Скачать epub pdf 104. Игорь Святославич, в св. крещении Георгий, князь северский, потом черниговский сын Святослава-Николая Ольговича, князя черниговского, от второго брака с дочерью Петрилы I, посадника новгородского, неизвестного по имени (прославленный герой древнейшего русского стихотворения под названием «Слово о полку Игореве»). Родился в Чернигове весной 1151 г.; уже семилетним ребенком ополчался с отцом на врагов великого князя Изяслава III (см. 105) в 1158 г.; по смерти отца не получил никакого удела от двоюродного брата своего Святослава Всеволодовича, именовавшегося великим князем киевским, в 1165 г.; был в рати св. Андрея Боголюбского, великого князя всей Руси, взявшей Киев приступом 8 марта 1169 г.; прославился разбитием ханов половецких Кобяка и Кончака близ урочища Олтавы (ныне Полтава) на р. Ворскле, 20 июля 1171 г.; был в рати св. Андрея Боголюбского, неудачно подступившей к Вышгороду киевскому в 1173 г.; ходил с князьями на половцев за р. Сулу в 1179 г.; по смерти брата своего Олега сел на стол Новгород-Северский в январе 1180 г.; на время похода Святослава Всеволодовича, князя черниговского, против великого князя владимирского, оставлен «блюсти Чернегова», потом ходил с тем же Святославом к Друцку, а на возвратном пути оттуда, предводя половцами, разбит черными клобуками князя Рюрика смоленского у Белгорода в 1181 г.; побил половцев на р. Хороле (февраль) и приютил у себя в Путивле княжича Владимира галицкого, шурина своего, бежавшего от отца, в 1183 г.; поражен половцами за р. Доном и взят ими в плен, из которого, однако, бежал (обстоятельства эти – предмет «Слова о полку Игореве») и возвратился домой в 1185 г.; ходил на половцев в 1191 г.; выезжал с князем черниговским к Карачеву (уездный город Орловской губернии) для похода на Рязань, который, по неразрешению великого князя владимирского, не состоялся, в 1194 г.; оставшись старейшим в роде Ольговичей, сел на столе Черниговском в августе 1198 г. Умер в 1202 г. О месте смерти его и погребения тела сведений нет. Князь Игорь северско-черниговский был женат на дочери Ярослава Осмомысла, князя галицкого, неизвестной по имени, и имел от нее пять сыновей, из которых трое (Роман, Святослав и Ростислав), княжившие в земле галицкой, повешены галичанами за жестокость свою в 1212 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

XII в., сближающей ее с аналогичными постройками в Польше, Чехии и Венгрии, являются вскрываемые раскопками небольшие центрические храмы - ротонды и квадрифолии. Назначение их не вполне понятно, возможно, то были церкви малых пригородных мон-рей или боярских вотчин. Эти формы отражались и в деревянном церковном зодчестве. Вероятно, к рубежу XII-XIII вв. (не позднее 1194, если эта дата читается в граффити на стене храма - Рождественская Т. В. Древнерус. надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992. 84. C. 125-126) относится создание ц. во имя вмч. Пантелеимона в Галиче, дошедшей до наших дней, хотя и с перестроенным верхом. Ряд технических особенностей и элементы декора роднят этот древнерус. по общим формам храм с памятниками цистерцианской архитектуры, особенно в Венгрии. Скорее всего в 1-й трети XIII в. была построена вскрытая раскопками каменная церковь в г. Василеве (ниже Галича по Днестру). После перерыва, вызванного монголо-татар. нашествием (в 1241 был разрушен Галич), каменное церковное строительство в Г. е. возобновилось не позднее кон. XIII в., когда во Львове, в 1268 г. ставшем стольным городом Галицкого княжества, была построена ц. во имя свт. Николая Мирликийского. Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина О мон-рях на территории Г. е. в домонг. время известно очень мало. Мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Галиче упоминается в Ипатьевской летописи в связи с погребением здесь в 1188/89 г. кн. Ростислава Иоанновича, двоюродного племянника Ярослава Осмомысла (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665). Под 1240 г. в Галицко-Волынской летописи находим известие о небольшом (по археологическим данным, площадью 0,5 га) Богородицком мон-ре в г. Синеводске (по др. чтению, Синеволодске) в верховьях р. Стрый (Там же. Стб. 787). После 1269 г. галицкий кн. Лев I основал Георгиевский мон-рь во Львове. В кон. XIII в. свт. Петр , буд. митр. Киевский и всея Руси, построил на свои средства Спасо-Преображенский мон-рь на р.