Третий же брат их, Вячеслав, любил повторять: «Смолоду не любил я кровопролития».  Подобны св. благоверному вел. князю Мстиславу были сыновья его: свв. Всеволод, князь Псковский (память его 11 февр.), и Ростислав, князь Смоленский (память его 14 марта); также и сын Ростиславов Роман (см. житие св. блгв. князя Мстислава-Георгия Новгородского — 14 июня). •  Вел. князь Мстислав родился 1 июня 1076 г.; в детстве был отправлен княжить в Новгород своим дедом Всеволодом.   •  В 1099 г., в благодарность за милости Божий в примирении родственной междоусобицы, им заложен в Новгороде на Городище храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, специально для храма было переписано Евангелие. Этот памятник русской церковной книжности известен под названием «Мстиславово Евангелие».   •  В 1125 г, по смерти Мономаха, блгв. князь Мстислав занял киевский престол, преставился он на Пасхальной седмице 1132 г., 15 апр, погребен в Киеве, в храме во имя св. Феодора. Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский (+ 1138) Память его празднуется 11 февр. в день преставления, 22 апр. в день перенесения мощей, 27 нояб. в день обретения мощей Св. благоверный князь Всеволод-Гавриил был старшим сыном вел. князя Мстислава Владимировича Великого (память его 15 апр.) и внуком Владимира Мономаха. В 1117 г. он княжил в Великом Новгороде, где в то время был епископом святитель Нифонт (память его 8 апр.); вместе они сооружали храмы и много помогали бедным, больным и сиротам. Правдивость, самоотверженность, а в личной жизни глубокое смирение были отличительными чертами молодого князя. Когда скончался отец его, вел. князь Мстислав, ему, по обычаю, наследовал брат его, Ярополк Владимирович, которому покойный и поручил заботу о своих детях. Новый вел. князь, во всем подобный старшему брату, особенно любил Всеволода и немедленно перевел его в Переяславль. Город этот считался уделом преемника вел. князя, и младшие братья Ярополка (особенно суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким) испугались, что они будут обойдены в своем праве на великокняжеский престол, и стали готовиться к войне. Князь Всеволод узнал об этом в то же утро, когда он приехал в Переяславль, и в этот же день после обеда, чтобы предотвратить усобицу, он выехал из него и вернулся в Новгород. Новгородцы обрадовались его возвращению, но смута, начавшаяся в семье Мономаховичей, до тех пор сильной своим единомыслием, хоть пока и глухо, но продолжалась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Боголюбием и благочестием отличался внук Ярослава Мудрого, Св. кн. Ярополк – Петр Изяславич Владимиро-Волынский. Он желал себе смерти, подобной Св. кн. Бориса, и ея достиг, убитый в 1186 г. во время междоусобий. Правнук Ярославов, кн. Святослав – Святоша Давидович Черниговский, в иночестве Св. Никола († 1143), прославился высокими монашескими подвигами в Киево – Печерской обители. Св. Игорь, в схиме Гавриил Олегович, сначала кн. Черниговский, а потом вел. кн. Киевский, принял мученическую кончину от толпы неистовых киевлян в 1147 г. Тогда шла борьба за киевский престол. Противники черниговских князей выволокли Святого, тогда инока Феодоровского монастыря и, несмотря на уговоры митрополита и киевского князя, зверски убили его. Прославилась своею святостью Предслава княжна Полоцкая (правнучка сына Св. Владимира, Изяслава), в иночестве Пр. Евфросиния, преставившаяся в 1173 г. в Иерусалиме. Св. мощи ея были перенесены в Киево – Печерскую обитель и, в начале XX века, возвращены родному ей Полоцку. Из потомства Св. Владимира Ярославича Новгородского своею заботою о просвещении выделялся князь Галицкий Ярослав Осмомысл (ум. в 1187 г.). О нем же летописец пишет: «пред смертью , находясь в тяжкой болезни, он ... собрал мужей своих и всю галичскую землю, созвал все соборы, монастыри, нищих, здоровых и больных, и так говорил со слезами: «отцы, братия и дети, согрешил я больше всех, как никто другой; отцы и братия! простите и отпустите!» И приказал раздавать имение свое монастырям и нищим. Раздавалось имущество его три дня по всему Галичу. Князь Роман Смоленский († 1180), сын св. Ростислава Мстиславича, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощал на них все свое имение. Боязнь Бога, часто смирение, понимание, что только от Господа зависят и победы и поражения, преклонение перед волею Божьею свойственно было потомкам Св. кн. Владимира. «Божье блюденье лучше человеческого», поучал Владимир Мономах . Поэтому победы и счастливые события правлений своих князья ознаменовывали не сооружением памятников славы, а строением храмов и обителей. Духовное просвещение. Учители Церкви Русской

