В Москве прошла научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления» 24 февраля, 2012. Новостная служба 21 февраля 2012 года в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления». 24 февраля. ПРАВМИР. 21 февраля 2012 года по благословению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления», сообщает Патриахия.ru по материалам сайтов  Богослов.ru  и  «Церковный вестник» . В мероприятии приняли участие представители духовных и светских учебных заведений и научных центров — специалисты в сфере богословия, церковной миссии, истории, культурологии, японоведения. Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии получили возможность пообщаться во время конференции с родственниками святителя Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу. В ходе встречи был организован телемост с Японией, во время которого к участникам конференции в режиме реального времени обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. Владыка, в частности, сказал: «Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа в Японии. Этот дух и ныне жив в Японской Церкви и в японском обществе, и мы надеемся, что он будет сближать наши народы и впредь. Хотелось бы, чтобы и вы тоже хранили в себе этот дух, который способствует взаимопониманию между нашими странами. Все мы, я думаю, согласны, что Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь, и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности».

http://pravmir.ru/v-moskve-proshla-nauch...

Святоотеческие цитаты о миссии, не вошедшие в основной материал Христос хочет, чтобы мы любили друг друга как Он возлюбил каждого из нас. Он хочет, чтобы мы и другим желали спасения, как и Он желает, чтобы все спаслись и пришли в познание истины... Итак, кто хочет выразить любовь и благодарность ко Христу-Спасителю за Его любовь и милость к нам, тот пусть послужит Его великому делу призвания язычников ко спасению через миссионерскую проповедь. Свт. Макарий (Невский) . Проповеди, С. 217. Господь Иисус Христос , ещё живя на земле, не всегда Сам ходил проповедовать... но посылал и апостолов, как послал их и после Вознесения Своего, заповедав крестить обращаемых «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»... А потому и нам, недостойным, надлежит исполнить всякую правду, и мы должны потрудиться для обращения ныне живущих язычников ко Христу Господу, помогая кто чем может труженикам проповеди Святого Евангелия. Св. Иоанн Восторгов . Очерки, С. 17. Идите, научите все народы – сказано по настоящему времени никому иному на земле, как нашей Православной Церкви, преемнице Церкви Апостольской; и именно Русской Церкви, потому что Греческая бедна и не может по этой причине рассылать миссионеров... На дело проповеди в России средства найдутся – в этом и сомнений не может быть. Но как подвигнуть проповедь? Как исполнить заповедь Христову? Св. Николай Японский . Дневник, 22 сент. 1894 г. «При Синоде должен быть миссионерский комитет: для зарождения и воспитания миссионерской «мысли» (не говоря о «стремлении» – того нужно ещё сто лет ждать) в духовно-учебных заведениях; для зарождения и развития заграничных миссий... Сколько уже перебывало здесь миссионеров... но был ли хоть один миссионер настоящий? Ни единого. Оттого все и уехали. Почему это? Очевидно, потому, что в духовно-учебных заведениях России и мысли нет о миссионерстве». Св. Николай Японский . Дневник, 31 мая 1896 г. В заключение [гости из Индии] пристали с вопросом: почему же Россия в Индии не имеет Духовной Миссии? Все имеют – и американцы, и французы, и немцы, не говоря уж об англичанах, а русской нет – почему? Католики, протестанты многочисленных сект имеют в Индии свои Миссии, а Православной нет – почему? Правда, в самом деле почему? Не пора ли нам шире открыть глаза? Покуда же мы будем краснеть при подобных вопросах за наше немощство?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

