На XI-й гробн.: «В лето 6918 (1410) Августа в 12, преставись Благоверный Князь Владимир Андреевич Донской». Немного отступя, следуют десять гробниц. На XII-й гробн.: «В лето 6940(1432) Августа в 19, преставись Благоверный Князь Великий Юрий Дмитриевич» 460 . На боку сей гробницы вырезаны на камне две надписи: 1 . «В том же гробе положен сын его, Князь Великий Василий Юрьевич Косой; преставись в лето 6956(1448) Ноября в 10». 2 . «В семь же гробе положен другой сын Князь Юрьев, Князь Великий Дмитрий Красной; преставись в лето 6949 (1441) Сентября 24». На XIII-й гробн.: «В лето 6940 (1432) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Андрей Дмитриевич Донского». На XIV-й гробн.: «В лето 6936 (1428) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Петр Дмитриевич Донского». На XV-й гробн.: «В лето 6925 (1417) Июля в 10, преставись Благоверный Князь Иван Васильевич, большей брат Великого Князя Василья Васильевича Темнаго». На XVI-й гробн.: «В лето 7026 (1518) Июня в 26, преставись Благоверный Князь Семион Иванович Колужской». На XVII-й гробн.: «В лето 6981 (1473) Сентября в 12, преставись Благоверный Князь Георгий Васильевич Дмитровской, брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На XVIII-й гробн.: «В лето 7002 (1494) Майе в 29, преставись Благоверный Князь Борис Васильевич Волоцкой». На XIX-й гробн.: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На ХХ-й гробн.: «В лето 6931 (1422) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского». На XXI-й гробн.: «В лето 6934 (1426) Августа в 16, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского». На гробнице вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя». От западных дверей, идучи к северной стене: На XXII-й гробн.: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святаго Священомученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Иванович, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братство и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко Владиславу Королю Послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова с товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, чтоб его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василия Ивановича всея Росии, Царского Величества Послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день, 23 лета государства его». (М)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

350 Стр. 290. …княгини Ростиславляа Верхослава… – Жена великого князя Ростислава Рюриковича (ум. в 1218 г.), дочь Всеволода Большое Гнездо. 351 …послушай Павла, глаголюща к Тимофю… – Имеется в виду одно из посланий апостола Павла к Тимофею (апостольские послания находятся в Новом завете после апостольских деяний). 352 Князь ГеоргийГеоргий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, брат Верхославы (ум. в 1238 г.). 353 Стр. 292. Леонтий, епископ Ростовъскый – епископствовал с 1073 по 1077 г. Далее перечисляются русские епископы, выходцы из Печерского монастыря. 354 …с онема варягома… – Под 983 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели варягов-христиан отца и сына, живших в Киеве, которые были убиты киевлянами-язычниками. 356 …сиа съборныа церкви, красоты Владимерьскиа, и другиа Суждальскиа церъки… – Имеются в виду Успенский собор во Владимире (построен в 1158–1161 гг. и капитально перестроен в 1185 г.) и собор Рождества богородицы в Суздале (построен в 1222–1225 гг., перестроен в 1528 г.). 358 Стр. 300. …Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася… с лютымъ Мстиславомь. – Луда – плащ. Имеется в виду битва 1024 г. при Листвене (урочище близ Чернигова) Ярослава Владимировича Мудрого (киевский вел. кн. с 1019 по 1054 г.) с братом Мстиславом (князь Черниговский и Тмутороканский, ум. в 1036 г.). Ярослав потерпел поражение, участвующий на стороне Ярослава вождь варяжского отряда Якун (Гакон) во время бегства с поля боя потерял свой плащ. Об этом рассказывает и «Повесть временных лет». 359 …Изяслав, Святослави Всеволод – сыновья Ярослава Мудрого, в разное время занимавшие великокняжеский Киевский стол. Изяслав умер в 1078 г.; Святослав – в 1076 г.; Всеволод – в 1093 г. 361 Стр. 304. …сд Георгий Владимерович в Киев… – Юрий Владимирович Долгорукий начал княжить в Киеве с 1149 г. 363 Стр. 316. Ростислав же утопе… – Ростислав Всеволодович утонул в реке Стугне во время переправы через нее после битвы с половцами в 1093 г. В противоположность Киево-Печерскому патерику «Слово о полку Игореве» очень сочувственно говорит о гибели юного князя (см. стр. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

