1. Киевская (988 г.). 2. Черниговская (992 г.). 3. Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4. Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5. Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7. Полоцкая (1104 г., в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8. Смоленская (1137 г.). 9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена). 13. Тверская (1271 г.). 14. Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15. Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16. Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18. Казанская (1555 г.). 19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20. Псковская (1589 г.). 21. Астраханская (1602 г.). 22. Тобольская (1620 г.). 23. Могилевская (1632 г.). 24. Вятская (1657 г.). 25. Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26. Нижегородская (1672 г.). 27. Воронежская (1682 г.). 28. Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29. Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30. Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Они искали Беловодье, т. е. место, где пользуются полной свободой и не знают, ни податей, ни гонений за веру. Русское переселенцы, продолжает он, в поисках за этим Беловодьем доходили до Лоб-Нора и прожили здесь несколько времени, изумляя жителей Небесной империи своей настойчивостью и странными обычаями. В Алтае, заключает он, есть „белые“ реки напр. белая Берель, впадающая в Бухтарму; эта горная река, с пеной несущаяся из ледников чрез камни и пороги, воды её действительно белые, но таких молочных с водопадами рек не мало“. В общем Беловодье, по понятиям Странников, это – неведомая еще страна, а главная примета её та, что, как выражаются сами странники, там, „не может быть антихрист и не будет“. 1995 Это крестьянин Ярославского уезда, деревни Никиткина, Евфимий Филиппов, непосредственно нам сообщавший приводимые сведения. 1998 Von einem Verbot, die Liturgie in lingua vulgari zu feiern, ist im chri stlichen Altertum keine Spur zu finden, und wenn gleichwohl die Volksspra chen nach und nach aufhörten, liturgische Sprache zu sein, so dass gegen wärtig fast nirgends mehr (auch nicht im Orient) die Liturgie in der eigen tlichen Volkssprache gefeiert wird, so ist das nicht Wirkung eines kirchli chen Gebotes oder Verbotes, sondern Resultat einer natürlichen historischen Entwickelung. – Handbuch der Katholischen Liturgie, Фрибург, 1883, стр. 401. 1999 Quod autem cum Slavis olim factum est, cum aliis quoque populis a ceteris nimis differentibus, ex. gr. cum Sinensibus, in futurum valde ratio nabiliter fieri posse, nemo negabuй, quando tempora matura erunt, praeser tim si tales Ecclesiae ad eam perducerentur conditionem, qua viua propria vivere possent, propriis pastoribus et institutionibus. – Institutiones juris publici ecclesiastici, T. III, стр. 156. 2005 Collectio actuum officialium curiae archiepiscopalis Sadrensis, 1899, Т. XXVIII, п. 3. – Fontes liturgia etc., стр. 87. 2006 Collectio actuum officialium curiae archiepiscopalis Sadrensis, 1900, Т. p. 8. – Fontes liturgiae etc., стр. 90. 2007 Feierfeil, Die historische Entwicklung der glagolitschen Kirchensprache bei den katholischen Südslaven. Theologische Quartalschrift, Тюбинген, 1906, п. 1, стр. 74. 2009 Rimski Ritual (Obrednik), izdan po zapoviedi Sv. otca Pape Pavla Van pomnoan i poizpravljen Benediktom XIV cestite uspomene s dodatkom raz nih novih blagosova, Rimu, 1893. 2010 Древняя епархия Оссеро и славянская литургия (Lantica diocesi di Ossero e la liturgia slava), стр. 23. 2014 Pazman, Glagolica jest privilegii, Katolicki List 1904, p. 36, стр. 424; Na obranu glagoljice, Vrhposna, 1904, п. 19 стр. 325–329; Opet o glagoljice: odgovor sveceniku na njegov clanak u br. 172 ,Obzora“, Katolicki Litt, 1904, п, 31, стр. 364; Glagolica, lb., п. 29, стр. 337–339.