Выше указывалось о такой раздаче имущества кн. Ярославом Осмомыслом Галицким. (Архиеп. Филарет). Естественно, что введение христианства в Руси обратило там взоры на восток, откуда озарил ее свет веры. Отсюда вытекло паломничество. Первым благочестивым путешественником на Афон был Антоний, будущий угодник Киево-Печерский. В 1060 г. (ок.) путешествовал в Иерусалим Пр. Варлаам Печерский. Он был, сколько известно, первым русским, поклонившимся Гробу Господню. По возвращении из Иерусалима он путешествовал в Царьград. Упоминалась уже поездка в Царьград м. Ефрема, тогда инока Печерского. Говорилось и о паломничестве игумена Даниила. Он писал: «Поставих аз кандило на св. гробе и поклонихся честному тому гробу и облобызах с любовию и слезами место святое, идеже лежаше тело пречистое Господа нашего Иисуса Христа». Там он нашел и несколько других паломников русских. В 1173 г. посещала св. места игумения, княжна полоцкая, Пр. Евфросиния, там и преставившаяся. Паломников было много. Среди них оказывались и желавшие просто скитаться, быть праздными. Таким новгородские владыки с пол. XII в. запрещали идти на Восток. Благочестие в народе поддерживалось примером князей. Высокий пример истинного благочестия был подан жизнью Крестителя Руси. Св. Владимир, приняв христианство, стал совсем другим человеком и проводил в жизнь заветы Господни. Указывалось выше на боголюбие и благочестие Ярослава, сыновей его Св. Владимира новгородского и Всеволода, сына последнего, Владимира Мономаха , на Мономаховичей – Св. вел. кн. Мстислава Великого, Св. Всеволода-Гавриила псковского, Св. Ростислава Мстиславича Смоленского, потом Киевского, Св. Мстислава Ростиславича Храброго новгородского; Пр. Николы Давидовича черниговского, инока Печерского, Св. Ярополка-Петра Изяславича Волынского, Св. Андрея Юрьевича Боголюбского. Благочестивы были Глеб Юрьевич Киевский, сыновья Св. Ростислава Роман и Давид смоленские, Святослав смоленский. Из митрополитов того времени причислены к лику святых: Михаил, Иоанн II, Ефрем и Константин. Из епископов: ростовские – Феодор, Леонтий и Исаия, Владимирский – Симон, туровский – Кирилл, новгородские – Иоаким, Лука Жидята, Никита, Иоанн-Илия, Нифонт, Аркадий. Иноческая жизнь. Киево – Печерская обитель

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Другие известия прибавляют к этому, что блаженный Ярополк отдал Печерской обители все имение свое – волости Небольскую, Деревскую, Луцкую и около Киева, 133 не любил нетрезвости и насмешек, а вместо этого любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован. 134 Память святого блаженного ЯрополкаПетра Изяславича с самых древних времен полагается в православных русских святцах 21 ноября, на кануне его смерти, совместно с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. 135 В рукописном тропаре ему читаем: Тропарь, глас 4. «Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче, страстротерпче святой, благоверный княже Волынский, и пролиял еси кровь твою, якоже прежде сродницы твои и страстротерпцы Богоблаженнии: Борис и Глеб: ихже подвигом ревнуя благочестно, Господеви взывал еси усердне: даруй ми кончину, якоже братиям моим, да и аз омыю грехи моя кровью моею, и избавлюся мира сего тщетного и мятежного. Темже днесь сошедшеся в память твою, верою и любовью славим Господа, укрепившего тебе в подвизе напрасные смерти; якоже бо агнец незлобивый от раба закален еси, и себе самого жертву непорочну Господеви принесл еси: егоже моли, присноблаженне, спасти отечество твое, и державе сродник твоих Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися» Кондак, глас 3-й. «Возсия днесь преславная память твоя, Благородне страстротерпче Христов Ярополче Богомужно, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Темже к тебе днесь притекающе, с любовью взываем радостно: блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими, и свята селения, приимшая дух твой: идеже в рай нетленные пищи наслаждайся, не забуди нас, воспевающих тя, но присно поминай в молитвах твоих к Богу, да избавимся от всех бед и скорбей, иже присно память твою почитающий». 3) Житие преподобного Стефана, епископа Волынского, 27 апреля 1. Первоначальное служение преподобного Стефана в обители Киево-Печерской, его избрание во игумена Печерского и деятельность в этом звании (1040–1078) О первоначальном происхождении и воспитания преподобного Стефана предание не сохранило нам никаких сведений. Известно только то, что он с самого детства подвизался в Киево-Печерской Лавре под надзором и руководством и преподобного Феодосия и был его «присным, искренним учеником». 136 Вместе с сим блаженный Стефан с самых первых времен своего пребывания в обители пользовался особым уважением у братии Печерской, так что вскоре по пострижении единодушно был избран всеми доместиком Лавры т.е. начальником хора или уставщиком. С своей стороны и преподобный Феодосий то же не забывал своего любимого ученика, и нередко поручал ему вместо себя говорить поучения братии. 137

