еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Участие Церкви в помощи семьям в ситуации кризиса обсудили на межведомственной конференции, организованной Белорусским экзархатом 18 мая 2020 г. 11:12 Видеоконференция «Семья сегодня: трансформация внутренних и внешних ресурсов» с участием представителей органов государственного управления, организованная Синодальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства Белорусской Православной Церкви , состоялась 15 мая 2020 года, сообщает Pro-life.by . Целью встречи, проходившей в Международный день семьи, стало обсуждение необходимости церковно-государственного сотрудничества в работе с неблагополучными семьями. Были рассмотрены возможности официального участия профильных епархиальных отделов и православных общественных организаций в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (СОП). Глава Синодальной комиссии протоиерей Павел Сердюк отметил, что видит необходимость включиться в эту работу в связи с особенностями личной пастырской деятельности: «Я несу послушание настоятеля прихода святителя Николая Японского в Минске, который находится в микрорайоне Каменная Горка. Священники и церковнослужители нашей приходской общины часто являются очевидцами и участниками конкретных случаев проявления социального неблагополучия семей. Прихожане стараются деятельно реагировать на эти вызовы. Поэтому наш запрос также связан с необходимостью повышения личных компетенций. Важное содержание семейного служения Церкви в ее социальном аспекте — это формирование жизненно позитивных смыслов и моделей, укорененных в высоких нравственных ценностях Евангелия и церковного учения о браке и семье, и их трансляция в повседневную жизнь людей. Ввиду паузы, которая возникла из-за нынешней эпидемиологической обстановки в жизни многих людей, ввиду различных медийных оценок присутствия Церкви в жизни общества, возникает вопрос: необходим ли государству сегодня имеющийся у церковной общественности ресурс в сфере социального служения Церкви». Начальник отдела медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Республики Беларусь Д.Н.

http://patriarchia.ru/db/text/5638398.ht...

Брест. Церковь Николая Чудотворца. Надпись на плите: Морякам-участникам русско-японской войны 1904-1905 г. их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения Движение Поддержки Флота 27 мая 2005 г. Брестское представительство Дионисий 18 января 2006 Карта и ближайшие объекты В сердце Бреста – на улице Советской – расположилась церковь, издали привлекающая к себе внимание. Это красавица Свято-Николаевская церковь, или церковь Святого Николая Чудотворца. История этой церкви начинается в далеком 1885 году: тогда православное братство Брест-Литовска построило деревянную церковь, которую называли Николаевской или Братской. Недолго радовала она глаза брестчан, один из многочисленных пожаров XIX века уничтожил строение. Тогда и было принято решение о строительстве новой – каменной – церкви. На ее строительство давали деньги не только обычные прихожане, братства в честь св. Николая и в честь Афанасия Брестского тоже щедро помогали деньгами. Правда, вскоре выяснилось, что денег все равно не хватает. Тогда император Николай II внес недостающую сумму, а также передал список имен погибших моряков, чтобы их постоянно поминали в церкви. Внес свою лепту в строительство и Петр Столыпин. Строительство было начато в 1903 году, а через три года храм уже стал действующим. Торжественное освящение церкви прошло 6 декабря 1906 года. Свято-Николаевская церковь напоминает пятимачтовый корабль. Построена в русско-византийском архитектурном стиле, просматриваются элементы московского церковного зодчества XVII века. Алтарь от храма отделяет трехъярусный деревянный иконостас. Церковь пережила войны и революции, польскую и немецкую оккупацию. Богослужения не прекращались. Но в 1961 году храм закрыли. В следующем году с него спилили все кресты над куполами и сбили все кресты н фасаде. Практически тридцать лет здесь было хранилище Государственного Архива Брестской области. Только в 1989 году кресты вернулись на положенное место. Верующие настояли, чтобы храм был возвращен Православной церкви. 7 января 1990 года – в Рождество Христово – здесь прошло первое богослужение. Правда, восстановление храм завершилось только в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=07839

Канонизация святых: как понять правду, спустя годы? 1937 год, Москва. Арестовывают многодетного священника. Он уже знает, что его ожидает расстрел. Прощаясь с семьей, он благословляет сына, чтобы тот завтра же пошел в комсомольскую организацию по месту учебы, написал письмо, что он отрекается от своего отца, и вступил в комсомол. Потому что кто, кроме него, теперь сможет поддержать остальных членов семьи? 30 августа, 2006 1937 год, Москва. Арестовывают многодетного священника. Он уже знает, что его ожидает расстрел. Прощаясь с семьей, он благословляет сына, чтобы тот завтра же пошел в комсомольскую организацию по месту учебы, написал письмо, что он отрекается от своего отца, и вступил в комсомол. Потому что кто, кроме него, теперь сможет поддержать остальных членов семьи?   Содержание статьи Прим. Ред., — Канонизацией в христианской Церкви называют причисление кого-либо к лику святых. Решение о том, кого Церковь может назвать святым, — непростое. Созывается специальная комиссия, изучается история жизни человека, которого предлагают канонизировать. Иногда еще при жизни святого Господь особо отмечает его и выделяет среди других людей. Праведная жизнь человека позволяет ему после кончины стать нашим заступником перед Господом на Небесах. Святость стяжали не только те люди, которые прошли официальную канонизацию. О многих история могла не сохранить сведений. Актом канонизации Церковь лишь подтверждает иногда уже существующий среди верующих опыт молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижниками благочестия. История Церкви — это история святости Канонизация святых – очень сложный вопрос. История Церкви – это, прежде всего, история святости, и XX век в этом смысле – одна из самых печальных страниц нашей церковной истории. В ХХ веке, дав миру огромное количество святых, Русская Церковь не имела возможности проводить канонизацию. С 1917 и до 1988 года было канонизовано только два подвижника, и то только потому, что это имело значение для внешней политики СССР (например, канонизация Николая Японского подчеркивала присутствие Русской Православной Церкви, России, а значит и Советского Союза в Японии).