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владыка Тихон освящал новые храмы и приделы, экзаменовал учеников, наставлял пастырей и пасомых. Во время своих поездок он запросто останавливался у настоятелей бедных сельских церквушек, любил посещать семьи других членов причта, интересовался их повседневной жизнью. Рассказывают, что он всегда с любопытством разглядывал семейные альбомы, – фотографии родных и знакомых хозяев часто раскрывали их внутренний мир с самой неожиданной стороны. Никогда он не был чопорным и злым, его не боялись, а уважали и любили. Епископ Афанасий (Сахаров) вспоминал об одном случае, где проявились характерные для архипастыря мудрость и простота: «В один из многочисленных объездов своей довольно обширной епархии владыка Тихон заехал в какую – то пошехонскую глушь, в дебри, и посетил находящийся здесь приходской храм, священником в котором состоял семинарист, только недавно получивший духовное образование и женившийся. Естественно, что появление в такой Тмутаракани маститого и заслуженного архиепископа, хотя и известного своим благодушием и милостивым нравом, произвело «целое землетрясение». Осмотрев храм, владыка по обычаю посетил домик батюшки и угостился предложенным скудным деревенским яством: какими – нибудь пирогами с морошкой, селедкой с луком или солеными грибами – обычными деревенскими деликатесами. Выпил, чтобы не обидеть радушных хозяев, и стопку... Словом, все обошлось. Поговорив о деле и немного побеседовав о посторонних предметах, владыка, ввиду предстоящего ему дальнего пути, стал собираться. Когда он вышел в сени, здесь, по старой русской традиции, появилась снова молодая матушка со стопкой, которую она держала трясущимися руками на тарелке: «Посошок – на дорогу!» И батюшка, и матушка, низко кланяясь, просили владыку «не побрезговать». Умиленный радушием бесхитростных юных хозяев, архипастырь взял стопку и, пригубив, почувствовал, что это какая – то гадость, поморщился и произнес от неожиданности: «Горько». Услыхав это знакомое, еще недавно так часто слышанное ею слово, молодая матушка, приняв его за известный символический призыв, радостно и порывисто кинулась к своему молодому мужу и, крепко обняв, поцеловала его, смущенного и оторопевшего от неожиданности. Он и все присутствовавшие при проводах до невероятности смутились. Не смутился только один владыка. «Вот так и живите», – промолвил он при виде этой нежной пары, поцеловал их сам, благословил и уехал».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Парк в Малиновке Однако история со строительством храма в Малиновке имеет свою специфику. Тут к делу подключился скандально известный депутат ЗакСа от " Яблока " Борис Лазаревич Вишневский. Он прославился тем, что требовал посадить в тюрьму за экстремизм и антисемитизм журналистку У.Скойбеду, которая, давая отповедь защитнику нацистов Л.Гозману, неосторожно выразила сожаление, что нацисты в свое время не сделали из кожи предков ему подобных либералов абажуры. Еще в его активе попытка отменить штрафы для гомосексуалистов и лесбиянок, занимающихся пропагандой сексуальных извращений среди несовершеннолетних. А теперь вот Вишневский решил попробовать себя на поприще воинствующего борца с храмостроительством. Видать, лавры вождя советских воинствующих безбожников Емельяна Ярославского (наст. имя Миней Губельман) не дают покоя, решил г-на Вишневский стать вождем безбожников антисоветских. Видимо, благодаря ему процесс борьбы против строительства храма приобрел грамотную юридическую форму и, конечно, же пиар в либеральных СМИ, а таковых в городе не Неве пруд пруди. Был подан иск в городской суд по формальным признакам, и суд отменил решение правительства города о выделении участка под строительство собора. Однако приход храма и правительство вовремя исправили допущенные юридические ошибки, подали аппеляцию, и Верховный суд в ноябре 2013 года отменил решение городского суда. Как подлинный либерал, г-н Вишневский заподозрил давление на суд (ну не может же суд без давления отказать с иске либералу!). " Видимо кто-то влиятельный позвонил в Верховный суд " , – передавал его слова сайт Gazeta.spb. Храмоборцы, кстати, не брезгуют распространением слухов, будоражущих население. Например, необходимую для начала строительства храма в парковой зоне процедуру перевода участка земли из зоны " ТР2 " (зеленых насаждений) на зону " Д " (общественно-деловой застройки), " объясняют " как намерение построить возле храма торговый центр, на что народ, понятное дело, реагирует весьма негативно. После того как Верховный суд, казалось, поставил точку в этом деле, храмоборцы не успокоились. Продолжились пикеты, пресса постоянно писала о " сканадле с постройкой храма " , начался сбор подписей под письмом протеста, пошли письма в Москву, в частности, на имя главы правительства Дмитрия Медведева и т.п. Тут надо заметить, что приход и епархия не проявили в данном случае должной активности, никак не противодействовали храмоборцам. Понятно, что силы зла всегда активнее и изобретательнее, но это не оправдывает нашей пассивности в защите традиционных ценностей.

