1453 Обоснование этой даты см.: F. Liebermann. Die Gesetze der Angelsächsen, Bd. 1. Halle, 1903, S. 664. 1454 Реальность этого факта ранних русско-английских связей установлена на основе анализа этого и ряда других памятников М. П. Алексеевым (см. М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель..., стр. 46; он же. К вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром. – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1945, стр. 31 – 33). 1461 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 1, Н. А. Баумгартен. Добронега Владимировна, королева польская, дочь св. Владимира. – «Благовест». Париж, 1930, 3, стр. 102 – 109. Биографические сведения о Н. А. Баумгартене и библиографию его работ см.: OChP, v. 5, 1959, p. 527 – 529. 1464 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 2, он же. Cunégonde dOrlamünde. – OChP, v. 20, 1930, D. 162 – 168. 1467 Otto Bischof von Freisingen. Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten. Übers. von A. Schmidt. Hrsg. von W. Lammers. Berlin, 1960, S. 536. Предыдущие издания: MGSS, t. 20, p. 259; «Ottonis episcopi Frisingensis Chronica». Rec. A. Hofmeister. Hannoverae et Lipsiae, 1912. 1468 О Евфимии Владимировне и ее сыне Борисе Коломановиче, выступавшем в первой половине XII b. в качестве претендента на венгерский престол, см.: С. П. Розанов. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII b. – ИАН, 1930, стр. 585 – 599, 649 – 671; M. Wermner. Boris und Rostislaw. Beitrag zur Geschichte der russisch-polnisch-ungarische Beziehungen. Berlin, 1889.  1469 MGSS, t. 20, p. 492. Предыдущее издание: «Othonis episcopi Frisingensis Gesta Friderici I Imperatoris». Curavit B. de Simson. Hannoverae et Lipsiae. 1912. Немецкий перевод: «Thaten Fridrichs von Bischof Otto von Freising». Übers. von H. Kohl. Leipzig, 1883, S. 228. 1472 В. Нотап. A. Szent Lászlo-kori Gesta Ungarorum és XII – XIII. századi leszármazoi. Budapest, 1925. 1473 J. Györy. Gesta regum – gesta nobilium. Budapest, 1948; Gy. Györffy. Krónikáink és a magyar östörténet. Budapest, 1948, 5. o.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читатель видит, что в постановке вопроса, которую мы делаем, есть существенные отличия от того, как этот вопрос ставится юридически и канонически, но она отвечает именно пожеланиям, и правильным пожеланиям, человечества. Все жаждут семьи, но все жаждут чистой семьи. 2 Вопрос нужно именно ставить о семье, т. е. о существенном содержании брака, и, остановившись на двух мыслях: всеобщей для всех ее необходимости и ее непременной чистоте, - решить вопрос о тех запутанностях нормы семьи, которые одни предлежат урегулированию законом. Вот почва, на которой может быть найдено что-нибудь утешительное, и это найденное может остаться твердою нормою, а не вечно нарушаемым правилом. Статистика показывает, что при незыблемости собственно номинальной стороны семьи, венчания и записи о нем в метрические книги, семья тает в Европе; а нравы и литература показывают, что она и развращается. Данные, относящиеся к 1892-1894 годам, показывают, что во всех западных государствах Европы из общей совокупности рождений незаконные составляют ежегодно 8,51%; в Петербурге из 1000 женщин, разрешающихся первым ребенком, 437, т. е. близко к половине, рождают вне брака. Это такой процент, который сводит семью, и особенно чистую и целомудренную семью, на степень таящего явления, как бы " убывающей луны " , которая грозит величайшею темнотою всей природе