235 Галичкы Осмомысл Ярославе!Ярослав Владимирович Галицкий – тесть Игоря Святославича, отец Ярославны. Летописец так его характеризует: «Бе же князь мудр и речей языком, и богобоин, и честен в землях и славен полкы» (Ипатьевская летопись под 1187 г.). Прозвище Ярослава «Осмомысл» имеет несколько толкований: от восьми его мыслей или забот; от знания восьми языков; от того, что он вообще был умен за восьмерых, и т. п. 236 …меча бремени чрезъ облаки… стрляеши… салтани за землями. – Иными словами – галицкий князь Ярослав швыряет тяжести через облака и стреляет за землями (то есть в дальних странах) турок султана Саладина. 237 А ты, буи Романе… – Роман Мстиславич Галицкий был деятельный, предприимчивый, отважный и неутомимый князь, хозяин и устроитель своих владений. 238 …и Мстиславе! – Кто такой этот Мстислав, по всему судя – близкий к Роману, деливший с ним победы, – неясно. У Романа не было родного брата с таким именем, но был двоюродный брат – Мстислав Ярославич Пересопницкий. Возможно, однако же, что здесь имеется в виду Мстислав Всеволодович Городенский, участник походов на половцев, постоянно сражавшийся также с литвой, ятвягами, деремелой. 239 …паворзи… – завязки или застежки под подбородком, которыми шлем закреплялся на голове (кожаные или металлические). 243 Инъгварь и Всеволодъ и вси три Мстиславичи… – Ингварь и Всеволод – это сыновья Ярослава Изяславича Луцкого; под «тремя Мстиславичами», несомненно, имеются в виду единственные в ту пору на Руси три князя-брата, сыновья Мстислава Изяславича: Роман, Святослав и Всеволод. Эти три Мстиславича, как и Ингварь и Всеволод, были князьями волынскими – вот почему они объединены в едином обращении к ним. В этом месте он повторяет свое обращение к Роману Мстиславичу Галицкому («буй Романе»), объединяя его со всеми его волынскими братьями. Он говорит «и вси три Мстиславичи», подчеркивая этим, что речь перед тем шла только об одном Мстиславиче, а теперь идет о всех. 244 …не худа гнзда шестокрилци! – У сокола-оперение каждого крыла делится на три части. Отсюда название сокола «шестокрылец».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Скачать epub pdf 51. Владимирко Володаревич (Владимир Владимирович), князь галицкий сын Володаря Ростиславича, князя перемышльского (в нынешней Галиции) от брака с неизвестною. Родился в Перемышле (галицком) около 1095 г.; сложившись с Васильком Ростиславичем, князем теребовльским (см. 50), своим дядей, выкупил из неволи отца, коварно захваченного ляхами в 1122 г.; был с отцом и дядей в венгро-польском стане под Владимиром-Волынским в 1123 г.; по смерти отца сел на княжение в Звенигороде (подольском) 13 марта 1124 г.; не ладя с братом своим Ростиславом, князем перемышльским, ездил за помощью в Венгрию, но, принужденный Мстиславом Владимировичем Великим, государем киевским, смирился в 1126 г.; по смерти брата своего, Ростислава, взял Перемышль себе, а сыну братнину, Ивану, называемому Берладником (от Берлада, или Бырлада, города в Молдавии, между реками Прутом и Се-ретом), велел жить в Звенигороде, т. е. сделал племянника князем-изгоем (безместным), в 1129 г.; был участником усобицы Бориса Коломановича, внука Мономахова, с Белою III Слепым, королем венгерским, в 1132 г., и осады Чернигова Ярополком II, великим князем киевским, в 1138 г.; как союзник Всеволода II,beлukoro князя киевского, вступал с войной в область Владимиро-Волынскую; но возвратился без боя в 1139 г.; по смерти последнего Васильковича, Ивана, взял его Теребовль себе и, сделавшись единодержцем страны, перенес стол свой в г. Галич на р. Днестре, в 1140 г.; ходил по приказанию великого князя Всеволода II в Польшу в 1143 г.; воевал с тем же великим князем, но без боя, уплатив ему только 1200 гривен серебра «за труды», в 1144 г.; по случаю восстания Ивана Берладника взял с боя