15 июля 6523 (1015). Смерть Владимира 6523 (1015) 15 июля. Смерть Владимира Вокняжение Владимира. Иаков не упоминает о войне Ярополка с Олегом, о которой рассказывается в летописи. В его изложении гибель князя выглядит несчастным случаем: «И Олегъ, идыи съ вой у Вруча града, ся обломи мость съ вои, и угнетоша Олга в гребли». Но в летописи Олег не просто переезжал с воинами мост через городской ров, а спасался бегством после проигранной старшему брату битвы. Ярополк, таким образом, оказывался косвенным виновником гибели Олега. То ли агиограф неудачно сократил свой источник, то ли там действительно об этом не говорилось. Иаков пишет, что 11 июня 6486 (978) г. приходилось на восьмой год после гибели Святослава. Тогда получается, что печенеги убили его в 971 г., а не в 6480 (972) г., как сказано в летописи. Болгарская война Святослава, которую он начал как союзник Византии, а закончил как соперник Империи на Дунае, завершилась в июле 6479 (971) г. Дата известна из текста договора, помещенного в «Повести временных лет», и принята большинством историков. 143 По летописи Святослав погиб весной, когда возвращался с зимовки на побережье Черного моря на Русь. По русскому летоисчислению, начинавшемуся с 1 марта, это был уже 6480 (972) г. 971 г. мог получиться, только если историк считал, что Святослав погиб осенью-зимой того же года, когда заключил мир. Такая датировка следует, между прочим, из «Истории» Льва Диакона. 144 Но более вероятно, что источник Иакова знал, что Ярополк правил восемь лет: так сказано в перечне русских князей от Олега до Святополка Изяславича из статьи 6360 г. «Повести временных лет». Источник Иакова всегда считал неполные годы, поэтому и здесь обозначен восьмой год, т. е. полных семь лет и еще сколько-то. 145 Дата 11 июня 978 г. есть только у Иакова. В НС и «Повести временных лет» в окняжение Владимира датировано 980 г. Очевино, дата получена путем простого прибавления к 972 г. восьми лет. В этой статье рассказывается также о захвате Полоцка и осаде сначала Киева, а потом Родня. Походы 979–984 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре Олег Святославич, посаженный отцом в Древлянской земле, убил Люта, сына воеводы Свенельда. В 6485 (977) г. Свенельд подговорил Ярополка напасть на младшего брата. После проигранной битвы Олег пытался укрыться в городе Овруче, но когда все торопились проскочить по мосту, дружинники спихнули юного князя в ров. Сверху на него упали еще люди и кони и задавили князя до смерти. После гибели брата Владимир и его дядя Добрыня бежали из Новгорода «за море». О дальнейших событиях рассказывается в статье 6488 (980) г. Владимир вернулся с варяжской дружиной, захватил Новгород и объявил войну Ярополку. Затем он посватался к дочери князя Рогволода Полоцкого, Рогнед, но она отказала Владимиру: новгородский князь был сыном ключницы-рабыни, а к ней сватался сам Ярополк. Владимир захватил Полоцк, взял в жены Рогнед и пошел дальше на Киев. Летописец подробно пишет о Блуде, воеводе Ярополка, предавшем своего князя. Сначала он убедил его бежать из города, а затем, когда Ярополк был осажден уже в Родне, уговорил сдаться Владимиру. Во время переговоров в Киеве князь был убит на Теремном дворе варягами младшего брата. Заканчивается статья 6488 (980) г. рассказами о так называемой «языческой реформе» Владимира, о его многочисленных женах, наложницах и детях. Под 6489(981)–6493(985) гг. летописец пишет о походах Владимира на окрестные славянские племена и болгар. Под 6491 (983) г. помещен рассказ о мучениках за веру, безымянных варягах-христианах. В благодарность за победу над ятвягами было решено в жертву богам принести юношей и девушек. Жребий выпал на сына варяга, но отец отказался его выдать, и они оба были убиты язычниками-киевлянами (подробнее см.: Гл. 3 и 6.2). Рассказ о крещении Руси начинается с известия 6494 (986) г. о приходе к Владимиру миссионеров. Первыми были мусульмане из Волжской Болгарии, затем пришли послы от папы римского, а последними были иудеи из разгромленной еще Святославом Хазарии. Никому из них не удалось убедить Владимира в своей правоте. Последним прибыл некий греческий Философ. В диалоге с князем он раскрыл ему значение