А мы знаем, что наш Спаситель говорил не язычникам, а нам, ученикам Его из среды Иудеев, и нас освободил от бремени и тяжелого ига. Итак, кои не слушают,/что Он дает им облегчение и избавляет от уз второзакония, те не повинуются Богу 966 , призывающему их к избавлению, к покою и облегчениям, а сами связывают себя тяжелым и бесполезным бременем второзакония. Ибо наш Господь и Спаситель, давший закон и второзаконие, свидетельствует о законе, что S 111/L 52//CA VI.24///он –жизнь для тех, кто//соблюдает его; а о второзаконии доказывает Он, что это – узы слепоты. Повсюду Он делает различие и свидетельствует о законе, обличает нас и повелевает оставаться под законом. Ибо всякий, не стоящий под законом – нечестивец. Поэтому Он свидетельствует о законе так: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. Не так нечестивые» 967 . Итак мы видим, возлюбленные братья, как получают 968 праведники обетования блаженства за праведность и соблюдение закона. Но не так с нечестивыми, ибо им не угодны праведники, а также и закон, и они не размышляют об этом 969 .///Поэтому Он называет нечестивыми тех, которые не ходят в законе. Ибо и в Евангелии Он утверждает закон, но зовет и освобождает нас (от бремени уз и от повторения) закона 970 . Одно – закон и нечто другое второзаконие; и у Давида Он различает и доказывает это подобным же образом и говорит 971 : «Мы рассечем узы их и сбросим с себя иго их» 972 . Вы видите, как говорит Святой Дух, – как будто бы (это исходило) из уста мира – и возвещает Свои мысли и гласит, что закон есть иго, а второзаконие – узы 973 . Закон есть иго, потому, что он возложен был, как ярмо на вола, на прежний народ и на нынешнюю церковь Божию, поскольку он еще и ныне существует в церкви, – на нас, призванных из народа и на вас, происходящих из языческих S 112/L 52//СА VI. 24///народов, над которыми было милосердие 974 . Тех и других он (закон) приводит в согласие и держит нас в нем. А узами Он правильно называет второзаконие 975 ; ибо когда народ служил идолам, то на него было наложено еще бремя второго закона 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Глава 12 1–25. Разделение Еврейского царства на два: Иудейское (южное) и Израильское (северное), 26–33. Введенный Иеровоамом в Израильском царстве культ золотых тельцов и произвольное изменение им порядков в богослужении. 3Цар.12:1 .  И пошел Ровоам в Сихем, ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его. 3Цар.12:2 .  И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта; 3Цар.12:3 .  и послали за ним и призвали его. Тогда Иеровоам и все собрание Израильтян пришли и говорили [царю] Ровоаму и сказали: «Сихем» – город в Ефремовом колене, у подошвы г. Гаризима (Onomast. 895), известный издревле по священным воспоминаниям (ср. Быт.12:6 ; Нав.24:1 ), и по разделении царства еврейского на два бывший до построения Самарии одной из столиц северного Израильского царства. «Воцарить» Ровоама – после того, как он уже воцарился ( 3Цар.11:43 ), т. е. подтвердить воцарение Ровоама и над прочими коленами, а не только над коленом Иудиным, собрались, без сомнения, представители этих других колен – «Израильтяне», а не Иудина колена, уже признавшего Ровоама в царском достоинстве. «Иеровоам, вызванный из Египта своими единомышленниками, был душой сего собрания», причем самое место – Сихем – было «избрано для собрания, вероятно, потому, что народ свободнее мог здесь действовать, нежели в Иерусалиме» (митр. Филарет. Начертание Церковно-библейской истории, с. 231). 3Цар.12:4 .  отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе. В словах народных представителей 10 колен выражается обратная или теневая сторона блестящего царствования Соломона: блеск этот требовал для своего поддержания великого напряжения народной силы: «тяжкое иго» (евр.: сот, греч.: κλοις, Vulg.: jugum – ярмо животных ( Чис.19:2 ; Втор.21:3 ; 1Цар.6:7 ), а затем – рабская работа, принудительная ( Втор.28:48 ; Лев.26:13 ) и жестокая работа стали уделом народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:28–30 ). Словом «иго» переведено греческое ζυγς, означающее «ярмо» – деревянный хомут для упряжки волов. Метафорически этот термин указывает на обязанности и ответственность, с которыми сопряжено