Рассказ «Обычного жития» в целом совпадает с летописным, хотя более сжат (отсутствуют «Речь философа» и др.), в то же время он содержит некоторые неизвестные летописи детали (послы Владимира Святославича пребывают в Царьграде 8 дней, осада Корсуня длится 6 месяцев и т. п.), а также заключительный молитвенный призыв к равноап. Константину и Владимиру Святославичу избавлять от бед «люди... греческыя и рускыя». Житийные тексты о Владимире Святославиче изданы и изучены недостаточно, поэтому нельзя с определенностью ответить на вопрос, зависит ли житийный рассказ от летописного, или же они перерабатывают какой-то общий источник. Некоторые отсутствующие как в ПВЛ, так и в Житии детали о Крещении Владимира Святославича и киевлян находятся в разных редакциях Проложного жития Владимира Святославича Т. н. Церковный устав князя Владимира, дошедший в многочисленных редакциях, которые восходят, согласно Я. Н. Щапову, к общему архетипу XII в., имеет в первоначальной основе установления эпохи Владимира Святославича Довольно разнообразные свидетельства о Владимире Святославиче содержатся в латиноязычных памятниках – послании к герм. кор. Генриху II архиеп.-миссионера Бруно Кверфуртского (1008) и хронике саксонца Титмара Мерзебургского (1012–1018). В прочих содержатся почти только сведения о внешнеполитических обстоятельствах Крещения Владимира Святославича: в визант. хронике Иоанна Скилицы (создана на рубеже XI–XII вв., но использовала достоверные источники 2-й пол. X в.), в арабо-сир. хронике весьма осведомленного Яхьи Антиохийского (ум. ок. 1066), в сочинении араба Абу Шоджи ар-Рудравери (ум. в 1095), в арм. хронике Степаноса Таронеци (Асолика) (нач. XI в.). Древнерусские источники Иностранные источники Литература историческая Литература по богослужебным текстам Использованные материалы   ПСРЛ. Т. 41. С. 44   Thietm. VII, 73–74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141   ПСРЛ. Т. 9. С. 35; Т. 37. С. 60   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 18; Т. 2. Стб. 13   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79–80, 121; Т. 2. Стб. 67, 105; НПЛ. С. 128, 159; Жития св. мучеников Бориса и Глеба. С. 27–28 и др.

http://drevo-info.ru/articles/6457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ патриарх Александрийский (953 - 7 сент. 960). Единственным источником сведений об И. является арабо-христианская хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). В ней сообщается о кончине И. в 349 г. хиджры после 8 лет Патриаршества. Предыдущий патриарх Исаак занимал кафедру с месяца зу-ль-хиджа 329 г. хиджры (авг.- сент. 941) на протяжении 13 лунных лет. Учитывая приблизительность указанных сроков правления, начало Патриаршества И. можно отнести к рубежу 341 и 342 гг. хиджры, т. е. к весне 953 г. Патриаршее служение И. совершалось в период резкого обострения мусульмано-христ. отношений как на границах, так и внутри мусульманского мира. В сер. 50-х гг. Х в. войско нубийского христианского царя вторглось в Египет и взяло Асуан. Мусульмане отбили вторжение и, преследуя нубийцев, захватили их крепость Ибрим. На сев. границах мусульманских владений византийцы продвигались в глубь Вост. Анатолии и Сирии. Победоносное вторжение доместика Льва Фоки в Сирию в 959/60 г. спровоцировало в марте 960 г. погромы церквей в Фустате. В течение неск. дней была дважды захвачена, разграблена и осквернена православная ц. арх. Михаила в квартале Каср-эш-Шама; та же участь постигла и 2 копт. церкви; мн. христиане подверглись нападениям. Вскоре И. скончался и был погребен в ц. св. Феодора в Фустате. После И. Александрийская кафедра вдовствовала 4 года, в течение к-рых продолжались погромы. 29 марта 961 г. в Египет пришли известия о завоевании византийцами Крита. Чернь Фустата снова разгромила ц. арх. Михаила (после чего здание оставалось заброшенным мн. десятилетия), а также храмы несториан и коптов. Ист.: Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire/Éd. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1924. [Fasc. 1]. P. 726-727, 779-783. (PO; T. 18. Fasc. 5) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 333, 335-336. (ППС; Т. 17. Вып. 50)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/578164.html

