Святой Иларион был извещен о своей кончине за сорок дней, и за три дня до смерти он приобщился Святых Таин, простился с братией и затворился в своей келлии. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 года. Честные мощи его были опущены в каменный склеп, а по прошествии сорока дней прославились исцелениями приходивших к ним с верой. По распоряжению императора Василия Македонянина (866–886) мощи святого Илариона были перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 году. Император предполагал положить их в царские палаты, но святой Иларион явился ему во сне и указал, чтобы мощи его были положены в новоустроенном храме в честь Святых апостолов близ Босфора Фракийского. Грузинская Церковь в IX веке причислила преподобного Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября/2 декабря. Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро–Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50–х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями–князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них — Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро–волынский, потом смоленский; † 1060 г.) — не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

– Слич. 518 и 519. 518. Василько (Василий) Ярополкович 518. Василько (Василий) Ярополкович, князь-изгой (безудельный), Карамзину «неизвестный» (Ист. Гос, Рос. т. II, прим. 332), г. Соловьевым не упоминаемый и во всех родословных княжеских пропущеный, но, по нашим соображениям, кажется, единственный сын Ярополка Владимировича, также князя-изгоя ), младшего брата Ростислава, князя тмутараканского ), следственно, правнук Ярослава I Владимировича, великого князя киевского 198) и двоюродный брат Ростиславичей; Володаря (Владимира), князя перемышльского 568) и Василька (Василия), князя теребовльского 50). – Именуется летописно однажды, как посланный Владимирком Володаревичем (Владимиром Владимировичем), князем галичскпм 51), своим двоюродным племянником, к Андрею Юрьевичу (Георгиевичу), князю пересопницкому, впоследствии Боголюбский и святый 20), с приглашением прибыть на совещание, в 1150 г. – Примечание. Отец Василька, Ярополк Владимирович, именуется, сколько нам известно, только в одной родословной княжеской – летописной, по Воскресенскому списку (Полн. Собр. Рус. Летоп. т. VII, с. 232 Изд. 1856 г.). Слич. 517 и 519. 519. Василько (Василий) Ярополкович 519. Василько (Василий) Ярополкович, князь михайловский (городка Михайлова, бывшего близ Киева), по Карамзину, г. Соловьеву и даже родословной летописной – впрочем, в том месте именно, где упоминается он, очевидно спутанной (см. прим. к с. 232, т. VII, Полн. Собр. Рус. Летоп. Изд. 1856), – сын Ярополка Изяславича, князя бужско-Волынского ), правнука Мономахова 53), от брака с дочерью Святослава Олеговича (по Карамзину, то Олеговича, то Всеволодовича. См. Ист. Гос. Рос., т. II, прим. 415 и т. III, с. 8. Изд. 1842), князя черниговского ), неизвестной по имени; а как думаем мы – сын Ярополка 11 Владимировича, великого князя киевского 195), сына Мономахова, от брака с Еленой, пленной половчанкой, дочерью неизвестного отца 86). О времени и месте его рождения сведений нет; именуется летописно впервые по тому случаю, что он избил Половцев на р. Роси, и взял себе «искупа много на них», в 116S г. (мог ли сделать это сын отца, женившегося, как Ярополк Изяславпч, правнук Мономахов, только в 1166 г.?1; но смерти Ростислава-Михаила Мстиславича, ве-ликого князя киевского (ЛЕ 167 от имени его родного, а своего двоюродного, племянника, Мстислава Изяславича, князя Волынского, потом великого князя киевского (ЛЕ 144), занял Киев и распоряжался в нем до прибытия Мстислава, в 1267 г, (при этом одна Густнпская летопись называет Василька