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В отличие от ранних Софийских соборов в основе новой концепции лежит представление не о сложно устроенном и многообразном по формам космосе, но о рациональной и прозрачной для человеческого ума организации, в чем-то действительно напоминающей, как было замечено, 191 структурную логику римского зодчества. Михайловский собор Михайлова Златоверхого монастыря в Киеве строится в 1108 г. князем Святополком Изяславичем в родовом монастыре Изяславичей – Дмитриевском (теперь обычно именуемым Михайловым Златоверхим по имени собора князя Святополка). Основание монастыря князем Изяславом относится к 1051 г. Летопись сообщает: 192 «Изяслав же постави монастырь святого Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство к святому Дмитрию, хотя створити вышний сего монастыря, надеяся богатьству». Монастырь непосредственно примыкал к территории княжеского детинца, София Киевская располагалась к югу от него, через «перевесище» 193 – сети для ловли птиц. Считается, что первым каменным храмом Дмитриевского монастыря была каменная церковь Петра (Дмитриевская), возведенная по заказу князя Ярополка около 1085 г. В этом храме был погребен «в раце марморяне» заказчик князь Ярополк (Петр), один из персонажей портретных миниатюр в Кодексе Гертруды. Вероятно, именно этот храм чуть позже получил название Дмитриевского, став соборным взамен деревянной постройки Изяслава. План Петровской (Дмитриевской) церкви (разобрана до основания католическими монахами в XVII в.) весьма близок к плану Успенской Печерской. Возможно, его возводили те же мастера, что и Печерский собор, а время его создания идеально укладывается в хронологические границы после построения образца – храма Печерского монастыря. Отличие от Печер – необычная усложненность западной композиции, состоящей из двух симметричных групп, расположенных по сторонам от продольной оси. А. И. Комеч 194 сравнил эти части Дмитриевского храма с афонской традицией западных пристроек, где устраивались приделы, а главное – служились поминальные службы, от наименования которых (лития – усердное моление) эти компартименты афонских храмов получили название «лити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По введении трехлетняя отроковица водворена была при храме для воспитания, с другими девственницами. Ибо кругом храма (Иерусалимского), по свидетельству Писания ( Исх.38:8 . 1Цар.1:28, 2:11 . 4Цар.11:3 . 1Пар28:11–13 . Иез.40:45–46 . Лк.2:37 ) и по словам Иосифа Флавия, построены храмины в три возвышения, – каждое в 30 храмин. В них особо жили девы, посвященные и служившие Богу, особо вдовицы, особо назореи, особо священники и левиты и пр. Иероним говорит: «принесши по обычаю закона жертву и совершив обет свой, родители Девы Марии оставили ее в оградах храма с прочими девами для воспитания, а сами возвратились домой. Дева Господня с возрастом лет возрастала в благочестии, по словам Давида: отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя ( Пс.26:10 ). Она удостоена была явлений ей Ангелов; это охраняло ее от всех зол и обогащало всякими благами». Во св. доме Божием она непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Писания и в рукоделии. «Всю ее, говорит Церковь , пребывающую внутрь храма и питаемую пищею небесною, освятил Дух Всесвятый». Пресв. Дева Мария обитала во храме Иерусалимском около 12 лет. Достигши совершеннолетия, она сама себя уневестила Богу, давши св. обет всегдашнего девства. По сказанию древних писаний а последующих учителей Церкви, она первая обручила девство свое Богу. Ибо сия прекрасная добродетель, столько похваляемая Иисусом Христом и уважаемая в христианстве, у иудеев была не столь славна ( Втор.7:14 . Быт.19:31–38 . Суд.11:37–39 ). Но Бог вдохнул чувствования о девстве, совершенно