Ровоам, сын и наследник Соломона, отдав последний долг отцу своему, отправился в Сихем 556 , где народ собрался для торжественного постановления его царем. Иеровоам, вызванный из Египта своими единомышленниками, был душей сего собрания. Оно требовало, чтобы Ровоам облегчил тяжкое, как оно говорило, ярмо Соломона 557 . Ровоам, обещав рассмотреть сие в три дня, отпустил народ и спрашивал у старейшин, бывших при отце его, как поступить. Если ты, говорили они, теперь покажешь себя рабом сего народа, он будет рабом твоим навсегда. Но Ровоам презрел сей совет и по внушению неопытных сверстников своих 558 собравшемуся в назначенное время народу сказал: меньший перст мой толще, нежели чресла отца моего, если он наложил на вас тяжкое иго, то я умножу сию тяжесть, если он вас наказывал бичами, то я буду вас бить скорпионами 559 . Раздраженный народ отрекся от дома Давидова, и собрание рассеялось. Только два колена, Иудино и Вениаминово, признали сына Соломонова царем своим. Адонирам, начальствовавший над сбором даней, послан к возмутившимся для приведения их к послушанию, но вместо того побит ими камнями. Царь поспешил в Иерусалим и собрал против них 180.000 войска, но Пророк Самей остановил сие предприятие, сказав именем Божьим, что случившееся есть дело Божье. Между тем десять колен поставили себе царем Иеровоама. Таким образом, народ Божий разделился на два царства, которые различены наименованиями Иудейского и Израильского 560 . Идолослужение Иеровоама, первого царя Израильского Иеровоам, опасаясь, чтобы религия, которая привязывала его подданных к Иерусалиму, не привлекла их обратно под власть царя Иудейского, решился прервать и сей союз 561 . Он отлил двух золотых тельцов 562 ; поставил их на двух противоположных границах своих владений, в Дане и Вефиле, и объявил народу, что ему не нужно более ходить в Иерусалим для богослужения 563 . Для подкрепления своего изобретения он употребил и силу и хитрость. Отвергнув левитов, поставил жрецов из простого народа, угождая ему, изгнал ревнителей истинного благочестия, но учредил праздник по подобию иерусалимского. Кажется, что то был праздник кущей, только он совершался месяцем позже надлежащего. Гнев Божий на сие идолослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Простре сеть ногам моим. Тогда как сверху Иерусалиму угрожал огонь, снизу, под ногами его, была раскинута сеть. Этот новый образ указывает на неизбежность бедствий. Иерусалим был как бы со всех сторон окутан сетью, так что даже пытавшееся спастись бегством, попадали в плен и вновь должны были возвращаться к прежним страданиям (Феодорит). Обрати мя вспять , «обернул меня назад», т.е., поставил в такое положение, что потеряна была всякая возможность продолжать раз начатый путь. Иерусалим думал самонадеянно идти по пути, избранному им, вопреки закону Иеговы. Но неожиданно остановлен был рукой Господа. Даде мя Господь в погубление весь день болезнующа. Город сравнивается с больным, который терпит муки «весь день», т.е., постоянно, без перерыва. В погубление, в еврейском тексиве , собственно «опустошенный (от «столбенеть», о местах – «пустеть»). Мысль еврейского выражены такова: Бог «опустошил» жизнь иудеев, т.е., разрушил их счастье (ср. 2Цар.13:20 ). Ст. 14. Бдяше на нечестия моя, в руку моею сплетошася: взыдоша на выю мою, изнеможе крепость моя, яко даде Господь в руце мои болезни и не возмогу стати. Бедствия Иерусалима представлены под образом ярма, надетого на шею. Бдяше на нечестия моя. Если считать подлежащим в этом предложении «Бог», то получится такая мысль: Иегова следит за всеми преступлениями народа, почему они не могли остаться безнаказанными. В руку моею сплетошася, взыдоша на выю мою. В некоторых кодексах стоит: ν χερσ ατο συνεπλκησαν (22, 36, 48, 51, 62, 96, 229, 231), – чтение, более сообразное с содержанием стиха: беззакония народа связаны (сплетены) в руке Иеговы, как связывается ярмо, и, подобно тому же ярму, возложены на выю народа. Изнеможе крепость моя и пр. Под влиянием этого ярма, исчезла крепость народа. Таков смысл стиха по славянской библии и переводу LXX. Еврейский текст дает несколько иной смысл. Слова LXX. читали: (как и Вульгата: vigilavit super iniquitates meas), отсюда и получилось: бдяше на нечестия моя. Мазоретский же текст, по Шлейснеру (curae crit. et exeg. Repertor. XII, p. 9), нужно перевести так: «связано (Богом) иго () грехов моих. В руке Его ( ; ср. греч. χερσ ατο) они взвешены (, от »сплетать», сплетены с целью взвесить, измерить). В последней части стиха слово болезни не имеет для себя соответствующего выражения в евр. тексте. Последний нужно перевести: " Иегова отдал меня в руки, (которым я) не могу противостоять», т.е., в руки халдеев. Ст. 15. Отъя вся крепкия моя от среды мене, призва на мя время, еже сокрушити избранныя моя: точило истопта Господь девице дщери Иудине. О сих аз плачу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

