Иоаким как действующее лицо не упоминается. XI - 1-я пол. XII в. Кн. Глеб Святославич защищает еп. Феодора во время новгородского восстания во главе с волхвом. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 105 об.) Кн. Глеб Святославич защищает еп. Феодора во время новгородского восстания во главе с волхвом. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 105 об.) В XI - 1-й трети XII в. церковная власть в Новгородской епархии в значительной степени зависела от киевских церковных и светских властей. После кончины свт. Иоакима (в 1030, согласно летописной хронологии; ср., однако, указание на 42 года его святительства - НПЛ. С. 473) Новгородскую кафедру неск. лет занимал его ученик Ефрем, который, по всей видимости, так и не был хиротонисан; напрямую об этом говорится только в позднейшем новгородском летописании XVII в.: «сей, поучив люди 5 лет, святительству же не сподобися» (НовгорЛет. С. 179-180). Блгв. кн. Ярослав (Георгий) Владимирович в 1035/36 г., прибыв на север Руси, одновременно посадил на новгородский княжеский стол блгв. кн. Владимира Ярославича и «епископа постави Жидяту» (ПВЛ. С. 66; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150; ср.: Там же. Т. 42. С. 63 («Жиряту»)); этим мирским именем назван Новгородский свт. Лука , бывший, очевидно, русином (вост. славянином). В 1044 г. кн. Владимир Ярославич заложил новгородскую крепость (Детинец) на левом берегу Волхова (1044), а в нем, после того как сгорел деревянный собор Св. Софии, в 1045 г. (по НПЛ старшего извода или, согласно НПЛ младшего извода, в 1049) - каменный кафедральный собор с тем же посвящением (по всей видимости, это произошло после завершения строительства в Киеве митрополичьего каменного Софийского собора - Раппопорт П. А. Архитектура средневек. Руси: Избр. статьи. СПб., 2013. С. 89) . Очевидно, что и резиденция Новгородского епископа в это время находилась внутри Детинца (хотя археологически Владычный двор в сев.-зап. части крепости, где он впосл. находился, применительно к XI-XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