отличные от чувствований народа, той, которую избрал Он, да сбудется Писание: се Дева во чреве приимет и родит Сына. Когда наступило для Марии время, в которое она, по обычаю законному, должна была оставить святое жилище своего благочестивого воспитания и подобно прочим девицам вступить в супружество, она объявила первосвященнику и священникам, что она от зачатия своего посвящена родителями единому Богу и сама дала обещание блюсти во веки свое девство, и потому не может сочетаться браком. Итак, для нетленного хранения девства под чином и образом супружества, св. Дева около 15 лет своей жизни, по совету и согласию священного собора, была обручена родственнику своему, маститому старцу, праведному Иосифу, который решился, храня воздержание, таить девственную честь Марии, считано мнимым мужем ее и мнимым отцом Иисуса Христа ( Лк.4:13 ), до совершенного открытия миру тайны воплощения. Таким образом она переселилась из храма в Назарет, в дом праведного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После окончания строительства и освящения Успенского собора в 1089 г. его площадь в юж. части храма и прилегающая к нему местность в пределах обители стали одним из самых престижных некрополей Киева и его округи в кон. XI-XIX в. Первенствующую роль Киево-Печерского монастыря не смогли поколебать даже события, связанные с ордынским игом XIII-XV вв. К числу древнейших захоронений относятся мощи первых насельников, а также перенесенные в Успенский собор мощи прп. Феодосия Печерского. На территории Киево-Печерского мон-ря также были похоронены знатные и щедрые вкладчики. Первым из них стал киевский боярин Шимон (Симон) Африканович (кон. XI в.). Помимо него в обители были похоронены такие представители высшей киевской титулованной и нетитулованной знати, как тысяцкий и боярин Ян (Иоанн) Вышатич (в 1106) и его жена Мария (родители прп. Варлаама), сестра Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Евпраксия Всеволодовна (в 1109), минский кн. Глеб Всеславич (в 1119), его жена кнг. Анастасия Ярополковна (в 1158), дочь владимиро-волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича, пожаловавшего Киево-Печерскому монастырю в 1080 г. права на свои доходы в Небльской, Деревской и Луцкой волостях, а также ряд сел «около Киева», в кон. сент. 1143 г.- князь-инок Николай Святоша и др. При изучении Успенского собора археологами было найдено 13 шиферных саркофагов, относящихся к древнерус. периоду. О существовании до 1941 г. еще 2 саркофагов известно по плану М. М. Захарченко. Кроме того, в 1961 г. один саркофаг был найден за Успенским собором. Всего в них были похоронены не менее 9 мужчин, 4 женщин и 4 детей. Число захоронений древнерус. элиты до сер. XIII в., несомненно, было больше ( Холостенко. 1967. С. 58-59; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя Успенського собору у 1998 р.//Apxeoлoriчhi biдkpummя в Ykpaïhi 1997-1998 рр. К., 1998. С. 78-79; Ивакин В. 2008. С. 142). Захоронение вкладчиков практиковалось не только на территории Киево-Печерского мон-ря, Ближних и Дальних пещер, но и в некрополях сел, принадлежавших обители (Древнерус. патерики. 1999. С. 11).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Между тем близь св. Софии мог находиться не один монастырь Ирининский, но и все те каменные церкви, которые находились в верхнем городе, и местность которых остаётся неизвестной. (Монастыря Андреевского Янчина, монастыря Феодоровского Вотчя, Богородицы Пирогощей. Рисунок развалин Золотых ворот и план остатков церкви, принимаемой за Ирининскую,– у Фундуклея). 7 . Монастырь Дмитриевский , построенный Изяславом Ярославичем в честь своего ангела, вскоре после смерти отца, до 1062г. (ибо первый его игумен Варлаам взят из Печерского монастыря прежде этого года,– Несторово житие преподобного Феодосия). Сын Изяславов Ярополк († 1085) построил в монастыре другую церковь – св. Петра, которая прямо называется каменной (летопись под 1086г.). С давнего времени не существует и где находился, остаётся неизвестным. Одни полагают его близь Печерского монастыря, другие близь Златоверхого Михайловского. Гораздо вероятнее и имеет за себя некоторые прямые свидетельства последнее мнение. (Берлинский стр. 89,– «Дмитриевский взвоз» и «Дмитриевская лукомль», причём и дело может быть представляемо так, что Святополк Изяславич, построивший Михайловский монастырь, включил монастырь отца в ограду своего монастыря или иначе распространил и перестроил его и дал ему новое имя. А что касается до находившейся близь Печерского монастыря церкви Димитрия, которую в 1128г., с грехом великим и неправо прияли Печеряне, нарёкши её св. Петром, Лаврентьевская летопись под этим годом: то она была церковь , а не монастырь). 