3) Ганзивра , «хранители сокровища» (т. е. «великой книги»), епископы, производимые из тармида после толкования в продолжение трех воскресных дней трех труднейших мест из священных книг пред собранием тармида и других религиозных церемоний. Наконец, 4-ю теоретическую степень составлял бы риш-амма, «глава народа», который соединил бы в своем лице верховную гражданскую и духовную власть. Этой степени у мандайе нет в настоящее время, и в течение всей мировой истории были только два риш-амма, оба не земного (горнего) происхождения: первый до Яхьи, это был Фараон, второй после Яхьи, это был Адам-абу-ль-фарадж. Кроме иерархии мужской, есть у них женская иерархия из двух стелений: шканда из дев, которые могут быть возведены в степень тармида, если выйдут замуж за тармида или ганзивра. Ср. α δικονοι и α πρεσβτεραι древней церкви. Таинств (точнее: главных религиозных церемоний) два: крещение, mâsbâtâ , многократно повторяемое во очищение от грехов, и причащение, pehtâ (испорченное сирское pethâ) вином и небесным хлебом жителей царства света (тонкая испеченная из пресного пшеничного теста в новой печи пресвитерами лепешечка, разрезанная на маленькие круглые кусочки, преподаваемые пресвитером прямо в рот; от прикосновения к ней пальцев причащающегося эта облатка утратила бы таинственную силу) – по праздникам для получения таинственных сил. В году у мандайе 6 праздников, из которых характеристичны вознесение (в плирому, по возвращении из ада, Хибиля- Зивы), крещение (обязательное для всех, по три раза в день, в продолжении этого пятидневного праздника) и воспоминание об египтянах, утонувших в Чермном море. В XIX столетии этих «гностиков» оставалось немного (по Петерманну, до 1500 душ). Это явление представляет интерес а) как архаистический остаток движения, в главном своем течении исчезнувшего давным-давно, и б) как выпуклый показатель того, что гносис – в своих главных представителях заявлявший о себе только своим антиюдаизмом – был течением антихристианским, вел борьбу с христианством путем компромисса с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

677 То, что Цимисхий предпринял свой поход в Месопотамии уже в 972 г., подтверждается Канаром ( Canard M. La date des expeditions mésopotamiennes de Jean Tzimiscès//Mélanges H. Grégoire. Paris, 1950. Vol. II. P. 99–108). 678 Dulaurier E. Chronique de Matthieu d " Édessa. 1858. P. 22; Кучук-Иоаннесов Х.И. Письмо императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III//ВВ 10 (1903). С. 100. 680 О годе рождения Василия II (958) см.: Ostrogorsky G. , Stein E. Die Krönung-sordnungen des Zeremonienbuches. Chronologische und verfassungsgeschichtliche Bemerkungen//Byz 7 (1932). S. 198, Anm. 1. 681 Хронологическая последовательность следует Розену (Болгаробойца) и Шлюмберже ( Schlumberger . Épopée byzantine. Vol. I. P. 510) на основании известий Яхьи, который в главном согласуется со Скилицей, в то время как Пселл низложение паракимомена Василия явно ошибочно переносит на время после смерти Варды Фоки, т.е. примерно в 989 г. 682 Новелла Василия II от 996 г.: Zepos . Jus, I. P. 270. К тому же сообщение Пселла (1,12–13, ed.Renauld). 683 О ранней истории Комитопулов ничего достоверного неизвестно. Согласно современнику, армянскому историку Стефану Таронскому (Асохику, пер. Гельцера и Буркхардта (1907), S. 185–186), они были армянского происхождения. Несмотря на мнения Адонца ( Adontz N. Samuel l " Arménien. P. 3 sv.), остается вопрос, в какой степени заслуживает веры это сообщение армянского историографа, сведения которого о Самуиле полны всяческих нестыковок. Утверждения Н.