1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это противоборство, в котором Юрий опирался на вспомогательные силы половцев, союз с Галичем и благожелательный нейтралитет Византии, имело последствия и для церковной жизни: будучи киевским князем, Юрий сместил митрополита Клима Смолятича, вместо которого по просьбе Юрия из Византии был прислан Константин I. Ярополк Святославич, старший сын Святослава Игоревича, князь киевский в 972–980 гг., убит по приказу своего брата Владимира I. В 973 г. посольство Прополка побывало при дворе германского императора Оттона I. Сведения о крещении “rex Rusciae” Прополка папскими миссионерами сомнительны, так как входят в число позднейших интерполяций в хронике Адемара Шабаннского (988–1034). Ярослав (Георгий) Владимирович (Мудрый), сын Владимира I Святославича, родился в 978 г., умер 20 февраля 1054 г. Благодаря поддержке новгородцев и наемных варяжских дружин, преодолев внутренние неурядицы, в 1019 г. Ярослав окончательно овладел киевским столом, а после смерти в 1036 г. своего брата Мстислава, князя черниговского и тмутараканского, стал “самовластием” всей Руси. Правление Ярослава характеризуется интенсивной политической деятельностью, как внутренней, так и внешней, подкрепленной политическими и матримониальными связями со многими европейскими дворами. Попыткой вмешаться во внутренние дела Византии явился поход 1043 г.: русские войска должны были поддержать претендента на императорский трон Георгия Маниака, но морская экспедиция не удалась, так как Маниак к тому времени уже погиб. Ярослав контролировал церковные дела благодаря своему праву инвеституры епископов, не побоявшись даже, с согласия поместного собора, назначить киевского митрополита (Илариона). Ярослав проводил политику поддержки церкви, укрепления христианства в стране, щедро субсидировал церкви и монастыри, заложил множество новых каменных храмов, в том числе и монументальный Софийский собор в Киеве. Все это снискало ему похвалу и уважение со стороны духовенства. Ярослав (Михаил?) Владимирович, сын Владимира Мстиславича, правнук Владимира Мономаха , родился приблизительно около 1155 г., умер после 1207 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждую весну храм подвергался усиленной сырости – покрывался лужами пол, мокли и давали трещины древние стены, разрушались иконы. В связи с этим были вывезены в Переславский музей как памятники истории и искусства наиболее ценные иконы и другие предметы, в том числе деревянная дарохранительца, серебряная звездница и ковш XVII века. Во второй половине ХХ века в соборе во время реставрации укрепили расшатавшиеся каменные блоки и счистили росписи XIX века, оставив храм внутри таким же белым, каким он был при Юрии Долгоруком. По книге Н. Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные». Изд. «Славпринт». 2004 г. Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля г. Переславля, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества. Это один их немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII в. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: « лета 1152, говорится в летописи, Юрий Владимирович г. Переславль от Клещина (озера) перенес и создал больше старого и церковь в нем поставил камену св. Спаса». Таким образом, собор и город основаны одновременно одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, он окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Боголюбским. История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь в 1201 г. принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь усыпальница Переславских князей… В 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдал и Спасский собор. Так, собор был разграблен в 1238 г. во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 г., в 1281, 1293 гг, в 1385 и 1409 гг. По присоединении Переславского княжества к Москве, московские государи во время своих посещений Переславля молились в этом храме.