В том же году Новгородцы задумали идти военным походом на Суздальское княжество. Митрополит Михаил II прибыл в Новгород, чтобы убедить своевольный народ не начинать братоубийственного междуусобия. Он предсказывал, что если его увещаний не послушают, то война принесет новгородцам страшные бедствия. Однако, слово святителя не вразумило, а озлобило как бояр, так и простой народ и, чего до того времени на Руси не бывало, новгородцы дерзнули схватить митрополита и посадить его в темницу. Зимой 1135/1136 г. новгородское войско выступило в поход на Суздальскую землю, который завершился кровавой битвой у Ждановой горы. В этом сражении пало огромное число людей, но победы ни та, ни другая сторона не добились. Заключив мир, новгородцы повернули назад, множество их во время обратного похода погибло от лютых морозов и метелей. Пророчество митрополита Михаила таким образом сбылось и, устрашенные, новгородцы немедленно выпустили святителя из темницы. В 1136 году разразилась новая междоусобная война – Черниговские Ольговичи – Всеволод и Игорь пошли войной на великого князя Ярополка Владимировича, нанесли ему поражение в битве у реки Супой и подступили к Киеву. Ярополк хотел дать бой у стен столицы, но митрополит Михаил II убедил его заключить мир, уступив Ольговичам город Курск и часть Переяславского удела. Святитель сам пошел в стан черниговцев, убеждая их не возобновлять кровопролития и дать «крестное целование» не вести более братоубийственной войны. На сей раз князья вняли увещеваниям митрополита, но мир длился недолго. В 1139г. умер великий князь Ярополк Владимирович. Ему наследовал его брат, Вячеслав Владимирович, бывший до того князем в Переяславле. Митрополит Михаил вместе с духовенством и народом встретил его 22 февраля 1139 г. в Киеве, как государя. Однако Всеволод Ольгович немедленно двинул войска к Киеву, перешел по льду Днепр и, окружив город, стал жечь предместья. У Вячеслава не было достаточно сил для борьбы. Видя это, митрополит убедил его смириться и уступить. Михаил II сам взял на себя миссию посла и, прийдя в стан Всеволода, объявил, что Вячеслав Владимирович согласен уступить Ольговичам великое княжение и уйти в г.Туров. Вновь кровопролитие было предотвращено. Вячеслав вышел из города, а Всеволод вступил в него, пожертвовав храмам и монастырям богатую милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

652 А Олга емше казар, поточиша за море Царюгороду. – Из «Хожения» игумена Даниила явствует, что Олег находился в ссылке на острове Родос: «И в томъ остров был Олегь князь русскый 2 лт и 2 зим» (см. наст. изд., т. 4). В ссылке Олег тем не менее женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе, а в 1083 г. вернулся на Русь с воинским контингентом, достаточным для того, чтобы изгнать из Тмуторокани и пленить князей Давыда и Володаря Ростиславичей. Г. Г. Литаврин предполагает, что Олегу помог император Алексей Комнин (1081–1118 гг.), обусловив при этом себе «верховные права на Тмуторокань» (История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 352). См. также: Захаров В. А. Тмуторокань и «Слово о полку Игореве»//«Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 208–221. 654 В се же лто Давыдъ ...все имнье. – По предположению Д. С. Лихачева (Комментарии. С. 413), Давыд захватил в Олешье, торговом становище в устье Днепра, гречников – купцов, торговавших с Византией. В Л и Р ошибочно сказано – «зая грькы». 655 Дорогобуж – город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины). 