Житие свт. Епифания Кипрского известно в списке рубежа XII–XIII вв. (ГИМ. Усп. 4 перг.; Сводный каталог. 165). Список жития сщмч. Панкратия Тавроменийского, указываемый автором (ГИМ. Син. 82), сербский по происхождению, привезен с Афона Арсением Сухановым в 1654 г. Жития свт. Иоанна Златоуста и св. Андрея Юродивого известны в русских списках кон. XIV в. (соответственно ГИМ. Чуд. 22 и РГАДА. Тип. 182). В список 1296 г. (ГИМ. Син. 836) вошли лишь отдельные повести из Скитского Патерика. Полный список русского происхождения 1-й пол. XIII в. хранится в Дечанском монастыре в Сербии. 93. Рукопись Египетского Патерика, на которую ссылается автор (ГИМ. Увар. 510/Царск. 363),— болгарская по происхождению и датируется по водяным знакам 2-й четв. XIV в.; время ее появления в России неизвестно. Старший русский список Египетского Патерика, принадлежавший прп. Зосиме Соловецкому, датируется рубежом XIV–XV вв. (БАН. Сол. 7). Древнейший русский список Пандектов Никона Черногорца датируется нач. XIII в. (Ярославский музей-заповедник, 15583; Сводный каталог. 214). См. комм. В ноябре 1994 г. в Гос. архиве Швеции в Стокгольме при расклейке переплета архивного дела XVII в. среди других пергаменных отрывков был обнаружен фрагмент древнерусского списка Пчелы XIII в. (содержание отрывка определено автором комментария). О древности бытования сборника на Руси (не позднее нач. XIII в.) свидетельствуют и цитаты из Пчелы (в том же переводе, что и полный текст) в летописце Переславля Суздальского и Лаврентьевской летописи под 1186 г. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 384), а также сербские списки памятника, несомненно восходящие к русским (старший список (выписки) — РНБ. Q. п. I. 27 (л. 160–160 об.) — относится к рубежу XIII–XIV вв.). Так называемый Паисиевский соборник. Рукопись датируется 1-й четв. XV в. (см. комм. Запись 1412 г. о принадлежности «князю Стефану Комрину» в рукописи подложна. Наиболее полные данные о рукописях XIII–XV вв., содержащих рассматриваемые здесь тексты, см.: Сводный каталог. С. 193–374; Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР)//АЕ 1965. М., 1966. С. 210–274; Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в. (для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986; Дополнения к Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в. М., 1993.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Константине действительное историческое лицо, предполагают, что под этим христианским именем скрывается Ярославль Святославич († 1129); но из сказания Даниила Паломника известно, что христианское имя этого князя было Панкратий. 428 Волокол. сб. в Моск. дух. ак. 515, л. 424 и след «Лета 7032, марта во 2 день, пытал кн. Юрьи Иванович Стретенские старицы Ефросинии Васильевской, жена Кожина, о житии преп. Макария чудотворца, от каковых родителей родися, и каково бысть житие его. И старица Евфросиниа сказывает: помнила маму его, которая его кормила, а звали ее Еуфимьею, а жила 106 лет. Начало жития Макаръева сице бысть» и т. д. Житие Макария в макар. ч. мин.. март, стр. 789, синод, сб. 555, л. 608, волокол. сб. Моск. д. ак. N° 632, л. 136, сб. Тр. Серг. л. 692, л. 463. Первый из этих списков отличается от других некоторыми вариантами и пропусками: нет статьи о первых учениках Макария Маркелле и Сергие; чудес по обретении 16, в других 90. 430 Из повторенного в этом описании перечня чудес видно, что оно составлено между 1539 годом, которым помечено одно из последних чудес, и 1548, к которому относится список его в волокол. сб. Моск. епарх. библ. 648, л, 118. Нач.: «Присно убо человеколюбие Божие проповедати должны есмы». Этот сборник писан в 1548 году «замышлением» Е. И. Воронцовой, как сказано в приписке. 431 Сб. Тр. Серг. л. 692, л. 488; 802, л. 17. Нач.: «Се ныне время благоприятно». В заключительной статье «О списателе чудесем по преставлении пр. Макария», сказав, что он описал чудеса но просьбе колязинских иноков Серапиона и Филарета, автор продолжает «И ваших прежних тетратей никакоже не повредих, не почернил нигдеже, ни имени не пременил в чудесех, но паче распространил и речи пременил удоб приятен вид». 432 Сп. XVI века. Унд. 367. Нач.: «Лепо же ми в настоящем плетении глагол». Ср.: Прав. Собес. 1859, ч. II, 353 и 510, также ж. Иосифа, соч. неизвестным и изд. г. Невоструевым, стр. 39. Догадка арх. Филарета, что житие Серапиона написано учеником ею Иаковом, не поддерживается ни выражениями жития об Иакове, ни временем сочинений, которыми пользовался биограф (Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Государственно-политические таланты М. В. впервые проявились во время междоусобной борьбы Мономашичей против черниговского кн. Олега (Михаила) Святославича . После гибели 6 сент. 1096 г. в битве с последним курского кн. Изяслава Владимировича (брата М. В.) на р. Колокша М. В. нанес поражение войскам кн. Олега Святославича и вытеснил его не только из Ростово-Суздальской земли, но и с Муромского княжения. После восстановления здесь власти Мономашичей и их союзников М. В. удалось примирить своего отца с мятежным князем. Т. о., М. В. обладал не только военными, но и дипломатическими способностями, он стремился примириться с обиженными князьями Олегом и его младшим братом Ярославом (Панкратием) Святославичем. Печать блгв. кн. Мстислава Владимировича. 1125–1132 гг. (частное собрание) Печать блгв. кн. Мстислава Владимировича. 1125–1132 гг. (частное собрание) В проповеди кёльнского теолога 1-й трети XII в. Руперта Дойцского о чуде вмч. Пантелеимона говорится об исцелении этим святым тяжело раненного медведем во время охоты («в болотистом лесу», очевидно, под Новгородом) М. В., а также сообщается, что его мать Гида после этого отправилась в паломничество в Иерусалим (поскольку описанные события, как считают исследователи, относятся к кон. XI в., то это путешествие, вероятно, по времени совпало с 1-м крестовым походом 1097-1099 гг.). Если доверять этому нем. источнику, Гида жила при сыне в Новгороде и была «сестрой» (согласно А. В. Назаренко - покровительницей, вкладчицей) муж. мон-ря во имя вмч. Пантелеимона в Кёльне, аббатом которого и был Руперт. По мнению В. А. Кучкина , именно М. В., а не его сын Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич мог основать новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в ср. века и новое время: Сб. ст. к 70-летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 55; см. возражения.: Назаренко. 2001. С. 595-596); во всяком случае одно несомненно: родившийся в кон. XI - нач. XII в. 2-й сын М. В. Изяслав был крещен в честь вмч. Пантелеимона.

