Сокращенное же и совершенное есть слово евангельское, которое вместо всех обрядов многосложного закона дало самую краткую заповедь любви и веры, – чтобы мы не делали другому того, чего не хотим чтобы делали нам самим; почему и Господь говорит в Евангелии: в сию обою заповедью весь закон и пророцы висят ( Мф. 22:40 ). Некоторые этот отдел относят к тем временам, когда при Зоровавеле сыне Салафииля и Иисусе сыне Иоседека, при Ездре и Неемии, некоторая часть народа возвратилась в Иудею. Но мы ответим им, что они не выдерживают исторической последовательности, в особенности когда дальнейшее говорится не против Вавилонян, царем у которых был Навуходоносор, а против Сеннахериба царя Ассирийского. Ст. 24–27. Посему так говорит Господь Бог воинств: народ Мой живущий в Сионе! не бойся Ассура: он поразит тебя жезлом, а трость свою поднимет на тебя на пути Египетском. Ибо еще немного и очень немного, и исполнится негодование Мое и ярость Моя на преступление их. И поднимет на него Господь воинств бич, подобно поражению Мадиама у скалы Орив, и жезл свой на море, и поднимет его на пути Египетском. И будет в день тот, снимется бремя его с рамен твоих и иго его с шеи твоей, и сгниет ярмо от елея. Вместо скалы, как сообразно с Еврейским первел Акила, – Симмах и Феодотион поставили самое слово еврейское sur oreb, вместо чего LXX перевели место скорби, о чем мы скажем в своем месте. Тебе, говорит, житель Сиона, кажется невозможным, что тогда как все окрестные народы покорены Ассириянам, ты один будешь освобожден из рук его. Послушай, что говорю Я: не бойся, народ Мой, что победоносный Ассур коснется и тебя. Ибо хотя в четырнадцатый год царя Езекии ( 4Цар. 18 ) Сеннахериб царь Ассирийский подступит ко всем укрепленным городам Иудейским с целью взять их, и пошлет Рабсака, чтобы он, осадивши Иерусалим, навел страх на жителей его; но ты должен знать, что он поразит тебя не мечем, а тростию, и отправившись против Тарахама царя Ефиопского и Египтян, отправившись к Чермному морю по пути в Египет, он только поднимет на тебя трость, а не будет в состоянии поразить тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Стт. 3–4. Народа, изведённого из мрака на свет, будет множество, и он будет веселиться и радоваться освобождению от двойного ига (ст.3). «Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя Ты сокрушишь как в день Мадиама» (ст.4). «Иго», «жезл», «трость» – образы, в ближайшем смысле означающие подчинение завоевателям (ассиро-вавилонянам), а в духовном смысле – рабство греху и диаволу, которому подпало ветхозаветное человечество после грехопадения прародителей. Победа Мессии-Еммануила над этими врагами человеческого спасения будет также чудесна, как победа Гедеона над мадианитянами, описанная в Суд.6–8 . «День Мадиама» использован Исаией как прообраз конечной судьбы врагов Господа и человеческого спасения. В ст.5 времена Мессии-Еммануила предвозвещаются как времена мира, в которые прекратятся враждебные столкновения и кровопролитные войны, и воинское снаряжение больше не потребуется: «Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню». – Подробнее мысль о всеобщем мире в мессианские времена раскрывается в параллельных местах книги Исаии: 2:2–4; 11:6–7. Ст.6 (наизусть). В этом стихе Еммануил изображается имеющим богочеловеческую природу, обладающим божественными свойствами. LXX и Сл. «Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века». РБ. «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Словами «Отроча родился нам» пророк указывает на рождение Мессии по плоти от Пресвятой Девы Марии и тем утверждает Его человеческое свойство. «Сын и дадеся нам». Эти слова говорят о божественном естестве Мессии и имеют смысл: Сын Божий, т.