659 Рюрик – Рюрик Ростиславич, сын Ростислава Владимировича, последние годы княжившего в Тмуторокани (умер в 1067 г.). Рюрик княжил в Перемышле, а его братья – Володарь и Василько – впоследствии княжили в Перемышле и Теребовле (Перемышль – ныне Пшемысль на юго-востоке Польши, Теребовль – ныне Теребовля, город к югу от Тернополя на Украине). В описываемые годы Ростиславичи, вероятно, обладали лишь Перемышлем и находились в зависимости от владимиро-волынского князя Ярополка Изяславича: именно их стремление расширить свои владения, а быть может и посягательства на владимирский стол и явились причиной конфронтации с Ярополком. Вероятно, Ростиславичами же и был подослан убийца. 661 Его же прошенья не лиши ...любящим его. – Как полагает Д. С. Лихачев, «пышная некрологическая статья о Ярополке Изяславиче и необыкновенное сочувствие к нему печерского летописца отчасти объясняется тем, что Ярополк, его жена и дочь ...были крупными жертвователями в Печерский монастырь» (Комментарии. С. 414). Ярополк был женат на Кунигунде, дочери графа Оттона из Мейсена. После гибели Ярополка его жена покинула Русь вместе с дочерью (См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. пытался отговорить новгородцев от враждебных действий против единоверцев, он «мълвляше им»: «...не ходите (на Суздаль.- М. П.), мене Бог послушаеть» (НПЛ. С. 23, 208). Убедившись в бесплодности своих увещеваний, М. хотел уехать обратно в Киев, но новгородцы «на Суждаль идуце, не пустиша его». Вопреки воле Киевского первосвятителя новгородское войско во главе с кн. Всеволодом Мстиславичем вторглось на Ростово-Суздальскую землю и «на Ждани горе» потерпело жестокое поражение в битве 26 янв. 1135 г. В сражении погиб новоизбранный посадник Иванко Павлович и много «добрых муж» (знатных людей). Только когда новгородцы убедились в правоте митрополита, М. смог покинуть Новгород: «...пустиша митрополита Кыеву, месяця феураря в 10, в мясопустную неделю» (Там же). В нач. 1136 г. М. принял деятельное участие в примирении князей - старших Мономашичей и Ольговичей во главе соответственно с кн. Киевским Ярополком Владимировичем и кн. черниговским Всеволодом Ольговичем (в 1139-1146 князь Киевский). 12 янв. «целоваше хрест межю собою, ходяче меж ими честьному Михаилу митрополиту со крестом, и вда Ярополк Олговичем отчину свою, чего и хотели, и тако утеши благоумныи князь Ярополк брань ту лютую» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 298-300; ср.: Там же. Т. 1. Стб. 303-304). В примирении сторон принял участие и ставленник (и, очевидно, ближайший сотрудник М. из среды высшего рус. духовенства) еп. Новгородский Нифонт, специально приехавший для этого в Киев с «лучьшими мужи» (представителями новгородской знати) (НПЛ. С. 23-24, 208-209). В 1136/37 г. М. была учреждена епископия в Смоленске (с кафедральным собором в честь Успения Пресв. Богородицы), 1-м епископом Смоленским был поставлен грек Мануил . Это произошло по инициативе Смоленского кн. св. Ростислава (Михаила) Мстиславича (сохр. выданная им Учредительная грамота, или Смоленский устав,- Смоленские грамоты XII-XIV вв. М., 1963. С. 75-79; ДРКУ. С. 141-145; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304; Т. 2. Стб. 300). Территория Смоленской епархии была выделена из Переяславской (см.: Назаренко. 2009). Переяславская кафедра стала вакантной в 1134 г. и не замещалась до 1140/41 г., когда М. после долгого перерыва поставил Переяславского еп. Евфимия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 308), что косвенно указывает на недовольство переяславских князей и духовенства решением М. о создании Смоленской епархии. В 1143 г. М. возглавил хиротонии епископов Черниговского Онуфрия и Полоцкого Космы , а в 1144 г.- Туровского Иоакима, до 1145 г.- Ростовского Нестора .

