Дальнейшее усиление Галича имело место при единственном сыне и преемнике Владимирка Володаревича Ярославе Владимировиче Осмомысле (1153-1187), названном в «Слове о полку Игореве» (2-я пол. 80-х гг. XII в.) одним из наиболее могущественных князей Др. Руси, к-рый, с одной стороны, «подпирает» своими полками «горы Угорскыи» (Карпаты), а с другой - «затворил Дунаю ворота» и «рядит» «суды (древнерус. обозначение административно-гос. власти.- А. Н.) до Дуная». По-видимому, в княжение Ярослава, в 1156/57 г., была учреждена Галицкая епархия (др. возможной датировкой является 1-я пол. 40-х гг. XII в.). Длительный политический кризис, в к-рый Галицкая земля вступила после смерти Ярослава Владимировича, был обусловлен причинами как собственно династического (оба сына Ярослава, Владимир и Олег, оказались политически мало дееспособны), так и общеполитического порядка. Среди последних были факторы и внутренние - экономическая и, как следствие, политическая сила галицкого боярства, различные группировки к-рого старались так или иначе влиять на перемены на княжеском столе; и внешние - вмешательство в галицкие дела со стороны Венгрии, Польши, князей различных древнерус. земель (Волыни, Киева, Чернигова, Смоленска). Попытка владимиро-волынского кн. Романа Мстиславича , следуя призыву одной из группировок галицкого боярства, уже в 1188 г., через год после смерти Ярослава, сместить Владимира Ярославича и занять галицкий стол не удалась, т. к. бежавший в Венгрию Владимир навел на Галич венг. кор. Белу III. Король, заняв Галич, Владимиру его, однако, не вернул, а посадил на галицком столе своего сына Андраша, к-рый также пользовался поддержкой какой-то части галицких бояр. Др. часть боярства призвала на стол кн. Ростислава Иоанновича (сына Иоанна Берладника), пребывавшего на службе у смоленского кн. Давыда Ростиславича . Но Ростислав потерпел поражение от венгров, был ими схвачен и отравлен. В 1189 г. Владимир бежал из заключения в Венгрии и при поддержке герм. имп. Фридриха I Барбароссы, с военной помощью краковского кн. Казимира II вернул себе Галич, в к-ром удерживался до конца жизни, до 1198/99 г., благодаря решительной поддержке владимиро-суздальского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, своего дяди по матери, и союзу с киевским кн. Рюриком Ростиславичем. Галицко-Волынское княжество

http://pravenc.ru/text/161541.html

Галицкий князь Ярослав Осмомысл († 1188 г.) вменял монахам в обязанность обучать детей грамоте и уделять на то часть монастырских доходов 20 . Великий князь Владимирский Константин Всеволодович перед кончиною своею (1218 г.), пожертвовал собственный дом во Владимире, всю свою богатую библиотеку и разные волости для училища, где иноки, русские и греки, обучали детей 21 . Библия перестала теперь быть книгою закрытою и, хотя медленно, но постепенно, стала распространяться помощью списывания отдельных частей её; благодеяние книгопечатания тогда не было ещё известно 22 . С усердием и любовью списывали предки наши божественные книги: писали иноки и «писцы», писали епископы и члены княжеского рода. Так рассказывают о внучке князя Полоцкого, Всеслава Брячиславича, княжне Евфросинии († 1173 г.), что, удаляясь в монастырь, она любила, в часы досуга, списывать священные книги, отдавая нищим получаемую за них плату. Сохранился Новый Завет , весь списанный рукою митрополита св. Алексея (в 1355 г.). Всего же более занимались этим благословенным делом в Киево-Печерской обители, этом истинном рассаднике живого и деятельного христианства в ту начальную эпоху. В житии знаменитого игумена этого монастыря, преп. Феодосия, составленном Нестором, мы встречаем об этом предмете драгоценный по простоте своей рассказ, живо переносящий нас в ту отдалённую эпоху. В келлии преп. Феодосия, рассказывает Нестор, – день и ночь писал книги монах Иларион, очень искусный в этом деле, ученик Феодосия. между тем, как сам Феодосий, поя псалмы, прял нити, нужные для переплёта 23 книг, а «великий Никон» занимался переплётом их. Так передавал Нестору сам Иларион 24 . Памятниками любви и усердия предков наших к Слову Божию, в это начальное время христианства у нас и доселе ещё служат сохранившиеся древнейшие списки Евангелия. А именно: 1) Евангелие, писанное в 1056–57 годах для новгородского посадника Остромира дьяком Григорием 25 ; 2) Евангелие, писанное Алексою, сыном священника Лазаря, для Новгородского князя Мстислава Владимировича, следовательно, между 1095 и 1125 гг., когда Мстислав княжил в Новгороде 26 , и 3) Евангелие, писанное неизвестным в 1144 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