человека, всему гражданскому строю. Это - одна сторона медали; посмотрим другую. Не так давно бывший в Петербурге съезд сифилитологов показал, что даже народная масса огромными пятнами как бы лишая покрыта ужасною болезнью: это - вырождение народной крови. Государство и вообще светская власть не может не остановиться перед этими явлениями, - явлениями, разъедающими и съедающими народное тело. Но это явление народилось и растет при полной ненарушенности собственно канонических норм брака, которые у нас и в Европе те же сейчас, что при Ярославе Мудром и Карле Великом. Таким образом, сама жизнь и элементарный инстинкт самохранения нудит оставить почву обсуждения форм, которые остаются в целости, но ничего не охраняют, и сосредоточиться на сбережении гибнущего зерна. То есть вопрос о " браке " заменить вопросом о семье, и не семью регулировать браком: эта попытка не удалась; но брак регулировать семьею, что еще не испытано. Здесь важно обратное соотношение подчиняющего и подчиняемого.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

У нас не историческая страна в том смысле, что нет вкуса к истории. В отличие, например, от Японии. Наши исторические фильмы позорны по нечувствованию истории. Японские или южнокорейские фильмы поражают именно своим духом, пониманием собственной истории. Но дело не в этом. Если человек понимает, как делалась политика при Ярославе Мудром, он поймет, как она делается при Путине. Не потому что она делается так же, а потому что у него будет определенный умственный инструментарий, с помощью которого он сможет анализировать. Это очень важный момент уроков истории — привить ученикам вкус к аналитике. Конечно, мне хотелось бы, чтобы ученики что-то вынесли из моих уроков, но никаких конкретных задач я не ставлю. Выдающийся французский историк Жюль Мишле (он, кстати, ввел в обиход слово «Ренессанс») говорил примерно так: «Я не создал ни одной теории, потому что я стремился не овладевать умами, а освобождать их». Я не раз цитировал это детям. На самом деле Мишле создал ряд концепций, но понятно, что он имел в виду. То, что я люблю называть «теорией всего». Есть исторические теории глобального характера, которые претендуют на то, чтобы объяснить всю реальность в целом. Самый яркий пример, конечно, марксизм, но есть и другие. Не пытаюсь объяснить детям, что думать нужно так, а не иначе Я не ставлю таких задач, то есть не пытаюсь объяснить детям, что они должны думать именно так и не иначе, например, что кадеты были лучше октябристов или октябристы лучше кадетов. Мне это просто неинтересно. У меня есть свои взгляды, но в школе я о них практически не говорю. Большинство моих учеников не знают, каковы мои взгляды. Мне интересно не самому с собой разговаривать, а с ними, чтобы они сами думали, анализировали. Это не потому, что я такой замечательный. У меня как у учителя масса недостатков. Просто у каждого человека есть свои таланты, главное — их реализовать. Актерского таланта, как я уже говорил, у меня нет, поэтому никаких игр на исторические сюжеты я не устраиваю. Но у меня, безусловно, есть аналитические способности, умение объективно посмотреть на реальность, на человека, абстрагировавшись от собственных взглядов, предрассудков. Пожалуй, это то, чего не хватает нашим людям. Достаточно посмотреть социальные сети, да и просто послушать, что говорят. Люди подменяют анализ идеологемами, то есть подстраивают реальность под то, что хотят видеть.

http://pravmir.ru/pavel-lukin-istoriya-n...