http://pravenc.ru/text/2563660.html

В этих словах сказалось традиционное мнение, которым в течение веков было проникнуто русское духовенство. Как только начиналась ожесточенная борьба между князьями, владыка уже начинает «ходить между ними», как образно выражается летописец. В 1135 году митрополит Михаил успел помирить великого князя Ярополка Владимировича с его врагами, черниговскими князьями Ольговичами. Ольговичи подступили под Киев, и Ярополк готов был отразить их. Но в дело вмешался митрополит Михаил, «ходячю межи ими честному митроп. Михаилу с крестом»; значит, он с крестом в руках переходил из одного враждующего лагеря в другой, примиряя противников. Митроп. Михаил добился того, что великий князь Ярополк уступил Ольговичам и отдал те города, которые они требовали; из этого видно, что он действовал не согласно с видами великого князя, но сообразно справедливости. Тот же митроп. Михаил через три года, в 1138 году, после смерти Ярополка благословил на великое княжение брата его Вячеслава, но через три недели является под Киев с войсками черниговский князь Всеволод Ольгович. Митрополит снова «заходил» между князьями, и дело кончилось мирным уходом Вячеслава из Киева. Вообще во всех советах, во всех случаях вмешательства высшего духовенства: в междукняжеские отношения всегда выставлялся один и тот же аргумент – желание избежать кровопролития, чтобы не гибла русская земля. Несмотря на высокое положение владыки в древнерусском обществе, несмотря на то, что громадное большинство архиереев были русские люди, незаметно с их стороны стремления вмешиваться в политику. При слабости княжеской власти это казалось бы очень важным. Очевидно, древне-русские чернецы выходили из стен монастыря и вступали на кафедру, проникнутые интересами обще-русской жизни, исключающей местные выгоды той или другой области. Владыка стоял выше узких местных интересов и советовал князьям одно – блюсти мир в интересах общерусских. В одном только Новгороде владычная кафедра более активно вмешивалась во внутренние и внешние дела своей земли. И здесь владыка занимает место прежде всего блюстителя мира, удаляясь от той или другой партии. Но для самого соблюдения мира владыке приходилось постоянно вмешиваться в текущую деятельность земли. Первым новгородским епископом, близко принимавшим участие в земских делах, был знаменитый Нифонт, епископствовавший с 1130 по 1156 г. Нифонт, по-видимому, не был природным новгородцем – он был из иноков Киево-Печерского монастыря, но он весь был проникнут новгородскими интересами и много сделал для водворения спокойствия в Новгороде. Он призывает в Новгород митроп. Михаила для успокоения волнений в городе, он отправляется с новгородскими выборными к вновь избираемым князьям, хлопочет у Юрия Долгорукого «мира деля,» вмешивается в обще-русские дела и приходит в Киев для того, чтобы помирить киевлян с черниговцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По предположению исследователей, митрополит Иоанн написал несколько произведений о проблемах нравственности в русском обществе. Одно из них – «Церковное правило» – содержало перечень норм поведения не только для монахов и священников, но и мирян: князей, бояр, купцов, простых людей. Оно свидетельствовало о живом интересе митрополита к повседневной жизни русских людей и его желании дать им наставления для улучшения нравственности. После смерти Всеволода в 1093 году Анна-Янка осталась жить в своем монастыре. Ее помощницей стала младшая сестра Екатерина, правда, в летописях указан только год ее смерти – 1108-й, а даты пострига нет. В Киеве осталась и вдова Всеволода Анна, которая в конце жизни также стала монахиней Яниева монастыря. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь воодушевляли живших с ней ревностью к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. По летописям, святая Анна скончалась 3 ноября 1112 года. Ее кончина отмечена в летописи особой статьей: «Том же лете (1112) преставися Янка, дщи Всеволожа, сестра Володимера, месяца ноября в 3 день; положена бысть у церкви святаго Андрея, юже бе создал отец ея; ту бо ся бе и постригла у церкви тоя, девою сущи». Также и в рукописных святцах о ней сказано: «В Андреевском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преставися в лето 6624 (1116 г.), месяца мая в 18 день». Но это, вероятно, было время обретения ее мощей. Вполне вероятно, что даже после смерти игуменьи ее монастырь был процветающим и почитался всеми родственниками. Поэтому великий князь Ярополк Владимирович, приходившийся Анне-Янке племянником, завещал похоронить себя в ее монастыре, хотя мог построить свою церковь , как другие киевские правители. По поводу кончины Ярополка в летописи сделана такая запись: «Того же лета (1139) преставися князь Ярополк, месяца февраля в 18 день, и положен бысть в Янцине манастыре у святаго Андрея».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бысть же сице: в лето шесть тысящ шестьсот двадесять пятое (1117), князь великий Владимир Манамах посади сына своего Мстислава в Беле-граде, с великаго Нова-града, а в его место в великом Нове-граде посади внука своего, сына Мстиславова, сего блаженнаго князя Всеволода. Посем блаженный нача богоугодно жити и праведно правити власть свою, якоже лепо бе православным князем. Бяше же святый всеми благими делы исполнен: богобоязнен и правдив, тих и кроток, и любовь нелицемерну имяше равно ко всем, церковный чин и монашеский любяше и милостыню даяше им многу, и чтяше, яко братию Божию; вдовиц и сирот заступаше и миловаше нищия и немощныя упокоеваше и кормлю доволну подавая. И по времени отъиде святый из Нова-града в Переяславль и тамо живяше. Отцу же святаго, Мстиславу, преставльшуся в Киеве, в его место брат Мстиславль седе в Киеве, Ярополк. В то же время некий князь, именем Георгий, подвижеся на святаго Всеволода, хотя взяти град Переяславль. Святый же услыша брань хотяшую быти и абие отъиде из града без крове в великий Нов-град, а град Переяславль остави князю тому. Посем в великом Нове-граде воздвиже церковь каменну велию, на память роду своему, на месте глаголемом Опока, во имя святаго Крестителя Господня Иоанна, честнаго его рождества, и украси ю чудну зело всем; и иного имения даде и сел на устроение той святей церкви, и иныя святыя церкви многи постави святый. Посем же шедшу святому с Новогородцы ратию на Суждаль и Ростов, хотя святый попленити грады те, и бысть сеча велика, и поможе Бог суждальцем и ростовцем, и побиени быша новогородцы. Великаго же Ново-града людие, наваждением диаволим, восташа на блаженнаго князя Всеволода, глаголюще; «несть нам от Тебе помощи», – и абие изгнаша святаго из града. Святый же отъиде во град Киев к стрыю (дяде) своему, князю Ярополку, сыну Владимирову. Ярополк же вдаде святому князю Всеволоду, сроднику своему, Вышеград, и в том граде пребывшу святому мало время. Посем же приидоша мужие града Пскова к святому в Вышеград и молиша и, яко да идет к ним княжити, не бяше бо у них в то время князя во граде Пскове.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

– Слич. 518 и 519. 518. Василько (Василий) Ярополкович 518. Василько (Василий) Ярополкович, князь-изгой (безудельный), Карамзину «неизвестный» (Ист. Гос, Рос. т. II, прим. 332), г. Соловьевым не упоминаемый и во всех родословных княжеских пропущеный, но, по нашим соображениям, кажется, единственный сын Ярополка Владимировича, также князя-изгоя ), младшего брата Ростислава, князя тмутараканского ), следственно, правнук Ярослава I Владимировича, великого князя киевского 198) и двоюродный брат Ростиславичей; Володаря (Владимира), князя перемышльского 568) и Василька (Василия), князя теребовльского 50). – Именуется летописно однажды, как посланный Владимирком Володаревичем (Владимиром Владимировичем), князем галичскпм 51), своим двоюродным племянником, к Андрею Юрьевичу (Георгиевичу), князю пересопницкому, впоследствии Боголюбский и святый 20), с приглашением прибыть на совещание, в 1150 г. – Примечание. Отец Василька, Ярополк Владимирович, именуется, сколько нам известно, только в одной родословной княжеской – летописной, по Воскресенскому списку (Полн. Собр. Рус. Летоп. т. VII, с. 232 Изд. 1856 г.). Слич. 517 и 519. 