Святой благоверный князь Всеволод, нареченный во святом крещении Гавриилом, был сыном великого князя Мстислава, сына знаменитого Владимира Мономаха 1321 . В 1117 году престарелый Владимир Мономах посадил сына своего Мстислава в Киевском Белгороде 1322 , чтобы иметь в нем помощника себе, а внука своего, сына Мстислава, блаженного князя Всеволода, поставил князем на его место в Новгороде. Блаженный князь Всеволод проводил богоугодную жизнь и справедливо управлял вверенным ему княжеством, как то и подобает православным князьям. Он отличался всякими добрыми делами и добрым нравом: был богобоязнен, правдив, тих и кроток и ко всем равно имел нелицемерную любовь. Князь Всеволод любил созидать храмы Божии, любил церковный и монашеский чин, давал им щедрую милостыню и чтил их, как братию Божию. Памятником его ревности к созиданию церквей служит построенный им на торговой новгородской площади, на Петрятине дворище, великолепный храм во имя св. Иоанна Предтечи, с придельным храмом, снабженный дорогими иконами, весьма ценным Евангелием и всеми богослужебными книгами; особой грамотой он обеспечил содержание храма и причта, частью из пошлин со всех предметов торговли, из которых также значительная часть шла на содержание Софийского собора. Благочестивый князь был заступником вдов и сирот, был милостив к нищим, упокоевал немощных и раздавал обильную пищу. В 1132 г. отец блаженного князя Всеволода Мстислав 1323 скончался в Киеве, и великий престол киевский занял брат Мстислава Ярополк, который отдал Всеволоду южный Переяславль, считавшийся старшим после Киева 1324 . С неудовольствием отпустили новгородцы Всеволода; между тем младшие сыновья Мономаха, дяди Всеволода, восстали за Переяславль против великого князя, предполагая, что он хочет сделать племянника наследником киевского престола. Один из этих князей, Юрий Владимирович 1325 , поднял оружие против Всеволода и хотел взять Переяславль. Святой же, услышав об этом и избегая междоусобия, без кровопролития ушел из Переяславля в Новгород, оставив Переяславль князю Юрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4. ВСЕВОЛОД, во Святом Крещении наименованный Гавриил, сын Великого Князя Мстислава Владимировича, родившийся и воспитанный в Новгороде и по отце, перешедшем на Киевское Великое Княжение, приявший Удельное Новгородское, в 1136 году Новгородцами изгнан и получил от дяди своего Великого Князя Ярополка близ Киева Вышегородск в 1137 году приня коих в 1158 году февраля 11 и скончался; погребен был на том месте, где по кончине уже его создана церковь Святого Димитрия Солунского, а через несколько лет Мощи его перенесены в Троицкий каменный Собор, им же основанный, где и ныне почивают. При гробе находится и меч его древней Готической работы c надписью на рукоятке Готическими же буквами: honorem meum nemini dabo (чести моей ни кому не дам) и с гербами двух львов под коронами. Был там же и щит его, но давно потерян, Сей Князь с 12 же века причтен в число Святых Российской Церкви и память преставления его празднуется февраля 11, а обретения Мощей ноября 27, Краткое жизнеописание его помещено в Прологе под числом Февраля 11, а о перенесении Мощей его под числом 27 ноября; подробнее же о всем сем сказание напечатано в Москве 1807 года при Повести о начале и основании Печерского Монастыря; а подробнейшее сохраняется в Ризнице Псковского Троицкого Собора. Служба ему на день преставления печатается в Месячных Минеях под числом февраля 11, а на обретение Мощей совершается еще по письменной в Соборе книг. На гробнице его „Преставися Благоверный Князь Гавриил в лето 6646 (1138); а в 1703 году месяца апреля в 8-й день освятися Храм во имя его. В тот же день и Мощи его Святые положены в нем при Митрополите Иосифе Псковском и Изборском.” Сие разумеется о новом уже Соборе Троицком, перестроенном с 1685 года, при коем вновь устроен Придел во имя сего Князя. Сей Князь, по свидетельству некоторых Летописей, в 1123 году сочетался с дочерью Новгородского Тысяцкого, а по сказанию жизнеописателя его, с дочерью Городецкого Князя Николы Святоши, именем Верою. Из детей его упоминаются Ярополк, Иоанн, скончавшийся в Новгороде 1128 года, Владимир и Мстислав, скончавшийся в 1169 году, две дочери его, по именам неизвестные, вышли в 1144 году в супружество