следование заповедям Иисуса 121 . Термин φορτον, переведенный как «бремя», может означать также «тяжесть», «ношу», «кладь». Тот же термин во множественном числе употребляется в отношении фарисеев, которые связывают бремена (φορτα) тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям ( Мф. 23:4 ). Слово «обремененные» (πεφορτισμνοι) происходит от того же корня, однако в данном случае указывает на бремя иного рода – бремя и тяжесть земных забот. Заповеди Иисуса могут казаться трудными для исполнения, но их исполнение приносит покой душе, потому что освобождает ее от бремени земных забот. Средствами для достижения этого внутреннего покоя являются кротость и смирение. Златоуст так перефразирует призыв Иисуса: Не тот или другой приходи, но «придите» все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; «придите» не для того, чтобы Я подверг вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; «придите» не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. Я, говорит, «успокою вас». Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности... Не бойтесь, говорит Он, услышав об иге: оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко. Когда будешь предаваться беспечности, тогда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким; вот почему Он ныне таковым назвал его. И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен. Смирение есть мать всякого любомудрия. Вот почему как при первоначальном изложении Своих Божественных законов начал Он со смирения 122 , так и здесь то же делает, и притом обещает великое воздаяние. Чего ты боишься, говорит Он. Неужели ты, возлюбив смирение, будешь умален? Взирай на Меня и учись от Меня всему тому, что Я делаю, и тогда ясно узнаешь, какое великое благо смирение 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

X, 1–10. « Я свяжу Ефрема, поклонника Вефильской телицы (X, 5); я свяжу эту телицу, которая не хочет ярма и любит только легкий труд молочения зерен (Втор. Хоз XV, 4). Я сам возложу ярмо на тучную шею ея ( Мих.2:3 ); она будет возить плуг, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. «Тем не менее еще есть время, вы можете еще избежать неприятельского ярма: возвратитесь к Богу, сейте себе правду, и вы пожнете милость; распахивайте у себя бесплодную почву вашей души, истребите на ней дурные травы предайте ее влияниям небес; ибо время – и более чем время для вас – взыскать наконец Господа, чтобы Он, когда приийдет, дождем пролил на вас правду ( Uc. XLV, 8 ; Uc. LXXXIV, 11–12 ); вы отвергли иго Божие, которое легко и вы думали, что будете свободны, исполняя только ваши желания; но жизнь грешника есть тяжкий труд, и вы работали тяжко. И над чем трудились? Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие едите плод лжи, потому что ты надеялся на собственный путь твой, множество ратников твоих. И произойдет смятение в народе твоем, и есть твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани; мать была убита с детьми. Вот бедствия, которые навлечены на вас вашим поклонением золотому тельцу. И ваш царь будет уведен на заре несчастного дня, он пойдет прежде вас в плен ( 4Цар.17:4–6 ) X, 11–15. Когда Израиль был юн, Я любил его, как может любить Бог, я называл его Моим сыном и вызвал его из Египта. Звали их, а они уходили прочь от лица тех, которых я посылал к ним (Моисея и пророков); приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках своих со всею заботливостью, какую мать имеет к своему малому ребенку ( Втор.1:31; 32:11–12 ). А они не сознавали, что Я приходил к ним на помощь во всех их бедствиях и врачевал их от всех их страданий (VI, 1; VII, 1). Узами человеческими влек Я их, узами любви, Я вел этот народ, как ведет телицу ее милосердный господин, и был для них как поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал им пищу Моими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Во время переговоров и совещаний Иеремия вышел на улицы города, неся на плечах ярмо вола и громогласно объявляя, что Бог отдал народы под власть Навуходоносора, а поэтому восстание против него бессмысленно и преступно. «Не слушайте своих пророков, — говорил Иеремия послам, — своих чародеев, сновидцев, гадателей по облакам и волхвов, которые уверяют вас, что