Вообще, из ясных свидетельств того же Нестора, который говорит вышеприведённое, несомненно, что преподобный Феодосий не отвергали вдаянья или прилога монастырю недвижимых имений, и что их было при нём у монастыря то или другое значительное или, по крайней, мере некоторое количество. Слыша о добром житии в Печерском монастыре, собранном и устроенном преподобным Феодосием, князья и бояре, говорит Нестор, начали приходить к Феодосию, исповедуя ему грехи свои и получая от него великую пользу, и приносили ему от имений своих на утешение братии и строение монастырю, другие же давали им и сёла 1396 ; затем, он многократно говорит о сёлах монастырских при Феодосии и о находившихся в них тиунах, приставниках и слугах 1397 . Таким образом, монастыри наши начали владеть недвижимыми имениями не позднее, как со времени преподобного Феодосия 1398 . Дальнейшие наши сведения об этих недвижимых имениях монастырей за период до-монгольский, исключая тот же Печерский монастырь, весьма скудны и состоят всего из немногих отдельных известий. Что касается до Печерского монастыря, то мы не знаем всех недвижимых имений, которыми он владел в период до-монгольский, но, во всяком случае, и из того, что знаем, следует, что он был наделён ими весьма щедро. Князь Ярополк Изяславич, умерший в 1086г., отдал Печерскому монастырю «всю жизнь свою, Небльскую волость и Дерьвьскую и Лучьскую и около Киева» 1399 . Выражение «всю жизнь свою» должно понимать или так, что Ярополк отдал монастырю все свои частные недвижимые имения, которые имел, или так, что он отдал те из них, в которых были его лучшие хозяйственные заведения. В том и другом случае следует, что это был вклад, который один делал Печерский монастырь богатым. Епископ Ростовский Ефрем, по происхождению, вероятно, богатый Ростовско-Суздальский боярин, а по монашеству до архиерейства, вероятно, монах Печерский, дал монастырю подворье в Суздали «и с селы» 1400 . Неизвестная по имени дочь сейчас помянутого Ярополка Изяславича, супруга Полоцко-Минского князя Глеба Всеславича вдала монастырю «пять сел и с челядью» 1401 . Если присоединить к недвижимым имениям, которыми наделён был Печерский монастырь, огромные денежные вклады, которые он получал 1402 , то, несомненно, будет следовать, что он был чрезвычайно богат. Преподобный Феодор Студит наставляет своих учеников-игуменов: «Да не копишь золота в монастыре своём, но избыток всякого вида (денег и всяких припасов) да раздаёшь нуждающимся в воротах двора твоего, как (делали) и святые отцы 1403 . Весьма мало вероятности думать, чтобы ученики преподобного Феодосия, ученика преподобного Феодора, следовали этому наставлению... После Печерского монастыря наши сведения состоят только в следующем: Преподобный Антоний Римлянин купил и приложил своему монастырю находившееся рядом с ним село Волховское 1404 с тремя семейными холопами и тоню (рыбной ловли) в Волхове 1405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1160 г. против Г. Я. собралась новая, более представительная коалиция князей. Ее возглавил владимиро-волынский кн. Мстислав Изяславич, к к-рому присоединились Ярослав и Ярополк Изяславичи, а также Владимир и Ярополк Андреевичи, Владимир Мачешич. Трехнедельная осада Турова вновь была безрезультатной. В 1161 г. Г. Я. заключил мирный договор с киевским кн. св. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем , чем прекратил покушения на занятое им княжество со стороны потомков киевского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича. С этого года войска Г. Я. стали участвовать в общерус. делах: в 1161 г. в числе проч. князей он отправил вместе с сыном Святополком свою рать на Слуцк, к-рый захватил его недавний противник кн. Владимир Мачешич. Поддержкой Г. Я. пользовался свт. Кирилл , поставленный, по мнению А. А. Мельникова ( Мельн i С. 26-27, 55-56), в 1159 г. на Туровскую епископскую кафедру «умоленьем князя и людей того града» ( Никольский. С. 63). В годы правления в Турове Г. Я. свт. Кирилл полемизировал с Климентом Смолятичем , переписывался с кн. Андреем Боголюбским, обличал Ростовского еп. Феодора (Феодорца) . Последнее упоминание о Г. Я. относится к нач. 1167 г., когда его сын Иоанн вместе с др. рус. князьями участвовал в походе против половцев. В 1170 г. правителем Турово-Пинской земли летопись уже называет сына Г. Я. Святополка. Г. Я. имел 5 сыновей: Святополка, Иоанна, Глеба, Ярослава, Ярополка и 2 дочерей: Малфриду, в 1166 г. вышедшую замуж за Всеволода, сына луцкого кн. Ярослава Изяславича, и Анну, ставшую 2-й женой киевского кн. Рюрика (Василия) Ростиславича . О высоком авторитете Г. Я. свидетельствует «Слово от жития святого Феодосия Печерского», под 3-м мая включенное