Это должно было случиться тем необходимее, что в восточной церкви в это время существовал уже длинный список имен и лиц, канонизованных ею как святых. Что это случилось, – это мы уже видели из пред идущей главы. Однако при этом повторилось явление аналогичное с одним фактом, замеченным нами в истории принятия имени, при распространении христианской церкви в греко римском мире. Мы намекаем здесь на тот факт, что на первых порах Русской церкви, возрастные лица, вступавшие в Церковь , принимая христианское имя, в тоже время сохраняли свое языческое имя, как это было и в первые века христианской церкви 415 , а крещаемые младенцы, наряду с получением христианского имени, получали еще языческое. Вследствие этого у многих древних Русских князей было по два названия, так Владимир назывался еще Василий, Ярослав – Георгий, Изяслав – Димитрий и проч. Даниил, паломник XII века, говоря о записи им в обители св. Саввы имен русских князей, между прочим, замечает: «се же имена их: Михаил – Святополк, Василий – Владимир, Давид Всеславич, Михаил – Олег. ПанкратийЯрослав Святославич, Андрей – Мстислав Всеволодовичу Борис Всеславич, Глеб Минский 416 . Мы более склонны на сторону Преосвященного Макария и таким образом признаем, что обычай удерживать языческое имя существовал на Руси с XI – XIII в. Что касается до его дальнейшего существования, то утверждать это довольно сомнительно. Правда, и в XV и в XVI в. встречаются факты названия русских не христианскими именами. Таковы названия: Злоба, Чернец, Нерядец, Сповид, Горюн, Дорожай, и др. 420 Но эти названия не были уже собственно именами, а были просто прозвища или простонародные фамилии, – каковые нередко можно встретить и в настоящее время среди простого народа. Существование их в то время вполне естественно, благодаря отсутствию у большинства фамилий в обыкновенном для нас смысле, и в этом факте можно видеть разве только одно напоминание о прежнем обычае действительно удерживать славяно русские языческие имена, Если бы на эти названия в XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД СВЯТОСЛАВИЧ (50-е гг. XI в.- 1123), кн. черниговский, один из сыновей, по-видимому 3-й, киевского и черниговского кн. св. Святослава (Николая) Ярославича (на миниатюре в Изборнике 1073 г., изображающей семью кн. Святослава, Д. С. помещен 3-м из сыновей князя - после Глеба и Олега (Михаила), перед Романом и Ярославом (Панкратием)), отец св. кн. Николая Святоши (Святослава Давидовича). Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Первое известие о Д. С. относится к событиям, имевшим место вскоре после смерти его дяди киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича († 1093) и вокняжения в Киеве Святополка (Михаила) Изяславича (двоюродного брата Д. С.). В 1093/94 г. Д. С. оказался на княжении в Смоленске. Опасаясь усиления Святославичей на смоленско-черниговских землях после утверждения в Чернигове при помощи половцев Олега Святославича, князья-соправители Святополк (Михаил) Изяславич и Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, подойдя с войсками к Смоленску, вынудили Д. С. уйти на княжение в Новгород. Спустя 2 года новгородцы изгнали Д. С. и он вернулся в Смоленск. В 1097 г. Д. С. принял участие в Любечском съезде князей, на к-ром за ним и его братьями Олегом и Ярославом были закреплены владения их отца, т. е. Черниговское и Муромское княжения. По-видимому, Д. С. был тогда признан старейшим среди Святославичей (Глеб был убит в 1078, Олег же провинился как инициатор усобиц, в к-рых он активно использовал половцев). В последующих летописных известиях, а также в перечне рус. князей в «Хожении» игум. Даниила Д. С. упоминается ранее брата Олега, есть данные, что именно Д. С. занимал старейший стол в Черниговском княжении. В 1097 г. волынский кн. Давид Игоревич с ведома Святополка Киевского захватил и ослепил теребовльского кн. Василия Ростиславича . Д. С. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом участвовал в походе на Киев, чтобы вынудить Святополка выступить против волынского князя. В результате междоусобной войны на юго-западе Руси Давид был лишен Волыни, Д. С. в военных действиях участия не принимал, послав отряд во главе с сыном Святославом. В 1100 г. Д. С. был участником княжеского съезда в Уветичах (Витичеве), положившего конец конфликту между рус. князьями и Давидом Игоревичем.