http://pravenc.ru/text/2564290.html

Архив Пн Лауреатами Патриаршей литературной премии 2015 года стали Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень 28 мая 2015 г. 20:44 28 мая 2015 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пятую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В числе представителей Русской Православной Церкви на церемонии присутствовали председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий , председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви епископ Борисовский Вениамин , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов . Также мероприятие посетили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, ведущие российские литературоведы, представители общественных организаций, деятели культуры. В музыкальном сопровождении церемонии участвовали хор Московской духовной академии под управлением игумена Никифора (Кирзина) и брасс-ансамбль Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского под управлением Ярослава Белякова. Вела торжественный вечер журналистка и телеведущая Екатерина Григорова. Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного пятилетней годовщине Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как отмечалось в фильме, на соискание звания лауреата Патриаршей литературной премии в 2015 году было представлено тридцать четыре кандидатуры писателей, работающих в различных литературных жанрах. 24 марта состоялось заседание Совета экспертов Патриаршей литературной премии, в состав которого входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, а также деятели науки и культуры. По итогам этого заседания был сформирован короткий список номинантов, в который вошли:

http://patriarchia.ru/db/text/4100478.ht...

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

было в первой половине XI-ro столетия. Асан или Асень 2-й, сын Асеня 1-го (царствов. с 1221 по 1241 г.) — знаменитейший из государей Болгарского царства; он прославил и просветил Болгарское царство больше всех царей, прежде него бывших; построил много монастырей и украсил их золотом и драгоценными камнями; все церкви он одарил многими дарами, а духовенство их наградил великими почестями, Иоанн Асень был любим не только своими болгарами, но и греками. главный город Болгарии, на реке Етре или Янтре, впадающей в р. Дунай, — ныне Тырново. турецкий султан, вступил на престол в 1389 году. Воспользовавшись раздорами между Византийским императором Иоанном, и сыном его Андроником, Баязет поставил Византийскую империю в полную от себя зависимость; он завоевал Болгарию, Македонию, Фессалию и многие другие земли. В 1402 г. Баязет был взят в плен монгольским завоевателем Тамерланом, где и умер в 1403 г. юго-западная часть нынешнего Румынского королевства. главный город Сербского королевства, в месте соединения р. Дуная с р. Савою. Cyлeймaha II-ro заключает собою период расцвета турецкого могущества. Турки чтят в нем величайшего из своих государей. господарь (т. е. государь) молдавский, с 1634 по 1654 г. патриарх Константинопольский, с 1639 по 1644 г. главный город Молдавии, одного из придунайских княжеств, составляющих в настоящее время вместе с Валахией королевство Румынию. святые мощи пребывают и ныне. Житие преподобного Николы Святоши Святоша (названный так за свое благочестие) при крещении был назван Панкратием, а в иночестве Николаем. Он был сыном Черниговского князя Давида Святославича и внуком Киевского и Черниговского князя Святослава Ярославича, основавшего святую, Богом созданную, Печерскую церковь. его 19 ноября. Он был сыном Индийского царя Авенира; память его тогда же. было в 1107 году. был первым игуменом Киево-Печерского монастыря; он был сыном первого Киевского боярина Иоанна; память его 19 ноября е. рассеять тоску сердечную и печаль в жизни. Выражение взято для соответствия с известною историей из жизни пророка Елисея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вечером того же дня Предстоятель Церкви посетил святые места Сарова: Ближнюю и Дальнюю Пустыньки, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Серафим, пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских, а также больничный храм вмч. Пантелеимона, закладка которого была произведена Его Святейшеством во время пребывания в Сарове в 2000 году. 