Ясно, что показание Асохика, позволившего себе такую хронологическую несообразность, не может быть предпочтено показанию Яхьи, хронология которого может быть призвана образцовою. Итак, по нашему мнению следует считать доказанным, что бунт Фоки, открывшись 15 сентября 987 нашего январского года, продолжался, согласно прямому показанию Яхьи, один год и семь месяцев и окончился абидоской битвой, случившейся 13 апреля 989 года. Теперь мы можем перейти к продолжению нашего рассказа. Объявив себя императором, Фока двинулся к столице. Современник этих событий, тот же Лев Диаков, так описывает ход действий этого бунтовщика. Восстав на государей, Фока «покорил азиатские римские области, овладел приморскими торговыми городами и крепостями, заградил пролив Геллеспонта множеством судов, не пропуская купеческих кораблей к столице, и у Абидоса высадил на берег великое войско под начальством магистра Льва Парсакутинского, как для охранения судов, так и для осады сего города. После того он поставил крепкий стан на Хрисопольском холме (Скутари), против Византии, и отправил туда многочисленную конницу и пехоту, под предводительством брата своего Патрикия Никифора и Патрикии Калокира Дельфинаса 78 . При таких обстоятельствах император Василий оказался в безвыходном положении. Весь Восток и вся Малая Азия были в руках бунтовщика. Одержавшие недавно блестящую победу, «Болгары, скажем словами Яхьи, воспользовались случаем и воевали страну Греков несколько раз, и опустошали ее до города Салуники и делали набеги на те области Греков, которые на Западе» 79 . К довершению зла с далекого запада стали приходить известия о происходивших в Италии беспорядках 80 . Прекрасной характеристикой тогдашнего положения императора служат следующие немногие, но полные жгучей горечи, слова новеллы, данной от 4 апреля 988 г.: «с тех пор, говорит Сравнительная хронологическая таблица, показывающая взаимное отношение годов по четырем системам счисления – сентябрьской, октябрьской, январской и мартовской – в применении к истории бунта Барды Фоки. Общий счет месяцев по годам 986–989 Сентябрь-ский Октябрь- кий Январс- кий Мартовс- кий Сентябрь 986           1 Октябрь 986        1 Ноябрь Декабрь Январь 986        1 Февраль 986        1 Апрель Август Поражение при Сардике Сентябрь 987          1 Октябрь 987          1 Ноябрь Декабрь Освобождение Склира из заключения Январь 987          1 Февраль Прибытие Склира в Малатию 987          1 Апрель Возвращение Фокетзвания доместина Август Собрание заговорщиков в доме Малеива

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существуют и доктринальные различия между триадологией «Послания...» и богословием Яхьи ибн Ади. Автор «Послания...» говорит о триаде божественных признаков-ипостасей (§ 153-155): Бытие - Жизнь - Логос. Эта триада, заимствованная, видимо, из философии Прокла ( Procl. Theol. Plat. IV 1; Idem. Elem. theol. 90: οσα - ζω - νος), отсутствует в корпусе подлинных сочинений Яхьи ибн Ади, у к-рого преобладают др. триады, тоже неоплатонического происхождения: Сила - Щедрость - Мудрость; Ум - Мышление - Умопостигаемое (см.: Holmberg. 1989. P. 28-29; ср.: Procl. In Tim. 118; Idem. Elem. theol. 106: γαθτης - γνσις - δναμις). Богословское и философское различие наблюдается и в учении о единстве Божества. Согласно автору «Послания...» (§ 59-62, 99-101), единое (  ) может быть выражено 3 способами: по роду (  ), по виду (  ) и по индивиду (  ). Единство Бога может быть основано только на категории вида (§ 143, 146, 151, 159, 168). Яхья ибн Ади предлагает более сложную и продуманную классификацию. В «Трактате о единстве» он выделяет 6 способов понимания единства: род, вид, отношение, непрерывность, определение и неделимое; 3 последние категории выражают единство по числу. В трактате против аль-Кинди ( Yah ya   Ibn ‘ Ad . 1920. P. 12) Яхья упрекает философа в том, что его 3-частная классификация единства (по числу, виду и роду) является слишком упрощенной и неполной, и предлагает свою 6-частную. Яхья явно относится неодобрительно к мнению о том, что единство Бога основано на категории рода или вида, поскольку род или вид для своего существования нуждаются в индивидах; др. словами, индивиды суть причины существования рода и вида. А Бог, Первая Причина, не может зависеть от каких-то др. причин, поэтому Его единство, согласно Яхье ибн Ади, может быть выражено только с помощью категории определения, а точнее с помощью категории субъекта определения: Бог «множественен» в определениях или свойствах (благой, всесильный, мудрый и т. д.), но един как субъект этих определений (Ibid. P. 13; Holmberg. 1989. P. 31).

