Одно только его имя заставило бежать жестоких оккупантов и их приспешников - галицких бояр. Безо всякого труда Мстислв Мстиславич унаследовал золотой трон своего родственника, Ярослва Осмомысла. Вскоре он выдал дочь Анну за Даниила Романовича, что, после многолетних трудов, добился-таки отцовского стола во Владимире-на-Волыни. Новый галичский князь предвидел предстоящую борьбу с венграми, но неожиданно и Лешко превратился во врага, из-за того, что Даниил потребовал у него захваченные ранее приграничные волынские города. Поскольку Лешко не собирался их отдавать, Даниил пожаловался Мстиславу. Тот, однако, зятя не поддержал, связанный своей признательностью королю Польши. Даниил управился сам, разбив поляков и отвоевав города на Буге, но Лешко решил, что этими успехами волынский князь обязан галичской помощи. В письме королю Эндре (Андрею), Лешко отказывался от своей доли в Галиче, отдавая ее своему зятю - сыну венгерского короля, женатому на его дочери, " как только выгоним русских " . Получив его Андрей с войском подступил к Перемышлю. Сидевший там тысяцким Ярун вынужден был бежать. Отряд, посланный Мстиславом из Галича к отложившемуся от него Городку, был разбит подоспевшими венграми и поляками. Погибли многие из близких к Мстиславу дворян, носивших дарованные им золотые цепи. Мстислав стоял на р. Зубрье с князьями союзниками. Сюда прибыли беглецы из разбитого отряда, оповестив о силе неприятеля. Оценив обстановку, полководец решил отойти, убедив Даниила Галицкого и Александра Белзского идти защищать Галич. Даниил пошел, а Александр не посмел, с чего началась вражда между ними. Ляхи и венгры двинулись на Галич, но в упорной битве на Кровавом броде Даниил не позволил им прорваться к городу. Тогда неприятели обратились на Мстислава, заставив его покинуть пределы княжества. Тот успел упредить о своем отходе Даниила и он, день и ночь сражаясь, сумел с группой соратников прорваться с большим риском и лишениями, к Мстиславу, воздавшему его храбрости и осыпавшему зятя многими дарами.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/29/...

Это вскоре свело на нет систему «лествичного восхождения». Князья большею частью стали получать уделы в своей «отчизне», то есть там, где владел их отец. В Черниговско-Северской земле утвердилась линия Святослава Ярославича, Переяславской – Всеволода и т.д. Наряду с этим продолжались, однако, «искания столов» князьями и смена князей самим населением. Государственное устройство какой-нибудь области не мыслилось без возглавления ее князем. «Князя с ними не было, а боярина не все слушают», – говорит летописец, объясняя причины военной неудачи. Князьями были все члены княжеского рода, то есть законнорожденные княжеские сыновья, и лишь только они. Когда в 1187 году Галицкий князь Ярослав Осмомысл, умирая, оставил стол своему незаконному сыну Олегу, галичане прогнали последнего (любовница Ярослава, Анастасия, была ими сожжена еше при его жизни) и поставили князем законного – Владимира. Известен лишь единственный случай, что княжение захватил боярин, не принадлежавший к княжескому роду – это галицкий боярин Володислав, наложивший этим на себя несмываемое пятно в глазах современников. Единство княжеского рода и единый митрополит были олицетворением единства Руси в удельный период и предохранили ее от распадения на ряд отдельных государств. Главой княжеского рода, как было уже сказано, был Великий князь, которым должен был быть старший член рода. Были случаи, что Великим князем делался не старший, но это всегда рассматривалось как исключение из правила. Когда Святослав Ярославич, изгнав своего брата Изяслава, захватил Киевский престол, преподобный Феодосий убеждал его вернуть престол брату и не хотел сначала поминать его как князя, а потом хотя и поминал его, но после законного Изяслава. Владимир Мономах долго не соглашался занять Киевский стол помимо старших двоюродных братьев, несмотря на настойчивые просьбы киевлян. Но природные качества и авторитет Мономаха настолько возвышали его, что и народ, и князья лишь в нем видели лицо, могущее явиться примирителем раздираемой усобицами Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Боголюбием и благочестием отличался внук Ярослава Мудрого, Св. кн. Ярополк – Петр Изяславич Владимиро-Волынский. Он