Преподобномуч. Анастисия из Янины пострадавшего в Царьграде в 1743 году. Солов. III. Прокопия юродивого устьянского. Мощи в Устьянской церкви вельского уезда. Свидетельствованы в 1696 и 1739 г. 209. Ксоф. Погод. Сн. Русские св. Филарета 10 окт. об Андрее тотемском, с коим он иногда смешивается. Филим. 20 июля. Нижнеломовской казанск. иконы Богоматери. Явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от Пензы. Карповской казанской иконы Богоматери. В 1725 году из жерновской пустыни пренесена в курений Знаменский монастырь. Казанской иконы Богоматери в Каташинском николаевском монастыре Черниговской губерния. Явилось до 1622 года. Каплумовской Казанской иконы Богоматери. Явилась в Каплуновке в 20 верстах от Ахтырки в 1698 году. Казанской иконы Богоматери в Вознесенском московском женском монастыре. Казанской иконы Богоматери в селе Павловском Звенигородского уезда. Казанской иконы Богоматери в Иркутске . Казанской иконы Богоматери Каргополе . Казанской иконы Богоматери в Тобольске . Явилась в 1661 году. Казанской иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре. Явилась в 1588 году. IV. Мучч. ( Авды и) Савы . Петр. 1345. 51 (сн. 7 июля. Авдя ныне в греч. минеях). V. Панкратия тавроменийского. Неан. (9 июля). Муч. Исавра и дружины его. 1345 (6 июля). Прокопия клятвенного (заклинателя) в Кесарии палестинской. 1345 (22 нояб.) Пр. Мелании римляны. 50 (31 дек. или лучше 8 июня). Свв. мучч. Патермуфия и Коприя . Кал. (9 июля). Оковицкой ржевской иконы Богоматери. Руков. четьимении. Любоп. и полн. Месяц. 1795 года (11 июля). Иоанна . устюжского. Белоз. 493 (29 мая). Убиение благоверных князей Василия и Константина ярославских. 201. Св. 382 (3 июля). 9 Св. священномуч. Панкратия , еп. тавромейского, ученика ап. Петра. Син. 1. Кал. Кап. Флор. 1. 43. Готф. Мст. Вен. и др. Типогр. М. 12 в. По Гр. Мин. 1870 канон Феофана, что и у нас. Служба (Зак. 9 февр. ЧГр. 28 февр. 1621 мая 19. Белоз. 516 авг. 9. Неап. Иерон. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 3 апр. Болландистам известен другой инок Иосифа. См. Деян. св. 3 апр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мне этого страшно не хотелось. Когда я учился в Болгарии , приезжал в Лавру каждый раз, как только это было возможно. У меня была одна дорога: с поезда, с Киевского вокзала − на Ярославский, и сразу в Загорск. Никуда, даже домой в Сухуми, практически не ездил, только в Лавру. Я был счастлив без памяти, что наконец-то вернулся, в Лавре я собирался находиться всю оставшуюся жизнь, никаких других мыслей у меня не было. Решил сопротивляться, как мог: «Я батюшку буду просить, отца Кирилла, – как он скажет». Отец Панкратий улыбнулся и говорит: «А мы раньше тебя к батюшке пойдем», – но я как-то не придал этому значения. И вот (очень хорошо помню этот момент, он стоит у меня перед глазами) я в братском корпусе на первом этаже у входа в трапезную жду, когда отец Кирилл будет идти из своей кельи на обед. Он появился, спускается – а рядом с ним наместник, отец Феогност, и эконом, отец Панкратий. Я подхожу к батюшке под благословение, он на меня смотрит и говорит: «А-а, отец настоятель Троицкого Подворья!» И стало мне обидно до слез, что духовника так «настроили»… Но пришлось ехать на Подворье. Подворье – Вы представляли себе, куда ехали? – Нет, совершенно не представлял, когда поехал туда в первый раз. Конечно, Подворья как такового уже не существовало. Сохранился Троицкий храм, который раньше был приходским, и несколько старинных монастырских зданий: надвратный и братский корпуса и, самое главное, Митрополичьи палаты, резиденция Московских святителей на протяжении всего XIX века. Храм Живоначальной Троицы Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1981 г.      В храме размещался Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Храм был разделен перегородками на несколько этажей и множество комнат-клетушек. В Митрополичьих палатах был детский сад МВД. Бывший братский корпус был почти совершенно заброшен, в нем жили бомжи. А дом этот – наполовину деревянный, очень и очень старый, один из тех немногих, что пережил наполеоновский пожар Москвы. Его собирались сносить. Часть территории была заставлена гаражами.