и жестоко наказал свой Галич, друживший мятежнику, в 1145 г.; видел нашествие к нему самого великого князя Всеволода II, но не потерял ничего, в 1146 г.; был ходатаем мира между великим князем Изяславом II и его дядей, князем Юрием суздальским, у города Луцка в 1149 г.; по разрыве этого мира явился сторонником Юрия к Киеву и тем вовлек себя в войну с венграми, но отделался хитростью, в 1150 г.; на обратном пути домой обобрал дань с городов волынских и разбил Мстислава, сына великого князя Изяслава II, в 1151 г.; разбит соединенными силами Изяслава II и венгров на р. Саке в 1152 г.; умер в Галиче скоропостижно в феврале 1153 г. О месте погребения тела его сведений нет. Князь Владимирко был женат, по мнению Татищева, на княжне венгерской и имел от нее сына Ярослава, князя галицкого, прозванием Осмомысл (см. 197). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Путивля). Между тем Игорь при помощи одного Половца, который возымел благую мысль уйти от своих в Русь и, пользуясь отсутствием главных князей Половецких, бывших в сейчас помянутом походе на Русь, бежал из плена 1579 и возвратился в свой Новгород. Слово о полку Игореве распадается на три части: предмет первой – поход Игоря, окончившийся его пленом. Во второй – сетования о постигшем Русь несчастье Святослава Киевского и самого певца, изображение дальнейших бедствий Руси от Половцев, которым Игорь отворил ворота, призыв к князьям встать за обиду Руси с поэтическими отступлениями. И, наконец, плач Ярославны или супруги Игоревой Евфросиньи Ярославовны (дочери Галичского Ярослава Владимировича Осмомысла) на забрале Путивльском. В третьей части – бегство Игоря из плена и радость об этом Руси. Слово не есть народная былина в том смысле, что оно сочинено устно и постепенно безличным творчеством многих и было только записано кем-то уже готовое. Оно, несомненно, есть литературное или поэтическое произведение в собственном смысле, принадлежащее одному какому-то, сочинившему или сложившему её автору, вообще в собственном смысле сочинение неизвестного сочинителя. Что в период до-монгольский, в параллель к литературе письменной, которая была исключительно церковной, существовала светская литература неписьменных народных былин, это понятно, ибо устного народного творчества не в состоянии подавить никакая крайность противоположного направлении письменной литературы. Но светское произведение настоящей литературы письменной есть для того времени вещь весьма замечательная и представляющая немалую загадку, на которую пока далеко нельзя отвечать совсем удовлетворительным образом. На Западе в соответствующее нашему периоду до-монгольскому время письменная литература была главным образом, если не исключительно, также церковная, и, однако, там деяния и подвиги рыцарей вызвали ещё светскую письменную литературу их певцов – так называемых трубадуров. Кто стал бы думать о наших князьях периода до-монгольского, что им был присущ только дух смиренной молитвы и монашеских помыслов, подобно как, например, царю Алексею Михайловичу, и нисколько не был присущ дух западного рыцарства, тот совершенно бы ошибался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИК I КОМНИН (между 1118 и 1120 - 11 или 12.09.1185), визант. имп. (с 1183). Внук Алексея I Комнина и сын севастократора Исаака, А. К. уже в молодости пользовался известностью благодаря своей царственной внешности, незаурядной физической силе и остроумию. Многих возмущали его любовные похождения. Когда к этому добавилось подозрение в государственной измене, его двоюродный брат имп. Мануил I распорядился заключить А. К. в темницу, откуда тому через неск. лет удалось совершить невероятный по ловкости побег. После многочисленных приключений А. К. нашел убежище при дворе галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла , в 1165 г. он