519. Василько (Василий) Ярополкович 519. Василько (Василий) Ярополкович, князь михайловский (городка Михайлова, бывшего близ Киева), по Карамзину, г. Соловьеву и даже родословной летописной – впрочем, в том месте именно, где упоминается он, очевидно спутанной (см. прим. к с. 232, т. VII, Полн. Собр. Рус. Летоп. Изд. 1856), – сын Ярополка Изяславича, князя бужско-Волынского ), правнука Мономахова 53), от брака с дочерью Святослава Олеговича (по Карамзину, то Олеговича, то Всеволодовича. См. Ист. Гос. Рос., т. II, прим. 415 и т. III, с. 8. Изд. 1842), князя черниговского ), неизвестной по имени; а как думаем мы – сын Ярополка 11 Владимировича, великого князя киевского 195), сына Мономахова, от брака с Еленой, пленной половчанкой, дочерью неизвестного отца 86). О времени и месте его рождения сведений нет; именуется летописно впервые по тому случаю, что он избил Половцев на р. Роси, и взял себе «искупа много на них», в 116S г. (мог ли сделать это сын отца, женившегося, как Ярополк Изяславпч, правнук Мономахов, только в 1166 г.?1; но смерти Ростислава-Михаила Мстиславича, ве-ликого князя киевского (ЛЕ 167 от имени его родного, а своего двоюродного, племянника, Мстислава Изяславича, князя Волынского, потом великого князя киевского (ЛЕ 144), занял Киев и распоряжался в нем до прибытия Мстислава, в 1267 г, (при этом одна Густнпская летопись называет Василька

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Евангелие от Луки, зачало 67. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил, сын святого благоверного князя Мстислава – Феодора Великого (†1132; память 15 апреля) и внук Владимира Мономаха (1114–1125), родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде. В 1117 году престарелый Владимир Мономах дал в удел своему сыну новгородскому князю, святому Мстиславу, Белгород Киевский, сделав его своим соправителем, а блаженного князя Всеволода оставил в Новгороде вместо отца. После смерти Владимира Мономаха святой благоверный князь Мстислав занял Киевский престол (1125 – 1132). Святой благоверный князь Всеволод отличался добрым нравом, был правдив, кроток, любвеобилен и имел страх Божий. Он много полезного сделал для Новгорода, особенно любил созидать храмы Божии. При содействии архиепископа Новгородского Нифонта (память 8 апреля) он построил несколько храмов в своем городе, в том числе великолепный храм во имя святого Иоанна Предтечи и собор во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам. В 1132 году отец благоверного князя Всеволода святой Мстислав скончался в Киеве. Великокняжеский престол занял брат его Ярополк Владимирович, который, согласно завещанию брата, перевел благоверного князя Всеволода из Новгорода в Переяслав Южный, считавшийся старшим городом после Киева. Младшие сыновья Владимира Мономаха , дяди Всеволода, – Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, пошли на Переяслав войной. Святой, избегая кровопролития, ушел из Переяслава в Новгород, оставив город Юрию. С неудовольствием отпустили своевольные новгородцы Всеволода в Переяслав и с таким же неудовольствием приняли его обратно. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них. Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь предпринял в 1133 году победоносный поход на племена Чуди и присоединил к Новгородским владениям город Юрьев. В 1135 году новогородцы против воли святого Всеволода настояли на зимнем походе в Суздаль и Ростов, в котором в 1136 году потерпели поражение. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. «Нет нам от тебя помощи», – сказали они благоверному князю и изгнали его из Новгорода. «Изгнание претерпел еси от своих» – поется в тропаре святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