259 Того старого Владимира нелъз б пригвоздити къ горамъ Киевъскымъ… – Здесь, несомненно, под «старым Владимиром» разумеется Владимир I Святославич с его многочисленными походами на внешних врагов Русской земли. 260 …нъ розно ся имъ хоботы пашут. – Автор «Слова» хочет этим сказать, что между войсками братьев Рюрика и Давыда Ростиславичей не было согласия. «Стяги» (полки) Давыда отказались выступить в 1185 г. совместно со стягами Рюрика и вернулись назад. 261 …Ярославнынъ гласъ… – Ярославна – жена Игоря, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, «Осмомысла». 262 …омочю бебрянъ рукавъ… – Рукава верхней одежды знати в древней Руси делались длинными. Их обычно поднимали кверху, перехватывая обручами у запястий. Такой рукав легко можно было омочить в воде, чтобы утирать им раны, как платком. Бебръ, беберъ, как установлено в последнее время Н. А. Мещерским, – белая шелковая ткань особой выделки. Бебрянъ – шелковый. 263 Стр: 210. Ты лелялъ еси на себ Святославли носады до плъку Кобякова. – Ярославна вспоминает победоносный поход русских князей на половцев 1184 г. под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. Насады – ладьи с «насажеными» бортами. 264 Въ пол безводн жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ ту ли затче. – В трехдневной битве войска Игоря люди и кони, отрезанные половцами от воды, страдали от жары и жажды. 266 Стрежаше е гоголемъ на вод, чаицами на струяхъ, чрънядъми на ветрхъ. – Чайки, гоголи и черняди (различные породы нырковых уток) очень пугливы и издали замечают приближение человека. 267 Не тако ли, рече, рка Стугна: худу струю имя, пожръши чужи ручьи и струги, рострена къ устью, уношу князю Ростиславу затвори. – Река Стугна мелководна, и утонуть в ней нельзя, но к устью она расширяется за счет притоков, главным образом с правой, половецкой стороны (вот почему здесь и говорится, что Стугна была расширена к устью, поглотив «чужие» ручьи и потоки). Юноша Ростислав погиб как раз в ее полноводной части – в устье, около города Треполя. 268 …плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростислав. – Этот плач матери Ростислава описывается в «Повести временных лет» под 1093 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Священники, принадлежавшие к соборам, держали в них ежедневную службу по неделям 931 ; но это не должно представлять себе так, чтобы чередовалось по одному священнику, принадлежавшему к собору, ибо при составе некоторых соборов более, чем из ста священников, (6 собор в Пскове) целым половинам их вовсе не доставалось бы годовой череды. А так, что они держали в соборах ежедневную службу теми или другими их количествами, причём один служил, а другие пели на клиросе, и, причём, все по требованию заказчиков могли стать служащими. В Новгороде священники держали ежедневную службу не только каждый в своём соборе, но ещё все в главном Софийском соборе 932 : как понимать эту так сказать двусоборность священников, не совсем для нас ясно. Вообще, в этом институте соборов, относительно которого митрополит Филипп в своей указанной грамоте как будто даёт знать, что в отношении к нему в разных местах существовали разные обычаи, далеко не всё представляется нам ясным. Мы возвратимся к нему во 2 томе.