24 февр. 1922 г. в Лукоянове по благословению архиеп. Евдокима и с разрешения местных властей под председательством еп. Поликарпа состоялся съезд духовенства и мирян Лукояновского епархиального округа, посвященный помощи голодающим Поволжья. Участники съезда изъявили «принципиальное согласие на изъятие в пользу голодающих части церковной утвари каждой церкви Лукояновского, Починковского и Сергачского уездов (предметов, не употребляемых при богослужении)». Было также решено организовать силами приходских советов сбор продуктов и вещей при храмах; все сведения о поступлении пожертвований должны были направляться в комитет под рук. еп. Поликарпа. В 1922 г. Сергачский у. вошел в новообразованное Сергачское викариатство . Во время кампании по изъятию церковных ценностей по обвинению в их сокрытии были арестованы 2 протоиерея (один из них был личным секретарем Лукояновского епископа), пытавшиеся уберечь евхаристическую утварь. Еп. Поликарп вслед за архиеп. Евдокимом на короткое время примкнул к обновленцам, однако по принесении покаяния 25 авг. 1923 г. был воссоединен с Патриаршей Церковью. Вскоре архиерей был арестован, находился под стражей 2 месяца. В нояб. 1923 г. постановлением патриарха и Синода он был назначен епископом Ардатовским (см. ст. Ардатовское викариатство ; по некоторым сведениям, перевод состоялся в нач. 1924). В перечне синодальных определений имеется упоминание о решении от 8 февр. 1924 г. о назначении епископом Лукояновским архим. Панкратия, фамилия к-рого не указана; текст определения не сохранился (Там же. Д. 272. Л. 36). Очевидно, данное назначение не осуществилось. С 1924 г. на Лукояновской кафедре служил еп. Сергий (Мельников), переведенный в следующем году на Любимское викариатство Ярославской епархии. В этот период его секретарем и иподиаконом был Михаил Гундяев (впосл. протоиерей, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ) (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 190. Л. 158). 25 июля 1925 г. на Лукояновскую кафедру был переведен Саранский еп. Серафим (Юшков).

http://pravenc.ru/text/2110877.html

Вход. Прокимен дне. И чтения: Пророчества Исаиина чтение: Тако глаголет Господь: и Премудрости Соломоновы чтение: Праведных души в руце Божией: (зри в 3-й день святых страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина, Ярославских), а третие Премудрости Соломоновы чтение: Праведник аще постигнет скончатися: (зри в тойже день святителя Филиппа, митрополита Московскаго). На стиховне стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальные мученицы: Прехвальне Богомудре, блаженне,/очервлением своея крове/священную свою и божественную одежду уяснил еси,/от силы бо благочестно в силу,/от славы в славу преминул еси,/и ныне молися даровати душам нашим/мир и велию милость. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Жертву первее Богови принося Безкровную,/яко священник Божественен,/яко всеплодие приятно,/приятну жертву сам себе кровию, яко мученик истинен,/послежде Христови привед,/Богоглаголиве всечестне Панкратие,/Егоже моли о поющих тя. Стих: Что воздам Господеви о всех,/яже воздаде ми? Начальники воинства Христови привед/учении своими, Панкратие, и наказании, уча и наказуя,/и яве образ, Богомудре, себе предложив,/с нимиже молися даровати душам нашим/мир и велию милость. Слава, глас 4. Самогласен: Тавроменийскому великому граду/всяк град и страна спразднует днесь/в память честнаго его гражданина,/ибо концы земныя собирает,/веселящияся нынешним торжеством священномученика,/сему же и мы, песньми, яко цветцы, венец исплетше, возопиим:/радуйся, пастырю добрый,/иже душу положивый по овцах,/жертво и заколение, святителю и овча, тебе молимся,/с пострадавшими с тобою Христа, Панкратие, моли/стадо твое сие от иноплеменных волк избавити/и Небеснаго града с тобою сподобитися. И ныне, Богородичен, глас тойже: Избави нас от бед наших, Мати Христа Бога,/рождшая всех Творца,/да вси вопием Ти:/радуйся, едина Предстательнице душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вестник церковной истории. 