176 «Обманывается тот, кто думает, чтобы Преблагословенная Богоматерь была других мыслей и воли от мыслей и воли Сына Своего Богочеловека, например, чтобы Богочеловек, Сын Ея гневался на грешника и уже определил его от жизни истребити и в муки вечныя послать, а Матерь Его, сия Пренепорочная Дева, молила Его праведное определение превратить на милость» (Там же. С. 347–348). 179 Ср. у свт. Димитрия в Слове на Покров: «…но паче стена нам есть Преблагаго Бога Преблагая Мати. Ибо небеснаго Давида праведный гнев, за нечеловеколюбие наше на ны движимый по вся дни утоляет, и от смерти нас не точию временныя, но и вечныя избавляет. Покрывает ны Она крылома милости Своея от казни Божия, якоже кокош птенцы своя от пазноктей орлия. Сокрывает от лютаго прещения Господня, якоже мати чадо свое под ризу Свою от некоего страха, покрывает от праведнаго суда Божия и от мести Омофором заступления Своего» ( Димитрий Ростовский , свт. Сочинения: В 5 т. Т. 3. С. 311–312). 183 Слово в день свв. равноапостольных Константина и Елены на текст: И будут царие пестуны твои и царицы кормилицы твои ( Ис.49:23 ). «Собылося сие и на Ветхозаветней церкве, когда оную, плененную Навуходоносором, Кир император освободил… Собылося тоже и на церкве Новаго Завета и даже доныне собывается, и как начало события сего в христианстве сделалось в царствование Великаго Константина и матере его Елены… то и прилично нам повести беседу исторически… Были же и по Константине царие и по Елене царицы, коим свойственно было назваться пестунами и кормилицами Божия церкви, как то: с Греческих царей: Феодосий Великий и Феодосий юнейший, Грациан и Иустиниан, Пульхерия, Евдокия, Ирина и Феодора, а с Российских великих князей: Владимир Равноапостол. с Ольгою, бабкою своею, Ярослав Владимирович и Изяслав Ярославович, Владимир Мономах , Андрей Боголюбский, Александр Невский и прочие… сим однако дражайшим бриллианством паче прочих возблистал Петр Великий…» (Там же. С. 155, 156, 159). 185 Мест, подобных приведенному ниже, у свт. Георгия не так много: «Исходиши, милосердая монархиня, яко жених от чертога своего… от края моря Балтийскаго до края Евксинскаго шествие Твое… Хотя же мы и покоимся Твоим безпокойствием, и не негорькими хождениями твоими сидим сладко всяк под виноградом своим и под смоковницею своею, якоже Израиль во дни Соломона: однако солневнику цвету подобясь, туда и очи, и сердца наши обращаем, аможе течение Твое» (Святитель Георгий. С. 242). Обратим внимание на цитату из 3-й кн. Царств, которую встретим и у других авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 29 тыс. кв. км. Центр - Владимир. География: область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в Волжско-Окском междуречье. Граничит на юге с Рязанской, на юго-западе и западе с Московской, на севере с Ярославской и Ивановской, на северо-востоке и востоке с Нижегородской областями. 51% территории В. о. занимают леса, ок. 8% - водно-речная площадь, основные реки принадлежат к Волжскому бассейну - Клязьма (с главными притоками: Киржач, Колокша, Нерль, Судогда, Лух, Суворощь) и Ока (с реками Гусь и Колпь, Унжа, Ушна). Население: 1 523 990 чел. (2004). Нац. состав: 94,74% - русские, 1,1% - украинцы, 0,57% - татары, 0,37% - белорусы, 0,33% - армяне, 0,23% - мордва, 2,66% - лица др. национальностей и лица, не указавшие национальность. Развитие административного устройства IX-XVII вв. Древнейшим населением территории совр. В. о. были финно-угорские племена (упоминаемые в летописях меря, мещера и мурома), с кон. IX в. славяне (новгородские словене, смоленские кривичи и приокские вятичи). В кон. IX-X в. население Владимиро-Суздальского ополья было связано данническими отношениями с киевскими князьями. Центром этой земли являлся Ростов. На рубеже X-XI вв. в ряде земель Древнерусского гос-ва власть местных князей была заменена властью посадников, назначавшихся из Киева. В этом качестве в города Сев.-Вост. Руси прибыли младшие сыновья киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича , в частности в Ростов - кн. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый, к-рого сменил кн. мч. Борис († 1015), в Муром - кн. мч. Глеб († 1015). При Юрии (Георгии) Владимировиче Долгоруком (ок. 1110) новым центром края стал Суздаль, источники XII в. среди владений Юрия Долгорукого различают «Ростовьскую» и «Суждальскую» волости. К сер. XII в. приобретают важное значение и близкие к Суздалю более молодые города - Владимир-на-Клязьме и Переяславль Залесский, строятся и достигают статуса княжеских городов расположенные вблизи Суздаля и Владимира Юрьев-Польской и Мстиславль, а также находившиеся на Клязьме Стародуб (ныне с. Клязьминский Городок Ковровского р-на) и Ярополч Залесский, на посадах к-рого в XV-XVI вв. сформировались Ярополь и Вязниковская слобода. На границах Владимирского княжества в XII в. строятся крепости в Твери, Дубне, Шоше, Кснятине на Волге, в Дмитрове на Яхроме, в Москве при впадении р. Неглинной в Москву-реку, в Гороховце на Клязьме. Под управление ростовского князя перешли значительные новгородские земли, расположенные от р. Дубны до Белоозера и оз. Лача, его данщики появляются в Волоке Ламском и Торжке.