ветхозаветных и новозаветных событий и разъяснил основные догматы христианской веры (подробнее см.: Гл. 4.3). Закончив свою речь, Философ показал Владимиру «запону» (завесу), на которой был изображен Страшный суд. Это произвело большое впечатление на князя, и казалось, он должен был креститься, но вместо этого он говорит: «Пожду еще мало». Странное решение Владимира летописец объясняет тем, что князь хотел «испытати о вс хъ в рахъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блуд убедил Ярополка, что все горожане перешли на сторону Владимира, и уговорил его бежать из Киева. Ярополк был осажден в городе Родне при впадении Роси в Днепр. Летописец пишет, что чудовищный голод запомнился поговоркой: «Б да акы въ Родн ». Тогда Блуд уговорил Ярополка сдаться Владимиру. Если Владимир выступил в поход из Полоцка ранней весной 978 г., то в мае он вполне мог осадить Ярополка. Судя по сообщению летописца, оборона Киева благодаря усилиям Блуда была недолгой. В Родне весной продовольствия, естественно, не было. Зимние запасы уже съели, а все, что могла дать земля, было за городскими валами. Теперь Ярополк был вынужден сдаться, хотя один из его дружинников, Варяжко, советовал ему бежать к печенегам. При всей логичности в этом рассказе есть одна странность. Согласно летописи, Владимир ждал брата, войдя на «дворъ Теремной отень» – все происходило в Киеве. До этого Теремной двор упоминается в связи с местью княгини Ольги древлянам. Летописец здесь же дает топографические сведения: двор, названный так по каменному терему, находился «вн града», т. е. вне линии укреплений времен св. Ольги. Он располагался «идеже есть нын дворъ Деместиковъ (регента хора) за святою Богородицею надъ горою». На месте построенной Владимиром Десятинной церкви при Ольге и Святославе был курганный могильник. 297 Слова «за Богородицею» указывают любое направление по отношению к храму кроме западного – перед главным фасадом. Теремной двор мог располагаться на краю плато над Крещатицкой долиной или над днепровским обрывом. 298 То, что Владимир назначил встречу не в самом городе, где у Ярополка оставались сторонники, естественно. Но Родень находится в 150 км от Киева, и логичнее было вызвать старшего брата в свой лагерь, а не ждать, когда он приедет в Киев. Конечно, это мог быть «жест доброй воли» с целью усыпить подозрения Ярополка. Но все могло быть иначе. Бегства в Родень не было, а бывший киевский князь пришел сдаваться Владимиру на Теремной двор, расположенный сразу за городскими валами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще один пример: «Само название Яро-славль, вероятно означало когда-то «Славный Яр». Яр – это название места с определенным рельефом. Это было «Славное Место», где торговали. Естественно, здесь возник крупный город, наследовавший имя «Яро-Славль»» [НХ-1: 158]. Сравним и здесь с традиционной этимологией. Ярославль – первоначально притяжательное прилагательное мужского рода от имени Ярослав, т. е. это «Ярославов» (подразумевается: город). По этой модели образованы названия многих древнерусских городов, например, Переяславль, Мстиславль, Ростиславль (ныне Ро-славль). Предположение, что слово Ярославль могло первоначально обозначать «славный яр», лингвистически безграмотно: словообразовательная модель «основа существительного + основа прилагательного, от которой отсечен суффикс -н-, + суффикс -ль» не представлена в русском языке ни единым примером. Более того, она противоречит общим принципам образования сложных слов в русском языке – как древнем, так и современном (но, чтобы точно сформулировать эти принципы, необходим некоторый лингвистический аппарат, который нет смысла здесь приводить). Напротив, сложное слово Ярослав (имя) построено в полном соответствии с принципами древнерусского словообразования (но яр- здесь не от яр «крутой берег, круча, обрыв», а от прилагательного ярый). Первоначальное значение этого имени – «обладающий яркой (мощной) славой». По этой модели построено значительное число других старинных русских слов, в том числе имен, например: Ярополк (первоначально: «обладающий ярым (яростным) войском»), пустодом «тот, у кого дом пустой», «плохой, незапасливый