– Что касается до периода до-монгольского, то за его время мы знаем лишь два упоминания о соборах в летописях. Из которых, притом, одно читается в летописи только позднейшей: в 1159г. великий князь Ростислав Мстиславич, по одному случаю, «посла в Киев (из которого отсутствовал) к святей Софии и по всем собором, да творят стоание всенощное в церквах», – так называемая Тверская летопись в Собраниях летописей XV, col. 228 fin.; в 1187г. Галичский князь Ярослав Владимирович Осмомысл позвал к себе перед своей смертью для прощальной беседы и для предсмертной прощи «зборы вся», – Ипатская летопись по 2 изданию стр. 442). Кроме церквей приходских и домовых были ещё церкви купеческие. Известны две такие церкви в Новгороде 933 и одна церковь , принадлежавшая Новгородским купцам, в Киеве 934 . V. Средства содержания духовенства высшего и низшего. Обращаемся к средствам содержания духовенства высшего и низшего. В первенствующее время церкви служители алтаря или епископы с прочими клириками имели средством своего содержания единственно добровольные приношения верующих своих общин, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделение Черниговской земли между Святославичами (старшему, Давиду, достался Чернигов, Олегу - среднее Подесенье с городами Стародуб, Сновск и Новгород-Северский, младшему, Ярославу,- Муром) положило начало развитию самостоятельных волостей. Главнейшими из них в сер.- 2-й пол. XII в. были волости Гомий (совр. Гомель) на нижнем Соже, Новгород-Северский, Стародуб, Вщиж в Подесенье, Курск, Рыльск и Путивль в Посемье. Вятичское Поочье долго оставалось периферийным лесным краем, где еще на рубеже XI и XII вв. сохранялись племенные князья; сведения об удельном столе здесь (в Козельске) впервые появляются в нач. XIII в. Давидовичи достаточно быстро сошли с исторической арены. Вовлеченность Изяслава Давидовича в борьбу за Киев на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. окончилась тем, что вся Черниговская земля оказалась во власти Святослава Ольговича и его племянника Святослава Всеволодовича, а единственный внук Давида Святослав Владимирович умер в 1167 г. на вщижском столе. После смерти в 1164 г. черниговского кн. Святослава Ольговича черниговский стол наследовался по генеалогическому старшинству: от его племянников Святослава (1164-1176; в 1176 Святослав стал киевским князем) и Ярослава Всеволодовичей (1176-1198) к его сыну Игорю (1198-1202), герою неудачного похода против половцев в 1185 г., воспетого в «Слове о полку Игореве». Вслед. этого черниговское княжение уже в следующем поколении Ольговичей, в 1-й четв. XIII в., сосредоточилось в руках сыновей Святослава Всеволодовича (Всеволода Чермного, Олега, Глеба, Мстислава), а затем его внуков (св. кн. Михаила Всеволодовича и Мстислава Глебовича). Потомство Святослава Ольговича было вынуждено в общем (исключая краткое княжение в Чернигове Игоря Святославича) довольствоваться Новгородом-Северским, Путивлем, Курском и Рыльском. Сыновья Игоря, по матери приходившиеся внуками галицкому кн. Ярославу Осмомыслу, оказались в нач. XIII в., после смерти в 1199 г. бездетного галицкого кн. Владимира Ярославича, втянуты в политическую борьбу в Галицкой земле, но закрепиться на галицких столах (за исключением Каменца) не смогли: трое из них в 1211 г., когда Галич в очередной раз захватили венгры, были повешены по настоянию их противников из числа влиятельного галицкого боярства (случай для Руси исключительный). Смоленская земля

http://pravenc.ru/text/180439.html

1139–1146 Переход киевского стола из рук Мономашичей в руки черниговских Ольговичей; киевский кн. Всеволод Ольгович 1146–1154 1136 Создание Смоленской епископии путем отделения от епископии Переяславской 1146–1154 Киевский кн. Изяслав Мстиславич (с перерывами, вызванными борьбой за Киев с Юрием Долгоруким) 1147 Мученическая смерть св. блгв. кн. Игоря Ольговича 1147 Первое упоминание о Москве в древнерусских летописях 1147 Поставление на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского патриарха Климента Смолятича, не признанного, однако, в Новгородской, Смоленской и, возможно, Ростовской епархиях 1151–1196 Стефан Неманя основывает независимое от