Поход на князя Чем сложнее экономическая ситуация в России, тем острее становятся исторические дискуссии. 3 августа, 2015 Чем сложнее экономическая ситуация в России, тем острее становятся исторические дискуссии. Ольга Алленова о том, почему жизнь князя Владимира снова широко обсуждается в публичном пространстве Братоубийца Журналист Александр Невзоров излагает в интернет-издании «Сноб» широко известные факты о жизни князя Владимира: о варварском дохристианском периоде жизни князя, братоубийстве, захвате наложниц, поклонении языческим богам, жертвоприношениях, убийстве христиан. Аудитория, очевидно, не усвоившая уроков истории в школе, широко распространяет текст. Собственно взгляд коллеги Невзорова меня не задевает – имеет на него право. Задевает манипуляция фактами,  акцентирование внимания на двух эпизодах длинной и непростой жизни древнерусского правителя и полное игнорирование исторического контекста. Вот журналист пишет о том, что князь Владимир убил своего брата Ярополка, став братоубийцей. Несмотря на то, что летописи Невзоров называет «байками», опирается он в своем утверждении, очевидно, на летописи – других русских исторических свидетельств об этом убийстве нет. Так что и я тоже обращусь к «байкам». Из «Повести временных лет» и из других, более поздних источников, мы знаем о том, что первым междоусобицу между сыновьями Святослава начал не Владимир, а Ярополк: «Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю». В этом походе Ярополк одержал победу, а Олег, пытавшийся скрыться в городе Овруч, погиб, сброшенный в давке с моста в ров. Владимир, которому было примерно 14-15 лет, бежал с дядей Добрыней к норвежскому королю, а Новгородом и Овручем теперь управлял Ярополк, сидящий в Киеве. Через два года Владимир с войском вернулся в Новгород и послал к брату гонцов с объявлением войны. После осады Владимиром Киева Ярополк бежал в город Родню и там, измученный осадой и голодом, преданный ближайшим воеводой, пришел к Владимиру на примирение и был убит дружинниками князя.

http://pravmir.ru/pohod-na-knyazya/

Как только добрый Всеволод сделался великим князем по смерти Изяслава, он тотчас дал Ярополку отчину отца его Туров, и в награду за верную службу присоединил к ней стол Волынского княжения Владимирского. Шесть лет спокойно княжил Ярополк на Волыни, без всяких тревог и возмущений. На шестом году своего княжения, пред Пасхою 1084 года, набожный Ярополк отправился в Киев, чтобы провести Светлое Воскресение у великого князя, своего дяди. Этим случаем воспользовались Ростиславичи. По удалении Ярополка они выбежали из Владимира, собрали войско, прогнали Ярополкову дружину из его княжения и, овладев городом Владимиром, объявили себя князьями Волынскими. 125 Тронутый несчастьем племянника, Всеволод для защиты Ярополка послал на Волынь своего сына – Владимира Мономаха . Владимир побывал два раза у Ярополка на Бродах, и «сотворив там, по свидетельству самого Мономаха, любовь велику» с последним, овладел Владимиром, прогнал похитителей Ярополкова удела и снова утвердил его на Владимирском престоле. 126 Но на этот раз Ярополку не суждено было долго оставаться во Владимире. Побуждаемый постоянными требованиями без удельных западнорусских князей: Давида Игоревича и Ростиславичей, великий князь дал первому – Дорогобуж, а Ростиславичам – Перемышль и Теребовль. Между тем, эти города с давних пор составляли одно с княжением Владимиро-Волынским, и на этом основании до последнего времени принадлежали Ярополку. Обиженный таким образом Ярополк готовился защищать свое достояние. Впрочем, как свидетельствуют летописи, он вовсе не думал вооружиться против великого князя, а шел единственно против Давида и Ростиславичей, которых одних считал виновниками своей обиды. Но Всеволод понял дело по-своему, и потому ни мало не медля, снарядил войско против Ярополка и снова послал оное на Волынь под предводительством Владимира Мономаха . Блаженный Ярополк должен был бежать, и по примеру отца своего, удалился в Польшу, оставив в Луцке мать свою и семейство с дружиною. Мономах приблизился с ратью к Луцку; но лучане сдались без боя и выдали ему семейство Ярополка (1085). Мономах отдал Владимирский удел Давиду Игоревичу, владевшему в то время Дорогобужем, а пленное семейство Ярополка отослал в Киев. 127

