И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве. И Всеславъ Смолнескъ ожьже, и азъ всдъ с черниговци о двою коню, и не застахом… въ Смолиньск. Тм же путем по Всеслав пожегъ землю и повоевавъ до Лукамля и до Логожьска, 100 та на Дрьютьскъ воюя, та Чернигову. И Всеслав Смоленск пожег, – а я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною, и опять в Чернигов. А на ту зиму повоеваша половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десн изьимахом князи Асадука и Саука, 101 и дружину ихъ избиша. И на заутре за Новымъ Городом 102 разгнахомъ силны вой Белкатгина, 103 а семечи и полонъ весь отяхом. 104 А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли. А въ вятичи ходихом по дв зим на Ходоту 105 и на сына его, и ко Корьдну, 106 ходихъ 1-ю зиму. И пакы по Изяславичихъ 107 за Микулинъ, 108 и не постигохом ихъ. И на ту весну къ Ярополку совкуплятъся на Броды. 109 А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходил первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И на ту весну – к Ярополку на совещание в Броды. Том же лт гонихом по половьцихъ за Хоролъ, 110 иже Горошинъ 111 взяша. В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин. И на ту осень идохом с черниговци и с половци, с читевичи, к Мньску: изъхахом городъ, и не оставихом у него ни челядина, ни скотины. На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины. На ту зиму идохом къ Ярополку совокуплятися на Броды, и любовь велику створихом. В ту зиму ходили к Ярополку на совещание в Броды и союз великий заключили.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

3031) А в Вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его 32) и ко Корьдну ходих 1-ю зиму 33) и пакы по Изяславичих за Никулин и не постигохом их. 34) и на ту весну к Ярополку совкуплятъся на Броды. 35) Томже лете гонихом по Половцих за Хорол, иже Горошин взяша. 36) И на ту осень идохом с Черниговци и с Половци, с Читеевичи, к Меньску: изъехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины. 37) На ту зиму идохом к Ярополку совокуплятися на Броды, и любовь велику створихом. 38) И на весну посади мя отец в Переяславли перед братьею. 39) и ходихом за Супой. 40) и едучи к Прилуку городу, и сретоша ны внезапу Половечскые князи. 8 тысяч, и хотехом с ними ради битися, но оружье бяхом услали на перед на повозех, и внидохом в город; толко семцю яша одиного живого, ти смерд неколико, а наши онех боле избита и изьимаша, и не смеша ни коня пояти в руце, и бежаша на Сулу тое ночи 41) и заутра, на Госпожин день, идохом к Беле Вежи, и Бог ны поможе и святая Богородица: избита 900 половец, и два князя яша, Багубарсова брата, Асиня и Сакзя, а два мужа толко утекоста 42) и потом на Святославль гонихом по Половцих, 43) и потом на Торческый город 44) и потом на Гюргев по Половцих; 45) и паки на той же стороне у Красна Половци победихом; 46) и потом с Ростиславом же у Варина веже взяхом. 47) И потом, ходив Володимерю, паки Ярополка посадих, и Ярополк умре. В лето 6594... Ярополк... створи мир с Володимером... Ярополк... седе Володимери. И переседев мало дний... прободен бысть... месяца ноямбря в 22 день. 48) И пакы по отни смерти и и по Святополце на Суле бившеся с Половци (надо читать: на Стугне), В лето 6601, индикта 1 преставися великый князь Всеволод... месяца априля в 13 день... Половцы... послаша слы о мире. Святополк же... слы всажа... в истобъку... Половци почаша воевати... Св. посла к Володимеру... Придоша к Стугне... Володимер же пребред реку... Св. же вбеже в Треполь... и бе ту до вечера. Срв. под 1136: Олговичи... взяша Треполь и Халеп пуста. 49) до вечера быхом у Халепа,