http://pravmir.ru/kanonizaciya-svyatyx-k...

Русский. Владивостокский Серафимовский монастырь. Серафима Саровского мужской монастырь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 2014 году храму преподобного Серафима Саровского на острове Русский исполнилось 100 лет. Его история и судьба неотрывно связаны с историей русского Дальнего Востока, нашей страны, народа и Русской Православной Церкви столетия минувшего. 13 лет назад, в 2001 году, здесь основана монашеская обитель. В 1871 г. Владивосток приобрел статус – «Главный порт Восточного океана». Задача защиты и удержания юга Уссурийского края за Российской Империей требовала усиления обороны порта, возведенного 5 апреля 1876 г. и в степень города. Первые воинские подразделения крепостной артиллерии и пехоты появляются здесь в 1880-1881 гг. на Ларионовском полуострове, в районе нынешнего поселка Канал. В 1890-е гг. разрабатывается концепция морской обороны крепости, строятся форт горы Русских и Поспеловская оборонительная линия. С численным ростом островного гарнизона встает вопрос и о храме. В 1896 г. по инициативе нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона на острове Русский близ мыса Поспелова был заложен первый храм. Он был освящен в 1897 г. в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя и навсегда вошел в историю Владивостока как первый полковой храм крепости. В 1906 г. на острове размещается 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, принимавшая участие в русско-японской войне. С этого времени в крепости появляются полковые домовые церкви 33-го, 34-го, 35-го и 36-го полков. С началом широкого казарменного строительства в молодых военных городках стали возводить храмовые здания, чтобы перенести домовые церкви из барачных строений. Полковые церкви находились под управлением ведомства протопресвитера военного и морского духовенства – структуры, бывшей неотъемлемой частью военной организации страны. Новые воинские домовые церкви появлялись на острове вплоть до 1922 г. Всего к началу атеистического времени на острове Русский существовало шесть полковых воинских храмов, столько же домовых церквей, две часовни, множество киотов и киотных столбов освящали и украшали позиции артиллерийских батарей, фасады казарм, наружные и внутренние стены фортов.

http://sobory.ru/article/?object=42517

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 апреля (3 мая) Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, викарий Московской епархии Священноисповедник Феодосий родился 30 июля 1860 года в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии в семье священника Феодора Ганицкого и в крещении был наречен Иоанном. По окончании Киевской Духовной семинарии Иван Федорович был назначен преподавателем Закона Божия при АкШенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии; он преподавал здесь с 20 февраля 1882 года по 25 августа 1890 года, когда поступил бухгалтером в Казенную палату, где работал до 17 апреля 1899 года. 17 апреля 1899 года в крестовой церкви таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона и на следующий день – во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при таврическом епархиальном свечном заводе. 5 мая 1900 года иеромонах Феодосий был назначен экономом таврического архиерейского дома, 15 августа того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита; кроме того, 13 октября – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии и 7 ноября – временно благочинным всех мужских и женских монастырей Таврической епархии. 17 декабря 1900 года иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена и 28 декабря назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. 6 мая 1902 года он был награжден за усердную службу наперсным крестом. 11 августа 1903 года игумен Феодосий был зачислен в братство Московского Покровского миссионерского монастыря. 10 апреля 1904 года он был откомандирован в качестве настоятеля походной церкви отряда Общины Святой Евгении Красного Креста на театр военных действий во время Русско-японской войны. За проявленное в условиях боевых действий мужество и за усердную службу в войсках игумен Феодосий был награжден множеством наград. 10 ноября 1905 года он возвратился в Московский Покровский монастырь.