получил от Мануила гарантии безопасности и вернулся в К-поль. Однако уже через год, став дукой Киликии, А. К. вновь покинул пределы империи, отправившись на этот раз во владения крестоносцев. После новых скандальных похождений А. К. сблизился с Феодорой, вдовой иерусалимского кор. Балдуина III и племянницей Мануила, и, спасаясь от гнева последнего, вместе с ней вынужден был странствовать по Ближ. Востоку. В частности, А. К. был с большим почетом принят груз. царем Георгием III. Ок. 1178 г. беглец вновь был прощен Мануилом и отправлен в г. Эней, в Пафлагонию. После смерти Мануила I, когда всеобщее возмущение политикой его вдовы Марии Антиохийской и ее фаворита протосеваста Алексея Комнина, правивших от имени малолетнего Алексея II , достигло предела, А. К., собрав отряды своих сторонников, двинулся на столицу и расположился лагерем на берегу Босфора. В апр. 1182 г. жители К-поля, подстрекаемые агентами А. К., подвергли разгрому и страшной резне лат. кварталы, жителей к-рых считали виновниками своих бедствий. После этого А. К., сопровождаемый всеобщим ликованием, торжественно вступил в К-поль. Первым делом он выразил покорность Алексею II и даже вторично короновал его, уверяя, что принял на себя бремя управления гос-вом с единственной целью помочь малолетнему василевсу. А. К. позаботился об устранении возможной оппозиции: по его приказу были тайно отравлены Мария, дочь Мануила I, и ее муж, кесарь Райнер Монферратский, хотя именно они были виднейшими противниками прежнего режима, подготовившими торжество А. К. Вслед за ними наступила очередь Марии Антиохийской, к-рую после публичного суда приговорили к смертной казни по обвинению в гос. измене. Почувствовав твердую почву под ногами, А. К. в нач. сент. 1183 г. короновался в качестве соимператора, а через неск. дней сделался единодержавным правителем, распорядившись задушить законного василевса. Невеста Алексея II Агнесса (в Православии Анна), дочь франц. кор. Людовика VII, к-рой не было еще и 11 лет, стала женой узурпатора, чья первая законная супруга к тому времени уже умерла.

http://pravenc.ru/text/115404.html

Скачать epub pdf 101. Иван Ростиславич, прозванием Берладник, княжич галицкий и воевода русский (прозван от г. Берлада, или Бырлада, между реками Прутом и Серетом в Молдавии) сын Ростислава Володаревича (Владимировича), князя перемышльского (ныне Галиция), от брака с неизвестною, один из замечательнейших в свое время князей-изгоев (безместных). Родился в Перемышле около 1120 г.; потерял отца и Перемышль, захваченный дядей его, великим князем Владимиром галицким (см. 51), в 1126 г.; пользуясь отсутствием дяди, захватил Галич, куда был призван гражданами, но вскоре же выбит дядей и бежал к Дунаю, потом в Киев, в 1145 г.; явился в Новгород-Северский (уездный город Черниговской губернии) к князю Святославу Ольговичу, союзнику Юрия, князя суздальского, против Изяслава II, великого князя киевского, в 1146 г.; оставил князя северского и, взяв с него за службу 12 гривен золота да 200 гривен серебра, перешел к князю смоленскому Ростиславу, брату Изяслава II, в 1147 г.; покинув и князя смоленского, вступил на службу к, Юрию суздальскому, уже великому князю киевскому, с дружинниками которого нападал на новгородских сборщиков. дани в 1149 г.; без всякой вины закованный Юрием в цепи, привезен из Суздаля в Киев и чуть не выдан Ярославу Осмомыслу, князю галицкому (см. 197), но спасен заступлением духовенства и на обратном пути к Суздалю освобожден воинами Изяслава Давидовича, князя черниговского, в 1156 г.; по вокняжении этого Изяслава на столе киевском под именем Изяслава III был причиной раздора между ним и князьями черниговскими, с одной стороны, а князем галицким, с другой, грабил суда по Дунаю и врывался с половцами в Галич, но не надолго, в 1158 г.; доказав свою преданность