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Преподобнаго Лаврентия, епископа Туровскаго, в Ближних пещерах почивающаго Тропарь , глас 8: Всеблаженне Лаврентие,/затворивый себе Господа ради в месте тесне/и в нем многа лета трудолюбне поживый,/молися о нас ко Господу,/яко да и мы от всякаго греха чувства затворше,/получим отверзение дверей милости Господни в День судный. Кондак , глас 6: Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления,/себе же самаго смиряя,/отреклся еси онаго,/бедне диаволом мучима, исцелити,/отслав его ко пещере,/идеже он исцелившися,/блаженне Лаврентие,/прослави с тобою Господа,/прославляющаго святых Своих. Преподобный Лаврентий, затворник Киево-Печерский, епископ Туровский (XII в.) Первоначально подвизался в Киево-Печерском монастыре. О нем, как о святителе, вышедшем из иноков Киево-Печерской обители, упоминает святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226), в своем «Послании к Поликарпу», положившем начало Киево-Печерскому патерику. Впоследствии, как это видно из повествования святителя Симона, преподобный Лаврентий пожелал уйти в затвор, но отцы печерские не дозволили ему этого, считая (после искушения, постигшего преподобного Никиту, †1108, память 31 января) подвиг затворничества весьма трудным и небезопасным. Тогда преподобный Лаврентий перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия, построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем (1054–1073, 1076–1078). Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий жил в безмолвии и строгом воздержании, пресекая слезами молитвы своей различные искушения. И не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и Богомыслия достиг дара исцелений и слыл еще при жизни чудотворцем. Монастырь во имя святого великомученика Димитрия был с 1128 года передан дочерью князя Ярополка Изяславича Анастасиею (супругой Минского князя Юрия, которому принадлежал Туров) в ведение Киево-Печерской обители и считался первоначально приписным к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во дни княжения Святополка Изяславича 1296 киевляне много насилия претерпели от этого князя, который дома даже и людей знатных без вины уничтожал, а имущество их отнимал; вот почему Господь попустил, чтобы враги Руси возымели тогда такую силу: на Святополка восстали великие рати половцев 1297 ; к тому же и между князьями вспыхнула междоусобная брань, и настали тогда в русской земле великий голод и оскудение. В это время блаженный Прохор пришел из Смоленска в Печерский монастырь к игумену Иоанну 1298 и принял от него иноческий чин. В монастыре он стал усердно подвизаться в добродетелях и предал себя такому воздержанию, что даже отказывался от вкушения обыкновенного хлеба; он собирал траву лебеду и, протирая ее своими руками, делал себе из нее хлеб и тем питался. В летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для следующего года, так что он совершенно не нуждался в хлебе, и потому он получил прозвище «лебедника»; кроме просфоры, он ничего не вкушал, он никогда не ел даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего иного, кроме воды. Господь же, видя терпение святого в столь великом воздержании, претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и угодник Божий проводил все дни своей жизни не в печали и скудости, а в радости: блаженный Прохор никогда не скорбел, но всегда в веселье работал Господу. Он никогда не страшился набегов вражьих, ибо жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды. Он не мог похвалиться вместе с евангельским богачом: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:19 ); но и за траву, заготовленную на год, он укорял себя, говоря: Прохор, «в сию ночь, душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Святой на деле исполнил это слово Господне: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Подобно птицам, блаженный Прохор легко проходил на то место, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как бы на крыльях. Так питался он, как птица небесная, не насеянной пищей, с непахотной земли. В это время на Руси от постоянных браней начался великий голод, так что людям угрожала смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией. В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь. Источник: Официальный сайт Московского Патриархата Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день памяти святой великомученицы Варвары О познании Бога через рассматривание природы Читайте также — Икона Богоматери «Неувядаемый цвет» Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) — так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь. Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