http://pravenc.ru/text/675017.html

Но еще Погодин в полемике с ним, а затем и новейшие хронологи, например Лалош, доказали, что Хавский заблуждался в данном случае. Что Хавский действительно заблуждался, это видно хотя бы, напр., из того, что все рассматриваемые писатели 76 сходятся между собою в показании года абидоской битвы, которая, по точному показанию Яхьи, случилась 13 апреля 989 года. Если бы мартовский год шел впереди сентябрьского и октябрьского годов, тогда бы это согласие было бы не возможно, так как апрель 989 мартовского года в таком случае соответствовал бы 8-му месяцу сентябрьского и 7-му месяцу октябрьского 988 года. – Из сказанного получается следующий вывод: месяцы, в которые случилось собрание заговорщиков в доме Малеина и открытое восстание Варды Фоки, т. е. август сентябрьского и сентябрь октябрьского 987 года, соответствовали 6-му и 7-му месяцам мартовского того же 987 года. Если же Асохик относит начало бунта Фоки к 986 году, то это значит, что он выдвигает этот факт minimum на 5 месяцев вперед. Такое противоречие в показаниях Кедрина и Яхьи – с одной стороны, и Асохика – с другой, не должно, однако ж, смущать исследователя. Дело в том, что Асохик не из тех историков, которые отличаются точностью хронологических показаний. Прежде всего, заметим, что у него вообще очень редко встречаются даты с точным указанием месяца и числа и поэтому неточность в несколько месяцев у него дело обычное. Что же касается в частности данного случая, то неточность и ошибочность его показания доказать нетрудно. Отметив под 986 годом, смерть выселенного в Македонию армянского иерея Гавриила, Асохик говорит далее, что после этого завязалась переписка между митрополитом севастийским и армянским патриархом Хачиком и тут же помещает ответ, который митрополит успел получить от патриарха. Непосредственно за этим у него передается уже известная нам история неудачного сватовства болгарского царя Самуила на сестре императора, столкновение между Самуилом и Василием, окончившееся поражением последнего при Сардике и, наконец, под этим же годом у него говорится и о начале бунта Фоки 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько легче установить хронологическую последовательность между такими событиями, как отправление вспомогательного отряда, крещение и женитьба Владимира. Из текста рассматриваемого отрывка можно с полною вероятностью вывести такое заключение, что, по представлению Яхьи, Владимир сначала отправил вспомогательный отряд, потом крестился, а затем женился. Это вытекает из следующих слов: «И послал к нему (царю руссов) царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране руссов». Здесь Яхья первым ставит факт крещения царя, а вторым – отправление к нему сестры Василия; затем выражением – «впоследствии» прямо показывает, что эта эпизодическая вставка относится к более позднему времени, чем то событие, о котором он будет далее говорить, т. е. чем отправление вспомогательного отряда. Следующие затем слова: «и когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска руссов», опять таки всего естественнее понимать в том смысле, что войска руссов прибыли тогда, когда решен был вопрос о браке, или что тоже – когда было заключено условие о браке. Сопоставляя это показание Яхьи с раньше рассмотренными другими известиями о положении дел в тогдашней Византии, мы находим возможным допустить следующий взгляд на сношения Василия с Владимиром. Василий поспешил вступить в переговоры с Владимиром тотчас же, как только узнал об измене Фоки. Узнал же он об этом от сына Склира Романа, который ушел к Василию между 2 мая и 15 сентября 987 г., т. е. гораздо раньше открытого восстания Фоки. Известив Василия о том, «какое соглашение состоялось между его отцом и Фокой», Роман мог также сообщить императору и о намерениях союзников завязать переговоры с Владимиром. Возможно даже, что со стороны Фоки в это время уже приняты были меры к расположению русского князя в свою пользу. Во всяком случае, для Василия это обстоятельство было вопросом существенной важности. После болгарского похода