http://pravenc.ru/text/168578.html

XIII в. Прп. Панкратий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (9 февраля). XIII в. Прп. Евлогий старец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (5 марта). XIII-XIV вв. Прп. Моисей чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 июля). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Григорий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (8 января). XIII-XIV вв. Прп. Макарий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (19 января). XIII-XIV вв. Прп. Захария постник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (24 марта). XIII-XIV вв. Прп. Силуан схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (10 июня). XIII-XIV вв. Прп. Агафон чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (20 февраля). XIII-XIV вв. Прп. Лонгин вратарь, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (16 октября). XIV век † 1303, 4 марта Св. блгв. кн. московский Даниил (30 августа). † 1303, 8 июля Св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый. Устюжский. † 1305, 6 декабря Свт. Максим, митр. Киевский и всея Руси, Владимирский (13 августа). † 1310, 23 декабря Свт. Феоктист, архиеп. Новгородский (23 января). Нач. XIV в. Прп. София (кнж. Тверская). Св. блгв. кнг. тверская Ксения (в иночестве Мария) (24 января; в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1316 (1317), 6 ноября Св. блгв. кнг. псковская Мария (в иночестве Марфа). † 1318, 22 ноября Св. блгв. вел. кн. тверской Михаил, мученик. † после 1320 г. Прп. Макарий пустынник. Новгородский (19 января; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † до 1321 г. Св. блгв. кн. ярославский Константин (19 сентября; 5 марта). Св. блгв. кн. ярославский Давид (19 сентября; 5 марта). Сб. блгв. кн. новгородский Афанасий (18 января). † 1132, 23 апреля Св. мч. Феодор философ. Камский. † 1325, 15 сентября Св. блгв. вел. кн. тверской Димитрий Грозные Очи, мученик (в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В этот день с.-х. опыт советовал всем огородникам в средней полосе России начинать прополку огородов; с этого же времени повсеместно можно было вырывать корневые овощи из гряд на продажу. В деревнях Тульской и смежных с ней губерний с летних Кузьминок выходили на покос. По степи знающие люди принимались с 1 июля искать травы, идущие на краску. 2 июля праздновали чудотворной иконы Божьей Матери «Ахтырская» «Феодотьевская», а 3 июля вспоминали св. епископа Василия Рязанского, совершавшего невиданные чудеса. Через день после летних Кузьминок – Стожары. «Мокей с Демидом в поле стоят, к Марфе (4 июля) навстречу вышли». К этому времени озимые хлеба должны были быть в полном наливе. «На Марфу озими в наливах дошли, батюшка-овес до половины урос: овес в кафтане, а на грече – и рубахи нет» (см.: Андрей Налива). 4 июля празднование Галатской иконы Божией Матери, 5 июля икона Божией Матери «Домостроительница». За Марфиным днем приходил Афанасьев день. «Афанасьев день – месяцев праздник»: в этот день крестьяне смотрели, как ведет себя месяц. Если ясен месяц – к хорошему урожаю, к ладной уборке хлеба. «В шестый день (июля) Сысоев день. Сисой лицем светлеет, в седьмый день Фома Малеин, як снег, белеет», по выражению южнорусского простонародного месяцеслова, записанного Бессоновым. 7 июля – Влахернская икона Божией Матери. 8 июля Каплуневская икона Божией Матери и Ярославская икона Божией Матери. Если к 8 июля – к «летним Прокопам» (Прокопьев день) – примется поспевать черника-ягода, то надо, благословясь, о жнитве думать: время-пора. Существовало предание, что в этот день «является сама собой камаха, красна червец». В старину говорили, что «камаха» заносится ветрами в наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретился, подкатывается в ноги. Кто будет таким счастливцем в этот день, – быть во всем у того полному благополучию круглый год. «Тому камаха в руки дается, кому на роду написано!» В этот же день праздновали верных и любящих супругов Петра и Февронью, затем следовал Панкратий Ягодник – 9-й день страдногрозового месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Волковы В России много фамилий имени Волковых, и пять из них внесены в гербовник: 1) Волковы, потомки