Например, почему к таковым отнесли «оценку результатов индустриализации»? В чём здесь трудность? Да, результаты индустриализации неоднозначны: с одной стороны, прогресс и преодоление экономической отсталости, с другой - дисбаланс в развитии отраслей экономики групп «А» и «B». И то, и другое - исторические факты, с которыми не поспоришь. Но неоднозначность явления - это не трудность, а диалектика. «Трудными» в нашем понимании являются такие вопросы, которые априори не имеют однозначного ответа и вызывают диаметрально противоположную интерпретацию (заведомо непримиримые точки зрения, по которым невозможен консенсус). К таким вопросам можно отнести, например, следующее: «Были ли неизбежными революции 1917 г., распад СССР ? Кто несёт главную историческую ответственность за их трагические последствия»? Было бы целесообразнее классифицировать «трудные вопросы» как неоднозначные и противоречивые. Во-вторых, стандарт (а, следовательно - учебник) не должен содержать двойных толкований и давать заведомо неверную интерпретацию исторических событий. В-третьих, на наш взгляд, должен быть расширен перечень дат. В проекте стандарта представлен усечённый вариант. В нём (на примере Древней Руси) отсутствуют такие события, как разгром Хазарского каганата (965 г.), печенегов (1036 г.), половцев (1111 г.). Но без них невозможно понять предпосылки стабилизации и внутреннего развития страны при Владимире Святом, Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. Или, например, указаны даты княжения Владимира Святого, но не упомянуты даты княжений всех его предшественников - надо их восстановить, пусть, и не маркируя в качестве основных событий. В-четвертых, нуждается в корректировке список терминов. Необходимо уточнить и дополнить их, установить градацию по важности. Конкретные примеры: упоминаются такие социальные категории, как «люди», «смерды», «закупы», «холопы», но отсутствуют «огнищане», «тиуны», «рядовичи», «серебряники». В-пятых, необходимо самым тщательным образом проанализировать перечень персоналий, составленный на сегодняшний день произвольно. Например, в него включён Всеслав Полоцкий, но не упоминаются Ярополк I, Семён Гордый и Иван II Красный; включены Юрий Дмитриевич и Дмитрий Шемяка, но не упоминается Василий Косой; включены митрополиты Пётр, Алексий и Иона, но не упоминается Исидор; включён Аристотель Фиораванти, но не упоминаются Алевиз Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и Алевиз Новый.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/22/...

Св. Златоуст был сослан сначала в Кукузы, город Малой Армении, потом в Пофион, находящийся в нынешней Абхазии. Три месяца продолжалось его странствование, двое стражей сопровождали его, не давая ему ни малейшего отдыха. И в проливной дождь, и в знойный полдень, выводили они нарочно своего узника, чтобы промочить его до костей или опалить священное чело его, не позволяя останавливаться в городах и селениях, чтобы укрепиться баней, необходимой для его изнуренного тела. Так достигли они Коман. Здесь святитель, предуведомленный о своей кончине, облекся в белые одежды, роздал присутствующим все, что имел с собой, и, причастившись Христовых Таин, произнес перед всеми свою последнюю молитву и, простершись на одре, испустил дух. Последними словами его было: «благодарение Господу за все». Через 30 лет нетленные мощи его были перенесены в Константинополь. 20 Только при великом князе Ярославе 1-м Мудром и Изяславе Мстиславиче русские епископы позволили себе избрать и рукоположить из своей среды митрополитов без сношения с константинопольским патриархом. Это произошло в первый раз по причине войны с греками, а во второй – по причине смуты в Константинополе, по которым патриаршеский престол долгое время оставался пустым. 