за Князей Владимира Давидовича Черниговского и Владимира Ярославича Елецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но боль и стыд не угасали, жгли, а в ушах звучал голос несчастной больной: «Какое лицо, какие глаза! Ангел! Как вы можете быть с ними?..» «Однажды я почувствовала слабое пожатие руки за запястье. Один из тех, кому стреляли в висок, оказался еще жив» Но окончательное «не могу» пришло позже. В упомянутом выше фильме Дмитрия Лунькова Ксения Владимировна Вешнева вслух читает те страницы воспоминаний матери, которые не вошли в публикацию 1990 года : «Мне приказали раздевать казненных в ЧК людей. Одежду их стирали, а потом раздавали нуждающимся. Несколько раз мне приходилось этим заниматься. Но однажды я почувствовала слабое пожатие руки за запястье. Один из тех, кому стреляли в висок, оказался еще жив. Больше я на свою службу не пошла». Мария Вешнева с дочерью, 1925 год Мария вышла замуж за литератора Владимира Вешнева, стала домохозяйкой, матерью семейства. Энтузиазм угас, участвовать в «строительстве новой жизни» больше не хотелось. А то, что с детства впитала – литература, поэзия – по-прежнему владело душой. Брат Ярополк – Ярка – писал стихи, общался с поэтами и критиками, познакомился с Борисом Пастернаком… И вот где мы вновь встречаемся с Марией Александровной Вешневой – в книге Марии Иосифовны Белкиной «Скрещение судеб». Это книга-свидетельство, книга воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой, точнее, о самом тяжелом, черном периоде ее жизни – после возвращения из эмиграции, после ареста мужа и дочери. Муж Марии Белкиной, литературный критик Анатолий Тарасенков, был знаком с мужем Марии Вешневой (подростком занимался в литературном кружке, который вел Владимир Георгиевич) и дружил с ее братом Ярополком Семеновым. И Ярополку, и его старшей сестре было суждено принять участие в судьбе Марины Ивановны. Вот что пишет Белкина: «Видно, как-то в эти дни Марина Ивановна зашла на Кропоткинскую к Марии Александровне Вешневой, сестре Ярополка Семенова. И та вспоминала, что Марина Ивановна была очень расстроена, все время говорила, в какое опять безвыходное положение она попала с жильем. Вешнева предложила ей на летнее время свою квартиру (…). Но Марина Ивановна отказалась, говоря, что это не выход из положения (…) главное, она боится своим присутствием в квартире повредить ее мужу, который работает режиссером на кинохронике ...».

http://pravoslavie.ru/145548.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский (+ 1138) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 февр. в день преставления, 22 апр. в день перенесения мощей, 27 нояб. в день обретения мощей Св. благоверный князь Всеволод-Гавриил был старшим сыном вел. князя Мстислава Владимировича Великого (память его 15 апр.) и внуком Владимира Мономаха. В 1117 г. он княжил в Великом Новгороде, где в то время был епископом святитель Нифонт (память его 8 апр.); вместе они сооружали храмы и много помогали бедным, больным и сиротам. Правдивость, самоотверженность, а в личной жизни глубокое смирение были отличительными чертами молодого князя. Когда скончался отец его, вел. князь Мстислав, ему, по обычаю, наследовал брат его, Ярополк Владимирович, которому покойный и поручил заботу о своих детях. Новый вел. князь, во всем подобный старшему брату, особенно любил Всеволода и немедленно перевел его в Переяславль. Город этот считался уделом преемника вел. князя, и младшие братья Ярополка (особенно суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким) испугались, что они будут обойдены в своем праве на великокняжеский престол, и стали готовиться к войне. Князь Всеволод узнал об этом в то же утро, когда он приехал в Переяславль, и в этот же день после обеда, чтобы предотвратить усобицу, он выехал из него и вернулся в Новгород. Новгородцы обрадовались его возвращению, но смута, начавшаяся в семье Мономаховичей, до тех пор сильной своим единомыслием, хоть пока и глухо, но продолжалась. В Новгород приехал второй брат Всеволода — Изяслав, человек очень способный, но честолюбивый и беспокойный, и уговорил новгородцев начать войну против Суздаля. Князь Всеволод был против этой войны, но в Новгороде князь воли своей не имел, все решало вече, и ему пришлось вести новгородские полки.