Изяславу III, бежал к грекам в Солунь (Фессалонику) и там, как полагают, отравлен в 1161 г. Сын его Ростислав погиб при покушении своем на Галич в 1189 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Глава 7. КНЯЗЬ ДАНИЛО РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ В XIII веке весь ход исторических событий в юго-западной Руси долгое время вращается около личности Даниила Га-лицкого. Чтобы понять значение этой личности в свое время, необходимо бросить взгляд на предшествовавшие события в этом крае. Юго-западная Русь, Галичина, как во внутреннем строе своей жизни, так и по внешней обстановке, находилась в таких условиях, при которых все более и более слабела связь, соединявшая ее с остальными русскими землями. Хотя и здесь не угасало сознание народного сродства с последними; но история указывала им различные между собой пути: это видно уже в XII веке. Галицкая земля до 1188 года находилась в княжении рода Ростислава Владимировича (внука Ярослава I). Володарь, сын Ростислава, по смерти несчастного Василька, сделался единым князем и передал после себя (1141) власть сыну своему Владимиру, обыкновенно называемому Владимирком. Ему наследовал сын Ярослав, названный в полку Игореве «Осмомыслом». Соединенная в одних руках, галицкая страна была долго избавлена от внутренних княжеских междоусобий и, благодаря счастливым условиям своей природы, находилась, сравнительно с другими русскими землями, в цветущем состоянии. Власть княжеская совсем не имела здесь монархической силы. Князь был князем по старой славянской идее; видно, что завоевание русскими князьями этой хорватской земли и присоединение ее к общей системе русских земель под властью единого княжеского рода не изменили древних общественных привычек. Князья, правившие Галичем, были избираемы и зависимы от веча. Но само вече находилось в руках богатых и сильных владетелей земель – бояр. Они, как видно, успели до того возвыситься над остальною массою народа, что исключительно управляли делами страны. Впрочем, есть известия о том, что люди незнатного происхождения попадали в бояре, из чего надобно полагать, что галицкая аристократия основывалась не столько на знатности родов, сколько на удаче и богатстве. Галицкие князья находились в такой зависимости от веча, что оно судило не только их политическую деятельность, но и домашнюю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Обращаясь к летописи под тем же годом (Ипатской, 2 издание стр. 418 нач.), мы находим, что она распространяется в похвалах умершему князю и только ничего не говорит об его учёности и его заботах о просвещении. Летопись говорит, что Роман был „всею добродетелью украшен”; а так как для Татищева первая добродетель была образованность, то он и усвояет её князю. Летопись говорит, что Роман был „страха Божия наполнен, нищие милуя, монастыри набдя”. А так как для Татищева набдение монастырей имело смысл единственно в том случае, если это было для поддержания просвещения, то он именно так и представляет дело. Когда он совсем присочиняет Греков и Латинистов, то в первом случае, вероятно, имеет в виду то, что к деду Романову Мстиславу Владимировичу пришли в 1137г. четыре Грека (Мануйло, певец гораздый, сам третий, – Ипатская летопись под этим годом). А во втором то, что в его собственное, Татищева, время в Смоленске, городе пограничном с Польшей и некоторое время находившемся под властью этой последней, были и действовали на поприще просвещения (и вместе совращения) латинисты в лице иезуитов и других католических монахов. Относительно Романа Мстиславича Татищев позволяет себе в присочинительстве слишком большую волю, как подозреваем, потому, что князь этот был его предок: Татищевы происходили от князей Соломирских, а князья Соломирские были потомки князей Смоленских. Найдя в летописи похвалу