Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Территория, прилегающая к Великому Устюгу (первые упоминания города относятся к 1178 и 1218), с конца XII в. входила в Ростовскую епархию (см. ст. Ярославская епархия ). До включения в состав Московского государства Великий Устюг в конце XIII-XIV в. являлся центром земель Ростовского княжества на р. Ваге и в Подвинье и наряду с Гледенским Троицким монастырем был центром христианизации местного финно-угорского населения. Наиболее полный титул Ростовских архиереев этого времени приводят летописи: в 1396 году Киевский митрополит свт. Киприан «постави Григорья епископа Ростову, и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю, и Устюгу, и Молозе» . В актах титул Ростовских архиереев был более коротким и изменялся в зависимости от того региона, в который направлялся документ: напр., архиеп. Никандр (1549-66) в грамоте, посланной в Великий Устюг, имеет титул «Ростовский, Ярославский и Устюжский» (в др. документах - «Ростовский, Ярославский и Белозерский»). В XVI-XVII вв., до открытия Великоустюжской епархии, представителями епархиального архиерея в Устюжском крае были архимандриты Великоустюжского Михаило-Архангельского монастыря (основан ок. 1276), осуществлявшие надзор за духовенством и имевшие право освящения храмов. Власть епархиального архиерея осуществлялась в Устюге также через десятинников (упом. с 1436). Проект образования новой епархии на севере России рассматривался Московским Собором 1589 г. и был утвержден на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. . Великоустюжский Успенский собор Великоустюжская епархия была учреждена в марте 1682 года, будучи выделена из Вологодской епархии . В 1682 г. в состав епархии вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 г. также Яренский уезд. С 1686 года Великоустюжская кафедра по степени числилась после Холмогорской . Учреждение Великоустюжской епархии было обусловлено, в частности, необходимостью борьбы со старообрядчеством , широко распространившимся в Устюжском крае.

http://drevo-info.ru/articles/11756.html

Росло число религиозных обрядов, совершаемых молодежью и комсомольцами. Так, например, в Великоустюгском районе с 7 января по 24 февраля 1957 года было совершено 95 венчаний, по городам Великому Устюгу и Красавино бракосочетание с венчанием в церкви совершено 21 парой комсомольцев . Прихожанами были не только пожилые, но и более молодые, интеллигенция, образованные люди: учителя, офицеры, врачи, даже некоторые члены партии. Период «хрущевской оттепели» не стал для Вологодской епархии, как и в целом для Русской Православной Церкви, благоприятным, хотя вначале надежды, связанные с начавшейся демократизацией общественной жизни, были. Число действующих церквей, молитвенных домов и духовенства в СССР начинает снижаться. Интересно рассмотреть количество действующих православных церквей и молитвенных домов на 1 января 1956 года в соседних епархиях : Епархия Всего церквей В городах В поселках В деревнях Архангельская Вологодская Ивановская Костромская Московская Мурманская Ярославская Ленинградская Новгородская Калининская Хрущевское наступление на Церковь принесло свои плоды. Если Вологодская епархия не потеряла ни одного храма, то к 1 января 1957 года в Архангельской области было закрыто 7 церквей, в Ивановской – 1; в Ленинградской и Новгородской – по 14; в Московской – 2; в Ярославской – 6; в Костромской – 19; в Воронежской – 75; в Ростовской – 121; в Курской – 171 церковь (в середине 1950-х годов в РСФСР в эта епархия по количеству открытых церквей была одной из самых «успешных» – 326) . Епископ Гавриил был любимым архипастырем; вологодские верующие и духовенство благоговейно относились к нему. Он не вполне устраивал гражданские власти, был десять лет терпим ими. Наверняка он пробыл бы на кафедре более продолжительное время, если бы не большая беда в кафедральном соборе Вологды. В 1959 году на Вербное воскресенье во время Всенощного бдения кто-то крикнул: «Пожар!» – и началась паника. Епископ Гавриил и священнослужители пытались навести порядок. Владыка, несмотря на всеобщую суматоху, продолжал помазывать прихожан в центре храма елеем, но давки избежать не удалось. В результате погибли люди – 21 человек! Светские власти признали владыку невиновным в этой трагедии, но он все равно был переведен в другую епархию. В окружении владыки эти события считали провокацией со стороны противников Церкви. 15 июля 1959 года владыка Гавриил был перемещен на Астраханскую кафедру .