П. Благоева (Братията Давид, Моисей, Аарон и Самуил//Годишник на Софийския Унив., Юрид. фак. 36 (1941–1942). 14. С. 28–40) о том, что комит Николай был потомком протобулгарского хана Аспаруха, а его жена Рипсимия, мать комитопулов, дочерью царя Симеона, целиком взяты с потолка. Исполненными фантазий также являются рассуждения Благоева в: Теорията на Западно българско царство//Там же. С. 16–27. 684 Так – несомненно правильно – у Рансимана ( Runciman . Bulgarian Empire. P. 221), в то время как Златарски (История. 1/2. С. 647 ел.) и Адонц ( Adontz . Samuel l’Arménien. P. 9 sv.), основываясь на баснословных рассказах Яхьи (изд. Розен, с. 20–21) и упомянутого ранее армянского историка Асохика, стремятся доказать, что Роман был признан царем. Мы находим мнимого царя вновь в качестве коменданта Скопье: в 1004 г. он передал город византийцам, получил от императора Василия II титул патрикия и стал византийским стратегом в Авидосе. См.: Scylitzes-Cedren . П. Р. 455.13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИБН ДЖАРИР [араб.    ] Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви . Происходил из Тагрита, большую часть жизни провел в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры († 1008), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики ) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади ). В 1057/58 г. совершил паломничество в К-поль к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе. И. Д.- автор богословского компендиума «Руководитель» (  ), встречающегося в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы У. Кьюртоном (1865), Л. Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913. T. 16. С. 241-250) и «аль-Хикма» (1927/1928. Т. 2. С. 458-466; 1930. Т. 4. С. 412-416, 589-592) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935. Т. 3. С. 6-10; 1939. Т. 6. С. 91-98, 117-129). Существуют переводы гл. 1 на нем. язык Г. Графа и глав 29-31 на франц. язык Г. Хури-Саркиса. В наст. время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад. Книга состоит из 54 глав; несмотря на то что в последовательности глав и рассмотрении проблем нет ярко выраженного порядка и взаимосвязи, можно отметить, что 1-я гл. пропедевтическая и по преимуществу затрагивает вопросы естественного богопознания, Божественного Откровения, а также оправданности научного обоснования религии (где в наибольшей степени проявляется влияние школы Яхьи ибн Ади); затем, в догматической части, обсуждаются проблемы, связанные с христологией и домостроительством спасения; в последующих главах, посвященных сравнению Ветхого и Нового Завета, акцент сделан на утверждении истинности христианства и его превосходства над иудаизмом; далее помещен разбор многочисленных аспектов церковно-практической жизни (устройство и чин освящения храма, церковная иерархия, облачения, миро, крещение, брак, покаяние, молитвы, светильники, пост и др.); в последних 4 главах рассматривается практика совершения Евхаристии. Автор стремился создать апологию христианства, направленную прежде всего против ислама, а также против иудаизма. Книга является ценным источником для изучения богословия и истории не только Сирийской яковитской Церкви, но и несторианской, мелькитской (православной), копт. и арм. общин, с обычаями и практикой к-рых И. Д. был, по всей вероятности, непосредственно знаком. По его мнению (гл. 7), разделение вост. христиан на несториан, яковитов и мелькитов существует лишь на вербальном уровне, а их богослужение и церковная жизнь основаны на одном и том же учении. 31-я гл. книги широко использовалась копт. писателем аль-Мутаманом Абу Исхаком ибн аль-Ассалем (см. в ст. Ассалиды ) при составлении «Свода основ религии» (ок. 1260).