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Есть известия, хотя и не вполне доказанные, что дочь Всеволода Янка (Анна) завела при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девиц, что во Владимире Волынском в конце XI b. были училища, ради «смотрения» которых был назначен некто Василий, повествователь об ослеплении князя Василька, что Роман Ростиславич Смоленский, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощил на них все свое имение, что Галицкий князь Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри, что Константин Всеволодович Ростовский постоянно держал при себе ученых людей, покупал греческие книги и составил у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Некоторые из князей сами лично занимались перепиской книг, например Владимир Василькович Галицкий и княжна Ефросиния Полоцкая. Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, «хитрых книгам и учению». Оттого и самые средоточия образования — школы и библиотеки — были при церквах и монастырях. Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются еще школы в Смоленске и в Курске; наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время были еще великой редкостью и стоили очень дорого. Собирание их по своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только богатым владыкам и монастырям. В монастырях на это дело смотрели, как на великий богоугодный подвиг, и некоторые иноки посвящали книжной переписке все время, остававшееся у них от молитвы. Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали своих иноков на восток в Константинополь — в монастырь Студийский и на Афон. Само собой понятно, что, будучи всем обязана церкви, древнерусская книжность вся носила религиозный характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

         После смерти в 1199 г. Владимира Ярославича, сына Осмомысла, брата жены Игоря, Галицкое княжество оказалось выморочным, и его действительно захватил Роман Мстиславич Волынский. Однако до его гибели в 1205 г. сыновья Игоря Святославича не претендовали на Галич. Только по приглашению галицких бояр они втянулись в шестилетнюю борьбу за Галицкое княжество в 1205-1211 гг. Поэтому нет основания говорить о вражде Святославичей с Романом Мстиславичем. Наоборот, в 1202 году Роман рассорился с Рюриком и три года воевал с ним, пока силой не постриг его в монахи. Следовательно, нет ни каких оснований полагать, что «Слово о полку Игореве» было написано в 1198-1199 гг. до захвата Романом Мстиславичем Галича. Чаще всего называют события 1180 г., когда Кончак выступал союзником Ольговичей против Мономаховичей. Спасаясь от дружинников Рюрика Ростиславича, Игорь Святославич и Кончак бежали вместе в одной ладье. Возможно, тогда и договорились о свадьбе. Н.С. Демкова проводит интересное сопоставление «сна Святослава» с реальными событиями последних дней князя, описанных в Киевской летописи: разболевшись, князь Святослав вынужден был возвратиться из Корачева (в нем он в 1185 г. узнал и о поражении Игоря) в Киев и «ехаша лете на санехъ, бе бо нечто  извергълося емоу на нозе». Затем в насадах по Десне спустился к Киеву, а оттуда, в пятницу, приехал в Вышгород, чтобы поклониться святым страстотерпцам Борису и Глебу за два дня до их праздника, и заехал в Кириллов монастырь поклониться «отню гробу», однако не сумел этого сделать, поскольку не нашел священника с ключом, а дожидаться его уже не было сил. В субботу, 23 июля, в канун праздника святых мучеников Бориса и Глеба, посетил церковь в Киеве, «яко последнюю свою службоу принося, в неделю же празднику бывшю, и не може ехати с нового двора, но тоу и празднова праздникъ святоую моученикоу». Силы все больше покидали его и «отемняющи языкъ, и возбноувъ», то есть, очнувшись от сна, спросил княгиню, когда наступит праздник св. Маккавеев (1 августа), в который умер его отец – князь Всеволод. И узнав, что только в понедельник, вздохнул: «О не дождочю ти я (О, не дождусь его я)». Княгине же показалось, будто «сновидение некако виде князь ея» и она спросила его об этом. Святослав «же не поведавъ еи и рче азъ вероую во единого Бога, и веля ся постричи  в черньци» (ПСРЛ. T.II. Стлб.679-680).