Даже частная молитвенная жизнь князя неожиданно связывается не с затвором клети, как это было уже в Нагорной проповеди ( Мф. 6:6 ) и затем в неисчислимых текстах аскетической традиции, но всё с тем же пространством храма, с великолепием икон и пыланием свечей: Въ нощь въходяшеть в церквь и свищи въжигивашеть самъ и, видя образъ Божии, на иконахъ написанъ, взирая, яко на Самаго Творця, и вси святее написаны на иконахъ видя… плачася о грисехъ своихъ … Уже в Киевском Патерике (XIII в.) мы встречаем имя и агиографически разработанный личный образ иконописца – преп. Алимпия. В связи с этим мы получаем определенные сведения, скажем, о жизни иконописной мастерской (ср. В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970. С. 13–26); их конкретности не надо преувеличивать, но в сравнении с тем, как ПВЛ рассказывает о переводческой работе при Ярославе Мудром, они, конечно, весьма конкретны. На Западе почитаемое имя был вправе иметь doctor, представитель культуры «логоцентрической»; напротив, мастеру, в ручном труде осуществляющему красоту церковную, прилично было оставаться безымянным. По преданию, ангельская рука оказала одному флорентийскому живописцу, трудившемуся над образом Santissima Maria Annunziata, то самое благодеяние, что и Алимпию, помогши довести труд до конца; но имени флорентийца, в отличие от имени печерского инока, предание не называет. А русская традиция в свою очередь оставляет безымянными первых киевских doctores, трудившихся во времена Ярослава. В каждом случае у этого могут быть свои конкретные причины, остающиеся для нас неясными. Но общая картина случайной быть не может. Как же мы далеки при чтении древнерусских текстов от того, что встречает нас еще на самом пороге культуры западного Средневековья: от рассказов про умственные игры при дворе Карла Великого, от эпиграммы Алкуина, тематизирующей практику переписывания рукописей и затем чтения вслух рукописи готовой, во время коего случайная ошибка переписчика заставляет чтеца сбиться! О русской книжной жизни даже и много более поздней поры приходится узнавать порой совершенно случайно, без намерения автора. Уже на исходе XIV в. Епифаний Премудрый будет в своем житии многоученого Стефана Пермского просить у преставившегося святого прощения за свою вину перед ним; в чем эта вина? Оказывается, в том, «что был ему досадителем», а именно, препирался о каком-нибудь слове или стихе – разумеется, сакральных текстов, прежде всего Библии . Г. Федотов замечает по этому поводу: «Любопытный образ богословско-экзегетического семинара в древнем русском монастыре» 269 . Но ведь об этом «семинаре» автор нам не рассказывает. Он о нем только проговаривается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Да и большевики в этом отношении не отличались оригинальностью, но особой жестокостью. Одержимые идеей построения мирового коммунизма, придя к власти в 1918 году, они начали безжалостно уничтожать именно культуру дореволюционной России. Их действия в полной мере соответствовали поставленной цели: построить государство нового типа. И им удалось это сделать. По мнению Панарина, большевистский эксперимент в России не имеет ничего общего с метафизикой светлого космизма, у которой спонтанность - союзник: «Напротив, большевистская система покорения стихий природы и истории, всеохватного планирования, бдительной, постоянно мобилизованной рациональности, " сознательности " , " идейности " целиком основана на презумпциях западного дихотомизма, смертельном страхе перед окружающими чуждыми стихиями. Большевистский террор - это террор рациональности, знающей, что в сфере всего спонтанного и естественного у нее нет союзников. Только убитая, выхолощенная спонтанность, уже не имеющая внутреннего стержня сопротивления, открывает переход от физического террора к либерализации». Уже к 1922 году на месте бывшей Российской Империи было построено новое государство с новым политическим укладом и новой культурой - Союз Советских Социалистических Республик ( СССР ). Коммунистическая идеология СССР была направлена на дальнейшее уничтожение принципов монархического устройства государства. Также как при князьях Игоре, Святославе, Владимире и Ярославе Мудром объединение славянских племен и построение единого древнерусского государства происходило путем выработки единой культуры, также разрушение Российской империи и построение СССР происходило путем замены культурных основ государства. Национальная культура и государственная политика не просто пресекаются, но и тесно срастаются. И одна из основных форм этого «сращения» - политическая культура, уровень которой определяется в значительной степенью характером политической системы, господствующей идеологии, спецификой партийной системы, положением и потенциалом оппозиции, а также целым рядом не менее значимых факторов, в первую очередь - геополитических. К слову, важный показатель политической культуры - та роль, которую играет в жизни общества особая сфера или отрасль государственной политики - культурная политика . Та острейшая дискуссия, которая развернулась сегодня вокруг попытки (всего лишь скромной попытки) предложить проект «Основ культурной политики России» говорит о многом. И в первую очередь - о полном отсутствии согласия по ключевым вопросам в этой наиважнейшей сфере социальной жизни. Единства нет ни в кругу «властной элиты», ни в научном сообществе, ни в оппозиционных движениях. Можно сказать, что по вопросу культуры в государстве нет единой идеологии, да ее и не может быть по 13 статье Конституции РФ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/04/...