21 Вот главные преимущества патриаршего сана при Богослужении. Патриарх при соборном служении облачался среди церкви на амвоне, архиереи – в алтаре. Он стоял на середине, они – по сторонам. В алтаре он сидел на горнем месте, они – внизу. Во время причащения он причащал архиереев из своих рук, a архиереи – архимандритов. Отличительными одеждами его от митрополитов были: саккос с нашивной епитрахилью, усыпанной жемчугом, по подобию Ааронова нагрудника, митра с крестом наверху, стихарь, пояс, поручи и епитрахиль с гамматами, как символ токов крови Иисусовой, две панагии и крест. Мантия его была бархатная зеленая со струями золотыми и серебряными; на ней скрижали вверху с образом Благовещения или с крестами и херувимами, а внизу со звонками. Клобук беловидный с нашивным крестом, а иногда с серафимами. В церковном ходу перед патриархом несли свечу, а во время путешествия предшествовал ему крест, а последовал жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В «Повести временных лет» под 988 годом читаем: «Послав нача поймати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» 1 . Таким образом, «ученье книжное» насчитывает более 1000 лет. Известно о грамотности русских людей не только в высших слоях, но и в средних. Школа равноапостольного князя Владимира (†1015) дала прообраз для школ, открытых Ярославом Мудрым (†1054), возникновения школ в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Галиче, Турове, Полоцке и других городах Руси. О Ярославе Мудром сохранилось свидетельство: «И бе Ярослав любя церковные уставы… и книгам прилежа, и прелагаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся вернии людие. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше Крещеньем просветив. Се же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». Летописец создал настоящий гимн книгам: «Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселеную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, суть узда воздержанью… Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи» 2 . Устроенная Ярославом Мудрым библиотека при соборе святой Софии в Киеве способствовала развитию книгописания. «На основании изучения письменных и археологических данных ученые приходят к выводу, что до монгольского нашествия в трехстах с лишним городах и неисчислимом множестве сел и погостов Русской Земли было построено до десяти тысяч каменных и деревянных храмов, городских, сельских, монастырских». Эти расчеты привели в 50-е годы двадцатого столетия академика В. В. Виноградова к следующим обобщениям: «Для совершения службы в 10 000 церквах и 300 монастырях нужно было иметь около 85 000 книг» 3 . А современный исследователь Б.В. Сапунов пишет: «С учетом четьей и светской литературы всё книжные богатства Древней Руси следует определить в 130–140 тысяч томов» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  Особенно много читали научно–популярную литературу — по истории, психологии, географии, биологии и т. д. В этой области не так зверствовала цензура, которая в сфере художественной литературы безжалостно истребляла все оригинальное, и поэтому на все эти темы выходило немало интересных книг. Для так называемой научно–популярной серии Академии наук было написано множество и серьезных, и интересных книг, особенно по археологии, истории, древней литературе и античной философии.   При этом почти не выпускалась литература, в которой просто говорилось бы о человеческих взаимоотношениях, — Виктория Токарева именно потому и стала такой знаменитой, что перенесла действие своих рассказов и повестей на кухню малогабаритной квартиры и заговорила с читателем не о том, как жили люди в Древнем Риме или при Ярославе Мудром (напомню, что одним из наиболее распространенных жанров советской прозы был исторический роман), а о нашей собственной жизни с ее ежедневными проблемами, маленькими бедами, обидами и проч. Но в целом эта тематика не одобрялась. Особенно зверствовал цензор, когда обнаруживал в тексте " любование " бытом, интерес к иностранным вещам — автомобилям, джинсам, мебели, обоям, видеомагнитофонам и т. д. — или слишком большое внимание к личным взаимоотношениям героев — писать о любви (я имею в виду не эротические романы, а именно личную тему в литературе) считалось ненужным, вредным, недопустимым и т. д.   Однако сразу же после упразднения цензуры вакуум, создавшийся в сфере этой тематики, мгновенно заполнился текстами самого низкого пошиба — любовные и почти откровенно порнографические романы, детективы, на самом деле ничего общего не имеющие с криминальным жанром и посвященные почти исключительно описанию быта, " красивой жизни " , квартир и дач и, разумеется, интимной жизни действующих лиц, в самые короткие сроки вытеснили все остальное с книжных прилавков.   