владимирский князь совершил поход на Рязанскую землю. На территории последней шла борьба между сыновьями Глеба Ростиславича, из к-рых младшие (Всеволод и Владимир) ориентировались на В. Ю., а старшие (Роман, Игорь и Святослав) - на Чернигов. После победы в столкновениях с рязанцами под Коломной, на Оке, и взятия Борисоглебска владимирский князь привел правителей Рязани в свою «волю». Во время этого похода в плен к В. Ю. в Коломне попал Глеб, один из старших сыновей кн. Святослава Всеволодовича, действовавший вместе с рязанцами. В ответ кн. Святослав, правивший в Киеве и Чернигове, зимой 1180/81 г. совершил нападение на Суздальскую землю. Решающего сражения не произошло, и весной 1181 г. Святослав отступил, на пути в Новгород он сжег Дмитров. Из рук Святослава в Новгороде сел на княжение его сын Владимир, в Торжке - кн. Ярополк Ростиславич. Последний сразу же предпринял боевые действия против владимирского князя, разорив его земли по Волге. В ответ В. Ю. при поддержке союзников из Рязани и Мурома вновь совершил поход на Торжок. Город сдался, Ярополк был взят в плен. Развивая этот успех, В. Ю. добился от новгородцев в 1182 г. изгнания Владимира Святославича и приглашения своего «свояка» Ярослава Владимировича (правил здесь до 1199, изгонялся из Новгорода в 1184 и 1185, вернулся в 1187 при поддержке владимирского князя). Тогда же В. Ю. отпустил из плена Глеба Святославича и заключил с его отцом мир. В 1183 г. В. Ю. совершил большой поход на Волжскую Булгарию и Мордву; помимо полков Суздальской земли в нем участвовали военные силы Юж. Руси. В 2 битвах волжские булгары были разбиты. В. Ю. осаждал столицу серебряных булгар, но не смог взять ее. Тем не менее он заключил выгодный для Руси мир. В 1184 г. В. Ю. отправил послов к киевскому кн. Святославу и митр. Никифору II с просьбой поставить епископом в Ростов Луку , игум. Спасского мон-ря на Берестове. Между тем митрополит уже утвердил др. кандидата - Николая Гречина. В. Ю. настоял на своем, и 11 марта 1185 г. «неволею великою Всеволожею и Святославлею» Лука был поставлен на Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/155472.html

В 1180 году владимирский князь совершил поход на Рязанскую землю. На территории последней шла борьба между сыновьями Глеба Ростиславича, из которых младшие ( Всеволод и Владимир ) ориентировались на Всеволода Юрьевича, а старшие ( Роман , Игорь и Святослав ) - на Чернигов. После победы в столкновениях с рязанцами под Коломной, на Оке, и взятия Борисоглебска владимирский князь привел правителей Рязани в свою " волю " . Во время этого похода в плен к Всеволоду Юрьевичу в Коломне попал Глеб , один из старших сыновей кн. Святослава Всеволодовича , действовавший вместе с рязанцами. В ответ кн. Святослав, правивший в Киеве и Чернигове, зимой 1180 /81 года совершил нападение на Суздальскую землю. Решающего сражения не произошло, и весной 1181 года Святослав отступил, на пути в Новгород он сжег Дмитров . Из рук Святослава в Новгороде сел на княжение его сын Владимир , в Торжке - кн. Ярополк Ростиславич . Последний сразу же предпринял боевые действия против владимирского князя, разорив его земли по Волге. В ответ Всеволод Юрьевич при поддержке союзников из Рязани и Мурома вновь совершил поход на Торжок. Город сдался, Ярополк был взят в плен. Развивая этот успех, Всеволод Юрьевич добился от новгородцев в 1182 году изгнания Владимира Святославича и приглашения своего " свояка " Ярослава Владимировича (правил здесь до 1199, изгонялся из Новгорода в 1184 и 1185, вернулся в 1187 при поддержке владимирского князя). Тогда же Всеволод Юрьевич отпустил из плена Глеба Святославича и заключил с его отцом мир. В 1183 году Всеволод Юрьевич совершил большой поход на Волжскую Булгарию и Мордву ; помимо полков Суздальской земли в нем участвовали военные силы Южной Руси. В двух битвах волжские булгары были разбиты. Всеволод Юрьевич осаждал столицу серебряных булгар, но не смог взять ее. Тем не менее он заключил выгодный для Руси мир. В 1184 году Всеволод Юрьевич отправил послов к киевскому кн. Святославу и митр. Никифору II с просьбой поставить епископом в Ростов Луку , игум. Спасского монастыря на Берестове. Между тем митрополит уже утвердил др. кандидата - Николая Гречина . Всеволод Юрьевич настоял на своем, и 11 марта 1185 года " неволею великою Всеволожею и Святославлею " Лука был поставлен на Ростовскую кафедру. После его смерти Ростовским епископом стал по предложению Всеволода Юрьевича духовник князя свт. Иоанн (23 января 1189).

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010