http://pravenc.ru/text/200427.html

3) Ганзивра, «хранители сокровища» (т. е. «великой книги»), епископы, производимые из тармида после толкования в продолжение трех воскресных дней трех труднейших мест из священных книг пред собранием тармида и других религиозных церемоний. Наконец, 4–ю теоретическую степень составлял бы риш–амма, «глава народа», который соединил бы в своем лице верховную гражданскую и духовную власть. Этой степени у мандайе нет в настоящее время, и в течение всей мировой истории были только два риш–амма, оба не земного (горнего) происхождения: первый до Яхьи, это был Фараон, второй после Яхьи, это был Адам–абу–ль–фарадж. Кроме иерархии мужской, есть у них женская иерархия из двух степений: шканда из дев, которые могут быть возведены в степень тармида, если выйдут замуж за тармида или ганзивра. Ср. ai diakonoi и ai preusbuterai древней церкви. Таинств (точнее: главных религиозных церемоний) два: крещение, masbata, многократно повторяемое во очищение от грехов, и причащение, pehta (испорченное сирское petha) вином и небесным хлебом жителей царства света (тонкая испеченная из пресного пшеничного теста в новой печи пресвитерами лепешечка, разрезанная на маленькие круглые кусочки, преподаваемые пресвитером прямо в рот; от прикосновения к ней пальцев причащающегося эта облатка утратила бы таинственную силу) — по праздникам для получения таинственных сил. В году у мандайе 6 праздников, из которых характеристичны вознесение (в плирому, по возвращении из ада, Хибиля–Зивы), крещение (обязательное для всех, по три раза в день, в продолжении этого пятидневного праздника) и воспоминание об египтянах, утонувших в Чермном море. В XIX столетии этих «гностиков» оставалось немного (по Петерманну, до 1500 душ). Это явление представляет интерес а) как архаистический остаток движения, в главном своем течении исчезнувшего давным–давно, и б) как выпуклый показатель того, что гносис — в своих главных представителях заявлявший о себе только своим антиюдаизмом — был течением антихристианским, вел борьбу с христианством путем компромисса с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

3) Ганзивра, «хранители сокровища» (т. е. «великой книги»), епископы, производимые из тармида после толкования в продолжение трех воскресных дней трех труднейших мест из священных книг пред собранием тармида и других религиозных церемоний.    Наконец, 4-ю теоретическую степень составлял бы риш-амма, «глава народа», который соединил бы в своем лице верховную гражданскую и духовную власть. Этой степени у мандайе нет в настоящее время, и в течение всей мировой истории были только два риш-амма, оба не земного (горнего) происхождения: первый до Яхьи, это был Фараон, второй после Яхьи, это был Адам-абу-ль-фарадж.    Кроме иерархии мужской, есть у них женская иерархия из двух степений: шканда из дев, которые могут быть возведены в степень тармида, если выйдут замуж за тармида или ганзивра. Ср. ai diakonoi и ai preusbuterai древней церкви.    Таинств (точнее: главных религиозных церемоний) два: крещение, masbata, многократно повторяемое во очищение от грехов, и причащение, pehta (испорченное сирское petha) вином и небесным хлебом жителей царства света (тонкая испеченная из пресного пшеничного теста в новой печи пресвитерами лепешечка, разрезанная на маленькие круглые кусочки, преподаваемые пресвитером прямо в рот; от прикосновения к ней пальцев причащающегося эта облатка утратила бы таинственную силу) — по праздникам для получения таинственных сил.    В году у мандайе 6 праздников, из которых характеристичны вознесение (в плирому, по возвращении из ада, Хибиля-Зивы), крещение (обязательное для всех, по три раза в день, в продолжении этого пятидневного праздника) и воспоминание об египтянах, утонувших в Чермном море.    В XIX столетии этих «гностиков» оставалось немного (по Петерманну, до 1500 душ).    Это явление представляет интерес а) как архаистический остаток движения, в главном своем течении исчезнувшего давным-давно, и б) как выпуклый показатель того, что гносис — в своих главных представителях заявлявший о себе только своим антиюдаизмом — был течением антихристианским, вел борьбу с христианством путем компромисса с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИБН ЗУРА [араб.    ] Абу Али Иса ибн Исхак (943, Багдад - 1008, там же), арабоязычный сиро-яковитский ученый, переводчик и полемист. Получил образование под рук. Яхьи ибн Ади († 974). Современник мусульм. библиографа Ибн ан-Надима и философа и литератора Абу Хайяна ат-Таухиди, из к-рых 1-й относит его к «предводителям в науке логики», а 2-й, признавая широту кругозора, изящество и точность переводов И. З., отмечает, что его дарование раскрылось бы вполне, если бы не «отвлечение его мыслей на предпринимательство, любовь его к наживе и алчность к накопительству». По доносу соперников, сир. купцов, И. З. был задержан, обвинен в незаконной торговле с Византией и отдан под суд, имущество его было конфисковано. Несмотря на усилия багдадских врачей-христиан, И. З. скончался от инсульта, вызванного, возможно, пережитым волнением. Известны философские труды И. З.: «Краткое изложение книги Аристотеля об обитаемой части Земли» (книга приписывалась Аристотелю ошибочно), «Книга о смысле одного места третьей книги сочинения «О небе»», «Трактат о причине свечения звезд, хотя они и несущие их сферы состоят из того же элементарного вещества», комментарии к «Категориям» Аристотеля, «Задачи книг Аристотеля по логике», «Смысл «Исагоги»» и трактат «О разуме», не получивший известности даже среди современников. Богословские сочинения И. З. посвящены изъяснению вопросов триадологии и христологии, трудных мест Свящ. Писания и др. («Вопросы о христианской вере», диалог «Учитель и ученик»). Сохранился ряд полемико-апологетических трудов И. З.: письмо мусульм. другу о Творце и Божественных атрибутах (989), опровержение книги мусульм. полемиста Абу-ль-Касима Абдаллаха ибн Ахмада аль-Балхи «Основания религии» и послание И. З. с отповедью иудеям (оба 997), опровержение на к-рую позднее составил Бишр ибн Биши аль-Исраили. И. З. перевел на араб. язык: с сирийского - анонимное соч. «Послание амулета», основной текст «Софистических опровержений», «Историю животных» и «О частях животных» Аристотеля, «О назначении частей человеческого тела» Галена, «Речь об этике» (считалась утерянной уже при жизни И. З.) и 5 глав из книги Николая Лаодикийского по перипатетизму; с греческого - трактат Фемистия «Об управлении» (оригинал неизвестен).

http://pravenc.ru/text/200429.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Гамбии в ходе кампании по борьбе с ведьмами полиция арестовала по обвинению в черной магии более тысячи человек 19.03.2009 За время кампании по борьбе с ведьмами полиция Гамбии арестовала по обвинению в черной магии более тысячи человек, сообщает AFP. Источник в полиции Гамбии уточнил, что большая часть арестованных была отпущена на свободу через несколько дней после задержания. По информации международной правозащитной организации Amnesty International, подозреваемых в колдовстве якобы отвозили в специальные тюрьмы, где заставляли принимать галлюциногены. Правозащитники также сообщили, что, по меньшей мере, два человека в результате этих действий погибли. Охота на ведьм ведется в стране с января. По некоторым данным, помимо полиции в ней участвуют также личные охранники президента страны Яхьи Джамме (Yahya Jammeh). В связи с попытками сбора информации о действиях полиции был арестован лидер оппозиционной партии " Национальный союз за демократию и развитие " Халифа Салла (Halifa Sallah). Ему предъявлены обвинения в шпионаже, организации незаконных собраний и разжигании вражды. AFP/Lenta.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 19.03.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6348.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Институт перевода Библии выпустил первый перевод Евангелия от Иоанна на ингушский язык 26.08.2021 Институт перевода Библии выпустил новое издание на ингушском языке. Вслед за выходившими ранее Евангелием от Луки (2005, 2007), Книгами Руфь, Есфирь и Книгой пророка Ионы (2015); Бытием и Притчами (2018) свет увидел первый перевод на ингушский язык Евангелия от Иоанна . Ингуши (ингуш. rIaлraй) — нахский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Ингушетии. Общая численность ингушей в России 444 833 человек (перепись 2010 г.). Говорят на ингушском языке (вайнахская группа нахско-дагестанской семьи), письменность на основе кириллицы. Евангелия известны мусульманам как Инжил (арабское слово, происходящее от греческого Евангелие, что означает «Радостная весть»). Инжил вместе с Пятикнижием (Тауратом) и Псалмами (Забуром) входят в Библию, одну из древнейших и самых читаемых в мире книг. Евангелие от Иоанна повествует о жизни и служении Иисуса Христа (Исы Масиха), о Его учении и чудесах, которые Он совершал, о Его смерти и воскресении. Автор данного Евангелия был одним из двенадцати апостолов (учеников и посланников) Исы Масиха. Евангелист Иоанн (Яхья) был вместе с Исой с самого начала Его проповеди и был очевидцем всех событий, которые он описывает. Среди других частей Инжила Радостная весть в изложении Яхьи выделяется особым вниманием к духовной стороне учения Исы Масиха, к Его роли как Спасителя мира. Этот перевод, так же как и предыдущие издания, можно найти в формате PDF на сайте Института перевода Библии в разделе электронных публикаций. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.08.2021 21:03:40