во 2-ю редакцию Пролога. В «Слове» киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич упоминается как «прадед благовернаго, нищелюбиваго и милостиваго князя Георгия» (ГИМ. Син. 246. Л. 87, 2-я пол. XIV в.). В др. проложном сказании - «Слове о Мартине мнисе, иже бе в Турове» (27 июня) - рассказывается о том, что мон. Мартин принял явившихся ему и облегчивших его страдания св. князей Бориса и Глеба за слуг пинского кн. Ярослава - сына Г. Я. (Прилуцкий Пролог - РНБ. СПбДА. A.I.264. Т. 2. Л. 166, 1-я четв. XV в.). Как старший среди потомков вел. кн. Изяслава Ярославича, Г. Я. являлся ктитором и обладателем прав на киевский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь , а как единственный наследник (внук) вел. кн. Святополка (Михаила) Изяславича - на Златоверхий киевский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , в к-ром были похоронены его дети - туровские князья Святополк (1190) и Глеб (1195). Еще в нач. XVI в. Успенский собор Турова получал подтверждения на владения, данные ему первыми туровскими князьями, в т. ч., по-видимому, Г. Я.

http://pravenc.ru/text/164469.html

В Католической и в Греческих Православных Церквях память Архангела Гавриила отмечалась 26 марта. Однако в 1921 году папа Римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Архангела Гавриила отмечается в один день с Архангелами Михаилом и Рафаилом – 29 сентября. Архангел Гавриил вместе с Архангелом Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католической традиции Архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п. Кроме христианской традиции, Архангела Гавриила также почитают в иудаизме и исламе. В Древней Руси Архангел Гавриил считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 года сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою Святыя Богородицы и архангела Гавриила». Об этой же церкви митрополит Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ Онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с Тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»». Почитание Архангела Гавриила достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресвятой Богородицы. Так, еще в конце XII века Новгородский архиепископ Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревковой улице. Придел во имя Архангела Гавриила имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х годах XVI века церковь во имя Архангела Гавриила, как небесного покровителя великого князя Василия III, была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя Архангела Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704–1707 года на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня). Многие русские князья носили в крещении имя Гавриила: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович († 1253), Василий III Иоаннович († 1533). Иконография Архангела Гавриила

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Блгв. кн. Ярополк (во 2-м ряду справа). Фрагмент иконы " Все святые в земле Русской просиявшие " (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/и пролиял еси кровь твою,/якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ихже подвигом ревнуя благочестно,/Господеви взывал еси усердно:/даруй ми кончину, якоже братиям моим,/да и аз омыю грехи моя кровлю моею/и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./Темже, днесь сошедшеся в память твою,/верою и любовию славим Господа,/укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/якоже бо агнец незлобивый,/от раба заколен еси,/и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/Егоже моли, присноблажеенне,/спасти Отечество твое/и сыновом Российским спастися. Кондак, глас 3 Возсия днесь преславная память твоя,/благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./Темже, к тебе днесь притекающе,/с любовию взываем радостно:/блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/и свята селения, приимшая дух твой,/идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/не забуди нас, воспевающих тя,/но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/да избавимся от всех бед и скорбей,/инее присно память твою почитающи. Использованные материалы Редакция текста от: 13.03.2019 17:39:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22559.html