Владимира и предполагаемого участия русских войск в Сардикской битве отношения между Василием и Владимиром должны были принять враждебный характер. Недаром же Яхья выражается о Русских, что они враги царя Василия. На это обстоятельство Фока мог возлагать большие надежды и поэтому естественно должен был поспешить заручиться союзом Владимира, который представлялся ему естественным союзником. В свою очередь и Василий не мог оставить этого пункта без внимания; но не надеясь на успех непосредственных переговоров с Владимиром, он должен был позаботиться о посреднике; а естественным посредником для него в данном случае являлся немецкий император Оттон III, или вернее – его мать, сестра Василия, Феофано. Вот почему нам думается, что как только Василий узнал от Романа о затеях Фоки, он, не отлагая дела в долгий ящик, немедленно же отправил послов к императрице Феофано и, заручившись поддержкой немецкого двора, вошел в сношения с Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. 986 год. Между тем профессор Васильевский 72 , на основании целого ряда свидетельств, заимствованных из других источников, вполне доказал, что землетрясение, о котором здесь идет речь, случилось не в 986, а в 989 году. Неверность этой даты по отношению к факту землетрясения не дает, однако ж, права заключать о ее неверности и по отношению к собранию заговорщиков. Но тут приходится иметь дело с другою несообразностью. Дело в том, что дата эта страдает внутренним противоречием; противоречие это заключается в несоответствии индикта году: октябрь 15-го индикта есть октябрь не 6494, а 6495 года. Это же следует сказать и об августе месяце. Итак, если в этой дате мы примем год, то заговор в доме Малеина должны будем отнести к августу 986 года, если же примем индикт, то должны будем отнести его к следующему 987 году. Непосредственно очевидно, что исследователю в этом случае нечего колебаться: непосредственное отношение к заговору в тексте имеет дата индикта, а не года, и следовательно остановиться приходится на первой, а не на второй. Таким образом, если за начало бунта принять заговор в доме Малеина, то его, по Кедрину, придется отнести к 15 августа 987 года. – Другим характером отличается дата, занесенная в летопись Яхьи. Яхья говорит, что «взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя царем в среду, день праздника Креста, 14 Айлуля (сентября) 1298 (987), т. е. 17 Джумады I 377» 73 . Здесь мы имеем дело с двойной датой: христианской и мусульманской; здесь кроме того даны: месяц, число, день недели и приуроченный к нему христианский праздник. Словом, здесь дата обставлена такими точными подробностями, что исследователь ничего лучшего и представить себе не может. Заметим также, что дата эта, рядом посредствующих второстепенных дат, непосредственно связана с датой поражения Василия при Сардике, так что обе эти даты взаимно поддерживают и оправдывают одна другую. Итак, по показанию Яхьи, бунт Варды Фоки открыто начался 15 сентября 987 года. Чтобы устранить противоречие этого показания с выше рассмотренным показанием Кедрина, необходимо признать, что оба эти писателя датируют в данном случае различные факты: Кедрин говорит о провозглашении Фоки императором в тайном собрании заговорщиков, которое случилось 15 августа, Яхья говорит об открытом провозглашении его императором, которое случилось 15 сентября, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. поднять восстание против Василия; будучи не в состоянии одновременно действовать на два фланга, Фока сам первый входит в сношение с Склиром и с истинно византийскою хитростью успевает обмануть своего соперника, с которым поступает так, как требовали обстоятельства. Что же касается эпизода с Романом, то он, нам кажется, правдоподобнее передан у Кедрина. Много видевший на своём веку и много знавший старый Склир, взвесив шансы обоих противников (Василия и Фоки), мог найти, что положение Василия не безвыходное и поэтому, принимая лично сторону Фоки, обещавшего больше, чем мог дать ему император, он в тоже время позаботился устроить себе выход и на тот случай, если бы