желал себе смерти, подобной Св. кн. Бориса, и ея достиг, убитый в 1186 г. во время междоусобий. Правнук Ярославов, кн. Святослав – Святоша Давидович Черниговский, в иночестве Св. Никола († 1143), прославился высокими монашескими подвигами в Киево – Печерской обители. Св. Игорь, в схиме Гавриил Олегович, сначала кн. Черниговский, а потом вел. кн. Киевский, принял мученическую кончину от толпы неистовых киевлян в 1147 г. Тогда шла борьба за киевский престол. Противники черниговских князей выволокли Святого, тогда инока Феодоровского монастыря и, несмотря на уговоры митрополита и киевского князя, зверски убили его. Прославилась своею святостью Предслава княжна Полоцкая (правнучка сына Св. Владимира, Изяслава), в иночестве Пр. Евфросиния, преставившаяся в 1173 г. в Иерусалиме. Св. мощи ея были перенесены в Киево – Печерскую обитель и, в начале XX века, возвращены родному ей Полоцку. Из потомства Св. Владимира Ярославича Новгородского своею заботою о просвещении выделялся князь Галицкий Ярослав Осмомысл (ум. в 1187 г.). О нем же летописец пишет: «пред смертью , находясь в тяжкой болезни, он ... собрал мужей своих и всю галичскую землю, созвал все соборы, монастыри, нищих, здоровых и больных, и так говорил со слезами: «отцы, братия и дети, согрешил я больше всех, как никто другой; отцы и братия! простите и отпустите!» И приказал раздавать имение свое монастырям и нищим. Раздавалось имущество его три дня по всему Галичу. Князь Роман Смоленский († 1180), сын св. Ростислава Мстиславича, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощал на них все свое имение. Боязнь Бога, часто смирение, понимание, что только от Господа зависят и победы и поражения, преклонение перед волею Божьею свойственно было потомкам Св. кн. Владимира. «Божье блюденье лучше человеческого», поучал Владимир Мономах . Поэтому победы и счастливые события правлений своих князья ознаменовывали не сооружением памятников славы, а строением храмов и обителей. Духовное просвещение. Учители Церкви Русской

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Галич. Церковь Рождества Христова. /// Епархия неизвестна Церковь.    Престолы: Рождества Христова Год постройки:приблизительно 1350 - 1400. Адрес: г. Галич, Центральная площадь Координаты: 49.124644, 24.728835 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ , рубеж XIII — XIV вв.     Некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв. Первое документальное упоминание о ней относится к 1550г. Во время нашествий неоднократно подвергалась разрушению. В 1757 г. внутри была не оштукатурена, без сводов, с балочным перекрытием, с одной главкой посредине гон-товой крыши. В 1825 г. проведена реставрация (архит. Бергер). Тогда с северной и южной сторон срубили контрфорсы, в притворе устроили отсутствовавшие раньше хоры. До начала XX в.была покрыта двускатной крышей с барочным западным фронтоном. К западному фасаду примыкала деревянная колокольня. Современный вид памятник получил после реставрации 1904— 1906 гг. (архит. Л. Левинский): сооружен новый купол, интерьер получил новое убранство. В 1960 г. произведен капитальный ремонт памятника.     Сложена из местного мягкого камня — мергеля и кирпича на известковом растворе. Трехнефная, с трансептом, трехапсидная, четырехстолпная, одноглавая. В традиционном трехнефном храме древней является лишь схема плана, однако объёмно-пространственная композиция имеет крестовый вид, так как первоначально центральный неф и трансепт были на две трети выше боковых нефов. Центральный неф перекрыт куполом на подпружных арках, опирающихся на четыре столба, боковые нефы перекрыты сводами. В интерьере масляная монументальная живопись XX в.     Памятник являлся композиционным и формирующим элементом центральной площади города. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 224, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Райцентр на Днестре в 26 км на север от областного центра. В 6 км от современного Галича возле села Крылос находился летописный Галич: княжеский град Ярослава Осмомысла (1153-87). Археологи нашли в этих местах артефакты разных культур: линейно-ленточной керамики, трипольской, культуры шнуровой керамики, комаровской, голоградской культуры фракийского гальштата, липицкой, черняховской.