http://fond.ru/kalendar/386/feodosiy/

А.А. Кострюков Глава 6. Первое заместительство митрополита Сергия (Страгородского) § 1. Начало григорианского раскола Для митрополита Петра начались скитания по тюрьмам и ссылкам. Первоначально архипастырь находился во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке и в суздальском изоляторе, а в ноябре 1926 г. приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Тобольск. В соответствии с завещанием митрополита Петра (Полянского) Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) . 14 декабря 1925 г. он заявил о вступлении в должность. Митрополит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье священника, окончил Нижегородскую семинарию и Санкт-Петербургскую академию, где принял постриг и был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии иеромонах Сергий нес послушание в Японской православной миссии под руководством равноапостольного Николая (Касаткина) . С 1893 г. отец Сергий снова служил в России, защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». В 1901 г. архимандрит Сергий стал ректором Санкт-Петербургской академии, в том же году был рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1905 г. стал архиепископом Финляндским и Выборгским, а в 1911 г. вошел в состав Святейшего Синода. В 1917 г. митрополит Сергий был избран на Владимирскую кафедру, а с 1924 г. находился на Нижегородской кафедре. Заместитель местоблюстителя прекрасно понимал, что в новой должности ему придется наблюдать разгром Церкви, терять близких, рисковать собственной жизнью. Протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал свое посещение митрополита Сергия в Нижнем Новгороде вскоре после его вступления в должность. Тогда митрополит Сергий сказал: «Моя задача тормозить разгром Церкви, спускаться на тормозах, чтобы она не разбилась». Положение митрополита Сергия было более тяжелым, чем положение митрополита Петра. Последний стал местоблюстителем в соответствии с распоряжением патриарха Тихона, который в свою очередь получил право передать власть по завещанию от Поместного Собора. Кроме того, поставление митрополита Петра местоблюстителем в 1925 г. было подтверждено почти 60 архиереями, фактически Собором. Власть же митрополита Сергия базировалась только на завещании митрополита Петра. Не имея возможности выехать в Москву, митрополит Сергий поручил церковное управление в столице совету викариев во главе со священномучеником епископом Серафимом (Звездинским) , однако, поскольку этот архипастырь покинул столицу, временное управление Московской епархией заместитель местоблюстителя поручил священномученику епископу Петру (Звереву) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Пантелеимон: Акций, подобных сбору помощи погорельцам, Церковь не предпринимала никогда 7 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Отдать свое сердце Богу сразу очень трудно, человек идет к этому постепенно. Сначала отдает нуждающимся ненужные ему вещи, потом немного денег, потом что-то, в чем он и сам нуждается, потом поселяет у себя в квартире бездомного, а потом, например, раздает все и уходит в монастырь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих жертвовать на помощь пострадавшим от землетрясений в Японии. На сегодняшний день собрано более 7 млн рублей. Часть средств уже переведена на счет Японской Православной Церкви. О том, как Церковь распределяет пожертвования, в интервью «Аргументам и фактам» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. На вопрос о том, почему Церковь собирает деньги на помощь другим, сама обретая средства на свои нужды от пожертвований, Владыка ответил, что формы помощи бывают разными. При том, что у Церкви нет своих денег для помощи во время катастроф. Тем не менее, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют для погорельцев Синодальный отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет сбор средств, прежде всего внутри себя самой призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. «Церковь это все ее верные чада, и подвигать их на доброе дело для нее естественно. Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других неважно, христиане это, мусульмане или неверующие», — отметил епископ. Владыка также ответил и на вопрос о гарантиях действительного получения помощи пострадавшими: На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им.

http://pravmir.ru/vladyka-panteleimon-ak...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 9 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 86 лет назад 3 февраля 1912 г. святитель Николай архиепископ Японский почил о Господе. В те дни глубоко скорбела вся Церковь Православная. Скончался, почил от дел своих святой муж, который на исходе второго тысячелетия христианства показал всей своей жизнью, что существует и в XX веке призвание апостольское и возможны апостольские труды. В Японии архиепископа Николая почитали не только христиане, но и язычники. После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской Духовной Миссии. Один из современников Владыки писал в 1912 г.: “Нам неодно­кратно приходилось быть свидетелем, как язычники, совершенно незнакомые Владыке, с шумным восторгом приветствовали его на ули­це и их мощное «банзай Никорай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу сурово­му на вид, но с добрым, ласковым сердцем Святителю… Должно заметить, что беспрерывный, тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неодно­кратно свидетелем, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и уго­ден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «Сей да кео», то есть «святой архиепископ»” 1 . Шли годы. Время не затмило памяти святителя Николая. 10 ап­реля 1970 г. Русская Православная Церковь причислила архиепископа Николая к лику святых. При канонизации за свою мисси­онерскую деятельность в Японии он получил наименование равноапос­тольного — одно из величайших духовных именований. “Самые эти факты, — пишет митрополит Санкт-Петер­бург­ский и Новгородский Антоний (Мельников), — имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывном возрастании Церкви как Царствия Божия. Самое же наименование «равно­апос­толь­ный» говорит о непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской апостольской” 2 . Официально было провозглашено то, что жило в сознании православных людей со дня кончины святите­ля, который, будучи равноапостольным в подвигах, причислен к лику равноапостольных святителей и ныне возносит свои молитвы о всей Церкви Православ­ной.

http://pravmir.ru/missionerskiy-podvig-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010