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев . Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович , " пустиша из города " . Ярополк дал Всеволоду в управление Вышгород , но блаженный князь пробыл там недолго. Псковитяне прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы он пошел к ним княжить: в то время в Пскове не было князя. Святой Всеволод согласился и пошел княжить в Псков. Благочестивый князь заложил каменный храм во имя Святой Троицы , оконченный в следующем году. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим. Потом он тяжело заболел и скончался 11 февраля 1138 года, в четверг Сырной недели, в возрасте 46 лет. Тело блаженного князя Всеволода положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского . Меч же и щит князя поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе . 27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор , в котором был освящен в честь его придел. С тех пор при его гробнице начались исцеления. Празднество ему установлено на соборе в 1549 г. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы Божией Матери святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

http://drevo-info.ru/articles/12744.html

Не мало также было святых иерархов в Ростове. б) Другая черта, общая византийским и русским святым иерархам – это их учительность. Весьма многие из них прославились не только святой жизнью, но и литературными трудами. Не повторяя уже известных имен византийских и вместе вселенских великих учителей и святителей, скажем, что и из русских святых иерархов оставили глубокой след в духовной литературе м. Иларион, м. Иоанн, м. Алексей, м. Киприан, Кирилл туровский , Симон и Серапион владимирские , Моисей и Геннадий новгородские , Стефан пермский, – из позднейших Димитрий ростовский и Тихон воронежский. 4). Св. миряне Сравнивая русских святых мирян с византийскими, мы видим, что в нашем отечестве на первом плане также, как и в Византии, стоят лица царствующего дома. Так и следовало ожидать, ибо они были первыми проводниками христианского просвещения и совершали подвиги равноапостольные. Они же бывали иногда и добрыми страдальцами за русскую землю. Вообще же они стояли так высоко, что их доблести и страдания не могли остаться незамеченными и не заслужить им вечной памяти, от которой недалек переход и до канонизации. Русских царственных святых было больше, чем византийских. Вот их перечень: Ольга 969, Владимир 015, Борис и Глеб 015, Анна 1050, Владимир новгородский 051, Ярополк – Петр 1086, Константин муромский 1129, Мстислав Феодор 1132, Всеволод-Гавриил 1139, князь – инок Николай Святоша 1142, Игорь, убитый киевлянами 1147, Ростислав-Михаил 1167, Евфросиния полоцкая 1173, Андрей Боголюбский 1174, Глеб Андреевич 1175, Мстислав новгородский 1180, Петр и Феврония муромские 1228, Федор новгородский 1223, в. кн. Георгий и Василько ростовский 1238, Евпраксия псковская 1243, Михаил черниговский 1244, Василий ярославский 1249, Евфросиния суздальская 1250, Константин ярославсвий 1257, Александр невский 1263, Роман рязанский 1270, кн. Харитина 1281, кн. Роман угличский 1285, Петр царевичь ордынский 1290, кн. Феодор Ярославичь 1298, Довмонт псковский 1299, Даниил московский 1303, Олег брянский 1307, Михаил тверский 1318, Давид ярославский 1321, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Добродушный великий князь Ярополк дал изгнанному Всеволоду Вышгород. Псковитяне, дорожа и благодеяниями, и высокими качествами Всеволода, с живым усердием просили его к себе, и Всеволод согласился на призыв любви. На дороге имел он утешение видеть на опыте, что христианская любовь еще жила между князьями его времени. Полоцкий князь Василий, тогда как мог мстить Всеволоду за обиды, нанесенные отцом его, принимал и провожал Всеволода со всей братской любовью. В Пскове приняли Всеволода с восторгом. Благочестивый князь немедленно заложил каменный храм св. Троицы, оконченный в следующем году. Новгородцы подняли было войну за то, что Всеволода приняли в Пскове; но конец земного пути св. князя близился скорее, чем войска неблагодарных новгородцев. Блаженный князь во всю жизнь свою любил Господа и