верх одержал император. Хотя нужно заметить, что и в передаче Яхьи нет ничего неправдоподобного. Вспомним, как когда-то Мстислав Изяславич, оказавшись дальновиднее своего отца, убеждал его не заключать мира с вероломным Владимиром Галицким. Но самым сильным доводом в пользу рассматриваемых показаний Яхьи следует признать полное согласие их с показаниями Асохика, писателя, тоже современного описываемым событиям и вполне независимого. Передав также, как и Яхья, только в более совращенном виде, факт прибытия Склира в Малатию и заметив, что «в Греции снова начались прежние смуты», Асохик продолжает: «Вард, он же Фока, по приказанию Василия, пошел против него (Варда Склероса) войною во главе всех греческих и иверийских войск. Он отправил к последнему послов с (следующим) обманчивым предложением: «приди (ко мне), мы заключим мир и разделим между собою Грецию, уничтожив владычество Василия». Царь Вард согласился на это и отпустил бывшие при нем войска Татчиков. Но когда они встретились друг с другом, то Вард, он же Фока, изменив своей клятве, по прошествие семи дней, схватил Варда Склероса и с вооружённым конвоем приказал отвести его в крепость Жервас». По Кедрину, Склир посажен был в Каппадокийскую крепость Тиропею. Любопытно то, что речь, с которою здесь послы Фоки обращаются к Склиру, совершенно напоминает вышеприведенные слова письма, с которым, по Кедрину, Склир обратился к Фоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответное же письмо Фоки, по Кедрину, содержало в себе более определенное предложение: «если одержим верх – писал Фока Склиру – ты царствуй в Антиохии над Финикиею, Сириею, Палестиною и Месопотамиею, а я воцарюсь в Константинополе над остальною частью». Проект этот, и по показанию Яхьи, принадлежал Фоке, который представляет его заключительным актом начатых Фокою переговоров. Из сказанного видно, что Фока первый обратился к Склиру сначала с предложением общего характера; когда же встретил в Склире сочувствие, то он предложит ему уже определенное условие, на которое Склир дал свое согласие. Мы довели рассказ до того момента, когда события, имевшие место в Византии, начинают вступать в причинную связь с событиями из русской истории и когда, следовательно, на помощь иностранным источникам являются наши русские источники. Но совместное пользование этими двоякого рода источниками встречает немалое затруднение в замечаемом между ними разногласии в хронологических показаниях. Так как в последовательном ходе ряда следующих событий исходным пунктом является начало бунта Варды Фоки, то мы предварительно и остановимся на этом моменте и постараемся с возможною твердостию закрепить его хронологическую дату. Прямое указание на начало этого бунта мы встречаем у трех писателей: Кедрина (Скилицы), Яхьи и Асохика. У Кедрина находим следующее показание: «15 индикта, 6494 года, в месяце октябре, случилось большое землетрясение, были разрушены многие домы и храмы и часть свода великой церкви, что потом опять император любочестиво исправил, издержав десять кентинариев золота на одне те машины для восхода, на которых рабочие, стоя и принимая поднимаемые вверх материалы, строили вновь обрушившееся». Сказав это, Кедрин непосредственно переходит к сообщению уже известного нам факта собрания заговорщиков в доме Малеина, которое, по его словам, состоялось 15 августа 15 индикта (ιε το Αγοστου μηνς, τς ιε νδικτινος 71 ). Дата эта заключает в себе двоякую несообразность. По этому показанию, собрание заговорщиков случилось в один год с вышеописанным землетрясением, каковым годом признается 6494, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерно по такому же мошенническому принципу и создавались все остальные числовые «чудеса» Корана, то есть делался выборочный подбор тех или иных грамматических форм слова, исключая все неудобные варианты, пока не получалось заранее известное число 134 . Сами мусульмане, которые исследовали подобную методику получения «чудес», заявляют, что «числовых чудес», о которых говорят некоторые мусульманские авторы в своих книгах, «не существует, и эти книги основаны