Упоминание о перенесении мощей свт. Климента Владимиром вряд ли могло отсутствовать в прото – «Слове»; как мы видели, оно ведет к прото – «Слову» и по текстологическим соображениям. Не похоже, чтобы оно подверглось какой – либо сильной переделке; как вставка выглядит разве что «рек же и стране нашей» (Сл 56–57; ср. выше «реку достойно»). Поэтому думаем, что редактор – составитель «Слова» ограничился генеалогическими уточнениями: «прародителескы» встало на место «родителескы», а «праотец» заменило «отец» (если, конечно, прото – «Слово» писалось при Ярославе Мудром). Составитель «Чуда» убрал молитву о «князе нашем», в результате чего похвала Владимиру и его потомку, который для автора прото – «Слова» и был «нашим князем», повисла в воздухе. Нужно было либо коренным образом переделывать текст, «расшифровывая» имена князей, либо сократить и этот фрагмент. Редактор – составитель «Чуда», столь тщательный в отношении начальной части своего труда, в заключительной похвале, что характерно, утруждал себя меньше и предпочел самый простой выход; да и в дальнейшем он также шел по пути радикальных сокращений. Поскольку молитва за «исчадие» Владимира (Сл 58–60) логически составляет единый период с упоминанием о заслуге перед свт. Климентом самого Владимира, то относим к прото – «Слову» и молитву. Ее смысл как бы эксплицирует и усиливает уже прозвучавшее прошение о даровании «князю нашему» «к нынешнему добропребыванию вечных благих». Затем следует ключевая для нашей реконструкции фраза: «Сиа убо, о преподобниче, молим [нам] твоим учеником обрестися» (Сл 60–61). В ней разъяснен один из мотивов, почему киевляне молят о вселении своего князя «на небесная обителища»: дабы обрести в нем, наряду с Владимиром, еще одного небесного ходатая перед свт. Климентом. Завершение ее в «Слове» утрачено, но понятие о нем дает «Чудо» (39–45): «...да тобою, с(вя)тыи Клименте, направляеми и наставляеми сугубою бл(а)г(о)д(а)тию обога[те]вше...» и т. д. до конца «Чуда»; это «сугубою бл(а)г(о)д(а)тию» представляет собой своего рода смысловое эхо dualis«a «сиа... молим». Усечение было вызвано, видимо, тем, что довольно объемная фраза слишком далеко отодвинула бы продолжение княжеской темы, которое планировал автор «Слова» обширной вставкой: «Ныне же убо да веселуется стареишинствуя[и] в князех...» (Сл 61 и далее). По всей видимости, концовка «Чуда» воспроизводит концовку прото – «Слова» (вспомним, что концовка «Слова» выглядит вторичной по сравнению с завершением «Чуда»), так что намереваясь продолжать, автор «Слова» просто обязан был ее отбросить.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Закрыть Запад лихорадочно пытается заделать брешь в информационной блокаде России Владимир Корнилов   12:18 12.02.2024 129 Время на чтение 6 минут Президент России Владимир Путин дает интервью американскому журналисту Такеру Карлсону - РИА Новости, 1920, 12.02.2024 " src=" " style="" title=""/> © РИА Новости/POOL Источник: РИА Новости Итог Выборов. Как Запад хотел развалить Россию Интервью Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону, безусловно, пробило невероятного размера брешь в информационном железном занавесе, который Запад выстраивал вокруг России на протяжении последних двух лет. И теперь тамошняя пропаганда лихорадочно пытается хотя бы немного подлатать эту пробоину. Первая реакция была эмоциональной, а на выходных подтянулись уже материалы, претендующие на " аналитичность " — эдакое " разоблачение сеанса черной магии " . Забавнее всего, что одновременно высшие чиновники Белого дома совсем в духе известного фильма " Не смотрите наверх " призывают не смотреть интервью Путина и не принимать его во внимание, но при этом масса комментаторов вовсю пытается объяснять зрителям и читателям, в чем Путин якобы неправ. То есть формула проста: мы сами объясним вам, что хотел сказать президент России, только вы не сверяйтесь с первоисточником. Владимир Путин прорвал заговор молчания против России Вчера, 08:00 Одним из основных приемов этих пропагандистских потуг является попытка дискредитировать интервьюера. " Полезный идиот Путина " — это самая распространенная формулировка. Сначала, даже не дожидаясь интервью, его так обозвала Хиллари Клинтон. А затем подтянулись остальные. Например, ведущий колумнист Financial Times Гидеон Рахман даже назвал свою статью " Как Такер Карлсон стал полезным идиотом Путина " . Причем в начале колонки Рахман признал, что интервьюируемый не дал втянуть себя во внутриполитическую борьбу Америки, а в конце, похоже, автор забыл о том, что писал вначале, и заверил, что слова Путина о Ярославе Мудром не повлияют на голосование в конгрессе США по поставкам оружия Украине. Как будто кто-то ставил себе такую цель.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/zapad_...