2020. 3/4 (59/60)  Vest59-60_001-400.pdf ПУБЛИКАЦИИ Завойская Н. Е.  Вятская десятина в Патриаршем Казенном приказе. Ч. 1 Крапивин М. Ю.  Бывший священник М. В. Галкин, человек и функционер: штрихи к документальному портрету. Ч. 1 Балашова Е. Г.   «...И тогда уж несдобровать коммунистам»: Из показаний епископа Панкратия (Гладкова)  СТАТЬИ И СООБЩЕНИ Конявская Е. Л.   Князья и иерархи в Древней Руси (середина XII–XIV в.) Живова М. В. Пролог из собрания Папского Восточного института в Риме PIO Slavo 5: Проложные стихи, типология и способ создания. Зенкова О. Б., Копытков В. В.  Три явления ико ны «Знамение Божией Матери» в Устюжском уезде Игумен Игнатий (Молчанов), Смелова Е. В.   Закрытие Арсениева   Комельского монастыря  Александрова-Чукова Л. К.   Богословский институт в Петрограде (1920–1923 гг.) как первый этап на пути восстановления духов ных школ в виде академий и семинарий АКТЫ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ КОНЦА XVI — НАЧАЛА XVIII в. Беляков А. В.   Архив Рождества Пречистые Богородицы Пурдышевского монастыря конца XVI — начала XVIII в. Ч. 2  Никонов С. А. «Случай с сумкой»: из истории жалованной грамоты Троицкому Печенгскому монастырю 1675 г.   КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Дубинский А. Ю.  Московская духовная семинария: Список выпускников 1871–1880 гг. НЕКРОЛОГ Ченцова В. Г.   Памяти Игоря Ярославовича Скочиляса  Наши авторы Указатель материалов, опубликованных в журнале «Вестник церковной ис= тории» в 2020 г Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/9985706/

Кн. Феодор Ярославич 19 сент. 1298. Василий и Иоасаф пск. 4 мая 1299. Кн. Довмонт псковский 20 мая 1299. Подвижники Антониевой пещеры Аврамий 21 сент. Алексей – – Евстафий злат – – Елладий постник – – Ефрем пресвитер – – Иероним – – Лука эконом – – Меладий – – Онисим – – Персий – – Павел посл. – – Сергий посл. 7 окт. Сисой 24 сент. Феофил 21 сент. Подвижники Феодосиевой пещеры 28 авг. Анатолий Афанасий Исидор Кассиан Лаврентий Пафнутий Пиор Сисой Софроний 14 век Кн. Даниил м. 4 мар. 1303. Максим м. 6 дек. 1305. Кн. Олег брянский 20 сент. 1307. Феоктист арх. новгор. 23 дек. 1309. Кн. Михаил тверской 22 нояб. 1318. Кн. Давид ярославский 19 сент. 1321. Петр м. м. 21 дек. 1328. Антоний, Иоанн и Евстафий 11 апр. 1347. Василий арх. новгородский 4 февр. 1352. Сергий и Герман валаам. 28 июня 1353. Василий еписк. рязан. 12 апр. 1360. Моисей арх. новгородский 25 янв. 1362. Кирилл челмский 8 дек. 1367. Иоанн еп. суздальский 15 окт. 1373. Аврамий чухл. 20 июня 1375. Алексей м. м. 12 февр. 1378. Кн. Феодора 16 апр. 1378. Препод. Сильвестр 25 апр. 1379. Пахомий нер. 23 мар. 1384. Дионисий арх. суд. 15 окт. 1385. Лазарь мурм. 8 мар. 1391. Сергий радонежский 25 сент. 1391. Иаков еписк. ростовский 27 нояб. 1391. Феодор юрод. новгород.19 янв. 1392. Димитрий прил. 11 февр. 1392. Михей рад. 5 мая 1392. Мефодий пешн. 14 июня 1392. Григорий и Кассиан овн. 15 июня 1392. Николай казан. юр. 27 июля 1392. Роман киржач. 29 июля 1392. Феодор епископ ростов. 28 нояб. 1394. Стефан епископ пер. 26 апр. 1396. Афанасий высоц. 12 сент. 1396. Кирилл челмский 28 апр. 1397. Алфановы братья 17 июня 1398. Аврамий арх. печерский 28 авг. 1398. Кн. Андрей смол. 27 окт. 1398. Печерские подвижники 28 авг. Агафон, Акила. Арсений. Варсонофий, Вениамин. Геннадий, Геронтий, Григорий. Даниил. Евлогий, Евфимий. Захарий, Зинон. Ипатий. Иосиф болезн. Леонтий, Логгин. Макарий, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей. Нестор некнижный. Паисий, Панкратий, Петр. Руф. Силуан. Тит. 15 век Афанасий высоцкий 12 сент. 1401. Андроник 13 июня 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аминь.     