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Таким образом, Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства. Но победа над князем Олегом не укрепила, а напротив, ослабила его позиции. Для многих он был виновен в смерти своего брата. К тому же в этот период стали происходить процессы, не воспринимаемые большинством населения страны. Так, в частности, с учетом того, что женой Ярополка была пленная гречанка – христианка, в Киеве чрезвычайно активизировалась так называемая «христианская партия» – союз части бояр, купечества, принявшего христианство. В свое время эта партия была разгромлена князем Святославом, когда Киев хотели крестить при княгине Ольге. Но при Ярополке она снова окрепла. О его симпатиях к христианству сообщает известная по выпискам историка В.Н. Татищева «Иоакимовская летопись»: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю При власти «христианской партии» активизировались и иудейские купцы – хазары, занимавшиеся работорговлей и ростовщичеством, закабаляя свободных людей. Все это не могло не вызывать отторжение у большей части населения страны, в том числе и столицы княжества – г. Киева. Таким образом, Ярополк умудрился настроить против себя большую часть населения страны. Что же касается Владимира, то за годы, проведенные в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали его в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и отваге молодого князя добавились целеустремленность и терпение. Владимир ждал своего часа. И дождался. Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идет на Спустя некоторое время во главе наёмного варяжского войска он появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). А летом 978 года, собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, он двинулся на Киев. Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/07/veliki...

Мир нарушили принятые и облагодетельствованные Ярополком князья — изгои Ростиславичи. Сыновья его, двоюродные братья Ростислава Владимировича — Володарь, Рюрик и Василько, не имевшие никакой волости, не знали даже, где приклонить голову, и нашли приют у доброго князя Ярополка во Владимире Волынском. Но Володарь вскоре убежал от него искать счастья в чужой земле, а Рюрик и Василько отплатили своему доброму дяде черной неблагодарностью. В 1084 году благоверный князь Ярополк отправился на Пасху в Киев, чтобы провести светлый праздник у дяди своего, великого князя. Отсутствием Ярополка и воспользовались Ростиславичи. Они убежали из Владимира, собрали дружины и, когда Ярополк вернулся, выгнали его. Права изгнанного князя восстановил великий князь Всеволод. Он послал Мономаха, который прогнал Ростиславичей и посадил Ярополка на Владимиро–Волынский стол. Но борьба с Ростиславичами еще не кончилась. По крайней мере, Владимир Мономах не раз ходил с войском на Волынь и заключил тесный дружественный союз с Ярополком. К сожалению, дружба эта была вскоре нарушена опять благодаря князьям изгоям. Побуждаемый постоянными требованиями безземельных и беспокойных князей, особенно Давида Игоревича, который грабил купеческие караваны, идущие в Киев из Константинополя, и тем пресекал торговлю Руси с Византией, и двух Ростиславичей, великий князь, желая усмирить их, роздал им города в западной части Волынского княжества: Давиду — Дорогобуж, а Ростиславичам — Перемышль и Теребовль. Но так как города эти с давних пор входили в состав Владимиро–Волынского княжества и составляли с ним одно целое, то Ярополк Изяславич был обижен захватом своих земель. Под влиянием этой обиды, да к тому же побуждаемый злыми советниками, Ярополк стал готовиться в поход на великого князя. Но Всеволод предупредил его. Он послал против Ярополка свои войска под начальством Владимира Мономаха, и волынский князь бежал в Польшу, оставив свою мать, жену Ирину и дружину в Луцке. Мономах захватил их в плен и отвел в Киев, взял его имение, а стол Владимиро–Волынский отдал Давиду Игоревичу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Всеволод со всею братьею пришел к Переяславлю, стоял под городом три дня, бился у ворот; но, узнавши, что Ярополк идет на помощь к брату, отступил к верховью реки Супоя и там дождался киевского князя. Мы заметили уже, что Ярополк был в отца отвагою: завидя врага, не мог удержаться и ждать, пока подойдут другие полки на помощь, но бросался на него с одною своею дружиною; мы видели, что такая удаль сошла для него благополучно, принесла даже большую славу в битве с половцами при начале Мстиславова княжения. Точно так же вздумал он поступить и теперь: не дождавшись киевских полков, с одною своею дружиною и с братьею, даже не выстроившись хорошенько, ударил на Ольговичей, думая: " Где им устоять против нашей силы! " Сначала бились крепко с обеих сторон, но скоро побежали Всеволодовы половцы, и лучшая дружина Мономаховичей с тысяцким киевским погналась за ними, оставя князей своих биться с Ольговичами на месте. После злой сечи Мономаховичи должны были уступить черниговским поле битвы, и когда тысяцкий с боярами, поразивши половцев, приехали назад, то уже не застали князей своих и попались в руки победителям Ольговичам, обманутые Ярополковым стягом, который держали последние. Кроме лучших мужей своих, взятых в плен, Ярополк потерял в числе убитых племянника Василька Леоновича, греческого царевича, внука Мономахова по дочери. Возвратясь за Днепр, киевский князь начал набирать новое войско, а Всеволод перешел Десну и стал против Вышгорода; но, постоявши 7 дней у Днепра, не решился переправиться, пошел в Чернигов, откуда стал пересылаться с киевским князем о мире, без всякого, однако, успеха. Это было в конце лета; зимою Ольговичи с половцами перешли Днепр и начали опустошать всю Киевскую область, доходили до самого Киева, стрелялись через Лыбедь; из городов, впрочем, удалось им взять только два, да и те пустые: мы видели уже обычай украинских жителей покидать свои города при нашествии неприятелей, Ярополк, по словам летописца, собрал множество войска изо всех земель, но не вышел против врагов, не начал кровопролития; он побоялся суда божия, смирился пред Ольговичами, хулу и укор принял на себя от братьи своей и от всех, исполняя заповедь: любите враги ваша; он заключил с Ольговичами мир, отдал им то, чего прежде просили, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вопрос в том, считали ли Владимир и Олег себя посадниками старшего брата или самостоятельными князьями. 280 Города должны были присылать в Киев часть своих доходов, и не малую. В НС и «Повести временных лет» говорится, что в 1014 г. Ярослав собирал в Новгороде 3000 гривен, и должен был 2000 отдавать в Киев, и так делали все посадники до него. С одной стороны, у Олега и Владимира и местного боярства мог возникнуть соблазн избавиться от киевских выплат. С другой, Ярополк сам мог пожелать аккумулировать все в своих руках, как это было у его отца. Летописец утверждает, что причиной конфликта послужило убийство Олегом Люта, сына воеводы Свенельда. Во время охоты тот столкнулся с князем, а Олег, узнав, кто передним, убил его. Свенельд уговорил Ярополка пойти походом на брата, чтобы занять его волость, а на самом деле «хотя отмьстити сыну своему». А. А. Шахматов указал на вставной характер этого эпизода. 281 Правда, он предполагал, что Мистиша Свенельдич по прозвищу Лютый на самом деле убил князя Игоря, а весь эпизод был вставлен, чтобы оправдать Свенельда. Конечно, целью вставки было оправдание Ярополка, а вовсе не старого воеводы. В 6485 (977) г. Ярополк пошел на Олега и разбил его. Пытаясь быстрее проскочить в город Овруч по узкому мосту, собственные дружинники в суматохе спихнули князя в ров. Олег задохнулся под тяжестью упавших на него людей и лошадей. Захватив Овруч, Ярополк приказал искать брата, и только после указаний одного древлянина его останки извлекли из рва. После этих событий Владимир с Добрыней бежали «за море», но вскоре вернулись, чтобы продолжить борьбу. Мы уже видели, что в «Памяти и похвале» Иакова говорится иначе: «И Олегь, идыи съ вой у Вруча града, ся обломи мостъ съ вой». Сложно сказать, молчал о войне с Ярополком источник Иакова или он неудачно сократил текст. Интересно, что летопись даже не упоминает о том, что мост проломился, наоборот, князя столкнули с моста в ров. Изложение Длугоша тоже отличается от НС и «Повести временных лет», но совсем иначе. Он утверждает, что Ярополк, стремясь к «большей власти и превосходству», пошел войной на брата Олега и убил его. Непониманием древнерусского оригинала и сокращением текста можно объяснить сообщение о том, что Олег был убит, а не погиб случайно при бегстве, и утверждение, что Владимир – «старший по рождению». Но в источнике Длугоша, несомненно, не было той попытки обелить Ярополка, переложив часть вины на Свенельда, которую мы обнаруживаем в НС и «Повести временных лет». Ддугош не упоминает и о кратковременном отъезде Владимира за море, переходя сразу к походу на Ярополка, но это, скорее всего, сокращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам летописца, Юрий и Андрей прямо сказали: " Брат Ярополк хочет по смерти своей дать Киев Всеволоду, племяннику своему " , и спешили предупредить последнего; утром въехал Всеволод в Переяславль и до обеда еще был выгнан дядею Юрием, который, однако, сидел в Переяславле не более восьми дней, потому что Ярополк, помня клятвенный уговор свой с покойным братом, вывел Юрия из Переяславля и посадил здесь другого Мстиславича, Изяслава, княжившего в Полоцке, давши ему клятву поддержать его на новом столе, вероятно, Всеволод уже не хотел в другой раз менять верную волость на неверную. В Полоцке вместо Изяслава остался третий Мстиславич - Святополк; но полочане, не любившие, подобно новгородцам, когда князь покидал их волость для другой, сказали: " А! Изяслав бросает нас! " - выгнали брата его Святополка и взяли себе одного из прежних своих князей, Василька Святославича, внука Всеславова, неизвестно каким образом оставшегося на Руси или возвратившегося из заточения. Тогда Ярополк, видя, что Полоцкое княжество, оставленное храбрым Изяславом, умевшим везде приобресть народную любовь, отходит от Мономахова рода, уладился с братьями: перевел Изяслава неволею опять в Минск, единственную волость, оставшуюся у Мономаховичей от Полоцкого княжества; потом, чтоб утешить его, придал ему еще Туров и Пинск, дал ему много даров богатых; а Вячеслава из Турова перевел в Переяславль. Таким образом, младшие Мономаховичи были удовлетворены: Переяславль перешел по порядку к самому старшему брату по Ярополке, законному его преемнику и в Киеве. Но спокойствие в семье Мономаха и на Руси было скоро нарушено Вячеславом: нашел ли он или, лучше сказать, бояре его Переяславскую волость невыгодною для себя, стало ли страшно ему сидеть на Украйне, подле торков и половцев, - только он покинул новую волость; на первый раз, однако, дошедши до Днепра возвратился назад; говорят, будто Ярополк послал сказать ему: " Что ты все скитаешься, не посидишь на одном месте, точно половчин? " Но Вячеслав не послушался старшего брата: бросил Переяславль в другой раз, пошел в Туров, выгнал отсюда Изяслава и сел на его место.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наша обязанность рассмотреть их внимательно; ибо это первообразны всех последующих котор и усобиц Княжеских. Время Ярополкова княжения, во многих отношениях, сходно со-временем Изяслава Ярославича: оба Великие Князья, Ярополк и Изяслав, почти одинаковые по характеру; оба люди довольно слабые для того, чтобы быть верховными правителями государства, разделенного между самовластными князьями; и оба властолюбивы; обстоятельства их княжений, основные причины и порядок событий, также сходны между собою. Ярополк, по внушению Свенельда, мстившего за смерть сына, нападает, без всякого права, на брата своего, Олега, князя Древлянского, и, счастливо победивши его, присоединяет его область к своему княжению. То же делает и Изяслав с Всеславом Полоцким; конечно, Всеслав сам подал повод к нападению, ограбивши Новгород, и Изяслав, по видимому, имел законное право напасть на Всеслава; но, тем не менее, в нем, как и в Ярополке, проглядывает самолюбие; ибо за чем бы было ему изменнически захватить Всеслава и посадить в темницу, если бы он начал войну только за разграбление Новгорода? Равным образом и Ярополк мог бы требовать законного удовлетворения за убиение Свенельдича, а не отнимать области у брата. Далее, младший брат Ярополков, Владимир, услыхавши о занятии Древлянской земли и о насильственной смерти Олега, и, чувствуя себя слабым противостоять властолюбию брата, бежит искать покровительства у Варягов и живет там почти три года; то же было при Изяславе: по смерти Святослава, Борис Вячеславич занял Чернигов, но, боясь нападения от дядей, скрывается в отдаленную Тмутаракань и живет там более года, ища покровительства у Половцев. Во время отсутствия Владимира Ярополк причисляет Новгород к Киевским владениям и посылает туда своих посадников; а Изяслав, после бегства Борисова, отдает Чернигов своему брату, Всеволоду. Владимир, собрав Варяжскую дружину, при помощи ее, возвращает Новгород и идет к Киеву против Ярополка; то же делает Борис, соединившись с Олегом Святославичем: он ведет Половцев на Русскую землю, занимает, оставленный им прежде, Чернигов, откуда Всеволод бежит в Киев; Изяслав вступается за брата, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Войска Владимира