http://religare.ru/2_105549.html

Преосвященный, разумеется, не оставил без ответа мои приветствия. 17-го апреля он писал мне: «Приношу усерднейшую благодарность вашему преосвященству за приветствие, которое особенную цену получает от сильной уверенности в его искренности. Письмо ваше было именинным мне подарком; оно пришло в самый день моего тезоименитства. Скажу вам, что другим подарком было первое письмо преосвященнейшего нового владыки нашего, от первых чисел марта, из Посольска. Его здоровье удовлетворительно и он из Иркутска надеется выехать 30-го апреля, чтобы в Москву прибыть в последних числах мая. Ожидаю к юрьеву дню Андрея Николаевича, который пишет мне меланхолически: «иду на вы – в последний раз;» ибо переселяется в Киев. 26 Благодарение Богу, наша здешняя жизнь такова, какою вы знаете. Дел безмерно много, и если не удаляться иногда из города для работы, то решительно некогда заниматься бумагами консисторскими. Теперь только с некоторой ясностью вижу, что епархия московская есть центр православия русского и, может быть, в настоящее время, вселенского. Дай Бог, чтобы новому иерарху московскому досталось стать на высотах Платона и Филарета. Страшит ответственность; но множество и разнообразие бесконечное дел и отношений приятно занимает душу, может быть, потому, что дела делаются не мною, а святителями отшедшим и грядущим. Все мы искренне поздравляем вас с праздниками и с красною лентой, вместо красного яйца, той, которая должна была, вместе со звездою, давным-давно украшать вашу одежду, как благоволение монарха и высших иерархов – ваше сердце. Чувства, которые вы высказываете, очень понятны. Господь да поможет вам ими же весть судьбами. Позвольте мне прислать вам небольшой кусок ленты Аннинской и также Владимирской, которых у меня много, и из которых последняя мне более не нужна. Простите. Удивляюсь, как дали мне спокойно написать эти строки и, пользуясь редким сим затишьем, обращаюсь к другим письмам, которыми я в долгу». Присланные подарки дали мне повод написать преосвященному 7-го мая следующие строки:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Зиминский уезд Тулуновский (Нижнеудинский) уезд Киренский уезд Итого: 95 (+ «21 колеблющийся) Примечательно, что в данный период власти невольно приходилось считаться с религиозностью населения. Например, на заседании Черемховского райкома ВКП(б) 10 апреля 1925 г. было отменено постановление о переносе нерабочих дней Пасхи на празднование Первого мая: железнодорожники в праздничные пасхальные дни не соглашались подавать вагоны для погрузки угля. «Райком вынужден был принять решение «не производить на Пасху работы по добыче угля» . Архиепископ Гурий (Степанов) В феврале 1924 г. Патриархом Тихоном на Иркутскую кафедру управляющим епархией был назначен архиепископ Гурий (Степанов) (1880-1937/38), но выехать в Иркутск и вступить в должность он не успел, так как был освобожден из заключения архиеп. Анатолий. В начале 1924 г. он подал в Президиум ВЦИК новое ходатайство о пересмотре своего уголовного дела. Президиум вынес постановление о признании условным оставшегося срока заключения и принял решение об освобождении епископа из одиночной камеры иркутского домзака, что и произошло 6 августа 1924 г. Иркутский губернский адм. отдел отказал архиепископу Анатолию в регистрации как «опороченному по суду», и владыка покинул Иркутск. Скончался он в Омске 20.09.1925 г. в алтаре во время великого славословия на всенощной под воскресенье (по другим сведениям – в ноябре 1924 г.). В сентябре 1924 г. был восстановлен архиепископом Иркутским владыка Гурий. Но в Иркутск он не приехал и проживал в Москве. Вместо него 11.09.1924 временно управляющим епархией был назначен уже находившийся с августа 1924 г. в Иркутске епископ Кирилл (Соколов) (1883-1937), с 1924 г. – епископ Нижнеудинский, второй викарий Иркутской епархии. Будучи также непризнанным гражданской властью, епископ Кирилл 9 октября 1925 г. выехал из Иркутска. Новым временно управляющим стал епископ Ираклий (Попов) (1875-1937, управляющий в 1925-26 гг.). Он родился в 1875 г. в Ярославской губернии. В сентябре 1925 г. был хиротонисан в епископа Киренского, викария Иркутской епархии и с октября этого же года назначен архиепископом Гурием вместо еп. Кирилла временно управлять епархией. Местные гражданские власти также оказывали на еп. Ираклия давление, чтобы он отказался от управления.