ибн Джами (Джумей) († 29.05.966, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (с 964). Единственным источником сведений об И. является арабо-христ. хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). Во время Патриаршества И. обострились межконфессиональные отношения на Ближ. Востоке. В 1-й пол. X в. завершился распад Аббасидского халифата, Палестина вошла в состав владений Ихшидидов (935-969), тюркской династии, правившей в Египте. Политический кризис мусульм. мира усилил антихрист. настроения, неоднократные погромы церквей (в 923, 937, 940) имели место в Сиро-Египетском регионе, в т. ч. в Иерусалиме. Межконфессиональную напряженность усугубляли успешная экспансия Византии в Вост. Средиземноморье, потеря арабами в 60-х гг. X в. Крита, Кипра и Киликии и переселение в Сирию мусульм. беженцев с утраченных территорий. Известия о победах византийцев спровоцировали новые погромы христ. церквей в Фустате в 960 и 961 гг. В такой обстановке правитель Иерусалима Мухаммад ибн Исмаил ас-Синаджи обложил Иерусалимскую Церковь тяжелыми поборами. И. сначала выплачивал требуемые суммы, потом поехал в Египет к правителю гос-ва эмиру Кафуру и через чиновников-христиан просил его разобраться в ситуации. Кафур отдал соответствующее указание наместнику Сирии аль-Хасану ибн Абдалле, а тот - ас-Синаджи. Однако градоначальник продолжал притеснять христиан и незадолго до Пятидесятницы 966 г. потребовал чрезмерных денежных выплат. Патриарх, надеясь на заступничество высших лиц гос-ва, отказался платить и отправился с жалобой в Рамлу, где тогда находился наместник Сирии. Оттуда И. вернулся в Иерусалим вместе с военачальником Текином, к-рого наместник откомандировал для защиты христиан от посягательств администрации города. Ас-Синаджи воспринял происходящее как прямой вызов и покушение на свои властные полномочия. Он собрал «толпу родичей, приверженцев и всякого сброда» и потребовал, чтобы патриарх явился к нему. И., видимо не вполне осознавая серьезность ситуации, пошел на обострение конфликта: он отказался встретиться с ас-Синаджи, велел своим людям запереть ворота храма Гроба Господня и быть готовыми к нападению. Градоначальник арестовал Текина и снова призвал патриарха, обещая ему неприкосновенность. И. не ответил на это приглашение. Тогда 28 мая толпа, возможно возглавляемая гулямами ас-Синаджи, подожгла двери в храм Гроба Господня и ворвалась в него. Церковь была разграблена, из-за пожара обрушились купол ротонды Воскресения и крыша базилики (храм был восстановлен христианами в несколько этапов в посл. трети X - нач. XI в.). Тогда же подверглась разграблению и разрушению ц. Пресв. Богородицы на Сионе. В нападениях на церкви наряду с мусульманами участвовали евреи. Именно они на следующий день обнаружили патриарха, прятавшегося в цистерне для масла в кладовой храма Гроба Господня, убили его, а тело сожгли во дворе храма, привязав к одной из колонн.

http://pravenc.ru/text/469642.html

Летопись преподобного Нестора об этих переговорах и заключении военного союза не сообщает ничего, однако довольно подробно рассказывают о них другие источники – хроника сирийского автора Яхьи Антиохийского, бывшего не только современником, но и живым свидетелем мятежа Варды Склира; сочинение армянского историка Степаноса-Асохьика из г. Торона (980–1066г.) арабская хроника продолжателя Ибн-Мискавейха, писавшего между 1072 и 1092 гг. Все эти источники однозначно свидетельствуют, что переговоры между князем Владимиром и Митрополитом Феофилактом завершилась крещением Владимира и его дружины. Хроника Ибн-Мискавейха указывает также, что когда «царь русов принял христианство, союз был заключен и принцесса отдана ему в жены. Царь же руссов отправил часть крестившихся с ним воинов, людей сильных и мужественных, на помощь им (византийцам)». 