е. Высочайшее Существо, снисшел с неба на землю к нам, людям, для спасения падшего человека. Такое понимание слова «Сын», в данном стихе в смысле Сын Божий, подтверждается параллельными местами Ветхого Завета, в которых Мессия изображается Богочеловеком – сыном Давида и Господа (2Ц.7:12–16; Пс.2:7 ; Пс.109:1 ; Пс.117:26–27 ; Иер.23:5 ) и евангельским свидетельством Самого Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ; ср. Ин.5:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пост – это бремя, ярмо, да? Да. Фото: dubna-blago.ru «Придите, – говорит Господь, – ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (…ζυγς μου χρηστ ς κα τ φορτον μου λαφρν στιν < зигос Му христос кэ то фортион Му элафрон эстин > )» (Мф. 11; 28–30). Что значит «благое иго»? Слово ζυγς < зигос > (лат. jugum) означает ярмо. В переносном смысле оно подразумевало δουλεα < дулия > ( рабство ) и νγκη < ананки > ( необходимость , принуждение , а также родство , причину , необходимое основание ). «Ярмо» Христа – благое в том смысле, что оно – хорошее для всех ; оно удобно , подходяще каждому , оно каждому по его шее (тем самым отметаются утверждения, что заповеди Господни одному приемлемы, а другому непосильны, несвойственны, чужды по природе, культуре, темпераменту, воспитанию, физическому развитию и т.д.). Это Христово «ярмо» – необходимость и несвобода в том же смысле, в каком и родство по плоти. Мы, находясь в родстве с кем-либо, не свободны считать себя их родственниками или не считать. Но здесь идет речь о родстве со Христом, которое избирается свободно и кроме соответствующих «родственных обязательств» в первую очередь характеризуется спасительностью , естественностью и честью . Спасительностью – потому что речь идет об усыновлении Богу, как необходимом условии восстановления нашего падшего естества и вечной жизни; естественностью – потому что во Христе восстанавливается расторгнутый в грехопадении естественный для человека союз с Богом (противоестественным является невозрожденное состояние); честью – потому что невообразима оказанная человеку честь стать богом по благодати . В христианском богословии эта идея наиболее ясно формулируется, начиная со слов св. Иринея Лионского: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Однако все сказанное выше вряд ли может переубедить человека, который видит в посте лишь «чёрный цвет в храмах, унылые песнопения, запреты, недовольство со стороны ближних непостящихся». Казалось бы справедливое замечание. Мы ведь знаем, как на время Великого поста переоблачаются не только храмы и духовенство, но и многие прихожане. Все и вся словно застывает, мрачнеет, становится как бы эмоционально невосприимчивым… Бесспорно, это приходится наблюдать, но, как говорится, «не судите по наружности…» (Ин. 7; 24).

http://pravmir.ru/postimsya-postom-otvra...