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Тогда же святые мощи его благоговейно перенесены были в Троицкий собор 1329 . С тех пор при гробе блаженного князя Всеволода начали истекать многоразличные исцеления с верой приходящим к его святым мощам, во славу Христа Иисуса, Господа нашего, Ему же подобает слава ныне, всегда и во веки веков. Тропарь, глас 4: Из млада явился еси богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан: веру непорочну соблюд, и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей Троице молися, державы росския начальником сохраненым быти, и всем нам спастися. Кондак, глас 8: Многомудренно преселився во град Псков блаженне княже Гаврииле, плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием: того ради получил еси жизнь вечную на небесех. Всегда зря Святую Троицу, моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему. 1322 Белгород – небольшой город Киевского княжества, имевший, однако, в княжение наследников Владимира Великого, епископа, и некоторое время бывший удельным столом. Ныне – село Киевской губернии и уезда, на Ирпени, принадлежащее киевскому митрополиту, с 1900 десятин земли и свыше чем с 1 12 тысячи жителей, с приходской церковью. 1323 Мстислав Владимирович, отец св. благ. князя Всеволода, был великим князем киевским с 1125 по 1132 г. Ему наследовал брат его Ярополк, княживший в Киеве с 1132 по 1138 год. 1324 Переяславское княжество считалось первым после великого княжества Киевского. Переяславль южный – ныне уездный город Полтавской губ., при р. Алые и Трубеже. 1325 Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха , князь Суздальский, впоследствии великий князь Киевский с 1148 по 1150 г.; потом был изгнан Изяславом Мстиславичем, но по прошествии некоторого времени снова завладел великим княжеством Киевским, хотя и ненадолго. 1326 Это последовало следующим образом. Изяслав Мстиславич, по милости властолюбивого князя Юрия Долгорукого, из Турова явился в Новгород за помощью против Юрия, дерзко оскорблявшего Мстиславичей. Новгородцы зашумели, вызываясь защищать Изяслава против Юрия. Блаженный князь Всеволод не желал иметь дело с дядей, а святитель Михаил отговаривал новгородцев от похода, указывая на опасности зимнего похода. Но, в конце концов, Всеволод должен был подчиняться желанию новгородцев и идти в поход против суздальцев и ростовцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так, в 1136 г. великий князь киевский Ярополк, когда Ольговичи приближались к его столице с своим войском, хотя имел у себя многочисленную рать, не выступил против них, “ни створи кровопролитья, но убоявся суда Божия, сотво-рися мний в них, по рекшему: Любите враги ваша”, и, несмотря на хулу и укоризны от всех своих братьев, заключил с Ольговичами мир, уступив им даже собственную отчину (Курск), которой они домогались. В 1139 г. другой великий князь киевский Вячеслав, услышав о приближении к Киеву Всеволода Ольговича с полками, “противу не изыде, не хотя крове пролияти, но створися мний” и без кровопролития уступил ему великокняжеский престол, удалившись в свой частный удел Туров. Важно и то, что князья, хотя не всегда возвышались над духом времени и часто предавались междоусобиям, сами, однако ж, понимали, что они поступают нехорошо, не по-христиански, сами иногда оплакивали свои усобицы, старались прекращать их и именем веры и отечества убеждали к тому друг друга. Со всею ясностию это можно видеть из трогательного письма Владимира Мономаха к черниговскому князю Олегу, который умертвил уже во время брани одного сына Владимирова, крестника своего Изяслава, и продолжал ратовать против другого своего крестника и сына Владимирова Мстислава. “Долго, – писал благочестивый князь, – долго печальное сердце мое боролось с законом христианина, обязанного прощать и миловать. Бог велит братьям любить друг друга, но самые умные деды, самые добрые и блаженные отцы наши, обольщаемые врагом Христовым, восставали на кровных... Пишу к тебе, убежденный твоим крестным сыном (Мстиславом), который молит меня оставить злобу для блага земли Русской и предать смерть его брата на суд Божий. Сей юноша устыдил отца своим великодушием! Дерзнем ли, в самом деле, отвергнуть пример Божественной кротости, данный нам Спасителем, мы, тленные создания? Ныне – в чести и славе, завтра – в могиле и другие разделят наше богатство! Вспомним, брат мой, отцов своих: что они взяли с собою, кроме добродетели? Убив моего сына и твоего собственного крестника, видя кровь сего агнца, видя сей юный увядший цвет, ты не пожалел об нем, не пожалел о слезах отца и матери, не хотел написать ко мне письма утешительного, не хотел прислать бедной невинной снохи, чтобы я вместе с нею оплакал ее мужа, не видав их радостного брака, не слыхав их веселых свадебных песней...