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил место погребения преподобного Серафима Саровского и совершил молитву под установленной над святыней сенью. После этого Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм, построенный на месте келии преподобного Серафима, где также совершил молитву и благословил паломников. На площади перед колокольней Саровской Успенской пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебное пение преподобному Серафиму Саровскому. На молебне присутствовали участвующие в торжествах архиереи, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев. По окончании Богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом и вручил А.В. Коновалову и В.П. Шанцеву за вклад в подготовку к празднованию 300-летия Саровской пустыни ордена прп. Серафима Саровского, II степени. В тот же день 31 июля, накануне дня обретения честных мощей и дня рождения святого преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл из Сарова в Дивеево. В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря Святейший Патриарх в сослужении иерархов Русской Церкви и многочисленного сонма духовенства совершил малую вечерню с чтением акафиста и Всенощное бдение у мощей преподобного Серафима Саровского. Его Святейшеству сослужили митрополиты: Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; Оренбургский и Бузулукский Валентин , Чебоксарский и Чувашский Варнава , архиепископы Самарский и Сызранский Сергий , Казанский и Татарстанский Анастасий ; Курский и Рыльский Герман ; Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии, наместник Московского Новоспасского монастыря; Ярославский и Ростовский Кирилл , Нижегородский и Арзамасский Георгий , епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий , Саратовский и Вольский Лонгин , Троицкий Панкратий , игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/149541.htm...

Валак, царь Моава, библ. Валенцова М.М. Валла, наложница Иакова, библ. Валтасар, библ. Вальденберг В. Вальсамон Ф., автор толкований к Номоканону Варавва, разбойник, библ. Варлаам (Денисов), архим. Варлаам, ч. поп Варнава, архим. Симонова мон. Варнава, еврей, член иерусалимской церкви, библ. Варсонофий Казанский, св. Василий (Взвила) Босой, юр. Василий I Дмитриевич, вел. кн. Московский Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. Московский Василий Александрович, кн. Василий Великий , свт. Каппадокийский Василий Лупа, господарь Молдавский Василий Македонянин Василий Романский, еп. Молдавский Василий, иеродк. Василий, св. Василиса, св., мц. Васильев Сережка, крст. Васильева Е.Е. Вежбицкая А. Вельзеул, демонический персонаж Вендина Т.И. Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский Вениамин, младший сын Иакова и Рахили, родоначальник одного из двенадцати израильских племён, библ. Верделевский Михаил, дознаватель Верещагин А. Веригин Андрей Васильевич, дв. Вернадский Г.В. (Vernadsky George) Веселовский С.Б. Вздорнов Г.И. Вигзелл Ф. Виктор (Загоровский), иг. Лубенского Мгарского мон Виктор, м. Ф. мон. посыльный патр. Никона Вилинбахов Г.В. Виноградов В.В. Виноградов Степан, свщ. Виноградова Л.Н. Вирсавия, жена Урии хеттеянина, впоследствии жена ц. Давида, библ. Висарион, стар., чц. Ф. мон. Витовт, вел. кн. Литовский Витсен Николаас, голландский путешественник Владимир Всеволодович Мономах, кн. Переяславский, Смоленский, Черниговский, Киевский Владимир Святославич, св., кн. Новгородский, Киевский, сын Святослава Игоревича Владимир Ярославич, кн. Новгородский, сын Ярослава Владимировича Мудрого Владимиров Панкратий, стр. Владимирская Н.С. Власий, сщмч. Власов А.Н. Вознесенский А.В. Воинов Николай, дк. Волков С.С. Волкова (урождённая Стрешнева) Мария, визионер Волкова Т.Ф. Волконский Фёдор Фёдорович, кн., ок. бр. Володихин Д.М. Волошенинов Михаил Дмитриевич, дум. д. Волынский Василий Семёнович, ок., бр. Волынский Яков Семёнович, ст., ок. Вонифатьев Стефан (в иночестве Савватий), пртп. Благовещенского собора, духовник ц. Алексея Михайловича