7 февраля 1925 г. В церкви св. Панкратия за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь сказал: " Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится " (Лк. 14, 11). " Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать " , — говорит апостол Иаков (Иак. 4, 6). По словам св. Иоанна Кассиана: " Нет никакой другой страсти, которая бы так истребляла все добродетели и так обнажала и лишала человека всякой праведности и святости, как эта злая гордость " . Св. Иоанн Лествичник гордость называет: " Отвержение Бога " , " виновница падения " , " корень хулы " . А св. Василий Великий сравнивает её со змеёю, которая скрылась за прекрасным цветком, и когда человек хочет сорвать этот цветок, змея наносит ему смертельный укус. Гордость подстерегает человека на всех ступенях духовной жизни. И все труды его превращает в ничто. На высоте духовной она даже опаснее для человека. Как говорит св. Иоанн Кассиан: " Чем более богатую пленит она душу, тем более тяжкому игу рабства подвергает её " . Разве не прекрасный цветок — милосердие? Но разве не может человек впасть в гордость, совершая дела милосердия из тщеславия напоказ, чтобы видели и восхваляли люди? Разве не прекрасный цветок — молитва? Но разве не может отравить её яд гордости? Разве не может человек возгордиться своею святостью? Разве не прекрасный цветок — смирение? Но и самое смирение можно сделать источником падения — возгордившись своим смирением. Святая Церковь, подготовляя верующих к подвигу и покаянию в дни Великого поста, предостерегает детей своих от этого страшного искушения. Она делает это евангельским чтением, в котором повествуется притча о мытаре и фарисее. Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Фарисей говорил: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю " . Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лк. 18, 11–13)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Архив Пн Хотелось бы всех поименно назвать… 9 февраля 2015 г. 13:10 8 февраля 2015 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых , наместник  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископ Троицкий Панкратий дал интервью официальному сайту Валаамского монастыря. — Владыка, расскажите, пожалуйста, сколько на сегодняшний день святых входит в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, чью память мы совершаем ежегодно, и почему подвиг этих людей настолько важен для нас, их потомков? — К лику святых Русской Православной Церкви на данный момент причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских. Но не будем забывать, что ради десяти праведников Господь может помиловать целые города: Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие… Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18: 26-32). Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом создана и поддерживается документальная база данных, в которой собрана информация о более чем 32 000 пострадавших священнослужителях и мирянах, среди них, конечно, есть и новомученики, еще не канонизированные по недостатку достоверных сведений об их подвиге. Однако даже приблизительное число пострадавших, в годину гонений за веру Христову, до сих пор не известно, хотя, как писала Анна Ахматова, «хотелось бы всех поименно назвать». К примеру, в синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, а документы сохранились и собраны факты только по 8 новомученикам. Вдумайтесь, только по 8 из 101 человека известны подробности гибели, а сколько таких мученических смертей остались неизвестны... Слава Богу, их имена знает Господь, у Него все живы. По словам святителя Иоанна Златоуста, «истинная похвала мученикам — подражание им», что в равной степени относится не только к мученикам, но и к любому святому. Подражать святому достаточно сложно, не зная о его жизни и его подвигах.

http://patriarchia.ru/db/text/3986713.ht...