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Русь удельно-вечевая Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года Олеговичами называют в нашей истории потомков Олега, Мономаховичами — потомков Мономаха, двух знаменитых князей, ссоры которых причинили столько несчастий Русской земле. Несчастия еще более увеличились, когда начались ссоры между этими Олеговичами и Мономаховичами. Вы, конечно, не забыли, что Владимир Мономах стал великим князем не потому, что имел право на престол, а потому, что народ любил его и желал иметь своим государем; настоящим же наследником Всеволода I был Олег, сын его старшего брата Святослава. Любовь и уважение к Мономаху были так велики, что даже после его смерти никто и не думал спорить, когда великими князьями стали его дети, а не Олеговы. Однако же эта тишина была ненадолго: только на время княжения первого сына его Мстислава, который, будучи во всех отношениях достойным наследником своего отца, управлял с такою славою государством, что заслужил название Великого; при наследнике же и его брате Ярополке Владимировиче дети Олега заговорили о том, что они законные наследники Киевского престола, и с этого-то времени начались их беспрестанные ссоры и разногласия с Мономаховичами. Эти ссоры раздирали наше бедное Отечество более ста лет и были причиною всех бедствий, которые потом, наверное, опечалят вас, мои милые читатели. Сначала намерение Олеговичей возвратить наследственный престол исполнилось довольно удачно, потому что Ярополк Владимирович был слабым князем, и в его княжение было много беспорядков в России. Новгородцы беспрестанно бунтовали, сменяли сами своих посадников, изгоняли своих князей и уже считали себя не подданными Киевских государей, а вольными людьми. Сыновья Мономаха, которых кроме великого князя было еще трое: Вячеслав, Георгий и Андрей, часто ссорились со своими племянниками, детьми умершего Мстислава Владимировича. Эти молодые князья, по примеру своего дедушки, почитали себя, а не своих дядей, законными наследниками. Великий князь должен был беспрестанно усмирять то Новгородцев, то братьев, то своих племянников. Это уменьшало его силы и было так выгодно для его главных врагов, Олеговичей, что после смерти великого князя Ярополка Владимировича Всеволод Олегович без всякого труда отнял у Мономаховичей Киевский престол. Семь лет он владел им, старался быть в мире со всеми князьями и особенно с молодыми Мстиславичами. Его сильнейшими врагами были: беспокойные Новгородцы, Георгий Владимирович, князь Суздальский, или Владимирский, желавший непременно быть великим князем, и князь Галицкий.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

18 февр. 1139 г. в Киеве скончался кн. Ярополк Владимирович, отпевание к-рого, вероятнее всего, возглавил М. Князь был погребен в Андреевском (Янчине) мон-ре. После того как его младший брат кн. Вячеслав Владимирович занял княжеский стол в Киеве, к стенам города подступил кн. Всеволод Ольгович Черниговский с братьями. Очевидно, под влиянием митрополита Вячеслав, «не хотя крови пролити, не бися с ними». Митрополит вновь выступил с посреднической миссией и, приехав в стан Всеволода, примирил князей, после чего Вячеслав оставил киевский стол (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 306-307; Т. 2. Стб. 302-303), к-рый перешел от Мономашичей к Ольговичам, князем стал Всеволод Ольгович. С митрополитом могло быть согласовано освящение (свт. Нифонтом?) во имя святых Бориса и Глеба новой деревянной церкви в южной части Новгородского детинца в 1146 г. Годом раньше Борисоглебская ц. появилась под Смоленском на Смядыни - месте мученической кончины св. Глеба. Активизация поминовения св. князей-страстотерпцев, несомненно, связана с миротворческим направлением церковной политики М., деятельным сотрудником и единомышленником которого был Новгородский епископ. В 1145 г. М. отправился в Византию (Там же. Т. 1. Стб. 312), где, по всей видимости, скончался или сложил с себя сан митрополита, т. к. больше о его пребывании на Руси ничего не известно. Перед отъездом М. затворил для богослужения кафедральный собор, что заставляет думать о конфликте между митрополитом и княжеской властью. Причины отъезда митрополита остаются неясными, поскольку источники о них умалчивают. А. В. Назаренко считает, что отъезд М. был следствием «жесткого конфликта» между митрополитом и Киевским кн. Всеволодом Ольговичем (по предположению исследователя, митрополит не хотел благословить организованное Всеволодом крестоцелование Игорю Ольговичу как своему преемнику на киевском столе) ( Назаренко. 2013. С. 89-91, 177). По мнению исследователя, непосредственной причиной конфликта было возобновление Переяславской кафедры явно в княжеских интересах и вопреки воле М., к-рый упразднил эту епископию при создании Смоленской епархии (Там же. С. 94-96).