хозяин», златоуст «красноречивый человек» (буквально: «обладающий золотыми устами») и т. п. Такая этимология имени Ярослав активно поддерживается также тем, что обе части этого имени хорошо представлены и в других древних славянских именах, ср. Ярополк, Яромир, Ярогнев и др., Святослав, Доброслав, Вячеслав, Мстислав и др. Разбирать далее поштучно этимологическую продукцию АТФ незачем. Скажу коротко: с точки зрения серьезной лингвистики ее ценность равна нулю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Трудно в немногих строках наделать такое большое число вопиющих ошибок против византийской истории. Нет ни какого основания предполагать, что переворот, низвергнувший Диогена, произошел вслед затем, как Владимир Мономах выдал за него свою дочь. Диоген был низвергнут в 1071 году, когда у Владимира Мономаха не было ни дочери, ни сына. Притом Диоген вовсе не Алексеем Комнином был низвергнут; между низвержением Диогена и воцарением Алексея прошло десять лет, два царствования и несколько переворотов. Наконец, совершенно ошибочно мнение о том, что Иоанн Комнин был женат на внуке Мономаха. Это поселяет в нас предубеждение против единогласия русских историков, когда они говорят о чем-либо византийском. Сомнительны и те основания, на которых женою Леона считается дочь Владимира, а не сестра, – Василько Леонович считается внуком Владимира, а не племянником. Летописи, на которые ссылался Карамзин, теперь изданы, и вот что мы находим под 1136 годом. Речь идет о междоусобиях между Ольговичами и Мономаховичами. В 6644 (1136) году Всеволод (Ольгович) со всею братьею пришел к Переяславлю и стоял под городом три дня: произошло несколько схваток, но Ольговичи узнали о приближении Ярополка (Владимировича) и отступили к Супою. Ярополк с дружиною своею и с братьею, не подождав своих вой (то есть, ополчения), устремились на бой, думая, что Ольговичи не устоят против их силы. Оба полка соступились и бились крепко, но вскоре Половцы, союзники Ольговичей, обратились в бегство; лучшая дружина Мономаховичей погналась за ними, а сами князья Володимировичи бились с Ольговичами: «Тогда же Василко Леоновичь царевич оубьен бысть, и бысть брань люта, и мнози от обоих падаху». Ярополк, Вячеслав, Юрий и Андрей (Владимировичи), заметив смятение в своих полках, отъехали восвояси. А тысяцский с боярами, которые погнались за Половцами, избили их и, воротившись назад на полчище (на место первоначального расположения полков), уже не нашли князей своих и попали Ольговичам в руки: «И тако изимашае, держаще стяг Ярополчь, яша бояр много: Давыда Ярославича (в Лавр. Яруновича) тысяцкого и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужии; и внук Володимерь Василко Маричичь оубьен бысть тоу; многы бо бяше бояры Киевскии изоимали» (Ипатьевск. летоп., стр. 214) 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия. Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега — в Овруче, а младшего, Владимира — в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку — Свенельда, а Владимиру — его дядю, Добрыню. В точности не известно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей. Так или иначе, Ярополк при этом воцарился в Киеве и ненадолго явился единодержавным князем (972-978). Между прочим, его правление было ознаменовано рядом важных событий. Так, в 973 г. русские послы были направлены с богатыми дарами в резиденцию Германского императора Оттона I. Цель посольства нам не известна, но вероятнее всего император Священной Римской империи (как это официально называлось) выступал неким посредником в переговорах Руси с Римом. Без протекции этой важнейшей персоны центральной Европы непосредственные контакты между «варварами» и «римлянами» даже по вопросам миссионерства в то время были вряд ли осуществимы. В результате в 979 г. в Киев прибывает посольство от Папы Бенедикта VII. Это было первым прямым сношением Руси с Римом, хотя и не принесшим никаких результатов, т.к. годом ранее в Киеве произошёл переворот, на некоторое время заморозивший христианскую политику Киевских князей. А именно, используя предательство воеводы Блуда, Владимир, убив Ярополка, сумел воцариться в Киеве.

http://pravmir.ru/knyaz-vladimir-i-drevn...