вы не будете подчинены царю Вавилонскому, ибо они предсказывают вам ложь». Но когда Иеремия с ярмом пришел в храм, к нему приблизился пророк Анания и, сломав ярмо, заявил, что так будет сломлено иго Навуходоносора. «Да исполнит Ягве слова твои», — ответил ему Иеремия, однако тут же добавил, что только время их рассудит. С полной безнадежностью смотрел теперь Иеремия на вождей нации, готовясь уже только к плачевному финалу. Все чаще стал он обращаться мыслью к изгнанникам, уведенным в Вавилон. Ведь там их было около десяти тысяч: священников и пророков, писцов и книжников, военачальников и искусных мастеров — самый цвет Иудеи. Быть может, вдали от родной земли они призадумаются над тем, что случилось; разлука и изгнание смогут стать для них школой покаяния и истинного «богопознания». Плен поможет очистить их души, отвратить навсегда от язычества и привьет любовь к Закону Господню, которым они пренебрегали. Эти надежды на духовное возрождение переселенцев Иеремия запечатлел в притче о смоквах: «Ягве показал мне: вот две корзины со смоквами поставлены перед храмом Господним… Одна корзина со смоквами весьма хорошими, каковы смоквы ранние, другая — со столь плохими, что и есть их нельзя… И было ко мне слово Ягве; так говорит Ягве, Бог Израилев: подобно этим хорошим смоквам, переселенных иудеев, которых Я выселил из этого места в землю Халдейскую, Я отличу на благо им. Я обращу на них взор Мой во благо им, и возвращу их в землю эту, и устрою их, а не разорю, насажу, а не искореню, и дам им сердце, чтобы они познали Меня, что Я— Ягве. Они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. О плохих же смоквах, которых нельзя есть, так говорит Ягве: к ним причисляю Я Седекию, царя Иудейского, и вельмож его, и остальных иерусалимлян, оставшихся на этой земле» (Иер 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

При таком чтении, во второй части стиха и без прибавления какого-либо нового слова мысль будет еще более ясною и правильною. Пророк от лица Господа говорит Израилю, сравнивая его с рабочим животным, притом женского пола: «ибо издавна ты сокрушила ярмо твое, разорвала узы твои, и говоришь: не буду работать, но на всяком холме высоком и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовала». Итак, сама ломая ярмо свое и разрывая узы свои, она отказывается работать господину своему. Т. е. «Израиль сокрушил иго закона и последовал обычаям беззаконных народов» (бл. Феодорит). Следуя этим обычаям, он ходил на всякий холм высокий, под всякое зеленое дерево и там блудодействовал. Под блудом здесь разумеется нравственно-религиозный разврат, измена Господу и идолопоклонство в так называемых дубравах и на так называемых высотах ( Иер. 3:6, 13, 13:26, 17:2 ). Это идолослужение не всегда соединялось с чувственным развратом, и потому-то речь о блуде должна быть здесь понимаема также не буквально, как и речь о времени, когда Израиль был невестой Господа, стих Иер. 2:2 . Иер. 2:21 21. Азъ же насадихъ т плодоносенъ, весь истиненъ: как превратилс ес в горесть, 21. Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую – отрасль чужой лозы? 21 . Речь о внутреннем достоинстве самого Израиля. Это достоинство выражается чрез сравнение Израиля с виноградною лозою, сравнение, встречающееся и в других ветхозаветных священных книгах. Напр. у Осии Ос. 10:1  Израиль называется виноградом благолозным, которого плод обилен. Подобным образом, в Пс. 79:9  исшествие из Египта и поселение в стране обетованной, в переносном смысле, называется насаждением лозы. Мысль эта развита особенно в притче пророка Иезекииля (глава Иез. 17 ): ливанский орел сорвал верхушку кедра ливанского, унес ее и посадил в земле доброй и хорошо орошаемой, и стала она «виноградной лозой, широкою, низкою ростом». Иеремия от лица Господа пользуется тем же сравнением: Господь насадил Израиля, как благородную лозу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