http://pravenc.ru/text/2563660.html

Почему в конце 1118 или в 1119, 1120 году, – так как летопись отмечает в 1119 году «Володимер взя Менеск у Глеба у Всеславича, самого приведе Кыеву», а в последнем году: «Прогна Володимер Берендичи из русьские земли» (Крм., II, прим. 218), – Мономах перестал записывать свои походы в Поучение? Очевидно, потому, что нашего списка у него уже не было? Куда же он делся? Ответа на это поищем в летописи. Здесь под ближайшим 6626 (1118 март 1119 февраль) 11 годом находим: «БежаЯрославец Святополчичь из Володимеря в Ляхы, и посла Володимер сын свой Романа в Володимерь княжит... В то же лето преставися Роман князь, сын Володимерь, месяца генваря в 15 день... В то же лето посла Володимер сын свой другый, Андрея, княжит Володимерю» Роман Владимирович женился на дочери Володаря 11-го сентября 1113 года (Ипат. 199, 56), Андрей Владимирович родился 11 августа 12 1102 года, женился на Тугоркановой внуке в сентябре 1117 года, умер 22-го января 1141 году в Переяславле, у него были два сына Владимир Андреевич, умерший 28-го января 1170 года, и Ярополк (Карм., II, прим. 201, 225, 279, 404, III, прим. 3). Андрей получил прозвание Доброго, и смерть его в летописях сопровождается знаменьями. Последний сын Мономаха, он был, вероятно, особенно любим престарелым отцом (Мономаху было 47 лет в год его рождения и 64 в год его свадьбы), который должен был поэтому обратить особое внимание на его воспитание, результатом чего и был его добрый характер. Выпуская в январефеврале 1119 года 17-летнего Андрея из под своего личного руководства, Мономах и благословил его между прочим своим Поучением, как руководством в предстоящей деятельности князя и самостоятельного человека: вот почему перечень походов оканчивается 1118 годом, тем событием, которое повело за собой назначение Андрея князем во Владимир. Дальнейшая судьба нашего списка, вероятно, сопряжена с судьбою тёзки деда – Владимира Андреевича, союзника св. Андрея Боголюбского при разрушении Киева в 1169 году. Супруга его, не допущенная сначала в Киев на погребение мужа, скоро, по удалении Мстислава Изяславовича, «второе недели по Велице дни в понедельник» 20-го апреля, могла найти приют в Янчине монастыре у гроба своего мужа, передав монастырю все его книги (если она не передала их, что менее вероятно, преподобному Поликарпу Печерскому, принимавшему такое живое участие в погребении её мужа).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

( < < back) преп. Димитрия было погребено в созданной им Спасской церкви. У гроба его и его молитвенным предстательством совершались чудеса и различные исцеления. И ныне мощи преп. Димитрия Прилуцкого почивают в том же храме, где находится и чудотворный образ этого святого, бывший с великим князем Uoahhoм III во время похода его под Казань. ( < < back) Память святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом Мономах, внук Ярослава Мудрого, идеал древнерусского князя, известен особенно как миротворец враждующих князей; с 1114 по 1125 г. — великий князь киевский. небольшой город Киевского княжества, имевший, однако, в княжение наследников Владимира Великого, епископа, и некоторое время бывший удельным столом. Ныне — село Киевской губернии и уезда, на Ирпени, принадлежащее киевскому митрополиту, с 1900 десятин земли и свыше чем с 1 1/2 тысячи жителей, с приходской церковью. Владимирович, отец