http://pravoslavie.ru/68423.html

Я тогда в совершенстве знал македонский, сербо-хорватский. И свободно говорил на английском, немецком, французском, итальянском языках. А по-русски ни слова не знал. Я же никогда не был в России и не понимал, как туда добраться. Начал искать, и Господь привел меня в Свято-Никольский храм, который находится в центре Софии. Там мне сказали, что через 20 минут отъезжает поезд в Россию. Я поспешил на вокзал, вижу – полсотни человек провожают какого-то русского батюшку, им оказался иеромонах Лонгин (сейчас митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. – Примеч. ред. ). Как я узнал позже, он тогда заканчивал обучение в Софийской духовной академии имени святого Климента Охридского и на богословском факультете Софийского государственного университета. В период обучения в Болгарии он служил внештатным священником в русском храме святителя Николая в Софии. Я попросил отца Лонгина помочь мне. Он посмотрел на меня внимательно, задал пару вопросов и сказал какому-то мужчине из провожающих: «Помогите ему». Оказалось, что он доверил меня послу России в Болгарии, который сделал мне визу, и 21 августа я приехал в Москву. В Москве меня встретил иеромонах Лонгин, мы поехали в Лавру, через Ярославский вокзал. А когда зашли в метро, на нас шла толпа, человек пятьсот, и кричала: «Руцкой – президент!» Радостно так кричали. Ну и я за ними: «Руцкой – президент!» А отец Лонгин меня поправляет: «Не кричи, это не наш президент». Мне очень нравилось метро. Тогда в России мне понравились всего две вещи – метро и храмы. Я по образованию инженер-строитель, поэтому так трепетно отношусь к архитектуре, как и владыка Панкратий (епископ Троицкий Панкратий по светскому образованию является архитектором – Примеч. ред.). Какова была роль почившего архимандрита Кирилла (Павлова) в Вашем монашеском пути? Когда мы приехали в Лавру, иеромонах Лонгин говорит: «Пойдем к старцу, если он благословит, останешься в Лавре, если нет, не обижайся, ищи себе другое место. У нас никто в Лавру не поступает без благословения отца Кирилла».