1:4. Васан и Кармил. Васан и холмистая область вблизи горы Кармил были цветущими и наиболее плодородными районами Сирии-Палестины. Эта территория охватывает северную часть Тринсиорданского плоскогорья к востоку от Галилейского моря и горную местность, простирающуюся к северо-западу от залива Акко на Средиземном море, к югу от Ливана. И Кармил, и Васан славились своими лугами и прекрасными пастбищами. Видеть их утратившими свою свежеть, с поблекшей и увядшей травой, означало, что они потеряли свою былую славу как олицетворение богатства и изобилия. Этот тип пророчествования составляет один из аспектов темы «перевернутого мира», представленной не только в Библии, но и в других древних источниках, например, в пророчестве Валаама (надпись из Дейр-Алла) и в египетском «Видении Неферти» (Древнее царство). 1:5. Свидетельства теофании. Воздействие громоподобного голоса Яхве и Его присутствия напоминает землетрясение. Однако упоминание горной местности и подчеркнутое внимание к власти Бога над бурей указывают на то, что описание этого Богоявления основано на впечатлениях очевидца, застигнутого бурей в горах и ощутившего сокрушительную силу ветра и пугающую близость грома и молнии. Аналогичный пример находим в Пс. 28:3–9 , где голос Господа сокрушает мощные ливанские кедры и «заставляет их «скакать подобно тельцу». В угаритском цикле сказаний о Ваале и хеттском мифе «Песнь Улликумме» бог бури, управляющий ветрами и молнией, описан в такой же устрашающей манере. 1:13. Ярмо и узы. В пророческих речах гнет политического господства нередко изображается как ярмо. В письмах из Амарны правители хананейских городов-государств уверяют фараона, что они добровольно возложили на себя ярмо верного служения Египту. В нравоучительной аккадской литературе высказывается мысль, что нести ярмо бога легко, поскольку это приносит определенные выгоды. В эпосе об Атрахасисе боги находят иго Энлиля невыносимым и восстают против него. В ассирийских надписях завоевание чужих земель преподносится как возложение ярма бога Ашшура на народы, а восстания истолковываются как попытки сбросить это иго. Излишне говорить, что пророк использовал образ, известный на древнем Ближнем Востоке каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

до н. э., чтобы наказать Северное израильское царство за участие в антиассирийской коалиции, одним из последствий этого нашествия было сокращение израильской территории. Большая ее часть, за исключением холмистой местности, где проживало колено Ефрема, была аннексирована Ассирией. Эта территория была разделена на три административные области, которые в ассирийских хрониках названы Дуру, Магидду и Галаза (Dúru, Magiddu, Gal " aza), a y Исайи – «приморский путь», «Заиорданская страна» и «Галилея языческая», соответственно. «Галилея языческая» – это ассирийская провинция Магидду (Мегиддо), которая простирается от Изреельской долины до реки Литани; «приморский путь» – провинция Дуру (Дор; прибрежные равнины от Иоппии до Хайфы); «Заиорданская страна» – провинция Галаза (Галаад; Трансиордания от Мертвого моря до моря Галилейского). Недавние раскопки в Доре подтвердили обширное присутствие здесь ассирийцев в эту эпоху. 9:2. Свет надежды и избавления. В месопотамских текстах подателем света является солнечный бог Шамаш. Его почитали за то, что он победил тьму и даровал свет человечеству. Хаммурапи, считавший себя справедливым царем, утверждал, что он освещает земли Шумера и Аккада. 9:4. В день Мадиама. Притеснения со стороны мадианитян, которые имели место пятьсот лет назад, в период судей, все еще хранились в памяти народа как яркий пример всемогущества Бога, принесшего избавление от сил, казавшихся неодолимыми. Более подробное описание в 10ясно показывает, что речь идет именно об этом поражении Мадиама. 9:4. Метафора ярма. В пророческих речах гнет политического господства нередко изображается как ярмо. В письмах из Амарны правители хананейских городов-государств уверяют фараона, что они добровольно взяли на себя ярмо верного служения Египту. В нравоучительной аккадской литературе высказывается мысль, что нести ярмо бога легко, поскольку это приносит определенные выгоды. В эпосе об Атрахасисе боги находят иго Энлиля невыносимым и восстают против него. В ассирийских надписях завоевание чужих земель преподносится как возложение ярма бога Ашшура на народы, а восстания истолковываются как попытки сбросить это иго.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