677 Вспомним, что Толковая Палея была уже, по крайней мере, до 1234 года. См. Ж. Μ. Н. Пр. 1904, 1, статью акад. Шахматова, стр. 174. 680 Этим патроном Ярослав гордился, в заступничество его верил, изображения его помещал даже на своих монетах. См. Куник, О русско-византийских монетах Ярослава I Владимировича. СПб. 1860, стр. 103–5, 113. – Проф. А. П. Доброклонский обратил моё внимание на то, что самое принятие Ярославом имени Георгия свидетельствует о популярности, уже тогда, св. Георгия. 681 Лавр. лет., изд. 1897 г., стр. 148 (под 1037 г.). Я знаю, что это место можно объяснить, как чисто литературный приём панегирика, но не нахожу оснований для принятия такого объяснения во всей его полноте. – Срв. разъяснение акад. Голубинского, Ист. р. ц. I 2 , 729–730; id., 197. – Акад. Ламанский не сомневается в этом известии нашей летописи; срв. его «Житие св. Кирилла, как религиозно-эпическое произведение» в Ж. И. Н. Пр., 1904, янв., стр. 161–162; тоже и Харлампович, Борьба школьных влияний в до-Петровской Руси (Киевская Стар., 1902, Июль-авг., стр. 3 и 7). Литературную историю этого известия см. у Шахматова в Ж. И. Н. Пр., 1898, март, стр. 139–142. 682 Кроме наших пергаменных Палей Коломенской и Александро-Невской, об этом свидетельствует Погодинская икона (теперь в Музее Александра III в Петербурге) и Фрески Староладожской церкви. См. Прохорова, Христианские древности, 1871, кн. 1; Кондаков и Толстой. Русские древности в памятниках искусства, в. VI, Η. П. Лихачёв, в «Обозрении отделения христианских древностей в Музее Александра III». СПб. 1898, стр. 22–23. Η. Е. Бранденбург в сочинении (совместно с акад. Сусловым) «Старая Ладога», СПб. 1896, говорят (стр. 53), что церковь св. Георгия, находящаяся внутри каменного городища, представляет один из древнейших памятников церковного зодчества в России, относимый в XI–XII ст. (см. изображение и планы на табл. L–LV). Давая подробное описание церкви (стр. 233 слл.), г. Бранденбург далее подчёркивает, «что каменная церковь св. Георгия представляет драгоценный исторический памятник, быть может, существовавший ещё до построения самой крепости, так как название храма ставит в связь с именем Ярослава I (в крещении Георгий), княжившего в Новгороде, по мнению же других, постройка его относится к XII веку… и приурочивается к княжению в Новгороде Мстислава Владимировича» (Тут ссылка на Прохорова, Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касожский кн. Редедя предлагает единоборство кн. Мстиславу Владимировичу. Единоборство князей и смерть Редеди. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 83 об.) († 1036), кн. черниговский (с 1024). Сын св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Согласно Начальному летописанию (статья под 980 г.), у Владимира были 2 сына с именем Мстислав. Одним из них был 2-й (после Изяслава) из 4 сыновей от Рогнеды Рогволодовны, другим - 2-й (после Святослава) из 2 сыновей от неизвестной по имени «чехини» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 80). Поскольку до XV в. наречение 2 одновременно живущих сыновей одним именем не допускалось, возможны 2 варианта: либо двукратное упоминание имени Мстислав в перечне жен и детей Владимира является ошибкой, либо 1-й названный Мстиславом сын умер во младенчестве, а другой сын, родившийся позже, получил это же имя. До взрослого возраста дожил несомненно один М. В., поскольку только он фигурирует в др. перечне сыновей кн. Владимира (под 988 г.). Здесь М. В. указан седьмым, после Вышеслава, Изяслава, Ярослава (см. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый), Святополка, Всеволода и Святослава и перед святыми Борисом и Глебом , Станиславом, Позвиздом и Судиславом (Там же. Стб. 121). Скорее всего он был сыном «чехини», т. к. сын Рогнеды Мстислав (если он существовал) упомянут в перечне ее сыновей перед Ярославом, т. е. как старший по отношению к нему, при этом в перечне 988 г. М. В. фигурирует как младший и позднее, в ходе борьбы за власть Владимировичей в 20-х гг. XI в. он признавал старшинство Ярослава. При крещении М. В., согласно Любецкому синодику, получил имя Константин ( Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24). На этом основании Н. П. Лихачёв (1928) связывал с М. В. найденную в 1895 г. в Ступнице ок. Самбора (Зап. Украина) свинцовую печать, имеющую поясное изображение визант. императора (вероятно, св. равноап. имп. Константина I), а на обратной стороне греч. надпись: «Господи, помози рабу твоему Константину» ( Лихачев Н. П. Избр. тр. М., 2014. Т. 1: Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. С. 156-158). Однозначность атрибуции Лихачёва оспорил В. Л. Янин , которому были известны уже 5 соответствующих булл, найденных не только на Украине, но и в Смоленске и Ст. Рязани; по его мнению, печати могли принадлежать владимиро-волынскому и смоленскому кн. Игорю Ярославичу ( 1060), крестильное имя к-рого остается неизвестным (Актовые печати. Т. 1. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2564286.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10. Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. Позже году повелением святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только святой Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора – мастер Петр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имен древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящен во имя Георгия Победоносца Новгородским епископе Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нем упокоились Изяслав и Ростислав, сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году – принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году – князь Федор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году – Дмитрий Шемяка.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В Печерском мон-ре существовали параллельно оба основных течения монашества: египетско-сирийское, признанное на Афоне и принесенное на Русь прп. Антонием, и палестино-к-польское, к-рому следовал Феодосий. По мнению Г. П. Федотова, в Печерской обители открываются «два потока духовной жизни: один пещерный, аскетико-героический, другой надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный» ( Федотов. 1985. С. 59). Палестинский идеал святости оказался ближе религ. жизни Руси ( Щапов. 2002. С. 16). В «Повести временных лет» содержится сведение об основании кн. Ярославом Владимировичем монастырей св. Георгия и св. Ирины: во св. крещении кн. Ярослав получил имя Георгий, а княгиня - Ирина. М. были замкнутыми: они предназначались для служения княжеским семьям; обители находились под влиянием князей, полностью ими обеспечивались, т. е. были ктиторскими ( Бълхова. С. 28). В XII - сер. XIV в. в Киеве были построены вел. кн. Мстиславом Владимировичем Феодоровский Вотчь (Отний) мон-рь, который стал усыпальницей для его рода, и Кирилловский Свято-Троицкий монастырь - для Всеволода Ольговича (Там же. С. 36). В Киеве был построен ряд М.: Димитровский (ок. 1062), Михайло-Выдубицкий (1070), Спасский Берестовский, Кловский Влахернский и др. К XIII в. в Киеве насчитывалось 17 мон-рей ( Смолич. 1997. С. 27). Были построены М. в Таматархе (Тмутаракани, между 1061 и 1067), Переяславле (1072-1074), Чернигове (1074), Суздале (1096). В Новгороде в XII-XIII вв. также насчитывалось 17 мон-рей, в т. ч. Антониев, Хутынский и др. С сер. XII в. возникают М. в Ростово-Суздальской земле. Монастырская колонизация распространилась на Заволжье, здесь строились в основном маленькие скиты и пустыньки. В последующие века монастырская колонизация достигла Белого м. и Уральских гор (Там же. С. 27-28). Выдубицкий во имя арх. Михаила мон-рь в Киеве Выдубицкий во имя арх. Михаила мон-рь в Киеве Св. Сергий Радонежский был основателем М., поначалу особножительного. Переход к общежитию совершался постепенно: маленькая пустынька вырастала в большой М., и в то же время усиливалось духовное влияние основателя на братию. Житие св. Сергия Радонежского написано его современником Епифанием, к-рый, будучи иноком его М., ок. 15 лет пребывал в духовном общении со святым. Сокращенная редакция этого Жития включена в древнерус. летопись под 1392 г., поскольку отличается объективным и трезвым освещением событий.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Вскоре после того (15 апреля 1212 года) великий князь Всеволод скончался. Великое княжение Суздальское разделилось тогда на две области: Константин, старший из сыновей умершего, княжил в Ростове и Ярославле; второй сын, Юрий (Георгий), которого отец перед смертью назначил наследником всего великого княжения, владел Владимиром и Суздалем; оба желали единовластия, и каждый считал себя законным наследником; первый опирался на право старшего в роде, а последний – на предсмертную волю отца. Братья их также разделились: Ярослав-Феодор в Переяславле-Залесском и Святослав в Юрьеве-Польском взяли сторону Георгия; Дмитрий-Владимир в Москве остался верным Константину. Началось кровавое междоусобие. Большая часть князей, в том числе и Мстислав Удалой, была на стороне Константина. Борьба братьев кончилась битвой на берегах реки Липецы. Летописцы оплакивают эту страшную сечу, в которой сын шел на отца, брат на брата. Константин при помощи Мстислава, одержал победу, не стал преследовать брата и медленно пошел к Владимиру. Георгий не мог уже обороняться, покорился старшему брату и уступил ему великое княжение, а Константин оказал великодушие, объявив его своим наследником. Правление Константина продолжалось только три года (1216–1219). Он заложил в Ростове, на месте прежней соборной церкви, которая по неопытности зодчих обрушилась, великолепный храм Успения