И вот, как скоро наследник Соломонов Ровоам прибыл в Сихем для принятия народного подданства, к нему предстал Иеровоам, и от имени всего народа сказал: «отец твой наложил тяжелое ярмо: облегчи нам его и мы готовы быть твоими слугами». Старейшины, служившие при Соломоне, советовали Ровоаму уступить желаниям народа. «Если ты», говорили они, «покажешь себя на первый раз рабом своего народа, то он останется твоим рабом навсегда». Ровоам пренебрег этим мудрым советом и, по внушениям своих любимцев, отвечал народу: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, но я сделаю это иго тяжелее: он вас наказывал бичами, a я буду бить вас скорпионами». Народ оскорбился таким ответом и десять колен избрали своим царем Иеровоама. Только два колена, Иудино в Вениаминово, остались верными дому Давидову и признали Ровоама своим царем. Ровоам хотел идти войной против 10 колен, но был удержан пророком Самеем. Пророк объявил ему, что все случившееся есть дело Божие и измениться не может. Таким образом, народ еврейский разделился на два царства: на царство Израильское, состоявшее из 10-ти колен, и царство Иудейское, состоявшее из колена Иудова и Вениаминова. Краткий обзор истории царства израильского Для вразумления Иеровоама Господь послал к нему пророка из Иудеи. Пророк пришел в то самое время, когда Иеровоам готовился принести первую жертву поставленному в Вефиле идолу. Он, обратясь к жертвеннику, воскликнул: «жертвенник, жертвенник! вот родится сын дому Давидову, по имени Иосия. Он принесет на тебе в жертву жрецов высот и сожжет кости человеческие. А что сие сбудется то вот знамение от Господа: этот жертвенник тотчас же распадется». И жертвенник действительно тотчас же распался. Посрамленный царь протянул руку, чтобы стражи взяли пророка, но вдруг рука его одеревенела и только молитвы человека Божия могли исцелить ее. Царь, в изъявление своей благодарности, пригласил пророка к своему столу и обещал ему богатые подарки. Но пророк отказался, так как Господь повелел ему не вкушать ни хлеба, ни воды в Вефиле и даже не возвращаться тем путем, которым пришел туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

1 Неверные весы — мерзость перед Господом, но правильный вес приятен Ему. 2 Куда придёт гордость, там и бесчестие, уста же смиренных поучаются премудрости. 3 Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесёт пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти. 4 Праведник, умирая, оставляет о себе сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 5 Правда непорочного выравнивает пути, нечестие же впадает в неправду. 6 Правда мужей правых избавит их, а беззаконники пленяются неразумием. 7 Со смертью мужа праведного не погибает надежда, но гибнет самохвальство нечестивых. 8 Праведный избежит западни, а вместо него предаётся нечестивый. 9 В устах людей нечестивых — сеть гражданам, знание же праведных ведёт ко благу. 10 При благоденствии праведных ободряется город, а при погибели нечестивых  бывает торжество. 11 Благословением правых возвысится город, устами же нечестивых разрушится. 12 Лишённый разума осмеивает граждан, а разумный человек хранит молчание. Четвертая седмица Великого поста Понедельник четвертой (средней) седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 7: Господи, да не яростию Твоею обличиши люди согрешившия, ниже гневом Твоим накажеши нас, Благ Сый: Тебе бо славит вся земля. И молимся: пощади нас, Святый. Слава, и ныне: и повторяем тот же.  Прокимен (псалом 61), глас 6: О Бозе спасение мое/и слава моя.  Стих: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Чтение пророчества Исаии  24–32] 24 Так говорит Господь Саваоф: «Как Я сказал, так и будет, и как Я определил, так и произойдёт, 25 чтобы погубить ассирийцев на земле Моей и на горах Моих, и будут попраны; и снимется с них ярмо их и позор их снимется с плеч их. 26 Это — решение, которое установил Господь на всю вселенную, и эта поднятая рука — на все народы вселенной. 27 Ибо то, что Бог Святой установил, кто отменит? И руку Его высокую кто отведёт?» 28 В год смерти царя Ахаза было слово такое: 29 «Не радуйтесь, все иноплеменники, что сокрушилось иго бьющего вас; ибо из змеиного семени произойдут дети аспидов, а их потомки станут летучими змеями.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