другое такое же выражение пророка – Ис. 6:1 ). Указав время, когда ему было откровение от Бога относительно филистимлян, пророк, обращаясь к последним, излагает самое содержание этого откровения. «Не радуйтесь все вы, филистимляне (иноплеменницы), тому, что уничтожено (сокрушися бо) ярмо победителя нашего (биющаго вы), потому что от корня (от семене) змея произойдут аспиды, а потомками этих последних (исчадия аспидов) будут летающие змеи» (29 ст.). В объяснение этих слов следует припомнить, что филистимляне, давнишние враги народа еврейского, царем иудейским Озиею были побеждены и покорены власти иудеев ( 2Пар. 26:6 ). Эту власть над ними удерживал и преемник Озии воинственный Иоафам. Но в царствование сына и преемника последнего Ахаза, пользуясь его молодостью и неопытностью ( 4Цар. 16:2 ), а главным образом тем, что он занят был войною с израильским царем Факеем и сирийским Раассоном ( Ис. 7:1 ; 2Пар. 28:5–8 ), филистимляне напали на южные области иудеи и заняли её ( 2Пар. 28:18 ), и таким образом освободились от зависимости царям иудейским, в какой находились со времени Озии. Ахаз, царь иудейский, будучи не в состоянии собственными силами снова покорить филистимлян своей власти, обратился с просьбою о помощи к Фелгаффелласару, царю ассирийскому, но последний, взяв с него богатую дань, помощи однако же никакой не оказал ( 2Пар. 28:21 ). Таким образом филистимляне, безнаказанно отвоевавшие себе независимость, могли только радоваться тому, что свергли с себя иго иудейское. В виду этого пророк, обращаясь к филистимлянам и говорит, что радость их по поводу освобождения при Ахазе от власти иудеев преждевременна, ибо наследник и потомок Ахаза будет для них столь же опасным и ужасным, как аспид и летучий змей (дракон). И действительно ни один из царей иудейских не наносил такого ужасного поражения филистимлянам, как Езекия: той порази их даже до Газы, и до предел ея, от столпа стрегущих и даже до града тверда ( 4Цар. 18:8 ). Иноплеменницы – это обычное в св. Писании название филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Время с Казимира Ягелловича до прекращения дома Ягеллонов было цветущим для Бреста. С половины XV в. он сделался одним из главных городов литовских, 64 обогатился и укрепился. Брест часто избираем был для сеймов литовского дворянства. Но русское население этого края скоро ополячилось. Польско-шляхетские роды заселили берега Наревы. Дворянство перешло в католичество. Только простой народ, несмотря на все страдания и гнет Польши и латинства, сохранил народные предания и русскую веру, хотя трудно сказать, как велик этот остаток русского народа против того, сколько перешло из него в латинство. Владимирская земля (Волынь). – По устранении рода галицких князей, Владимирская земля перешла под власть литовского князя Любарта, производившего свое право от брака с русской княжной (Бучею), сестрой последнего галицкого князя Юрия II Андреевича. Польские хроники говорят, что польский король Казимир, овладевший по смерти Болеслава Тройденовича Галицкой землей, овладел в то же время (1340 г.) и Владимирской землей. Папа Бенедикт XIII от 1 августа 1340 г. поощрял польских епископов, гнезненского, краковского и бреславского, помогать Казимиру в его крестовом походе против русских. Но для русских господство его было ненавистно и тягостно. Они стали затевать тайные сходбища, частыми речами и рассуждениями изыскивать средства, которыми бы могли свергнуть наложенное на них иго, клонившееся в то же время к искоренению их обряда; наконец во главе восстания стали князь острожский Даниил (принадлежавший к ветви князей туровских и пинских, владевших удельным Острожским княжеством под верховной властью Любарта) и Дмитрий Детко или Дашко, правивший по смерти галицкого князя Юрия II Галицкой землей с титулом наместника Руси, один из высших сановников княжества. Призвав на помощь татар, они свергли ярмо Польши. 