28/01/2000 АРХИВ НОВОСТЕЙ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ ПОМОЩЬ МОСКВИЧЕЙ БУДЕТ ДОСТАВЛЕНА В ВОЕННЫЕ ГОСПИТАЛИ ОКОЛО ЧЕЧНИ С 14 по 17 января в московском Сретенском монастыре проводился сбор благотворительной помощи: продуктов и медикаментов - для российских солдат, воюющих в Чечне. Пожертвования принимались от всех желающих, имена которых записывались для молитвенного поминовения. Подобная акция проводится по благословению Святейшего Патриарха Алексия уже в пятый раз. Три первых благотворительных груза были переданы Сретенским монастырем непосредственно жителям Грозного. Последний, четвертый груз, был доставлен 19 ноября 1999 года самолетом в Моздок и передан российским солдатам, воюющим в Чечне, и беженцам из районов конфликта. В этот раз часть собранных медикаментов уже отправлена в московские больницы, где находятся российские воины, пострадавшие во время чеченской кампании. Другая часть гуманитарной помощи, собранной в Сретенском монастыре, будет доставлена на этой неделе в приграничные с Чечней районы. Там она будет распределена по военным госпиталям. Более подробную информацию читайте на нашем сайте в течение недели. Православие 2000 ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ У МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ Новым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии назначен игумен Марк (Головков). Он известен многим православным людям, побывавшим в Иерусалиме, не только как деятельный и отзывчивый сотрудник Русской Духовной миссии, как специалист по восточным языкам и серьезный ученый, но и как строгий монах. Можно предположить, что долгая аскетическая жизнь на Святой Земле достаточно подготовила отца Марка к тяготам нового послушания. Православие 2000 В МОСКВЕ РУКОПОЛОЖЕН ЕЩЕ ОДИН АРХИЕРЕЙ ЯПОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 января в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архиереев совершил божественную литургию. В этот день за литургией была совершена хиротония архимандрита Серафима (Цуйе) во епископа Сендайского Японской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/news/index05.htm

Митрополит Даниил (Нусиро) 24 ноября 2023 г. 14:00 Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро). PDF-bepcuя . Митрополит Даниил (в миру Иуда (Икуо) родился 5 сентября 1938 года в городе Тоёхаси (префектура Айти, Япония). В результате религиозных исканий юноша пришел к православной вере. Митрополит Даниил вспоминал, что много размышлял о религии и на него произвело глубокое впечатление учение о Троице. В 1956 году Икуо принял Святое Крещение с именем Иуда в честь святого апостола Иуды, брата Господня по плоти. За годы учебы на факультете французской литературы Университета Айти, который он окончил в 1962 году, Иуда укрепился в намерении посвятить свою жизнь священническому служению в Православной Церкви. В 1965 году Иуда успешно окончил Токийскую духовную семинарию, а в 1968 году — Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке. В 1969 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «Жизнь и богословское наследие святого праведного Николая Кавасилы». Митрополит Даниил на протяжении всей жизни интересовался богословской наукой и стал автором ряда трудов, среди которых: «Краткая история русской гимнографии», «Путь православного монаха», «Размышления о святом Дионисии Ареопагите», «Мысли святого Максима Исповедника», «Размышления о “Точном изложении Православной веры” святого Иоанна Дамаскина», «Размышления о “Православном понимании Творения” протоиерея Георгия Флоровского», «Размышления о “Православном понимании Св. Троицы” протоиерея Бориса Бобринского» и др. Осенью 1969 года Иуда вступил в брак с Вероникой Нусиро, фамилию которой, вопреки японской традиции, принял при бракосочетании. В ноябре того же года Иуда Нусиро был рукоположен во диакона в кафедральном соборе Воскресения Христова (храм Николай-До) в Токио. В апреле 1970 года диакон Иуда Нусиро был переведен на служение в храм святого апостола и евангелиста Матфея в своем родном городе Тоёхаси, а в январе 1971 года Митрополитом Владимиром (Нагосским; 1922–1997) был рукоположен во иерея для пастырской работы с американскими военнослужащими на Окинаве. В мае 1971 года молодого священника перевели в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в город Нагоя, но в июле 1973 года он вернулся в Тоёхаси в качестве настоятеля храма во имя святого апостола и евангелиста Матфея.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Японская Православная Церковь Икона св. прав. Иоанна Кронштадтского, освященная на Леушинском подворье Жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского, одного из наиболее почитаемых святых России, тесно связана и с Японской Православной Церковью. Во время паломничества в Россию осенью 2006 года мне не довелось войти внутрь закрытого Андреевского собора Кронштадта. Однако я смогла познакомиться с жизнью духовного детища святого – Леушинского подворья Санкт-Петербурга. Святой Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в бедном селе Сура близ Архангельска. Благодаря трудолюбию и усидчивости он поступил в Архангельскую духовную семинарию, а по ее окончании – в Санкт-Петербургскую духовную академию. В возрасте 26 лет иерей Иоанн был назначен священником в Андреевский храм Кронштадта – портового города близ Петербурга. Каждый день он совершал Божественную литургию и вскоре прославился исцелением больных и другими чудесами. О деятельности кронштадтского пастыря регулярно сообщалось в журнале Японской Православной Церкви «Сэйкё симпо» («Православный вестник»). В номере от 5 ноября 17 года Мэйдзи (1884 г.) рассказывается о чудесном исцелении больного по молитвам иерея Иоанна. Журнал от 10 февраля 27 года Мэйдзи (1894 г.) пишет о «благодеянии отца Иоанна», организовавшего дом для рабочих, швейную мастерскую, приют для бездомных и школу. Святой Иоанн Кронштадтский переписывался с равноапостольным Николаем Японским, который был лишь семью годами младше, и присылал пожертвования для юной Японской Церкви. В дневнике 8 июля 1900 года святитель Николай отмечает: «Получен ящик с церковными вещами от отца Иоанна Кронштадтского: святое Евангелие, три напрестольных креста, дароносица, лампадка, два священнических полных облачения, шесть приборов воздухов, два прибора литургийных сосудов и прочее. Все вещи серебряные, шелковые, новые, изящные. Да благословит Бог отца Иоанна еще большею благодатию за его широкую любовь! Пожертвование выставлено в крещальной, чтобы показать христианам, которые все знают имя раба Божия отца Иоанна Кронштадтского».