http://pravoslavie.ru/5259.html

Традиция особого почитания вмч. Димитрия в Среме должна была сохраняться и в позднейшие времена, по крайней мере до XIII–XIV вв., поскольку в кон. IX — нач. XI в. эта область входила в состав Первого Болгарского царства и западноболг. державы комитопулов и здесь существовала епископия, упоминаемая в хрисовуле визант. имп. Василия II (1018) Охридской архиепископии (Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 25–26, 56, 62). Во времена венг. владычества в Среме на месте совр. Сремска-Митровицы до 1334 г. под юрисдикцией Константинопольского патриарха существовал правосл. монастырь во имя вмч. Димитрия. (см.: Gyorffy G. Das Gutenverzeichnis des griechischen Klosters zu Szavaszentdemeters (Sremska Mitrovica) aus dem XII Jh.//Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. Bdpst., 1959. T. 5. S. 73–74; Сиркови С. Civitas Sancti Demetrii//Сирмиум — Сремска Митровица. Сремска Митровица, 1969. С. 59–68). В XII в. обители оказывал покровительство бан и палатин (позднее недолгое время великий жупан Рашки) Белош (Кали J. Жупан Белош//ЗРВИ. 1997. Бр. 36. С. 79), давали жалованную грамоту рус. князья — изгои из Галича — внуки Ярослава Осмомысла Василько и Иоанн-Владимир (Gyorffy. Ibid. S. 54–58). Во 2-й трети XIII в. монастырь находился во владениях кн. Ростислава Михайловича (сын св. благ. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского), которому Срем был пожалован венг. королем. Память вмч. Димитрия встречается также в месяцесловах хорват. глаголических богослужебных книг архаической традиции — напр., в Миссале 2-й пол.— кон. XIV в. (Vat. Borg. illir. 4. Fol. 163, см.: Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската библиотека. София, 1985. 73. С. 147–148). Это может быть и отголоском кирилло-мефодиевской традиции и остатком почитания великомученика в визант. Далмации . Болгария В Болгарии почитанию вмч. Димитрия (при том, что письменные свидетельства об этом немногочисленны) несомненно способствовали как наличие христианского населения еще до офиц. крещения страны в IX в., так и близость к главному центру культа великомученика — Фессалонике . Дополнительным фактором в эпоху Первого Болгарского царства являлось существование центра почитания великомученика в Сирмийской епископии . Ситуацию в Болгарии характеризуют события, связанные с началом борьбы против визант. владычества и создания Второго Болгарского царства ( 1185 ).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храмы-предшественники Первый Львовский храм во имя святого Георгия находился на горе, впоследствии названной Святоюрской, еще в княжеские времена. Православная деревянная церковь и оборонный монастырь были построены при князе Льве Даниловиче около 1280 года. На территории первой церкви на Святоюрской горе были захоронены останки князя Ярослава Осмомысла . После уничтожения обоих сооружений польским королём Казимиром III в 1340 году на этом месте была возведен в 1363 — 1437 годах новый православный храм, каменная трёхапсидная церковь-базилика в византийском стиле. Впоследствии, в 1744 — 1770 годах на этом месте был сооружен, уже как униатский , собор святого Георгия (Юра) (см.), ставший главным униатским храмом Львова. Строительство храма Строительством новой церкви святого Георгия во Львове занималась Буковинская консистория Черновицкой епархии , ведавшая во времена владычества здесь Австро-Венгерской империи делами всей Православной Церкви в Галиции . В 1856 году на улице Францисканской (теперь Короленко) ею был куплен значительный земельный участок с двумя домами возле бывшего монастыря францисканцев . В 1895 году был утвержден проект строительства православного храма и церковного дома, исполненный архитектором Густавом Захсом из Вены. Храм предполагалось освятить в честь Святой Троицы , но специальным распоряжением австрийских властей было предписано переименовать его в церковь святого Георгия; это было сделано с тем, чтобы не напоминать о временах, когда во Львове был православный храм Святой Троицы и чтобы подчеркнуть низкий статус православного храма по сравнению с греко-католическим собором святого Юра (святого Георгия) . 1 сентября 1897 был положен краеугольный камень под храм и начато его строительство. В этом же году был организован строительный комитет, в который вошли Михаил Грушевский, профессор Львовского университета, известный украинский историк и Осип Мончаловский, известный галицко-русский журналист. Строительство от закладки фундамента до его полного завершения вёл архитектор Винсент Равский .