65 Любарт опять стал править на Волыни. В 1349 г. Казимир снова овладел Владимирской землей, взяв Луцк, Владимир, Брест и Холм, но скоро утратил эти приобретения. Русские, вместе с татарами, принудили его отказаться от Волыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А те, которые сокрушили ярмо и жезл мучителя своего, будут терпеть вечный голод, так что не будут питаться словом Божиим, но весь их остаток погибнет, чтобы не родилось что либо от злого семени. Ст. 31, 32. Рыдайте ворота, вопи город: ниспровергнута вся земля Филистимская. Ибо от севера дым идет, и нет никого, кто бы избежал массы его. Что же будет сказано в ответ вестникам народа? Что Господь основал Сион и на него будут надеяться бедные из народа Его. Вместо вестников, то есть ангелов, как перевел один Симмах, все перевели цари, введенные в заблуждение двусмысленностью слова, потому что одним и тем же именем, за исключением буквы алеф, прибавленной в названии ангелов, у Евреев называются цари () и ангелы, то есть malache (). В книге Еврейских Имен я указал, что Филистимляне значат падающие от чаши. Итак тем, которые упивались чашею Вавилона и вином сладострастия и между прочими пороками также и по причине пьянства не достигли царствия Божия по Апостолу ( Еф. 5 ), заповедуется, чтобы рыдали их ворота и вопил город. Под воротами я понимаю уста богохульствующие, а под городом душу, служащую сокровищницею злых помышлений. Она должна вопить и рыдать, потому что вся ниспровергнута и низвержена на землю и не имеет здравого разума и мудрости Божией. Почему рыдают ворота? Почему вопит город? Потому, что ниспровергнута вся земля Филистимская. А почему ниспровергнута, это показывает следующий стих: от севера дым идет, и нет никого, кто бы избежал массы его. Дым этот поднимается от горящих стрел диавола, он вреден для глаз, противен свету и выходит с севера, от которого в книге Иеремии поджигается котел ( Иер. 1:14 ), и от которого возгораются бедствия на всех обитателей земли, не могущих сказать: преселник и пришлец якоже вси отцы мои ( Пс. 38:13 ), но живущих на земле. Поэтому и в Притчах читается: «северный ветер жестокий» ( Притч. 25:23 ). По другому же наименованию он называется благоприятным, который будучи сам по себе жестоким и неблагоприятным и упорно отказываясь принять иго Божие, называется благоприятным теми, кои обращают сладкое в горькое и горькое в сладкое, кои обращают тьму в свет и свет в тьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Бывает, что мимоходом брошенные в источнике мысль, образ, аналогия скажут больше, чем обстоятельное повествование, и неожиданно для самого автора осветят то, чего он вовсе и не имел в виду. Вот, например, «Слово о полку Игореве», призывая князя Всеволода Суздальского помочь своим южным братьям и желая оценить громадное значение такого вмешательства Всеволода, поэтически выразило свою мысль словами: «Еже бы ты был [здесь на юге], то была бы чага [раба] по ногате, а кощей [раб] по резане». Это, вероятно, и не придумано самим автором, а просто поговорка, вроде позднейшей: «Дешевле пареной репы». Сам он не гонялся за коммерческой точностью, хотя это и значило, что средняя цена раба («урок» «Правды Русской» XII века) в пять гривен упала бы в 250 раз, а средняя цена рабы в шесть гривен упала бы в 120 раз (гривна равна 20 ногатам, то есть 50 резанам) 26 . Ногата – это цена поросенка или барана, а резана – это стоимость постного второго блюда, даже и не целого обеда 27 . Это – просто дешевка. А дешевка эта была бы результатом колоссального выброса на рынок плененных Всеволодовыми полками половцев. Значит, аудитория, к которой обращался автор в ценах живого товара, походя и легко могла схватить масштаб силы «великого» Всеволода. Это значит, что перед нами тут привычная категория рабовладельческого мышления, замешавшаяся в поэтический образ. А образ этот явственно имел в виду не продавцов, на которых нагнал бы панику, а покупателей, к которым обращено все «Слово»: «Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!» Певец обращался не к работорговцам, а к землевладельцам, не к перекупщикам, а к потребителям, которых памятники XII – начала XIII века изображают нам в лихорадочных поисках рабочей силы. Выше показано, как один из таких возможных покупателей волей неверной судьбы был сам низвергнут в «работное» состояние и лично глотнул полынной горечи в мире трудящихся, «искусил» «зло» подневольного труда. Язык у Даниила, как и в «Слове о полку», отразил еще одну привычную категорию мышления древности. «Работа» (производительный труд) противополагается у него «свободе» (дослужиться «свободы» или «большие работы»). Да и самое слово «работа» в основе своей имеет «раба»: «работа» означает и «рабство»; «работное ярмо» – это и рабское и трудовое иго, «работать» (трудиться) и «работать» (порабощать) – одного корня. Работа – это страдание: «страда», «страдать» – то же, что труд, работать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Возможно, здесь полезно вспомнить, как душа изображается в иконографии Церкви. Если вы помните, в иконографии душа часто изображается как спеленутый младенец на руках у нашего Отца во Христе. Таким образом, мы вспоминаем о нашей зависимости от Бога и стремимся к Отцу, находя покой в Его объятиях и Его любви. Во время Крещения и Миропомазания мы являемся свидетелями нашего единения со Христом. Например, отрекаясь от сатаны и плюя на него, мы трижды объявляем, что соединились со Христом. Именно православное Крещение – и только православное – начинает совершать спасительное дело Господа в человеке. Здесь начинается восстановление истинного «я», выход из состояния тления – распада; мы даже могли бы сказать, что это искра, которая побуждает «зародыш» к жизни. Противопоставим все это явлению, получившему название «йога». В то время как в Православной Церкви мы призваны и утверждаем непрерывное единение со Христом, йога – что означает «иго», «ярмо», «связывать» или «запрячь» себя кому-либо, установить союз с кем-либо – это выражение единения с кем-то или чем-то, отличным от Христа. Йога является физической, умственной и духовной дисциплиной, которая построена на философии Вед и индуистской религии Образованный и посвященный практик йоги разбирается в техниках, многие из которых включают заклинания, обращенные к индийским богам, телесные позы, посвященные индийским богам и богиням и названные их именами, и пробуждение «Кундалини Шакти» – сотворенной энергии, изображаемой в виде свернувшейся змеи, дремлющей в позвоночнике. Согласно йоге, ее создатель – это Шива, бог-разрушитель. В интересах маркетинга в Америке йогу представляют как комплекс упражнений на растяжку, но йога – это не растяжка. Йога является физической, умственной и духовной дисциплиной, которая построена на философии Вед и индуистской религии. Она предлагает инструменты для раскрытия, а точнее, разблокирования таинственных энергий, весьма чуждых православному христианину. В то время как растяжка – это просто физическое расслабление мышц, и ничего более.

http://pravoslavie.ru/157178.html

Не смотря на сокращения излишнего многословия, которые я позволяю себе в изложении Смоленского сказания по редакции Миней, все же достаточно познакомятся читатели с ее витиеватостью и искусственностью. Великое чудо предлагается ныне в повести, которая долгое время предана была забвению и нерадению. О господа и братия, богатые и маломощные, вельможи и властители (оставя всякую гордость) и все народное множество людей города нашего! Воспомянем дивное чудо сие, как дивнейшая заступница и милостивая помощница наша, Госпожа Богородица невидимою божественною силою своею и святым своим омофором осеняет и покрывает город наш от всякого искушения и язвы, от тайно находящих бед и зол. Воспоминается в этом чуде о пособии нашему городу от непорочной Девы через святого Меркурия, и о твердой победе города нашего. Вы же с чистым сердцем послушайте, и бодро молитвою к Богоматери прилепимся, да и ныне поможет она своим угодником чудодействовать, да вручит граду нашему пособие велие и спасет его от бед. Во времена оны было то лютейшее нахождение злых варвар на все страны христианских пределов, попущением Божиим, великим прещением и праведным Божиим гневом; потому что умножились беззакония великия, и лютые грехи, и мерзкая нечистота блудная. И за то всетворческая десница Божия послала на нас великую беду и запустение городов; и было великое лютое пленение не на один город Киев, но и на все страны и пределы православных христиан. Была тогда такая великая беда, что и великия церкви оскудели и опустели, даже дикие звери в них плодились; потому что оскудели люди и разорены были честные монастыри; городам же и деревням великое было и тяжкое запустение, а священникам и всем сановникам тяжкия узы на хребтах, честнейшим инокам и инокиням лютейшее и немилостивное посечение, и всем православным людям тяжкое иго и ярмо поганское на шеях. И восплакалась тогда земля, как чадолюбивая мать, видя ту беду, бывшую на всех странах христианских. Лютые те варвары не щадили и грудных младенцев, отторгая их от недр матерних и ударяя о землю. Иных оружием прободали; оскверняли чистоту девства, растлевая юных дев, разлучали брачных жен от мужей, и самых инокинь, честнейших невест Христовых, оскверняли блудом. И многие от православных сами себя зарезывали и от себя смерть принимали, дабы не оскверниться от поганых. Лютое плененье было тогда на православных, и бесчеловечно показали себя немилостивые враги, связывали пленных друг с другом волосами собственных их голов, и гнало их, как скот, тыкая острыми рожнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