210 Имеется в виду статья Повести временных лет под 1030 г., где в одном ряду стоят известия о событиях разного времени: о смерти польского короля Болеслава I (1025) и о восстании «в Лядской земле» (1031 или 1037–1038). 211 Рассказ Поликарпа о Моисее Угрине восходит к Житию Антония Печерского, которое содержало больше подробностей исторического характера о жизни святого, чем дошло до нас в Патерике. См. коммент, к л. 9, к словам «В Житии бо святого Антониа». 213 Изяслав Ярославин был женат на тетке польского короля Болеслава II Гертруде. С помощью польских войск князь Изяслав вернул себе киевский стол в 1069 г. 215 Речь идет о Святополке II, сыне Изяслава Ярославича, внуке Ярослава Мудрого. Святополк Изяславич княжил в Киеве с 1093 по 1113 г. 216 На основании этого свидетельства можно отнести действие «слова» Поликарпа о Прохоре к периоду между 90-ми годами XI в. и 10-ми годами XII в. 220 На Любечском съезде 1097 г. был заключен договор, закреплявший за русскими князьями их владения. Несмотря на это, киевский князь Святополк Изяславич и владимиро-волынский князь Давыд Игоревич обманом захватили Василька Теребовльского и, обвинив его в притязаниях на их земли, ослепили. Об этом событии и о последовавших за ним княжеских междоусобицах рассказано в Повести временных лет под 1097 г. В данном случае речь идет об одном из эпизодов феодальных «котор» после ослепления Василька: в 1099 г. Святополк Изяславич вместе с Васильком и его братом Володарем выступил против своего бывшего союзника Давыда Игоревича, которого считали главным виновником трагедии, подготовившим и организовавшим ослепление Василька. 221 Галич – город, расположенный на слиянии рек Днестра и Гнилая Липа, столица Галицкого, а затем Галицко-Волынского княжества ХІІ-ХІІІ вв. 222 Перемышль – город на р. Сан, в ХІ-ХІІ вв. являвшийся центром Перемышльского княжества, а затем вошедший в состав Галицкого княжества. 224 Голважня (голважа) – мера соли; куна – здесь мелкая денежная единица, в домонгольский период равная 1/25 гривны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итогом смуты стал Любечский съезд князей в окт. 1097 г. На нем, согласно принципу отчинности, Черниговское княжество было закреплено за О. С. совместно с братьями Давидом (при этом Смоленск передавался Владимиру Всеволодовичу Мономаху) и Ярославом. Какая именно из черниговских волостей досталась О. С., источники умалчивают, но, судя по позднейшим данным об отчинах Ольговичей и Давидовичей, ясно, что это была Новгород-Северская вол., включавшая тогда Ср. и частично В. Подесенье и В. Поочье. Кроме того, Владимир Всеволодович Мономах уступил О. С. (возможно, временно) Курское Посемье. Вероятно, на Любечском съезде О. С. был лишен старейшинства среди Святославичей; если это предположение верно, то данный случай - самое раннее свидетельство директивного установления династического старейшинства по междукняжескому договору. В дальнейшем место О. С., как и Святославичей в целом, в системе междукняжеских отношений вырисовывается с достаточной определенностью. Ни О. С., ни ставший черниговским князем Давид Святославич не покушались на сложившееся еще до возвращения О. С. на Русь фактическое соправительство киевского кн. Святополка Изяславича и переяславского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, обусловленное их положением как отчичей Киева. По всей вероятности, в силу решений Любечского съезда Святославичи были лишены такого положения, поскольку киевское княжение их отца Святослава Ярославича, нарушившее принцип старейшинства, воспринималось как незаконное. Переход киевского стола от Святополка Изяславича к Владимиру Всеволодовичу Мономаху в 1113 г. совершился без всяких препятствий со стороны Давида Святославича и О. С. (очевидно, компенсацией за лояльность служила уступка О. С. Курска). О. С. участвовал во мн. общерус. мероприятиях: в 1098 г. совместно с Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Давидом Святославичем выступил против Святополка Изяславича, обвинявшегося в причастности к ослеплению теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича ; в 1100 г. присутствовал на княжеском съезде в Витичеве, на к-ром кн. Давид Игоревич был лишен Волыни; в 1101 г. участвовал в заключении мира с половцами у Сакова, в 1104 г.- в походе против минского кн. Глеба Всеславича , в 1107 г.- в отражении половецкого набега в Посулье; тогда же женил сына, кн. Святослава, на дочери половецкого хана Аепы (параллельно с браком сына Владимира Мономаха Юрия); в 1113 г. вместе со ставшим киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом противостоял половцам у Воиня. Однако следует отметить некоторую сдержанность О. С. в отношении военных действий против половцев: он отказался присоединиться к общерус. походу 1103 г., по всей видимости, не участвовал в походах в 1110 и 1111 гг.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

Только сыну Всеволода, Владимиру, прозванному Мономахом, удалось успокоить несколько междоусобия в древней Руси. Владимир Мономах начал выделяться из среды современных ему князей особенными дарованиями еще в молодых летах, при жизни своего отца. Он помогал отцу в борьбе с Олегом Святославичем и утешал его, когда он был изгнан племянником из Чернигова. Он был правою рукою престарелого отца и во время княжения его в Киеве. Уже в это время начала ясно определяться особенно одна привлекательная черта в характере Владимира Мономаха – его миролюбие. Благодаря своему миролюбивому характеру и острому, проницательному уму, Владимир Мономах не раз являлся спасителем Руси от смут и междоусобий княжеских, после смерти отца. Заботы Владимира Мономаха о примирении князей и победоносные походы его против половцев. Миром ознаменовал Владимир Мономах самое вступление свое в среду удельных князей, как наследник своего отца. Когда умер отец его, Всеволод, то Владимир Мономах сказал сам себе: «если сяду на престол отца моего, то будет у меня война с Святополком, потому что он – старший в роде». Поэтому, заботясь больше всего о мире в русской земле, Владимир Мономах призвал на киевский великокняжеский престол Святополка Изяславича, а сам взял себе Чернигов. Скоро после того половцы пришли воевать русскую землю. Святополк Изяславич хотел было сам управиться с врагами. Но умные люди посоветовали ему призвать на помощь Владимира Мономаха. Владимир пришел с войском своим на помощь великому князю, но пред походом советовал ему лучше помириться с врагами, чтоб не проливать христианской крови. Святополк Изяславич не послушал мудрого совета. Произошла сеча между русскими и половцами на берегах р. Стугны. Русские были разбиты. Владимир Мономах едва спасся с малою дружиною, а брат его Ростислав погиб при переправе через р. Стугну. Святополк Изяславич тогда вынужден был заключить мир с половцами, женившись на дочери их хана. Скоро наступила новая смута на Руси из-за споров между князьями. Олег Святославич воспользовался бедствиями Руси и снова привел половцев на Чернигов. Владимир Мономах, не желая быть виновником смут и пролития христианской крови, уступил Олегу Святославичу черниговское княжество, а сам перешел в Переяславль, как свою отчину. Только, заключая договор с Олегом Святославичем, Владимир Мономах требовал, чтобы он боролся со всеми своими родичами – русскими князьями против общего врага русского народа – половцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