на выборочном подходе для того, чтобы доказать эту гипотезу и уверить в этом читателя» 135 . Сюда же можно отнести так называемые « чудеса » с химическими элементами , которые якобы указаны в Коране. По словам Х. Яхьи, «буквы арабского алфавита расположены в айатах Суры „Железо“ в такой уникальной форме, что айаты, с одной стороны, раскрывают нам важнейшие мировоззренческие повеления и запреты Всевышнего Творца, раскрывают нам вероустав Аллаха, с другой стороны, открывают нам знания о многих химических элементах, их особенностях, атомные массы и номера» 136 . Здесь примерно такая же картина, как и с «математическими чудесами». Если взять и проанализировать, например, «чудеса» с любыми тремя химическими элементами, в произвольном порядке (1, 2 и 4-й у Х. Яхьи): элемент радон (86Rn), цирконий (40Zr) и фтор (9F), то везде можно увидеть подтасовку, а иногда и прямой обман. Х. Яхья утверждает, что обозначение элемента радон (Rn) присутствует в 22-м айате Суры «Железо», причём от начала айата до этого сочетания букв ровно 86 букв, что соответствует его атомному номеру. Однако почему-то приводит арабский текст не 22 айата, а 20-го, да и само сочетание букв R и n получается, если взять буквы двух разных слов – конец слова лькуффара – «неверующих» и начало слова набаа туху – «растение». С цирконием более сложная ситуация, о нём якобы говорит 13-й айат данной Суры, и нужное сочетание букв Zr получается через 40 букв от начала айата, что соответствует атомному номеру циркония как химического элемента в периодической системе элементов Д.И. Менделеева, а «от сочетания букв Zr до конца айата имеется 91 буква», что совпадает с атомной массой данного элемента. Если с некоторой натяжкой число 40 от начала получить можно 137 , то с числом 91 проблема: если вести счет арабских букв непосредственно после сочетания букв Zr, получается ровно 94 буквы. Число 91 получается, только если вести счёт не сразу после букв Zr, а со следующего слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Абд ар-Рахмана Арефа - брата покойного президента и сохранил пост премьер-министра. В мае-июле аль-Баззаз совершил поездку по Египту, Турции, Ирану и СССР в целях примирения государств, в июне провозгласил программу мирного урегулирования в Курдистане, положив конец военным действиям. Обеспокоенные его успехами военные вынудили аль-Баззаза подать в отставку. Пост премьер-министра занял отставной ген. Наджи Талиб, к-рый обещал завершить затянувшийся переходный период полноценными выборами в Национальное собрание. В февр. 1967 г. кабинет Талиба принял новое электоральное законодательство, по к-рому женщины лишались избирательных прав, а ССИ становилась практически единственной партией, к-рая могла выдвигать кандидатов в Национальное собрание. В начале Шестидневной войны 1967 г. И. отправил войска на Иорданский фронт и последовательно выступал за ликвидацию гос-ва Израиль. Вскоре была прекращена отгрузка нефти в США, Великобританию и ФРГ и было наложено эмбарго на импорт их продукции. Затем И. разорвал с ними дипломатические отношения. Ген. Ареф сформировал «правительство военного спасения» под рук. Тахира Яхьи, к-рый опубликовал программу экономического развития, провел широкомасштабную амнистию и ослабил цензуру, но саботировал мирное урегулирование курдской проблемы. В авг. он передал ИННК земли, изъятые у ИПК, с правом добычи нефти и газа на всей территории И., а в сент. председатель ее адм. совета получил права и полномочия министра. Однако налоги ИПК и ее филиалов с оставшихся участков составляли 80% гос. бюджета (1968). В нояб. ИННК на 26 лет допустила к нефтедобыче на юге страны группу франц. компаний ЭРАП при условии контроля над всеми ее операциями. Тогда же кабинет Яхьи под давлением левых сил обратился к СССР за помощью в освоении крупнейшего нефтяного месторождения в стране - «Северного Румайла». Ок. 90% средств от налоговых поступлений за добычу нефти Ареф направлял на военные расходы, вводились новые налоги (в т. ч. «дополнительный оборонный» на импортируемое продовольствие и товары широкого потребления).