Подобно тому, как на телевизионном экране " мыльные оперы " из жизни мексиканцев или аргентинцев с бесконечными супружескими изменами, дамскими платьями, интерьерами квартир, вилл и ресторанов с обсуждающими свою и чужую личную жизнь дамами и девушками всех возрастов заменили собою все, что все-таки иногда можно было увидеть по телевидению раньше, книги такого рода составили круг чтения для большинства из нас сегодня. " Дамские " романы всегда в цене, ибо в них человек находит то, чего не хватает в жизни (любовь, уют, комфорт, дачу или квартиру получше или даже много лучше и т. п.), но если там обнаруживается то, чего вообще нет в жизни, правительство их сразу же запрещает раз и навсегда. Именно это произошло в СССР.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Но четко занял позицию, что Россия должна выбирать путь национального государства. Вот что такое национальное государство – это действительно схема правового государства как такового, где все остальное подчинено формальной догме. Россия, когда ее сегодня... когда вот мне говорят, что русская государственность или русское православие – это часть РФ, это то же самое, когда мне говорили жуткие вещи – давайте мы выделим все республики РФ, и из краев и областей создадим русскую республику. Вот такой бред, пропагандировавшийся несколько лет тому назад для меня чудовищен, потому что РФ – это осколок России, осколок русского государства. Не великороссов, которыми сегодня заменили понятие и говорят – русские, а русских. Это и украинцы, и белорусы, и великороссы, и всех тех, кто вот русская культура и государственность для меня, и М.Леонтьев сейчас об этом говорил, возникла через православие и русскую культуру. Объединяющую княжества. Объединяющую вокруг Москвы. И когда говорят – просто тут опять происходила подмена понятий – что Россия была там при Ярославе Мудром другой – не было тогда России. М.ЛЕОНТЬЕВ: Ну, это терминология. С.БАБУРИН: Россия появилась, и сам термин родился, когда к Московскому государству была присоединена Вильна. Это конкретная историческая эпоха подчеркивание великодержавия. И будущее наше не в космополитическом всемирном государстве, не в национальных государствах, как это нам пытаются сказать. Если в Россия возобладает идеология национального государства, наша цивилизация погибла. Да. у нас будущее – это православная русская империя. Империя не как монархия, а империя как состояние государства. По форме это может быть союзное государство, куда, дай бог, объединится и Украина, и Белоруссия и РФ. И православие здесь выступает в качестве духовной скрепы, при сохранении других конфессий, при бережном к ним отношении. А.ВОРОБЬЕВ: Вы очень кратко смогли бы назвать минусы перехода на юлианский календарь? С.БАБУРИН: Минус один – это главная психологическая пока неготовность многих людей понять, что это такое.

http://religare.ru/2_24838.html

232 ...а внуки есмя Едимантовы, а правнуки есми Сколомендовы. – Едимант – Гедимин, один из первых великих литовских князей (княжил с 1316 по 1341 г.). Сколоменд – видимо, литовский князь Ердивил-Скирмунт (Скилмонт), XIII в. 234 ...черлеными щиты. – Щиты, окрашенные черленью, яркой розово-красной краской, которая делалась из особого насекомого – червеца. 235 Непрядва – приток Дона, впадающий в него с запада; ограничивает с севера Куликово поле, находящееся в верховьях Дона, в пределах современного Куркинского района Тульской области. 236 Руская земля, то первое еси как за царем за Соломоном побывала. – Эта фраза, вероятнее всего, восходит κ следующему тексту «Слова ο полку Игореве»: «О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси!» («О Русская земля! Ты уже за холмом»; шоломя – гора, холм). Автор «Задонщины» не мог не знать слова «шоломя», таким образом, либо он располагал текстом «Слова...», где было иное написание этого слова, не понятое им, либо он коренным образом переосмыслил этот образ «Слова ο полку Игореве», связав его с популярным на Руси именем Соломона. Образ библейского царя Соломона является олицетворением мудрости. 237 ...рвахуся от златых колодицъ... – Колодка – приспособление для соколиной охоты. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое описание этого приспособления: «Брусок с двумя стойками и насестью, на которой держат ловчую птицу, привязывая ее должиком». Должик – ременные путы, в «Задонщине» они названы шелковыми. 238 Борис и Глеб – сыновья великого князя киевского Владимира I Святославича. После смерти отца были убиты братом Святополком, который захватил великокняжеский престол. При Ярославе Мудром, в 1019 г. разбившем Святополка и овладевшем княжеским престолом в Киеве, Борис и Глеб были признаны святыми: они почитались как покровители Руси и русских князей. 239 ...крпцы бысть князи блозрстии Федор Семеновичь да Семен Михайловичь... – Β Куликовской битве участвовали белозерские князья Федор Иванович (в тексте ошибочно «Семенович») и его сын Иван; оба погибли. Имя Семена Михайловича названо среди убитых на Куликовом поле и в «Сказании ο Мамаевом побоище», и в летописных повестях. Названы белозерские князья Федор и сын его Иван и Семен Михайлович и в перечне убитых на Куликовом поле в пергаменном Синодике (поминальной книге) XV в. (ГИМ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но эти уклонения должны были иметь своеобразный характер по тогдашнему состоянию нашей письменности, – а потому и цензурные меры, в видах предупреждения и пресечения этих уклонений, должны были отличаться тою же своеобразностью. Мы поймем это, если припомним, что принятие русскими христианской веры последовало в то время, когда христианское учение стояло уже на высоте богословского развития, когда евангельская истина была уже разъяснена для правильного ее понимания, когда уже самый состав церковного богослужения был определен в богослужебных книгах. Словом наши предки сделались христианами в то время, когда и для богословствующей мысли и для верующего сердца все необходимое было в готовности. Нашим предкам, для утверждения и укрепления себя в истинах веры и правилах христианской жизни, оставалось только умело заимствовать и переводить в свое сознание и жизнь готовое достояние. О св. Владимире известно, что он, крестившись в Херсоне, взял с собою в Киев попов царициных, а вместе с ним церковную утварь и прочие церковные принадлежности, в том числе богослужебные и учительные книги, необходимые для целей церковно-учительных и воспитательных. Среди наших предков, не говоря о Ярославе Мудром, встречались люди, которые по любви к духовному просвещению занимались не только собиранием богословских книг, но и переписыванием их на славянский язык. Обращение и распространение на Руси прежде всего книг, относящихся к церковному употреблению, далее книг, нужных для религиозно-воспитательных целей, и наконец вообще переводных сочинений богословского характера с самых первых времен принятия русскими христианства, словом с появления грамотности – есть факт, не подлежащий сомнению 3 . Главными споспешниками в этом отношении были наши древние монастыри, книжная братия которых занималась и чтением и списыванием книг для распространения последних в читающем обществе. Эти обстоятельства необходимо ведут к тому предположению, что цензурные мероприятия, при таких условиях развития у нас письменности, должны были получить свою типическую особенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Если однако приходское духовенство было бедно, то с другой стороны архиереи, митрополиты и монастыри были очень богаты, ибо владели огромными населенными недвижимыми имениями 91 . Достаточно сказать, что, по свидетельству иностранцев, церковным учреждениям, т. е. монастырям, архиерейским домам и митрополичьей кафедре принадлежало в XVI в. около 1/3 всей русской территории того времени 92 , а в XVII в. – даже 2/3 93 . Если епископский сан принимали преимущественно лица высшего класса, то, напротив, состав приходского духовенства пополнялся из низшей среды, если не из детей самого духовенства в порядке наследственности. И моральное, и материальное положение нашего духовенства с древнейших времен было столъ незавидно, что в него могли идти лишь беднейшие миряне, принадлежащие к тому классу, который в старое время носил общее название бобылей и казаков, а в настоящее время носит общее название пролетариев 94 . Кроме этих мирян, принимали священство дети самих священников, вследствие чего, опять-таки в параллель с Грецией 95 , возникла еще при Ярославе Мудром