Византии Сербское государство 1140-е гг. Учреждение Галицкой епископии путем отделения от епископии Волынской или перенесения кафедры из Перемышля 1153–1187 Возвышение Галицкого княжества при Ярославе Владимировиче Осмомысле 1155 Перенесение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской из Вышгорода в Ростовскую землю св. блгв. кн. Андреем Боголюбским 1157–1174 Княжение Владимире-суздальского св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского 1156–1157 Поместные Соборы в Константинополе о толковании слов «Ты еси приносяй и приносимый» из молитвы на литургии 1159–1168 Киевский кн. Ростислав Мстиславич 1157–1168 Споры в Русской Церкви относительно постов в среду и пятницу, если на эти дни попадают Господский или какие-либо другие праздники 1164 Успешная война св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с Волжской Булгарией после 1164 г. Установление по инициативе св. блгв. кн. Андрея Боголюбского в Русской Церкви праздника во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы 1 августа ок. 1165 г. Подтверждение архиепископского титула Новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II) 1166 Поместный Собор в Константинополе о толковании слов «Отец Мой более Мене» ( Ин. 14:28 ) 1169 Взятие и разграбление Киева войсками св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1169 Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

М. И. вместе с др. рус. князьями признал права на Киев кн. Ростислава Мстиславича. До приезда дяди, с 22 дек. 1158 до 12 апр. 1159 г., М. И. был фактическим правителем Киевщины. М. И. вернул на митрополичью кафедру Климента Смолятича вместо митр. Константина I , к-рый вслед за кн. Изяславом Давидовичем бежал за Днепр, в Чернигов. Однако из-за канонических и политических сложностей князьями было принято компромиссное решение обратиться в К-поль, откуда на Русь был направлен новый митр. Феодор . От Киевского св. блгв. кн. Ростислава Мстиславича М. И. получил за помощь свою часть в «Русьской земле», включавшую города Белгород, Треполь и Торческ и их волости. Т. о., во владениях князя оказалось сразу 2 епархиальных центра (Владимир-Волынский и Белгород). В Поросье он укрепил свои связи с черноклобуцким союзом кочевников. В нач. 1161 г. кн. Изяслав Давидович при поддержке половцев выбил из Киева кн. Ростислава Мстиславича, к-рый бежал в Белгород. М. И. и кн. Ярослав Осмомысл 6 марта 1161 г. одержали победу над войсками кн. Изяслава Давидовича и союзных ему половцев в сражении у с. Буличи на Желяни. По приказу М. И. смертельно раненного кн. Изяслава Давидовича отправили в киевский мон-рь св. Симеона, находившийся в Копыреве конце. Кн. Ростиславом Мстиславичем М. И. были возвращены Белгород и Торческ, а вместо Треполя он получил Канев - 2-й по значению город Юрьевской (Поросской) епархии, также находившийся вблизи от русско-половецкого порубежья. Ок. 1164 г. М. И. заключил договор со своим братом кн. Ярославом, по к-рому Владимирское и Луцкое княжения на Волыни были признаны равными. В нач. 1167 г. М. И. принял участие в организованном Киевским князем большом походе коалиции рус. князей против половцев. После смерти 14 марта 1167 г. кн. Ростислава Мстиславича М. И. по приглашению бояр, опираясь на поддержку ряда рус. князей (прежде всего Ярослава Владимировича Осмомысла) занял киевский стол. При этом дядя М. И. кн. Владимир Матешич и двоюродные братья - князья Рюрик (Василий) Ростиславич и Давид Ростиславич - планировали получить за свою поддержку новые земли и волости; у М. И. помимо домениальных владений должны были остаться лишь Киев и часть его пригородов. После боя 19 мая 1167 г. под Вышгородом между князьями была достигнута мирная договоренность.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Победа над половцами и возвращение в Киев кн. Михаила (Михалки) Юрьевича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 211) Победа над половцами и возвращение в Киев кн. Михаила (Михалки) Юрьевича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 211) В янв.