8 . Монастырь Николаевский женский, построенный супругой Изяслава и известный тем, что в нём приняла монашеское пострижение мать преподобного Феодосия Печерского (Несторово житие преподобного Феодосия по изданию Водянского л. 6 оборот). Где находился, неизвестно и есть ли один и тот же с позднейшим и нынешним Пустынно-Николаевским монастырём, находящимся в Печерской части города, в расстоянии около одной версты от Печерского монастыря ближе к городу, это составляет вовсе нерешённый вопрос, хотя обыкновенно и принимается за факт несомненный.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

55 Асеев Ю. С., Тоцкая И. Ф., Штендер Г. Μ. 1) Исследование галерей Киевского Софийского собора//СА. 1980. 7. С. 25–26; 2) Новое о композиционном замысле Софии Киевской//ДРИ. Художественная культура X–XIII вв. Μ., 1988. С. 13 и сл. 158 Лазарев В. H. 1) История византийской живописи T. 1. С. 78; 2) Lasarev V. Old Russian Murals and Mosaic. London, 1966. P. 37–42 (переизд.: Лазарев В. H. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV веков. Μ., 1973); 3) Новые данные о мозаиках и фресках Софии Киевской//ВВ. Μ., 1956. Т. 10. С. 165–177; Грабар А. Фрески Апостольского придела Киево-Софийского собора//ЗОРСА. 1918. T. XII. С. 98–106. 159 Тоцкая И. Ф. Наружные росписи Софии Киевской//София Киевская: Материалы исследований. Киев, 1973. С. 54–55; Логвин Г Н. Новые наблюдения... С. 160. 161 Коренюк Ю. А., Первухина Н. В. К вопросу о технологии и технике стенной росписи Софийского собора в Киеве//Практика реставрации памятников монументальной живописи. Μ., 1991. С. 138–139; Яковлева А. И. Приемы письма древнерусской живописи. Домонгольский период: Канд. дис. Μ., 1986. С. 86 и сл., 123 и сл. 163 Существует такое убеждение, основанное на русских надписях, сопровождающих некоторые образы. См.: Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. С. 23. 168 Лаврентьевская летопись под 1128 г.: «В се же лето переяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра с грехом великим и неправо» (ПВЛ. С. 261). Печерские монахи, захватив завещанный им дочерью фундатора князя Ярополка (Петра) монастырь, переименовали собор, что вызвало неодобрение летописца, симпатизировавшего династии Изяславичей. 170 Поппэ А. О записи игумена Сильвестра//Культура средневековой Руси. Посвящается 70-летию Μ. К. Каргера. Л., 1974. С. 51 и сл. 171 Высоцкий С. А. Надпись XI в. на стене церкви Михаила Выдубицкого монастыря//Средневековая Русь. Μ., 1976. С. 41. 177 Сычев Н. П. На заре бытия Киево-Печерской лавры//Сборник в честь А. И. Соболевского. Л., 1925. С. 289–294. 178 Мурьянов Μ. Ф. Золотой пояс Шимона//Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. Μ., 1973. С. 187. Автор исследует лишь западную традицию одетого Христа, совершенно исключая восточнохристианские прообразы, получившие распространение в VII в. в связи с богословскими спорами о смерти Христа во время Распятия (Синайская икона VII в., фреска в римской церкви Санта Мария Антиква, VIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, последнее упоминание о К. м. содержится в Лаврентьевской летописи под 1128 г.: «Преяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра съ грехом великим и неправо» (Там же. Т. 1. Стб. 299). Вероятно, насильственные действия были связаны с борьбой за выморочное наследство династии Изяславичей. Ярополк завещал Киево-Печерскому мон-рю свои волости, его дочь и др. бездетные потомки жертвовали значительные суммы этой обители и даже были удостоены погребения в ней. По мнению М. Д. Присёлкова , «печеряне, добившись получения дара, наименовали его монастырем св. Петра, давая понять, что взяли долю Ярополка Изяславича» ( Присёлков. 