http://sedmitza.ru/lib/text/436922/

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Таковыми являются из Киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969 г., пам. 11 июля) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015. г., пам. 15 июля), с сыновьями его мучениками Борисом и Глебом († 1015 г., пам. 24 июля), явившими собою первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого, Княгиня Ирина († 1051 г. пам. 4 окт.) и сын ее Владимир Ярославич († 1051 г., пам. 4 окт.), просвещенный строитель Новгородской св. Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085 г., пам. 21 нояб.), многострадальный скиталец Руси и западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич († 1129 г. пам. 21 мая) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором (обоих пам. 21 мая), князья Муромские, просветившие Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича, великий князь Игорь Олегович († 1147 г., пам. 5 июня), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, – он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба †1228 г., пам. 25 июня), замечательные своею трогательною и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245 г., пам. 20 сент.), воспитавший для царствия небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую (пам. 25 сент.), испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его великий князь Киевский Мстислав Владимирович († 1132 г., пам. 15 апр.), известный своею многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод Мстиславич († 1138 г., пам. 11 февр.), князь Псковский, женатый на дочери св. князя Николы Святоши, великого подвижника печерского, и другой внук Ростислав Мстиславич († 1168 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Лишенные подвозов, они терпели недостаток в хлебе (которого осьмина стоила тогда в Новегороде 7 резаней), и неудовольствие народное обратилось на Князя невинного. Одно духовенство имело некоторую причину жаловаться на Святослава: ибо он сочетался каким-то незаконным браком в Новегороде, не уважив запрещения Епископского и велев обвенчать себя собственному или придворному Иерею. За то сей Князь старался обезоружить Нифонта своею щедростию, возобновить древний устав Владимиров о церковной дани, определив Епископу брать, вместо десятины от Вир и продаж, 100 гривен из казны Княжеской, кроме уездных оброков и пошлины с купеческих судов. Но Святослав не мог успокоить народа и был изгнан с бесчестием. Желая защитить себя от мести Ольговичей, граждане оставили в залог у себя его Бояр и Княгиню; сослали ее в монастырь Св. Варвары и призвали в Новгород Ростислава, внука Мономахова, сына Георгиева; заключили мир с Великим Князем, Псковитянами и хвалились своею мудрою Политикою. – Горестный Святослав, разлученный с женою, на пути своем в Чернигов был остановлен смоленскими жителями и заперт в монастыре Смядынском: ибо Ольговичи снова объявили тогда войну роду Мономахову. Сии беспокойные Князья вместе с Половцами ограбили селения и города на берегах Сулы. Андрей Владимирович не мог отразить их, ни иметь скорой помощи от братьев, которые, в надежде на мир, распустили войско. Он не хотел быть свидетелем бедствия своих подданных и спешил уехать из Переяславля, оставив их в добычу врагам и не менее хищным Наместникам. Заключение Святослава еще более остервенило жестоких Ольговичей; пылая гневом, они как тигры свирепствовали в южной России, взяли Прилук, думали осадить Киев. Но Ярополк собрал уже сильную рать, заставил их удалиться и скоро приступил к Чернигову. Не только все Российские Князья соединились с ним, но и Венгры дали ему войско: в стане его находились еще около 1000 конных Берендеев или Торков. Жители Черниговские ужаснулись и требовали от своего Князя, Всеволода, чтобы он старался умилостивить Ярополка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