http://pravenc.ru/text/673821.html

В XIV и XVI вв. перестраивался Эс-Сарайа-эль-Хамра (Красный дворец) в Триполи (первоначально, вероятно, здание рим. времени). В 1510 г. Триполи взяли испанцы, к-рые в 1530 г. передали его рыцарям-иоаннитам. В 1517 г. Османская империя присоединила Киренаику (Барку) и вступила в схватку с Испанией за Триполитанию (Тарабулус), к-рую в 1551 г. завоевал известный корсар Тургут-реис. В 1577 г. обе области объединены вместе с Феццаном в Триполийский эйалет (в европ. источниках регентство), к-рым до нач. XVIII в. правили наместники-бейлербеи с титулом «паша» - выходцы из янычар, чью власть ограничивал совет (диван) янычарских командиров и корсарских капитанов. Евреи, бежавшие от испанцев внутрь страны, получили от османов надежные гарантии безопасности и в сер. XVI в. восстановили былое влияние, благодаря в т. ч. притоку беженцев из Испании: в 1549 г. верховным раввином Триполи стал видный каббалист и литургический поэт Шимон Лави. Хотя в 1588-1589 гг. антиосманское восстание махди Яхьи ибн Яхьи принудило многих из них обратиться в ислам, после его разгрома евреи по особому разрешению вернулись к вере отцов. В XVII в. их сообщество пополнилось выходцами из Ливорно; проповедь саббатианства вел в 1663-1674 гг. один из главных его теоретиков А. М. Кардосо. Из-за столкновений соперничавших клик Триполийский эйалет периодически погружался в анархию, а его превращение в одну из важнейших баз «берберийского» пиратства побуждало западноевроп. гос-ва защищать здесь интересы своих подданных, прибегая то к подкупу, то к вооруженным угрозам. В 1675 г. англ. контр-адмирал Дж. Нарборо за несоблюдение подписанного трактата разорил неск. кварталов Триполи; его примеру последовали французы - маршал Ж. д " Эстре в 1685 г. и капитан Э. Н. де Гранпре в 1728 г. В эти десятилетия в Триполийском регентстве развернулась миссионерская активность католич. Церкви: францисканцам , прибывавшим сюда для выкупа единоверцев из «берберийского» рабства, Папский престол поручил пастырское попечение над апостолической префектурой в Триполи, выделенной в 1630 г. из епархии Лас-Пальмаса. В 1643 г. был рукоположен 1-й ординарий новой префектуры Паскаль Канто. В 1645 г. в триполийской медине была построена ц. Санта-Мария-дельи-Анджели. К 1-й пол. XVIII в. относятся упоминания о титулярных митрополитах Ливийских, подчиненных Александрийской Православной Церкви: до посвящения в патриархи Самуил (Капасулис) в 1700-х гг. и Матфей (Псалт) в 30-х гг. XVIII в. были в этом сане.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010