http://pravoslavie.ru/106484.html

Жизнеописатель св. Константина заботился всего более о том, чтобы говорить нарядными, пышными словами, украсить предмет великолепнее. Ему хотелось видеть в Константине Владимира, и по местам говорит он словами Иларионова похвального слова св. Владимиру. Извлечение из сего жизнеописания помещено в Прологе, и здесь-то, а не в жизнеописании, сказано, что Константин выступил из Киева в 6700 – 1192 г. Но разве не было ли где-нибудь записано – в 6600 г.? Это число было бы близко к правде. Иначе, а) вовсе не вероятно, чтобы в 1192 г. было в Муроме грубое язычество, после того, как видим там целый ряд князей чернигово-муромских. б) По летописям известно, что в 1095 г. был в Муроме Спасский монастырь (у Карамз. 2 пр. 178). в) По жизнеописанию, К. Константин выставляется не далеким от времени св. Глеба, жизнеописатель не делает и намека на других князей муромских. г) По жизнеописанию, пред прибытием Константина в Муром, в Муроме имели силу Мордва и Болгары-мусульмане («безбожными своими клятвами закляшася, еже по-бесерменски шерсть глаголема… Да постыдятся болгарстии Агаряне. Да посрамлится беззаконная мордовская прелесть»). Но к началу 13-го в. не время было такому порядку дел. Между тем известно, что Ярослав Святославич в 1104 г. воевал с муромскою Мордвою (Новг. 1. Лет. 3. Воскр. 1. 252) и в 1107 г. Болгары воевали в суздальской области (Ростов. Лет. у Карамз. 2 пр. 201). д) Константин Святославич муромский 13 в. вовсе не известен истории, и даже нет места в хронологии княжению его. А личные обстоятельства Ярослава Святославича ни в чем не разноречат с житием Константина. Ярослав был первый Князь Муромский. О войне его с Мордвою сказали: в 1080 г., при восшествии на престол К. Всеволода, Ярослав был уже в Муроме. (Татищев 2, 230). Отец его Святослав был В. Князем 1073 – 1077 г. Ярослав скончался в 1129 г. в Муроме (Воскр 1. 21, 25), сестра его Предслава скончалась инокинею в 1116 г., а брат Давид, Князь Черниговский, известен был по особенному благочестию своему (Киев. Лет. 1116 и 1123 г. Степ. Кн. 1, 234). Митрополит Никифор (1104 – 1121 г.) писал к Ярославу, Князю Муромскому, послание, против Латинян (Москвит. 1844 г. за ноябрь стр. 129. Жур. М. Нар. Просв. 1824 ч. I. стр. 154.). У Игум. Даниила в его «хождении» записан Кн. Ярослав-Панкратий: но имя Константина Ярослав мог принять в монашестве, если только имя Панкратия не ошибка писца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит Варсонофий сослужил Патриарху Кириллу в день памяти святых Сергия и Германа Валаамских июля 2019 В день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, 11 июля, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря и возглавил хиротонию архимандрита Бориса (Баранова) во епископа Некрасовского, викария Ярославской епархии. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Волоколамский Иларион, Тверской и Кашинский Савва, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Петрозаводский и Карельский Константин, Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Корсунский и Западно-Европейский Антоний, архиепископы Калининградский и Балтийский Серафим, Каширский Феогност, Якутский и Ленский Роман, епископы Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря, Выборгский и Приозерский Игнатий, Туровский и Мозырский Леонид, Рыбинский и Даниловский Вениамин, Сочинский и Туапсинский Герман, Костомукшский и Кемский Игнатий, Переславский и Угличский Феоктист, насельники обители. Присутствовали глава Республики Карелии Артур Парфенчиков, председатель попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного Владимир Якунин. На малом входе ряд клириков Валаамского монастыря удостоены богослужебно-иерархических наград; наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря игумен Александр (Арва) возведен в сан архимандрита. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении ее от разделений и расколов. Затем была совершена молитва о мире на Украине. Иеродиакон Диодор (Подоровский), насельник монастыря, был рукоположен в сан иеромонаха. Епископ Панкратий, обращаясь к Предстоятелю, отметил, что впервые в истории Валаама в обители прошло заседание Священного Синода, а 30 лет назад на другом его заседании было принято решение о возобновлении монашеской жизни на острове. В дар Его Святейшеству наместник преподнес икону Спасителя - копию образа из иконостаса Серафимовской церкви на Порфирьевском острове.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Осенью 1923 г. в Высоко-Петровском монастыре произошли значительные события. После закрытия Зосимовой пустыни епископ Варфоломей пригласил ее насельников, которые могли устроиться на жительство в Москве, в клир Высоко-Петровского монастыря, полагая тем самым начало тайной обители при официально существовавшем приходском храме. Одновременно с этим владыка Варфоломей поддерживал при монастыре деятельность Московской духовной академии, официально существовавшей в Москве вплоть до 6 марта 1923 г., когда Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) во главе с Е. Ярославским рассмотрела вопрос «о закрытии духовных академий» и приняла решение: «Духовные академии ликвидировать, как тихоновские в Москве, так и евангельские в С 1920/21 учебного года Академия существовала именно при Высоко-Петровском монастыре, что отмечено в отчетеректора протоиерея Анатолия Орлова Святейшему Патриарху Однако, несмотря на запреты властей, деятельность Академии и епископ Варфоломей, очевидно, был заинтересован в приглашении в Москву известного ему способного молодого ученого, которого, вероятно, по его просьбе, святитель Тихон и утвердил наместником монастыря. Однако уже «в январе 1924 г. отец Панкратий был арестован “за антисоветскую агитацию”, но после 15 дней ареста за недоказанностью вышел на свободу с запретом проживания в крупных городах после чего 6 лет он вновь служил в Арзамасе, где дважды был арестован (в 1925 и 1928 гг.) и дважды был оправдан: первый раз после 12 дней, второй раз после двух месяцев заключения. В 1930 г. архимандрит Панкратий вернулся в Москву. Здесь официально вошел в клир церкви св. Димитрия Солунского у Тверских ворот, о чем сообщил в анкете при допросе 10 октября 1932 г.: «Род занятий: поп церкви Димитрия Солунского» (см. публикацию, л. 140), однако сам протокол допроса свидетельствует о том, что епископ Варфоломей вновь пригласил своего бывшего ученика в Высоко-Петровский монастырь (подробнее об этом ниже). Спустя 2 года его вновь арестовали, и 2 месяца он провел под следствием «по обвинению в антисоветской агитации, однако доказать это следственные органы не смогли. Тем не менее о. Панкратию запретили жить в Москве, и он стал служить в подмосковном