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

•  Родной город преподобного — Васильков — основан во второй половине Хв. и ныне является районным центром в Киевской обл. на Украине.  •  По благословению прп. Антония Печерского, св. Феодосий испросил у князя Изяслава близлежащую гору и там был поставлен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и устроены кельи. Братия переселилась на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и православия на Русской земле. В Печерской обители впервые на Руси был введен устав Студийского монастыря. Впоследствии этот устав приняли и все остальные русские монастыри этого времени, следуя примеру Киево-Печерской обители. Студийский устав отличается от начавшего распространяться на Руси после XIV в. Иерусалимского устава преобладанием правил монашеской жизни над богослужебными. Благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец (+ 1086) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели Св. благоверный князь Ярополк Изяславич был старшим сыном вел. князя Изяслава Ярославича. Кроткий и смиренный нравом, послушный сын, он  разделял все скорби своего отца, принимал участие во всех его походах и сопровождал его в его изгнаниях.  Удел свой — Владимир-Волынский — он получил от дяди своего, вел. князя Всеволода Ярославича. Он много претерпел от несправедливости и корыстолюбия своих родственников, но всегда легко прощал обиды.  Прп. Нестор Летописец приводил его ежедневную молитву: «Господи Боже мой! Приими молитву мою и дай мне смерть такую же, как и братьям моим Борису и Глебу, от чужой руки, да омою грехи свои все своею кровью, и избавлюсь от суетного этого света и мятежного, от сети вражеской...» «Просимого им, — говорит далее прп. Нестор, — не лишил его милостивый Бог: получил он блага те, каких ни око видело, ни ухо слышало, ни сердце человека не предугадало, какие уготовал Бог любящим Его...»  21 ноября 1086 г. благочестивый князь Ярополк был предательски убит «неизвестным злодеем», вонзившим ему в бок саблю. Думают, что его подослали неблагодарные племянники св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Всегда молил он Бога так: “Господи Боже! приими молитву мою, – дай мне смерть, как двум братьям моим, Борису и Глебу, от чужой руки, чтобы омыл я грехи мои кровью моею и избавился от сего суетного, мятежного мира, как вражией сети”. И вот молитва его не отринута Богом! Он получил блага, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало, и которые не всходили и на сердце человеку, те блага, которые уготовал Бог любящим Его» 857 . Так пишет преподобный Нестор в своей летописи! Киевская летопись, говоря о дочери блаженного князя Ярополка, жене князя Глеба Всеславича, пишет: «Эта блаженная княгиня вместе с своим князем имела великую любовь к Святой Богородице и к отцу Феодосию, ревнуя отцу своему Ярополку. Ибо сей Ярополк отдал (Печерской обители) все имение свое, волости Небольскую, Деревскую и Луцкую и около Киева; а Глеб дал вместе с княгинею при жизни своей 600 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти князя княгиня дала 100 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти своей отдала 5 сел и с челядью и все до холстины» 858 . Итак, блаженный Ярополк, сколько был сам благочестив, столько же внушал благочестие и семье своей. Другие известия прибавляют еще, что блаженный князь не любил нетрезвости и насмешек, и любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован 859 . Так, памятники Церкви, начиная с преподобного Нестора до Степенной книги и Никоновой летописи, показывают, что убиенный князь Ярополк Изяславич считался в числе угодивших Господу жизнью своею и особенно страдальческою невинною смертью. В рукописном описании святых XVII века он также поставлен в числе святых и память его показана под 21 ноября. День двадцать шестой Преставление святителя Иннокентия, епископа Иркутского Отрасль древней дворянской Волынской фамилии Кульчицких, блаженный Иннокентий получил умственное образование в Киевской академии 860 . В Киевской лавре пострижен был в иночество и здесь же приял священство. В 1710 году отправлен он вместе с двумя другими к должности учителя в Московскую академию; в 1714 году получил здесь звание префекта и в том же году переведен в Невскую лавру, с званием соборного иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf 65. Давид Игоревич, князь бужско-дубенско-черторижский сын Игоря Ярославича, князя владимиро-волынского, потом смоленского, от брака с Кунигундой, дочерью Оттона, графа орламиндского и маркграфа мейсенского, виднейший между князьями-изгоями (безместными) древней, домосковской Руси. Родился в г. Владимире-Волынском около 1055 г.; по смерти отца своего остался князем-изгоем в 1059 г.; бежал (как думают, из Турова) в Тмутаракань, которою и овладел обще с Ростиславичами, такими же, как он, князьями-изгоями, в 1080 г.; изгнан оттуда Олегом, князем черниговским (см. 154), в 1081 г.; захватил греческий город Олешье (нынче село Алешки, против Херсона), ограбил там купцов, призван в Киев великим князем Всеволодом I Ярославичем и получил от него Дорогобуж на Волыни (ныне местечко Ровенского уезда, на р. Горыни) в 1084 г.; по смерти Ярополка Изяславича, племянника великого князя Всеволода I, наследовал область Владимиро-Волынскую в 1086 г.; участвовал в любечском съезде князей, из которых Василько Ростиславича, князя теребовльского (см. 50), коварно захватил, ослепил и заточил у себя во Владимире в 1097 г.; освободив Василька, осажден во Владимире Ростиславичами, которым выдал исполнителей казни над Васильком, своих любимцев, в 1098 г.; с появлением великого князя Святополка II Изяславича (см. 169), двинувшегося на Волынь по приговору князей, бежал к Владиславу I, королю польскому, одарил его и пригласил на помощь, но, обманутый им и осажденный в своем Владимире великим князем, отдал ему всю Владимиро-Волынскую область (22 апреля), после чего соединился с Ростиславичами, привел в Русь Боняка, хана половецкого, разбил венгров под Перемышлем, взял г. Нервен, осадил Владимир-Волынский, разбит (5 августа) под Луцком князем Святославом Давидовичем черниговским (см. 172), но, благодаря Боняку, возвратил себе Владимир на Волыни в 1099 г.; вытребованный на княжеский съезд в Уветичах, под Киевом, лишен Владимиро-Волынской области, взамен которой получил Бужск (ныне Буек, между Бродами и Лембергом, в Галиции), Дубно, Черторижск и 400 гривен серебра в 1110 г.; участвовал в блистательном походе южно-русских князей за реку Дон, на «вежи» (станы) половецкие в 1111 г. Умер в Киеве 25 мая 1113 г. Тело его погребено там же, в церкви Влахернской Богородицы на Клове. Князь Давид Игоревич был женат, по догадке Карамзина (II, прим. 190), на дочери Владислава I, короля польского, имел от нее сына Всеволодко, князя городенского, мужа одной из дочерей Владимира Мономаха . Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