старинной литовской фамилии Волк, герба трубы (trby), в Литве именованные: господа славные и храбрые Волки. Фамилия эта известна была в Литве ещё в пятнадцатом веке, а в начале шестнадцатого некоторые из членов её переселились в Россию, и стали писаться: «Волковыми». Григорий Михайлович упоминается в казанском походе 1544 года; Панкратий Кривопишич убит при взятии Казани, 2 октября 1352 года. Степан и Фёдор Волковы упоминаются на третьей свадьбе Иоанна Грозного, в октябре 1572 года. Сын боярский Чудин Волков ездил, в 1585 году, вместе с Иваном Чихачёвым, на реку Плюсу для переговоров со шведскими чиновниками, присланными от нарвского губернатора. Иван Ильич отправлен был, в 1633 году, вместе со стольником Стрешневым, в Пермь, искать золотой руды; в царствование Алексея Михайловича он находился полковником регулярных войск, и посылан был против башкирцев и калмыков. Двое Волковых, ярославские дворяне, Аггей Санчурович и Никифор Салманович, упоминаются при осаде Смоленска в 1634 году; первый был убит, а второй ранен. Григорий Васильевич ездил в Польшу дворянином посольства в 1646 году; находился воеводою в Березове в 1652 году; в Терках в 1658 году; в Кузнецке с 1673 по 1676 год. Никифор Хрисанфович был стрелецким полковником при Царе Алексее Михайловиче; Иван Михайлович был дьяком казённого приказа в 1676 году; Михаил Павлович был дьяком сибирского приказа с 1684 по 1686 год, и судьёю во дворцовом приказе в 1689 году; Артемий Алексеевич находился дьяком приказа казанского дворца с 1682 по 1696 год. Михайло Яковлевич († 1750) был генерал-аншефом и кавалер Святого Александра Невского; брат его Алексей Яковлевич был генерал-поручиком и кавалер Святого Александра Невского; Дмитрия Васильевич находился, при Императрице Елисавете Петровне, секретарём конференции министров, а при Екатерине Великой был сенатором, президентом мануфактур-коллегии и кавалер Святого Александра Невского Авраам Васильевич, помещик галицкий и вологодский в XVII веке, имел внука Андрея Алексеевича, который служил офицером в семёновском полку, и был убит в сражении под Лесным, в 1708 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

215 О. Валентин был арестован 15 июля 1922 г. и до 1 августа содержался на Лубянке, во Внутренней тюрьме при ГПУ. 217 Грановский Александр Андреевич (1865–1927) – епископ Владикавказский и Моздокский Антонин (до 1922); один из лидеров обновленцев, основатель «Союза церковного возрождения». 218 За антисоветскую деятельность и распространение дискредитирующих власть слухов (ст. 63 УК РСФСР) о. Валентин был выслан в Пенджикент Самаркандской обл. Туркестанской АССР. 219 Отец Валентин с апреля 1925 г. проводил еженедельные беседы с общиной московского храма сщмч. Панкратия близ Сухаревой башни (Сретенка), где служил ключарём после возвращения из ссылки. 220 Петр (Полянский; 1862–1937), свт. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), епископ Подольский, викарий Московской епархии (1920), митрополит Крутицкий (1924), местоблюститель патриаршего престола (1925). 221 60 человек из общины Панкратьевского храма в июле – августе 1926 г. совершили пешее паломничество в Саров и Дивеево. 222 В июле 1927 г. начался ремонт храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»), настоятелем которого о. Валентин был с сентября 1926 г. 223 Виктор (Островидов; 1875–1934), сщмч. – окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия, иеромонах (1903), епископ Уржумский, викарий Вятской епархии (1920), епископ Глазовский (1921), направил митр. Сергию (Страгородскому) письмо с критикой т. н. «Декларации» (октябрь 1927), приговорён к 3 годам лагерей (1928). 224 Павел (Борисовский; 1867–1938), митр. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), протоиерей (1908), епископ Суздальский (1916), Вятский и Слободской (1921), архиепископ (1926), заместитель патриаршего местоблюстителя (1927), подписал т. н. «Декларацию», митрополит Ярославский и Ростовский (1932). 225 Тучков Евгений Александрович (1892–1957) – начальник 6-го «антирелигиозного» отделения ОГПУ (1922–1929), ответственный секретарь Центрального Союза воинствующих безбожников (1939–1947).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