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Но все проблемы он ухитрялся разрешать прежде всего своим довольно смиренным и кротким нравом. У него вообще был в чем-то очень выразительный характер. Он был человек, склонный к такой, знаете ли, самоиронии, часто смеялся, шутил. Он был очень живым человеком для того, чтобы стать типовым архиереем. И вот эта живость его характера, конечно, помогала многим из тех, кто не понимал, чего новый владыка от них хочет, все-таки отзываться на какие-то его начинания. Во всяком случае, надо сказать, что Ярославская епархия при нем весьма оживилась, хотя в каком-то смысле слова он оставался, безусловно, архиереем своего времени. Он даже согласился принять свое членство в «Союзе русского народа». Это крайне правая монархическая организация очень любила записывать в свои ряды представителей духовенства. Были, конечно, иерархи, которые категорически отказывались от этого; были те, кто относился к этому спокойно, как он; а были такие, которые, в общем, рьяно участвовали в деятельности этой организации. Архиепископ Тихон по своей ментальности был очень далек от идеологии «Союза русского народа». Конечно, он был монархистом, но его монархизм отнюдь не принимал таких агрессивных форм, какие предполагались «Союзом русского народа». Но вот это членство в «Союзе русского народа» ему потом будет постоянно припоминаться большевиками. А далее происходит очень интересное назначение – назначение, связанное с тем, что у него был опыт работы в западном крае, еще в качестве архимандрита и викарного епископа. Его направляют на Литовскую Виленскую кафедру 3 января 1914-го года. Что ж, опыт служения в западном крае был, был опыт служения в США – то есть он умел строить отношения с инославными. И, конечно, это было по-своему обоснованное назначение, хотя для него было довольно грустно покидать Ярославскую епархию. Показательно, что на Ярославскую епархию вместо него был назначен архиепископ Литовский и Виленский Агафангел (Преображенский). Произошла такая своеобразная рокировка двух епископов. И вот они встретились друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка не единожды взывал к своей пастве, пытаясь уберечь ее от презрения к семейной жизни, от лености и стяжательства: – Если мы обратимся к нашей жизни, то найдем в ней много – много примеров нашей духовной слепоты, которая происходит от наших страстей и пороков. Вот скупость, которая так ослепляет людей, что они только и заботятся о своих приобретениях и не обращают внимания на людей, нуждающихся в их помощи. Вот леность и праздность, которые так овладевают человеком, что он готов продать последнее имущество, чтобы только не трудиться. Вот пьянство, которое так прабощает человека, что он проматывает все свое достояние, удовлетворяя свою страсть к вину. И разве это не слепота духовная, когда люди заботятся только о мирских благах, совершенно забывая, что мы странники и пришельцы в этом мире?.. Но люди продолжали забывать, что их тело тленно, а душа бессмертна. Гордыня почиталась больше, чем добродетель. Участились церковные кражи. Террористические акты стали повседневностью. Часть интеллигенции, в стремлении походить на европейцев, бросилась в политические крайности, презрев народ и ненавидя власть. Экспроприации, а по – русски грабежи, стали получать научное оправдание руководителей плодящихся, как грибы по дождю, «прогрессивных партий». И вдруг среди разгула вседозволенности и презрения начали поступать сообщения о необычном наплыве крестьян – богомольцев в монастыри, создании новых благотворительных обществ, быстром, в сравнении с любой другой страной мира, экономическом развитии России, повышении в городах заработной платы и сокращении рабочего дня. Так хорошо все в России или все плохо? Кому верить? Как жить? Чего желать? – задавались россияне вечными вопросами. – Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ), – поучал владыка Тихон словами Иисуса Христа. – Спаситель не говорит: оставьте всякую заботу о земном – о пище, об одежде, о жилище и прочее. Нет! О всем этом приходится заботиться, так как хлеб сам по себе, мы знаем, не растет, одежда тоже сама не шьется и жилище само не строится. Все требует труда. Трудиться должно, и по заповеди Божией: Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Будет молитва - будет и все остальное О ситуации вокруг первого в России памятника Ивану Грозному 08.09.2005 380 Время на чтение 5 минут В последнее время пристальное внимание общественности и средств массовой информации было привлечено к довольно удивительному для нынешнего времени событию. 