Его служителей; любил читать полезные книги и списывал их; любил нищих, которых снабжал всем щедро. Предчувствуя близкую смерть свою, он удвоил подвиги святой любви: сам перевязывал раны больным и смирял себя еще постом. Очищенный столькими скорбями в последние годы, блаженный Всеволод мирно скончался 11 февраля 1138 года. 361 Мощи благов. князя погребены в построенном им храме вм. Димитрия; обретены нетленными, спустя 52 года после его кончины; в 1192 г. св. князь явился в видении богобоязненному человеку и сказал: «объяви властям, чтобы перенесли мощи в храм св. Троицы; там хочу я возлечь. Господь Иисус Христос предал мне город Псков, чтобы хранил я его». Святые мощи благоговейно перенесены были в Троицкий собор. 362 В l284 году, при раке св. князя совершилось чудо над бывшим псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни одного из членов своих. По вере в благодатную силу св. князя, велел он нести себя к мощам его. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святой водой, расслабленный встал и без помощи других возвратился в дом. В 1363 году спавшему в притворе храма пономарю явился св. князь Гавриил и сказал: «завтра объяви собору св. Троицы и посадникам, чтобы вынесли иконы из церкви: в следующую ночь Бог покажет чудо над моими мощами». Приказание исполнено, и ночью пал громадный свод храма, но не причинил почти никакого вреда честным мощам святого, только отшибена часть челюстей князя. Мощи поставлены потом в придельном храме благовещения Богоматери. В последствии много совершалось чудес при мощах св. князя. В 1703 году устроен был в соборе придел во имя его. На гробнице его висит меч его с надписью: honorem meum nemini dabo, – чести моей не уступлю никому. 363 В тот же 11 день преставление преподобного прилуцкого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По наблюдениям Т.Р. Руди, библейский сюжет о переселении Авраама может встречаться в разных эпизодах житий преподобных. Исследовательница называет два таких эпизода: уход подвижника из монастыря в пустынь, с целью избежать людской славы (Житие Кирилла Новоезерского, Житие Саввы Вишерского), и уход отрока из родительского дома в монастырь (Житие Александра Свирского ) 496 . Подвижники уподобляются Аврааму потому, что они переселяются из одного места в другое, нередко из места, где господствуют мирские интересы, в место, где преобладают божественные. При этом неважно, что один подвижник идёт в монастырь принимать постриг, а другой бежит из него в пустыню. Причина уподобления Аврааму не в личности Авраама, а в факте переселения. Такое уподобление Аврааму нельзя считать особенностью житий преподобных, так как оно не имеет непосредственного отношения к специфике иноческого подвига 497 , и встречается в житиях других типов. Например, Аврааму уподоблен, переселяющийся из Переяславля в Великий Новгород, благоверный князь Всеволод Мстиславич (Всеволод-Гавриил) 498 . По логике вещей, в силу уподобления подвижника Аврааму место, куда отправляется подвижник, можно воспринимать как Землю Обетованную. Однако мысль эта отнюдь не всегда явно проступает в тех житийных текстах, где встречается названный библейский сюжет. В упомянутых Т.Р. Руди Житиях Кирилла Новоезерского и Саввы Вишерского, а также в Житии Григория Пельшемского 499 тема святости места в эпизоде ухода подвижника в пустынь отсутствует. Объясняется это тем, что целью переселения этих подвижников было избежать «славы от человек», поэтому они желали убежать в место, где бы их никто не знал 500 , а таковым может быть и любое незнакомое место. Вообще, если представить себе те же самые эпизоды без уподобления подвижников Аврааму, то мало что изменится. Недаром во многих житиях сюжет ухода святого в пустыню из монастыря с целью избежать славы обходится без этого уподобления 501 . Очевидно, что и в Житии Всеволода-Гавриила уподобление Всеволода Аврааму не подразумевает уподобления Новгорода Земле Обетованной, поскольку, когда чуть позже агиограф говорит об изгнании князя из Новгорода, и уходе его в Киев к князю Ярополку Владимировичу, он уподобляет Всеволода Лоту, уходящему из Содома к Аврааму, которому соответственно уподобляется князь Ярополк. Здесь уподобление Новгорода Содому совершенно очевидно, что не допускает возможности трактовки его как Земли Обетованной в предыдущем сюжете 502 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Добродушный великий