наследственность духовного звания, принесшая с собою и горькие плоды. Далее, кроме церквей приходских (общинных и ктиторских), в древней Руси были во множестве церкви домовые, принадлежащие более или менее богатым людям 96 . «Можно думать, – говорит Голубинский, – что (при этих церквях) домовые священники были большею частью лакеями и холопами тех, для которых они были священниками» 97 . Это злоупотребление было столь значительно, что даже обратило на себя внимание патриарха Константинопольского Германа 98 . Общим заключением из всего этого было то, что в то время как епископы держали себя высокомерно и жили богато, священники столичные и городские вращались в высших слоях общества и жили зажиточно, священники сельские, пастыри большинства христианских душ, с государственной точки зрения призванные всегда воспитывать большую и основную часть населения, находились в очень неблагоприятном положении. Если в XVII в. все считали сельского священника за человека, с которым менее всего нужно церемониться, то, вероятно, то же было и в древнейший период, тем более, что в священники господа нередко ставили своих холопов, не освобождая их от неволи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть «Следы Империи». Тема: «Русская правда» Александр Ужанков   Аркадий Мамонтов   Владимир Аракчеев   11:49 05.01.2024 128 В чем наша правда? В этой программе мы попробуем ответить на этот философский вопрос, обратившись к истории. Первый свод законов появился в России в XI веке при князе Ярославе Мудром. Он назывался «Русская Правда». И в этот же период митрополит Иларион создает еще один важнейший документ «Слово о законе и благодати». Какое значение эти книги имели для наших далеких предков? Какой была наша первая Конституция? И какая из книг больше повлияла на создание государства, русского мира и нашей национальной идеи? Об этом мы и поговорим в этой программе. Гости программы: Аксёнова Галина - проф. кафедры истории России, д.и.н. МПГУ; Аракчеев Владимир - директор гос.архива древних актов, д.и.н.; Ужанков Александр - проф. СДА, проф. МГУТУ им. К.Г. Разумовского, д.ф.н.; Ведущий - журналист Аркадий Мамонтов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2024/01/05/sled...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 год Слово о полку Игореве: главная загадка русской словесности 16 мин., 16.04.2024 Кто не знает «Слово о полку Игореве»? Только тот, кто не учился в школе, ведь его проходят в девятом классе. Но, увы, проходят чаще всего в буквальном смысле, то есть мимо. Этот древний текст воспринимается как нечто совершенно отдаленное от современности, интересное лишь узкому кругу специалистов. Между тем написанное более восьмисот лет назад «Слово» очень многое может нам сказать о человеке, об обществе, о ходе истории. Пробуем разобраться. Как прозвучало «Слово»? Около 1790 года в распоряжение графа Мусина-Пушкина, известного московского коллекционера, попал старинный рукописный сборник. Для опытного исследователя не составило труда разобраться в содержании манускрипта. Это были по большей части древнерусские переводы разных назидательных и развлекательных текстов византийского происхождения: ценный материал для знающего человека, но все же — достаточно заурядный. Однако, пролистав классическую повесть о мудром вельможе Акире, граф с удивлением обнаружил на следующей странице строки, совершенно для себя незнакомые: Не лпо ли ны бяшетъ, начяти старыми словесы трудныхъ о пълку Игорев, Игоря Святъславлича?.. Так было совершено одно из величайших открытий в истории русской словесности: на сотни лет умолкнувшее «Слово о полку Игореве» зазвучало вновь. Кто в наши дни не знает «Слова»? Почти каждый грамотный взрослый без труда вспомнит историю о неудачном походе русского князя; прилежный школьник прочтет наизусть пару четверостиший о Ярославне. Это всё, как говорится, детали. Есть два главных вопроса, которые могут возникнуть (и возникают) у рядового читателя при знакомстве со «Словом»: о чем говорится в тексте и почему это так важно? Ответы, которые традиционно предлагает нам школьная программа, с одной стороны, просты, с другой — очевидно недостаточны.

http://foma.ru/slovo-o-polku-igoreve-gla...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010