http://pravoslavie.ru/41388.html

М.Н. Боголюбов Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии История свидетельствует, что куда бы и когда бы ни проникала вера Христова, всюду она являлась истинным и величайшим благодеянием Божиим, началом нового и лучшего порядка вещей, основанием всего, чем возвышались и благоденствовали народы. Проф. А. А. Царевский Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. (Казань, 1898; переизд.: Л., 1991) Выдающуюся роль в истории русско-японских отношений сыграла Российская Духовная Миссия в Японии. Русская Православная Церковь содействовала сближению двух соседних народов, установлению дипломатических отношений и развитию культурных связей между Россией и Японией. Особое место в истории Русского Православия занимают такие неординарные личности, как святой равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), заслуживший уважение и почитание своим подвижническим служением на ниве Православия. Святитель Николай, возглавлявший Российскую Духовную Миссию со дня ее основания (1869) и до последних дней своей жизни (1912), осознанно и добровольно несший нелегкий крест утверждения Православной Веры на Дальнем Востоке, своими деяниями утверждал слова Апостола Иакова: «Покажи мне Веру твою без дел твоих, а я покажу тебе Веру мою из дел моих» (2:18). Вот почему для нас, ныне живущих, деяния о. Николая – живой пример для раздумий и поучений. Поэтому и оценка деятельности Российской Духовной Миссии в Японии японской наукой представляет несомненный интерес с точки зрения не только ее истории, но и современного ее состояния. Остановимся на двух этапах японской историографии – начальном этапе становления Российской Духовной Миссии и распространения Православия в Японии и современной историографии последних десятилетий. Очевидно, что деятельность Японской Православной Церкви, получившей автономию от Московской Патриархии только в 1970 г., – предмет будущих исследований и публикаций. Японцы высоко ценят влияние русской философской мысли (а Православное Вероучение включает в себя ее элементы), значение исторического опыта России в критические периоды ее истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Слово Евангелия громко раздастся…» Беседа с переводчиком посольства Японии в РФ Алексеем Потаповым Одно из великих свершений, составляющих наследие святителя Николая Японского, – перевод на японский язык Священного Писания. «Чем больше я знакомился со страною, тем больше убеждался, что очень близко время, когда слово Евангелия громко раздастся там и быстро пронесется из конца в конец империи», – писал он в своих дневниках. В Японской Православной Церкви и сейчас используются тексты, переведенные святителем. О том, как шла работа над переводами и с какими трудностями святителю пришлось столкнуться, беседа с переводчиком посольства Японии в РФ и одним из ведущих специалистов по переводам на японский язык православной литературы Алексеем Потаповым . – Иезуитские миссионеры, приезжавшие в Японию, утверждали, что «иероглифы придумали бесы, чтобы помешать распространению Евангелия на Восток». С какими же трудностями пришлось столкнуться святителю Николаю в его работе над переводами евангельских текстов? – Главная трудность была в том, что святителю пришлось фактически с нуля создавать весь христианский словарь в японском языке. Ведь до него не существовало переводов Библии, да и вообще каких-либо других христианских текстов. То, что переводили католические миссионеры в XVI веке до закрытия страны, можно не принимать в расчет, потому что те переводы носили экспериментальный характер. В годы, когда страна была закрыта для европейцев, вплоть до революции Мэйдзи 1868 года, проповедь христианства была запрещена под страхом смерти, и ко времени начала деятельности святителя Николая религиозная почва, которую ему предстояло перепахать, была абсолютно языческая. Не существовало базовых христианских понятий ни в сознании людей, ни в языке. Нужно было для начала тщательно отобрать слова, которые могли бы адекватно передать эти понятия. Например, для передачи понятия «Бог» было выбрано слово «ками», известное нам как часть слова «камикадзэ», то есть «божественный ветер», – так называли японских летчиков-смертников. Изначально это слово обозначало синтоистское божество.