-февр. 1169 г. вместе с отрядом ковуев («Бастеевою чадью») М. Ю. должен был отправиться на помощь к новгородскому кн. Роману Мстиславичу . Однако из-за предательства сопровождавших их воинов М. Ю. и участники новгородского посольства были взяты в плен за Межимостьем на пути в Мозырь по приказу смоленских князей Рюрика (Василия) и Давида (Глеба) Ростиславичей, союзников Владимиро-Суздальского кн. св. Андрея Боголюбского (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 544; Т. 25. С. 79). После того как войска блгв. кн. Мстислава Андреевича и рати союзных ему рус. князей захватили Киев, М. Ю. перешел на их сторону. От нового Киевского кн. Глеба Юрьевича (8 марта 1169 - 20 янв. 1171) он получил в управление г. Торческ и волости в Поросье. Т. о. юный князь торческий был вовлечен в оборону границ Юж. Руси от набегов кочевников. В 1169-1174 гг. М. Ю. неоднократно оборонял земли Ср. Поднепровья от вторжений половцев. Немногочисленным войскам Киевского кн. Глеба Юрьевича и его младшего брата М. Ю. удалось нанести поражение войскам половцев, разорявшим села и волости в Юж. Руси. В 1170/71 г. М. Ю. вновь со своей дружиной и «черными клобуками» разгромил кочевников, захвативших «огромный полон» (ПРСЛ. Т. 1. Стб. 362-363). В 1171 г. в Торческе М. Ю. принял у себя бежавших из Галича от кн. Ярослава Владимировича Осмомысла его жену кнг. Ольгу Юрьевну и своего племянника кн. Владимира Ярославича, к-рые затем уехали к родственникам в Чернигов. В нач. 1173 г. кн. Андрей Боголюбский пожаловал М. Ю. Киевское княжение. Однако последний, осознав, что военных сил недостаточно, сам в Киев не поехал и отправил туда своего младшего брата Всеволода Юрьевича и племянника Ярополка Ростиславича. Им удалось удерживать власть в городе всего 5 недель, после чего они были изгнаны смоленскими князьями Ростиславичами.

http://pravenc.ru/text/2563752.html

В Греции приходское духовенство было тяглым по отношению к епископам, именно – платило им известные ежегодные подати. Таковым стало оно и у нас в России, – об этом скажем ниже, когда будем говорить о средствах содержания епископов. Ипатская летопись в одном месте, именно под 1187 годом при описании смерти Галичского князя Ярослава Осмомысла Владимировича называет церковные «зборы вся» (которые созвал князь для прощальной беседы) 897 . Что разуметь под этими многими зборами или соборами? Впоследствии мы увидим, что некоторые города (Новгород, Псков и Москва) имели по многу соборов. (Новгород и Москва по 6–7, Псков – пять). Что каждый собор имел своего соборского поповского старосту (в Новгороде и Пскове) или своего протопопа (в Москве), и что духовенство городов и принадлежавших им уездов было разделено между этими соборами, составляя при каждом из них как бы особую корпорацию или своё особое целое. Эти позднейшие соборы по своему происхождению имели значение не административное, а богослужебное, именно – значение церквей, в которых должно совершаться ежедневное богослужение всем составом (поочерёдно) причисленных к ним священников (о чём скажем ниже). Но относительно древних сборов или соборов представляется нам не невероятным сделать другое предположение. Выше мы говорили, что памятники юго-западной Руси XVI века представляют дело о священниках, составлявших архиерейские клиросы, таким образом, что, с одной стороны, они принадлежали к кафедральным архиерейским соборам, а с другой стороны – были настоятелями приходских церквей. Если предположить, что так было и в период до-монгольский, то можно будет думать, что священники разделены были на соборы по тем приходским церквам, которыми заведовали члены клироса. И что, составляя при этих церквах таковые особые соборы или подразделённые целые, они находились под местной властью и под местным надзором их настоятелей, которые по отношению к ним были их непосредственными начальниками и как бы их благочинными. От священников обращаемся к приходам или приходским церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010