http://drevo-info.ru/news/27179.html

е. на самое крещение. История христианства знает немало таких фактов, когда язычники, и в частности лица царственные, ставши внутренне христианами, в виду разного рода обстоятельств, не спешили с актом крещения, выжидая для этого более удобного момента. Так, напр., поступил Константин В., так мог поступить и наш Владимир, на что у него действительно были свои серьезные причины. Что же заставило его положить конец такому выжидательному состоянию и решиться на последний и окончательный шаг? Ответ на этот вопрос находим в летописи известного нам арабского писателя Яхьи. Вот относящееся сюда место из этой летописи, а) «И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя царем..., и овладел страною Греков до Дорилея и до берега моря, и дошли войска его до Хрисополя. b) И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю руссов – а они его враги – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении, с) И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь руссов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий, и не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послало к нему царь Великий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя и всех, кого обнимали ого земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране руссов. d) И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска руссов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку и завладел царь Василий Приморскою областью и захватил все суда, которые были в руках Фоки» 146 . Здесь ясно сказано, что Владимир крестился в силу заключенного им договора с Императором Василием II. И этот пункт в приведенном отрывке никем не оспаривается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского Память 20 апреля На тридцать пятом году царствования императора Юстиниана Великого 2664 , после кончины антиохийского патриарха Домна Младшего 2665 , на патриарший престол вступил Анастасий по прозванию Синаит, потому что он был взят на святительскую кафедру с Синайской горы. В это время в Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестивого мудрствование некоторых лиц относительно Божественной Христовой плоти, именно, – что будто бы во время пребывания Спасителя среди людей, до вольных страданий Его плоть не испытывала страданий, не подчинялась природным потребностям, и будто бы Господь наш Иисус Христос принимал пищу и питье прежде Своих страданий и воскресение таким же образом, как он вкушал, являясь Своим Апостолам после воскресения 2666 . Сие нечестивое мудрствование зародилось в Константинополе. Подробно об этом написано в житии святого Евтихия , патриарха константинопольского 2667 . К этому еретическому мудрствованию сначала присоединился и соблазненный еретиками император Юстиниан (но потом он оставил эту ересь), который и хотел возвести это еретическое учение в догмат веры. Вследствие этого произошло в Церкви большое смятение, так что был низложен с патриаршего престола и святой патриарх Евтихий, воспротивившийся ереси. Все колебавшиеся, по незнанию, – принять это учение, или нет, ждали совета и указание от патриарха антиохийского Анастасия Синаита , так как святой Анастасий был муж весьма сведущий в божественном Писании, стойкий в исповедании православной веры и святой по жизни. Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что если он склонится к их учению, то все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к царю, но впрочем успеха не имели, так как святой Анастасий письменно обличил царя в его заблуждении. Он посылал также свои пастырские послания и во все Сирийские области к духовенству и мирянам, поучая всех оберегаться от означенной ереси. Кроме того в Антиохии он ежедневно поучал в церкви, повторяя это Апостольское наставление: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010