князь Ярополк дал изгнанному Всеволоду Вышгород. Псковитяне, дорожа и благодеяниями и высокими качествами Всеволода, с живым усердием просили его к себе, и Всеволод согласился на призыв любви. На дороге имел оп утешение видеть на опыте, что христианская любовь еще жила между князьями его времени. Полоцкий князь Василий, тогда как мог мстить Всеволоду за обиды, нанесенные отцом его, принимал и провожал Всеволода со всею братскою любовью. В Пскове приняли Всеволода с восторгом. Благочестивый князь немедленно заложил каменный храм Святые Троицы, оконченный в следующем году. Новгородцы подняли было войну за то, что Всеволода приняли в Пскове; но конец земного пути св. князя близился скорее, чем войска неблагодарных Новгородцев. Блаженный князь во всю жизнь свою любил Господа и Его служителей; любил читать полезные книги и списывал их; любил нищих, которых снабжал всем щедро. Предчувствуя близкую смерть свою, он удвоил подвиги святой любви: сам перевязывал раны больным и смирял себя еще постом. Очищенный столькими скорбями в последние годы, блаженный Всеволод мирно скончался 11-го февраля 1138 года 167 . Мощи благов. князя погребены в построенном им храме великомуч. Димитрия; обретены нетленными спустя 52 года после его кончины; в 1192 г. св. князь явился в видении Богобоязненному человеку и сказал: «объяви властям, чтобы перенесли мощи в храм Св. Троицы; там хочу я возлечь. Господь Иисус Христос предал мне город Псков, чтобы хранил я его». Святые мощи благоговейно перенесены были в Троицкий собор 168 . В 1284 году, при раке св. князя совершилось чудо над бывшим Псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни одного из членов своих. По вере в благодатную силу св. князя, велел он несть себя к мощам его. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святою водою, расслабленный встал и без помощи других возвратился в дом. В 1363 году спавшему в притворе храма пономарю явился св. князь Гавриил и сказал: «завтра объяви собору Св. Троицы и посадникам, чтобы вынесли иконы из церкви; в следующую ночь Бог покажет чудо над моими мощами». Приказание исполнено, и ночью пал громадный свод храма, но не причинил почти никакого вреда честным мощам святого, только отшиблена часть челюстей князя. Мощи поставлены потом в придельном храме Благовещения Богоматери. Впоследствии много совершилось чудес при мощах св. князя. В 1703 году устроен был в соборе придел во имя его. На гробнице его висит меч его с надписью: «honorem meum nemini dabo», – чести моей не уступлю никому 169 . † Преставление преподобного Димитрия Прилуцкого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, великий князь Владимир Мономах (1113–1125 г.г.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой великий князь Мстислав (Феодор) Владимирович († 1132 г.), благородный великий князь Ярополк (1132–1139 г.г.), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский (†1138 г.), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею землей великий князь Изяслав II (1146–1154 г.г.), обладавший истинно христианскими качествами души; великий князь Ростислав (Михаил) (†1167 г., 14(27) марта), коему церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый (†1180 г., 14(27) июня), князь Новгородский. Под влиянием христианства чудесно просветилась дикая дотоле Русская земля. Святой Владимир начал распространять просвещение, преемники его продолжали это дело. Из Византии Руси стали известны проникновенные аскетические произведения православного Востока. На смарагдах, златоструях воспитывались отбиравшиеся от значительных домохозяев дети, отпуская коих матери первое время плакали, как о мертвых. Через несколько десятков лет Россия имела уже поколение разумно образованных людей. И с каждым годом усиливалось правильное просвещение русского народа. Основной государственной жизни стали христианские законы, в новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге. Воспевая великого князя Ярослава, отмечая его любовь к просвещению, летописец пишет: «Владимир вспахал и умягчил землю, просветив ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное.» Русь Суздальская и Московская… Святые благоверные великие князья: Андрей Боголюбский (4(17 июля), убитый в 1174 году жидом Монзичем и ясином Амбалом; Георгий Всеволодович, (4(17) февраля), погибший в 1238 году в битве с татарами на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010