http://pravoslavie.ru/4721.html

Храм в честь Воскресения Христова в Токио Среди множества российских духовных миссий, безусловно, особой самобытностью отличается православная миссия в Японии. Во многом это обусловлено личностью ее основателя и многолетнего руководителя – святого равноапостольного Николая (Касаткина). В русской церковной истории святитель Николай по праву получил наименование апостола Японии. В своей миссионерской деятельности он руководствовался, в первую очередь, необходимостью воспитания паствы в строго евангельском духе – так, чтобы на дальнейшее духовное становление этих людей не могли оказать существенного влияния политические, социальные или какие-нибудь другие силы. Огромную роль в деле миссионерского просвещения Святитель отводил необходимости сближения двух культур: русской и японской. С этой целью, с самого начала существования православной миссии в Японии им переводилось огромное количество книг. Естественно, что основную часть книг, переводимых с русского на японский язык, составляли богослужебные тексты и творения святых отцов. Но, вместе с тем, на японский язык переводились и русская литература, и книги по русской церковной архитектуре, иконописи и прикладному искусству. Огромную роль в деле сближения двух культур оказало и непосредственное знакомство японцев с образцами русской архитектуры, иконописи, прикладного и ювелирного искусства. Подвижнические труды святителя Николая нашли продолжение во множестве его учеников японцев и, тем самым, послужили благодатной почвой, на которой возросло могучее древо Японской Православной Церкви. Япония оставалась закрытой страной для европейцев гораздо дольше, чем Китай. Попытки России завязать с Японией дипломатические отношения долгое время не имели успеха: лишь в 1853 году первый российский военный корабль смог войти в японскую гавань (Нагасаки). В 1855 году в Японии открылась первая дипломатическая миссия, а в 1857 году при российском посольстве в Хакодате (современный район Мотомати), трудами и попечением консула И.А. Гошкеича, была заложена домовая церковь в честь Воскресения Христова . Строительство было завершено в 1859 году.