одному из князей Смоленских (собственно двоим, о другом см. ниже), которая позволяла комментировать себя широким образом, он и комментирует её так, чтобы можно было с гордостью сказать, что-де наш род издревле отличался великой любовью к просвещению. Под 1188г. о Галичском князе Ярославе Осмомысле, по тому же поводу его смерти в этом году, Татищев говорит, что он „изучен был языкам (и) многие книги читал”, что он „в церковном чине много исправлял и клирос устрояя и наставляя зловерие искоренял, а мудрости и правой вере наставлял и учить понуждал, монахов же и с их доходы (и с их доходами, которые, подразумевается, сам им назначил) к научению детей определил” (III, 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В нач. 1154 г. вместе с отцом М. И. участвовал в новом походе на Галицкое княжество, а также в битве 16 февр. того же года под Теребовлем, расположенным на р. Серет (левый приток р. Днестр), против войск кн. Ярослава Владимировича Осмомысла. Война для правителей Киевской земли закончилась почти безрезультатно, т. к. их соперник смог удержать за собой спорные города, а в 1155-1156 гг. вновь выступал против М. И. После смерти кн. Изяслава Мстиславича ( 1154) М. И. поддержал претензии на старейший стол своего дяди смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича . Однако в нач. 1155 г. совместный поход в Подесенье на Чернигов окончился неудачей и Ростислав Мстиславич утратил Киев, а М. И.- Переяславское княжество. М. И. ушел на Правобережное Поднепровье, где захватил Пересопницу, но вскоре был выбит оттуда войсками нового Киевского кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Т. о., правителю Владимиро-Волынского княжества вновь не удалось закрепить за собой хотя бы часть киево-волынского порубежья. В итоге князь был вынужден обратиться за помощью к кн. Ростиславу Мстиславичу, чтобы на время примириться с кн. Юрием Долгоруким. Победа блгв. кн. Мстислава Изяславича над половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196) Победа блгв. кн. Мстислава Изяславича над половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196) В 1156 г. при военной поддержке поляков М. И. удалось изгнать из Владимира-Волынского своего не пользовавшегося поддержкой народа дядю, кн. Владимира Мстиславича Матешича; в следующем году он выдержал осаду города, предпринятую Киевским кн. Юрием Долгоруким и галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. В 1158 г. М. И. поддержал коалицию рус. князей во главе с кн. Ярославом Осмомыслом, на стороне к-рого также были правители Венгрии и Польши. Все они требовали у нового Киевского кн. Изяслава Давидовича выдать им на расправу бывш. звенигородского кн. Иоанна Ростиславича Берладника, претендента на галицкий стол, к-рый ранее служил у Киевского кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Однако князья получили отказ и были вынуждены в кон. 1158 г. предпринять военный поход против кн. Изяслава Давидовича, окончившийся изгнанием последнего из Киева.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Дальнейшее усиление Галича имело место при единственном сыне и преемнике Владимирка Володаревича Ярославе Владимировиче Осмомысле (1153-1187), названном в «Слове о полку Игореве» (2-я пол. 80-х гг. XII в.) одним из наиболее могущественных князей Др. Руси, к-рый, с одной стороны, «подпирает» своими полками «горы Угорскыи» (Карпаты), а с другой - «затворил Дунаю ворота» и «рядит» «суды (древнерус. обозначение административно-гос. власти.