http://sedmitza.ru/lib/text/9941211/

Справка: Чудотворный образ Спаса Нерукотворного был явлен в 1612 году во дни формирования в Ярославле второго народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В это время город постигла моровая язва. После общегородского крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного моровая язва прекратилась. Во время самого крестного хода произошло несколько очевидных чудес. Икона почиталась на протяжении последующих трех веков, в Ярославле 24 мая совершалась память ее явления, фиксировались случаи чудесных исцелений. В годы богоборчества Кирилло-Афанасьевский монастырь, где хранилась икона, был частично разрушен, а икона считалась утраченной. 13 марта 2018 года чудотворный образ был обнаружен в запасниках Ярославского художественного музея. Проведенная экспертиза подтвердила ее подлинность. На протяжении двух лет велась реставрация иконы. 2 апреля 2021 года святой образ был передан на хранение в возрожденный Спасо-Афанасьевский монастырь (переименован определением Священного Синода от 20 ноября 2020 года), где созданы специальные условия для его хранения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа об обретении в Ярославле Его чудотворного образа. 2. Внести в общецерковный месяцеслов празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного.   ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия, поддержанное Преосвященным епископом Троицким Панкратием, председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, о включении в общецерковный месяцеслов празднования в честь иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской). Справка: Икона Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинская) явилась 8 (21) октября 1917 года в селе Ташла Самарской губернии. На месте явления иконы забил источник воды. Засвидетельствовано множество случаев исцелений от различных недугов при молитве Божией Матери перед этим Ее святым образом. В 1920-е и 1930-е годы икону сберегли жители села Ташла. С 1947 года образ пребывает в местном Свято-Троицком храме. В 2016 году здесь был образован Свято-Троицкий женский монастырь. В нынешнее время к образу Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинскому) притекает множество паломников со всего Среднего Поволжья и из других регионов России. Духовенство обители записывает случаи благодатной помощи Божией, ниспосылаемой после молитвы перед святым образом.

http://patriarchia.ru/db/text/5820909.ht...