http://sobory.ru/article/?object=13299

Споры между князьями приводили нередко к тому, что князь владел уделом не столько по указанному правилу, сколько на основании захвата, признанного со стороны остальных. С другой стороны, не оставалось пассивным и население при переходе княжеского стола в другие руки. Нередко оно само призывало кого – нибудь из князей или, наоборот, ввиду народных неудовольствий князь принужден бывал удалиться. Это вскоре свело на нет систему «лествичного восхождения». Князья большею частью стали получать уделы в своей «отчине», т. е. там, где владел их отец. В Черниговско – Северской земле утвердилась линия Святослава Ярославича, Переяславской – Всеволода и т. д. Наряду с этим продолжались, однако, «искания столов» князьями и смена князей самим населением. Государственное устройство какой – нибудь области не мыслилось без возглавления её князем. «Князя с ними не было, а боярина не все слушают», – говорит летописец, объясняя причины военной неудачи. Князьями были все члены княжеского рода, т. е. законнорожденные княжеские сыновья, и лишь только они. Когда в 1187 году Галицкий князь Ярослав Осмомысл, умирая, оставил стол своему незаконному сыну Олегу, галичане прогнали последнего (любовница Ярослава, Анастасия, была ими сожжена ещё при его жизни) и поставили князем законного – Владимира. Известен лишь единственный случай, что княжение захватил боярин, не принадлежавший к княжескому роду – это галицкий боярин Володислав, наложивший этим на себя несмываемое пятно в глазах современников. Единство княжеского рода и единый митрополит были олицетворением единства Руси в удельный период и предохранили её от распадения на ряд отдельных государств. Главой княжеского рода, как было уже сказано, был Великий Князь, которым должен был быть старший член рода. Были случаи, что Великим Князем делался не старший, но это всегда рассматривалось как исключение из правила. Когда Святослав Ярославович, изгнав своего брата Изяслава, захватил Киевский престол, преподобный Феодосий убеждал его вернуть престол брату и не хотел сначала поминать его как князя, а потом хотя и поминал его, но после законного Изяслава. Владимир Мономах долго не соглашался занять Киевский стол помимо старших двоюродных братьев, несмотря на настойчивые просьбы киевлян. Но природные качества и авторитет Мономаха настолько возвышали его, что и народ, и князья лишь в нём видели лицо, могущее явиться примирителем раздираемой усобицами Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Главным, а часто и единственным источником по истории Галицко-Волынского княжества является Галицко-Волынская летопись, продолжающая Киевский свод кон. XII в. в составе Ипатьевской летописи и охватывающая события с 1201 по нач. 90-х гг. XIII в. Галицко-Волынская летопись состоит из 2 главных частей: летописца кн. Даниила Романовича Галицкого и волынского летописца, ведшегося после смерти Даниила в основном при дворе волынского кн. блгв. Владимира Васильковича . Однако, пользуясь летописью, историк испытывает постоянные затруднения в связи с тем, что погодная сетка, имеющаяся только в Ипатьевском списке,- позднейшего происхождения и ее датировки отклоняются от реальных иногда на величину до 4 лет. Более ранний период истории Г. Р. и волынских земель освещен гл. обр. в киевском, в меньшей степени во владимиро-суздальском и новгородском летописании XII в., хотя в историографии не раз высказывались предположения о существовании, по крайней мере временном, местного (перемышльского?) летописания уже в XII столетии, следы к-рого усматривают, напр., в комплексах уникальных известий 20-х гг. XII в. о Ростиславичах в «Польской истории» Я. Длугоша (XV в.) и в «Истории российской» В. Н. Татищева Успенская ц. (80-е гг. XVI в.), построенная близ разрушенного кафедрального Успенского собора (XII в.) в Галиче. Фотография Успенская ц. (80-е гг. XVI в.), построенная близ разрушенного кафедрального Успенского собора (XII в.) в Галиче. Фотография . Местный актовый материал немногочислен, но он дополняется большим количеством папских грамот, а также грамот и посланий венг. королей. К числу наиболее важных иностранных источников следует отнести также упомянутую «Польскую историю» Длугоша и труд его предшественника 2-й пол. XII в. краковского еп. Винцента Кадлубка. Кон. XII - кон. XIII в. После смерти Владимира Ярославича Галич, несмотря на сопротивление Киева, с польск. помощью был захвачен Романом Мстиславичем, что привело к 1-му краткому (1199-1205) объединению Галицкого и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княжество стало в это время в ряд самых могущественных княжеств на Руси, а Роман простирал свое влияние также и на Киев. Жесткая политика Романа по отношению к боярству не принесла князю популярности в Галиче, так что после его скорой гибели (июнь 1205) галицкая боярская верхушка призвала на княжение сыновей новгород-северского кн. Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»), к-рые по матери приходились внуками Ярославу Осмомыслу: в 1206 г. в Галиче сел Владимир Игоревич, а в Звенигороде - его брат Роман, вскоре один из Игоревичей, Святослав, появился во Владимире. Малолетние сыновья Романа, Даниил и Василько, были вынуждены вместе с матерью бежать в Польшу.

