der Päpste: Pius XII - Johannes Paul II. Mainz, 1997; Fuhrmann H. Die Päpste: Von Petrus zu Johannes Paul II. Mainz, 1998. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН († ?), мч. (пам. зап. 2 сент., 18 мая - перенесение мощей). Почитается в г. Памье (деп. Арьеж, Франция) и Сент-Антонен-Нобль-Валь (деп. Тарн и Гаронна). Согласно поздним житиям и местным преданиям, род. в Памье (первоначальное название Апамиен, Апамия), однако до XII в. этот город нигде не упоминается. По одной из версий, А. происходит из рода гот. королей. Юношей он покинул родину и вернулся в сане пресвитера с тем, чтобы проповедовать Евангелие язычникам, за что был убит. Из Памье мощи А. чудесным образом были перенесены в лодке, управляемой ангелами, через реки Арьеж, Гаронну, Тарн и Аверон в мон-рь св. Антонина (совр. Сент-Антонен-Нобль-Валь), существовавший по крайней мере с нач. IX в. Многочисленные чудеса, происходившие от мощей святого, с нач. XI в. стали привлекать паломников. Описание мученичества А. во многом совпадает с житием Антония , мч. из Апамеи Сирийской. Возможно, из-за сходства названий Апамии и Апамеи нек-рые обстоятельства жизни апамейского мученика были приписаны А., или же аббатство Антонина Фредельского, к-рому подчинялась Апамия, обрело мощи св. Антония Апамейского, и он впосл. был принят за местного святого (Р. Эгрен). К. Шифле столь же гипотетически отождествляет А. с Антонием из жития св. Дионисия Ареопагита , написанного Мефодием или Митродором (PG. 4. Col. 673, 827). В церкви в г. Паленсия (Испания) также находится часть мощей А. Родриго Хименес ( Rodericus Ximenes de Rada. De rebus Hispaniae. VI 6) повествует о том, как кор. Санчо III Великий (1000-1035) во время охоты в зарослях обнаружил почти разрушенную часовню А., что может свидетельствовать о древнем почитании святого в Испании. Ист.: BHL, N 568-576, Suppl. N 570-576d; ActaSS. Iul. T. 2. P. 7-16; Sept. T. 2. P. 340-356; Suppl. ad ActaSS. Oct. T. 1. P. 520-524. Лит.: AnBoll. T. 6. P. 395; Tillemont. Mémoires. T. 4. P. 412, 464-466, 720; Aigrain R. Antonin (1)//DHGE. T. 3. Col. 849-851; idem. Antonin (2)//Ibid. Col. 848-849. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/116128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНДУРИ [лат. Banduri] Ансельм (ок. 1670, Рагуза, совр. Дубровник, Хорватия - 14.01.1743, Орлеан, Франция), ученый-патролог, филолог и историк, крупный представитель эрудитского направления в западноевроп. науке; занимался исследованием рукописей и публикацией источников по истории Византии. Потомок знатного рагузского рода; в молодости вступил в орден бенедиктинцев ; обучался в монастырской школе в Неаполе. После знакомства во Флоренции с Б. Монфоконом в 1701 г. Б. был отправлен в аббатство Сен-Жермен-де-Пре под Парижем для совершенствования своих знаний. Здесь на основе собрания греч. рукописей королевской б-ки Б. начал научную деятельность с патрологического исследования трудов свт. Никифора I , Патриарха К-польского, однако в дальнейшем его интересы все более смещались в сторону изучения источников по истории Византии. Среди рукописей королевской б-ки Б. впервые открыл текст «Патриа, или О происхождении города Константинополя» (Paris. gr. 3058) - средневек. путеводитель по св. местам и достопримечательностям визант. столицы. В 1711 г. это сочинение было опубликовано в составленном ученым двухтомном сборнике по археологии К-поля, в к-рый вошли ряд произведений визант. авторов, а также описания города путешественниками разных эпох, снабженные обширными комментариями Б.; в том же году он впервые опубликовал греч. текст «Сказания о крещении Руси», известного как «Бандуриева легенда» . В 1715 г. Б. был избран почетным членом франц. Академии надписей. С 1724 г. занимал должность библиотекаря при дворе герцога Орлеанского. Соч.: Imperium orientale sive antiquitates Constantinopolitanae. P., 1711. 2 vol.; Numismata imperatorum romanorum. P., 1712. 2 vol. Лит.: Br é hier L. Banduri//DHGE. T. 7. Col. 490-492; Duj ev I. Le testimonianze bizantine sui SS. Cirillo e Methodio// Duj ev I. Medioevo bizantino-slavo. R., 1968. T. 2. P. 39-41. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения ДЕ БООР Карл Готхард (1848 - 1923), нем. историк, византинист, проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), исследователь и издатель визант. текстов ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки

http://pravenc.ru/text/77482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРОНТ ЛАНГОРЕТСКИЙ [Баронтий; лат. Barontus, Barontius] (2-я пол. VII в.), св. (пам. зап. 25 марта, 1 апр.), мон. Известен лишь по анонимному соч. «Видение Баронта, монаха Лонгоретского». В историографии считается ошибочным отождествление Б. Л. с Баронтом , отшельником из Пистои ( Coignef. Col. 885). Согласно тексту «Видения», Б. Л.- знатный франк из обл. Берри (Центр. Франция), к-рый оставил двор кор. Теодориха III и вместе с сыном Аглоадом принял постриг в мон-ре св. Петра в Лонгорете (Сен-Пьер-де-Лонгоре). 25 марта 678 или 679 г. утром он почувствовал жар и впал в забытье до утра следующего дня. Б. Л. был схвачен двумя демонами, но на помощь ему пришел арх. Рафаил, к-рый коснулся горла Б. Л., и душа монаха в виде птицы отделилась от тела: он увидел рай и пребывающие в нем души праведников, потом оказался перед ап. Петром, к-рому признался, что не все свое имущество передал мон-рю. Св. Петр принял раскаяние монаха, но предписал ему ежемесячно раздавать бедным 12 солидов (по правилам бенедиктинских мон-рей). Затем душа Б. Л. созерцала ад и мучения грешников, повстречала 2 епископов, современников Б. Л., отличавшихся при жизни жадностью и корыстолюбием. Путешествие завершилось возвращением души Б. Л. в тело. Это сочинение, скорее всего, было написано во 2-й пол. VII в., однако 4 наиболее ранние рукописи, содержащие «Видение», относятся к IX в. Оно принадлежит к распространенному в ср. века жанру апокалиптики ; по композиции сходно с «Видениями» св. Фурсея, основателя мон-ря Ланьи (ок. 641). «Видение» Б. Л. содержит цитаты из «Собеседований» и «Бесед на Евангелия» свт. Григория I Великого (Двоеслова) . Элемент мистицизма в «Видении» заставляет предполагать влияние на него сочинений восточнохрист. мистической лит-ры. Ист.: Visio Baronti monachi Longoretensis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 368-394. Лит.: Coignet J. Barontus (1)//DHGE. T. 6. Col. 882-885; Prelog J. Visio Baronti//LexMA. Bd. 8. Sp. 1730-1731. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/77582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИН († ок. 270), мч. Римский (пам. зап. 14 февр.). Согласно мученическим Актам (BHL, N 8463), к-рые А. Аморе относит к VI в. (по CPL позже сер. VIII в.), В. был пресвитером в Риме и пострадал при рим. имп. Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христ. веры, к-рое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал В. в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда В. исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, имп. Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. В. казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. На этом месте он был похоронен знатной матроной христианкой Сабиниллой (Савиниллой) (PL. 94. Col. 841, nota a). По сведениям из рим. Хронографа (354 г.), папа Юлий I (337-352) построил на Фламиниевой дороге базилику, «которая называлась Валентина» (PL. 13. Col. 464 sqq.); в VII в. папами Гонорием I (625-638) и Теодором I (642-649) (LP. Vol. 1. P. 332-333) велись работы по ее перестройке. В рим. итинерариях VII в. (Айнзидельнский, Малмсберийский и др.) есть упоминания об этой базилике и находящихся в ней мощах В. Совр. исследователи, не соглашаясь с мнением болландистов ( Sollerius J. -P. Observationes//PL. 123. Col. 759-761), отрицают историческое существование В. и видят в нем либо одно лицо с Валентином , еп. Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I ( Amore, Saxer), поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов (напр., Евсебия, Сабины и т. п.). Первые сведения о почитании В. относятся ко времени не ранее нач. VII в., его память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного. Мученические Акты В., носящие легендарный характер, оказываются во многом сходными с Актами Валентина, еп. Интерамнского. Ист.: BHL, N 5543, 8465; ActaSS. Febr. T. 2. P. 751-754; MartRom. P. 62; LP. Vol. 1. P. 332-333. Лит.: Amore A. Valentin//LTK. Bd. 10. Sp. 598-599; idem. Valentino di Roma o di Terni?//Antonianum. 1966. T. 41. P. 260-277; Saxer V. Valentinus//EEC. P. 859. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010