Об этом говорят свидетельства о деятельности митрополитов в XI—XII вв., представлявших интересы их князей. Так, по сообщению Титмара, «архиепископ этого города» (Киева) с почетом встречал короля Болеслава в 1018 г. в Софийском соборе («монастыре святой Софии»), а затем Болеслав посылал «упомя-нутого архиепископа» к Ярославу для переговоров об обмене захваченными членами княжеской семьи . В 1097 г. после ослепления Василька Ростиславича киевляне послали митрополита Николая вместе с княгиней-вдовой Всеволода к Владимиру Моно-маху-(ее пасынку) со словами: «Молимся, княже, тебе и братома твоима... » — и они «молистася ему и поведаста молбу кыян» , т. е. передали просьбы и требования тех, кто их послал. В 1140 г., когда Всеволод Ольгович пришел с полками на Киев, занимавший ртолицу Вячеслав «выела к нему митрополита», который должен был передать предложение князя решить спор за Киев без боя уступкой его Всеволоду . В 1136 г., когда во время конфликта Ярополка и Всеволода Ольговича из-за Чернигова «слаша межи собою слы (послы. — Я.Щ.) и не могоша уладити», был послан митрополит Михаил, который носил от одного присутствовавшего князя к другому крест для целования — принесения клятвы в принятии условий мирного соглашения об отказе Ярополка от Чернигова . В 1154 г. епископ каневский Демьян во время отсутствия в Киеве митрополита был послан киевлянами к Изялаву Черниговскому с приглашением на киевское княжение . Использование митрополитов и епископов в качестве послов встречается в политической жизни русских княжеств неоднократно . Особое положение древнерусского духовенства и его религиозно-политические функции позволяли ему использовать свои возможности для решения конфликтов между князьями, князьями и городами и другими средствами, которыми располагало оно одно. Так, когда в 1101 г. князь Ярослав Ярополчич в нарушение решений Витичевского съезда князей овладел Берестьем, а великий князь киевский Святополк Изяславич его арестовал и привез в Киев, митрополит Николай вместе с игуменами киевских монастырей упросил Святополка его отпустить, взяв клятву утроба Бориса и Глеба не вести больше политической деятельности. Однако Ярослав нарушил клятву, вновь был схвачен обманом и умер в заточении. Нет сведений, чтобы киевское духовенство и на этот раз участвовало в решении его судьбы . Как только что было показано, отсутствие митрополита в Киеве не прекращало этой деятельности духовенства и без него — крестоцелование князя Мстислава Владимировича было снято собором киевских попов, созванным по инициативе игумена Андреевского монастыря Григория, что позволило сохранить в распределении княжеских столов статус-кво и избежать новой военной усобицы с участием, половцев . Здесь городская церковная организация действует в совпадающих интересах населения столицы и киевского князя в целях предотвращения новых конфликтов и вторжения кочевников . Вопрос об участии епископов в феодальных представительных учреждениях

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

В такие эпохи церковь неизбежно нуждается во внешнем авторитете, который, при более развитом сознании народа, становится не только ненужным, но положительно вредным. В этом отношении церковь нашла в древней России твердую поддержку в сочувствии и содействии княжеской власти. И это содействие, благодаря раздроблению княжеской власти. И это содействии, благодаря раздроблению рода Ярославова и образованию системы уделов (нет худа без добра, по русской пословице), сопутствовало и поддерживало ее деятельность на всем обширном пространстве нашего отечества. «Каждый князь, как справедливо говорит г. Калачев, как скоро он искренно проникнут всеобъемлющим духом христианской веры. стремится отдельно к осуществлению великой цели вполне утвердить ее в своей области, а вследствие этого весьма естественно приходит в ближайшее соотношение с ее органами – духовенством и влиянием его более или менее сознательно пользуется для улучшения юридического быта своих подданных, как в их взаимных отношениях между собой, так и в применении их отношений к своей власти. Таковы именно были: Святослав Ярославич, сын его Глеб и племянник Ярополк Изяславич, Владимир Мономах , сын его Ярополк, Андрей Боголюбский и множество других. И вот, при таковом общем стремлении всех князей древней Руси, согласных между собой, или враждующих, быстро на всем ее пространстве, осуществляется одни и те же явления, которые повсеместно возводят духовенство но степень одного из важнейших органов юридической деятельности в различных сферах общественного быта, и плоды этой деятельности передают не только тогдашнему законодательству, но и отражают их через все историческое развитие нашего отечества до нашего времени» 9 . Для нашей цели имеет более важности другая сторона отношений между государственной и церковной властью именно: то значительное участие, какое добровольно предоставляли наши князья духовенству в делах государственных, в законодательстве и управлении. Через это нам становится понятно, какое могущественное влияние должна была оказывать церковь на юридический быт наших предков и какую важную