С точки зрения повествования о крещении логично было перевести конфликт в религиозную плоскость. Св. Владимир до крещения представлен в летописи страстным почитателем веры отцов, подлинным языческим героем и гонителем христиан. Если бы его война с Ярополком была вызвана «тыцаниемь ко идоламъ», литературный образ Владимира только бы выиграл. Но летописец придерживается известной ему исторической правды: братья бились за власть, а не за веру. Следовательно, даже если Ярополк и крестился, на Руси это было известно очень узкому кругу людей и вскоре было окончательно забыто. 3. Первые девять лет правления В той же статье 6488 (980) г. летописец сообщает нам, что сразу после захвата власти Владимир столкнулся с варягами, которые хотели получить выкуп с киевлян по две гривны с человека. Видимо, князь обещал отдать Киев на разграбление, но так как Блуд договорился с Владимиром о сдаче, князь не мог выполнить свое обещание. Из дальнейшего довольно сбивчивого рассказа следует, что князь просил варягов подождать месяц. Так ничего и не получив, они решили плыть в Константинополь. «Мужи добры, и смыслены, и храбъры» возглавили княжеские дружины по городам, а остальные отправились в Византию. Согласно летописи, Владимир предупредил императора, чтобы он не держал варягов в одном месте, «оли то створять ти зъло, яко и сьде». Но ни о каких столкновениях киевлян со скандинавами летописец не рассказывает. Существуют две основные интерпретации этого рассказа. А. А. Шахматов видел здесь перенос реальных событий времен захвата Киева Ярославом Владимировичем в 1016 г. Е. А. Рыдзевская полагала, что здесь отразилось скандинавское предание о том, как Владимир обманул своих наемников и не заплатил им. 302 Вероятно, устное предание в очередной раз объясняет неизвестные ему причины реальных событий. В данном случае речь шла об отправке варягов на службу к императору. А. В. Назаренко полагает, что вместе с варягами выехало в Константинополь и посольство от императора Оттона II. Кекавмен Катакалон, византийский писатель и военный деятель второй половины XI в., упоминает о прибытии родственника Оттона в четвертый год правления Василия II. 303 После смерти отца соправителями малолетних законных императоров были сначала Никифор Фока, а потом Иоанн Цимисхий. Только с его смертью в 976 г. началось правление Василия, который тут же столкнулся с очередными мятежами знати. Ему были нужны любые войска, и он с радостью принял и племянника Оттона, и варягов от Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот Кий сидит на горе своей, взимая дань с переходящих Днепр, и все опять погружается во мрак на несколько столетий. Плывут с севера вниз по Днепру ладии варяжские, и покоряется Киев Оскольду. Плывут они с юга вверх по Днепру, искушенные бурею под Царьградом, и приносят с собою начатки веры Христовой. Опять ладии с севера: в них завоеватель Олег с младенцем Игорем, и падает Оскольд на берегу Днепра, там, где доселе место слывет его могилою. Почесть громкой могилы ожидает и победоносного Олега в новой его столице: брат Кия уступает ему целую гору свою Скавицу в надгробный курган, как бы некую пирамиду Фараонов. Вот и языческая Ольга, полная славных деяний того, чье носит имя, женской рукою крепко держит бразды правления, мстит соседям за малодушие и за смерть супруга; но вот и та же христианская Ольга, достойная Блаженной Царицы, которой восприяла имя во Святой купели, внушает первые начатки Христианства юному внуку и готовит просвещение Руси. Ратно княжение Святослава: земля ему ложе, седло изголовье, звездное небо покров; костьми хочет он лечь, дабы не посрамить землю Русскую, но не на синем Днепре, а на красном берегу Дуная; а между тем печенеги облегают его столицу, мать и дети в осаде. Юноша русский обманывает врагов, с уздою в руках ищет коня чрез весь стан их и, переплыв Днепр, кличет на помощь воеводу Святослава; еще