http://pravoslavie.ru/31701.html

опубликован также//Фома. - – август 2016, С.60-67. – (раздел «Люди», рубрика «Путешествие с “Фомой”»). опечатка: здесь (стр.120) напечатано Псково-ПечОрского монастыря, то же       в подписи под фото на стр.123. В тексте (и в интернете) - Псково-Печерская   обитель. ПУШКИН. Витрина имперской России. #царская резиденция #лицей #Великая Отечественная война [ Местоположение : Город в составе Пушкинского района города федерального значения Санкт-Петербурга и его внутригородское муниципальное образование. Дата основания : 1710 год; Епархия : Санкт-Петербургская; Население : 101 тысяча человек; Флаг ; Герб ]/Автор Тимур Щукин . Ил.: [В Екатерининском парке. Мраморный (Палладиев) мост.] Фото Ильи Штрома; Прием Николаем II депутации после освящения Феодоровского Государева собора. 1912; Екатерининский дворец. Фото www.lori.ru ; Здание царскосельского Лицея. Фото www.lori.ru //Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.124-127. опубликован также//Фома. - – июнь 2016, С.70-75. – (раздел «Люди», рубрика «Путешествие с “Фомой”»). РЫБИНСК. Островок русской Атлантиды. #купцы #храмовая архитектура #угроза обрушения [ Местоположение : Административный центр Рыбинского муниципального района Ярославской области, городской округ. Расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи. Первое упоминание : 1071 год; Епархия : Рыбинская; Население : 193 тысячи человек; Флаг ; Герб ]/Автор Дмитрий Володихин . Ил.: [Здание Биржи с Собором и мостом через Волгу – визитная карточка Рыбинска.] Фото Belliy,wikipedia; Рыбинская пристань на Волге. Гравюра с оригинала В. Белоногова; Вид на город с колокольни Спасо-Преображенского собора. Фото Владимира Ештокина; Памятник поэту Льву Ошанину. Фото Владимира Ештокина; [Рыбинск зимой.] Фото Владимира Смирнова/ТАСС//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.128-131. САРОВ. Спрятанный город. #преп. Серафим Саровский #ядерная физика #безопасность страны #академик Сахаров [ Местоположение : Закрытое административно-территориальное образование. Расположен на границе Нижегородской области и Мордовии, в непроходимых лесах, на высоком и узком холме с крутыми склонами у слияния рек Сатис и Саровка. Дата основания : 1946 год; Епархия : Нижегородская Население : 94,5 тысяч человек; Герб ]/Автор Виктория Сельверова . Ил.: [Серафимо-Дивеевский Фото Александра Перешеина; В здании бывшей дворянской гостиницы сейчас располагается управление Российского Федерального ядерного центра. Фото Романа Яровицына/ТАСС; В музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ. Так выглядела первая советская атомная бомба РДС-1, испытанная 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне; Успенская Саровская пустынь, скульптура преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне. Фото Владимира Ештокина//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.132-135.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Ситуация изменилась при советской власти: стали передвигаться границы административно-территориальных единиц. Неслучайно далеко не всегда границы современных областей — Ярославской, Курской, Воронежской — совпадают с границами дореволюционных губерний. Простой пример: знаменитая Глинская пустынь до революции находилась в Курской губернии (а значит, в Курской епархии), а сейчас это Сумская область Украины (Конотопская и Глуховская епархия). Таким образом, границы современных епархий соотносятся именно с границами советского административно-территориального деления. В том числе и поэтому сегодня часто одна епархия занимает территорию, которые раньше — в границах губерний — могли занимать разные епархии. Кроме того, возникли новые епархии, которые до революции не существовали, например, Липецкая. К началу XX века в Русской Православной Церкви было более шестидесяти епархий. И мысль о необходимости их дальнейшего разукрупнения звучала еще с 1905 года, а сама тема занимала важное место на Поместном Соборе 1917 года, когда избрали Патриарха Тихона. На Соборе обсуждалось в том числе и то, что идеальные по размерам епархии должны соответствовать территориям тогдашних уездов, то есть, современных районов, из которых состоят области. Это мотивировалось тем, что тогда епископ действительно будет в тесном контакте со своей паствой. Тогда отпадет необходимость в существовании института благочинных, в каноничности которого возникали некоторые сомнения (ведь благочинный, фактически, — заместитель епископа, но не в епископском, а в священническом сане). Но прежде всего речь шла о том, что епископская власть — это олицетворение апостольского преемства. На протяжении веков она передается от епископа к епископу, и начинается эта цепочка от одного из апостолов. И архиерей как человек, который лично об этом свидетельствует, должен быть максимально близко к простым верующим. Поместный Собор 1917 года проходил именно в этой логике. Никто не стремился форсировать процесс, но в перспективе Собор видел идеальную епархию именно в границах уезда.