http://drevo-info.ru/articles/8869.html

Священна должна быть для сына Русской земли эта гробница! Всеволод III Георгиевич Великий, по прозванию «Большое Гнездо», – внук Владимира Мономаха , сын великого князя Юрия (или Георгия) Долгорукого, благоустроителя Суздальской земли, – сын самый младший (одиннадцатый), но от него произошел род царей Русской земли. Названия «Великий», данного Всеволоду Георгиевичу летописцами, он вполне заслуживает по великому значению его деятельности, и по его могуществу. – В свое тридцатишестилетнее княжение он был ревностным продолжателем великого дела, начатого его братом – св. Андреем Боголюбским, – дела объединения Русской земли под властью одного государя, и достиг того, что держал в строгом подчинении себе многих князей и многие области земли Русской; даже на престол древней столицы – Киева он поставлял князей по своей власти, и в вольнолюбивый Новгород посылал на княжение своих родственников и сыновей. Могущество его простиралось и на внешних врагов России – половцев и волжских (или камских) болгар. О могуществе Всеволода Георгиевича современник его, южно-русский певец, составитель «Слова о полку Игореве», говорит, что великий князь Всеволод со своим войском мог бы «Волгу раскропить веслами, а Дон шлемами вычерпать». Около 1190 года имя Всеволода Георгиевича так славно было даже и за границей, что могущественный тогда император Германский Фридрих Барбаросса 13 ласково принял искавшего его покровительства сына князя Галичского Ярослава ОсмомыслаВладимира, едва только узнал, что он сын сестры великого князя Всеволода. Название «Большое гнездо» Всеволод Георгиевич получил, как отец многочисленного семейства, – семейства, из которого вышли три славных великих князя: Константин Мудрый, св. Георгий, приявший смерть от татар на р. Сити, и Ярослав, отец св. Александра Невского и предок Русских царей. Всеволод Георгиевич замечателен и как один из особенно благочестивых Русских князей: он ознаменовал свое славное княжение построением и благоукрашением св. храмов и обителей. Имя Всеволода Георгиевича, много потрудившегося для блага земли Русской, должно стоять наряду со славными именами Владимира Мономаха , св. Андрея Боголюбского, св. Александра Невского и других государей Русской земли, которые возвышали наше отечество и хранили его от врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

От Изяслава II она перешла к сыну его Мстиславу II (1154–1169 г.), а от него унаследовал её сын его Роман Мстиславич (1169–1205 г.) – самый знаменитый Волынский князь, в юности своей княживший в Новгороде Великом и там прославившийся победою над войсками Андрея Боголюбского в 1169 г. В это время Волынская область уже значительно обособилась от Киевского княжества, но в свою очередь дробилась на уделы между членами старшей линии с неизбежными распрями за волости и старшинство. Так отец Романа Мстислав II должен был разделить её со своим братом Ярославом Луцким, а также со своими двумя дядями (Владимиром Андреевичем и Владимиром Мстиславичем). Самому Роману в свою очередь пришлось делиться с родным братом Всеволодом Бельзским, кроме того, с несколькими двоюродными братьями и племянниками. Но Роман был такой князь, который умел держать в подчинении своих младших родичей и наводить страх на своих соседей, особенно на Половцев (на юге) и Ятвягов (на севере) 9 . Главные и долгие стремления Романа были обращены на богатое галицкое наследство, которым ему и удалось завладеть после Владимира Ярославича, последнего князя из дома Володаря. После смерти Романа (1205 г.), оставившего после себя двух малолетних сыновей Даниила и Василько, начались нестроения в Галицком и Волынском княжествах. Соседние короли – угорский и польский, в своих корыстных расчётах поддерживали эти нестроения. Были призваны братья Игоревичи, князья Северские, по матери, приходившиеся внуками Ярослава Осмомысла, князя галицкого, и потому имевшие некоторое право наследовать галицкий престол. Старший из них Владимир сел на престоле в Галиче, Роман – в Звенигороде, а младший – Святослав – во Владимире Волынском. Но вскоре братья рассорились между собою. Роман, при помощи угорского (венгерского) короля Андрея II, отнял Галич у старшего брата Владимира и принудил его бежать в свой Путивль. Вскоре затем и Святослав был изгнан из Владимира Волынского – королём польским Лешком Белым, который отдал этот город своему шурину Александру Бельзскому – и дал удел на Волыни младшему сыну Романа Василько, имевшему у него приют, а старший сын Даниил Романович жил у угорского короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Вот чему и как учились наши предки. Всюду от школы ожидаются плоды. Нужно ли говорить, что