http://pravoslavie.ru/40526.html

архиепископ Антоний (Мельников) Содержание Глава I. Перед подвигом Глава II. Подвиг Глава III. Завершение     Последняя канонизация в Русской Православной Церкви совершилась в 1970 году. Канонизован архиепископ Николай Японский (в миру Иван Димитриевич Касаткин), смоленский уроженец, скончавшийся в Японии 3 февраля 1912 года. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в этой стране он получил наименование равноапостольного- одно из высочайших духовных наименований. Самые эти факты имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывности возрастания Церкви как Царства Божиего. Самое же наименование святого «равноапостольным» говорит об этой непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской, апостольской. Нам привычно представление об апостольстве в плане историческом как о явлении, уже завершившем в мире свое дело. Между тем апостольство – прежде всего явление духа, одна из форм святости. Святость едина, но многообразна. Она всегда – стяжание Духа Святого, по словам преподобного Серафима Саровского в беседе с Н. А. Мотовиловым, но путей этого стяжания много; чтобы выйти из узкоисторических рамок, нам надо понять самую духовную природу апостольства. Оно открывается нам в Евангелии и посланиях святого апостола Павла. Господь Иисус Христос избрал из Своих многочисленных учеников сначала 12, потом 70 апостолов. Большинство из них были простыми, необразованными галилейскими рыбаками, но были среди них и мытари, был врач и художник – будущий евангелист Лука. Но у всех этих избранников при разнице их характеров и социального положения было одно общее и непременное, сказанное Христа святым апостолом Петром: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ). Эти люди еще не были святы, они и после избрания и падали, и занимались местническими спорами, и отрекались, как сам Петр, и даже могли духовно погибнуть, как Иуда, но их избранию предшествовал их выбор: оставаться в прежней жизни или оставить все прежнее и дорогое и идти за Христом, оставить рыбацкую сеть в день самого богатого улова, а не в день скудости. Призвание этих галилейских рыбаков подробнее всего рассказано у святого евангелиста Луки. Симон, напрасно трудившийся с товарищами всю ночь, по слову Христа, закидывает сеть, и «они поймали великое множестве рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Это было богатство для них и для их семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. Фотография. Ок. 1911 г. (Касаткин Иван Дмитриевич; 1.08.1836, с. Берёза Бельского у. Смоленской губ.- 3.02.1912, Токио), равноап. (пам. 3(16) февр.), архиеп. Японский. Родители - диакон церкви с. Берёза Дмитрий Иванович Касаткин и его супруга Ксения Алексеевна (урожд. Савинская). Крещен с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. В семье Касаткиных было четверо детей - Гавриил (умер во младенчестве), Ольга, Иван и Василий. В 1841 г., когда Ивану было 5 лет, умерла Ксения Алексеевна. И. Д. Касаткин окончил Бельское ДУ, затем в 1857 г.- Смоленскую ДС первым студентом, в том же году отправлен за казенный счет в СПбДА (ректор с 1857 по 1859 - архим. св. Феофан Затворник (Говоров) ). Он с юности мечтал проповедовать язычникам. Еще во время учебы в семинарии рассказ проф. И. Ф. Соловьёва о Китае пробудил в нем желание поехать туда с проповедью Евангелия. В 1859 г., на последнем курсе СПбДА, Касаткин увидел объявление о приглашении священника для правосл. ц. в честь Воскресения Христова, возведенной на средства российского консульства в г. Хакодате стараниями консула И. А. Гошкевича, и решил ехать в Японию, приняв монашество, потому что «иначе нельзя для пользы дела» ( Андроник (Никольский). 1900. С. 430-432). Ректор академии архим. Нектарий (Надеждин) дал понять, что в случае принятия монашества Касаткину обеспечено хорошее место и в С.-Петербурге, но тот ответил, что желает быть монахом только для миссии (Там же). Решением членов Синода был выбрал Касаткин. По свидетельству прот. Н. В. Благоразумова , к-рый тоже был в числе пожелавших отправиться в Японию, «...студентов охотников (т. е. посвятить себя миссионерству) записалось тогда человек 10-12, и все при условии женитьбы, а Касаткин - один монахом и перебил всех» ( Кедров. 1912. С. 380). По ходатайству митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) ему была присвоена степень кандидата богословия без предоставления квалификационного сочинения, однако по мн. предметам он не получил аттестации, т. к. должен был пропустить целый учебный год. 24 июня 1860 г. И. Д. Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского, 29 июня рукоположен во диакона, а 30 июня - во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010