евангелистами. Иисус «нов еванг »— это человек, такой же, как и другие. И так божественно прекрасный, кроткий и милосердный образ евангельского Христа, к которому в минуты душевных невзгод мы привыкли простирать слабые руки, перед которым невольно преклонялись с благоговением, преданностью и надеждой, отодвинут вдаль, разбит и перед нами выступает образ иной, новый, не радующий, но смущающий, образ бледный, неопределённый и призрачный, сквозь который однако же просвечивают более реальные черты того, чьей рукой он выдвинут» 133 . Передавая в своём изложении слова Спасителя, Толстой заметно переиначивает, упрощает и обмирщает их смысл, применяет его к собственному миропониманию. Вот для примера— ещё одна его интерпретация одного из известнейших текстов: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30). «Поймите моё учение и следуйте ему, и вы узнаете покой и радость в жизни. Я даю вам другое ярмо и другой воз— жизнь духовную (Мф. 11, 28). Запрягитесь в неё, и вы научитесь от меня спокойствию и блаженству. Будьте покойны и кротки сердцем, и найдёте блаженство в жизни вашей (29). Потому что моё учение, это— ярмо по вас сделано, и исполнение моего учения, это— воз лёгкий, и ярмо по вас сделано (30)» 134 . Сопоставление двух этих отрывков даёт достаточное представление о методе Толстого.   Вероятно, неистинное понимание Евангелия определило в первую очередь позднейшее отношение Толстого к этой Книге. Менее чем за полгода до смерти Толстой признал: «Не хочется мне этого говорить, но уж скажу: как раньше я любил Евангелие, так теперь я его разлюбил» 135 .   Не признавая во Христе Богочеловека, Толстой начинает анализировать Его действия, как он делал это прежде по отношению к вымышленным и реальным историческим персонажам своих произведений,— он применяет принцип психологического исследования внутреннего состояния и хода мыслей обычного человека (если это можно было совершать не только по отношению к вымышленному Пьеру или Лёвину, но и Кутузову, Наполеону, то почему нельзя попытаться проникнуть во внутренний мир исторического персонажа по имени Иисус?).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Предстать, значит – стать пред кем-нибудь, восстать против кого враждебно. Царие земстии – представители «земли» или народа, правители. Псалмопевец еще более удивляется, почему вместе с народом восстают цари – главы народов, и князи – представители племен. Цари и князи – высшие власти – собрашася вкупе с одним намерением, с одним расчетом: восстают против Господа и против Христа Его. Господь, по-еврейски – Иегова – вечный и полный властелин всего созданного. Цари и князи восстают не только против Бога Невидимого, – что является крайним заблуждением, но и против Христа Его, а чрез Него также и против самого Бога, что обнаруживает уже крайнее безумие. Слово Христос – то же, что по-еврейски Мессия – помазанник. Такими людьми, которым при священном помазании сообщались дары Святого Духа, были цари, первосвященники, пророки. Здесь это название – Христос – относится, очевидно, к царю, представителю воли и власти Божией на земле, к обетованному Мессии, Сыну Божию и царю всего мира. 3. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Это говорят враги Бога и Христа. Стремясь освободиться от закона Божия, все цари и князи говорят: расторгнем узы их. Это выражает сильнейшее желание никогда в будущем не надевать на себя этих, раз сброшенных и разорванных уз. Узы в древности надевались на рабов, чтобы они не разбежались с работы. Закон Божий, стесняющий волю своенравного человека, для него то же самое, что узы для злого раба, ибо высшие требования воли Божией очень тяжелы для людей плотоугодных, поэтому-то князи и цари, народы и племена и обращаются к своеволию, восстают во имя свободы, говоря: сбросим и разорвем эти стеснительные узы закона Божия и сбросим с себя иго его. Игоярмо, употребляющееся для упряжи животных. Для самолюбивых людей закон Божий бывает так же тяжел, как ярмо для животных. 4. Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Это говорит псалмопевец. Небо всегда и у всех народов представлялось главным местопребыванием Бога. Живый, точнее – имеющий трон на небе, то есть Бог , посмеется им. Желание со стороны людей освободиться от закона Божия влечет за собой открытое восстание против Бога, но в борьбе с Ним люди совершенно бессильны, потому что Он обитает в недосягаемом для человека жилище – на небе, посему враги Его, открыто восставшие, как бы ополчившись против Него, не могут принести Ему никакого вреда. Он Владыка всего мира, и никто не в состоянии поколебать Его трона. И вот, Господь, видя тщетные усилия людей – свергнуть Его иго, посмеется им – покажет им бессилие их, подвергнет позору бесплодные усилия их. И Господь поругается им – подвергнет их крайнему унижению, подобно тому как царь-победитель по обычаю древности подвергал уничижению побежденных – повергал их на землю и попирал ногами. А Господь повергнет врагов своих в прах могилы и низведет во ад (ср. Ис:63:3–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   Он поставит тогда тебя одесную Его, яко царицу, в ризе позлащенной (Пс. 44:10) девства твоего, одеянную в православную веру твою, преиспещренную всеми красотами добродетелей твоих. Да радуешься со всеми от века святыми неизреченною радостию в Том же Христе, Господе нашем, «Ему же слава во веки веков. Аминь» (Гал. 1:5).    Как сор.    Чинить козни.    Усердие, старание.    Смирение, порабощение себя.    Крупчатку (пшеничную муку лучшего помола).    Тьма — здесь в значении «неисчислимое множество». Слово 2. О послушании     «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30)    Всевышний Творче! Поистине сладчайшие меда суть все Божественные словеса Твои: «Словеса твоя паче меда устом моим» (Пс. 118:103). Святые заповеди Твои (Сам Ты нам сие изрек) суть все небесны и духовны, все имеют силу Живота Вечного. «Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63). Так почто ж называешь их игом? Почто называешь их бременем? «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Сия честная дева уразумела, яко Петр, что Ты имеешь глаголы жизни бесконечной. Посему презрела весь мир, да последует Тебе; облеклась в ангельский образ, да всю себя посвятит в возлюбленные селения Твои. Однако ее устрашает имя ига, в ужас приводит ее название бремени. Пусть иго есть благое и труд сносный , но при всем том всякий с прискорбием преклоняет выю свою под иго. Пусть невелика тяжесть, но поелику она есть бремя, то каждый отягощается носить ее. О честная душа! Не должно смущать тебя имя ига и бремени. Сие есть некоторое подобие и образ, посредством которого Бог хотел показать нам совершенство христианского подвижника. Когда земледелец впряжет вола в ярмо — конечно, он уже покорил хотение его: вол уже не имеет воли своей, все движения его в повиновении у земледельца. Когда человек восхочет взять на рамена свои бремя — конечно, он отдает волю свою, покоряет волю свою под тяжесть бремени. Когда же Иисус Христос называет иго и бремя, то хочет чрез сие научить нас совершенному послушанию, послушанию, которое надобно иметь последователям Его. Сия добродетель пресладостна и легка тому, кто ее стяжал. Послушание есть добродетель, без коей монашествующему невозможно ходить путем добродетели и совершенства. Я теперь излагаю, что есть инок и каково житие его; далее покажу, что послушливый инок есть инок совершенный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3699...

Так и если кто не родится от царственного и Божественного духа и не сделается родом небесным, царским и чадом Божиим (по Писанию: «А тем, кто принял Его, дал власть быть чадами Божиими», Ин 1, 12 ), тот небесного и многоценного жемчуга, образ истинного Света, который есть Господь, носить не может, не стал по рождению наследником Царства. Имеющие же и носящие этот жемчуг будут жить и царствовать с Христом вовеки; ибо так сказал Апостол: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 2Тим 2, 12 ; 1Кор 15, 49 ). Христа носят в душе, в несказанном свете, и только носящие истинно познают Его и видят очами души; непосвященному же того, что от Духа, знать