При назначении настоятелей мон-рей митрополит должен был считаться с желаниями их княжеских патронов. Главные киевские монастыри в XII в. были под патронатом отдельных ветвей княжеского рода, в них находились родовые усыпальницы. Однако митрополит обладал над настоятелями реальной властью. После убийства в Киеве св. кн. Игоря (Георгия) Ольговича митрополит послал для совершения похорон «игумена Онанью святого Федора». Когда печерский игум. Поликарп не последовал указаниям митрополита относительно поста по средам и пятницам в «Господские праздники», митрополит, по свидетельству Лаврентьевской летописи, его «запретил», хотя Поликарп был весьма влиятельным лицом, близким к киевскому кн. Ростиславу Мстиславичу. Высшие духовные лица во главе с митрополитом в летописных текстах обозначаются формулой «митрополит и вси игумени». Обычно такая формула употребляется при описании торжественной встречи князя, а также при характеристике иных ситуаций. Так, «митрополит и игумени» добились в 1101 г. от киевского кн. Святополка Изяславича помилования кн. Ярослава Ярополчича и приняли его присягу у гробниц святых Бориса и Глеба. В сер. XII в. они выступили против выдачи кн. Ивана Берладника его двоюродному брату галицкому кн. Ярославу Владимировичу, и их требование было удовлетворено. Для митрополичьей кафедры в XI-XII вв., как и для других епископств, главным источником содержания была десятина от разных видов княжеских доходов (так же, вероятно, снабжались первоначально храмы и первые мон-ри). Даже скупые летописные свидетельства показывают, что в XII в. церковные учреждения на территории митрополичьей области становились землевладельцами. Так, сохранились сведения о крупных вкладах кн. Ярополка Изяславича и его дочери в Киево-Печерский монастырь (см. ст. Киево-Печерская лавра ): дочь, скончавшаяся в 1158 г., дала вкладом по завещанию «5 сел и с челядью». В рассказах о войне с половцами в нач. 70-х гг. XII в. упоминаются град Полонный (Полоное) и «волости», принадлежавшие Десятинной ц.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Б.: в обмен на признание Киева за В. Б. Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский - Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г. Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича . Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин. племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля». В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича . Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В.