4. Освободить митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона от обязанностей ректора Донской духовной семинарии и назначить временно исполняющим обязанности ректора епископа Ростовского и Новочеркасского Меркурия.   ЖУРНАЛ 121 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о взаимодействии Синодальной комиссии с епархиальными комиссиями по канонизации святых. Справка: Освященный Архиерейский Собор, прошедший в Москве 2-4 февраля 2011 года, постановил: «Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям» (пункт 14 определения «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения: 2. Утвердить предложенные Синодальной комиссией по канонизации святых «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых» в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви. 3. В епархиях Самоуправляемых Церквей, Белорусского экзархата и митрополичьих округов, а также в Виленской епархии и епархиях Дальнего зарубежья применять «Рекомендации» с учетом местного государственного законодательства.   ЖУРНАЛ 122 СЛУШАЛИ: Рапорт преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о рассмотрении комиссией службы Собору новомучеников и исповедников земли Белорусской, проект которой был подготовлен в Белорусском экзархате. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленную службу Собору новомучеников и исповедников земли Белорусской утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению. 2. Направить текст утвержденной службы в Белорусский экзархат для издания.

http://patriarchia.ru/db/text/1639858.ht...

Аз же поклонився святому гробу тому и ключарю, и взем свое кандило с маслом горящим, и изыдох с радостию великою и обогатився Божиею благодатию, нося в руку моею дар и знамение святаго гроба. Ходил есми там во княженье руское великаго князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Владимеровича Киевскаго. Бог тому послух и святый гроб Господен, во всех сих местех святых, не забых имен князей руских, и княгинь их, и детей их, ни епископ ни игуменов, ни боляр, ни детей моих духовных, ни всех христиан, николиже не забыл есмь, но везде поминал есть: о сем похвалю благаго Бога, яко сподоби мя худаго написати имя князей руских в лавре св. Савы, и ныне поминаются во октеньи. Сеже имена их: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давыд-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославич, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис Всеславич. Толко есмь воспомянул имен, все то написал есмь о всех князех руских, и о болярех у гроба Господня. Буди же всем почитающим написание се благословение от Бога и от святаго гроба и от всех мест сих святых: приимут бо от Бога мзду равно с ходившими в места си святая, блажени же невидевши веровавше. Верою прииде Авраам в землю обетованную: по истине, вера равна добрым делом. Бога ради, братие и отци и господие мои, не зазрите моему худоумию и моей грубости, да не будет в похваленье се написание мене ради, но святых для мест, почтите с любовию да мзду приимите от Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, и Бог мира буди с вами со всеми. Аминь». Таково сие первое, известное нам путешествие русского паломника по св. местам, доселе находившееся в одних рукописях. Нельзя сомневаться в его древности и вероятности, ибо оно наполнено выражениями, сходствующими с древними нашими летописцами, хотя переписчиками многое в нем искажено и подновлено. Представленные здесь выписки из сего паломника выбраны по сличении трех списков XVI столетия, хранящихся в Императорской библиотеке. Даниил застал начало королевства рыцарского в Иерусалиме, а в последние годы его посетила св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Много позже мы узнали, что именно здесь закончилась кровопролитная Кавказская война, длившаяся более пятидесяти лет. Последний бой с племенем убыхов произошел в 1864 году на поляне, где ныне расположен скит. Мирный договор между Россией и черкесскими князьями был подписан в день чествования Владимирской иконы Божией Матери. Вот такое «случайное» совпадение! Как Вы вступили в братию Валаамского монастыря? Опять же – Божий Промысл! После трехлетнего (с 1991 по 1994 год) восстановления Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где