И вот однажды, когда он, ночью забравшись в дом, вырезал всю семью от стара до мала, всего десять человек, его схватили. Суд приговорил его казнить через повешение. Разбойник нимало не беспокоился о своей участи. Он был убежден, что и на этот раз сатана его спасет. Идя на казнь, он смеялся над своими палачами, а когда взошел на эшафот, то громко захохотал. В этот момент откуда-то над самой виселицей раздался страшный хохот. Это было так неожиданно и страшно, что вся толпа затаила дыхание. Смеялся сатана. – Я знал, что ты придешь спасти меня, – весело сказал разбойник. В ответ снова раздался громовой злорадствующий хохот. – Ха-ха-ха, – смеялся сатана, и все бесы вторили ему. – Я пришел взять твою душу и сопроводить ее до дна ада, – прошипел сатана над самым ухом разбойника. В этот момент раздраженные палачи рванули канат, и гнусное тело злодея повисло в воздухе, а смрадная душа его черной молнией ниспала в ад. «И ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп... и вовеки не помянется племя злодеев» ( Ис. 14: 19–20 ). Такова участь всех тех, кто, отвергая правду Божию, заручается силой князей мира сего и тем самым отдает себя во власть сатаны. Весело, беспечно, с великим успехом, с большой прибылью, как бы под броней проходят дни его. И в то время, когда около него падают другие, он остается невредим, и зло насмехается над теми, кто уповает на Бога и повержен. И настанет час, и он очень близок, когда гнев Божий, как гром с неба, сразит его и всех тех, на кого он так сильно надеялся. А неповинному говорит Бог: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я – твой Бог; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» ( Ис. 41: 10 ). Святой плач «Блажени плачущий»... Отец Панкратий сидел около своей келии и горько плакал. Слезы лились из его старческих потухших очей, он их смахивал своей мозолистой рукой и все плакал. Мимо него, опираясь на посох, шел отец Агафадор. Увидев плачущего брата, старец остановился. Он оперся на свой посох, взглянул на отца Панкратия и тихо спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Как я снесу все это? У меня одна душа, одно у меня тело. Я прошу Тебя: избавь меня, чтобы мне не терпеть пакостей. Ничего не отвечал ему Бог. Вторично припал он к Нему: избавь меня, прошу Тебя, дай мне отдохнуть немного. Я человек и притом один, — а Ты поручил мне вселенную; я один, и все отовсюду бросают в меня стрелы. Итак, один раз умолял он Бога: прошу Тебя, избавь меня от пакостей; но ничего не ответил ему Бог. Приступил к Нему вторично, с тою же просьбой, почувствовал уже тошноту, как боец-панкратиаст, которого множество противников кусает и бьет по голове. Не ответил Бог ему и на вторичную просьбу. Приступил к Нему в третий раз, — и тогда-то наконец услышал от него ответ.    Почему такая отсрочка? Чтобы ты научился не отступать после первой (просьбы), чтобы ты научился, если просишь чего-либо неполезного и получаешь противное, не огорчаться. Ты часто просишь того, что считаешь полезным, между тем как это не полезно. Бог обращает внимание не на твои слезы, но на несчастье. Так и дитя часто просит от матери хлеба, но если (оно просит) чего-нибудь вредного, чего не должно просить, то мать не дает ему, не обращая внимания на его печаль, а только на пользу. Так и страдающий лихорадкой постоянно досаждает врачу, чтобы дал ему холодного, но врач не дает ему, потому что не обращает внимания на его желание, вредное в его настоящем положении, но на пользу для его здоровья в будущем. Так и Павел не умел просить полезного. Какого снисхождения заслуживаем мы, если и славный апостол в отчаянии приступал к Богу и говорил ему: дай мне отдохнуть немного, избавь меня от бедствий, дай мне некоторую ослабу, я один, а ты поручил мне вселенную. Один раз припал он к Богу и Тот ничего не ответил ему, еще раз просил, и наконец третий раз стал просить: «Трижды молил я Господа о том» (2 Кор. 12:8). О чем? «Чтобы удалил» от меня ангела сатаны — противников моих. Зачем? Чтобы беспрепятственно я мог заниматься проповедью, чтобы не было у меня клеветников и врагов, чтобы не было ни бичей, ни бед, ни темниц, ни суда, ни наготы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3959...