http://pravenc.ru/text/155544.html

В Софийском соборе, под полом его, погребены тела девяти Киевских митрополитов. Христо–Рождественская церковь На дворе Софийского собора, к югу от сего последнего, находится каменная церковь во имя Рождества Христова. Первоначально она представляла двухэтажное здание, в котором помещались трапеза для братии монастырской и церковь во имя св. Лазаря. В настоящий свой вид эта церковь приведена в 1823 и 1872 г. г. В ней совершаются ранние литургии. Киево–Софийский митрополитанский дом Прямо против главных западных дверей Софийского собора находится двухэтажный каменный дом, называемый митрополитанским. Он построен в 1720–1740-х годах. В нем имеется домовая церковь во имя священномуч. Макария с 1746 г., переделанная в 1840 г. Софийское духовное училище К северу от Софийского собора находится длинное каменное трехэтажное здание, построенное в 1763–1767 г. г. и прежде служившее помещением для штата митрополитанского дома. Теперь в нем помещается Киево–Софийское мужеское духовное училище с церковью домовою в честь иконы Божией Матери – Воспитательницы, устроенною в 1886 г. Златоверхий Михайловский монастырь Если выйти из Софийского собора через его колокольню, то прямо пред глазами богомольца открывается величественный, увенчанный многими золоченными куполами храм. Это – Златоверхий Михайловский монастырь. На месте нынешнего Михайловского монастыря существовал прежде монастырь, называвшийся сначала Димитриевским, по имени своего соборного храма, построенного вел. кн. Киевским Изяславом (Димитрием) Ярославичем, а потом Петровским, по имени другого соборного храма, построенного в. кн. Ярополком (Петром) Изяславичем. Оба эти храма были разрушены, вероятно, при нашествии татар. Нынешний Михайловский соборный храм монастыря был заложен вел. кн. Киевским Святополком (Михаилом) Изяславичем 11–го июня 1108 г. По имени сего храма, который от начала устроения своего был украшен золотыми главами, и самый монастырь получил название (с XIV в.) Златоверхо–Михайловского. Соборная Михайловская церковь монастыря ныне увенчивается семью позолоченными куполами. На кресте главного купола ее укреплен золотой двуглавый орел в память присоединения Малороссии и Киева к Русскому государству в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

691 Итак блаж. Ярополк сколько был сам благочестив, столько же внушал благочестие и семье своей. Другие известия прибавляют еще, что блаж. князь не любил нетрезвости и насмешек, и любил слезы умиления, никому не мстил и был весьма образован. 692 Так памятники церкви, начиная с преп. Нестора до степенной книги и Никоновой летописи показывают, что убиенный князь Ярополк Изяславич считался в числе угодивших Господу жизнью своею и особенно страдальческою невинною смертью. В ркп. описании святых 17 в. он также поставлен в числе святых и память его показана под 21 ноября. Страдание св. князя Михаила Ярославича тверского Князь Михаил Ярославич родился уже после смерти отца своего кн. Ярослава Ярославича, в 1272 г. 693 и потому рос сиротою. Так и первые годы жизни его были уже запечатлены скорбию. Он воспитывался умною и благочестивою материю кн. Ксениею в страхе Божием; престол князя тверского занимал старший брат Святослав, памятный церкви и отечеству тем, что княжив при жизни отца во Пскове, крестил он литовцев, скрывшихся от бед отчизны во Пскове. 694 В первый раз встречаем Михаила князем тверским в 1285 г. «Заложена была в Твери, говорит летописец, каменная церковь Козмы и Дамиана благоверным князем Михаилом и материю его Ксениею и преподобным епископом Симеоном и дали ей другое имя – св. Спас Преображение». 695 Прекрасное начало княжению новому! В том же году «литва напала на волость тверского владыки Олешню. Тверитяне, москвичи, волочане, новоторжцы, зубцовцы, ржевичи, совокупными силами пошли и накануне Спасова дня побили литву в лесу. Бог помог христианам, князя литовского Домонта убили, иных перехватали, других умертвили, всех взятых в плен отняли, иные же разбежались». 696 Новому князю тверскому надлежало отправиться в орду, чтобы быть утвержденным на престоле. Но когда он был в орде: по милости к. Андрея, недостойного сына св. князя невского, татары (1287 г.) захватили Москву и готовы были опустошать владения тверского князя. Кн. Михаил на возвратном пути из орды, не зная ничего о делах Андрея, едва не попался в плен татарам в Москве, но был во время предупрежден одним священником, который указал ему безопасную дорогу к Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010