http://pravenc.ru/text/154967.html

Кафедральным собором епископов Юрьевских был храм св. Георгия, конечно, построенный Ярославом в честь своего ангела, ибо в греческих каталогах епархия Юрьевская называется γιος Г εργιος ες τν Ρσον ποταμν, – святой Георгий на реке Роси (Ралли и П, V, 486). 11. Епархия Смоленская. Ярослав, при своём делении России на уделы, отдал область Смоленскую своему четвёртому сыну Вячеславу, после смерти которого в 1057г. она отдана была его брату Игорю, переведённому из Владимира Волынского. После смерти этого последнего в 1060г., она сначала поделена была тремя оставшимися Ярославичами (Погодин, Древняя История I, 417), а потом (не позднее 1076г.) досталась младшему из них Всеволоду Переяславскому, в роде которого, образовав из себя особое княжество, и осталась на последующее время (линия – Ростиславичи). Не знаем, к какой епархии принадлежала область Смоленская до её поступления в род Всеволодов, но с этого времени она стала принадлежать к епархии Переяславской. Впрочем, князья Смоленские скоро возымели мысль учредить у себя особую епископию, именно – таковую мысль возымел второй же князь Мстислав Владимирович. Не успев почему-то осуществить её сам, он завещал её своему сыну Ростиславу, который и осуществил её, по совету с митрополитом Михаилом, в 1137г. 1342 . Первым епископом Смоленским был Мануил скопец, родом Грек, «певец гораздый», который пришёл из Греции сам-третей к отцу Ростиславову Мстиславу и который, правив очень долго, умер неизвестно когда после 1168г. В одном Требнике XVI века, принадлежавшем Смоленской кафедре, ряд епископов Смоленских после Мануила, по всей вероятности, полный и правильный, перечисляется следующим образом: Константин, Симеон, Игнатий, Лазарь, Афанасий, Иоанн, Дионисий... (и так далее до ΧV Ι века) 1343 . Из них – Константин упоминается под 1180г., Симеон под 1197г. 1344 , Игнатий под 1206г., Лазарь, как уже находившийся на покое, под 1225г. 1345 . Кафедральным храмом епископов Смоленских была церковь Успения Божией Матери, которую в 1101г. Владимир Мономах заложил каменную.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сын же святаго шед взя немецкий град Юриев и возвратися к Нову-граду с пленом многим. А святый князь Александр отыде к Беркалю во орду, и тамо пребысть 6 месец и в болезнь телесную впаде. Царь же отпусти святаго; и дошедшу ему Городца, и болма изнемогаше. И ту пострижеся во иноческий чин и в схиму, с великою верою; и наречено бысть имя святаго Алексий. И всех ту, игумена и братию, и своих целовав, прости. И причастися Тела и Крове Владычни, Господа нашего Иисуса Христа; и всех благословив. И крестным знамением знаменався, и воздев руце горе и молитву сотвори. И предаде священную свою душу Господеви, в лето 6771 (1263), месяца ноемвриа, в 14 день. Совершается же память святаго, того же месяца, в 23 день, понеже в той день принесено бысть тело его во град Владимир, в свое очечество. И ту надгробными песнми проводивше святаго. И нача митрополит прощальную грамоту в руце влагати святому пред всеми. Святый же сам, яко жив, разгнув руку свою и прият грамоту у митрополита и паки согнув ю сам святый. И вси предстоящии прославиша Бога о сем чудеси. И подожено бысть честное святаго тело в монастыре Рождества Пречистыя Богородицы, во архимандритии велицей. И от того времени начаша от гроба святаго многа исцеления простиратяся с верою приходящым. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия, иже в Киеве пред враты Святыя Софии. (26 ноября) Блаженный и приснопамятный, всея Российския земли князь Ярослав, нареченный во святом крещении Георгий, сын Владимиров, крестившаго землю Российскую, брат же святую мученику Бориса и Глеба. Сей восхоте создати церковь во свое имя, святаго великомученика Георгиа, да еже восхоте то и сотвори. Яко начаша здати ю и не бе у нея много делателей. И се видев князь, призва тиуна и рече: почто не много у церкве страждущих? Тиун же рече: Господине, понеже дело властелско есть, и боятся людие еда труд подимше, найма лишени будут. И рече князь: аще тако есть, то аз сице сотворю. И повеле куны возити на возех в камары златых врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

За время Советской власти на территории обители были историко-архивный музей, музей краеведения. В 30е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1991 году монастырь был передан епархии в аварийном состоянии. Образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря. Были расселены жившие на территории монастыря люди, расчищена территория, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек. Осенью 1993 года монастырь вновь пострадал от пожара. В 1998 году была освящена церковь Богоявления, возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы. Монастырские земли стали в состоянии обеспечивать насельников всем необходимым; скотный двор, до того находившийся в зачаточном состоянии, значительно расширился. Возрождается монастырская библиотека, насчитывающая уже более 3500 книг по богословию, истории церкви. Открыт небольшой музей, посвященный патриарху Никону и истории монастыря. Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10. Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. Позже году повелением святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