Н.М. Карамзин, тщательно перечислив заслуги Ярослава перед потомками. назвал его правление «блестящим и счастливым», но следующее поколение историков не слишком-то уделяло внимание его деятельности. Почему то, во времена сытой стабильности, склонной к нравственному упадку, людей более интересует деятельность разных «реформаторов», и даже вовсе разрушителей, а в периоды смут – явлений, в первую очередь, духовного порядка, у некоторых исследователей появляется соблазн опровергнуть освящённые временем авторитеты, выставить их в противоположном, негативном виде. Может быть тому виной склонная к греху человеческая природа? Современные исследователи также, в большинстве своём отдают должное Ярославу Владимировичу. Выше уже приведены высказывания Р.Г. Скрынникова и А.Н. Сахарова, к ним можно было бы добавить ещё многих. Так, по словам С.Ю. Алексеева: «Русь восприняла наследие Древней Греции и Византии, став неотъемлемой частью европейской цивилизации. И эпоха Ярослава с благодарностью вспоминается века спустя… когда имя его стало символом древнего единства и общего могущества восточнославянских народов, наследников Киевской Руси». Ему вторит А.Ю. Карпов: «в сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем, одним из устроителей и радетелей Русской земли». Однако, в наши дни память о Ярославе Мудром, как и о его святом отце, нуждается в защите, но, если Равноапостольного князя Владимира сегодня пытается облить грязью разве что питерская студия мультфильмов «Мельница», чьё руководство, похоже, считает себя мстителями за «Великую Хазарию», с его сыном ситуация сложнее. Ярослава Мудрого защищать приходится от… историков. Ещё с середины XX в. в массовое сознание вносится своего рода «чёрная легенда» о Ярославе, как о коварном, жестоком и жадном правителе, убийце святого Бориса, а, может быть, и Глеба, прикрывавшим напускной набожностью свои неблаговидные дела. Не без её влияния, как видно, формировался и скульптурный облик великого князя, реконструированный М.М. Герасимовым. На сколько распространена и влиятельна она была ещё недавно в среде специалистов свидетельствует уже то, что без всякой аргументации эта версия, основанная на единичном «свидетельстве» исландской саги, была изложена в вышедшей огромным тиражом и рассчитанной на массового читателя книге Б.А. Рыбакова «Мир истории. Начальные века русской истории» (М., 1984, С.157 - 158).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Закрыть План «Анти-Россия» – проект бессмысленный и беспощадный Разменная карта в жестокой игре Сергей Овчинников   05:58 08.12.2022 780 Время на чтение 27 минут Источник: Русский Вестник После победы над коммунизмом нам нужны раскол православия и распад России. И поможет нам в этом Украина, где предательство является нормой общественной морали… Зб. Бжезинский «Великая шахматная доска» Помню многие улочки и храмы Киева в деталях и подробностях, они для меня не менее дороги, нежели улицы и храмы Москвы, Питера, Севастополя, Владимира, Тулы. Киев, связанный с Булгаковым, Ахматовой, Паустовским, – огромная часть русской культуры. Потеряв Украину, мы будто лишились части русской души, рана эта с 2014 года кровоточит не переставая. А теперь вот в 2022-м стало еще страшнее... Как же так вышло? Попробуем разобраться. Согласно летописям, Киев основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью около 1200 лет назад. Мелкие же поселения славян на этом месте существовали и раньше. Появление большого города в этих местах, по легенде, предсказал Андрей Первозванный. После принятия христианства князем Владимиром Красное Солнышко именно здесь стали формироваться единое государство и Русский народ. Но на страницах истории о