Люди, видя, что апостолы чужды всякой напыщенности, живут без пищи, бледны, ходят с обнаженными ногами в сандалиях и одеты только в хитоны, а между тем изливают богодухновенное слово и совершают хвалы Богу вечером, утром и в полдень и подают исцеления, изумлялись и не хотели отходить от них. Между тем каждодневно прибавлялись верующие Господу, множество мужчин и женщин. Андрей повелел ученикам наставлять их, а сам с двумя учениками ходил по окрестным местам, посещая тех, кои не могли прийти к нему. Огласив их в продолжении многих дней, крестили их в большом множестве. Уверовали и крестились многие и из начальствующих; ибо в то время цари Тиверий, Гаий и Клавдий не возбраняли этого; уверовали также и многие из благородных женщин и иудеянок. Крестив их во имя Отца и Сына и Святого Духа, апостол освятил алтарь и храм святой Богородицы, который доселе видят все; из них же рукоположил он пресвитеров и диаконов. И была великая радость в городе том, ибо апостол причастил верующих Божественных Тайн Христовых, сообщил им литургию и правило псалмопения, заповедал собираться вечером и утром, преклонять колена на восток и в таком положении молиться, петь псалтирь Давида, петь прочих пророков и не внимать эллинским басням, но поучаться в законе Моисеевом и соблюдать постановления апостолов. Поступая так и уча, Андрей привел ко Христу многие города и села. Оставив Амисос, апостол пришел в Трапезунт, город лазикийский. Здешние люди глупы и несмысленны как скоты. Отправившись отсюда, он пошел в Иверию, и, просвещая многих на пути подле моря, прибыл в Иерусалим по причине Пасхи. После Пятидесятницы Петр, Андрей, Иоанн Заведеев, Филипп, из двенадцати, и Варфоломей удалились в верхнюю Фригию. Филипп пришел в Антиохию сирскую. Но Петр остался и вместе с Павлом рукоположил Маркиана и Панкратия в епископов Сицилии. Прочие, разошедшись, обходили города средиземные. Филипп, из двенадцати, и Варфоломей остались в верхней Фригии и Писидии, а Андрей и Иоанн пребывали и учили в Ефесе. Господь сказал Андрею: «Иди в Вифинию; куда бы ты ни пошел, Я с тобою; тебя ожидает Скифия».

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

Мы, пастыри, будем строги к своей пастве, пусть архипастыри будут строги к нам, пастырям, и пусть каждый будет строг к самому себе, дабы не тщетно взывать нам: " Боже, милостив буди нам грешным " . Аминь.     15 февраля 1925 г. Неделя о блудном сыне В церкви св. Панкратия за Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В евангельском чтении вы слышали сегодня притчу о блудном сыне. Эта притча о нас с вами. О Господи, если бы вся она была о нас! Но вспомним слова Спасителя. У одного человека было два сына. Младший сказал: " Дай мне следующую мне часть имения " . Отец разделил им имение. Младший сын взял всё и ушёл в дальнюю страну. Это про нас. Это мы ушли в дальнюю страну от Отца Небесного. Младший сын расточил в дальней стране имение своё, живя блудно. Это про нас. Это мы расточили духовное богатство своё, живя блудною мирскою жизнью. И вот, когда настал голод в той стране, блудный сын пошёл к одному из жителей, тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был насытиться рожками, которые ели свиньи. Это про нас. Это мы, голодные духовно, готовы заполнить пустоту души своей " рожками " — низменными, животными страстями. А дальше — уже не про нас. Дальше уже про немногих " Придя же в себя, сказал… " Многие ли приходят в себя? Многие ли приносят покаяние? " Придя же в себя, сказал:…Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих " (Лк. 15, 17–19). Многие ли сознают грехи свои пред Отцом своим? Многие ли говорят так? " Встал и пошёл " блудный сын назад, в отчий дом. Кто же из нас поступает так? Кто " встаёт? " Кто возвращается в обитель жизни духовной? А тех, которые не только приносят словесное покаяние, но действительно возвращаются к Отцу, какая радость ждёт их! Отец побежал навстречу сыну своему. Обнял его и целовал. Велел принести лучшую одежду, велел перстень надеть на руку его и обуть ноги его. Велел принести откормленного тельца. И устроил пир. Ибо сын этот " был мёртв " и ожил, пропадал и нашёлся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010