25 августа депутаты собрания представителей Любимского муниципального округа Ярославской области единогласно одобрили идею местной администрации об установке в городе Любиме первого в России памятника Царю Ивану Грозному. Сообщалось, что создать такой памятник согласился известный скульптор и художник Зураб Церетели, который сразу " зажегся предложенной идеей и уже создал макет памятника " . Между тем, против этой инициативы выступила Ярославская епархия Русской Православной Церкви, которая посчитала, что установка в городе памятника Ивану Грозному будет способствовать дестабилизации церковной жизни в этом крае и приведет к ненужной напряженности. При этом средства массовой информации очень часто грешили тем, что довольно путано и односторонне излагали события, не уделяя должного внимания ни позиции Церкви, ни аргументам любимских властей. Мы попытались разобраться в сложившейся ситуации и для этого обратились за комментариями в Администрацию г. Любима, пресс-службу Ярославской епархии и к З.К.Церетели. Администрация г. Любима: " Мы говорим только об основателе города " " Мы говорим только о памятнике основателю города, и не хотим примешивать сюда никакую политику " , - пояснил нам позицию местной администрации заместитель главы г. Любима Сергей Анатольевич Васильев, который, как сообщалось, и был главным инициатором этого дела и который, как выяснилось из разговора с ним, является историком по образованию. " Идея установки памятника возникла достаточно спонтанно, - рассказал нам чиновник. - Известно, что город Любим основан по указу Ивана Грозного. Подлинник этого документа до сих пор хранится в Центральном государственном архиве древних актов в Москве (в нашем местном музее есть его копия). Вот в городской администрации и возникла идея установить памятник основателю города. Ведь такие памятники стоят всюду: в Москве - Юрию Долгорукому, в Ярославле - Ярославу Мудрому, почему бы не поставить памятник основателю Любима Ивану Грозному? Ведь, насколько я знаю, памятников этому государю вообще нет нигде в России " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/09/08/...

Подтверждают это цифры. В 2012 году из 33 митрополий, 180 епархий и 13 стран подано 2425 заявок. Согласно данным, предоставленным исполнительной дирекцией, в большинстве регионов за конкурс отвечают координаторы от епархии. Только в десяти регионах есть два координатора: епархиальный и светский. Это в республиках Алтай, Бурятия, Коми, Мордовия, Пермском крае, а также Архангельской, Кировской, Костромской, Самарской, Ярославской областях. В целом мы наблюдаем активизацию церковных специалистов, ведь в 2011 году было подано в два раза меньше заявок — 1157. Причем епархиальные координаторы собрали не только заявки от церковных организаций, но и от государственных учреждений, неправительственных некоммерческих, а также коммерческих организаций. Таким образом, поставленная два года назад перед Управлением делами Московской Патриархии задача подключить епархии к участию в конкурсе и сделать на базе епархиальных управлений координационные пункты решена. Однако использование административного ресурса обнажило и ряд проблем. Вернувшись из Москвы в епархии, координаторы бросили все силы на сбор заявок. Как уже говорилось, на первом этапе конкурса в исполнительную дирекцию их поступило почти две с половиной тысячи. Однако во второй этап прошло меньше половины — 985 заявок, а победителями стало еще меньше — всего 357 заявок. К слову сказать, заявок от церковных организаций, вошедших в список победителей, в 2012 году всего 132. И это на 13 победителей меньше, чем в 2011 году. Почему же гранты по итогам конкурса 2012 года присвоены только седьмой части от общего числа заявителей? Управление делами Московской Патриархии проанализировало итоги конкурса 2012 года и выявило ряд причин. Так, некоторые епархии сделали упор на количество, а не на качество. В результате из десятков заявок победителями признаны единицы инициатив. Причем нередко митрополия или епархия подала сравнительно немного заявок, а гранты получат сразу несколько участников из этого региона. Скажем, по семь победителей в Архангельской митрополии, Калининградской епархии, Кемеровской, Ставропольской митрополиях, Улан-Удэнской епархии. Хотя Архангельская подала 60 заявок, Калининградская — 49, Кемеровская –— 52, Ставропольская — 112, Улан-Удэнская — 23.

http://patriarchia.ru/db/text/2849166.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010