Однако, поскольку уже к 1096 г. существовал муромский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 237), крещение населения в Муроме, о к-ром говорится в Житии Муромских святых, имело место ранее, между 988 и 1096 гг. Единственным из русских князей, в данный период носившим имя Константин, был один из сыновей равноап. вел. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Речь идет о соправителе на Руси в 1026-1036 гг. блгв. вел. кн. Киевского Ярослава (Георгия) Владимировича черниговском и тмутараканском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче († 1036), к-рого вместе с женой Анастасией («Настасьей») со 2-й пол. XI в. поминали в синодике ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря, а затем и других обителей ( Кузьмук О. С. Поменник Введенськоï церкви в Блuжhix печерах лаври//Лаврський альманах. К., 2007. Вип. 18. Спецвип. 7. С. 17; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24, 32-33, 177, 239, 250). У этой четы известен всего один сын - кн. Евстафий Мстиславич († 1033), умерший, как и М., при жизни своего отца. Поскольку Мстислав и, очевидно, его сын были похоронены в недостроенном каменном Спасском соборе в Чернигове (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 150), ктитором к-рого был старший из князей, то представляется неслучайным тот факт, что в находившемся в их владении г. Муроме до 1096 г. были возведены одноименный собор и монастырь. Поскольку блгв. князья были похоронены в Муроме, то очевидно, что они жили в домонг. время, когда этот город был центром самостоятельного княжения. В наибольшей степени Муром и Киев были связаны при правителях столицы Руси из представителей черниговской династии Ольговичей, старших родственников потомков кн. Ярослава (Панкратия) Святославича. Следует отметить как необычный тот факт, что К., М. и Ф. были похоронены в Благовещенской ц., а не в Спасо-Преображенском мон-ре, в котором в домонгольское время находили упокоение правители Мурома (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 237; Т. 30. С. 80; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 182). Кроме того, в сер. XIV в., до княжения блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича муромских князей хоронили в Борисоглебском мон-ре на р. Ушне ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. 2002. С. 367; ПСРЛ. Т. 18. С. 95).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Прежде всего является вопрос, какова была форма нормального имени у древних славяноруссов. Судя по всему, эта форма сильно напоминала греческую. Индивид имел три имени, которые можно охарактеризовать, как имя личное (praenomen), отчество (nomen patronimicum) и прозвище (cognomen) 587 . Это имя осложнялось присоединением четвертого элемента – имени крещального, которое называлось именем «молитвенным», как определяет его Новгородская летопись 588 , «христианским« («хртïаньское имя на нем наречется» 589 ), »святым« (имени же [латины] не нарицают святаго, но како прозовут родители, в то имя и крестят» 590 , «крестящимся не наречут имен святых, но зверина имена: лев пардоус и прочих зверев» 591 ). Из числа же имен, являющихся координатами языческого религиозного состояния, наиболее важно первое, называемое именем «русским» или, у князей, – «княжим», а также именем «мирским». Что же касается до третьего имени, то оно называлось «прозваньем». В силу существования крещальных имен совместно с русскими было распространено явление двуименности. У древнерусских князей было по два имени; так, Владимир назывался еще Василий, Ярослав – Георгий, Изяслав – Димитрий и проч. 592 Паломник XII века Даниил, говоря о записи им в обители св. Саввы имен русских князей, между прочим замечает: «Се же имена их: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославич, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис Всеславич, Глеб Минский» 593 . Этот обычай распространялся и на простонародье. В Вышегороде при Ярославе был старейшина огородников, который «зовом бяше Ждан по мирску, а в крещении – Микула»; в Киеве в 1199 г. был художник-архитектор «во своих си приятелях (бывший, известный под) именем Милонел, Петр по крещенью» 594 . Является вопрос, было ли русское имя подлинным именем. Ответ на него сам собою следует из пользования этим русским именем в официальных документах еще даже в XVII веке 595 . А вот пример рядной записи XIII века 596 : «Се порядися Тешата с Якимом про складьство про nepboie и про зaдьheie.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

д. Новое имя пред днем крещения всенародно объявлялось в церкви (когда был в силе институт оглашенных), одновременно оно вносится в списки, бывали случаи, что имя давалось и при крещении. Относительно практики русской церкви (ср. А. Дмитревский. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884, стр. 256–264), следует сказать, что и здесь христианской имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианскими, имели еще имена народные языческие, под которыми и записывались в рядной записи и в кабале, писцовой книге. Также и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Димитрий, в XII веке Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославович, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис-Всеславич, Глеб Мирский. Примеры из простых людей: в Вышнегороде при Ярославе был старейшиною огородников, который «зовом был Ждан по мирську, а в крещении Микула», в Киеве в 1199 году был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении». Бояре, что упоминаются в летописях, с такими именами как Жирослав, Жирята, Нездима, Судимир, Яволод и т. д. В актах времени Грозного мы постоянно встречаемся с славяно-языческими именами: Булгак Васильев, Чернец Гаврилов, Путала Серков, Истома Чеглоков, Злоба Федуков,; ср. такие имена как Добрыня, Нерядец, Сновид, Горюк, Славн;, Дорожай и др. Хотя двуименность и порицало русское духовенство, считая это латинским обычаем, однако встречается и это: в ответах Нифонта упоминается Лука-Евдоким, в Никоновой летописи – «сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван», Гавриил-Василий, царевич Дмитрий называется Уаром. Некоторые из суждений о. Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе, 628): Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или Ангела, или Святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, или святого...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010