1913. С. 74). Территориально К. м. был расположен восточнее «града Владимира», в пределах Михайловской горы (севернее Нагорной части совр. ул. Трёхсвятительской). Но общая планировка и протяженность монастырской застройки не установлены. Вопрос о количестве и месте расположения храмов К. м. остается дискуссионным. Златоверхий Михайловский собор сохранялся до 30-х гг. XX в., что позволило использовать его для топографической ориентации остальных построек. В результате земляных работ и археологических раскопок на Михайловской горе были выявлены остатки неск. культовых сооружений. К юго-западу от Михайловской ц., на краю Дмитриевского оврага, во 2-й пол. XVIII в. обнаружены древние фундаменты, раскопки к-рых в 1838 г. проведены под рук. А. С. Анненкова. Исследователи отождествили их с собором К. м. Повторно этот памятник исследовался в 1940 и 1980 гг. (усадьба по ул. Трёхсвятительской, 4). Здание представляло собой 6-столпный 3-апсидный храм с галереями, имевший в длину ок. 28 м, в ширину 19,5 м. Найдено много мозаичной смальты и обломков штукатурки с фресками, фрагменты резных шиферных плит. Судя по схеме плана и строительной технике, здание датируется 2-й пол. XI в. ( Каргер. 1961. С. 268-273; Асеев. 1961. С. 293; Раппопорт. 1982. С. 17). В XII в. К. м. расширился территориально и включил новые культовые и хозяйственные постройки, выявленные археологическими раскопками. В связи с восстановлением комплекса Златоверхого Михайловского мон-ря Архитектурно-археологической экспедицией ИА НАНУ (руководитель В. А. Харламов, с 1996 Г. Ю. Ивакин) в 1992-1999 гг. была исследована территория вокруг Михайловского храма. К северо-вост. от него обнаружены надвратная церковь 70-80-х гг. XII в. и остатки деревянной ограды ( Ibakih, Козюба. 2002. С. 79-85).

http://pravenc.ru/text/1684553.html

Другие известия прибавляют к этому, что блаженный Ярополк отдал Печерской обители все имение свое – волости Небольскую, Деревскую, Луцкую и около Киева, 120 не любил нетрезвости и насмешек, а вместо этого любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован. 121 Память Святого Блаженного ЯрополкаПетра Изяславича с самых древних времен полагается в Православных Русских святцах 21 ноября, накануне его смерти, совместно с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. 122 III. Житие преподобного Стефана, епископа Волынского. (27 Апреля). 1. Первоначальное служение преподобного Стефана в обители Киево-печерской. Его избрание во игумена Печерского и деятельность в этом звании (1040 – 1078 г.). О первоначальном происхождении и воспитании Преподобного Стефана предание не сохранило никаких сведений. Известно только то, что он с самого детства подвизался в Киево-печерской Лавре под надзором и руководством Преподобного Феодосия и был его «присным», искренним учеником. 123 Вместе с сим Блаженный Стефан с самых первых времен своего пребывания в обители пользовался особым уважением у братии Печерской, так что вскоре по пострижении единодушно был избран всеми доместиком Лавры, т. е. начальником хора или уставщиком. С своей стороны и Преподобный Феодосий тоже не забывал своего любимого ученика и нередко поручал ему вместо себя говорить поучения братии. 124 Когда Преподобный Феодосий приближался к кончине, братия Лавры единодушно просила его, дабы он назначил им вместо себя игуменом «Стефана доместика». «Он вырос под твоей рукой, говорили ему, и послужил тебе; теперь дай нам его“. – Преподобный Феодосий с любовью принял желание брани, и призвав блаженного Стефана, в лице всего Лаврского собора, передал ему монастырь со всем его достоянием и за тем с миром почил о Господе) (3 мая 1074 года). 125 Умирая Пр. Феодосий между прочим дал Святому Стефану следующее наставление: се, чадо, вручаю тебе монастырь; блюди его с опасением и храни что я устроил относительно службы не изменяй преданий монастырских. 126 Но особенно Преподобный Феодосий с великою любовью и заботливостью поручал своему преемнику основанную им, новосозидаемую великую соборную церковь Печерскую, и умолял ого довершить начатое дело. 127 Блаженный Стефан, как послушный сын, принял на себя исполнение волн своего отца и учителя. И действительно, его старанием, спустя три года, огромный храм печерский был окончен вчерне. В тоже время, оградив монастырь деревянною стеною, Преподобный Стефан построит вблизи созидающейся церкви деревянные кельи, в которые перевел братию из старого пещерного монастыря, оставив в последнем только немногих иноков для погребения умирающих и ежедневного служения божественной литургии за умершую братию и ктиторов обители. 128 2. Удаление Преподобного Стефана из Печерской обители и основание им Кловского Влахернского монастыря (1078 – 1090 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010