св. благ. князя Всеволода, был великим князем киевским с 1125 по 1132 г. Ему наследовал брат его Ярополк, княживший в Киеве с 1132 по 1138 год. княжество считалось первым после великого княжества Киевского. Переяславль южный — ныне уездный город Полтавской губ., при р. Альте и Трубеже. (Георгий) Владимирович Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха, князь Суздальский, впоследствии великий князь Киевский с 1148 по 1150 г.; потом был изгнан Изяславом Мстиславичем, но по прошествии некоторого времени снова завладел великим княжеством Киевским, хотя и ненадолго. последовало следующим образом. Изяслав Мстиславич, по милости властолюбивого князя Юрия Долгорукого, из Турова явился в Новгород за помощью против Юрия, дерзко оскорблявшего Мстиславичей. Новгородцы зашумели, вызываясь защищать Изяслава против Юрия. Блаженный князь Всеволод не желал иметь дело с дядей, а святитель Михаил отговаривал новгородцев от похода, указывая на опасности зимнего похода. Но, в конце концов, Всеволод должен был подчиняться желанию новгородцев и идти в поход против суздальцев и ростовцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Андреевский, или Янчин. В 1086 г. великий князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь святого Андрея и при ней устроил монастырь, в котором постриглась дочь его Янка (Анна) и, совокупив многих черноризиц, жила с ними по монастырскому чину. В числе черноризиц находилась и сестра Янки Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г. и по смерти (в 1109 г.) погребенная в Киево-Печерской обители . Замечательно, что Андреевским монастырем в 1115–1125 гг. управлял игумен Григорий , весьма уважаемый великим князем и народом, как и впоследствии управляли игумены . Это значит, что или женский монастырь Янки по смерти ее (в 1113 г.) был преобразован в мужеский, или у нас вначале, как случалось и в Церкви Греческой, некоторые женские монастыри подчиняемы были ведению настоятелей, которые совершали в них и церковные службы . Церковь Андреевского монастыря, построенная Всеволодом, вероятно, сгорела или много пострадала во время страшного пожара киевского, бывшего в 1124 г., потому что в 1131 г. она была освящена вновь. Великий князь Ярополк Владимирович, скончавшийся в 1139 г., был сначала погребен в голубце у Андреевской церкви, но потом в 1145 г. по желанию вдовствующей супруги его Елены тело его перенесено в самую церковь и положено рядом с телом Янки . Лазарев. В летописи об этом монастыре замечено только, что в 1113 г. скончалась игуменья Лазарева монастыря, святая житием, живши 60 лет в чернечестве, а от рождения 92 года . Следовательно, если допустить, что она и постриглась в этом же монастыре, то основание его надлежало бы отнести еще к княжению великого князя Ярослава. Феодоровский. В 1128 г. великий князь Мстислав Владимирович основал в Киеве каменную церковь святого Феодора и при ней учредил мужской монастырь, который дети Мстислава в память отца своего, здесь погребенного (1132), назвали Вотчим. В Феодоровском монастыре незадолго пред кончиною своею принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович, и игумен этой обители Анания облек тело его, по смерти поруганное киевлянами, в приличные одежды, совершил над ним панихиду и привез его для погребения в монастырь святого Симеона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010