- А. Н.) до Дуная». По-видимому, в княжение Ярослава, в 1156/57 г., была учреждена Галицкая епархия (др. возможной датировкой является 1-я пол. 40-х гг. XII в.). Длительный политический кризис, в к-рый Галицкая земля вступила после смерти Ярослава Владимировича, был обусловлен причинами как собственно династического (оба сына Ярослава, Владимир и Олег, оказались политически мало дееспособны), так и общеполитического порядка. Среди последних были факторы и внутренние - экономическая и, как следствие, политическая сила галицкого боярства, различные группировки к-рого старались так или иначе влиять на перемены на княжеском столе; и внешние - вмешательство в галицкие дела со стороны Венгрии, Польши, князей различных древнерус. земель (Волыни, Киева, Чернигова, Смоленска). Попытка владимиро-волынского кн. Романа Мстиславича , следуя призыву одной из группировок галицкого боярства, уже в 1188 г., через год после смерти Ярослава, сместить Владимира Ярославича и занять галицкий стол не удалась, т. к. бежавший в Венгрию Владимир навел на Галич венг. кор. Белу III. Король, заняв Галич, Владимиру его, однако, не вернул, а посадил на галицком столе своего сына Андраша, к-рый также пользовался поддержкой какой-то части галицких бояр. Др. часть боярства призвала на стол кн. Ростислава Иоанновича (сына Иоанна Берладника), пребывавшего на службе у смоленского кн. Давыда Ростиславича . Но Ростислав потерпел поражение от венгров, был ими схвачен и отравлен. В 1189 г. Владимир бежал из заключения в Венгрии и при поддержке герм. имп. Фридриха I Барбароссы, с военной помощью краковского кн. Казимира II вернул себе Галич, в к-ром удерживался до конца жизни, до 1198/99 г., благодаря решительной поддержке владимиро-суздальского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, своего дяди по матери, и союзу с киевским кн. Рюриком Ростиславичем. Галицко-Волынское княжество

http://pravenc.ru/text/161541.html

6 Ипатьевская летопись говорит под 1165 г. о галицком епископе Козьме, сопровождавшем, по поручению гадицкого князя Ярослава Владимировича, греческого царевича Андроника Комнена из Галича в Константинополь. (П. С. Л. II, стр. 93). 8 «Данилу княжащу во Володимере созда град Угореск и постави в нем пискупа... Богу изволившу Данил созда град именем Холм: Божию же волею избран бысть и поставлен бысть Иван пискуп князем Данилом. Бе бо прежде того пискуп Асаф в Угровскы, иже скочи на стол митрополич и за то свержен бысть стола своего – и переведена бысть пискунья в Холм. (П. С. Л. II, 163, 196). Вероятно упомянутое самовольное присвоение Иоасафом Киевской митрополии случилось после разгрома Батыева в 1240 г., когда погиб киевский митрополит Иосиф. 9 Карамз. Ист. госуд. росс., т. II, прим. 381 (на основании известия, находщегося в летописи Татищева). 10 Роман Галицкий скончался в 1205 г.; в 1240 г. в Галиче господствовал сын Романа Даниил. Восток. Опис. Румянц. муз. стр. 114. 11 Обе грамоты, и 3, даны в один и тот же день, одна в Львове, другая в Перемышле, в пяток, между тем как 8-е октября в этом году приходилось в понедельник (Восток. Опис. Рум. муз. стр. 116). 12 Эта грамота напечатана у Карамзина в И. Г. Р. т. IV прим. 203. По ходатайству львовского епископа Гедеона Балабана, она подтверждена была польскими королями Стефаном Баторием в 1581 г. и Сигизмундом III в 1592 г. и внесена в польские метрики. 13 Harasiewicz, Annales ecclesiae Ruthenae, p. 11–12. Leopoli, 1862. Названное сочинение Гарашевича, львовского протоиерея (архипресвитера), скончавшегося в 1836 г., есть сборник материалов, относящихся к истории западно-русской церкви и преимущественно галицкой митрополии. 14 Ратенский монастырь находился в Белзской земле в Галиции, в Жолкевском округе, при р. Рате, впадающей в Буг. Зубрицк. Ист. Гал. Рус. кн. III, 255. 15 Супруга галицкого князя Ярослава Осмомысла, Ольга, дочь суздальского князя Юрия Долгорукого, сестра Андрея Боголюбского, оскорбленная мужем, взявшим себе наложницу из фамилии Чаргоных, удалилась в 1172 г. в Польшу, где и оставалась около года до смерти своей соперницы. П. С. Л. II, 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007