помимо обязанностей наместника пришлось взять на себя послушания эконома, казначея, архитектора, регента и строителя, я вынужден был заняться восстановлением собственного здоровья и уехать из монастыря. В те годы я часто посещал блаженной памяти архимандрита Павла (Груздева) в селе Верхне-Никульское Ярославской области. Однажды он подвел меня к старинной литографии с изображением Валаама середины XIX века, обнял за плечи и пропел гимн «О, дивный остров Валаам». А после добавил: «Эх, отец! Хороший монастырь Валаам. Вот бы тебе туда!» Много я видел чудес от старца, его прозорливость не вызывала сомнений. Но в тот момент я про себя подумал: «Ну, куда мне с больными легкими на Валаам, где ветра, открытые пространства Ладожского озера, сырость и холод?! Там мне конец! Наверное, старец ошибается. Бывало ведь, что и великие святые ошибались». Но произошло непредвиденное: через семь лет после смерти отца Павла игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий) предложил мне возглавить опустевший скит на Кавказе. Ему посоветовал обратиться ко мне отец Кирилл (Павлов), наш общий духовник. Мысль о небольшом братстве в уединенном горном скиту мне понравилась, но чтобы принять окончательное решение и почувствовать, есть ли на то воля Божия, необходимо было все увидеть своими глазами. Скит в честь Владимирской иконы Божией Матери в горах      Итак, в январе 2003 года, после Крещения Господня, мы с диаконом (ныне иереем) Александром Кобловым, клириком Московского подворья Валаамского монастыря, отправились на Кавказ. Место сразу легло на сердце! Я согласился.

http://pravoslavie.ru/118595.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имена священника Григория Златорунского, священника Димитрия Семенова, протоиерея Михаила Союзова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память святых совершать в дни их кончины: а) священноисповедника Михаила Союзова — 6/19 октября; б) священномученика Григория Златорунского — 8/21 июня; в) священномученика Димитрия Семенова — 14/27 июня. 3. Честные останки святых Григория, Димитрия и Михаила, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно ходатайства Преосвященного епископа Переславского и Угличского Феоктиста о внесении в месяцеслов Русской Православной Церкви дня празднования в честь Явления Честнаго и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте. Справка: Согласно летописным сведениям около 1423 года на Сахотском болоте в Ростовских пределах произошло чудесное явление образа Животворящего Креста Господня и образа чудотворца Николая Мирликийского, сошедших с неба. Согласно устному преданию, записанному в начале XVIII века, первым Божиим чудом, дарованным от явленного Креста, было основание среди болота прочного холма для строительства храма во имя святителя Николая. С той поры в этом месте стали происходить чудеса: хромые получали исцеление, слепые прозрение, недужные выздоравливали. Чудеса стали записываться в особую книгу. Первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя некоторое время запись чудотворений была возобновлена. Из этих последующих записей можно узнать о разнообразных исцелениях, происходивших после молений пред Животворящим Крестом и помазания святым маслом от Распятия. После Октябрьской революции 1917 года на Никольском погосте был создан колхоз, но существовал он недолго. По свидетельству старожилов в годы гонений на Церковь безбожные активисты попытались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, «но Крест словно налился свинцом, и они не смогли его сдвинуть». Тогда они попытались распилить его, «но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня». В 1940 году Крест был перенесен верующими из закрытого Крестовоздвиженского храма (впоследствии частично разобранного на хозяйственные нужды, ныне восстановленного как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Ивановской области) в храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново нынешней Ярославской области. В 1997 году Златоустовский храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря и к 2008 году был полностью отреставрирован.

http://patriarchia.ru/db/text/5952955.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010