http://pravenc.ru/text/161541.html

В самом соборе Св. Юра находятся две очень ценные иконы: образ Киево-Печёрской Богоматери (XVII в.) и чудотворная икона Божией Матери Теребовлянская (нач. XVII в.), перевезённая епископом Львовским Иосифом Шумлянским (1643-1708) с Тернопольщины в собор Св. Юра за её чудотворные деяния: при осаде города Теребовли турками с 29 сентября по 6 октября 1673 года образ Пречистой Девы отводил пули от защитников города, а турецкие ядра взрывались перед городскими стенами, не нанося ущерба. Вдруг произошло великое, неслыханное чудо: не нанеся вреда замковым мурам огромной силы взрывная волна ударила по турецким войскам, в результате чего они понесли очень большие потери. В момент взрыва по свидетельству очевидцев на стенах замка защитники города видели в ослепительно белой одежде Пречистую Деву Марию. С 1673 года эта чудотворная икона Божией Матери находилась в теребовлянской городской церкви Св. Николая. В 1674 году по решению епископа Иосифа Шумлянского её торжественно перенесли во Львов. В Крипте под собором расположена усыпальница предстоятелей Украинской Греко-Католической церкви: митрополита Андрея Шептицкого, кардинала Сильвестра Сембратовича, Мирослава Иоанна Любачивского, а также останки перевезённого из Рима и перезахороненного в 1992 году после передачи собора Святого Юра греко-католикам Украины, кардинала Иосифа Слипого (1892-1984). Кроме того, в Крипте хранится прах князя Галицкого Ярослава Осмомысла, который изначально был похоронен в Успенском соборе Галича и обнаружен там в 1937 году при археологических раскопках под руководством археолога Ярослава Пастернака, который и сделал тайное перезахоронение останков прямо перед Великой Отечественной войной, 31 августа 1939 года. Величественный собор Святого Юра, расположенный на вершине холма на высоте 321 м, гармонично вписывается в архитектуру и ландшафт города Львова. Здание наглядно демонстрирует, как должно выглядеть европейское барокко. Стоит сказать, что собор Св. Юра можно увидеть в кадрах советского трёхсерийного приключенческого фильма " Д " Артаньян и три мушкетёра " , снимавшегося в 1978 году во Львове.

http://sobory.ru/article/?object=29365

Но пока князья думали с боярами, киевский полк «встал» вечем, сидя на конях, как он делал и в самом Киеве. Когда на этом вече сделалось известно предложение Мономаха, киевляне, вооруженная тысяча, «не всхотеша совета сего», разошедшись в этом случае даже с собственным командиром, если только Ян тогда еще оставался в должности киевского тысяцкого, которую он занимал в 1089 г. 30 . В 1187 г. Ярослав Осмомысл, князь галицкий, почувствовав близость смерти, созвал к себе в стольный город дружину, «мужей своих», духовенство всех соборов и монастырей, нищих, словом всю Галицкую землю, и три дня прощался со всеми. Но в это же время у князя разрешался вопрос о передаче стола галицкого младшему сыну Ярослава мимо старшего и разрешался с одними боярами: князь об этом государственном деле «молвяшеть мужем своим» и только им. В рассказе летописи явственно выражается мысль, что собравшиеся в Галич всякие люди не участвовали в обсуждение этого дела, не составляли всесословного собора или земского веча ни законодательного, ни совещательного. Подобное явление встречаем и на суздальском севере. Решившись передать свой стол и старшинство младшему сыну Юрию, Всеволод III в 1212 г. созвал «всех бояр своих с городов и с волостей и епископа Иоанна и игумены и попы и купцы и дворяны и вси люди» и заставил их присягнуть Юрию; но «думцами», с которыми великий князь «смышлял» об этом деле, которые после многих «словес» и пререканий «сдумаша сия тако сотворити», были только бояре князя да епископ Иоанн 31 . Так дума и вече представляли собою не параллельные государственные ведомства и не разные правительственные инстанции, а два общественные класса, две различные политические силы, друг с другом соперничавшие. Эти учреждения различались между собою не столько правительственными функциями, сколько социально-политическими интересами. Отношения между обоими классами, интересы которых находили себе выражение в думе и на вече, в XII в. основывались на взаимном соглашении, на договоре или «ряде». В старых городах киевской Руси этот договор не успел развиться в точно определенные постоянные условия, подобные позднейшим новгородским, в такие условия, которые везде имели бы одинаково обязательное значение: они определялись обстоятельствами, расширялись или стеснялись, далее иногда совсем