оказались, по-видимому, превосходнее и в количественном и в качественном отношения, а поэтому Ярополк, не решившись встретить Владимира в открытом поле, затворился в Киеве «с людьми своими и с Блудом». Последние слова дают основание предположить, что Блуд не принадлежал к числу людей, близких к князю, т. е. к его собственной дружине, а был, по всей вероятности, воеводою земского, или вернее городского, ополчения. В свою очередь и Владимир не надеялся взять город приступом, а, окопавшись между Дорогожичем и Капичем, вошел в переговоры с Блудом, пытаясь склонить его к измене. «Помоги мне; если я убью брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь», послал сказать он Блуду. Блуд принял это предложение и обещал служить ему всем сердцем. С этого времени, по словам летописца, Блуд стал обманывать Ярополка; ссылаясь беспрестанно с Владимиром и советуя ему приступать к городу, сам он придумывал, как бы убить Ярополка; но в виду сочувственного отношения к Ярополку граждан, исполнить этот коварный замысел нельзя было. Тогда Блуд замыслил погубить своего князя другим путем: он не пускал его на вылазки из города и говорил: «Киевляне ссылаются с Владимиром, зовут его на приступ, обещаются предать тебя ему; побеги лучше за город». Ярополк послушался этого совета, выбежал из Киева и затворился в городе Родве, на устье р. Роси. Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, где сделался большой голод, так что образовалась даже поговорка, бывшая в ходу еще во время летописца: «беда как в Родне». Воспользовавшись этим обстоятельством, Блуд убедил Ярополка отдаться на волю брата. Предупрежденный об этом, Владимир встретил Ярополка на отцовском теремном дворе. При входе в двери, Ярополк проколот был мечами двух Варягов, причем Блуд затворил дверь и закрыл вход для дружины Ярополка. Это случилось 11 июня 978 года. Между близкими к Ярополку людьми был некто Варяжко, который, зная о замысле Блуда, предупреждал своего князя. Когда же Ярополк погиб, то Варяжко удалился к Печенегам и много раз приводил их на Владимира, которому стоило немало труда примириться с ним 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как только добрый Всеволод сделался великим князем по смерти Изяслава, он тотчас дал Ярополку отчину отца его Туров и в награду за верную службу присоединил к ней стол Волынского княжения Владимирского. Шесть лет спокойно княжил Ярополк на Волыни, без всяких тревоге и возмущений. На шестом году своего княжения, пред Пасхою 1084 г., набожный Ярополк отправился в Киев, чтобы провести Светлое Воскресение у великого князя, своего дяди. Этим случаем воспользовались Ростиславичи. По удалении Ярополка они убежали из Владимира, собрали войско, прогнали Ярополкову дружину из его княжения и, овладев городом Владимиром, объявили себя князьями Волынскими. 112 Тронутый несчастьем племянника, Всеволод для защиты Ярополка послал на Волынь своего сына – Владимира Мономаха . Владимир побывал два раза у Ярополка на Бродах, и «сотворив там, по свидетельству самого Мономаха, любовь велику» с последним, овладел Владимиром, прогнал похитителей Ярополкова удела и снова утвердил его на Владимирском престоле. 113 Но на этот раз Ярополку не суждено было долго оставаться во Владимире. Побуждаемый постоянными требованиями безудельных западнорусских князей – Давида Игоревича и Ростиславичей, великий князь дал первому Дорогобуж, а Ростиславичам Перемышль и Теребовль. Между тем эти города с давних пор составляли одно с княжением Владимиро-Волынским, и на этом основании до последнего времени принадлежали Ярополку. Обиженный таким образом Ярополк готовился защищать свое достояние. Впрочем, как свидетельствуют летописи, он вовсе не думал вооружиться против Великого князя, а шел единственно против Давида и Ростиславичей, которых одних считал виновниками своей обиды. Но Всеволод понял дело по-своему, и потому нимало не медля снарядил войско против Ярополка и снова послал оное на Волынь под предводительством Владимира Мономаха . Блаженный Ярополк должен был бежать и, по примеру отца своего, удалился в Польшу, оставив в Луцке мать свою и семейство с дружиною. Мономах приблизился с ратею к Луцку; но Лучане сдались без боя и выдали ему семейство Ярополка (1085). Мономах отдал Владимирский удел Давиду Игоревичу, владевшему в то время Дорогобужем, а пленное семейство Ярополка отослал в Киев. 114

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010