http://foma.ru/aleksej-beglov-eparxiya-r...

Протоиерей Петр Степанов поблагодарил митрополита Даниила за благословение этого мероприятия. «Мы пришли вспомнить дорогого нам человека и услышали слова, которые подчеркивают любовь к владыке. Для епископа Тихона Архангельская кафедра была первой и единственной, епархия была самым дорогим», — сказал отец Петр. Память почившего владыки почтили епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, председатель Архангельского областного собрания депутатов В.С. Фортыгин, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов, министр культуры Архангельской области Л.Е. Востряков и ректор Северного (Арктического) федерального университета Е.В. Кудряшова. На открытии выставки также присутствовали мама и сестра епископа Тихона, а также духовенство. Экспозицию подготовили Архангельская епархия совместно с областной газетой «Правда Севера» и региональным министерством культуры. Свои работы предоставили фотохудожники Павел Кононов и Николай Чесноков (Архангельск), Владимир Богданов (Северодвинск), а также епархиальная пресс-служба. Экспозиция будет открыта для посетитителей до 3 ноября по адресу: г. Архангельск, наб. Северной Двины, 86, «Гостиный двор». Епископ Тихон (в миру — Николай Владимирович Степанов), родился 2 марта 1963 года в г. Костроме в семье священника. Отец —  митрофорный протоиерей Владимир Степанов. Церковное служение начал иподиаконом архиепископа Костромского Кассиана (Ярославского, †1990). В 1982-1984 годах служил в Советской Армии. В 1984-1986 годах обучался в Ленинградской духовной семинарии , в 1986-1990 — в Ленинградской духовной академии. В 1990-1991 гг. стажировался в Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, собирая материалы о служении святителя Тихона, Патриарха Всероссийского , в Америке. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Скоропостижно скончался 20 октября 2010 года. Архангельская епархия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2542413...