52 Русские войска в битвах при Хрисополисе, в январе 989 г. и при Абидосе, в апреле 989 года нанесли мятежникам решительное поражение. Гибель во второй битве главного претендента на престол – Варды Фоки утвердила власть императора Василия II над всей территорией империи. «Повесть временных лет» описывает крещение князя Владимира совсем иначе. После описанного совета с боярами и старцами, Владимир в 988 году во главе своей дружины идет в поход на Корсунь (Херсонесс) и осаждает город. Один из жителей города, Анастас, послав в русский стан стрелу с прикрепленной к ней запиской, подсказывает русскому князю, как перекрыть подземный водопровод, снабжающий город, чтобы защитники Херсонесса были вынуждены сдаться. После того, как Владимир овладел Херсонессом, он посылает в Константинополь императору Василию II и его соправителю Константину VIII ультиматум: «Вот взял уже Ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице Вашей то же, что и этому городу». Императоры, согласно летописи, ответили Владимиру: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то ее получишь и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь.» Услышав это, Владимир сказал греческим послам: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и любы мне вера ваша и богослужение, о котором мне рассказывали посланные мною мужи.»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императоры, не слишком доверяя русскому князю, через своих послов отвечали: «Крестись, и тогда пришлем сестру нашу к тебе.» Владимир в ответ заявлял: «Придите с сестрой Вашей и тогда крестите меня», и настоял, в конце концов, на своем. Принцесса Анна прибыла в Херсонесс. Владимир, как повествует преподобный Нестор «по Божественному промыслу разболелся в то время глазами и не видел ничего... И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей...» Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то велик Бог христианский.» И повелел крестить себя. Херсонесский епископ крестил русского князя» и, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он... и прославил Бога: «Теперь я узнал Бога истинного.» Только после этого, согласно летописи, состоялось венчание Владимира и Анны, а по прибытии Владимира в Киев состоялось Крещение Руси в Днепре. Исторические источники, таким образом, представляют две различные, несогласующиеся версии Крещения князя Владимира. Летопись преподобного Нестора свидетельствует, что автору ее в то время, когда он составлял свой рассказ о крещении Владимира, было известно о существовании других исторических версий этого события, которые летописец начисто отвергает: «Крестился же он в церкви Св. Василия, а стоит та церковь в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг... Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Васильеве (пригородном княжеском замке), а другие по-иному скажут.» Большинство источников – хроники Яхьи Антиохийского, Степаноса Асохьика, продолжателя Ибн-Мискавейха – ничего не сообщают о походе Владимира на Херсонесс и взятии этого крупного города русскими. Упоминает об этом только византийский историк Лев Диакон (Х в.), описавший явление на небе огненных столбов, которое, по его мнению, было предзнаменованием падения Херсонесса. На основании этого свидетельства ученые рассчитали, что Херсонесс был взят не раньше начала апреля и не позже конца июля 989 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (II) патриарх Иерусалимский (980/1-984/нач. 985, Каир). Информация об И., как и о большинстве др. мелькитских иерархов Х в., содержится в арабо-христ. хронике Яхьи Антиохийского (XI в.). До возведения на Патриарший престол И. был врачом; мусульм. биограф Ибн Аби Усайбиа (XIII в.), повторяя сообщение Яхьи, называет И. «хорошо знающим врачебное искусство и сведущим в науках». Патриархом И. стал на 5-м году правления фатимидского халифа аль-Азиза в Египте, т. е. между 27 июня 980 и 15 июня 981 г. Во время Патриаршества И. Фатимиды боролись с бедуинским вождем Муфарриджем ибн аль-Джаррахом, пытавшимся удержать под своей властью Палестину (981/2). Тем не менее И. и его синкелл Садака ибн Бишр многое сделали для упорядочения церковной жизни, в первую очередь в деле восстановления храма Гроба Господня, сожженного в 966 г. Садака продолжил начатые ранее строительные работы, в частности соорудил купол над базиликой св. Константина. По сообщению Яхьи, И. правил 3 года и 8 месяцев и умер в Каире, где находился, видимо, для решения церковных вопросов с фатимидскими властями. И. был похоронен в ц. св. Феодора в Фустате, к-рая в то время являлась патриаршей усыпальницей (в 60-х гг. Х в. там были погребены Иов Александрийский и Христодул Иерусалимский). Ист.: Yahya-ibn-Sa‘ ï d d " Antioche. Histoire/Éd. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1924. [Fasc. 2]. P. 408. (PO; T. 23. Fasc. 3) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 342, 356. (ППС; Т. 17. Вып. 50)); Ibn Abi Usaybi‘a. ‘Uyu  n al-anba   " f abaqa  t al-aibba   " . Al-Qa  hira, 1881. P. 493. Лит.: Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 17, 156, 351-352; Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 154. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673637.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ (I) предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 220-221 опубликовано: 1 апреля 2008г. АГАПИЙ (I) († ок. 960), Патриарх Антиохийский (на каф. с 953). Его рукоположение в 7-й год правления халифа аль-Мути (946-974) упоминается в летописи Яхьи Антиохийского , на основании чего позднейшие исследователи (М. Лекьен , еп. Порфирий (Успенский)) включали его в списки Антиохийских Патриархов. Однако впосл. ученые (К. Каралевский, В. Грюмель ) высказали сомнение в исторической реальности этого лица. Поэтому первым Антиохийским Патриархом с этим именем обычно называют др. Агапия (см. ниже). К. А. Панченко Рубрики: Антиохийская Православная Церковь Антиохийская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Антиохийской Православной Церкви Агапий (I) († 960), Патриарх Антиохийский См.также: АГАПИЙ I (II) I (II) († 997), Патриарх Антиохийский АЛЕКСАНДР I († 424), Патриарх Антиохийский с 414 АЛЕКСАНДР II (кон. VII в.), Патриарх Антиохийский АЛЕКСАНДР III (Тахан; 1869–1958), Патриарх Антиохийский (с 1928) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63098.html

Автор «Послания...» критикует ан-Наши за то, что тот отрицает возможность к.-л. связи Творца с творением или причастности тварного мира Творцу (§ 102-118). С др. стороны, И. далек от признания идеи «однозначности бытия», т. е. учения о том, что бытие во всех вещах имеет один и тот же смысл, одно и то же определение. Он резко отклоняет антропоморфизм Хишама ибн аль-Хакама, автора основ вероучения шиитов (§ 90-93), отстаивая идею абсолютной трансцендентности Бога по отношению к тварному миру и его понятиям (§ 20, 42, 54, 71, 121, 130, 141, 143, 146, 150, 163, 189, 214, 217, 220). 7. В «Послании...» есть ряд параллелей с подлинными сочинениями Яхьи ибн Ади, однако существуют и значительные различия, позволяющие сделать вывод о невозможности авторства последнего. В § 19 автор иллюстрирует идею ненадежности чувственного восприятия через образ лодки, плывущей по р. Тигр: человек, сидящий в лодке, видит проплывающие мимо плантации и здания и ошибочно полагает, что они перемещаются, хотя в действительности перемещается он сам, находясь в движущейся лодке. Такой же образ, по крайней мере дважды, встречается в подлинных сочинениях Яхьи ибн Ади, однако в более усовершенствованном виде и с др. значением ( Yah ya   Ibn ‘Ad . 1920. P. 168; Graf. 1926. S. 837). Приводя этот образ, Яхья ибн Ади хочет показать, что один и тот же объект в одно и то же время может быть описан с помощью противоположных признаков, но с различных т. зр.: с одной стороны, человек, сидящий в лодке, находится в покое относительно себя самого, т. к. он не двигается из одного места лодки в другое; с др. стороны, человек находится в движении «по акциденции», т. е. в таком движении, к-рое не является его собственным. Др. случаем сходства между «Посланием...» и бесспорно подлинными сочинениями Яхьи ибн Ади является учение о 3 уровнях бытия. Согласно автору «Послания...», все вещи существуют на 3 уровнях (  ), или 3 способами: во-первых, есть реалии, которые ниже разума (    ), их можно постичь посредством чувственного восприятия отдельных вещей (§ 16-20); во-вторых, есть универсалии - вещи, существующие «вместе с разумом» (    ), к-рые постигаются умом и от к-рых зависят чувственно воспринимаемые вещи (§ 21-42); наконец, есть вещи, к-рые выше разума (    ), и знание о них может быть достигнуто только с помощью индукции (§ 43-57). Подобное онтологическое деление встречается в подлинных трактатах Яхьи ибн Ади не менее 4 раз ( Holmberg. 1989. P. 23). В конце «Послания...» (§ 215-220) автор рассматривает вопрос уместности некоторых аналогий в учении о Троице. Любая аналогия есть лишь знак (  ), который ни в коем случае не должен прилагаться к Троице во всех отношениях. Через аналогию мы можем представлять себе Бога лишь «приблизительным образом и как сравнение» (§ 217). Та же идея «приблизительной истины» аналогий, выраженная почти в тех же словах, присутствует в подлинных трактатах Яхьи ибн Ади ( Holmberg. 1989. P. 25).