дали школы нашим предкам? Из них выходили люди образованные. Таковых мы видим и среди князей, и среди епископов и иноков. Вот, например, известные питомцы наших древних школ: св. страстотерпцы Борис и Глеб, столь любившие «книжное почитанье», мудрый Ярослав, знаток греческого языка, переводчик книг на славянский язык, автор «Русской Правды», отец Илларион, священник села Берестова, а потом русский митрополит, просвещенный и научно образованный составитель известного слова «О законе и благодати». Дети Ярослава все были образованы. Об одном из них, например, свидетельствует Владимир Мономах в своем поучении детям, он говорит об отце: «отец мой, дома седя, изумеяше пять язык». Изучить пять языков, сидя дома, это уже показывает человека, не мало просвещенного. Образованные люди заботились и об образовании детей. И среди внуков и правнуков Ярослава встречаются имена образованных князей: Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича Смоленского, Константина Всеволодовича Владимирского и др. А на епископских кафедрах – кто не слышал о Кирилле Туровском , Симоне Владимирском, Серапионе и др.? В честных обителях известны: монах Иаков, преподобный Феодосий, Нестор-летописец, Григорий-творец канонов и др. Но что особенно важно – это характер образования. Мудрецом в древности называли того, у кого жизнь не расходилась со знанием. Так и наши предки образование ценили и по жизни. Образованный должен показывать благочестие, и чем выше его образование, тем глубже благочестие. Недобродетельный и порочный не мог считаться образованным. Это-то и есть дорогая черта образования наших предков. Умели они устроить школу такую, которая вместе «со словесами книжнаго разума учила благонравию и правде, и любве, и зачалу премудрости – страху Божию, и чистоте, и смиренномудрию». И в том, и в другом отношении получались желанные плоды. В лице поименованных пред нами являются люди образованные и вместе благочестивейшие христиане и святые мужи. Школа развила их ум и воспитала нравственно. Честь и слава нашим предкам! Но судьбы Божии неисповедимы. Разразилась над святой Русью грозная туча татарского разгрома. С огнем и мечем прошли по ней дикие полчища. Многое, многое дорогое для сердца разрушили, уничтожили они. А наши школы, и без того поредевшие вследствие княжеских усобиц, совсем пришли в упадок и, к великому сожалению, весьма надолго.  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Собор 1187 г. в Галиче был созван Ярославом Осмомыслом с целью получить согласие на нарушение этим князем права передачи власти мимо законного сына Владимира сыну от любовницы Настасьи Олегу «Настасьчичу», как называет его летописец. Он созвал перед смертью «мужи своя и всю Галичкую землю, позва же и съборы вся и монастыри, и нищая, и силная, и хитрыя». Он «плакашеся по три дни передо всеми съборы и передо всеми людми» . «Соборы» здесь — клирошанские организации Галича, один из институтов феодальной структуры города, который вместе с городскими монастырями мог снять с князя грех за нарушение им христианских этических и юридических норм в отсутствие епископа. Трехдневное плакание князя не привело к результатам — несмотря на крестоцелование, после его смерти галичане вызвали к себе из Перемышля Владимира, который занял отцовский престол. То же повторилось и в другой части Руси, во Владимире Суздальском в 1211 г., где Всеволод Большое гнездо также в нарушение принятых норм права наследования княжеского стола старшему сыну, для того чтобы его желание передать владимирский стол младшему Юрию было проведено в жизнь, также прибег к церкви. Он «созва всех бояр своих с городов и с волостей епископа Иоана, и игумены, и попы, и купце, и дворяны и вси люди», заставив их целовать крест в этом . В отличие от прежних случаев это решение оказалось действенным, и соотношение княжеских столов во Владимиро-Суздальской земле поддерживалось определенное время. Таким образом, епископы, попы, городские организации белого и черного духовенства принимают участие в широком соборе в том случае, когда обсуждаются такие вопросы, как передача княжеского стола в обход существующих традиций, в нарушение евангельских принципов или норм права. Здесь поддержка представителем церкви решения вопроса о престолонаследии должна была сделать желание князя как бы утвержденным небесной властью, хотя, как видно, эти решения часто не осуществлялись. Представляет интерес, что участие духовенства в спорных случаях передачи княжеских столов совпадает по времени с включением в церковную юрисдикцию наследственных гражданских дел, что характерно для XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

   001    002    003    004   005     006    007