Якобс В., протоиерей. Яковлев, помощник начальника Верхнеуральского политического изолятора. Янчевский, заключенный Соловецкого лагеря. Ярославский Емельян Михайлович (Губельман Миней Израилевич; 1878–1943), советский партийный деятель, антирелигиозный публицист и пропагандист. С 1923 г. бессменный председатель Антирелигиозной комиссии, возглавлял «Союз воинствующих безбожников». Член редколлегии газеты «Правда», антирелигиозных журналов. С 1939 г. академик АН СССР. Ярославский Михаил Николаевич (1904 – после 1983), псаломщик, келейник архиепископа Серафима (Самойловича). В 1933 г. приговорен к 5 годам лишения свободы, отправлен в лагерь в Кемь. В 1980-е гг. был главным бухгалтером Ярославской епархии. Ярославский святитель см. Агафангел (Преображенский), священноисповедник, митрополит.   Список основных сокращений АРА – Американская администрация помощи (American Relief Administration) АРК – Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) архиеп. – архиепископ б. – бывший ВВЦС – Временный Высший Церковный Совет ВВЦУ – Временное высшее церковное управление Верхсуд – Верховный Суд при Президиуме ВЦИК ВСНХ – Высший Совет Народного Хозяйства ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов ВЦС – Высший Церковный Совет ВЦУ – Высшее Церковное Управление ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем г. – год, город гг. – годы ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации ГПУ – Государственное политическое управление гор. – город гр. – гражданин, гражданка, граждане губ. – губерния ГУТБ – Главное управление государственной безопасности ЖЗК – Жилищно-земельный комитет Ж.З. отд. – жилищно-земельный отдел ЖМП – Журнал Московской Патриархии еп. – епископ, епархия ЕУ – епархиальное управление изд. – издательство КазДА – Казанская духовная академия КДА – Киевская духовная академия КГБ – Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР митр. – митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Подписано соглашение о сотрудничестве между Ярославской митрополией и региональным департаментом культуры 17 мая 2014 г. 13:27 15 мая 2014 года в Правительстве Ярославской области было подписано соглашение о сотрудничестве между региональным департаментом культуры и Ярославской митрополией Русской Православной Церкви. Подписи под документом поставили директор департамента Марина Васильева и митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон . «Для департамента культуры особенно важно, что соглашение о сотрудничестве с митрополией мы подписываем в Год культуры России, — отметила М. Васильева. — Ярославская область — традиционно православный регион, здесь много памятников культуры религиозного назначения, и мы должны объединить усилия, чтобы сделать все для их сохранения». В качестве приоритетных направлений деятельности соглашением определены сохранение и популяризация объектов культурного наследия, взаимодействие митрополии с государственными музеями и библиотеками Ярославской области, в том числе в рамках мероприятий, направленных на воспитание традиционных нравственных ценностей, содействие сторон в развитии традиционного хорового исполнительства, и другие. «Мы закрепили наше сотрудничество с департаментом культуры соглашением в целях сохранения духовного, культурного наследия, оставленного нам нашими предками, — сказал митрополит Пантелеимон. — Наша задача — сохранить наши культурные традиции для потомков. Надеюсь, Господь благословит наши начинания». М. Васильева подчеркнула, что 2014 год богат на события, которые департамент культуры и Ярославская митрополия проводят совместно. Например, несколько дней назад в регионе прошли торжества в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Также в этом году предстоит объединить усилия при подготовке к празднованию 700-летия основания Толгского монастыря. А к 4 ноября в Ярославском художественном музее будет завершена работа над копией Казанской иконы Богоматери, рама с клеймами которой была передана в ноябре 2013 года Казанскому монастырю в присутствии полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Беглова. Ярославская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В Ярославле открылась школа звонарного искусства Ярославль, 30 сентября 2005 г . В канун дня памяти святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, ярославских чудотворцев в Ярославле состоялось торжественное открытие «Школы звонарного искусства». По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла 28 сентября 2005 г . в Ярославле открылась «Ярославская школа колокольного искусства» – объединение ярославских звонарей, литейщиков и кампанологов (исследователей колокольного искусства). Учредители Школы: Ярославская епархия, колокольный завод Николая Шувалова и Всероссийская выставка-ярмарка колоколов. Главная цель, с которой создается новое объединение – восстановление высокого профессионального уровня, своеобразия стиля и былой славы искусства колокольного звона, которым ярославская земля славилась не только на всю Россию, но и на весь мир. Главной частью «Ярославской школы колокольного искусства» будет впервые открывающаяся в Ярославле Школа звонаря. Это редкое для России профессиональное учебное заведение, которое призвано обучить церковных звонарей для качественной и ответственной работы в православном храме. Давно позади период «стихийного» приобщения к профессии звонаря (90-е годы), когда на колокольню попадали подчас случайные люди, не владеющие профессией, не способные обеспечить ни уставное исполнение церковного звона, ни надзор за техническим состоянием колокольного инструмента. Сейчас многие храмы имеют хорошо оснащенные колокольни, подчас с многотонными басовыми колоколами. Эта часть материальных затрат является одной из самых высоких для прихода, поскольку и сами колокола очень дороги (металл, дорогая работа по индивидуальному заказу), и устройство колокольни требует как больших средств, так и участия в работах профессионалов высокого уровня. Именно поэтому требования сегодняшнего времени к церковному звонарю высоки и разнообразны, а именно: - знание традиций русского православного колокольного звона; - знание церковного устава, чинопоследования всех служб, которые сопровождаются колокольным звоном;