невозможно, разве только на веру принять, пока и в нем не возникнет небесный образ Христов, и тогда он на опыте истинно познает благость Господа. Слава столь Возлюбившему человеческий род и удостоившему его приобщиться к Своему естеству, – как Петр говорит: «Чтобы вы сделались причастниками Божественной природы» ( 2Петр 1, 4 ). Поработаем же и мы и воззовем, да сделаемся причастниками стольких обетованных благ и Божиих дарований, – как Апостол сказал: «Дети мои, которых я в муках рожаю вновь, пока не изобразится в вас Христос» ( Гал 4, 19 ). Увы тому, кто не искал и не нашел духовных и несказанных благ, потому что, не родясь от Духа, в Царствие войти он не может: Господь Так объявил ( Ин 3, 3–5 ). 3 . Изначально человек, слепленный руками Божиими, жил в великой чистоте и кротости, когда же преступил заповедь Божию, то подпал суду; водимый лукавым, одичал желаниями своими, и весь вышедший из него род, покорившийся злу, был подвергнут испытанию в дикости и пустыне, в неподчинении игу праведности. Оттого на призыв Слова жизни, находясь в привычной дикости, он с трудом переходит к кроткому и благому игу. Как бык, взятый из дикого стада, чтобы встать под ярмо и пахать землю, вначале дичится и ненавидит ярмо, когда же обучен и приручен погонщиком, то понемногу, сначала с рабочим волом, а там и без принуждения охотно идет под ярмо, трудясь на пашне, – так и уверовавшая в Бога душа, когда еще она одержима грехом и опустошена, дичится праведного ига, а в союзе с чистыми душами, хорошо знающими труд возделывания земли праведности, в конце концов усмиряется духовной благодатью и мало-помалу приходит к истине, пока не будет укрощена совершенно, и впредь радостно принимает благое иго Господне, возделывая пашню сердца, чтобы она произвела плоды духа ( Гал 5, 22 ); уязвляемая же и бичуемая горькими искушениями, еще неленостнее и ревностнее трудится в труде Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Хотя мы не настаиваем на объективности нашего суждения, нам кажется, что с общим контекстом 75 псалма более сообразен перевод кирилловской редакции. 86 . Ζητω – К: възискати – С: просити: и аще ректъ вамъ: възищите/ просите чревовлъшьбьникы, ... не зыкъ ли къ боу свомоу възищетъ/ проситъ ( Ис.8:19 ). Ноэма греч. ξητω – «делать усилие в каком-либо направлении» (Boisacq 309); с ней были отождествлены эйдосы искания, изучения, исследования, испытания, приказа, требования, желания, ощущения недостатка, просьбы (Liddel – Scott I, 756). Ни один перевод не является ноэматическим. Эйдетически оба перевода приемлемы, хотя ни один из них не достигает той эйдетической мощности, которая присуща греческому слову и которая не нейтрализована контекстом. Возможно, что благодаря эйдетической диффузии общий смысл чтения был таков: не нужно обращаться к гадателям за справкой о будущем, не нужно знамений, а нужно народу Божьему «усиливаться к Богу» искать Бога, стремиться к нему, желать исполнить его волю, исследовать Его слово, и это единственное, в чём мы действительно нуждаемся. Из двух славянских вариантов эйдетически более мощным и до некоторой степени тождественным оригиналу был вариант кирилловского перевода, у которого зафиксированы такие значения: «искать, разыскивать», «стремиться, хотеть, пытаться что-л. сделать», «стараться получить что-л., домогаться чего-л.», «спрашивать, просить» (Сл. РЯ вв. 6, 253–254), поэтому этот вариант более точен, чем симеоновский. В ЦСБ вариант кирилловского перевода. 87 . Ζυγν – К: иго – С: ярьмъ: отършиши иго/ рьмъ отъ выи тво ( Быт.27:40 ). Греч. ζυγν и слав. иго – слова родственные (см.: Фасмер II, 115), и потому перевод кирилловской редакции является ноэматическим и эйдетическим, а перевод симеоновской редакции только эйдетическим. По смыслу оба варианта приемлемы, так как оба выражали эйдос власти, господства; с точки зрения современного русского языкового сознания, предпочтительнее вариант симеоновской редакции, так как слово ярем, ярмо сохранило ещё первоначальное значение, тогда как слово иго его утратило; вследствие этого во втором варианте сохраняется первоначальная библейская образность, а в первом она уже выветрилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010