    К. Телец был приносим от каждого, и всех их было двенадцать. Они возят святую скинию, будучи по двое запряжены в одну колесницу и под одно ярмо, и они отделены на служение левитам. Это может служить образом двух народов, еще не разделенных неподобием учения и жизни, но как бы сопряженных и терпеливо и мужественно шествующих вместе под одним игом Спасителя; ибо сказано: «мужайся и да крепится сердце твое и потерпи Господа» (Пс.26:14). А телец есть животное терпеливое и весьма крепкое: таковы во всяком случае избравшие богопочтение, как бы иго на себе носящие Христа, прообразуемого в святой скинии. Телом же Его называл Церковь и божественный Павел (ср. Кол. 1:24, 18); сказано также было и Анании о нем, то есть Павле: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Деян.9:15). Кроме того приносимые овен, а равно и агнец указывают на приближение к Богу и как бы посвящение, очевидно духовное, как старейшего приведенного к Нему, так и нового народа: ибо как терпеливость и мужество означается посредством тельцов, так равно, думаю я, и в овцах ясно указывается как бы плодоносие в кротости оправданных верою во Христа; потому что это животное кроткое и плодовитое. А таковы все прилежные делатели евангельского жития, к которым взывал и Сам Христос: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6:30, 29; сн. Мф.5:39). Пишет также и Павел: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2Тим. 2:24). А что за вышесказанным должно было следовать и приношение козла, это указывало, я думаю, не на что иное, как на то, о чем я недавно сказал, то есть что все, хотя бы некоторые обладали и добрыми свойствами, имеют нужду в очищении чрез покаяние и в забвении грехопадений. И, ведая, божественный Давид сказал: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?» (Пс.129:3.) Таким образом, козел был жертвою за отпущение по древнему закону; покаяние же и прошение о забвении (грехов) есть ныне жертва, приносимая нами, приходящими к Богу в духе и истине; ибо сказано: «станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис.43:26). Воспевает также негде и Давид: «сказал: Господу преступления мои и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Ясна ли для тебя наконец речь о дароприношении князей?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Бога вызывают к бытию различные части тварного мира. Но человек — не часть, потому что личность содержит в себе все: как свободная полнота он рождается от “размышления” Бога, как Свободной Полноты» . «Человек полнее, богаче, содержательнее ангельских духов. Поставленный на грани умозрительного и чувственного, он сочетает в себе эти два мира, будучи причастен всем сферам тварной вселенной. “В него, как в горнило, стекается все созданное Богом, и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию” (Максим Исповедник)» . О великом предназначении человека продолжает размышлять о. Александр Сорокин: «“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, (человека — образ, подобный нам), и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над зверями и над скотом и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” ( Быт. 1:26 ). Вновь показательно сравнение с древневосточными мифами о творении. “Мардук тоже после создания неба и земли принимается за создание человека. Он замешивает его на крови Кингу, наказанного бога, и возлагает на него обязанности “служения богам”. В другом вавилонском мифе рассказывается, как низшие боги восстали против высших и потребовали от царицы богов, чтобы она сотворила человека, “чтобы он нес ярмо (иго)”, а они были свободными. Люди должны совершать тяжкий труд богов”, — отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в своих лекциях по библейскому богословию в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Человек в библейской истории творения не раб богов. Он создан не для того, чтобы выполнять тяжкую работу за богов и их обслуживать (в этом магический смысл языческого жертвенного культа). Он — образ и подобие Бога, избранный Богом, чтобы быть Его собеседником и участником Завета. И поэтому, в качестве собеседника Бога, который Ему отвечает и ответственен перед Ним, человек назначается владельцем, хозяином земли. “Так, как и земные владыки поставляют в провинции своего царства, в которых они лично не появляются, образы себя самих как символы своего владычества, — так и человек поставлен в своем богоподобии на земле как знамение величия Бога”» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010