исчезали, смотря по тому, на которую сторону склонялся перевес силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Благочестие Владимира стало наследственным в роде его. Над ним как бы сбылось апостольское слово: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян. 16:31 ). Летописи наши представляют целый ряд благочестивых князей Киевских, Владимирских, Новгородских, Смоленских и др., из потомков Владимира: смирение, покаяние, милосердие – вот общие им черты. Особенно отличались они «милосердием»: слово «блажени милостивии» громко отдавалось в их сердцах. «Милостив бяше, паче меры, тем не щадяще имения своего, раздавая требующим», – говорит летописец о том или другом князе, или: «любовь имяше ко всем, паче же милостыни прилежаше»... «Паче всего дивную любя и славную милостыню». Некоторые князья выделялись из среды прочих особенными подвигами благочестия. Так, Борис и Глеб, умирая, молились за убийц своих; сын Мономаха великий князь Ярополк II Киевский († 1139 г.) уклонялся от войны, помня заповедь: «любите врагов ваших»; великий князь Изяслав I († 1078 г.) умер, сражаясь за брата своего Всеволода, некогда изгнавшего его из Киева; князь Галицкий Ярослав Осмомысл († 1188 г.) явил редкий пример смиренного покаяния: чувствуя приближение смерти, он собрал подданных своих и так говорил со слезами: «отцы, братия и дети, согрешил я больше всех, как ни кто другой; отцы и братия, простите и отпустите!..»; князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238 г.), причтенный к лику святых, любил не только друзей, но и врагов своих; а брат его Константин, скончавшийся на 33-м году жизни († 1219 г.) «всех умудрял духовными беседами, ибо часто читал книги с приложением и все творил по Писанию, не воздавая злом за зло». Ростислав Мстиславич († 1168 г.) каждое воскресенье причащался. Муромский князь Константин Святославич († 1129 г.), причисленный к лику святых, был миссионером своего княжества, подвергая опасности жизнь свою. Как вообще понимали тогда благочестие лучшие люди, видно из известного поучения кн. Владимира Мономаха († 1125 г.) к детям. «Первое, ради Бога и души своей, страх божий имейте в сердце и творите милостыню неоскудную, ибо здесь начало всякому добру...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Епископия в Перемышле упоминается впервые в сообщении Новгородской I летописи о переводе в Перемышль в 1220 г. бывшего новгородского архиепископа Антония, который вернулся в Новгород затем в 1225/26 г. Епископ перемышльский (без имени) назван также в известии 1241 г. Поппэ связывает учреждение перемышльской кафедры с занятием Галичского стола Мстиславом Мстиславичем и помещением на кафедру епископа Антония, с которым князь находился в дружеских отношениях еще по Новгороду . Однако причина отделения церковного управления Перемышля от существовавшей тогда уже Галичской епископии в этом случае остается загадочной. Скорее нужно было бы видеть в назначении на перемышльскую кафедру близкого князю человека желание Мстислава теснее связать со столицей этот город, который был отделен в церковном отношении, однако, раньше. Когда же это было? В конце XI — первой половине XII в. Перемышль наряду со Звенигородом, Теребовлем и Галичем был центром одного из четырех самостоятельных западнорусских княжеств, причем, по мнению И. П. Крипякевича, он был важнейшим городом в этом регионе. После смерти Рюрика Ростиславича (1094) Володарь Ростиславич объединил Звенигород с Перемышлем, и это объединение сохранилось и при его сыне Ростиславе (ум. 1128). Около 1119г. Володарь построил в Перемышле собор Иоанна Предтечи, в котором и был похоронен (1125) . В 1141 —1144 гг. Владимирко Володаревич создал объединенное Галичское княжество, включившее и Перемышль, и другие города, которое просуществовало до 1205 г., когда после смерти Романа Мстиславича галичскими городами овладели сыновья Евфросинии Ярославны и Игоря Новгород-Северского, внуки Ярослава Осмомысла. В Перемышле сидели Владимирко и Святослав Игоревичи. Город имел административное, военное и торговое значение, являясь центром торговли на путях в Венгрию и Польшу . Политические условия в Галичской земле в 1210-х годах определялись не только внутренней борьбой княжеских линий и боярства за Галич и другие города земли, но и внешнеполитическим участием польских и венгерских владетелей, что не создавало условий для возникновения в это время епископской кафедры в Перемышле.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002    003    004    005   006     007