роль должен был играть при этом Византийский церковно-гражданский элемент, принесенный к нам духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Скачать epub pdf 154. Олег Святославич, в св. крещении Михаил, князь черниговский сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского, от брака с неизвестною. Родился в Чернигове около 1055 г.; посланный отцом, уже великим князем киевским (см. 174), ходил с Владимиром Мономахом , тогда князем смоленским (см. 53), против Генриха IV, императора немецкого, и проник за Глогау (в нынешней Селезни) в 1075 г.; получил в удел от отца область Владимиро-Волынскую в 1076 г.; по смерти отца лишен этого удела своим дядей, Изяславом I Ярославичем, великим князем киевским (см. 107), и удалился к другому дяде, Всеволоду Ярославичу, тогда князю черниговскому (см. 59), в 1077 г.; бежав отсюда в Тмутаракань 10 апреля, привел в Русь половцев и разбил дядю Всеволода на р. Сожице («не Оржица ли, между Золотоношей и Переяславом»? – спрашивает Карамзин) 25 августа, а сам был разбит обоими дядями на Нежатиной ниве (близ Чернигова) 4 октября 1078 г.; бежав и с этого поля битвы в Тмутаракань, вторично привел половцев к Переяславу, но, по замирении их с Всеволодом, уже великим князем, отправлен ими, под стражею хазаров, к византийскому императору в 1079 г.; заключенный на острове Родосе, снова бежал в Тмутаракань и выгнал оттуда Ростиславичей (см. 50) в 1081 г.; в третий раз привел половцев и осадил Мономаха в Чернигове, который, как и Смоленск, оставлен ему Мономахом, в 1094 г.; позванный на суд в Киев, к великому князю Святополку II Изяславичу, отказался явиться, в 1095 г.; осажден в Стародубе Святополком и Мономахом, просил мира, удалился в Рязань, захватил Муром Мономахова сына, а своего крестника – Ярополка, тут же погибшего в бою, овладел Суздалем и Ростовом, но под первым разбит другим сыном Мономаха, также своим крестником, Мстиславом (см. 143) в 1096 г.; по решению любечского съезда князей получил, с братьями, Черниговскую область в 1097 г.; на княжеском съезде в Уветичах, под Киевом, взялся заплатить пополам с Мономахом 400 гривен серебра князю Давиду Игоревичу (см. 65), лишенному за ослепление князя Василька (см. 50) Владимиро-Волынского удела, в 1100 г.; ходил с войсками великого князя Мономаха и своими осаждать Минск, но безуспешно, в 1104 г.; участвовал в прогнании половцев за русский рубеж в 1107 г.; на свои деньги построил в Вышгороде (под Киевом) каменную церковь для св. мощей князей Бориса и Глеба в 1112 г.; при самом вокняжении Мономаха на столе киевском с ним вместе прогнал половцев в 1113 г. Умер в Чернигове 1 августа 1115 г. Тело его погребено там же, в Спасо-Преображенском соборе. Князь Олег Святославич был женат на княгине половецкой, неизвестной по имени, и имел от нее четырех сыновей, из которых старшие, Всеволод и Игорь, были впоследствии великими князьями киевскими. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 142. Михалко (Михаил) I Юрьевич, великий князь владимиро-суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, великого князя киевского, от первого или второго брака, не известно. О годе и месте его рождения сведений нет; удален из земли суздальской князем Андреем Боголюбским, братом своим, около 1162 г.; живя в южной Руси (как полагает Татищев, в Городце, ныне г. Остер Черниговской губернии), участвовал в походе Мстислава II Изяславича, великого князя киевского, на землю половецкую за р. Орел, в 1168 г.; по взятии Киева приступом войска ми Андрея Боголюбского и наименовании Глеба Юрьевича князем переяславским получил на свою долю город Торческ (бывший за р. Стугной близ Киева) и отразил грозный набег половцев, причем сам изранен, в 1169 г.; с торками и берендеями защитил от половцев же Переяславль в 1170 г.; назначенный братом своим Андреем, по смерти Глеба, в Киев, послал туда младшего брата Всеволода, жившего при нем, а сам остался в Торческе, в 1172 г.; осажденный в Торческе Ростиславичами, сыновьями бывшего великого князя киевского, заключил с ними отдельный мир, доставивший ему Переяславль, но чрез несколько месяцев вступил с войсками Андрея в Киев в 1173 г.; по смерти Андрея сел было на княжение владимирское, но, видя усобицу, уехал в Чернигов в 1174 г.; отсюда, призванный владимирцами, отправился в землю суздальскую, там разбил князя Ярополка Ростиславича владимирского, своего племянника, и занял стол владимирский 15 июня 1175 г.; признанный потом в достоинстве великокняжеском суздальцами и ростовцами, умер во Владимире (по другим известиям, в Городце волжском Нижегородской губернии) 20 июня 1176 г. Тело его погребено во владимирском Успенском соборе. Великий князь Михалко был женат: по одним сказаниям – на Февронье, неизвестной родом (см. 186), по другим – на дочери Святослава Ольговича, князя черниговского, неизвестной именем. Из детей великого князя Михалко сказаниями упоминаются сын Борис, погребенный в московском Успенском соборе, и дочь Елена, за Владимиром Святославичем, князем черниговским. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из Киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга (969 г., пам. 11 июля) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко (1015 г., пам. 15 июля), с сыновьями его мучениками Борисом и Глебом (1015 г., пам. 24 июля), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого, Княгиня Ирина (1051 г. пам. 4 окт.) и сын ее Владимир Ярославич (1051 г., пам. 4 окт.), просвещенный строитель Новгородской св. Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич (1085 г., пам. 21 нояб.), многострадальный скиталец Руси и западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич (1129 г. пам. 21 мая) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором (обоих пам. 21 мая), князья Муромские, просветившие Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича, великий князь Игорь Ольгович (1147 г., пам. 5 июня), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, – он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (обои – 1228 г., пам. 25 июня), замечательные своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович (1245 г., пам. 20 сент.), воспитавший для царствия небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую (пам. 25 сент.), испытавши во время первого нашествия татар много тяжёлых превратностей, замученный в татарской орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его великий князь Киевский Мстислав Владимирович (1132 г., пам. 15 апр.), известный своею многосторонней деятельности; внуки Мономаха Всеволод Мстиславич (1138 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Грамота князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии дает основание полагать, что десятина первоначально в пользу Митрополита, а затем епископа каждой области взималась и со всякого частного имения– " чия си хоти», т. е. чьею бы то ни было 3 . Митрополиты и епископы, конечно, имели доходы и от церковного служения и от священнослужителей и, как потом обстоятельства дают знать, от всех христиан. Более солидным и основательным источником обезпечения церковных властей были недвижимыя имения, так как княжеские десятины, повидимому, имели место только при первых князьях, ибо о них с XIII века уже нет упоминания. Великие князья митрополитам, а удельные епископам дарили принадлежащия им села и вотчины. Этот вид обезпечения церковных властей особенно широкое распространение получил на северо-восточной Руси, во Владимире, хотя, несомненно, имел место и в Киевской области. Никоновская летопись называет город Синелиц, который принадлежал Митрополиту (под 1123 г.). Вполне вероятно, что Митрополиту принадлежал и Переяславль–резиденция митрополитов в первые 50 лет. Если Митрополиту мог принадлежать город, то, несомненно, ему были даримы и села и вотчины, так что Митрополит, или вернее каедра Митрополита еще в до-Монгольской Руси была богатым помещиком. Церковь святыя Богородицы во Владимире великим князем Андреем Боголюбским была наделена «свободами купленными с даньми и селами лепшими» и городами 4 . Епископ Владимирский Симон пишет к Поликарпу в Патерике: «Кто не весть мене грешного Симона и сея соборные церкви красоты Владимирские: и другия Суздальские церкви, юже сам создах: колико имеета градов и сел " … Каедры Митрополитов и епископов получали земли не только от князей, но и от других богатых людей на помин души; довольно часто Митрополиты сами покупали, или же, происходя из высшего и богатого класса населения, с собой приносили каедре и свои поместья. Таким образом, довольно быстро умножались недвижимыя имения церкви. Засим, Митрополиты и епископы пользовались частью доходов и от монастырей, как верховные правители монастырей в качестве Епархиального епископа, а иногда и как настоятели монастырей. Некоторые монастыри наши были очень богаты землями, даже населенными холопами. Так Киево-Печерский монастырь уже в игуменство св. Феодосия начал владеть недвижимыми имениями. Князь Ярополк Изяславич 1086 г. дал монастырю «Небльскую волость и Дерьвьскую и Лучьскую и около Киева»; дочь Ярополка, жена Глеба, вдала монастырю «пять сел и с челядью» 5 . Имели значительное количество земель и следующие древние монастыри: преподобного Антония Римлянина и Юрьев в Новгородской епархии. Другие монастыри также имели то или другое количество земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010