http://pravoslavie.ru/14700.html

Беженцам раздали рождественские подарки в Ярославской, Переславской и Выксунской епархиях. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 января 2023 года) 13 января 2023 г. 12:13 В Ярославской , Переславской и Выксунской епархии беженцам раздали рождественские подарки. Также подарки и теплые вещи жителям Донбасса доставили волонтеры храма Вознесения Господня Кинешмы Ивановской области. Благотворительный киевский фонд «Фавор» передал более 3,5 тонн продуктов в пункт питания для нуждающихся при Успенском храме Днепра. Священники, волонтеры, сестры милосердия в России регулярно передают в пункты временного размещения (ПВР) продукты, бытовую химию, воду, одежду, обувь, канцелярские товары. Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 12 января 2023 года. Статистика Помощь раненым, медицинская помощь Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Адресная помощь Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту  diaconia@patriarchia.ru  (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  специальной странице  сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью . Диакония.ru / Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5995789.ht...

Словом, на каждый вопрос, который ставит нам современность, мы можем найти ответ в богатом духовном опыте Ярославской и Ростовской епархии. Ярославская епархия — не отдельно существующая единица Церкви. Здесь во многом те же проблемы, что и в других регионах страны. Но если мы приложим силы, чтобы данный Богом закон — закон любви — главенствовал, жизнь наша во многом переменится. И этому главному уроку надо ежедневно научаться у наших святых. — В прежние века ярославцев отличало особое благочестие. А что можно сказать о дне сегодняшнем? — В Ярославле я встретил многих людей, горящих идеей, преданных своему делу. Конечно, действуют в епархии воскресные школы, работают миссионерские и паломнические центры, издаются журналы, есть теле- и радиопрограммы, устраиваются и фестивали, и концерты, ведется социальная и просветительская работа. Но пока я не чувствую духа Ярославля прежнего. Ярославская епархия — это более 300 приходов, 300 мест молитвы. Однако, если сравнивать эпохи, все не так радостно, как столетия назад. У нас есть приходы, где на храм — не более десятка домов. Есть деревни, где живут только дачники. Село вымирает... У нас сегодня нет никаких проблем в том, чтобы взять храм — кроме музейных — в Ярославле, в Переславле. Проблема в том, кто будет в нем служить. Нужен священник, который будет не только проводить службы, но и станет путеводителем для людей. Общество требует от священника именно этого. Катехизация, миссионерство, просвещение — вот основные направления работы пастыря сегодня, помимо богослужения. Священник должен общаться с молодежью, взращивать будущую паству, воспитывать ее. У нас в области каждый год совершается молодежный крестный ход. Пока еще на священника в кроссовках, возглавляющего шествие молодежи, некоторые смотрят с удивлением. Зачем ему это — рюкзаки, лодки, гитары? А это он обучает молодых ребят полноценной человеческой жизни, освященной присутствием Божиим и согретой любовью к ближнему. Сегодня человеку не хватает любви. Над ним постоянно проводят какие-то эксперименты, он брошен, никому не нужен. Везде: на работе, в семье, в школе… Приходя в церковь, он должен ощущать, что двери храма открыты именно для него.

http://patriarchia.ru/db/text/1268880.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010