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Святослав-Панкратий, правнук вел. кн. Ярослава Мудрого, устроил в Киево-Печерском монастыре больницу для бедных. На Святых вратах при входе в больничный храм он поместил икону Божией Матери, названную «Всех скорбящих Радость». Богоматерь «Всех скорбящих Радость» более всего была прославлена чудесными исцелениями прибегавших к Ней верующих, и потому такие иконы нередко приносились из храмов в дома тех больных, которые не могли сами прийти в церковь . Тогда молебны перед образом Богородицы «Всех скорбящих» служились прямо у ложа страждущего. На оборотной стороне иконы Русского музея сохранились специальные ручки, за которые образ поднимали для торжественного выноса. Празднование иконы «Всех скорбящих Радость» установлено в день первого чуда от святыни 24 окт./6 нояб. Встреча В русских представлениях проявление судьбы. Встреча может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, причем последнее часто объясняется действием нечистой силы. Так, известны демоны, которые причиняют вред встреченным на дороге людям: в Вологодской обл. – это «стрешник», наносящий путникам травмы, в Саратовской – «встрешный», избивающий пьяных и злых, и т. п. Поверье о встрече со смертью в Поволжье связывали с праздником Сретение, когда отправление в путь сулило человеку гибель. Очень часто знак судьбы воплощал первый встречный, поэтому с ним были сопряжены многочисленные календарные приметы, предопределяющие события следующего года. Для поверий о судьбе новорожденного было характерно представление о том, что «первый встречный» принесет ему счастье. Широко был распространен обычай выходить на дорогу, перекресток, к церкви, чтобы попросить в кумовья первого встречного: тогда в семье не будут умирать дети. Случайные встречи с различными людьми, животными и обрядовыми процессиями (похороны, свадьба) представляли собой «добрые» и «недобрые» для человека знаки. Традиционным являлось поверье о встрече с человеком, несущим (везущим) что-либо полное или пустое: так, полные ведра, сосуд, корзина, воз, узлы, мешки и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феоктист, епископ Черниговский (+ 1123) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 авг. накануне дня преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Феоктист принял иночество в киевском Печерском монастыре при прп. Феодосии (память его 3 мая) и по кончине его был одним из начальных монахов и вразумлял прельщенного инока Никиту (память его 31 янв.). В 1103 г. он стал игуменом. Он соорудил трапезную, воздвиг в Вышгороде церковь во имя свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и перенес в нее их мощи; по его настоянию имя его наставника — прп. Феодосия было внесено в литийные списки во всех церквах, и тот был причислен к лику святых при митрополите Никифоре (1103— 1121), а вскоре после этого Феоктист был возведен тем же святителем во епископа Черниговского, к великой радости благочестивого Черниговского княжеского дома и всего города. Он был духовным отцом черниговского князя Давида Святославича — сына вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков и друга прп. Феодосия, и супруги его княгини Феодосии. Сын их, князь Святослав-Панкратий, в иночестве Никола, был первым из русских князей, принявших постриг. Сестра князя Давида — дочь вел. князя Святослава — именуется в Летописи «черницей». Многих черниговских князей похоронил святитель. Он был свидетелем чудес, бывших при кончине благочестивого князя Давида Святославича и его погребении. Так, в храмину, где лежал умиравший князь, влетела голубица, села на его грудь и стала невидима. Князь скончался вечером и, по обычаю, должен был быть погребен в тот же день, но гроб не был готов. Святитель хотел отложить погребение на другой день, но солнце остановилось на небе и не заходило, пока князь не был погребен. • Свт. Феоктист посвящен во епископа Черниговского в 1113 г. • В 1115 г. святитель участвовал в перенесении мощей сев. князей страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде. Современником свт, Феоктиста был свщм. Кукша (память его 27 авг.), просвещавший вятичей, земли которых входили в Черниговскую епархию. • Преставился святитель 6 авг., в праздник Преображения Господня. В одном из списков святых сказано, что погребен он в Печерском монастыре. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437546/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010