От всего этого тебя, монах, освободило иго Христово; для чего же хочешь опять возвратиться на прежнее? Не отчаивайся в себе, и не говори: " не могу уже спастись " . Напротив того очень еще можешь спастись. Возлюби страх Божий всею душою своею; и он уврачует раны твои, и впредь сохранит тебя неуязвляемым. Пока душа твоя любит страх Господень, не впадешь в сети диавольские, но будешь как орел, парящий в высоту. Если же душа после сего вознерадев, пренебрегши страх Божий, низринувшись с высоты, делается игралищем преисподних; то они, закрыв ей глаза, вторгают ее в страсти бесчестия, как вола, впряженного в ярмо. Посему, возлюбленный брат, позаботимся об истине, позаботимся о своем спасении, позаботимся о часе смертном. Возненавидим дела мирские; все это останется здесь и не избавит нас во время нужды, когда и раскаиваясь, не получим от того пользы, когда будем молить об отпущении грехов, и не будет разрешающего. Увы, увы, как страшен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут сопутствовать не отец сыну, не матерь дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого, и что он сделал доброго или худого. Поэтому пошлем пред собою дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас во град святых. Если хочешь преуспеть, то здесь еще снищи себе дружество самого Царя. Какую, думаешь, обретешь там славу, возлюбленный брат, если здесь еще снищешь себе дружество Царя славы? В какой мере Его чувствуешь здесь, на такую степень и Он возведет тебя; сколько здесь служишь Ему, столько и тебя почтит Он там. Ибо написано: токмо прославляющия Мя прославлю, и уничижающии Мя безчестни будут (1Цар.2:30). Итак, чти Его всею своею душою, чтобы и тебя сподобил Он чести святых. Чем же должно снискивать благоволение Его? Принеси Ему золото и серебро: если видишь нагого, одень. А ежели у тебя нет ничего такого, то принеси Ему иные дары, честнейшие золота и серебра, - веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие. Удерживайся от пересудов; блюди очи свои, чтоб не видеть суеты, руки свои, чтоб не делать неправды; ноги свои уклони с худого пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

А они согласны несколько с словами молитвы. Ибо там сказал юноша: «отче! я согрешил против неба и пред тобою», но не упомянул бы в исповедании о грехе на небо, если бы не был уверен, что небо – его отечество, оставив которое, он впал в согрешение. Посему-то помышление о таковом исповедании делает ему доступным отца; почему спешит он к сыну, приветствует лобзанием выи, что означает словесное иго, посредством евангельского предания устами возлагаемое на человека, свергшего с себя прежнее ярмо заповеди и отринувшего охранительный закон; потом возлагает на него «одежду», не иную, но «первую», от которой обнажен был преслушанием, вместе с вкушением запрещенного увидев себя обнаженным. А «перстень на руку» изображением, сделанный на обводе, означает возвращение образа: и ноги обезопашивает отец «сапогами», чтобы, обнаженною пятою приближаясь к голове змия, не подверглись угрызению ( Лк. 15:21–22 ). Посему, как там причиною оказанного юноше отцом человеколюбия послужило возвращение его в отеческий дом (а это есть »небо«, согрешившим »на« которое признает себя пред отцом): так, кажется мне, и здесь Господь, научая призывать Отца, »Сущего на небесах», делает тебе напоминание о благом отечестве, чтобы, возбудив сильнейшее пожелание прекрасного, поставить тебя на путь, снова ведущий в отечество. Путь же, возводящий человеческое естество на небо, не иное что, как отступление и бегство от земных зол; а средством к избежанию зол, не иное что, думаю, служит, как уподобление Богу; и уподобиться Богу значит сделаться праведным, святым, благим, и всем сему подобным. Если кто, сколько возможно, ясно напечатлеет в себе черты сих совершенств, то как бы по естественному порядку, без труда из земной жизни переселится в страну небесную; потому что не местное какое расстояние у Божества с человечеством, так что была бы нам потребность в каком нибудь орудии или примышлении, чтобы эту тяжелую, обременительную и земную плоть ввести в образ жизни не телесной и духовной. Но, по разумном отлучении добродетели от порока, от одного человеческого произволения зависит – быть человеку там, куда преклонен пожеланием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010