Так сначала владел там Ярополк, сын Изяслава, а потом, под тем предлогом, что он замышляет измену против киевского князя, сослали его. Луцк добровольно признал князем Владимира Мономаха . Владимир дан Давиду Игоревичу, которого отец там княжил, назначенный туда отцом Ярославом. Ярополк повел на него Поляков, но был убит изменнически. В конце XI-ro века Волынский край терпел опустошение Половцев, Поляков и Угров, по поводу междоусобной войны южнорусских князей вслед за ослеплением Василька. На стороне Давида был Боняк Шолудивый с Ордою; на стороне Святополка – Поляки и Угры. Во Владимире княжил сын Изяслава. Волынь с тех пор осталась навсегда в соединении с Киевом, там то появлялись особые князья, то опять князем Владимира делался киевский. Так например, в 1123 году Владимир отдан Андрею, потом в 1136 году Изяславу Мстиславичу. Владимир стал главным городом Волынской Земли. Случалось, что претенденты призывали Поляков, и тогда сельский край страдал. Так Ярослав Святополчич, внук Изяслава Ярославича, которого род был в связи с польским домом, привел Поляков и Угров; но его постигла неудача. Когда дети Ростислава вымерли в первой половине XII века (1141 году), Червонорусская Земля, прежде разделенная на уделы, соединилась под властию одного князя Владимира (Володимирка) Володаревича. В его политике является очевидное стремление обособиться и не подлежать власти Киева, хотя впрочем, без совершенного нарушения связи с домом, владевшим Русью. В этом отношении личное стремление князя совпадает со стремлением страны, сознававшей свою отдельность. Такое стремление раздражило русские области, потому что в 1144 году из нескольких земель двинулись на Галич ополчения, чтобы принудить Червоную Русь, и с нею князя ее, наравне с другими областями Русского мира признавать старейшинство киевского князя. Кроме Русских, участвовали в этом деле иноземцы: на стороне князей были Поляки; Владимир призвал Угров. Тут открылся путь иноземцам на будущее время вмешиваться в дела Червоной Руси и решать ее судьбу: это повторялось со временем много раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Запятье» князя Владимира, или как стал христианином жестокий язычник? С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? 28 июля, 2012 С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. А как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой. И в старых учебниках, и в современном мультфильме это невероятное преображение одной человеческой души, с которого началось рождение русского народа, неоправданно упрощают. Железом и кровью Князь Владимир был незаконнорожденный. Он родился в 962 году от связи Святослава Игоревича с ключницей Малушей. Чтобы получить то, что другим досталось по праву рождения, князь Владимир должен был сделать ставку на жестокость, изворотливость, силу. Он и князем-то стал случайно — только благодаря своему дяде Добрыне, бывшему воеводой у Святослава. Добрыня предложил князю кандидатуру Владимира для Новгорода, куда ехать никто из старших сыновей Святослава не хотел. Старший, Ярополк, воцарился в Киеве, средний, Олег, — в Древлянской земле, сам же Святослав избрал своей столицей Переяславец на Дунае в Болгарии. Однако в 977 году позарился на землю Владимира Ярополк, только что умертвивший Олега (Святослав же погиб от рук печенегов еще в 972 году). 15-летний Владимир бежал за море к варягам — и это очень характерно для тогдашней русской элиты, ощущавшей себя наполовину скандинавами. Возмужав и заручившись их военной поддержкой, Владимир в 980 году вернулся домой, отвоевал Новгород, захватил заодно Полоцк вместе с Рогнедою, а затем и Киев, устранив Ярополка.

http://pravmir.ru/zapyate-knyazya-vladim...

Так поступил и Рюрик. Не имея способов защитить Киев, он выехал в Белгород, умел внезапно разбить Половцев, предводимых Игорем Северским, и воспользовался робостию Святослава для заключения мира: признал его старейшим; отказался от Киева, удержав за собою все другие города Днепровские, и клялся искренно быть верным другом Черниговских Князей с условием, чтобы они, подобно ему, служили щитом для южной России и не давали варварам пленять Христиан. Вероятно, что Рюрик старался примирить Святослава с Великим Князем: Новгород, быв основанием их вражды, подал им и способ прекратить оную. Ярополк, ненавидя Всеволода, не мог жить спокойно в Торжке и беспрестанно тревожил границы Суздальские. Всеволод осадил его. Предвидя свою участь, граждане оборонялись мужественно долее месяца; не имея хлеба, питались кониною: наконец голод заставил их сдаться. Ярополк, раненный стрелою во время осады, был заключен в цепи, а город сожжен вторично; жителей отвели пленниками в Владимир. Войско Новогородское находилось тогда с Святославом в земле Кривской: оно спешило назад защитить собственную. Но чиновники и граждане, переменив мысли, уже хотели искать милости Всеволодовой. Рассуждая, что дружба Государя соседственного, юного, могущественного, твердого душою, выгоднее дружбы Черниговского Князя, слабодушного, легкомысленного и притом удаленного от пределов Новогородских, они выслали Святославова сына и требовали, чтобы Всеволод, оставив вражду, дал им правителя. Он немедленно возвратил свободу пленным жителям Торжка, и свояк его, Ярослав Владимирович, внук Мстислава Великого, приехал из Суздаля Княжить в Новгород. Достигнув, таким образом, цели своей – то есть присоединив область Новогородскую ко владениям Мономахова дома – Всеволод с честию отпустил Глеба Святославича к отцу, не мешал последнему господствовать в Киеве и, возобновив старую с ним дружбу, выдал своячину, Княжну Ясскую, за его меньшего сына; а Глеб Святославич женился на дочери Рюриковой. Внутреннее междоусобие прекратилось: начались войны внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010