Богородицы; 138 оказывал любовь к просвещению, необыкновенную в его время: когда еще вся Европа коснела в глубоком невежестве, у Константина были писцы, которые списывали для него множество рукописей, и просвещенный князь часто и прилежно читал их. Он был благочестив, любил раздавать милостыню, не оскорблял ни одного человека, но словом и делом старался утешать всякого. При нем святительствовал во Владимире святой епископ Симон, постриженник Печерский и писатель житий подвижников Киевских, поступивший на епископскую кафедру в 1214 году, по желанию князя Георгия. Он преставился 20 мая 1226 года, приняв перед кончиной схиму. Современный летописец называет его «блаженным, милостивым и учительным епископом», а по сочинениям он известен как благочестивый и искусный жизнеописатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, великий князь Владимир Мономах (1113–1125 г.г.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой великий князь Мстислав (Феодор) Владимирович († 1132 г.), благородный великий князь Ярополк (1132–1139 г.г.), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский (†1138 г.), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею землей великий князь Изяслав II (1146–1154 г.г.), обладавший истинно христианскими качествами души; великий князь Ростислав (Михаил) (†1167 г., 14(27) марта), коему церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый (†1180 г., 14(27) июня), князь Новгородский. Под влиянием христианства чудесно просветилась дикая дотоле Русская земля. Святой Владимир начал распространять просвещение, преемники его продолжали это дело. Из Византии Руси стали известны проникновенные аскетические произведения православного Востока. На смарагдах, златоструях воспитывались отбиравшиеся от значительных домохозяев дети, отпуская коих матери первое время плакали, как о мертвых. Через несколько десятков лет Россия имела уже поколение разумно образованных людей. И с каждым годом усиливалось правильное просвещение русского народа. Основной государственной жизни стали христианские законы, в новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге. Воспевая великого князя Ярослава, отмечая его любовь к просвещению, летописец пишет: «Владимир вспахал и умягчил землю, просветив ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное.» Русь Суздальская и Московская… Святые благоверные великие князья: Андрей Боголюбский (4(17 июля), убитый в 1174 году жидом Монзичем и ясином Амбалом; Георгий Всеволодович, (4(17) февраля), погибший в 1238 году в битве с татарами на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Не достигнув еще и юношеского возраста, он повелевал только именем и не мог предводительствовать войском, которое сражалось тогда с Литвою под начальством Владимира Мстиславича: сей юный Князь, сын Мстислава Храброго, господствовал во Пскове с согласия Новогородцев или Князя их. Поручив область Рязанскую Наместникам и Тиунам, Всеволод скоро отправил туда княжить сына своего, Ярослава-Феодора. Народ повиновался ему неохотно, жалея о собственных Князьях, заключенных в Владимире. Летописец Суздальский обвиняет Рязанцев даже в явном бунте, сказывая, что они уморили в темнице многих Бояр Владимирских: сею ли дерзостию или чем другим оскорбленный, Всеволод пришел с войском к Рязани. Ярослав выехал к нему навстречу вместе с послами, которые именем народа предложили свои оправдания или требования, но столь нескромно, что Великий Князь, еще более разгневанный, явил пример излишней строгости: велел жителям выйти с детьми из города и зажечь его. Напрасно хотели они молением смягчить грозного судию: сия столица Удела знаменитого обратилась в кучу пепла, и бедные граждане, лишенные отечества, были расселены по отдаленным местам Суздальского Княжения. Ту же участь имел и Белгород Рязанский. Самый Епископ Арсений как пленник был привезен в Владимир. – Князь Изяслав Владимирович, который спасся от неволи, и Михаил, зять Чермного, мстили Всеволоду опустошением Московских окрестностей; но сын Великого Князя, Георгий, разбил их наголову. 1209 г. В сие время дерзнул Владетель ничтожного Удела объявить себя врагом Государя, страшного для иных, сильнейших Князей. Мстислав, старший сын Мстислава Храброго, племянник Рюрика, служил ему усердно, прославил себя мужественною, упорною защитою Торческа и, принужденный выехать оттуда, получил от Смоленского Князя Удел Торопецкий. Зная, сколь память отца его любезна Новугороду; зная, что многие чиновники и самый народ не любят там опеки Всеволодовой, он смело предпринял воспользоваться их тайным расположением; вступил с дружиною в Торжок, пленил дворян Святославовых, оковал цепями Наместника его, взял их имение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010