немного и – князь печенегский пьет из черепа русского князя! Опять три брата хотят княжить в Киеве, но уже нет меж ними мира, как между тремя первыми; другой Олег и Ярополк падают в единокровной брани; Владимир сквернит идольскими требищами горы Киевские, на коих скоро должна воссиять благодать Божия, по слову Апостола, и он же сам очистит их от кумиров, ибо на него указал Первозванный. Совет в княжеском тереме; послы иноверные предлагают каждый свою веру, послы Владимировы избирают греческую; сердце его уже давно к ней расположено, имя Ольги решает бояр. Опять, и в последний раз, закипел судами русскими греческий путь, и тою же стезею возвращается из покоренной Корсуни уже просвещенный верою Князь; с ним Святые иконы и мощи, с ним епискипы, пресвитеры и греческая царевна, его супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В тот же год постриглась Евпраксия, Всеволодова дочь, месяца декабря в 6-й день. В тот же год померкло солнце в августе. Тогда же постригся Святослав, сын Давыдов, внук Святославов, Никола, месяца февраля в 17-е. В тот же год победила зимигола Всеславичей, всех братьев, и дружины их перебила девять тысяч. В год 6615 (1107), круг луны 4-й, а солнечного – 8-й год. В это же время преставилась жена Владимирова, месяца мая в 7-й день. В том же месяце воевал Боняк и захватил коней у Переяславля. В том же году пришли Боняк и Шарукан старый и другие князья многие и стали около Лубна. Святополк же, и Владимир, и Олег, Святослав, Мстислав, Вячеслав, Ярополк пошли на половцев к Лубну, и в шестом часу дня перешли вброд через Сулу, и кликнули на них. Половцы же ужаснулись, от страха не могли и стяга поставить и бежали, похватав коней, а иные бежали пешие. Наши же стали рубить, а других руками хватать, и гнали их до Хорола. Убили же Таза, Бонякова брата, а Сугра захватили и братьев его, а Шарукан едва убежал. Бросили половцы и обоз свой, который захватили русские воины месяца августа в 12-й день, и вернулись русские восвояси с победой великой. Святополк же пришел в Печерский монастырь на заутреню на Успенье святой Богородицы, и братия приветствовала его с радостью великою, говоря, что враги наши побеждены были молитвами святой Богородицы и великого отца нашего Феодосия. Такое обыкновение имел Святополк: когда шел на войну или куда-нибудь, то сперва поклонится гробу Феодосиеву и молитву возьмет у игумена печерского, только тогда уже отправится в путь свой. В тот же год преставилась княгиня, мать Святополка, месяца января в 4-й день. В том же году, в том же месяце, пошел Владимир, и Давыд, и Олег к Аепе и к другому Аепе, и заключили мир. И взял Владимир за Георгия Аепину дочь, Осеневу внучку, а Олег взял за сына Аепину дочь, Гиргеневу внучку, месяца января в 12-й день. А февраля 5-го тряслась земля ночью перед рассветом. В год 6616 (1108). Заложена была церковь святого Михаила Златоверхая Святополком князем, месяца июля 11-го. И закончили строить трапезницу Печерского монастыря при Феоктисте игумене, который ее и заложил по повелению Глеба и на его пожертвования. В тот же год вода была велика в Днепре, и в Десне, и в Припяти. В том же году вложил Бог в сердце архимандриту, игумену печерскому, и стал побуждать Феоктист князя Святополка вписать имя Феодосия в синодик. Богу так было угодно. Святополк же рад был, пообещал сделать так, ибо знал о житии его. И начал Святополк возвещать о житии Феодосьевом и велел вписать его в синодик, что и сделал митрополит – вписал его в синодик. Повелел же митрополит по всем епископьям вписывать Феодосия в синодик. Все епископы с радостью вписали и поминают его на всех соборах. В том же году преставилась Ирина, Всеволодова дочь, месяца июля в 24-е. В том же году закончили верх святой Богородицы Влахерны на Клове, заложенной Стефаном епископом, бывшим в прошлом игуменом Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010