http://pravenc.ru/text/675017.html

В вышеприведенной выписке из летописи Яхьи мы отметили четыре отрывка, из которых каждый, как это не трудно заметить, содержит отдельный вполне законченный эпизод. Заговорив о том или другом предмете, автор, чтобы не возвращаться к нему вторично, спешит сообщить о нем, хотя коротко, все, что считал нужным и возможным сообщить. В первом отрывке представлен maximum успехов Фоки, во втором – maximum уничижения Власилия, в третьем – maximum следствий заключенного договора для Владимирам, в четвертом – maximum ближайших результатов этого договора для императора Василия. При таком способе изложения событие, передаваемое в конце каждого отрывка, неизбежно должно предупреждать событие, о котором говорится в начале следующего отрывка, хотя бы последнее совершилось на деле раньше первого. Так, действительно, и случилось у Яхьи в рассматриваемом месте. Так, напр., в четвертом отрывке сообщается о хрисопольском поражении Фоки, а между тем это случилось позже передаваемого затем известия об отправлении Таронита в Требизонде; в третьем отрывке говорится о крещении всей Русской земли, об отправлении к Владимиру сестры императоров и о построении ею многих церквей в стране Руссов; но все это несомненно случалось после отправления Владимиром вспомогательного отряда Василию и после хрисопольской битвы, о чем говорится в следующем четвертом отрывке. Такое же отношение, по нашему мнению, существует и между первым и вторым отрывками: положение Василия сделалось опасным и вынудило его искать помощи у Владимира гораздо раньше того, как войска Фоки дошли до Хрисополя, что совершенно согласно с ходом уже изложенных событий: так как почти все наличные военные силы находились в руках Фоки, то положение Василия сделалось опасным уже с самого начала бунта. Вообще, не трудно заметить, что у Яхьи в данном случае хронологическая последовательность в передаче известий принесена в жертву эпизодической законченности. Не трудно понять и причину этого обстоятельства. Яхья вообще любит быть обстоятельным, точным, последовательным и питает особую страсть к хронологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О первых шагах освобожденного Склира, о его успехах в Малатии, об отправлении против него императором войск под начальством Фоки – Кедрин тоже ничего не знает. О времени возвращения Склира из плена говорится глухо. Сказав о вышеупомянутом собрании зоговорщиков в доме Малеина, Кедрин продолжает: τοτου δ ναγορευθντος, γγλλετο κα Σκληρς κων π Συρας 67 . В другом месте он говорит: κα μν Σκληρς ν τν ερημνων τρπων τν ωμαων καταλαμβνει γν, ερν Βρδαν τν Φωκν ς βασιλα νευφημομενον, κα ατς μοως παρ τν συνντων νευφημομενος 68 . Словам Кедрина: ερν... у Зонары соответствует аналогичный оборот: μαθν τν Φωκν δη βασιλειντα κα τυραννδος ρξμενον... Из приведенных слов видно, что, по представлению византийских историков, в то время, когда Склир появился в пределах византийского государства, Фока уже бунтовал, т. е. мы здесь встречаем мысль совершенно противоположную той, какую раньше встречали у Яхьи. Далее, по показанию Яхьи, Фока первый завязал сношения с Склиром; по показанию же Кедрина, это случилось наоборот: Склир γρμματα μν ον ατς κπμπει πρς τν Φωκν, κοινοπραγαν ξαιτν κα τς βασιλεας διανομν, ε καταγωνσασθαι δυνηθεεν τν βασιλα 69 . В ином свете представлен у Кедрина также и факт отправления сына Склира – Романа к императору. По Кедрину, не сам Роман уходит с доносом, а его тайно посылает отец, рассчитывая на то, что если одолеет Фока в борьбе с императором, то Склир заступится за сына пред победителем, а если победит император, то Роман исхлопочет у него прощение отцу 70 . Какой же из этих двух традиций следует отдать предпочтение? Мы не сомневаемся стать на сторону Яхьи. Его рассказ изобилует фактическими подробностями, сопровождаемыми хронологическими датами; отдельные эпизоды в его рассказе находятся в причинной связи между собою и взятые вместе прекрасно выясняют историю возникновения бунта Фоки: поражение Василия при Сардине влечет за собою освобождение Склира из заключения; успехи поднявшего восстание Склира вынуждают императора возвратить Фоке звание главнокомандующего над армией; переход армии в руки Фоки дает возможность ему привести в исполнение свою заветную мысль, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010