тогдашних временах совсем ничего не сказано об украинцах. Лишь в XVIII веке в академических кругах Киева и Львова заговорили об этой нации. А князь Олег был, по сути, правящим регентом при малолетнем князе Игоре. После смерти Олега князь Святослав распространил власть Киева на все восточнославянские племена, разбив Хазарский каганат – искусственное государственное образование, где религией знати был иудаизм. Киевский князь Владимир в 988 году крестился в Херсонесе в греческое, византийское православие, сделав для будущей империи судьбоносный выбор. При Ярославе Мудром в 1016 года в Киеве были построены изумительные православные храмы, издан свод законов «Русская Правда»… После 1132 года начался распад Киевской Руси. Ярослав Мудрый, умирая в 1054-м, не слишком-то мудро разделил земли огромного государства между пятью сыновьями. На Руси началась феодальная и политическая раздробленность. В 1139 году Русь распалась на отдельные княжества: Киевское, Черниговское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Переяславское...

http://ruskline.ru/opp/2022/12/08/plan_a...

Чистокровный русак, сын Ивана Павловича Кузнецова и Анны Петровны Баженовой, Николай Иванович родился 27 июля 1911 года в деревне Зырянской Камышловского уезда Пермской губернии. Мать была женщиной богомольной, в отличие от отца. При рождении сын Ивана Павловича и Анны Петровны был назван Никанором, но имя это ему не нравилось. Он предпочитал, чтобы его звали Николаем. Ещё в 1930 году в комсомольских документах он значился как Никанор, а уже в паспорте 1932 года стал Николаем. Николай означает по-гречески " народ-победитель " . Партизанский отряд, в котором ему придётся воевать с лета 1942 года по осень 1943-го, назывался " Победители " . Имя " Никанор " по-гречески означает " видящий победу " . Он от него отказался. Увидеть Победу ему не доведётся! С ранних лет в Кузнецове стал проявляться необычайный дар к языкам. В молодости он в совершенстве освоил коми-пермяцкий, весьма и весьма трудный угро-финский язык. Великолепно перенимал национальные особенности этого малочисленного народа, характер, обычаи. Так, что сами коми-пермяки не верили, что он русский, принимали его за своего. Странно наблюдать иных русских, которые, живя в среде иноплеменников, чванливо и нарочито не пытаются выучить хотя бы основные разговорные понятия. Ведь это под стать " америкосу " , а не русскому! Вспомним, как древние князья наши охотно учили языки. " Дома седя, изумеял пять язык " , - сказано о Ярославе Мудром. Цари и императоры обязательно знали по нескольку языков. И полководцы, и купцы, и путешественники. Александр Невский и Иван Грозный, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Афанасий Никитин и Николай Миклухо-Маклай... Все они были лишены напускного высокомерия, под которым обычно скрываются природная лень и отсутствие любознательности. " Сколько языков знаешь, столько жизней живёшь " , - говорил Гёте. Постигнув труднейший коми-пермяцкий язык, будущий герой-разведчик значительно облегчил себе в дальнейшем изучение европейских языков. Это было его главное увлечение, благодаря которому он смог принести свою пользу Отечеству. Талант к языкам и умение схватывать национальные особенности других народов, привёл его в ряды сотрудников госбезопасности. Накануне войны Кузнецов уже работал " под немца " . Поселившись в Москве , ловко завязывал дружбу с приезжающими в СССР гражданами Германии, да и с общительными немками - тоже. Изучал повадки, особенности речи, сам уже выдавал себя за потомственного тевтонца, выходца из среды немецких колонистов. У него и оперативный псевдоним был - " Колонист " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010