После 1097 г. на Руси установился «дуумвират» - соправление Святополка и В. В. (к этому времени, вероятно к 1108, относится постройка В. В. крепости в своей Ростовской вотчине - г. Владимире-на-Клязьме). Наиболее характерной чертой этого периода стала организация активного общерус. отпора половецкой опасности - результат любечских соглашений. В результате победоносных походов 1103, 1107, 1111 и (уже после смерти кн. Святополка) 1116 гг. она была устранена на полвека, и половцы надолго заняли подчиненное место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе. В. В. был главным военным и политическим организатором этих походов; в его глазах они явно имели характер религ. войны. Так, во время похода 1111 г. В. В. «пристави попы своя, едучи пред полком пети тропари и коньдакы Хреста Честнаго и канун Святои Богородици» (ПСЛР. Т. 2. Стб. 266). И в «дуумвирате» со Святополком он играл ведущую роль, не усомнившись выступить вместе со Святославичами против киевского князя, когда тот в нарушение любечских соглашений хотел присвоить себе владения своих двоюродных племянников Ростиславичей (ослепление теребовльского кн. Василия Ростиславича ). Переговоры князей Святополка Изяславича в Долобске перед походом на половцев в 1103 г.Мииатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 149 об.) Переговоры князей Святополка Изяславича в Долобске перед походом на половцев в 1103 г.Мииатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 149 об.) После смерти Святополка (16 апр. 1113) В. В. беспрепятственно по призыву киевлян сел на княжение в Киеве, будучи вынужден, однако, подавлять волнения и беспорядки, вызванные притеснениями администрации Святополка и финансовым гнетом, особенно ростовщическим. Пространная редакция «Русской Правды» сохранила нек-рые законодательные установления В. В. («Устав Володимерь Всеволодича»), направленные прежде всего на ограничение ростовщических доходов (точный объем законодательства В. В. в составе «Русской Правды» до сих пор является предметом научных дискуссий).

http://pravenc.ru/text/159100.html

2.1.2. «Слово» – памятник времени киевского князя Святополка Изяславича? А. Ю. Карпов (1992. С. 93–95) находил в «Слове» отдельные смысловые параллели первым памятниками борисо – глебского цикла – прежде всего, «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» прп. Нестора, – которые (параллели) историк рассматривал как скрытые полемические реплики в адрес набиравшего силу почитания святых братьев – страстотерпцев и потому склонен датировать «Слово» рубежом XI–XII вв., временем княжения в Киеве Святополка Изяславича (1093–1113). Однако указанные параллели носят самый общий характер (сравнение святых мощей с солнцем, ублажение «града», в котором почивают мощи, восприятие мощей как палладиума), и если даже они и явились сознательным уподоблением, то уж никак не полемическим. В знакомстве киевского автора «Слова» с сочинением печерского агиографа не было бы ничего неожиданного, но о чем оно говорит? Только о том, что «Слово» моложе Несторова «Чтения», но это вовсе не означает, что первое написано вскоре после второго 36 . Возможно, именно вследствие необязательности изложенных аргументов автор отказался от их использования в позднейшей работе, продолжая, впрочем, считать датировку «Слова» правлением Святополка Изяславича наиболее предпочтительной, но на этот раз делая упор в своих рассуждениях на актуализацию проблематики киевского старейшинства при Святополке. При всем том, по мнению А. Ю. Карпова (2007. С. 88–91), достаточно вероятно и создание «Слова» в середине XII в., в киевское княжение Изяслава Мстиславича. Вполне разделяя, как о том подробно пойдет речь ниже, именно эту последнюю точку зрения, относительно первой скажем лишь, что тема старейшинства Киева так или иначе живет на протяжении всего XII столетия и потому сама по себе вряд ли может служить сколько-нибуць надежным датирующим признаком. 2.1.3. «Слово» возникло вскоре после 1169 или 1203 г.? Самые поздние варианты датировки предложил М. С. Грушевский (1902. С. 1–4; 1905. С. 1–3), который полагал, что ремонтные работы и, соответственно, новое освящение Десятинной церкви могли иметь место после известных разорений Киева, затронувших и церкви: в 1169 г. – войсками владимиро – суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского или в 1203 г. – половцами, наведенными изгнанным киевским князем Рюриком Ростиславичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010