е. с номоканону восточной церкви”, в силу какового свитка „дел и доходов церковных и судов духовных никто от светских не смел бы судити и рядити». В удовлетворение челобитья митрополитов и епископов, князь подтвердил своим листом “тое право, которое жь выписано в свитку Ярослава”, приказав митрополиту и епископам „судити и рядити, и дела духовные справовати, и люди церковный заведати” в сообразность давнему обычаю. Свиток Ярославль, из которого выписано право, подтвержденное кеязем литовским, приложен при этой самой грамоте и содержит в себе следующее. Князь Ярослав, нареченный во св. крещении Георгий Владимировичь, с советом митрополита киевского Илариона и русских епископов, написал номоканон и свиток, с тем чтобы правила св. апостол и св. отец не были попираемы неискусными. Прежде всего предписывается, чтобы все епископы подчинялись канонической власти митрополита киевского, под страхом извержения, а князьям и другим сильным лицам воспрещается поддерживать сопротивляющихся епископов, под опасением денежного штрафа в пользу соборной церкви киевской в рассмере двух тысяч рублей грошей широких. Подобным же образом охраняется епископская власть над пресвитерами, причем сильным лицам, защащающим виновного пресвитера от епископа, угрожается денежным штрафом в размере тысяча рублей грошей широких на церковь соборную и потерей ктиторства. Мирским судьям и властелям воспрещается судить брачныя дела и расторгать браки, под опасением штрафа в 500 р. Если кто от живой жены женится на другой, то и двоеженец, и вторая жена, знавшая, что первая жива, подвергаются штрафу в 1000 р. грошей широких на церковь соборную, должны быть разведены и подвергнуты покаянию; в случае же если не захотят развестись и покаяться, мирская власть судить и казнит их по своему суду, повелев им внести штраф на церковь соборную. Если же простой какой-либо человек окажется живущим в беззаконном бра- ке, епископ наказывает такового штрафом по своему суду, сколько возможно, или иным наказанием, причем определяет от общего сожития их развести и восстановить первый брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Мнение Голубовского, поддержанное Тихомировым, получило признание у ряда исследователей Русской Правды. Однако такое приурочивание принятия Правды Ярославичей к церковному торжеству 1072 г. в Вышгороде наталкивается на ряд противоречий, которые не позволяют считать, что Правда была принята на этом собрании князей и церковных деятелей. По сообщению Сказания о перенесении мощей Бориса и Глеба в Успенском сборнике, в Вышгороде «совокупившеся вься братия: Изяслав, Святослав, Всеволод, митрополит Георгий Кыевь-скый, другый Неофит Черниговьскый и епископ Петр Переяславьскый, Никита Белгородьскый и Михаил Гургевьскый и игумени Феодосии Печерьскый, и Софроний святааго Михаила, и Герман святааго Спаса; и прочий вси игумени» . Повесть временных лет повторяет этот перечень, пропуская Неофита и Никиту, но добавляя Николу, игумена переяславского, и указывая в конце сообщения на тех должностных лиц, при которых происходило это торжество: «И бе тогда держа Вышегород Чюдин, а церковь Лазорь» . Таким образом, активными участниками встречи в Вышгороде были не только князья, но и высшие церковные деятели — киевский и черниговский митрополиты, епископы трех других южных городов, также съехавшиеся специально для этого случая, и игумены монастырей. Вместе с тем в составлении кодекса, судя по заглавию его, ни один церковный деятель не участвовал — его принимали только князья и бояре. Вместе с тем о сотрудничестве князей с церковными иерархами в других случаях — при создании новых юридических норм, при кодификации права — известно. По Повести временных лет, Владимир Святославич вырабатывал новые христианские нормы уголовного права вместе с епископами и «старцами» . Устав о церковных судах был составлен Ярославом Владимировичем вместе с митрополитом Иларионом, о чем свидетельствуют его текст («А се аз, князь великыи Ярослав, сын Володимеров, по Данию отца своего сгодал есмь с митрополитом киевскым и всея Руси Иларионом... » ) и его содержание. Содержание Правды Ярославичей, ее светский характер также подтверждают неучастие представителей церкви в принятии кодекса на съезде.

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

Новгородские монастыри В Новгороде первый княжеский Юрьев монастырь известен с 1119 г., когда, по сообщению Новгородской I летописи, «заложи Кюрьяк игумен и князь Всеволод церковь камену манастырь святаго Георгия Новегороде» . Однако отдельные детали летописного сообщения позволяют считать, что в указанном году была только заложена новая каменная церковь в существовавшем уже монастыре — оно отмечает заложение именно каменной постройки и называет имя игумена, который в это время уже действовал совместно с князем, а не был назначен вместе с заложением церкви. Наименование монастыря в честь Георгия Победоносца должно было бы быть связано с деятельностью князя, носившего крестильное имя Георгия, а не с Всеволодом-Федором Мстиславичем, монастырь которого, скорее, должен был быть посвящен Федору. Из князей, связанных с Новгородом, таким был прежде всего Ярослав-Георгий Владимирович, хотя крестильные имена некоторых новгородских князей, прежде всего его сына Владимира Ярославича, княжившего в Новгороде в 1034—1052 гг., при котором был построен новый каменный Софийский собор, неизвестны. В. Н. Татищев считал, что «монастырь Юриев построен во время Ярослава Великого, когда Юриев Ливонский строен, но ныне (т. е. в 1119. — Я.Щ.), может, поновлен или перестроен» . Отсутствие каких-либо следов каменного строительства, предшествующего собору 1119 г. , не показательно — собор и другие монастырские сооружения, построенные в XI в. за пределами города, могли быть деревянными. Юрьев монастырь оставался княжеским в течение XII в., он был объектом забот Мстислава Владимировача и Всеволода Мстиславича, снабжавших его доходами и ценностями. В нем были похоронены среди других новгородских князей сыновья Ярослава Владимировича — Изяслав и Ростислав . Вместе с тем уже с середины XII в. Юрьев монастырь все более тесно связывается с городом и его республиканской структурой. Игумен юрьевский Дионисий пользовался авторитетом больше, чем игумен какого-либо другого новгородского монастыря: в 1165 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010